Posted on

Содержание

правила использования, как ГЗШ должна заземлять оборудование и здания

Главная заземляющая шина гзш Работа всевозможных электрических приборов должна быть обеспечена безопасным способом подключения. Для предохранения от короткого замыкания и замыкания на землю все такие устройства обязательно подключаются к комплексу защитного заземления и зануления. Основным элементом этой системы служит главная заземляющая шина, или ГЗШ.

Использование заземляющей конструкции

Система заземления любого объекта состоит из заземляющего контура, заземляющих проводов устройств, заземлений шкафов управления, сборок и ГЗШ. Первичное назначение такого устройства заключается в создании обособленного пространства с нулевым потенциалом. Это осуществляется посредством нескольких токопроводящих частей.

Заземляющую шину применяют в таких случаях:

  • Для выравнивания токов в электроцепи.
  • В коммуникационных сооружениях, где проложены металлические трубы и прочие устройства. Это газопроводы, теплотрассы, системы водоснабжения.
  • В металлических деталях зданий и сооружений.
  • В комплексах приточно-вытяжной вентиляции.
  • В молниеотводах и грозозащите.
  • В качестве составляющей комплекса заземляющих устройств.

Согласно ПУЭ, всякая заземляющая шина должна выдержать присоединение как минимум пяти токоведущих частей. Сечение её должно быть больше сечения подключённых к ней проводов. Монтаж должен обеспечивать свободный доступ только для персонала, обслуживающего этот объект, с необходимой группой допуска по электробезопасности.

Общие правила и этапы прокладки

Все приёмы и способы организации заземляющего комплекса, а также материалы, размеры, протяжённость сварных швов описаны в ПУЭ. Эта система объединяет обесточенные части из металла, входящие в конструкцию электрооборудования.

Монтаж происходит в такой последовательности:

  • Сначала собирается заземляющая конструкция.
  • Затем они прокладываются к установке.
  • Последним этапом заземляющие проводники фиксируются на шине.

Основы монтажа уличного контура

Первым осуществляется размещение контура в грунте. Изготавливают его из металлической трубы, арматуры, уголка способом сварки. Окраска заземления не проводится, так как это уменьшит соприкосновение с землёй. Затем от места, где шина будет заходить в здание, вырывается канава около полуметра глубиной.

Форма выкопанной траншеи должна представлять равнобедренный треугольник. Затем на расстоянии около полутора метров с помощью кувалды или каких-либо приспособлений вбиваются заострённые штыри на глубине не меньше 3,5 м. Изготовленные сварные полосы укладываются в траншею и привариваются к стойкам. В углу входа заземления в стену они образуют замкнутую систему.

«Земля» внутри помещения

После окончания монтажа уличной части систему заземления прокладывают внутри здания. Для этого подойдёт стальная полоса с размерами до 8 мм в ширину и 3 мм в толщину. А также подойдёт арматура сечением 5,5 кв. мм. Можно воспользоваться готовой продукцией, которую продают в специальных организациях.

Правила установки заземления в здании таковы:

  1. Шина заземленияДо земли или пола расстояние от контура не менее 40—60 мм для предохранения от ржавчины.
  2. Крепить к стене полосу можно на дюбели или вбитые клинья при помощи сварки.
  3. Все проходы внутри выполняются в защитных кожухах.
  4. Стыки свариваются так: если контур плоский, длина шва не менее его ширины, круглый контур сваривают швом длиной, равной шести его диаметрам.
  5. Если контур проходит на высоте, опираться он должен на металлические стойки, забитые в землю так же, как и уличные штыри.
  6. Окраска рекомендована в чёрный цвет. Любой другой маркируется фиолетовыми полосами через 1,5 метра.

Устройство заземления в щитах

Монтаж ГЗШ завершается в местах непосредственного подсоединения заземляющих проводников. Это может быть отдельный шкаф или непосредственно щиты управления или сборки. Заземление в шкафах управления. Установка заземляющей шины и её соединение с контуром производится обязательно.

В щитах обычно устанавливаются заземляющие устройства с маркировкой PE.

Сечение проводника должно быть определённого сечения:

  • Медь — 1,1 кв. см.
  • Алюминий — 1,7 кв. см.
  • Сталь — 1 кв. см.

Сама заземляющая полоса должна удовлетворять размерам этих проводов. Обычно в управляющих шкафах устанавливается также защитное зануление. При монтаже таких двух шин достигается максимальная безопасность при работах с такими установками.

Медь — материал, имеющий малое сопротивление. При стандартной установке полоса крепится на специальные кронштейны, связанные с корпусом непосредственно. Она справляется с тепловыми нагрузками и токами короткого замыкания.

Самую распространённую медную шину заземления изготавливают из медной полосы. Электротехническая медь соответствует по качеству марке M-1 и ГОСТу 434−78. Этот сорт имеет в своём составе 99 процентов чистой меди, из-за чего такая шина применяется в диапазоне температур от минус 55 до плюс 380 градусов. Наивысшее напряжение при этих условиях составляет 1 тыс. вольт. На маркировке указывают все параметры: ширина, толщина, длина.

Заземление из такого металла устанавливают и на улице. Это связано с такими характеристиками:

  • Высокий уровень теплопроводности.
  • Высокий уровень электропроводности.
  • Низкое сопротивление.
  • Не ржавеет.

Часто такую шину монтируют в качестве молниеотводов.

Окончание работ

Медная шина заземления Завершив монтаж всех ответвлений, необходимо визуально и с помощью обстукивания проверить правильность и надёжность всех соединений. Болтовые соединения надо ещё раз протянуть. После этого необходимо замерить все сопротивления и занести их в журнал замеров. Если все данные соответствуют требованиям, траншею на улице можно присыпать.

Правильное и надёжное устройство системы заземления гарантирует безопасность и корректную работу всего электрического оборудования. Именно поэтому такие монтажные операции лучше доверить специалистам.

Ввод заземления в эксплуатацию должны проводить организации, имеющие разрешение на испытания, и квалифицированный персонал.

Главная заземляющая шина: схема и конструкция

Добрый день, уважаемые читатели! В прошлой статье мы с вами рассмотрели систему уравнивания потенциалов одной из составляющих, которой считается главная заземляющая шина. Она имеет и сокращенное название ГЗШ. В этой статье вы найдете полную и подробную информацию о том, как монтировать главную заземляющую шину самостоятельно в многоэтажном доме.

Главная заземляющая шина и ее применение

Главная заземляющая шина предназначается для организации системы уравнивания потенциалов. Ее устанавливают в системах TN-C-S и TN-S. ГЗШ еще называют шина PE, которая устанавливается в вводном распределительном устройстве. Если вам будет интересно, тогда прочтите, какой ток опаснее для человека.

Устройство главной заземляющей шины обязательно должно иметь сечение меньше чем у нулевого рабочего или защитного проводника. Главная заземляющая шина обычно выполняется из следующих материалов:

  1. Медь.
  2. Сталь.

Использование алюминия полностью запрещено правилами ПУЭ.

Конструкция и место установки

Конструкция главной заземляющей шины достаточно простая. Она позволяет индивидуально подключать или отключать защитные проводники с помощью специальных инструментов. Количество соединений на ГЗШ может быть от 5 и больше. Этот фактор будет зависеть только от ее схемы.

ГЗШ может устанавливаться:

  1. Открыто.
  2. Закрыто.

Место ее установки должно быть удобным и доступным. Установка ГЗШ открыто, необходима в том случае, если доступ к ней ограничен посторонним лицам. Например, провести установку можно в щитовых помещениях жилого дома. Установка закрытого типа предполагает монтаж устройства в закрытых шкафах. Главная заземляющая шина имеет следующие обозначения. Если вам будет интересно, тогда прочтите, как выполнить заземление автомобиля.

ГЗШ при двух вводах в здание

Вы часто можете столкнуться с ситуацией, когда в здание будет проходить две питающие линии на вводные распределительные устройства. В этом случае главную заземляющую жилу необходимо установить в каждое вводное распределительное устройство. ГЗШ должна соединяться между проводников сечение, которого должно быть равным половине сечения защитного проводника. PE проводник должен отходить от групповой линии и иметь наибольшее сечение.

Читайте также: разделение PEN проводника.

Главная заземляющая шина (ГЗШ): устройство, монтаж

Одним из основных условий при обустройстве электрических установок в помещениях разного типа и назначения является заземляющая система. В паре с автоматическим оборудованием отключения система заземления позволяет значительно снизить риск возгораний при возникновении коротких замыканий. Также заземление существенно снижает риск травматизма. При монтаже любых видов установок и электрического оборудования должна быть обустроена и главная заземляющая шина ГЗШ по ПУЭ. Что это такое? Ответ на этот вопрос смотрите в нашей сегодняшней статье.

Конструктивные особенности

По конструкции заземляющая система представляет собой элементы из металла – одну или более. Эти детали позволяют надежно соединить корпус электрооборудования с землей. главная заземляющая шина гзш Среди базовых частей данной системы можно выделить главную заземляющую шину ГЗШ, провод заземления в проводке, отвод от корпуса, общий контур. На самом деле схема достаточно проста, но система должна обеспечивать возможность индивидуального подключения/отключения защитных проводников при наличии специнструмента. Число соединений – пять или больше. Все зависит от выбранной схемы подключения. По требованиям ГОСТов и ПУЭ (Правил устройства электроустановок), каждая деталь системы должна изготавливаться из стали (или ее сплавов) и меди. Эти требования распространяются на любой элемент, вне зависимости от типа конструкции контура заземления и самой электрической установки.

Главная заземляющая шина ГЗШ-медь 100×10 наиболее предпочтительна. Это обуславливается высокими показателями электрической проводимости, медленными окислительными процессами при воздействии высоких напряжений, а также стойкости меди к коррозии. Стальные элементы применяются только с целью экономии. Медную шину часто используют в частном домостроительстве. главная заземляющая шина гзш медь 100x10 На эффективность защитных контуров особенное влияние оказывает уровень электрического сопротивления. Среди классических вариантов подключения к главной заземляющей шине ГЗШ можно выделить заземляющие контуры, канализационные и водопроводные магистрали.

Установка может выполняться открытым либо закрытым методом. Место установки должно быть удобным в доступе и обслуживании. Открытый тип пользуется популярностью на объектах, куда доступ посторонним лицам ограничен. Но нередко можно встретить открытый монтаж в щитовых ящиках жилых домов. Закрытый метод применяют в щитовых шкафах – в ящиках главной заземляющей шины ГЗШ.

Влияние сопротивления на контур

Общим сопротивлением элементов заземления называют показатель отдельно каждого элемента, проводников либо всего контура, который находится в земле. Нередко данной величиной пренебрегают. Детали из металла (при условии качественного соединения), отличаются хорошими характеристиками электрической проводимости и небольшим сопротивлением. главная заземляющая шина гзш 10 Наибольшее значение имеет сопротивление почвы. Чем меньше данный показатель, тем эффективнее система. В пункте 7.1.101 Правил устройства электроустановок указано, что в зданиях с электросетями на 220 или 380 В сопротивление должно быть не выше 30 Ом. Для генераторов, а также для трансформаторной подстанции уровень сопротивления не превышает 4 Ом.

В системах, которые собраны на базе схем TN-S или TN-C, необходимо выровнять потенциалы на каждом участке цепи. Для этих целей предназначена ГЗШ.

TN-C

Схема TN-С разработана и применяется до сих пор с 1913 года. Впервые собирать по ней заземляющие контуры начали в Германии. Этот тип используется в старых строениях по всей Европе, а также в странах постсоветского пространства. Данная схема отличается способом подключения нулевого проводника. Его включают непосредственно в заземляющую шину.

Если нулевой провод оборвется, на корпусе установки могут возникать напряжения, превышающие фазовые в 1,7 раза. Это значительно повышает риски травматизма людей.

TN-S

TN-S применяется с 1930-х годов. В ней учли и устранили все минусы предыдущего варианта подключения. Схема предусматривает отдельный провод, который проходит от заземляющей системы в подстанции до контура системы заземления в строении через ГЗШ. В случае комбинированного подключения на отдельных участках допустимо соединять нулевой нейтральный проводник с линией заземления при помощи PE-проводников. Электрические цепи проводов от любых электрических установок, подлежащих заземлению, присоединяются к ГЗШ. На ней же можно заземлить элементы прочих коммуникаций.

Требования ПУЭ

В правилах по обустройству электрических установок, в пункте 1.7.119 определены все базовые требования, касающиеся обустройства главной заземляющей шины ГЗШ в сетях мощностью до 1 кВт. Система располагается в распределительном шкафу конкретного устройства. В случае большого количества проводников заземления, допускается монтаж в отдельный дополнительный шкаф. главная заземляющая шина гзш 21 Для систем, реализованных на базе TN-С, используют шину РЕ в качестве ГЗШ. Но следует учитывать, что сечение РЕ должно быть больше самих проводов. Для обустройства ГЗШ рекомендуется использовать медь. Реже устанавливают сталь. А вот алюминий – это самая грубая ошибка. Этот материал строго запрещен для эксплуатации в данных условиях.

Все соединения должны быть разборными. Обычно они крепятся на болтах. Провода обжимаются к наконечникам и далее привинчиваются на шину. На стене рядом с последней обязательно наносят символ, указывающий на заземляющую шину.

В пункте 1.7.120 определено, что для помещений с двумя и более вводами должна оборудоваться отдельная шина. Ее на различных распределительных устройствах обязательно соединяют проводниками. Для соединения шин от различных устройств можно применять металлоконструкции. Но только при условии, что они неразборные и имеют постоянный электро-контакт. При этом в качестве проводников для заземления запрещается использовать нефте-/газо-/водо- трубопроводы, системы отопления, оболочки кабелей, тросы и несущие конструкции кабелей. Стоит обратить внимание на важный нюанс.главная заземляющая шина гзш пуэ

Это частая ошибка при обустройстве главной заземляющей шины ГЗШ – правила устройства электроустановок (пункт 1.7.20) разрешает заземлять данные конструкции на главную шину. Однако соединять их напрямую из разных шкафов при помощи этих конструкции строго запрещено. Это значится в пункте 1.7.123 правил устройства электроустановок.

Технические характеристики

Главная заземляющая шина обязательно монтируется в электрическом щитке. Затем она подсоединяется к заземляющему контуру. Внутри вводного оборудования применяют шины типа РЕ. В этом случае проводники должны обладать определенным сечением:

  • Для меди – 1,1 сантиметра и выше.
  • Для алюминия – от 1,7 сантиметров и более.
  • Для стали – от 7,5 сантиметров.

Показатели сечения заземляющей шины должны строго соответствовать типу и характеристикам провода.

Конструктивные особенности

Что такое ГЗШ? Это пластина из медного сплава с отверстиями для присоединения наконечников проводников. Размер шины и число отверстий зависит от типа и размеров шкафа, а также от числа элементов и проводов, которые будут заземляться. Фото ГЗШ читатель может увидеть в данной статье.ящик главной заземляющей шины гзш Производители изготавливают изделия в самых разных размерах. Например, главная заземляющая шина ГЗШ-21 имеет размер 395x310x120 миллиметров. Она способна выдержать ток от 340 до 1525 Ампер.

Монтаж ГЗШ в шкаф

Как это делается? Для подсоединения применяется проводник РЕ-типа и ящик главной заземляющей шины ГЗШ-10 или другой. Шину следует располагать таким образом, чтобы в случае ремонта был надежный и безопасный доступ к ней. Сечение ее не должно быть меньше заземляющего провода. При необходимости можно соединять несколько шин при помощи стандартного крепежа. ящик главной заземляющей шины гзш 10Шкафы с шиной допускается размещать на фасадных частях зданий или в специальных щитовых. Для систем наружного или уличного освещения можно подобрать корпус с индексом IP. Монтаж включает в себя фиксацию шины при помощи болтового соединения в корпусе шкафа, подсоединение защитных элементов к «нулевой» рейке.

Установка вне шкафа: технология, нюансы

Наружный монтаж планок главной заземляющей шины ГЗШ-10 можно выполнять в местах, где имеется хорошая защита от посторонних лиц. Фиксируют элемент на прочные изоляторы. Среди наиболее удобных вариантов являются DIN-рейки. Это металлический профиль, что используется в электротехнической промышленности. Данная рейка может быть алюминиевой либо гальванизированной. Но сейчас популярно использование сварки. Она соответствует всем ГОСТам.

Итак, мы выяснили, что являет собой главная заземляющая шина ГЗШ, каким требованиям она должна соответствовать.

выбор места для монтажа и технические характеристики

Содержание статьи:

Безопасность работы с электрооборудованием обеспечивается за счет заземления. В случае утечки оно уводит ток в землю, благодаря чему человек при прикосновении к металлическим частям не получит повреждений. Одним из способов создания защиты является главная заземляющая шина. Она предназначена для подключения нескольких проводников для заземления и уравнивания потенциалов. Шина может иметь разную конструкцию, размеры и способы установки. При работе с ней нужно учитывать ряд нюансов, чтобы монтаж и последующее функционирование проходили качественно и надежно.

Конструкция шины заземления

Главная заземляющая шина

ГЗШ (главная заземляющая шина) – это защитный элемент, который является обязательным при создании любых электрических сетей. Заземление позволяет обезопасить человека и жилище в случае аварийной ситуации или утечки тока.

Вся система главной заземляющей шины изготавливается из металла (сталь, медь). В роли конструкционных элементов могут применяться водопроводные трубы, газопровод, стальные элементы строения и другие части из металла. Часто для создания заземляющей системы применяют вентиляцию и кондиционеры.

Требования ПУЭ позволяют использовать не только стальные, но и медные заземлительные устройства. Сталь применяется чаще из-за своей стоимости, но по техническим характеристикам лучше применять медь. Она практически не окисляется, имеет хорошую электропроводность, надежна и не ржавеет. Алюминий не применяется, так как он подвержен окислению и имеет недостаточное сопротивление.

ГЗШ имеет меньшую площадь сечения, чем защитный провод или ноль. Сечение подбирается в зависимости от металла. Для медных проводов в установках до 1000 В требуется площадь от 10 кв.мм., для алюминия от 16 кв.мм., для стали от 75 кв.мм.

По требованиям ГОСТ к главной заземляющей шине должно подключаться не менее пяти одновременных соединений. Обычно медные шины способны единовременно подсоединять 14 или 18 направляющих. Этого числа разъемов хватает для 10 и более квартир с условием равномерности распределения нагрузки.

Существуют два основных типа заземляющих шин – REC-ET2-M и REC-ET. Первый вид обычно устанавливается в специальные профили в монтажные шкафы. Для держателя шин требуется специальный органайзер, защищающий прибор от коррозии, который позволяет подключать до 9 потребителей.

Требования к размерам

Действующие нормативы указывают, какие размеры должна иметь шина. Она должна выполняться в виде полосы, на которой может уместиться необходимое число контактных отверстий для болтовых соединений.

Для промышленных изделий марки  ХХ-УХЛ4 ТВС нормы следующие: 3×30, 3×40, 4×40 мм. Количество отверстий также нормировано – 10, 15 или 20. Эти размеры могут отличаться в зависимости от производителя, но все пропорции должны сохраняться. Также должны быть сохранены все характеристики главной заземляющей шины.

Применение защитного элемента

Благодаря шине можно разделять проводники и соединять контакты

Главная заземляющая шина является защитным оборудованием. Она используется как основной элемент защитного контура для отвода линий по жилым домам и производственным зданиям. Применяются подобные изделия при присоединении оборудования с напряжением до 1000 В.

Устройство является соединительным элементом для нескольких разных потребителей питания. Она обеспечивает работу всей системы заземления в строении. Также она должна выравнивать потенциалы в электрической сети. Благодаря шине можно разделять проводники и соединять контакты.

Кроме главной заземляющей шины в систему входит набор медных соединителей и конструкция из металлического профиля или арматуры, являющаяся контуром заземления. Этот контур нужно вбить в землю рядом со строением для обеспечения надежного контакта металла и грунта.

Обычно заземляющая шина собирает в себе проводники, идущие от следующих конструкций:

  • основной заземляющий контур;
  • корпусы трубопроводов, металлического оборудования;
  • молниеотвод.

Также к ней подсоединяется PEN проводник, который входит в состав кабельной подводки питающего напряжения.

Важно продумать систему заземления еще на этапе проектирования дома.

Место установки

Ящик ГЗШ

Главную шину можно поместить внутри вводного устройства электроустановок. В случае отдельной установки шина должна располагаться в удобном доступном месте.

Если изделие будет ставиться в местах, доступных только квалифицированным работникам, следует выбрать открытое расположение. В случае риска доступа посторонних людей следует поставить заземляющую шину в защитную оболочку – шкаф, коробка, ящик с ключом. Обязательно должно быть обозначение заземления на корпусе оболочки, а также таблица с техническими характеристиками изделия.

Если строение имеет несколько обособленных вводов, шина устанавливается на каждое вводное оборудование. Все шины следует соединить проводником, который будет уравнивать потенциалы. Сечение провода должно составлять не менее половины сечения PE кабеля. Все части должны соответствовать требованиям ГОСТ и ПУЭ.

Основной способ соединения проводов – сварка. Она отличается высокой надежностью и долговечностью, благодаря чему контакт будет соответствовать всем необходимым требованиям безопасности. Также применяются клеммы и зажимы. Они просты в установке и стоят недорого, но имеют меньшую надежность, чем соединение сваркой и пайкой.

Требования к установке защитного короба

ГЗШ в сборе ГЗШ-4-10

К установке короба предъявляются особые требования. Щиток обязательно нужно оснастить замком, чтобы не было несанкционированного доступа. Его можно ставить на высоте не ниже 150 см от пола, чтобы в ящик случайно не залезли дети. Место установки должно выбираться с учетом того, что на работу заземлителя влияет и окружающая среда. По этой причине в случае влажности 80% температура воздуха должна быть примерно 15-20°С. При более высоких или низких температурах надежность конструкции ухудшится. Не рекомендуется ставить короб в местах с агрессивными химическими веществами, а также источниками огня и тепла.

При установке элементов конструкции, которые реализуют рабочее заземление, следует учитывать следующие моменты:

  • Чтобы установка была удобной и надежной, следует крепить главную заземляющую шину при помощи болтов на стальном корпусе короба.
  • Во время монтажа необходимо соединить шину заземления и нулевую рейку при помощи стальной либо медной перемычки.
  • Размеры шины должны быть сравнимы с сечением нулевого рабочего и защитного провода.
  • Установка проводов относительно друг друга не регламентирована нормами и требованиями официальных организаций.

К сечению заземляющих пластин РЕ также применяются свои требования. Площадь поперечного сечения должна быть не менее 10 кв.мм., если в качестве материала выбрана медь. Если же пластина сделана из стали, минимальное сечение составляет 75 кв.мм.

На столбе воздушной линии

ГЗШ в ВРУ на столбе

Монтаж главной заземляющей шины может осуществляться на дополнительном вводном устройстве, если оно есть. Им может быть столб, на который подводится питающая линия. По требованиям ПУЭ и других действующих нормативов необходимо соединять установленную на столбе шину с основной распределительной планкой, которая расположена во внутреннем вводном устройстве.

Кроме того следует повторно организовать заземление PEN провода на столбе путем выделения для него отдельной заземляющей шины.

Установка вне шкафа

Главная шина может монтироваться в местах, где доступ имеют только профессиональные работники. Чаще всего это заводы и производственные помещения. В таком случае ставить ее в шкаф не обязательно. Зафиксировать шину можно на поверхности изолятора из прочного материала. Примером такого изделия является пластина на 19 дюймов марки TLK. Шина заземления на изоляторах отличается надежностью и качеством работы. Она позволяет заземлить все важные установки на производстве.

Встроенные шины

Встроенная шина

Конструкция создается полностью с нуля мастером. Однако в продаже есть уже встроенное готовое устройство с заземляющими шинами. Примером является DIN рейка, к которой прилагается коммутатор на 220 В для питания устройства. Также в комплекте идут нулевые шины с изолятором. Максимально допустимое одновременное количество подключений – 22.

В продаже можно найти три разновидности таких реек. Для автоматических выключателей применяется DIN U3, также эта модель выпускается с нулевой шиной заземления. Третий вид – DIN U4 с дополнительным функционалом. Все изделия имеют антикоррозийное покрытие и легко поддаются электромонтажу.

Одна из самых популярных реек – TLK-ERH-CU 19-дюймовая. Выполнена из меди, стоит недорого и отличается высоким уровнем качества.

для чего нужна и как установить

Содержание:

  1. Для чего нужна заземляющая шина
  2. Конструктивные особенности рейки
  3. Где установить главную шину
  4. Как правильно устанавливать заземляющие шины
  5. Видео

Одним из мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию электрических цепей, считается заземление электроустановок и оборудования в жилых и производственных зданиях. При совместном использовании заземляющих устройств и автоматики защитного отключения значительно уменьшается вероятность травматизма и возгораний из-за коротких замыканий. Данная система включает в себя различные элементы, в состав которой входит шина заземления или главная заземляющая шина – ГЗШ. Она устанавливается внутри вводного устройства на специальной планке и обеспечивает защиту объекта подключенного к этой линии.

Для чего нужна заземляющая шина

Стандартная система заземления состоит из определенного набора металлических деталей и элементов, обеспечивающих надежный контакт с землей корпусов подключенных электроустановок. Она включает в себя следующие составные части:

  • Шина заземления – ГЗШ.
  • Отводы от корпусов установок, находящихся под напряжением.
  • Провод заземления в проводке локальной сети.
  • Металлический контур заземления.

Важнейшей функцией рейки заземления – ГЗШ считается создание на входе в объект особенной зоны, с потенциалом, равным нулю относительно земли. К ней же подключается и электрооборудование, требующее заземления, работающее в пределах объекта.

Как правило, на ГЗШ собираются проводники, подключенные к определенным конструктивным элементам:

  • Основной контур заземления.
  • Трубопроводы и металлические корпуса электрооборудования.
  • Система молниезащиты – молниеотвод.

К этой же шине выполняется подключение всем известного PEN-проводника, являющегося составной частью кабеля, подающего электропитание. В этом кабеле совмещаются рабочие нулевой и защитный проводники. Для обоих кабелей на рейке ГЗШ имеются соответствующие места подключения каждого из них, оборудованные собственным креплением.

Подобное разделение со стороны потребителя дает возможность выполнить так называемое повторное заземление, предотвращающее поражение током при обрыве PEN-проводника. Данная схема подключения предусматривается исключительно для электросетей, питающихся от трансформаторов с глухозаземленной нейтралью.

Конструктивные особенности рейки

Структура главной заземляющей шины напрямую зависит от ее последующего размещения. Если для установки используется вводное устройство, то в этом случае лучше всего воспользоваться шиной РЕ, созданной специально для этой цели. Она будет иметь непосредственный контакт с корпусом шкафа ВРУ, сделанным из металла.

В другом случае главная заземляющая шина монтируется за пределами вводного устройства, вблизи него, в наиболее доступном, открытом месте, удобном для обслуживания и ремонта специалистами. Проникновение нежелательных субъектов к рейкам, размещенным открытым способом, ограничивается путем размещения всей конструкции в специальном ящике, надежно запирающемся на замок. На его дверцу наносится предупреждающий знак.

В соответствии с нормативными документами, для производства ГЗШ должен использоваться материал из стали или меди с установленными размерами. В случае наружной установки, размеры выбираются так, чтобы в конструкции могло разместиться нужное число отверстий под контакты для болтовых соединений. К примеру, типовое изделие заводского изготовления ГЗШ ХХ-УХЛ4 ТВС имеет строго нормированные размеры толщины и ширины рейки: 3х30, 3х40, 4х40 мм. Длина рассчитывается исходя из установленной численности отверстий для крепления проводников: 10, 15 или 20 штук.

Следует помнить, что алюминиевые полосы для реек не изготавливаются, а сделанные вручную не допускаются к эксплуатации. Помимо этого, главная заземляющая шина с определенными параметрами должна обладать габаритами не ниже сечения РЕ-шины, используемой в пределах электрического щита.

Конструктивно рейки выполняются с таким расчетом, чтобы к ним было возможно в любое время подключить дополнительные провода с использованием обычного инструмента. Если на объекте приходится пользоваться сразу несколькими вводами, то главная шина заземления монтируется в каждом таком месте. Одновременно с этим образуется реечное соединение, подключаемое к уравнителям потенциала.

Где установить главную шину

Исходя из конкретных условий, главная заземляющая шина монтируется в наиболее удобных участках. Нередко для этого применяются столбы (рис. 1), от которых линия электрической сети подводится к ведущему вводно-распределительному устройству. На этих столбах иногда монтируется дополнительное ВРУ, позволяющее подключить заземляющую рейку. В таких случаях она должна иметь контакт с главной планкой, установленной в основном щитке.

При использовании столба требуется выполнить действия по повторному заземлению PEN-провода. С этой целью из него выделяется индивидуальная планка РЕ. Она должна иметь электрическое соединение с дополнительным контуром заземления, монтируемым возле вблизи столба.

Наиболее оптимальным вариантом считается шкаф ВРУ, размещаемый на фасаде здания в отведенном месте (рис. 2). На объектах промышленного производства такие шкафы устанавливаются в специально оборудованных щитовых помещениях.

Внутри щитка шина заземления закрепляется на своем месте с помощью болтов. Для обеспечения контакта с нулевой планкой используется перемычка из меди или стали. Показатели габаритов шины должны соответствовать размерам сечения проводников нуля и заземления. На самой планке эти проводники могут располагаться где угодно, независимо друг от друга.

Необходимо помнить, что медная шина заземления должна иметь сечение не ниже 10 мм2. Этот же показатель для стальной пластины составляет уже 75 мм2.

При отсутствии шкафа, установка заземляющего приспособления осуществляется в местах, исключающих какое-либо вмешательство и посторонний доступ. В основном это плоские твердые поверхности, где рейка непосредственно размещается и закрепляется на изоляторах. Подключение всей конструкции к системе заземления выполняется с помощью медного провода, сечение которого рассчитывается заранее.

При необходимости отдельные детали шины соединяются методом сварки. В итоге получается не только высокая проводимость, но и надежные прочные соединения всех элементов.

Как правильно устанавливать заземляющие шины

Стандартная рейка делается в виде медной пластины. В ней просверлены отверстия под болтовые соединения для последующего закрепления наконечников проводников. Размеры планки могут быть разными и подбираются в соответствии с размерами шкафа. Кроме того, учитывается количество элементов, которые нужно заземлить. Провода от каждого из них соединяются с шиной. Сам болтовой крепеж имеет различный диаметр, что позволяет работать с любыми размерами кабелей и наконечников.

Чтобы зафиксировать планку на металлическом корпусе, используются болты с изолированными подставками, не нарушающими электрического контакта между щитом и планкой. Полученная конструкция размещается в горизонтальном положении, в нижней части вводно-распределительного устройства.

Такое расположение делает очень удобным последующую заводку и прикручивание заземляющих проводников. Изоляционные детали болтов создают зазор между рейкой и противоположной стенкой шкафа. За счет этого болты с другой стороны могут фиксироваться и удерживаться с помощью гаечного ключа, а провода с наконечниками надежно затягиваются.

Еще до монтажа все жилы отмечаются маркировкой, а затем их наконечники опрессовываются. Далее составляется схема соединения проводов и наклеивается на внутренней стороне дверцы. В дальнейшем будет сразу понятно, с какого оборудования и на какую клемму подведена та или иная заземляющая линия.

Сначала выполняется крепление провода, подключенного к основному контуру здания. После этого в порядке очередности подключается заземление кожухов механизмов и оборудования, различных конструкций, систем вентиляции, труб и т.д. Такое равномерное размещение позволяет наиболее оптимально распределить потенциал, влияющий на правильное срабатывание автоматических защитных устройств.

Иногда главную заземляющую рейку неправильно сравнивают с PEN-шиной, предназначенной для подключения линий, заземляющих розеточную, осветительную и другие группы электропроводки. Несмотря на различие функций, обе конструкции все равно контактируют между собой, соединенные общим проводом.

При подключении следует учитывать специфику схем TN-C и TN-C-S. В этих схемах заземляющий провод иногда вообще отсутствует, или на некоторых отрезках его функции выполняет нулевой проводник. При таких условиях допускается использование PEN-рейки в виде главной заземляющей шины, куда заводятся не только контурный проводник, но и заземления других групп проводок, имеющихся внутри здания. В результате, шина и нейтраль соединяются между собой.

Шины и ящики ГЗШ каталог

Наименование и размер

Тип шины

ГЗШ-11 265х310х120

Шина 3х30, Б.зажим 10х6

ГЗШ-12 265х310х120

Шина 3х30, Б.зажим 15хМ8

ГЗШ-13 265х310х120

Шина 3х30, Б.зажим 10хМ6+10хМ8

ГЗШ-21 265х310х120

Шина 3х40, Б.зажим 10хМ8

ГЗШ-22 265х310х120

Шина 3х40, Б.зажим 15хМ8

ГЗШ-23 395х310х220

Шина 3х40, Б.зажим 10хМ6+10хМ8

ГЗШ-31 265х310х120

Шина 4х40, Б.зажим 10хМ10

ГЗШ-32 265х310х120

Шина 4х40, Б.зажим 15хМ8

ГЗШ-33 395х310х220

Шина 4х40, Б.зажим 10хМ8+10хМ10

ГЗШ-41 265х310х120

Шина 4х50, Б.зажим 10хМ10

ГЗШ-42 265х310х120

Шина 4х50, Б.зажим 15хМ8

ГЗШ-43 395х310х220

Шина 4х50, Б.зажим 10хМ8+10хМ10

ГЗШ-51 265х310х120

Шина 5х50, Б.зажим 10хМ12

ГЗШ-52 265х310х120

Шина 5х50, Б.зажим 15хМ10

ГЗШ-53 395х310х220

Шина 5х50, Б.зажим 10хМ10+10хМ12

ГЗШ-71 265х310х120

Шина 10х50, Б.зажим 10хМ12

ГЗШ-72 650х500х150

Шина 10х50, Б.зажим 15хМ12

ГЗШ-73 395х310х220

Шина 10х50, Б.зажим 10хМ10+10хМ12

ГЗШ-81 265х310х120

Шина 8х80, Б.зажим 10хМ12

ГЗШ-82 650х500х150

Шина 8х80, Б.зажим 15хМ12

ГЗШ-83 395х310х220

Шина 8х80, Б.зажим 10хМ10+М12

ГЗШ-91 650х500х150

Шина 10х100, Б.зажим 10хМ12

ГЗШ-92 650х500х150

Шина 10х100, Б.зажим 15хМ12

ГЗШ-93 800х650х250

Шина 10х100, Б.зажим 10хМ10+10хМ12

ГЗШ-61 265х310х120

Шина 6х50, Б.зажим 10хМ12

ГЗШ-62 265х310х120

Шина 6х50, Б.зажим 15хМ10

ГЗШ-63 395х310х220

Шина 6х50, Б.зажим 10хМ10+10хМ12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *