Кросс модуль: назначение, типы, размеры
Во время проведения электромонтажа практически у каждого человека может возникнуть необходимость соединить один проводник с несколькими отходящими линиями, которые в дальнейшем будут идти на освещение, розетки или мощные электроприборы. Использовать коммутации для скрутки будет достаточно опасно, так как в этом случае вы можете столкнуться с проблемой короткого замыкания. Именно поэтому лучше всего использовать безопасную систему, которая имеет название кросс-модуль.
Это достаточно компактные устройства, которые еще называются модульными распределительными блоками или РБ. В этой статье вы узнаете для чего нужны и где применяются кросс-модули.
Конструкция устройства
Модульный распределительный блок состоит из нескольких распределительных шин, которые изолированы друг от друга. Количество шин может быть достаточно разнообразным и все будет зависеть от модели устройства. Шины могут изготавливаться из меди или латуни. Также в конструкцию этой системы будут входить винтовые зажимы, которые в дальнейшем позволяют осуществлять быструю коммутацию проводов различного сечения.
Корпус блока изготавливают из термостойкого пластика. Именно он позволяет сделать устройство полностью безопасным. Кроме того, конструкция кросс-модуля оснащена специальной крышкой, которую при необходимости можно будет легко поднять и зачистить контакты от попадания посторонних предметов. После перехода в современные магазины вы сможете заметить, что кросс-модули могут быть:
- Нулевыми.
- Фазными.
- Комбинированными.
На данный момент отличие нулевого распределительного блока от фазного будет заключаться в том, что вторая продукция способна выдерживать более высокие нагрузки. Кроме этого, также следует помнить о том, что изделия могут быть однополюсными или многополюсными. Если модульный распределительный блок будет иметь несколько полюсов, тогда он также может использоваться и для сборки трехфазных щитов.
Технические характеристики кросс-модуля также могут быть разнообразными. Они рассчитываются на токовую нагрузку от 80 до 500 А. Также могут существовать отличия сечения на входе и на выходе. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант, вам обязательно необходимо составить схему своего распределительного щитка. Только после этого вы сможете перейти к осуществления правильного выбора.
Важно знать! Вам необходимо помнить, что существуют кроссовые модули, предназначенные для коммутации цифровых сетей. Они имеют название оптические кросс-модули.
Область применения
Теперь вы уже поняли, что назначение кросс-модуля – это коммутация проводов в щитке. Действительно после использования этого устройства вы сможете заметить, что электрический щиток стал выглядеть более профессионально. Чтобы в этом убедиться вы можете посмотреть фото ниже:
Также вам необходимо помнить о том, что применение этих изделий позволяет быстрее разобраться в схеме электрощита, а это позволяет значительно ускорить ремонтные и электромонтажные работы. Также кросс-модули применяют при монтаже главной заземляющей шины. В этом случае распределительный блок будет играть роль клеммника.
Подключение
На данный момент установка и подключение кросс-модуля не представляет собою ничего сложного. Корпус устройства необходимо будет просто прикрепить на din-рейку. Коммутация проводов также считается достаточно простой. Ниже мы представили вашему вниманию видео, которое расскажет, как подключить кроссовый модуль.
Теперь вы точно знаете, что такое кросс-модуль, зачем он нужен и какие размеры может иметь. Если вы желаете покупать модульный распределительный блок, тогда следует выбрать следующих производителей: ABB, IEK, Legrand, либо Schneider Electric. В работе этого приспособления особенную роль играет качество материалов, из которых оно выполнено.
Читайте также: отличия зануления от заземления.
Что такое кросс-модуль?
Во вводно-распределительных щитах далеко не всегда один вводной кабель соединяется с одной отходящей линией, чаще от него идут несколько проводников. Выполнять разводку по старинке, при помощи скруток, небезопасно: в месте соединения трудно обеспечить надежный контакт и не допустить перегрева. Использование такого способа приводит к коротким замыканиям и возгораниям. Цивилизованное решение – монтаж с применением кросс-модуля.
Что такое кросс-модуль
Кросс-модуль или модульный распределительный блок — это специальное приспособление, предназначенное для разведения входящего проводника на несколько потребителей или участков. Устройство изготавливается на основе изолированных друг от друга металлических шин и зажимов, отвечающих за соединение проводов.
Конструкция кросс-модуля
Латунные или медные шины и винтовые зажимы располагаются в пластиковом корпусе, выполняющем защитные функции. Элемент конструкции предохраняет внутренние части и места сращивания от внешних воздействий и обеспечивает пожарную безопасность, так как производится из самозатухающего материала. Вместе с крышкой он препятствует случайному прикосновению к токоведущим частям во время ремонта или ревизии оборудования.
Наиболее распространённый вариант конструкции кросс-модуля предполагает установку на DIN-рейку. Также существуют модели, для крепления которых нужны саморезы.
Разновидности распределительных блоков
Кросс-модули, эксплуатирующиеся в различных сетях, обладают отличиями и конструктивными особенностями. Так, устройства снабжаются одним или несколькими полюсами. Первые предназначены для использования в однофазных сетях, вторые — в трехфазных. РБ рассчитаны на разное сечение проводов на входе и выходе и токовую нагрузку. В зависимости от того, для коммутации какого провода предполагается использовать изделие, различают три разновидности модулей:
- нулевые распределительные блоки предназначены для соединения нейтральных защитных и рабочих проводников; также модели устроены наиболее просто;
- фазные кросс-модули также имеют простое устройство, но рассчитаны на более высокие нагрузки — они выдерживают ток до 500 ампер и напряжение до 1 000 вольт;
- комбинированные модели — это два предыдущих типа в одном корпусе: с их помощью можно соединять как фазные, так и нулевые провода и выполнять разводку на большое количество ответвлений.
Помимо перечисленных разновидностей, существуют кросс-модули для информационных сетей. С их помощью осуществляют соединение оптического кабеля и витой пары.
Применение кросс-модулей
Модульные блоки применяются во вводно-распределительных щитах для создания разводки кабеля и надежного безопасного соединения проводников. Также играют роль переходного клеммника при присоединении к кабелю большего сечения проводников меньшего размера. В частности, таким образом монтируется главная заземляющая шина. Как отмечалось выше, распределительные блоки в специальных корпусах снижают вероятность пожара.
Установка и подключение
В схеме распределительного щита кросс-модуль занимает место между реле напряжения и прибором учета электроэнергии. При этом обеспечивает компактное подключение фазных и нейтральных проводников. Изделие устанавливается на DIN-рейку или монтажную панель. В последнем случае модуль крепится на винты, саморезы или другие крепежные элементы. Помимо габаритов распределительного блока, при монтаже следует учитывать размеры подключаемых проводов и другого оборудования.
Преимущества кросс-модулей
- Применение кросс-модулей при сборке щита позволяет избавится от нагромождения проводов.
- Отсутствие неопрятных пучков кабеля — это не только красота. Практическая польза модульных распредблоков заключается в облегчении обслуживания. Для изменения схемы или участка цепи не нужно долго искать определенный провод и расцеплять прикипевшую скрутку. Достаточно ослабить винт крепления и отсоединить нужный проводник.
- Устройство создает прочное соединение с надежным контактом. При этом к минимуму сводится вероятность пожара или КЗ, вызванных хлипким креплением.
- Дополнительная безопасность при монтаже, благодаря наличию контактной шины, препятствующей замыканию фазы на ноль.
Что такое кросс-модуль и зачем он нужен?
Во время проведения электромонтажа практически у каждого человека может возникнуть необходимость соединить один проводник с несколькими отходящими линиями, которые в дальнейшем будут идти на освещение, розетки или мощные электроприборы. Использовать коммутации для скрутки будет достаточно опасно, так как в этом случае вы можете столкнуться с проблемой короткого замыкания. Именно поэтому лучше всего использовать безопасную систему, которая имеет название кросс-модуль.
Это достаточно компактные устройства, которые еще называются модульными распределительными блоками или РБ. В этой статье вы узнаете для чего нужны и где применяются кросс-модули.
Конструкция устройства
Модульный распределительный блок состоит из нескольких распределительных шин, которые изолированы друг от друга. Количество шин может быть достаточно разнообразным и все будет зависеть от модели устройства. Шины могут изготавливаться из меди или латуни. Также в конструкцию этой системы будут входить винтовые зажимы, которые в дальнейшем позволяют осуществлять быструю коммутацию проводов различного сечения.
Корпус блока изготавливают из термостойкого пластика. Именно он позволяет сделать устройство полностью безопасным. Кроме того, конструкция кросс-модуля оснащена специальной крышкой, которую при необходимости можно будет легко поднять и зачистить контакты от попадания посторонних предметов. После перехода в современные магазины вы сможете заметить, что кросс-модули могут быть:
- Нулевыми.
- Фазными.
- Комбинированными.
На данный момент отличие нулевого распределительного блока от фазного будет заключаться в том, что вторая продукция способна выдерживать более высокие нагрузки. Кроме этого, также следует помнить о том, что изделия могут быть однополюсными или многополюсными. Если модульный распределительный блок будет иметь несколько полюсов, тогда он также может использоваться и для сборки трехфазных щитов.
Технические характеристики кросс-модуля также могут быть разнообразными. Они рассчитываются на токовую нагрузку от 80 до 500 А. Также могут существовать отличия сечения на входе и на выходе. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант, вам обязательно необходимо составить схему своего распределительного щитка. Только после этого вы сможете перейти к осуществления правильного выбора.
Важно знать! Вам необходимо помнить, что существуют кроссовые модули, предназначенные для коммутации цифровых сетей. Они имеют название оптические кросс-модули.
Область применения
Теперь вы уже поняли, что назначение кросс-модуля – это коммутация проводов в щитке. Действительно после использования этого устройства вы сможете заметить, что электрический щиток стал выглядеть более профессионально. Чтобы в этом убедиться вы можете посмотреть фото ниже:
Также вам необходимо помнить о том, что применение этих изделий позволяет быстрее разобраться в схеме электрощита, а это позволяет значительно ускорить ремонтные и электромонтажные работы. Также кросс-модули применяют при монтаже главной заземляющей шины. В этом случае распределительный блок будет играть роль клеммника.
Подключение
На данный момент установка и подключение кросс-модуля не представляет собою ничего сложного. Корпус устройства необходимо будет просто прикрепить на din-рейку. Коммутация проводов также считается достаточно простой. Ниже мы представили вашему вниманию видео, которое расскажет, как подключить кроссовый модуль.
Теперь вы точно знаете, что такое кросс-модуль, зачем он нужен и какие размеры может иметь. Если вы желаете покупать модульный распределительный блок, тогда следует выбрать следующих производителей: ABB, IEK, Legrand, либо Schneider Electric. В работе этого приспособления особенную роль играет качество материалов, из которых оно выполнено.
отличия зануления от заземления.
Что такое кросс-модуль?
кросс-модуль что это такое?В переводе с английского «кросс» дословно имеет значение «крест» или «пересечение», которые указывают на процессы, предметы или явления пересекающиеся между собой. Слово кросс определяет многие сферы нашей жизни. Особенно популярен спортивный кросс – это бег по пересеченной местности, которые часто устраивается на главных улицах наших селений.
Так, из общего обзора, мы приблизились к обсуждению кросс-модуля, который используется в электрике.
что такое кросс-модуль?Кросс модуль можно соотнести к нулевой шине в корпусе
Как правило, в нулевой шине в корпусе установлено от двух до четырех шин. Кросс модули предназначены для разветвления проводов. То есть, можно сделать один ввод, допустим для ноля, и затем сделать несколько выводов на потребители.
Нулевая шина в корпусе
нулевая шина в корпусеРаспределительный модульный кросс-блок
Другой вариант кросс модуля исполнен в виде блока, который рассчитан на напряжение до 1000 Вольт и на номинальный ток до 500 Ампер. Предназначен для проводника большого сечения для ввода в кросс блок, и для распределения несколькими проводниками меньшего сечения, а также для коммутации главной заземляющей шины (ГЗШ).
распределительный кросс-блокМодульный кросс-блок
Кросс-модуль значительно упрощает монтаж электрощита и экономит затраты труда электромонтажников. Просто и надежно крепится на DIN-рейку. Корпус блока изготовлен из термостойкого материала (самозатухающий).
кросс-модуль закреплен на дин рейкеКросс-модуль применяется как для алюминиевых, так и для медных проводников. Корпус блока имеет прозрачную крышку, которая позволяет производить визуальный контроль. Затяжка обжимных болтов производится с помощью шестигранных ключей.
крышка кросс-модуляОцените качество статьи:
Схема подключения реле напряжения через кросс-модуль
Приветствую вас, уважаемые читатели сайта elektrik-sam.info!
В этой статье мы рассмотрим схему подключения нескольких реле напряжения с использованием кросс-модуля.
Применение нескольких реле контроля напряжения дает возможность дифференцировать и улучшить защиту различных типов электроприборов. Также такой подход позволяет решить вопрос оптимальных уставок при настройке наших «барьеров» напряжения. Подробное описание и работу этой схемы смотрите в этой статье, там я все подробно объяснил о показал в видео.
Несколько реле напряжения через кросс-модуль
Основной вопрос, который задают мне в обратную связь по этой схеме — это как подключить в распределительном щите эти несколько реле напряжения?
Вот такая схема, в которой каждая группа потребителей защищена своим отдельным «барьером» напряжения. Сложности возникают при коммутации трех групповых реле.
Предлагаю один из способов, с использованием кросс-модуля на две шины, предназначенного для установки на DIN-рейку.
Одна из шин кросс-модуля используется для подключения фазных проводников L, другая для подключения нулевых N.
Фазный (красный) провод от ввода подключается к шине L, а нейтральный (синий) вводной провод к шине N кросс-модуля.
К свободным клеммам шины L мы подключаем фазные провода, идущие к контактам групповых реле напряжения.
К клеммам шины N подключаем нулевые провода, идущие на питание групповых реле напряжения и нулевой провод, идущий на отдельную нулевую шину, к которой подключаются нули от наших групп потребителей.
Что нам дает кросс-модуль?
Упрощается монтаж, нет необходимости подключать в одну клемму реле напряжения по два провода.
В случае необходимости, легко провести диагностику неисправности, отключив необходимый участок электросети от соответствующей клеммы на кросс-модуле.
Если возникнет потребность внести изменения в существующую схему защиты, достаточно провести коммутацию внутри самого КМ, не нарушая монтажа всей схемы.
Окультуривается монтаж внутри самого электрического щита.
Реле напряжения через кросс-модуль видео
Более подробно описание схемы подключения нескольких реле напряжения с применением кросс-модуля смотрите в видео:
Также рекомендую посмотреть
Распределительный щит — внутренняя компоновка.
Наклейки на электрический щит.
Как разделить электропроводку на группы.
Кросс-модули: IEK ШНК (впервые подвели с 2010) vs оригинальный LeGrand на CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана
Кросс-модули LeGrand в силовом шкафу
Хе хе хе! Продолжаю рассказывать про тот самый шкаф в РадиоЦентр. Так вот уж вышло, что с этим шкафом было много интересного и полезного, и поэтому из него получается сразу несколько постов. И сегодня ещё одна история про то, как я его собрал… заказчик уже вызвал грузчиков… хех, и тут я обнаружил что мои любимые кросс-модули от ИЭКа меня подвели впервые с ~2010 года!
Когда я собирал свои первые трёхфазные щиты (да хотя бы вот этот), я увидел в Леруа кросс-модули от ИЭКа — и так на них и остался, потому что за долгие годы не было ни одного нарекания на них… пока я не начал протягивать соединения в щите в РадиоЦентр =)
Вообще, почему я использую кроссы от ИЭКа? Да потому что в те времена, когда я собирался использовать всё-всё строго от ABB, я увидел (и потом написал пост) то, что кросс-модули от АББ несколько бестолковые. Во-первых, у них нет изоляторов между шинами (а на эти изоляторы удобно клеить маркировку фаз или шинок модуля), во-вторых, у них нет чёткой классификации по числу дырок в шине (4×7, 4×11, 4×15) и, в-третьих, они при этом всё охренеть столько стоят.
Вот кросс-модуль от ABB. Странный он. И не хочу я его использовать — не нравится он мне. Так на ИЭКе и собирал щиты.
Распределительный блок (кросс-модуль) BRT80
И вот собрал я щит в РадиоЦентр с IPM (и ещё и с отключаемыми линиями). Протестировал работу и стал протягивать все соединения, в том числе и кросс-модули. И тут вдруг смотрю — ОПАНЬКИ! А в шине кросса ТРЕЩИНА!
Трещина в шине кросс-модуля IEK (ИЭК)
А щит просили сдать срочно, поэтому мы договорились с заказчиком о том, что он приедет, я ему покажу щит, за часа три расскажу, чего и как там устроено, а потом подъедут грузчики, которые и заберут щит. Мне оставалось-то всего лишь соединения протянуть и надписи наклеить. И тут такая засада!
Грузчиков отменили, а я стал соображать, чего делать. Бежать в магазин и менять брак — не катит. До кучи ещё оказалось, что трескалась именно вторая шинка и именно у кроссов 4×11. Значит есть риск нарваться на полностью бракованную партию кроссов: заменят тебе на кросс из той же партии — и снова будет пиздец.
Кстати, моя статистика — 302 штуки кроссов за всё время сборок щитов. И ни одного брака, кроме этого вот случая.
Скорее всего и правда попалась бракованная партия. Но, блин! У нас в щите три фазы. Там отваливание нуля чревато полной ведьмежутью. Значится, настало время принимать суровое корневое решение: отказываться от ИЭКа и искать другие кросс-модули ему на замену. А чего искать? ABB дорого, но бестолково, и не даёт мне нужных фич (изоляторов между шинками). Всякие Tekfor и прочие — это тот же китай, как и ИЭК. Шнайдер — это тот же ИЭК, только зелёный…
А когда-то очень давно кто-то мне говорил, что ИЭК содрали конструкцию своих кросс-модулей у LeGrand. И даже когда-то давно я щупал эти кроссы руками. Ну? На принятие решения есть день-два, потому что заказчику в среду надо уже подключать шкаф, а на момент брака кроссов было воскресенье. Хрен ли! Рвём в ЭлектроМонтаж и начинаем собирать кроссы по всем его магазинам втридорога (за свои деньги, естессно).
И вот щас я их и изучу как следует вместе с вами. Вот чего я накупил:
Новые кросс-модули от LeGrand после покупки
Мне же страшно! Представляете, я много лет собирал всё на ИЭКе, и уже привык к ним и руками и головой — точно знаю, что и в какую дырку влезет, в какое место щита сам кросс запихается, а в какое — нет. А тут всё новое! Ой, жуть!
Сначала смотрим на кросс сзади. В оригинальном кроссе всё так же, как у ИЭКа — есть возможность прикрепить его к монтажной панели винтами или посадить на DIN-рейку. У LeGrand гораздо более мягкий пластик, поэтому защёлкивать его на DIN-рейку — одно удовольствие! У ИЭКа с этим иногда были проблемы.
Задняя часть крепления кросс-модуля LeGrand
Второе, что более приятно сделано у LeGrand (и странно что это не скопировал ИЭК) — это крышка кросс-модуля. Здесь она очень гибкая и приятная на вид. Нет лишних закруглений, а закрывается и открывается гораздо легче, чем у ИЭКа. В труднодоступных местах щита это бывает важно.
Замок крышки кросс-модуля LeGgrand
Ещё удобно то, что крышка тут более прозрачная, и ты видишь то, что творится внутри кросс-модуля.
Шины самого кросса сделаны из более, кхм, латунной латуни: они имеют цвет, который больше похож на тот цвет, которым латунь и обладает. Ну, так, за то мы и денег платим, потому что LeGrand понятно что стоит дороже ИЭКа. Между шинами есть изоляторы, которые так же, как и у ИЭКа, не дадут вставить провод глубже чем надо и устроить межфазное замыкание.
Винты и изоляторы шин кросс-модуля LeGrand
Шлицы винтов у LeGrand более глубокие, и сами винты сделаны из более прочной стали. Вот смотрите, как не глубоко влезает насадка шурика в винты ИЭКа:
Винты кроссов ИЭК имеют неглубокие шлицы и насадка часто вылетает
А теперь сравните это с LeGrand. Блин! Ну вот почему китайцы не могли отклонировать такие мелочи? У LeGrand я все винты смело могу тянуть шуриком, а у ИЭКа приходилось дотягивать отвёрткой.
Глубокие шлицы винтов кросс-модулей от LeGrand
Ещё у LeGrand винты сделаны так хитро, что если его вкручивать — то винт начинает немного подклинивать с середины и он сам по себе никогда не раскрутится, даже если в этой дырке нет провода и винт не закручен до упора. У ИЭКа такого нет (хотя там всего лишь, возможно, винт сделан немного коническим), и там приходится затягивать все неиспользуемые винты.
ОКей! Порадовались? Злые шинки, суровые винты, всё можно тянуть шуриком?.. Агась! А теперь добавляем ложку дёгтя. То бишь, кое-какие особенности кроссов от LeGrand, с которыми будет тяжко, если вы, как и я, переходите с ИЭКа.
Особенность первая — это то, что в крайние дырки самой дальней шинки ни хрена не лезут провода с наконечниками НШВИ на 4..6 квадратов: юбочка мешает. С другими шинками таких проблем нет. Моё решение — стараться не использовать эти дырки, а если уж пришлось — срезать юбочку у НШВИ.
Крайние зажимы шин у LeGrand не принимают провод с НШВИ
Вторая особенность — это то, что не везде есть место, чтобы подписать шины кросса. Это касается прежде всего кроссов размером 4×7. Дело в том, что у LeGrand есть своя система маркировки оборудования: специальные П-образные скобочки с цифрами и буквами, которые надеваются на держатели. И у кроссов как раз такие держатели и сделаны посередине изоляторов между шинами.
И если брать кросс 4×7, то на все шины, кроме первой, я могу наклеить свои надписи вот так:
Не совсем удобно маркировать шины на изоляторах
А вот около верхней шинки совсем нет места для наклейки — только для штатного LeGrand’овского маркера. Шо делать, если мне надо написать «L.ПЭФ»? Это ж я даже штатными маркерами не напишу!
Я нашёл такое решение: клеить наклейку на белый выступ корпуса кросса. Но на фотке видно, что там есть неровность от отливки корпуса. Вот я подрезаю эту неровность ножом и клею туда свой маркер (на фотке он просто прилеплен на край кросса, чтобы не потерялся).
Верхнюю шину кросс-модуля 4×7 маркировать негде
При этом кроссы больших размеров (4×11 и 4×15) таких проблем не имеют: там изолятор шинок сделан длинным, и на нём везде есть место для наклеек и надписей.
Маркировка шин большого кросс-модуля (4×11, 4×15)
Вот только эти две проблемы меня напугали и чуток разозлили. Но я их успешно решил и изменил стандарт приклеивания маркировки: теперь я на все кроссы буду клеить её вертикально, ребром, как вы и видели на фотках.
Ну а теперича нам предстоит адский ад! Заменить ВСЕ кроссы в щите на новые. Почему все? Да потому что нафига мне в красивом щите разнобой? Раз уж кроссы стоят все в ряд — то весь ряд и меняем.
Я промаркровал все кроссы и их шинки, сделал понятные надписи снаружи:
Все кросс-модули от LeGrand готовы к замене ИЭКа
И стал плакать, оценив фронт работ. Вот он какой:
Кросс-модули от ИЭК в силовом шкафу
Щит при этом был уже начисто собран, поэтому все концы проводов были как следует уложены и убраны. Первый кросс шёл тяжело — руки привыкали к новому. Второй — полегче, третий уже на ура. Не так всё страшно: отключил все провода, аккуратно их отогнул, снял кросс, надел новый — и подключаешься заново.
Постепенно меняем ИЭК на LeGrand
И вот чего у меня получилось в итоге:
Все кросс-модули заменены на суровые от LeGrand и щит успешно работает
Самым злым был кросс-модуль 4×15 (второй справа). Вот там было ОЧЕНЬ много концов и пришлось повозиться. Зато потом эта возня окупилась тем, что все кроссы я легко протянул шуруповёртом, а не вручную отвёрткой!
Я остался очень доволен и быстро, не думая, во всех подсчитанных щитах поменял кроссы на LeGrand’овские, чтобы совсем отказаться от ИЭКовских кроссов. Не знаю, верно ли это или нет — но всё. Назад пути нет. Теперь буду юзать эти кросс-модули и к ним и привыкать.
|