Posted on

Программист глазами медика: снижаем нагрузку на глаза

При длительной работе за компьютером, а вернее, при длительном смотрении в монитор, первым делом страдают глаза. Медики выделяют даже «глазной офисный» и «глазной мониторный» синдромы, которые возникают под воздействием воздуха кондиционеров, электромагнитных излучений аппаратуры в офисах, систематической длительной работы за компьютером. Длительное сосредоточенное смотрение в монитор сопровождается уменьшением количеств морганий. Вследствие этого роговица глаза недостаточно омывается слезной жидкостью, пересыхает, воспаляется. Все это приводит к развитию синдрома «красного глаза» и «сухого глаза».

Практикующие офтальмологи отмечают значительное увеличение заболеваемости этими синдромами в последние годы. Ведь практически у каждого второго пациента, обратившегося на прием к глазному врачу, обнаруживаются те или иные признаки синдромов.

Обнаружить у себя проявления поражений глаза не составит особого труда. Они следующие:

  • ощущение инородного тела, песка в глазах,
  • сильное слезотечение,
  • резь и жжение в глазах, усиливающееся на ветру,
  • боязнь яркого света,
  • ухудшение зрительной работоспособности к концу рабочего дня,
  • колебание остроты зрения в течение дня,
  • покраснение глаз.

Длительная зрительная нагрузка может привести также к развитию головной боли напряжения. А длительное перенапряжение глазных мышц может способствовать развитию спазма аккомодации и прогрессированию близорукости.

Предполагалось, что замена мониторов с электронной лучевой трубкой на жидкокристаллические может значительно уменьшить нагрузку на глаза. Ведь устраняется такой фактор, как мерцание экрана в комплекте с сильным электромагнитным полем и мягким рентгеновским излучением.

Однако на деле глаза продолжают страдать. Как же можно их защитить?

Многие люди, работающие за компьютером, иногда даже и не предполагают, что монитор можно и нужно настраивать под себя. Ведь монитор с заводскими установками для наших глаз является ярким прожектором с ядовитыми цветами.

Прежде чем приступить к настройкам монитора компьютера, нужно соблюсти некоторые условия:

  • яркий свет не должен падать на экран монитора,
  • яркий свет не должен светить вам в глаза,
  • монитор должен быть расположен таким образом, чтобы вы смотрели на экран под прямым углом.


Яркость

Для уменьшения утомляемости глаз очень важно настраивать яркость подсветки экрана монитора. Ведь глаз человека привык к восприятию отраженного света. Поэтому чем меньше подсветка экрана монитора, тем лучше для глаз. Но если вам придется напрягаться, чтобы прочесть текст на темном экране, глаза тоже будут уставать. Поэтому здесь важно достичь комфортного минимума. Чтобы глаз постепенно адаптировался к снижению яркости, делать это можно поэтапно. Существуют специальные тестовые изображения, по которым можно быстро и удобно совершать настройки.

В некоторых современных мониторах существуют некоторые предустановленные варианты яркости экрана. Чаще всего это:

  1. Нормальный — для работы с документами, имеет заниженные значения яркости.
  2. Графический — для работы с графикой и компьютерными играми, максимально объективно настроенная яркость для передачи всех цветовых оттенков.
  3. Для просмотра видео. Эта настройка с завышенной яркостью.

Можно воспользоваться этими настройками, выбрав нормальный режим. Но все же лучше не полениться и сделать все самим. Ведь эти настройки очень субъективны.


Контрастность

Контрастность также настраивается для обеспечения комфортного просмотра текста и изображений, особенно в условиях пониженной яркости. Для ее настройки также существуют специальные картинки. Как правило, на них изображены цифры. Вначале нужно сделать контрастность максимальной, чтобы все цифры на такой картинке перестали быть видимыми. Затем постепенно уменьшайте значение контрастности, пока не появятся почти все цифры. При дальнейшем уменьшении контрастности наступает момент, когда видимость цифр не улучшается. Это и есть точка оптимального значения контрастности.


Размер шрифта

Чем больше размер монитора, тем дальше расстояние от пользователя до монитора для комфортного просмотра. В такой ситуации стандартный размер шрифта оказывается слишком маленьким, чтобы его увидеть издалека. Поэтому стоит его слегка откорректировать по вашему усмотрению, изменив масштаб изображения.


Читаемость шрифта

Читаемость шрифта можно улучшить. Для этого в операционной системе Windows существует программа ClearType. Для других операционных систем также существуют аналогичные программы.


Разрешение монитора

Не нужно уменьшать разрешение монитора с целью создания видимости масштабирования. Ведь при этом создаются искажения, приводящие к возрастанию утомляемости глаз. Так что фактическое разрешение экрана должно строго соответствовать физическому разрешению монитора.


Частота обновления экрана

Даже у жидкокристаллического монитора может появиться мерцание. Оно обусловлено низкой частотой обновления монитора. Поэтому в настройках экрана важно подобрать оптимальную частоту обновления.


Цветовая температура

Этот показатель важен для мягкой адаптации глаз при переводе взгляда с экрана монитора на окружающие предметы и обратно. Т.е. изображение на мониторе должно приближаться к реальному. Настроить этот показатель можно, сравнивая цвет обычной белой бумаги и белый цвет на мониторе. Заводским стандартом цветовой температуры экрана монитора обычно является 9300К. Но при такой температуре изображение на мониторе далеко от реальности. При естественном освещении изображение выглядит на экране намного синее, чем на самом деле. Настраивать цветовую температуру нужно для такого освещения, при котором вы будете преимущественно работать. Так, например, если вы трудитесь при:

  • дневном естественном свете, то устанавливайте значение цветовой температуры около 6500К,
  • при свете ламп накаливания — 5500 — 6000К,
  • при свете люминесцентных ламп дневного света — 7200-7500К.

При таких установках изображение на мониторе будет «теплее» и слегка краснить. Вам даже поначалу может захотеться вернуть все обратно. Но вскоре вы привыкнете, а глаза будут меньше уставать.

Обычно всех этих настроек хватает для комфортной работы на компьютере. Но это не предел. Чтобы монитор стал близок к идеалу, его можно откалибровать при помощи специального калибратора. Но это уже для специалистов или перфекционистов.

Важно! Профессиональным графическим дизайнерам вышеописанные настройки на своем рабочем компьютере делать нельзя, т.к. это может привести к ухудшению качества графики. Выход — работать на двух компьютерах. Всю работу, не касающуюся графики, выполнять на компьютере с настроенным под себя монитором. Так хотя бы частично уменьшится нагрузка на глаза.

Ни для кого не секрет, что для комфортной работы важна организация рабочего места. Это касается и установки монитора. Вот несколько простых правил:

  1. Монитор должен располагаться на расстоянии вытянутой руки, хотя возможно 50 — 70 см. Работая на ноутбуке, это условие выполнить проблематично. Поэтому для работы к ноутбуку можно подключить вторую клавиатуру, а экран расположить на достаточном расстоянии.
  2. Центр экрана монитора или верхний его край должен находиться на уровне ваших глаз.
  3. Монитор не должен стоять напротив окна.
  4. Освещение (как естественное, так и искусственное) не должно создавать блики на экране.
  5. Яркий свет не должен светить вам в глаза или в монитор.
  6. Освещение рабочего места в любое время работы должно быть оптимальным. Самое лучшее- это естественное освещение. В его отсутствие оптимальным будет общий не слишком яркий свет и местное регулируемое по яркости освещение (настольная лампа). Никогда не сочетайте искусственное и естественное освещение одновременно.
  7. Яркости поверхностей рабочего места и его окружения должны быть одинаковыми.
  8. Нельзя допускать пульсации яркости освещения. Это преимущественно касается люминесцентных ламп, но возможно и в лампах накаливания при перепадах напряжения.
  9. Никогда не работайте за компьютером в полной темноте.

Но и это еще не все. Важна организация длительной работы за монитором:

  1. Как минимум, 1-2 раза в 2 часа делайте перерывы по 10-15 минут.
  2. Если вы работаете за компьютером более 5 часов, то обязательно делайте один большой перерыв не менее 1 часа.

Во время перерывов не смотрите в экран, старайтесь смотреть вдаль, вставайте из-за стола, разминайтесь, походите по коридору, прогуляйтесь по свежему воздуху, сделайте упражнения для глаз.

Вот несколько несложных упражнений, которые помогут снять с глаз усталость, напряжение глазных мышц и увлажнить роговицу:

  1. Сядьте в удобную позу на стуле или в кресле, расслабьтесь и закройте глаза. Посидите так некоторое время, вспоминая приятные для вас образы. Усилить эффект можно плотно закрыв глаза ладонями, чтобы через них не проникал свет. Старайтесь добиться полной темноты, но не надавливайте при этом руками на глазные яблоки. При выполнении этого упражнения сетчатка отдыхает, расслабляются мышцы глаза, роговица омывается слезной жидкостью.
  2. Встаньте возле окна на расстоянии полуметра от стекла. Найдите на стекле какую-нибудь шероховатость, каплю краски или приклейте небольшой кружок. Вначале посмотрите на этот кружок. Затем переведите взгляд на объект за окном, расположенный на расстоянии нескольких метров. Это может быть дерево или прохожий. После посмотрите на объект, расположенный подальше — на расстоянии 10-15 м. Затем еще дальше и так до последней точки на горизонте. Теперь переводите взгляд от объекта к объекту в обратном порядке: от горизонта до точки на окне. И так несколько раз. Это упражнение очень полезно для глазных мышц — снимается спазм от длительного напряжения одних и тех же мышц, расправляется хрусталик.
  3. Движения глазными яблоками в горизонтальной плоскости слева направо и наоборот, в вертикальной плоскости сверху вниз и наоборот, вращательные по часовой и против часовой стрелки. При выполнении этих движений голова должна быть неподвижна и в одном положении. Движения выполняются медленно, плавно, без напряжения. Это хорошая тренировка для глазодвигательных мышц.
  4. Моргание и зажмуривание. Вначале в течение 30 секунд быстро поморгайте, потом зажмурьтесь несколько раз. Повторите упражнение. Так вы хорошо увлажните роговицу.

Как видите, для заботы о своих глазах требуется совсем немного времени и совсем чуть-чуть самодисциплины. В большинстве случаев этого достаточно для профилактики заболеваний глаз, вызванных работой за компьютером.

Если же симптомы поражения глаз продолжают вас беспокоить, особенно, если появились новые симптомы, в обязательном порядке обратитесь к врачу-офтальмологу. Вполне возможно, что под маской «глазного мониторного» синдрома скрывается серьезное заболевание.

Лилия САВКО

Калибровка монитора — FAQ | Калибровка монитора, принтера и сканера

Зачем нужна цветовая калибровка монитора?
Почему нельзя откалибровать монитор на глаз?
Калибровка монитора и его профилирование, в чем разница?
Какие мониторы можно калибровать?
Как часто нужно проводить калибровку?
Как проходит калибровка монитора?
Какую цветовую температуру монитора выбрать?
Как можно оплатить услуги?
Почему мне лучше обратиться к вам?
Сохранится ли калибровка после переустановки системы?
Где хранится файл профиля?
Я купил новый системный блок. Могу ли я перенести icc-файл профиля от старого монитора?
Как проверить, поддерживает ли мой браузер работу с цветом?
Как проверить настройки моего монитора?
Изображение ДО и ПОСЛЕ калибровки

Зачем нужна цветовая калибровка монитора?
Ответ простой – для точной передачи цветов монитором от программы работы с графикой до пользователя этой программы. Для кого важна эта точность? Для тех, кто работает с цветом и кому важно получать его правильное отображение, точно-выверенное профессиональным прибором – дизайнеры, фотографы, специалисты по предпечатной подготовке. «На глаз», даже если у Вас установлена какая-либо программа для калибровки монитора, такую настройку произвести невозможно. Это похоже на то как отмерить например 123,5 сантиметра без линейки.

Почему нельзя откалибровать монитор на глаз?
Дело в том что мозг человека способен воспринимать цвета по-разному, в зависимости от условий просмотра. На картинке ниже — наглядный пример. Мозг считает что квадраты А и В разной яркости. На самом деле, они одинаковые! Наведите курсор на картинку.
Коварство восприятия мозгом цветов

Эта иллюстрация наглядно показывает почему программы для калибровки мониторов не могут быть эффективны и почему калибровка монитора в домашних условиях не приносит результатов. Ситуация также осложняется нелинейностью цветового устройства.

Калибровка монитора и его профилирование , в чем разница?
Это два этапа одного процесса который в обиходе называют просто — калибровка монитора. Давайте разберемся подробнее:

Калибровкой называется процесс по заданию точных настроек яркости, Цветовая гаммаконтрастности и точки белого. Эти настройки важны для правильного отображения деталей в тенях и в светлой области. Другими словами должна быть видна разница как между совсем черным и немного светлее так и между совсем белым и немного темнее. Правильная калибровка устанавливает оптимальный баланс этих аспектов.
Точка белого определяет насколько «теплыми» или «холодными» будут казаться отображаемые цвета. Человеческий глаз очень хорошо адаптируется и привыкает к определенной температуре цветов, так что любое изменение от привычного по началу может вызывать дискомфорт.

Профилирование. Этот этап непосредственно отвечает за правильную передачу цветов. Видеокарта посылает на монитор определенные координаты цвета, калибратор считывает эти цвета с монитора и сравнивает их с эталонными значениями. Далее программа строит корректирующую кривую по каждому цвету и записывает её параметры в файл профиля. Файл профиля формирует так называемую LUT-таблицу в видеокарте которая выдает на монитор уже скорректированные координаты цвета.

Какие мониторы можно калибровать?
Калибровать можно как профессиональные мониторы (IPS, PVA матрицы), так и мониторы домашнего и офисного уровня на матрице TN. Если Вы обрабатываете фотографии для последующей печати, делаете макеты для нанесения (например на кружки) и другую подобную работу, то калибровку произвести очень желательно. Это даст Вам правильное отображение цвета и поможет избежать непредвиденного результата. Правда, нужно помнить что отображение картинки меняется в зависимости от угла просмотра. При взгляде сверху вниз изображение бледнее, снизу вверх темнее, но при этом Вы все также смотрите на правильный цвет! На такие мониторы нужно смотреть строго прямо (перпендикулярно плоскости экрана).

Как часто нужно проводить калибровку?
Мы рекомендуем проводить калибровку не реже чем раз в полгода-год. Конечно, актуальность профиля за этот период несколько теряется, но все еще остается близкой к исходным значениям. Производители калибровочного оборудования рекомендуют производить калибровку гораздо чаще, стимулируя тем самым вас, покупать их не дешевую продукцию. Но на наш, и не только наш взгляд, такая частота избыточна.

Как проходит калибровка монитора?
В оговоренное время, к Вам приезжает специалист с необходимым оборудованием и знаниями в области цветопередачи. Ко времени приезда необходимо выполнить некоторые обязательные действия.
Далее происходит установка программ и подключение оборудования – 10 минут. Непосредственная калибровка занимает – 40 минут.
Проверка точности калибровки – 10 минут.

Какую цветовую температуру монитора выбрать?
Необходимая цветовая температура монитора зависит от специфики Вашей деятельности и от условий освещения в рабочем помещении. Самая универсальная температура монитора 6500К. Она подходит для фотографов, web-дизайнеров, в некоторых случаях полиграфическим дизайнерам и для рядового пользователя. Такая температура довольно комфортная для повседневного использования, изображение не кажется чрезмерно желтоватым или красноватым. Кроме того, для большинства домашних мониторов на TN-матрице, такая установка обеспечивает максимальный цветовой охват и уменьшит паразитную желтую подцветку внизу экрана.

Для тех кто профессионально занимается полиграфией, рабочая температура монитора подстраивается под освещение в помещении которое в идеале формируется специальным, высококачественным источником света с коррелированной цветовой температурой. Обычно это источник имитирующий дневной свет — D50 (5000K) или D65 (6500K). При этом необходимо максимально оградить помещение от любых сторонних источников света. Интенсивность освещения в комнате должна быть низкой, в пределах 32-64 люкс. Если Вы работаете в более простых и комфортных условиях (бытовые лампы, открытое окно, средняя или повышенная интенсивность освещения), то монитор рекомендуется настраивать под 6500К.

Для корректного сравнения полученного отпечатка с изображением на мониторе, помимо правильной организации окружающего освещения, необходимо использовать специальное просмотровое устройство исключающее проявление искажения цветов при просмотре отпечатка. Температура монитора для этой задачи устанавливается равной температуре источника света просмотрового устройства, отраженного от тиражной поверхности (бумаги).

Как можно оплатить услуги?
Оплата принимается как наличными, так и в безналичной форме (по предоплате). Если Вы юр. лицо, мы предоставим все необходимые документы.

Почему мне лучше обратиться к вам?
Потому что мы ценим каждого своего Заказчика. Мы не обещаем того чего не можем и делаем всегда больше чем обещали. У нас новое современное оборудование, знание и понимание вопросов связанных с цветом. Вы платите только за результат, а не за процесс. Мы работаем для Вас с 10:00 до 20:00 каждый день.
Плюс к этому:
— Вы обязательно узнаете что-нибудь новое и полезное для себя;
— Вы получите необходимую техническую поддержку после услуги;
— Вы получите индивидуальный подход к Вашим задачам;
— Вы будете довольны результатом и приобретете уверенность в своей работе!

Сохранится ли калибровка после переустановки системы?
Да. Единственное что вам нужно сделать, это поместить файл профиля монитора в общую папку с другими профилями (см. ниже) и сделать настройку в «Панеле управления» операционной системы. Там необходимо выбрать нужный файл в качестве профиля монитора по умолчанию.

Где хранится файл профиля?
После калибровки, файл профиля автоматически попадает в папку с другими профилями:

  • Windows NT, XP, 7, Vista — в папке Windows\System32\Spool\Drivers\Color\
  • Windows 2000 — в папке Windows\System32\Color\
  • Mac OS — MacHD/Library/ColorSync/Profiles/ или MacHD/Users/<username>/Library/ColorSync/Profiles/

Также мы сохраняем файл на Вашем рабочем столе для удобства доступа к нему. Рекомендуем сохранить файл профиля на всякий случай на другом устройстве. Помните что он актуален максимум 6-8 месяцев, после, калибровку следует повторить.

Я купил новый системный блок. Могу ли я перенести icc-файл профиля от старого монитора?
К сожалению нет. Профиль строится в связке монитор – видеокарта. Соответственно при смене любой из этих составляющих, необходимо повторно откалибровать монитор.

Как проверить, поддерживает ли мой браузер работу с цветом?
Ниже представлена тестовая картинка. Она разделена на 2 части. Если правая часть картинки имеет зеленоватый фон и выглядит не естественно, значит Ваш браузер не поддерживает работу с внедренным в изображение профилем. Если обе половины выглядят естественно, ваш браузер настроен правильно и изображения в нем выглядят корректно.

Проверка на управление цветомПроверка на управление цветом 2

Для проверки системы управления цветом в браузерах для широкоохватных мониторов, цветовой охват которых шире sRGB, используйте три шкалы снизу. Все эти шкалы должны выглядеть одинаково. Насыщенность цветов должна быть идентична во всех трех образцах. Особое внимание стоит обратить на шкалу «без профиля», она НЕ должна выглядеть перенасыщено.
rainbow_srgb
rainbow_adobergb
rainbow_no_profile
Подробнее о настройке браузера…

Как проверить настройки моего монитора?
Иногда случается что таблица LUT, по какой-либо причине НЕ загружается или отключается. В этом случае корректировочные кривые монитора не учитываются и настройки сбиваются. Монитор при этом показывает не корректные цвета. Для того чтобы своевременно обнаруживать этот не приятный случай, мы рекомендуем использовать тестовую картинку в качестве обоев на рабочем столе.
С помощью представленной ниже тестовой картинки можно проверить настройки яркости и контрастности Вашего монитора, а также проверить текущую гамму. Выберите размер обоев соответствующий разрешению Вашего монитора, скачайте её и установите как фон рабочего стола. Также тест можно открыть в браузере или в другой программе НЕ поддерживающей работу с цветовым профилем монитора. Пожалуйста убедитесь что картинка отображается в 100% размере, не растянута и не сжата.

На мониторах офисного и домашнего уровня, с матрицей TN, просмотр тестовой картинки сильно зависит от угла просмотра и высоты положения экрана! Старайтесь смотреть строго перпендикулярно так, чтобы глаза по высоте находились на уровне просматриваемой шкалы.

1024*768Обои для проверки яркости, контрастности и гаммы
1280*800
1280*1024
1366*768
1440*900
1600*900
1680*1050
1920*1080

Комментарии:
1. Эти три столбца предназначены для проверки гаммы. Смотреть на них нужно на удалении, около 1,5-2 метров от монитора. Либо при просмотре размыть зрение так, чтобы изображение стало однородным:

  • Левый столбец разделен на две части. В правой части квадраты в градациях серого с номером гаммы. Определить свою гамму можно сравнив цвет в правой шкале с получающимся цветом в левой шкале. Совпавший квадрат подписан номером текущей гаммы.
  • Средний столбец также разделен на 2 части и обе эти части должны смотреться идентично, если ваша текущая гамма равна 2,2.
  • Правый столбец разделен на три части. При текущей гамме 2,2, все они смотрятся без каких-либо цветовых примесей. На многих ЖК-мониторах с матрицей TN, эта шкала будет смотреться в верхней части с оттенками CMY (полиграфическая триада — голубой, пурпурный, желтый) а в нижней части отдавать RGB (красный, зеленый, синий).

2. Две шкалы — тест на различимость деталей в тенях (верхняя) и в светлой области (нижняя). На черном прямоугольнике в центре шкалы должны быть видны три более светлых квадрата. Соответственно на белом прямоугольнике в нижней шкале, более темные. Эти шкалы показывают минимальный порог различимости противоположных значений.

3. Еще одна шкала на различимость. В идеале должны быть видны почти все буквы надписей Justirovka.ru. Показывает диапазон и баланс различимости в тенях и светлой области.

4. Верхняя шкала на чистоту серого цвета и плавность градиента. Не допускаются какие либо оттенки по всей ширине шкалы а также ступенчатый градиент. В нижней шкале все прямоугольники должны различаться и иметь чистый цвет без посторонних примесей.

Заказать

Почему глаза устают от монитора и как этого избежать? : dmitry_novak — LiveJournal

00
Почему глаза устают от монитора? Почему за одним экраном глаза краснеют через полчаса, а за другим можно проработать целый день и не утомиться? И что с этим делать?

Стоит ли искать врагов народа среди производителей и качать права в сервис-центрах? Нужно ли перепробовать десяток мониторов, чтобы вдруг найти для себя тот, за которым глаза не устают?

Меж тем, аспектов проблемы несколько, и каждый дает свой вклад в дискомфорт для зрения.


1. Чрезмерная яркость подсветки и рабочее окружение

Оптимальная светимость монитора для работы с графикой прописана в ГОСТе (см. А. Френкель, А. Шадрин “Колориметрическая настройка мониторов”, книга есть бесплатно в свободном доступе).
Но мы сейчас будем говорить не о рабочем месте профессионального цветокорректора, а о среде реального пользователя.
Дело в том, что наши условия работы обычно сильно отличаются от того, что описано в ГОСТе. Кто-то сидит лицом к окну и вынужден выкручивать подсветку на максимум. Кто-то наоборот расположился спиной к источнику света и постоянно борется с бликами. У некоторых зачем-то позади экрана включена настольная лампа и бьет в глаза (да-да, знаю и таких!).
Часто эти условия нельзя изменить (работодатель тупица, например).
Но лучше всего поставить монитор боком к окну (как и весь рабочий стол, помните, как стоят парты в школе? — окно слева). При этом вы не только не будете испытывать проблем с яркостью и бликами, но скорее всего еще и не понадобится постоянно менять силу подсветки в течение дня.

Почему слишком яркая (как, впрочем, и слишком тусклая) подсветка утомляет глаза?
Отверстие зрачка управляется мышцами двух типов (расширяющие симпатические волокна, которые идут радиально, и сужающие парасимпатические, расположенные по окружности), которые поддерживают нужный диаметр, в зависимости от освещенности, как диафрагма на фотокамере. Причем происходит это постоянно и рефлекторно, без нашего сознательного участия:

pupil_reflex_med
Если приходится долго поддерживать напряженными мышечные волокна, то они устают. Причем от постоянного сужения зрачка глаза устают сильнее. В сумерках или даже в полной темноте нам комфортнее отдыхать и расслабляться, чем на ярком свету. В потемках глаз и мозг как бы переходят в стадию отдыха, но лишь до тех пор, пока мы не пытаемся их заставить работать в этих условиях, то есть воспринимать и обрабатывать зрительную информацию. Тогда нехватка яркости тоже будет сильно утомлять.
Кроме того, при недостаточной или чрезмерной яркости мы еще вынуждены держать в напряжении веки глаз и моргать слишком редко или слишком часто. От этого могут утомляться мышцы, слезиться глаза или наоборот сохнет слизистая.

Как правильно отрегулировать яркость монитора, чтобы заканчивать каждый рабочий день со здоровыми глазами?

Чаще всего заводская настройка подсветки сделана так, чтобы показать монитор во всей красе на витрине магазина. Да, ярко, контрастно, цветасто. Мы приносим его домой, включаем, офигеваем и начинаем убавлять яркость, пока нам не покажется, что хватит.
Мы не учитываем одного физиологического фактора. При переходе от светлого к темному время адаптации зрения может быть до 5 минут. То есть мы убавляем подсветку, а зрачок еще не расширился адекватно этой яркости, сетчатка не отреагировала, и нам кажется, что слишком темно.
Многие так и работают чуть ли не на максимальной яркости, и их глаза постоянно напряжены, чтобы это компенсировать.

Между тем, правильнее настраивать подсветку не от максимального, а от минимального значения, постепенно прибавляя. Ведь к повышению освещенности глаз адаптируется намного быстрее, чем к понижению — для этого требуется всего 5 секунд, а не 5 минут!
Начинаем с минимума и прибавляем яркость подсветки до тех пор, пока глаза не станут считывать информацию без напряжения, в расслабленном состоянии. Обычно этот момент достижения комфортного уровня хорошо чувствуется — вот была нагрузка на глаза, и вот она вдруг прошла.

02

Какую картинку выводить на экран при настройке?

Конечно это не должно быть белое поле, которое напрочь ослепляет. Я обычно беру какую-то хорошо знакомую фотографию или вообще ориентируюсь на старые добрые тестовые обои Realcolor. Заодно по ним можно увидеть, правильно ли настроена гамма (кривая контраста).

2. Чрезмерный контраст и микроконтраст

Современные мониторы обладают очень высоким контрастом (то есть разницей между самым темным и самым светлым одновременно воспроизводимым оттенком). Особенно это касается OLED-технологии. Но и другие не отстают.

Это и хорошо, и плохо для глаз. Хорошо, потому что четко видно изображение, и плохо, потому что в рамках сравнительно небольшой площади монитора оказываются рядом участки с очень сильным контрастом, не укладывающимся в возможности глаза. То есть мы не можем одновременно адекватно воспринять весь диапазон полутонов. Глаз не понимает, что ему делать — то ли сжать зрачок для светлой части картинки, то ли расширить для темной.

Проблема еще усугубляется тем, что при заводской настройке обычно тени излишне «завалены», а света выбиты. То есть там, где в цифровой картинке на самом деле еще есть полутона, на экране мы видим или сплошную черноту, или белое поле без деталей.
Примерно так могут выглядеть тестовые обои Realcolor с сильным контрастом до калибровки монитора:

03
Это вынуждает нас сильно напрягать глаза, тщетно всматриваясь в тени и света в поисках информации, которую «съела» чрезмерно контрастная настройка.

Проблема обычно решается профилированием монитора. В результате этой процедуры, если мы выбираем настройку Gamma 2.2 или L*, полутона более плавно распределяются по всему диапазону, а детали в тенях и в светах читаются уже намного легче. При этом разница между самым светлым и самым темным тоном обычно становится меньше, т.е. падает контраст.

04
Конечно картинка от этого становится менее эффектной, не такой впечатляющей, особенно если речь о просмотре кино или играх, но мы сильно облегчаем жизнь нашим глазам при работе, легче читаются детали в тенях и в светах, такое изображение проще и комфортнее воспринимать. По этой же причине бумажная книга не так утомляет зрение, как текст на светящемся экране планшета или смартфона.

LCD-панели имеют и большой микроконтраст, их картинка намного более четкая, чем у старых ламповых мониторов (за исключением разве что технологии Trinitron).
С одной стороны, это хорошо, не нужно всматриваться. С другой стороны, отчетливо видимые квадратики пикселей — это лишняя, неестественная информация для глаз. За редким исключением мы не хотим видеть ячейки экрана вместо гладкой картинки. И в этом смысле retina-дисплеи конечно облегчают восприятие за счет плавности контуров. Целесообразность 4К и 5К мониторов мы сейчас не обсуждаем, этому у меня посвящен другой материал.

3. Цветовая температура

Обычно на заводе мониторы настраивают на их «родную» цветовую температуру, то есть к исходным значениям цвета нейтральных пикселей не применяются никакие дополнительные коэффициенты, и на белой заливке мы получаем фактически чистый цвет подсветки (будь то лампы или диоды). Это обусловлено в том числе и технической особенностью — для светодиодов и люминесцентных ламп максимальная световая эффективность достигается в холодной сине-зеленой части спектра.
Поэтому заводская настройка обычно дает холодную картинку (высокую цветовую температуру — 6500 К и выше).
Кстати сказать, по ГОСТу эта температура как раз и рекомендуется для подготовки цифровых изображений для просмотра на мониторах. Опять же, потому что заводская калибровка в основном такая.

Однако надо еще учитывать, что 6500 К — это лишь одна из координат цвета. При температуре 6500 К изображение может быть и розоватым, и зеленоватым, отклоняясь от графика ЦТ по вертикали:

05
А теперь давайте посмотрим, что лучше не для машины, а для наших глаз.
Считается, что типичный европеец склонен более комфортно воспринимать теплое освещение и колорит, смещенный в область желтых оттенков. Свидетельства тому легко можно отыскать и в мировой живописи, и в цветопередаче лучших фотопленок.
В быту мы считаем уютным скорее теплый свет, чем холодный. Если поставить рядом две настольные лампы с синеватым и желтоватым светом, то будет вполне очевидно, какая из них более приятна для глаз.
Отчасти это связано с чисто национальными особенностями и стереотипами мышления, но также и с тем, что система “автоматического баланса белого” в нашем зрительном аппарате (в связке “глаз-мозг”) с большей легкостью компенсирует теплый оттенок освещения.
Человек — дневной хищник. Поэтому от природы его глаза как бы “настроены” воспринимать естественно нейтральным солнечный свет. А искусственное освещение испокон веков было желтоватым — это и открытое пламя, и лампы накаливания, которые лишь недавно начали уступать позиции различным энергосберегающим источникам света, у которых спектр больше похож на порнографию неизвестного художника. Была у меня и на эту тему статья.

Страница бумажной книги тоже ассоциируется с желтоватой бумагой. Достаточно вбить в поиск в гугле запрос «book page»:

06
Вы не отыщете здесь ни одной синей или даже голубоватой страницы.
Для нас комфортно то, к чему мы привыкли за несколько веков, а не то, что пришло в нашу жизнь за последние два десятилетия.
Кстати, второй стандарт настройки мониторов, описанный в ГОСТе и предназначенный для подготовки макетов в печать, как раз предполагает цветовую температуру 5500 К как приближенную к типичной белизне бумажного листа.

Суммируя все сказанное, легко понять, что комфортнее всего будет работать за монитором, настроенным на невысокую цветовую температуру. Вполне подойдет точка белого D55 (5500 K), которая при этом еще и является стандартом допечатной подготовки.
Поначалу такая калибровка может показаться слишком желтой, но глаза быстро привыкнут и скажут спасибо.
И хотя некоторые пользователи, чей род занятий не связан с цветом, могут вообще не придавать значения цветовой температуре, надо помнить, что она все равно неизбежно влияет на утомляемость зрения.

4. Мерцание экрана

Сегодня мерцающий монитор — штука не такая уж и редкая.

Раньше экраны на электронно-лучевых трубках вообще всегда имели частоту развертки, которая могла быть выше или ниже, но она всегда была. На практике это выражалось в том, что картинка отрисовывается электронным лучом на экране построчно сверху вниз, но изображение быстро затухает, т.е. когда луч доходит до нижней части экрана, верхние строчки уже тускнеют.
Глазом это воспринимается как более или менее выраженное мерцание, которое утомляет.
Когда я пользовался ЭЛТ-монитором, то мог безошибочно различить частоты развертки в 60, 75, 80, 100 герц. Низкая частота воспринимается как нарастающее давление на глаза. Мы не видим самого мерцания, но ощущаем его, особенно боковым зрением. Если переключить монитор с низкой частоты развертки сразу на 100 герц, то чувствуется, как глаза расслабляются.

У современных LCD-мониторов изображение воспроизводится по несколько иному принципу. Пиксели на них не гаснут, а картинка лишь обновляется на новую с определенной частотой, что не воспринимается как мерцание.

Однако и у такого монитора может быть свой подвох. Все дело в подсветке.
Будь то люминесцентная лампа или светодиоды, яркость их свечения определенным образом управляется электроникой. Самый простой и дешевый способ изменения яркости — это широтно-импульсная модуляция (ШИМ).

PWM_Graf copy
Переводя картинку на простой русский язык — чем более частыми и более длинными импульсами мерцает лампа или диод, тем ярче будет казаться его свечение.
Понятно, что на небольшой яркости импульсы будут или более редкими или более короткими, а значит более ощутимым будет эффект мерцания.

Обычно мы не видим этого эффекта напрямую, хотя можем подсознательно чувствовать его как “дрожание” картинки и дискомфорт, что вносит свой вклад в утомляемость при долгой работе.

Другой метод регулировки яркости — изменение напряжения. В контексте цифрового управления монитором этот метод реализуется несколько сложнее. Но плюс его в том, что изображение не мерцает, т.е. мы всегда видим статичную картинку, как если бы это был слайд на просмотровом столе.

Обычно производитель никак не указывает, что яркость подсветки на мониторе регулируется за счет ШИМ. Но это легко определить так называемым “карандашным тестом”.
Берем в руку карандаш или ручку и начинаем быстро махать перед монитором, на котором выведена какая-нибудь светлая статичная картинка.
Если экран мерцает, то размазанный шлейф от карандаша будет прерывистым, а если мерцания нет — то сплошным.

07
Однако надо учитывать и такую особенность, что при максимальной яркости мерцания может и не быть вовсе — импульсы будут как бы вполтную прилегать друг к другу, сливаясь в один непрерывный. Но стоит уменьшить яркость, как пульсация неизбежно вылезет, если она есть.

Понятно, что нужно отдавать предпочтение мониторам без ШИМ, поскольку, хотя этот эффект может и не быть заметен напрямую, он все равно будет портить нам нервы и здоровье при длительной работе.

5. Размер монитора и дистанция просмотра

Сегодня, когда свободно доступны мониторы с диагональю 26-30” и даже более, многие стараются купить что-то побольше — “про запас”. Много не мало, понятно.
Хотя большой монитор и позволяет увидеть больше деталей изображения при меньшем напряжении глаз, здесь тоже есть свои нюансы.

Допустим, у нас часть экрана занимает белое окно текстового редактора или браузера, а другая часть отображает более темный рабочий стол.

08
Если монитор маленький или расположен на адекватном расстоянии, то он занимает лишь часть поля зрения, и глаз просто придерживается некой средней “экспозиции”. Но если экран имеет значительный размер (или же если мы уперлись носом в экран), то при переводе взгляда с окна программы на область с иконками справа глаз будет вынужден постоянно адаптироваться к более темному изображению и наоборот.

Естественно, это не проходит даром, и мы утомляемся.
Если купил большой монитор, нужно стараться работать за ним на достаточном расстоянии и, увлекшись работой, не “падать” со временем в его сторону, попутно скрючиваясь в позу вопросительного знака — ведь комфорт позвоночника влияет и на состояние всего организма в целом.

Итак, можно вывести пять главных рекомендаций, которые помогут меньше уставать за компьютером:

1. Настройте подсветку монитора от минимума, постепенно прибавляя, и остановитесь ровно в тот момент, когда информация будет восприниматься достаточно четко и без напряжения.
Избегайте контрастной обстановки в комнате и источников света как позади, так и спереди от монитора.

2. Понизьте контраст изображения, улучшив попутно читаемость светов и теней. Для этого профилируйте монитор на Gamma 2.2 или, лучше, на L*. Иногда можно обойтись и аппаратными установками.

3. Настройте монитор на “теплую” цветовую температуру (около 5500 К) — сделать это можно как средствами настройки на самом мониторе, так и в процессе профилирования.

4. Убедитесь в том, что подсветка монитора не мерцает — с помощью простого “карандашного теста”. Если есть мерцание (ШИМ), и при этом глаза устают, то не мучайте себя, избавьтесь от этого монитора и купите нормальный.

5. Держитесь на адекватной дистанции от экрана, так, чтобы он не занимал всё поле вашего зрения целиком — при этом глаза будут меньше перестраиваться при переводе взгляда от светлого к темному. И следите за осанкой, конечно.

Что такое цветовая температура простыми словами?

Поделиться статьёй:

Начинающие фотографы на первых порах пути, особенно при самостоятельном изучении тонкостей фотографии, сталкиваются с десятками взаимосвязанных сложных терминов и понятий. Как тут не запутаться в них? Если с диафрагмой и фокусировкой можно разобраться «методом проб и ошибок», то термины «баланс белого», «экспозиция» и «цветовая температура света» сложно понять путем тренировок. Все эти понятия напрямую влияют на результат и очень важны для фотографа.

Содержание статьи:

Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии? В Википедии есть сложное научное определение с графиками и схемами. Если говорить простым языком, то цветовая температура – это оттенок, который накладывает свет на все предметы вокруг себя. Освещение бывает нейтральным, холодным и теплым, с первым все понятно – он практически не влияет на цветопередачу. Большинство студийных осветителей относятся именно к этой группе. Холодный свет дает вокруг себя голубоватый оттенок, а теплый – желтоватый. В некоторых случаях такое положение вещей выглядит естественно и не требует корректировки со стороны фотографа, но в большинстве жанров температура учитывается и обязательно. К примеру, портретная съемка построена на игре оттенков и голубоватый тон кожи не всегда уместен, а предметы под теплой желтоватой лампой буду выглядеть неестественно, да и фон уже не будет кипельно-белым.

Уличный свет тоже отличается по температуре, летом и осенью он более теплый, зимой и весной – более холодный. Связано это с отражающими свойствами снега, именно он дает голубоватый оттенок. Кроме того температура освещения зависит от места съемок, времени суток, окружающей обстановке. Облака на небе повышают ее на несколько сотен пунктов, что также необходимо учитывать при подготовке к фотосъемке.

Обозначения и числовые показатели

Измеряется цветовая температура в Кельвинах, обозначается буквой «К» и сильно варьируется в зависимости от разных параметров. Самые низкие показатели у оранжевого и красного свечения, солнца на закате к примеру (до 2000К), а самые высокие у синего неба и белоснежных просторов – свыше 7000К. Разделение освещения на 3 группы происходит таким образом:

Теплый, или желтоватый, свет получает от огня, вольфрамовых ламп и солнца на закате. Он находится в пределах от 1000 до 3500К: свечка или костер дадут 1000-2000К, лампы накаливания чуть больше – около 2400-2800К, а солнечный свет в начале или в конце дня даст уже 2900-3500К, ближе к нейтральному. Естественно, это не константа, показатели будут зависеть от перечня факторов: погода, время года, облачность и прочие моменты.

Нейтральный, или белый, свет не влияет на цветопередачу и является идеальным с точки зрения фотографии. Конечно, если автором не задумано использование свойств освещения в художественных целях. Условно нейтральным считается свет в пределах 4000-6500К. Сюда можно отнести и солнечный день без облаков в летнюю пору (4000-5000К), и облачность (около 5500К), и стандартную вспышку на камере (6000-6500К). Именно нейтральный света чаще всего используется в фотографии в жанрах: портрет, натюрморт, предметный. Да и «пейзажники» стараются поймать момент, когда солнце в зените, особенно при съемках архитектуры и урбанистических панорам.

Холодный, или синеватый, цвет освещения сразу рождает в голове изображения заснеженной равнины и покрытых «шапками» елей на окраине леса. И все залито голубоватым светом. Именно так и выглядит снимок в холодном освещении. Оно имеет показатели в пределах 6500-20000К. И к холодному свету относятся: сильная облачность или пасмурная дождливая погода (6500 – 7500К), время после заката, когда небо теряет золотистый оттенок и становится синим (7500-8000К). А самым «холодным» светит ясное зимнее небо, в зависимости от места цифра может варьироваться от 9000 и до 15000К.

Для фотографа крайне важно понимать, какое освещение ему придется использовать в съемки, тогда на выходе можно будет получить вполне сносный, а иногда и удивительно удачный кадр. Для удобства все виды источников света и их температуры приведены в таблице:

Как фотографировать при теплом освещении?

Желтоватый оттенок подходить для пейзажной съемки, свадебных душевных снимков, для придания старины и величия историческим зданиям. Теплый свет добавляет в кадр мягкости и нежности, а час-полтора перед закатом называют «золотым временем» для фотографии. Блики огня от свечи или костра придают картине некую интимность, добавляют тонкую нотку чуда. Золото от такого освещения можно использовать для королевских съемок, когда наряд и интерьеры полны помпезности и величия. Теплый свет подчеркнет очертания предметов и слегка смажет детали. Поэтому такой вариант используется для создания настроения и практически не применяется в рекламной предметной съемке.

Для работы со свечами или вольфрамовыми лампами вам понадобится:

  • светосильный объектив;
  • штатив;
  • много терпения на первых порах.

Нужно отключить штатную вспышку, настроить выдержку для съемок ночью (до 1 секунды), зафиксировать камеру на штативе, включить системы стабилизации изображения и искать оптимальный ракурс, чтобы свечи освещали нужные участки снимка. Двигайте источники света до получения нужного результата – несколько свечек рядом дадут резкие тени и много бликов, слишком удаленные скроют слишком много деталей.

Баланс белого скорее всего придется выставлять вручную, автоматика сдастся или выдаст не тот эффект, который ожидается. Настраивайте камеру по белому листу перед съемкой и снимайте в Raw, это даст возможность корректировать полученный материал по данному параметру.

Для работы рано утром или на закате требования схожи: накамерная вспышка не используется, штатив не обязателен, но весьма желателен. Не становитесь напротив солнца, пусть оно будет смещено от центра снимка, тогда лучи будут скользить и создавать узоры на фотографии. Фокусировка и баланс белого тоже придется строить вручную, выдержка может быть стандартной, тогда кадр будет более живой. Если увеличить время экспозиции при сниженном ISO солнечные лучи будут отчетливо видны – это очень красиво смотрится на природе среди деревьев. Но потребует наличие штатива.

Холодное освещение и его влияние на снимок

Синеватый оттенок на фотографии вряд ли украсит модель во время фотосессии, но может дать удивительные результаты во время съемок природы, берега моря или реки, в рекламе или фотографии автомобилей. Снежные пейзажи создаются гармоничными только при холодном свете, сложно представить снежную равнину желтого или кремового оттенка. Часто голубой свет нарочито усиливают для достижения художественного эффекта, зимние съемки на улице, в жанре «Снежная королева» и другие футуристические образы отлично смотрятся в холодном освещении.

Студийная съемка подразумевает контроль баланса белого, фокусировку и настройку выдержки вручную, чтобы автоматика не скорректировала их в сторону нейтрального оттенка.

Осветители, придающие коже голубоватый оттенок, чаще всего LED-происхождения, их стоимость достаточно высока, а работать с ними правильно весьма сложно. Если используется именно холодный свет, то его можно разбавить нейтральным для прорисовки объема или фона, сочетать с теплым можно только в случае, когда это задумано автором. Между собой желтый и оранжевый не смешиваются и дают непонятную нехудожественную картину.

Естественное освещение такого типа встречает еще и за час до рассвета и через полчаса-час после заката, когда на землю ложатся сумерки. Нужно поймать момент, когда детали еще различимы, а солнце уже не светит, тогда пейзаж вокруг будет залит изумительным голубоватым свечением. Свет отражается от неба и максимально рассеивается. Тут пригодятся навыки съемки в условиях недостаточной освещенности: удлиненные выдержки, штатив, отсроченный пуск ли пульт ДУ затвором, системы стабилизации снимка. Желательно иметь светосильный объектив, так как снимать придется на минимальных значения ISO.

Комбинированное освещение

Теплый и холодный свет могут соседствовать вместе только в руках опытных мастеров, если смешивать их необдуманно и хаотично, результат будет неожиданный и не всегда приятный. Проблема сочетания разных источников максимально актуально в студийной съемки и при работе на улице с необходимостью подсветки отдельных участков сцены. Лампы накаливания, вспышки импульсные и постоянный свет имеют разные значения цветовой температуры и часто портят даже самый интересный и красивый кадр. Ситуации и варианты использования смешанного освещения:

Съемка на улице с использованием дополнительного освещения. Часто происходит такая ситуация – есть солнце в разных его проявлениях и есть фонари, которые чаще всего светят нейтральным или теплым светом, есть вспышки и прожектора, которые могут быть абсолютно любыми. Скорректировать разницу можно путем выбора правильного ракурса, когда освещение не будет сильно конфликтовать в одном кадре. А также применять конверсионный фильтр, именно он позволить получить на выходе более-менее ровную картину, снизив температуру холодного света ближе к нейтральному.

Портретная съемка подразумевает естественный цвет кожи, а он ближе к нейтральному или теплому. Если нет возможности исключить холодный источник света, то выставляем баланс белого на нейтральный (около 3000К), выбираем однотонный фон белоснежного, серого или черного цветов, увеличиваем время экспозиции до 0,5 – 1 сек и максимально закрываем диафрагму. Так как используется длинная выдержка, то светочувствительность необходимо выбрать минимально возможную, около 100-150. Таким образом, размоется фон, а влияние от холодного света будет минимально губительным и максимально художественным для данной ситуации.

Предметная съемка при отсутствии лайт-бокса превращается в кошмар для фотографа. Лампы накаливания и вспышки смешиваются не всегда удачно. Выход такой — максимально исключаем прямые лучи любого осветителя, делаем свет рассеянным с помощью белой ткани со всех сторон от предмета.  Расставляем источники постоянного освещения таким образом, чтобы теней было минимальное количество и включаем накамерную вспышку. Настройки схожие с портретной съемкой – баланс белого на нейтральный, светочувствительность минимальная, диафрагма закрыта. Только выдержку можно выбирать уже и длинную и короткую, по ситуации.

Сочетания света от разных источников может привести к неожиданным результатам, а правила в фотографии существуют для классической съемки на первых порах обучения. Опытные фотографы используют именно отклонения от нормы и нарушение правил фотосъемки для создания удивительных ярких снимков.

Корректировка баланса белого

Используя различные источники света, приходится учитывать их цветовую температуру и корректировать баланс белого. Это можно сделать тремя способами:

  • до начала съемки по свойствам освещения;
  • на отснятом материале с помощью возможностей фоторедакторов;
  • при балансировке с использованием кусочка серой бумаги, нейтральной карты.

Любой из этих способов, а также их совокупность позволит вам контролировать влияние освещения на итоговый результат. Фотографии в формате JPEG не дают возможности глубокой обработки отснятого материала, в них просто не записано достаточное количество информации, чтобы скорректировать баланс белого в графическом редакторе. При малейших сомнениях в результате переходите на RAW, он позволит не только выправить ошибки света, но и скорректировать множество других параметров, даже недочеты экспонирования.

Совет начинающим фотографам

Оценивать температуру освещения и корректировать параметры съемки в соответствии с полученными значениями достаточно сложно на первых порах. Именно для этого придуманы различные фильтры и автоматические режимы с разными приоритетами. Достаточно освоить их для начала работы с разными объектами и источниками света, а впоследствии постепенно переходить на ручные настройки. Это сэкономить кучу времени и нервных клеток, позволит плавно прийти к более высокому уровню съемок и не бросить процесс на полпути из-за трудностей понимания всех тонкостей.

Профессионализм фотографа не зависит от уровня камеры, количества аксессуаров и дополнительных инструментов. Она складывается из понимания физических процессов, происходящих на матрице фотоаппарата, и влияния изменения настроек на эти процессы. А остальное является только следствием многочасовых съемок и трудоемкой работы.

Поделиться статьёй:

Что вы знаете о цветовой температуре? – ФотоКто

Как мы воспринимаем цвет в значительной степени зависит от нашего культурного воспитания и от того, что ребенку внушали с детства. Становясь взрослее, человек понимает, что огонь – горячий, лед – холодный, красный и оранжевые – теплые цвета, а синий и голубой – холодные. Почему же так важно понимание, что такое цветовая температура?

 

Дело в том, что эти ассоциации в нашем сознании очень сильны, зачастую создатели фильмов используют их для того, чтобы передать атмосферу и придать большую реалистичность своим произведениям. Происходит своеобразное ассоциативное сопоставление – цвета и ощущения.

by Beauty

Когда речь идет о цветовой температуре, то за неизменную основу берется белый цвет. Белый – создание нашего собственного ума, так как он отсутствует в спектре света. Белый цвет путал людей на протяжении тысяч лет. Но уже в конце XVII века Исаак Ньютон продемонстрировал человечеству с помощью призмы, что белый – это смесь всех других цветов. Но пришлось ждать еще до 1900 года и открытия закона Планка, чтобы получить убедительные доказательства того, что цвет зависит от пропорций соединения других цветов.

Макс Планк – немецкий физик, который по заказу производителей лампочек пытался выяснить наилучшую температуру для нити накаливания, необходимую для максимальной яркости при минимальных затратах электроэнергии.

Ученый пытался решить проблему, оперируя современными на тот момент теориями, которые не соответствовали экспериментальным данным. Позже Планк пришел к выводу, что излучение и поглощение света веществом происходит порциями, в зависимости от этого человек видит определенный цвет.

Все во Вселенной, которая имеет температуру выше абсолютного нуля, выделяет какое-то электромагнитное излучение – будь то инфракрасный, видимый свет, ультрафиолетовое или рентгеновское излучение, и все, что находится между этими известными сведениями.

По мере увеличения температуры тело будет выделять все больше и больше тепла, или электромагнитного излучения. Если нагреть тело до такого состояния, что оно станет достаточно горячим и начнет светиться – мы сможем увидеть излучаемый свет. Повышение температуры и это свечение проходят через очень определенный диапазон цвета, который математически описывается законом Планка. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим о цветовой температуре – положение белого цвета относительно цвета черного тела при данной конкретной температуре.

В итоге открытия Макса Планка и определили в качестве эталона цветовой температуры – 3200К для лампочки накаливания. Мы используем эту величину до сих пор, в кинематографическом мире данное число также известно, как температура галогенного света.

Температура на поверхности Солнца составляет около 5800K, но солнечный свет после фильтрации через атмосферу может варьироваться от 2800K в так называемый волшебный час (время восхода/захода солнца) и до 6500К в пасмурный день. В общепринятом понятии 5600K – цвет света в ясный полдень, это то, что мы подразумеваем, когда говорим о сбалансированном дневном свете.

Выше на картинке приведены два примера того, как распределяется интенсивность разных цветов в зависимости от способа свечения. Для флуоресцентного освещения используется трубка, заполненная  парами ртути и инертным газом. Когда электричество проходит очень быстро попеременно через вещество и газ, лампа испускает ультрафиолетовое излучение. УФ-излучение взаимодействует со стенками трубки, которые покрыты люминофором, трубка начинает светиться и излучать свет. Таким образом энергия практически не расходуется на тепло, получается свечение активизированных люминофоров и паров ртути. Этот принцип свечения применяется в источниках люминесцентного освещения, в том числе студийных.

Но, в отличие от ламп накаливания, что испускают свет во всех частотах в соответствии с законом Планка, люминесцентные лампы, как правило, работают в основном на частотах первичных цветов: красного, зеленого и синего. Красный и синий цвета создаются за счет  люминофоров в трубке, а зеленый возникает с помощью светового излучения ртути. Для более дешевых ламп производители иногда искусственно увеличивают количество зеленого цвета, потому что это делает лампочку более яркой, так как зеленый находится как раз в середине видимого спектра. Человеческий глаз преобладания зеленого цвета может не заметить, но к сожалению, это придает кадрам, сделанным при флуоресцентном освещении, зеленый оттенок.

Для ламп, которые используют в фотографии и кинематографии, производители стали  смешивать различные химические компоненты для люминофоров, чтобы получить более полный цветовой спектр, а также возможность изменить цветовую температуру люминесцентных ламп так, чтобы в итоге можно было использовать люминесцентные лампы с галогенными источниками, имеющими цветовую температуру 3200К и люминесцентные лампы для смешивания с дневным светом 5600К. Для более точного воспроизведения цветов окружающего пространства следует искать лампы, у которых более высокий индекс цветопередачи или CRI. CRI 100 – эквивалентен полному спектру, подобному тому, который дает солнце. Стоит брать во внимание осветители, имеющие лампы с CRI выше 90, например, осветители Reddevil.

Светодиодное освещение пока еще до конца не освоили и относят к новым технологиям. Проблемы воспроизведения цвета освещения остаются практически такими же, как и у люминесцентных ламп. Цвет светодиода зависит от материала, из которого изготовлен диод. Существует несколько способов, чтобы получить белый свет – с помощью люминофоров или путем смешивания различных цветных светодиодов вместе в одном приспособлении. Некоторые производители даже умудряются для получения определенной цветовой температуры смешивать интенсивность разноцветных светодиодов. Например, как в осветителе Falcon Eyes LP-DB820CT-SY , где половина светодиодов температуры 3000К, а другая 7000К и за счет изменения интенсивности свечения отдельных светодиодов можно получить все промежуточные оттенки белого.

Цветовая температура в фотографии

Есть традиционно два важных момента, связанных с цветовой температурой, которые каждый фотограф обязан знать наизусть: 3200К – температура лампы накаливания и 5600K – температура света в яркий солнечный день или в полдень.

Почти все современные цифровые камеры имеют возможность для установки пользовательского баланса белого с помощью серой карты. Это делается просто, достаточно заполнить кадр однородным цветом – серым или белым и, нажав кнопку для запоминания баланса белого, «сообщить» камере, что данный цвет является нейтральным, тогда все последующие снимки будут корректироваться относительного этого показателя. Чтобы узнать более подробно, как задать пользовательский баланс белого – посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату. Производители обычно при составлении документации уделяют достаточно внимания освещению этого вопроса.

Для лучшего контроля и более высокой производительности многие камеры также имеют возможность для ручного выбора баланса белого. Эта функция удобна тем, что буквально одним нажатием пальца можно привнести в снимки больше теплых тонов или холодных. Если вы хотите больше теплого тона – следует поднять цветовую температуру, снижение ее приведет к большей прохладе в ваших фотоснимках.

И если вы снимаете в RAW-формате, вы всегда можете откорректировать при постобработке баланс белого, согласно тем задачам, которые будут стоять перед вами на тот момент.

Общая проблема практически для любой цветовой температуры заключается в том, что когда вы снимаете с различными источниками света, излучающими разные цветовые температуры (например, в помещении рядом с окном и с помощью лампы накаливания), при заданном балансе белого 5600К общий оттенок у снимка будет оранжевым. Если вы выставите баланс на 3200К, свет из окна будет выглядеть голубым.

Если у вас нет возможности снимать с источниками света, дающими одинаковую цветовую температуру, можно использовать цветные гели, которые откорректируют цветопередачу уже на стадии съемки и заметно снизят работу при постобработке.

И конечно же в природе не существует причин, по которым фотограф не может использовать комбинированный свет для создания определенного художественного эффекта.

Стоит также отметить, что если вы регулируете мощность галогенного источника света, то это происходит за счет уменьшения напряжения на контактах, а это снизит их цветовую температуру и заставить выглядеть свет теплее. Происходит такое все по тому же закону Планка – нить накаливания недополучает количество тока, поэтому не горит в полную силу, а значит, цветовая температура от таких ламп будет ниже.

Конечно же, с современными технологиями и возможностями программ постобработки, нет необходимости придерживаться жесткого правила – снимать при освещении лампами с одинаковой цветовой температурой. Не существует правил, по которым нельзя одновременно использовать различные цветовые температуры в одном кадре, канонами фотографии не запрещено смешивать холодный наружный свет с теплотой внутреннего освещения. Но понимание механизма цветовой температуры поможет решить художественные проблемы и облегчить постобработку, когда фотограф находится на съемочной площадке. Эти знания – инструменты для создания нужного эффекта. Используйте их, чтобы сделать что-то красивое!

Источник fotogora.ru

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ

Как связаны яркость и цветовая температура света в его восприятии

Благодаря бурному росту популярности светодиодов разной цветовой температуры (от 2700К до 9000 К) у нас появилась возможность сделать домашнее или рабочее освещение более функциональным. Считается, что в офисе лучше использовать более холодный свет, а  дома — более теплый.  Но мало кто знает, откуда взялась такая информация и почему подобные советы не всегда работают.

Любопытные результаты о наиболее комфортной для глаза цветовой температуре получил голландский физик Ари Андрис Крюитоф. Он провел следующее исследование: демонстрировал людям различные источники света разной цветовой температуры и яркости и просил оценить насколько комфортным для глаз является свет.

В результате был получен график, где по горизонтальной оси указана цветовая температура источника света (K), по вертикали — освещенность (Lx), а на перечечении этих параметов указаны зоны комфортного и некомфортного освещения.

 

Кривая Круитхофа 

Оказалось, что восприятие цветовой температуры источника света изменяется взависимости от уровня освещенности. А комфортной для глаз является только средняя область на графике (белая).

Например, свет лампочки с цветовой температурой 2700К, обеспечивающей освещенность в 200 Лк, скорее всего будет приятен. Но, если вы выберете лампу в 2 мощнее, то ее свет, скорее всего, будет раздражать и казаться слишком желтым.

Результаты исследования говорят о том, что не учитывая яркость (световой поток) источника света нельзя однозначно утверждать, например, следующее: «теплые светодиодные лампы или ленты подходят для дома, а холодные для офиса».

Почему человеческий глаз по-разному реагирует на разные условия освещенности?

Опыты опытами, но в науке принято объяснять эмпирически полученные результаты теорией.

Уровни освещения на открытом пространстве и внутри помещений различаются в десятки и более раз. Реагируя на эти изменения, радужная оболочка глаза быстро расширяется и сокращается. Благодаря этому она контролирует количество света, достигающего сетчатки глаза, которая содержит светочувствительные фоторецепторы — колбочки и палочки, ответственные за зрение. Свет, попадающий на сетчатку, пропорционален квадрату диаметра зрачка.

Если зрачок расширяется вдвое, то количество света, попадающего  в глаз, увеличивается в четыре раза. При тусклом освещении радужная оболочка может раскрыться до 8мм и сузиться до 2мм при ярком свете. Такое четырехкратное изменение диаметра соответствует шестнадцатикратному изменению яркости на самой сетчатке глаза, а ведь уровень света в музее и на открытом воздухе в солнечный день в Рочестере отличается в 680 раз. Такую разницу в освещенности в 42.5 раза  не может откорректировать глазная радужная оболочка, что приводит к активному динамическому взаимодействию между парами колбочек и палочек сетчатки.

Более шести миллионов колбочек и 119 млн. палочек неравномерно распределены на сетчатке. Колбочки конической формы в основном сосредоточены в ее центре, в области, называемой Ямкой, и имеют максимальную чувствительность, как показано на рисунке, в 555нм (зеленый спектр). До недавнего времени именно им приписывали ответственность за цветное зрение. Палочки, чей максимум чувствительности приходится на 508нм (синий спектр), традиционно связывали только с ночным зрением.

Что это все значит для человека, смотрящего на картины на открытом воздухе, в обычном помещении или в музее? Яркий уличный свет становится причиной сужения зрачка, однако, изменений в его диаметре недостаточно, чтобы компенсировать высокий уровень освещенности. При его увеличении чувствительность колбочек является доминирующей, а  вклад палочек в общую реакцию ощущается в меньшей степени. При этом цвет большого количества света, достигающего глаза, кажется белым.

Попадая в помещение, зрачок увеличивается в размере, пропорционально пропуская больше света. И опять радужная оболочка не может поддержать требуемый уровень освещения сетчатки. В условиях такой пониженной освещенности палочки с чувствительностью к голубому спектру становятся более активными, и свет силой 6000К, который выглядел на открытом воздухе белым, приобретает синий цвет, а силой в 4700К — начинает казаться белым. Посещая музей, мы снижаем уровень освещенности в десятки раз, и теперь и свет силой 4700К приобретает холодный голубоватый оттенок, а белым становится уровень в 3500К.

Важное значение имеет и то, что радужная оболочка зрачков, сокращаясь,  и пропускает меньше света в глаза, но при этом размер изображения на сетчатке не изменяется. Таким образом, для  определенной области восприятия всегда одинаковое количество палочек и колбочек подвергается воздействию света, который оказывает большее влиянии на колбочки при высоком уровне освещения и на палочки — при низком.

Взаимодействие между радужной оболочкой, палочками и колбочками дает правдоподобное объяснение нашим наблюдениям, когда люди называют прямой солнечный свет в 6000К белым и видят в нем синие оттенки при недостаточной освещенности.

Цветовая адаптация

В то время как кривая комфортности Круитхофа характеризует физиологические условия, влияющие на восприятие цвета, цветовая адаптация определяет психологические особенности, также играющие важную роль. Цветовая адаптация — восстановление равновесия чувствительности глаза к цвету как к спектральной композиции появляющихся изменений. Мозг постоянно обрабатывает потоки информации, поступающей в него через глаза. Иногда мозг как бы «массирует» полученные данные. Без этой способности большинство источников света, при которых мы работаем и играем, могли бы доставить нам неприятности. Возьмем, например, лампы дневного света: глазу комната кажется освещенной в прохладном  белом свете, однако, фотографии сделанные в этом же помещении, показывают зеленый оттенок.

Сочетание факторов цветовой адаптации с высокими перепадами освещенности вызывает порой весьма интересные эффекты. Например, ночью фары автомобиля кажутся яркими и белыми, но они же при дневном освещении выглядят тусклыми и желтыми.  В противоположность этому примеру — маленький луч солнечного света, просочившийся в помещение, освещенное лампой накаливания. В то время как комната кажется  белой, луч будет иметь синий оттенок. Если же этот же луч рассматривать на улице при дневном свете, он будет абсолютно белым, а вот лампа накаливания — желтой.

Вернемся к первоначальному вопросу о том, что же действительно синее, а что белое? Очевидно, что однозначного ответа тут нет, поскольку все зависит от уровня освещенности источника света и окружающей среды. При высоком уровне освещения, например, на улице дневной свет  цветовой температуры в диапазоне 4500-6000К кажется мозгу белым, на промежуточных уровнях в закрытых помещениях 6000К кажутся синими, а 3000-4700К — белыми.

Дизайнеры, освещающие области или объекты дневным светом, должны обязательно учитывать совокупность аспектов — насколько ярко уже освещено пространство, какую адаптацию прошли  глаза зрителей и, конечно, что же именно они собираются подсветить.

Назад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *