Posted on

Содержание

Тепловое реле — принцип работы, виды, устройство. Инструкция как выбрать и подключить оборудование

Для безопасности эксплуатации электротехнического оборудования должны использоваться специальные приспособления, которые контролируют соответствие условий и параметров работы нормативным требованиям. Одним из таких устройств является тепловое реле, не допускающее перегрев приборов.

Краткое содержимое статьи:

Назначение устройства

Высокая нагрузка, которую испытывают электродвигатели, обусловливает рост потребления электроэнергии в процессе функционирования. Это часто приводит к превышению нормативных параметров работы оборудования. Перегрузка в электрической цепи является причиной быстрого роста температуры. А она, в свою очередь, вызывает появление неисправностей и аварий.

Назначение теплового реле состоит в создании предпосылок для поддержания нормальных условий эксплуатации посредством возможности отключения электроэнергии при перегрузках и риске аварии.

Это устройство замыкает или размыкает цепь по сигналу, поступающему от агрегата в зависимости от текущей рабочей температуры. В результате электродвигатель защищается от токовых перегрузок.

Среди преимуществ данного устройства можно отметить:

  • компактные размеры;
  • незначительный вес;
  • несложность конструктивного исполнения;
  • долговечность эксплуатации;
  • доступность по цене.

Но при этом потребуется периодическая проверка работоспособности и настройка.

Принципы работы

В тепловом реле чаще всего присутствуют две биметаллические пластины. Они имеют разные коэффициенты расширения – у одной этот параметр больший по величине, а у другой меньший. Там где пластины прилегают друг к другу, обеспечивается их жесткое крепление или прокатом, или сваркой.

При нагревании неподвижно закрепленной пластины происходит ее изгиб. Эта особенность и лежит в основе принципа действия теплового реле. Часто в качестве применяемых материалов выступают инвар и сталь немагнитного или хромированного исполнения.

Биметаллическая часть начинает нагреваться вследствие воздействия тепла. Оно выделяется в пластине нагрузочным током. Но нагрев также может производиться и по другой схеме – через нагреватель, по которому идет ток.

Наиболее высокие показатели эффективности работы реле обеспечиваются при комбинированном способе нагревания – от тепла тока, идущего через пластину, и от нагревателя. После того как пластинка прогнется, ее свободный конец взаимодействует с контактным блоком реле.


Разновидности приспособлений

Применение находят разнообразные типы тепловых реле, которые имеют разные параметры действия и свою сферу использования:

РТЛ – является трехфазной модификацией. Она эффективна при защите моторов электрического типа от перегрузок, роторного заклинивания, фазного перекоса или длительного запуска. Такое реле можно крепить на клеммы ПМЛ на пускателе или непосредственно на КРЛ при самостоятельной эксплуатации.

РТТ – также трехфазный вариант, но применяют его при создании систем безопасности эксплуатации короткозамкнутых моторов. Реле может защитить от продолжительного запуска или заклинивания. Крепится на пускатель ПМЕ и ПМА в корпусной его части или же на отдельную панель при самостоятельной работе.

РТИ – работает при наличии трехфазного питания и защищает двигатели от тяжелых режимов. Для установки используется корпус пускателя типа КМИ или КМТ.

ТРН – устройство на 2 фазы для контроля пуска и последующего функционирования. Предусмотрен ручной способ перевода контактов в первоначальный вид. Преимущество – отсутствие влияния температурного режима вовне.

Твердотельное 3-х фазное с подвижными элементами. Работает с той же целью, что и другие модификации, но может эксплуатироваться даже в условиях риска взрывных явлений. Это обусловлено нечувствительностью к состоянию среды.

РТК – отслеживает состояние и изменение одного показателя, а сам термоконтроль производится щупом.

РТЭ – является непосредственным элементом конструкции агрегата. Оно состоит из проводника, изготовленного из особого сплава. При достижении температурой определенного уровня материал начинает плавиться.

На фото теплового реле можно рассмотреть особенности конструкции отдельных их видов. Эти отличия нужно принимать во внимание при выборе необходимого вам для конкретной ситуации компонента.


Как выбирать

Перед тем, как изучать инструкцию для подключения теплового реле, необходимо изучить основные критерии, на основании которых это устройство выбирается. Важным параметром является связь между нагрузочным током и периодом срабатывания устройства.

Учитывают также и состояние, которое станет сигналом для активизации реле – холодное или перегретое. При этом нагревательные компоненты отличаются термической неустойчивостью в ситуации, когда действуют токи короткого замыкания.

Показатель номинальной нагрузки двигателя является основой для расчета требуемого тока реле. Как правило, термореле будет срабатывать, если в течение 20-30 минут имеет место перегрузка в 20-30%. Причем постоянная компонента периода нагревания электродвижка находится в зависимости от времени перегрузки.

Если такое превышение нормативной нагрузки незначительно по времени, то постоянная будет равна 5-10 минутам. А вот в ситуации длительных отклонений в нагреве будет задействована не одна обмотка, а вся масса движка. Тогда параметр постоянной нагрева растет до 40 минут или 1 часа.

Учитывают и зависимость нагрева пластины от температуры среды. Если окружающее пространство нагревается, то и ток, при котором реле активизируется, будет меньше. Поэтому при отклонении температуры от номинала требуется дополнительная регулировка реле. Также его следует ставить в тех же условиях, в которых работает и сам агрегат.

Существуют и другие значимые характеристики тепловых реле:

  • напряжение силового типа;
  • параметры регулировочных контактов;
  • мощность при запуске контактов;
  • пределы срабатывания;
  • восприимчивость фазных перекосов;
  • класс выключения.

Особенности подключения

Часто используемая схема подключения теплового реле своими руками предполагает использование контакта постоянно замкнутого типа. Этот контакт (NC или НЗ по маркировке) функционирует в последовательной связи с отключающей кнопкой «стоп», расположенной на пульте управления.

В стандартных условиях такой контакт связан с подключением системы сигнализации, которая дает информацию об активизации защиты агрегата. В усложненных схемах возможно построение механизма аварийного размыкания цепи и остановки двигателя.

Само термореле находится в цепи после контакторов, но перед двигателем. Включение размыкающегося реле производится кнопкой «стоп». При этом используется последовательная схема.

Тепловые реле являются эффективным способом обезопасить работу электродвигателя. Они имеют различные характеристики, сферу применения, отличаются стоимостью. Поэтому целесообразно заранее определиться с наиболее подходящим типом устройства, ориентируясь на модели от проверенных производителей.

Фото теплового реле

Тепловое реле: виды, принцип действия, подключения

защитное устройство - тепловое релеПри работе различных электрических механизмов требуется его защита. Защита нужна при неприемлемых токовых перегрузках, происходящих на протяжении долгого времени. Кроме этого электродвигатель может выйти из строя по причине обрыва одной из фаз или разрушения обмотки вследствие межвиткового замыкания. В этом случае используется тепловое реле.

Название оно свое получило благодаря принципу действия, который во многом схож с автоматическим выключателем. При этом нагреваются биметаллические пластины, разрывающие электрическую цепь.

Технические характеристики

Для того чтобы выбрать подходящее реле необходимо подобрать его по техническим характеристикам, которые должны соответствовать существующей нагрузке и требованиям, необходимым для эксплуатации электрического механизма.

К таким характеристикам относятся:

  • номинальный ток защиты;
  • напряжение электрической сети;
  • мощность коммутирования контактных соединений;
  • показатель чувствительности к перекосу фаз.

Важными показателями являются также:

  • границы регулирования срабатывания установленного тока;
  • число и тип дополнительных элементов;
  • порог срабатывания;
  • класс отключения.

Номинальный ток защитного устройства должен соответствовать номинальному току электродвигателя, который указан на его корпусе. Сетевое напряжение прибора должно быть идентично показателю электрической сети, в которую будет подключен электромотор.

Необходимо обратить внимание на тип и количество клемм, по причине различных способов подключения. Защитное приспособление должно также соответствовать мощности электродвигателя с целью исключения ложных срабатываний.

Виды

современное тепловое релеСуществует несколько видов реле, которые отличаются своими техническими показателями, а также областью применения.

  1. РТЛ – имеет конструкцию трехфазного механизма. Ее используют для защиты электрических моторов при высоких нагрузках, фазных перекосов, затяжном запуске. Устройство этого вида подключается через клеммы электромагнитных пускателей, или как отдельный механизм.
  2. РТТ – приспособление, которое содержит три фазных провода. Применяется для производства механизмов безопасности. Реле ограждает моторы от затяжных запусков, а также их заклинивания. Устанавливается посредством пускателей или как самостоятельное оборудование.
  3. РТИ – источником питания для таких реле является электролиния, имеющая три фазы. Применяется в качестве защиты электрических моторов от интенсивного режима. Располагается в корпусе электромагнитных пускателей типа КМТ или КМИ.
  4. ТРП – имеет однополюсную конструкцию и номинальный ток от 1-600А. Прибор защищает трехфазные асинхронные электродвигатели от высоких нагрузок. При этом тепловое реле, которое имеет величину тока 150А, используются в электрических сетях, обладающих постоянным током и напряжением до 440 вольт.

Реле оснащено регулировкой изгиба пластины. Благодаря этому возможно изменять предельные границы срабатывания до 5%. Помимо этого устройство срабатывает при превышении тепловой характеристики 200 градусов, что позволяет его установку в районах с различным температурным режимом.

Корпус реле устойчив к ударам и вибрациям, что дает возможность применять его в напряженных механических условиях.

Принцип действия

Теплового реле комплектуется двумя биметаллическими пластинами, произведенные из соединения железа с никелем и латунью. При этом у них различная степень расширения. Участок их соприкосновения тщательно приваривается или припаивается. В процессе нагревания пластина сгибается и начинает контактировать с блоком управления. Нагревание происходит благодаря протеканию тока сквозь нагревательный элемент к двигателю.

Согнутая пластина посредством толкателя действует на тепловой элемент компенсатора, размыкающего контакты. При этом тепловая пластина компенсатора выгибается в обратном направлении. Регулировка ее происходит при помощи винта. На переключателе тока имеется шкала с пятью делениями в одну и обратную сторону. Токовый показатель регулируется посредством изменения промежутка промеж толкателя и биометрической пластиной компенсатора.

В случае обрыва одной из фаз в механизме, имеющем три фазы, две другие фазы берут нагрузку на себя. Ток при этом в фазах повышается, обмотки нагреваются и реле срабатывает.

После срабатывания защитного прибора нужно дать время, чтобы остыл расцепитель. Кроме этого необходимо выяснить причину срабатывания визуально осмотрев его. Также для того, чтобы увеличить срок службы прибора, рекомендуется периодически производить проверку и при необходимости проводить ремонт.

Подключение

качественное тепловое релеВ большинстве случаев теплое реле устанавливается вместе с электромагнитным пускателем. При этом последний предназначен для коммутации и запуска электродвигателя. Некоторые виды реле, такие как ТРН и РТТ устанавливаются отдельными модулями на дин-рейку. Устройство ТРН имеет всего два входа, а фазных элементов три.

В этом случае лишний фазный провод подключается с магнитного пускателя на электродвигатель, не заходя в тепловое реле. Одновременно с этим величина тока в двигателе изменяется одинаково во всех трех фазных проводниках. Посему вести контроль можно только за двумя фазами.

Реле комплектуется парой групп клемм, которые находятся в нормально открытом и нормально замкнутом состоянии.

Перед установкой необходимо обесточить электрическую сеть и удостовериться в этом посредством индикаторной отвертки. Далее необходимо установить параметры напряжения катушки. Они нанесены на корпус электродвигателя. При напряжении в 220В на клеммы защитного устройства подается фазные и нулевые проводники. При напряжении в 380В – имеется два разноименных фазных провода.

Для подсоединения данного устройства нужно воспользоваться кнопкой Пуск и Стоп. Наряду с этим Пуск имеет всегда разъединенные контакты, а Стоп – всегда замкнутые. Защитный прибор устанавливается между пускателем и электромотором. Подсоединение происходит к выводам пускателя.

Реле оснащено вспомогательными контактами, посредством которых устройство подсоединяется к катушке магнитного пускателя последовательно.

Далее запускается механизм, при этом включается кнопка Пуск.

1.4 Назначение, устройство, принцип работы теплового реле

Тепловые реле — это электрические аппараты, предназначенные для защиты электродвигателей от токовой перегрузки. Наиболее распространенные типы тепловых реле — ТРП, ТРН, РТЛ и РТТ.

Принцип действия тепловых реле.

Долговечность энергетического оборудования в значительной степени зависит от перегрузок, которым оно подвергается во время работы. Для любого объекта можно найти зависимость длительности протекания тока от его величины, при которых обеспечивается надежная и длительная эксплуатация оборудования. Эта зависимость представлена на рисунке (кривая 1).

При номинальном токе допустимая длительность его протекания равна бесконечности. Протекание тока, большего, чем номинальный, приводит к дополнительному повышению температуры и дополнительному старению изоляции. Поэтому чем больше перегрузка, тем кратковременнее она допустима. Кривая 1 на рисунке устанавливается исходя из требуемой продолжительности жизни оборудования. Чем короче его жизнь, тем большие перегрузки допустимы.

Время-токовые характеристики теплового реле и защищаемого объекта

При идеальной защите объекта зависимость tср (I) для теплового реле должна идти немного ни-же кривой для объекта.

Для защиты от перегрузок, наиболее широкое распространение получили тепловые реле с биметаллической пластиной.

Биметаллическая пластина теплового реле состоит из двух пластин, одна из которых имеет больший температурный коэффициент расширения, другая — меньший. В месте прилегания друг к другу пластины жестко скреплены либо за счет проката в горячем состоянии, либо за счет сварки. Если закрепить неподвижно такую пластину и нагреть, то произойдет изгиб пластины в сторону материала с меньшим. Именно это явление используется в тепловых реле.

Широкое распространение в тепловых реле получили материалы инвар (малое значение a) и немагнитная или хромоникелевая сталь (большое значение a).

Нагрев биметаллического элемента теплового реле может производиться за счет тепла, выделяемого в пластине током нагрузки. Очень часто нагрев биметалла производится от специального нагревателя, по которому протекает ток нагрузки. Лучшие характеристики получаются при комбинированном нагреве, когда пластина нагревается и за счет тепла, выделяемого током, проходящим через биметалл, и за счет тепла, выделяемого специальным нагревателем, также обтекаемым током нагрузки.

Прогибаясь, биметаллическая пластина своим свободным концом воздействует на контактную систему теплового реле.

Время-токовые характеристики теплового реле.

Основной характеристикой теплового реле является зависимость времени срабатывания от тока нагрузки (времятоковая характеристика). В общем случае до начала перегрузки через реле протекает ток Iо, который нагревает пластину до температуры qо.

При проверке времятоковых характеристик тепловых реле следует учитывать, из какого состояния (холодного или перегретого) происходит срабатывание реле. При проверке тепловых реле надо иметь в виду, что нагревательные элементы тепловых реле термически неустойчивы при токах короткого замыкания.

Выбор тепловых реле

Номинальный ток теплового реле выбирают исходя из номинальной нагрузки электродвигателя. Выбранный ток теплового реле составляет (1,2 — 1,3) номинального значения тока электродвигателя (тока нагрузки), т. е.тепловое реле срабатывает при 20- 30% перегрузке в течении 20 минут.

Постоянная времени нагрева электродвигателя зависит от длительности токовой перегрузки. При кратковременной перегрузке в нагреве участвует только обмотка электродвигателя и постоянная нагрева 5 — 10 минут. При длительной перегрузке в нагреве участвует вся масса электродвигателя и постоянна нагрева 40-60 минут. Поэтому применение тепловых реле целесообразно лишь тогда, когда длительность включения больше 30 минут.

Влияние температуры окружающей среды на работу теплового реле

Нагрев биметаллической пластинки теплового реле зависит от температуры окружающей среды, поэтому с ростом температуры окружающей среды ток срабатывания реле уменьшается.

При температуре, сильно отличающейся от номинальной, необходимо либо проводить дополнительную (плавную) регулировку теплового реле, либо подбирать нагревательный элемент с учетом реальной температуры окружающей среды.

Для того чтобы температура окружающей среды меньше влияла на ток срабатывания теплового реле, необходимо, чтобы температура срабатывания выбиралась возможно больше.

Для правильной работы тепловой защиты реле желательно располагать в том же помещении, что и защищаемый объект. Нельзя располагать реле вблизи концентрированных источников тепла — нагревательных печей, систем отопления и т. д. В настоящее время выпускаются реле с температурной компенсацией (серии ТРН).

Конструкция тепловых реле

Прогиб биметаллической пластины происходит медленно. Если с пластиной непосредственно связать подвижный контакт, то малая скорость его движения, не сможет обеспечить гашение дуги, возникающей при отключении цепи. Поэтому пластина действует на контакт через ускоряющее устройство. Наиболее совершенным является «прыгающий» контакт.

В обесточенном состоянии пружина 1 создает момент относительно точки 0, замыкающий контакты 2. Биметаллическая пластина 3 при нагреве изгибается вправо, положение пружины изменяется. Она создает момент, размыкающий контакты 2 за время, обеспечивающее надежное гашение дуги. Современные контакторы и пускатели комплектуются с тепловыми реле ТРП (одно-фазное) и ТРН (двухфазное).

Тепловые реле ТРП

Тепловые токовые однополюсные реле серии ТРП с номинальными токами тепловых элементов от 1 до 600 А предназначены главным образом для защиты от недопустимых перегрузок трехфазных асинхронных электродвигателей, работающих от сети с номинальным напряжением до 500 В при частоте 50 и 60 Гц. Тепловые реле ТРП на токи до 150 А применяют в сетях постоянного тока с номинальным напряжением до 440 В.

Устройство теплового реле типа ТРП

Биметаллическая пластина теплового реле ТРП имеет комбинированную систему нагрева. Пластина 1 нагревается как за счет нагревателя 5, так и за счет прохождения тока через саму пластину. При прогибе конец биметаллической пластины воздействует на прыгающий контактный мостик 3.

Тепловое реле ТРП позволяет иметь плавную регулировку тока срабатывания в пределах (±25% номинального тока уставки). Эта регулировка осуществляется ручкой 2, меняющей первоначальную деформацию пластины. Такая регулировка позволяет резко снизить число потребных вариантов нагревателя.

Возврат реле ТРП в исходное положение после срабатывания производится кнопкой 4. Возможно исполнение и с самовозвратом после остывания биметалла.

Высокая температура срабатывания (выше 200°С) уменьшает зависимость работы реле от температуры окружающей среды.

Уставка теплового реле ТРП меняется на 5% при изменении температуры окружающей среды на КУС.

Высокая ударо- и вибростойкость теплового реле ТРП позволяют использовать его в самых тяжелых условиях.

Тепловые реле РТЛ

Реле тепловое РТЛ предназначено для обеспечения защиты электродвигателей от токовых перегрузок недопустимой продолжительности. Они также обеспечивают защиту от не симметрии токов в фазах и от выпадения одной из фаз. Выпускаются электротепловые реле РТЛ с диапазоном тока от 0.1 до 86 А.

Тепловые реле РТЛ могут устанавливаться как непосредственно на пускатели ПМЛ, так и отдельно от пускателей (в последнем случае они должны быть снабжены клеммниками КРЛ). Разработаны и выпускаются реле РТЛ и клеммники КРЛ которые имеют степень защиты ІР20 и могут устанавливаться на стандартную рейку. Номинальный ток контактов равен 10 А.

Тепловые реле РТТ

Реле топловые РТТ предназначены для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором от перегрузок недопустимой продолжительности, в том числе возникающих при выпадении одной из фаз, а также от несимметрии в фазах.

Реле РТТ предназначены для применения в качестве комплектующих изделий в схемах управления электроприводами, а также для встройки в магнитные пускатели серии ПМА в целях переменного тока напряжением 660В частотой 50 или 60Гц, в целях постоянного тока напряжением 440В.

назначение, для чего нужно, схема подключения

В электрических схемах различных приборов присутствует тепловое реле. Этот элемент размыкает цепь при определённых показателях температуры, что позволяет осуществлять автоматический контроль режимов работы различных устройств. Тепловое реле это также надёжный предохранитель во многих приборах и электросетях, поэтому прежде чем приобретать новое изделие, необходимо точно определить, какого типа используется элемент и на какие нагрузки рассчитан.

Читайте в статье

Описание и назначение

Реле электротепловое, как правило, представляет собой небольшую металлическую коробочку, внутри которой находится рабочий элемент. В некоторых электрических печах и духовках применяются модели открытого типа, которые позволяют более оперативно реагировать на изменения температурного режима.

Внимание! Незащищённые устройства помещаются внутрь заземлённого корпуса бытовой или промышленной техники, чтобы снизить вероятность поражения электрическим током.

Применяются температурные прерыватели и в схемах питания приборов, в которых могут возникнуть значительные перегрузки. Например, пускатель с тепловым реле, включенный последовательно с электродвигателями, позволит оперативного отключить ток, если на вал мотора будет воздействовать чрезмерная нагрузка и сила тока в цепи резко увеличится.

Основные параметры тепловых реле

Тепловые параметры реле, а также другие показатели могут существенно разниться в зависимости от модели. По этой причине при выполнении ремонтных работ или покупке новых изделий следует обращать внимание на следующие характеристики элементов:

  • Номинальный ток.
  • Номинальное напряжение.
  • Граница срабатывания.
  • Условия эксплуатации.

Внимание! Знать только параметры рабочего напряжения и тока недостаточно, ведь такие устройства, например, могут быть установлены в помещениях, где может произойти взрыв, что приведёт к выходу прибора из строя.

Принцип действия

Принцип действия температурного прерывателя довольно прост. Чтобы получить наглядное представление о том, как может работать система отключения электричества при повышении температуры, можно разобрать сгоревший элемент. Под крышкой такого элемента находится контактный блок, который слегка подпружинен, чтобы при прекращении воздействия температуры или чрезмерного тока цепь снова сомкнулась.

Размыкание контактов происходит под воздействием расширяющейся от повышения температуры вставки, которая надёжно закреплена между двумя пластинами, одна из которых и приводится в движение при увеличении размеров рабочего элемента. Температурные прерыватели могут быть также основаны на особенностях перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Наиболее часто используется цепочка жидкость-газ.

Внимание! Размыкание контактов в некоторых устройствах теплового прерывания электрической цепи осуществляется в результате изменения давления при конденсации паров различных веществ.

Виды и сфера применения

В промышленных устройствах и бытовых приборах можно встретить несколько видов тепловых прерывателей. Наиболее распространёнными являются:

  • Биметаллические. Рабочая пластинка в таких устройствах изготавливается из двух металлов, которые имеют различные коэффициенты линейного расширения, что и позволяет приводить в действие контактор при повышении температуры.
  • Объёмные. В таких устройствах газ или жидкость, расширяясь от воздействия температуры, воздействуют на контактную часть прерывателя через специальную мембрану.
  • Электрические. Принцип работы реле этого типа основан на изменении электрического сопротивления металлов и полупроводников при воздействии высоких температур.
  • Магнитные. Контактная цепь размыкается и замыкается в зависимости от изменения магнитных свойств металла при температурных колебаниях.

Перечисленные устройства нашли широкое применение в промышленности и в быту. Благодаря использованию тепловых элементов стала возможна работа таких приборов, как:

  • Автоматические предохранители.
  • Печи и духовые шкафы.
  • Холодильники.

Внимание! Для нормальной работы теплового реле этот элемент должен быть правильно установлен.

Особенности установки

Узнав, зачем нужен прибор этого типа, можно приступать к непосредственной установке теплового реле. Пайка, чтобы подключить элемент с проводами, как правило, не используется по причине эксплуатации при высокой температуре воздуха, поэтому следует подготовить отвёртку и плоскогубцы для выполнения такой работы.

Схема подключения устройства

Практически во всех электрических устройствах этот элемент подключается последовательно с нагрузкой.

Если мощность прибора слишком велика, то применяется также силовое реле, для которого температурный прерыватель служит лишь коммутационным элементом.

Тонкости регулировки релейных элементов

Чтобы реле было способно эффективно защищать нагревательный прибор от воздействия высоких температур или включать компрессор холодильника, когда это необходимо, следует правильно настроить элемент этого типа. Реле, изготовленное на заводе, уже настроено на работу в определённом температурном или токовом диапазоне. Информация об этих параметрах должна обозначаться на корпусе изделия, а также в паспорте к электрическому устройству.

При значительных отклонениях от нормы следует разобрать изделие и тонкой отвёрткой подогнуть пластину с активным элементом, либо, если имеется регулировочный винт, осуществить установку прерывателя в нужное положение вращением резьбового элемента.

Выбор реле

Оптимальный вариант подбора изделия для замены — это приобрести оригинальный элемент и установить его на штатное место. В противном случае необходимо учитывать основные электрические параметры.

Наиболее важными параметрами таких устройств являются:

  • Тип температурного прерывателя.
  • Рабочая сила тока.
  • Номинальное напряжение.
  • Степень защищённости корпуса.

Этого краткого списка в большинстве случаев достаточно, для подобрать подходящее для замены изделие.

Рекомендации по выбору

При выборе нового теплового реле следует обращать внимание даже на мелкие детали. Желательно придерживаться следующих рекомендаций при покупке:

  • Необходимо использовать только такие устройства, назначение которых для конкретной модели бытового прибора или механизма не вызывает сомнений.
  • Тщательно изучить обозначения новой детали, чтобы установить тип изделия.
  • Не следует приобретать элемент с видимыми механическими повреждениями (даже незначительными).

Учитывая тот факт, что проверить новое изделие в магазине не представляется возможным, рекомендуется отдавать предпочтение продукции известных фирм, которые дорожат своей репутацией.

Устройства разъединения электрической цепи от температурного воздействия встречается от схем подключения пускателей электродвигателей с тепловым реле до космических кораблей. Инженеры, проектирующие подобные установки, хорошо знают о том, что представляют собой такие изделия, но для тех, кто впервые столкнулся с необходимостью замены или ремонта тепловых реле, информация, изложенная в этой статье, может быть полезной.

Тепловое реле — конструкция и принцип работы :: SYL.ru

Тепловое реле — это электронный аппарат, созданный для того, чтобы защищать электродвигатели от токовых перегрузок. Есть несколько наиболее распространенных типов реле термических: ТРН, РТТ, ТРП, РТЛ. Перегрузки очень сильно влияют на долговечность электроэнергетического оборудования. Для любого объекта есть зависимость величины тока от продолжительности его протекания. Эта зависимость характеризует надежность и время эксплуатации того или иного оборудования. Если протекает ток, который больше, чем номинальный, то это создает дополнительное старение изоляции вследствие увеличения температуры.

тепловое реле,

Тепловое реле с биметаллической пластиной

Пластинка такого термического реле состоит из двух пластов. Один имеет большую температуру нагревания (большой температурный коэффициент), другой — меньшую. Эти две части скреплены друг с другом в местах прилегания за счет сварки или же за счет проката в раскаленном состоянии. Тепловое реле базируется именно на работе этой пластины. Если она разогревается, то происходит ее изгиб в сторону материала с самым маленьким коэффициентом температурного расширения. Наиболее распространена хромоникелевая сталь либо немагнитная. Биметаллическая пластина у такого прибора, как реле тепловое, нагревается за счет того, что под воздействием тока нагрузки выделяется тепло в пластинке. Часто для усиления нагрева изготавливают специальный дополнительный нагреватель. Такой процесс называется комбинированным нагревом. Пластинка греется и с помощью нагревателя, обтекаемого током нагрузки, и за счет тепла от тока, проходящего через биметалл. Прогибаясь под действием тепла, пластинка свободным концом влияет на контакты реле и размыкает его.

реле тепловое

Тепловое реле и его основные свойства

Как уже было сказано выше, основная черта реле — зависимость времени его срабатывания от токов нагрузки (времятоковая характеристика). При проверке этих значений следует учитывать то, из какого именно состояния будет срабатывать реле: из прохладного или из перегретого. При выборе всех этих параметров нужно четко представлять то, какие функции будет выполнять то или иное защитное устройство.

тепловое реле ртл

Тепловое реле и параметры его выбора

Выбирают этот агрегат, исходя из номинальных значений тока, нагрузки и напряжения. Также необходимо учесть времятоковую характеристику. Нагрев пластины находится в непосредственной зависимости и от температуры окружающей среды, поэтому, если температура сильно отличается от номинальной, необходимо или подбирать другой нагревательный элемент, или проводить плавную дополнительную регулировку реле. Прогиб самой пластины — обычно медленный процесс. Поэтому пластинка воздействует на контактную систему через специальное ускоряющее устройство. Тепловое реле РТЛ, предназначенное для защиты непосредственно электродвигателей и генераторов, может обеспечивать защиту от несимметричных составляющих тока и от выпадения фазы. Электротепловые и термические РТЛ могут быть установлены как вместе с пускателями, так и отдельно.

Тепловые реле: основные функции

  1. Главная
  2.   ›  
  3. Тепловые реле: основные функции
  4.  

Тепловые реле способны предохранять двигатель от перегрева, которые возникает в результате перегрузок, а  так же при потере фазы или отклонении параметров сети от номинальных значений. Принцип работы тепловых реле основан на изгибании при нагреве биметаллического элемента. Данный элемент выполняется из двух металлических пластин, которые имеют разный коэффициент линейного расширения. При нагреве одна пластина удлиняется, а т.к. они скреплены между собой, то возникает изгиб элемента в целом. В результате превышения тока определенного значения изгибается и нагревается биметаллический элемент, тем самым приводит в действие контакт реле. 

Получается, что время срабатывания реле уменьшается при увеличении тока. Номинальный ток уставки представляет собой наибольший ток. Именно он при определенной настройке в течение длительного времени не способен привести реле к срабатыванию. Температурные условия в местах, где установлен защищаемый двигатель и реле должны быть идентичны. В случае, когда двигатель работает в повторном кратковременном режиме, защита от перегрузок тепловым реле не помогает, помимо этого могут возникнуть ложные срабатывания. 

Бывает, что величина тока электродвигателя имеет большие значения, в этом случае тепловое реле может срабатывать через трансформаторы тока. Тепловое реле следует выбирать исходя из номинального значения напряжения и тока. Когда нагрузка неравномерная в какой-то период больше номинальной, а в какой-то – меньше, лучше всего загрубить защиту, это поможет избежать ложных срабатываний. Стоит так же отметить, что тепловое реле способно защитить двигатель от коротких замыканий. Его использование возможно лишь с устройствами защиты от токов с коротким замыканием, такими как предохранители, автоматические выключатели или реле максимального тока.

 

Что такое тепловое реле

Для защиты электродвигателей переменного и постоянного тока от сильного перегрева, который возникает из-за долговременной перегрузки, применяется тепловое реле перегрузки.

Принцип действия данного устройства состоит в том, что при длительном, сильном перегреве, биметаллические пластины, находящиеся внутри реле разогреваются, возникает деформация, которая и воздействует на блок-контакты. После чего блок-контакты, при помощи контактора, полностью отключают электропитание потребителя.

Чтобы обеспечить гарантированную защиту электродвигателя не только от перегрузки тока, но и от перегрева необходимо осуществить оптимальную подборку теплового реле. В таком случае полностью исключается перекос фаз, заклинивание ротора, продолжительный затяжной пуск.

Всегда нужно помнить, что тепловое реле не обеспечивает защиту электродвигателя от короткого замыкания.

Как подобрать нужный вариант теплового реле

Подбор по значению тока производится исходя из запланированной нагрузки на электродвигатель. Поэтому реле должно выбираться таким образом, чтобы его ток был больше номинального значения тока электрического двигателя ориентировочно в 1,3-1,5 раза. Так будет обеспечена защита при наступлении перегрузки в пределах 25-30 %, продолжающейся 20-25 минут. Время нагревания электродвигателя целиком зависит от времени действия перегрузки тока.

При кратковременной перегрузке, происходит лишь нагрев обмотки двигателя, тогда как при длительной перегрузке нагревается вся его масса. В этих случаях время нагревания (постоянная нагрева) при кратковременной перегрузке составляет 10-15 минут, а при длительной – 40-60 минут. Поэтому тепловые реле применяют в тех случаях, когда электрическое устройство рассчитано на работу не менее 30 минут.

Время срабатывания полностью зависит от тока нагрузки. Также нужно учесть, что нагревательные элементы испытывают очень сильное воздействие от короткого замыкания.

Рассмотрим зависимость работы от температуры окружающего воздуха

Здесь можно наблюдать прямую зависимость нагрева биметаллической пластинки от наружной температуры. Если температура увеличивается – ток срабатывания реле уменьшается. При значительном увеличении температуры необходимо провести дополнительную регулировку устройства. Можно подобрать соответствующую биметаллическую пластинку. Чтобы уменьшить влияние температуры на ток срабатывания, при регулировке нужно устанавливать наибольшую температуру срабатывания. Нормальная работа реле и защищаемого устройства наилучшим образом обеспечивается при расположении их в одном помещении.

В настоящее время производится большое количество разных видов реле. Для того, чтобы сделать правильный выбор, а затем установить и отрегулировать устройство лучше всего воспользоваться услугами квалифицированного электротехника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *