Выгребная яма из покрышек, инструкция по монтажу
Выгребная яма из покрышек
Выгребная яма из покрышек
Выгребная яма из покрышек — простейших сегмент канализации, который наиболее часто оборудуют в селах, деревнях и на дачах те, кто пытается сэкономить. Многие специалисты настоятельно не рекомендуют оборудовать данную конструкцию ввиду ее недостатков, но те, кто уже успел оборудовать выгребную яму из старых автомобильных шин, опровергают подобные высказывания, опираясь на опыт использования конструкции. Если вы задумались о самостоятельном монтаже такой системы сбора стоков, взвесьте все «за» и «против» ее эксплуатации. Как сделать септик из покрышек своими руками, Вы жете прочитать в нашей статье.
Выгребная яма из покрышек, схема
Стоит ли устанавливать выгребную яму из покрышек
Содержание статьи
Цена материалов и легкость монтажа
Конечно, любые выгребные ямы по всем параметрам проигрывают современным септикам. Но, ввиду дешевизны отслуживших свой век покрышек (автомобильных, тракторных и т.п.), многие потребители склоняются именно к такой системе для сброса стоков. Даже с учетом всех земляных работ и материалов выгребная яма обойдется значительно дешевле самого экономичного септика, особенно, если вы самостоятельно займетесь монтажом.
Возможно, Вас заинтересует информация-кирпич для сливной ямы
К сожалению, помимо быстрого процесса сборки конструкции и малозатратности выгребной ямы, особых достоинств не наблюдается. Рассмотрим обратную сторону вопроса.
Герметичность и безопасность
- Автопокрышки изначально не предназначены для оборудования выгребных ям, поэтому срок службы конструкции не превысит 10-15 лет. Резина и металлические элементы под воздействием микроорганизмов и химически агрессивной среды стоков попросту начнут коррозировать и разрушаться.
- Кроме того, сточные воды могут просочиться в грунт через стыки между покрышками, о неприятных последствиях такого инцидента упоминать излишне.
- Так как автопокрышки относительно мягкий материал, то может легко сдвинуться из-за почвенных подвижек, в очередной раз допустив просачивание стоков в почву.
Подытожив все вышесказанное, можно сказать, что конструкция не отличается надежностью, герметичностью и продолжительным сроком службы.
Возможно, Вас заинтересует информация о том, как откачать канализацию
Ремонт и демонтаж
В отличие от легкого монтажа, обратный процесс выполнить тяжело, а порой почти невозможно. Стопка автомобильных покрышек с отложениями ила на стенках вест несколько тонн. Закопать такую выгребную яму гораздо проще, чем демонтировать. Ремонт по причине несовершенства конструкции также выполнить очень сложно.
Чистка выгребных ям вручную — занятие не самое приятное
Где устанавливать выгребную яму?
Выгребную яму рекомендуется устанавливать в удалении от фундамента дома, колодцев, трубопроводов и посадок, чтобы конструкция даже при разгерметизации не смогла оказать негативного влияния на фундамент строений, подземные коммуникации и чистоту точек водозабора.
Возможно, Вас заинтересует информация-канализация из покрышек
В соответствии с разработанными нормативами, выгребную яму рекомендуется устанавливать:
- не менее чем в 5 метрах от построек, ограды, дороги и железобетонных/асбестоцементных трубопроводов;
- не менее чем в полутора метрах от водопроводных чугунных и пластиковых коммуникаций диаметром до 200 мм;
- не менее чем в трех метрах от посадок и водопроводных труб диаметром свыше 200 мм.
Руководствуйтесь соображениями удобства доступа шлангов ассенизатора до ямы и не забудьте, что слишком длинная канализационная труба, подведенная от дома к яме, может быстро засориться из-за недостаточного уклона.
Сборка конструкции: технология, нюансы, тонкости работы
Как сделать дренажную яму? Для оборудования ямы понадобятся: непосредственно покрышки (от легковых или грузовых автомобилей, трактора, автобуса и т.п.), болты и гайки, ножовка по металлу и лобзик, герметик силиконовый, пластиковые трубы (Ø100 мм).
Если у вас в распоряжении нет старых покрышек, не спешите тратить на них финансы. Обратитесь в автомастерские, автобусные парки или коммунальные службы, возможно, вам помогут решить данный вопрос почти безвозмездно.
Как обычно все начинается с замеров и земляных работ. Измерьте диаметр и высоту каждой покрышки, после чего высоту умножьте на количество покрышек (обычно не более 10 штук) и вы узнаете необходимую длину котлована. В ширину котлован придется копать немного больше, чем диаметр покрышек, чтобы не только изделия свободно поместились на дно, но и можно было качественно произвести обратную засыпку щебнем.
Котлован для выгребной ямы
Как копать котлован — зависит от вас. Если не желаете провести несколько дней с лопатой, наймите экскаватор. Форма котлована также не принципиальна, главное, чтоб были соблюдены размеры и стенки были ровными, а дно наоборот — имело скос относительно горизонтали. Траншеи для труб копаются с учетом уклона (2-4 см/1 м) и последующей теплоизоляции.
Возможно, Вас заинтересует информация о том, как сделать слив в частном доме
После того, как котлован готов, следует буром просверлить в почве скважину, проходящую сквозь все имеющиеся водоносные слои в почве. В скважину вставляем трубу с высверленными отверстиями (дренажная труба), оставляя конец трубы на один метр над уровнем дна котлована. Затягиваем дренажную трубу мелкоячеистой сеткой.
Схема выгребной ямы
На дно котлована необходимо засыпать от 20 до 30 см крупного гравия — дренажную подушку.
Возможно, Вас заинтересует информация-сливная яма в частном доме своими руками
Покрышки в котлован следует опускать по одной, попутно срезая внутренний металлический корд, соединяя соседние покрышки болтами и проклеивая стыки герметиком. Последняя (верхняя) покрышка должна находиться над поверхностью почвы примерно на 30-50 см. Это предотвратит проникновение талых вод в выгребную яму.
Установка конструкции в котлован
Чтобы произвести подключение трубопровода к выгребной яме, в стенке покрышки необходимо лобзиком и ножовкой по металлу прорезать отверстие Ø100 мм, вставить в него трубу, обработать место стыка силиконовым герметиком.
Подведение канализационной трубы к выгребной яме
Остается обернуть внешнюю сторону покрышек рубероидом и произвести обратную засыпку щебнем и грунтом.
Обратная засыпка выгребной ямы из покрышек
Не забудьте оборудовать выгребную яму перекрытием с крышкой и вентиляционной трубой, чтобы неприятный запах не распространился от вашей ямы по всему участку. Если же выгребная яма строилась из соображений оборудования только уличного туалета, то необходимость в крышке и подводящей сливной трубе от жилого помещения отпадает.
Оборудование перекрытия над выгребной ямой
По аналогичной технологии можно выполнить строительство дренажного колодца из покрышек для доочистки и утилизации осветленных вод из септика.
Если вы задумали сделать выгребную яму с переливом, то по аналогичной технологии выкопайте котлован для двух стопок покрышек, произведите заливку бетона под первой стопкой и укладку щебня под второй. Соедините обе стопки патрубком, расположенным в центре конструкции. Произведите обратную засыпку и установку перекрытия и вентиляции.
Цены на дренажную трубу
дренажная труба
Обслуживание выгребной ямы из покрышек
Крупный щебень заиливается очень медленно, поэтому откачка ямы потребуется не скоро. А чтобы в значительной мере оттянуть эту процедуру, можно использовать специальную «химию» для выгребных ям, способную быстро растворять стоки и фекалии, превращая их в воду.
Видео — Выгребная яма из покрышек
Чистка выгребных ям вручную — занятие не самое приятное
Установка конструкции в котлован
Схема выгребной ямы
Подведение канализционной трубы к выгребной яме
Обратная засыпка выгребной ямы из покрышек
Оборудование перекрытия над выгребной ямой
Котлован для выгребной ямы
Выгребная яма из покрышек
Выгребная яма из покрышек, схема
Выгребная яма из покрышек своими руками – как ее сделать? + Видео
Тем, кто планирует привнести немного городского комфорта в жизнь на даче, не потратив много финансовых средств, подойдет выгребная яма из покрышек, своими руками построить такую конструкцию по-настоящему легко.
Особенности сливной ямы из автопокрышек
Немалым количеством достижений, делающих жизнь максимально удобной, может похвастаться современная цивилизация. Расстаться со многими из них мы с вами не хотим даже тогда, когда выезжаем отдохнуть и расслабиться на своем загородном участке.
На многих дачах нет централизованной канализационной системы. Но для любителей комфорта это не беда. Вполне можно сделать собственноручно достаточно функциональную и при этом совсем не дорогую выгребную яму из отслуживших свое колес автомобиля, получив в свое распоряжение отличный аналог городской канализации. Такое нехитрое сооружение специалисты советуют обустраивать в случаях, когда вы не живете постоянно за городом, а бываете там набегами. Впрочем, сливную яму допускается строить и постоянным жильцам на даче. Но только при условии, что они используют мало воды (в этом случае и объем стоков будет, конечно же, минимальным).
Выгребная яма из колес автомобиля
Выгребную яму из шин делают потому, что она характеризуются следующими явными достоинствами:
- приемлемой стоимостью сооружения;
- доступностью используемых материалов;
- элементарностью монтажа.
Сделать собственными силами такую канализационную систему сможет любой домашний умелец. А использованные покрышки иногда даже нет необходимости покупать. Их вам с огромным удовольствием отдадут бесплатно на ближайшем автосервисе. К недостаткам сливных ям относят: недостаточную герметичность конструкции; малое (относительно) время эксплуатации – не более 12–15 лет; невозможность ремонта или демонтажа. Кроме того, в большинстве случаев от выгребных ям исходят не очень приятные ароматы. Придется приложить слишком много усилий при выполнении строительных мероприятий, чтобы их не было.
Где можно разместить яму для сбора сточных вод?
Очень важно грамотно определиться с местом расположения дачной канализации из автопокрышек. При планировании работ примите во внимание следующее:
- Нельзя сооружать яму ближе, чем за 25 м от скважин с питьевой водой.
- От жилого строения локальная канализация обязана располагаться на расстоянии 5–7 м (а лучше построить ее еще дальше, если есть такая возможность), от забора – на 2–3 м.
- Желательно, чтобы уровень колодца для воды был ощутимо выше, нежели уровень ямы. В этом случае риск заражения дачного источника водоснабжения будет минимальным.
- Обязательно прокладывайте трубопровод, соединяющий яму и жилище, на 1.2 м ниже уровня промерзания грунта. Если не учесть эту рекомендацию, в зимнее время стоки просто-напросто разорвут канализационные трубы.
Место расположения дачной канализации из автопокрышек
Еще несколько важных советов тем, кто хочет своими руками сделать описываемое в статье сооружение:
- Стоки должны заполнять яму на 100 см ниже уровня земли. Несоблюдение этого требования станет причиной переливания отходов через край конструкции.
- Требуемый объем ямы высчитывается так – на одного дачника, пользующегося водопроводом, берется 0,5 кубометров стоков. Если ваша семья состоит из 4 человек, сливное сооружение должно иметь объем не менее 2–2,5 кубов.
Добавим, что запрещается сливать в канализацию из покрышек химически активные (агрессивные) вещества, а также засорять ее крупными твердыми предметами.
Делаем яму из автомобильных шин – инструкция
Сначала необходимо запастись достаточным количеством бывших в употреблении покрышек от трактора либо обычного авто. Как правило, для дачной канализации, рассчитанной на 3–4 человек, хватает 10–12 покрышек.
Следующий шаг – копка ямы. Положите на место, где вы планируете сделать сливную конструкцию, одну шину. Она покажет вам требуемый диаметр сооружения. Разметьте участок, уберите покрышку и приступайте к утомительным, но обязательным земляным работам. При копке не забывайте, что дно траншеи всегда делают с небольшим уклоном в ту сторону, где будет располагаться люк.
Яма для сливной конструкции
Алгоритм последующих работ таков:
- Высверливаете посредством обычного садового бура в центральной части ямы отверстие. Оно будет выполнять функцию естественного дренажа сливной конструкции. Важно правильно определиться с его глубиной. Отверстие должно пройти сквозь водоупорный пласт грунта. В этом случае стоки никогда не будут застаиваться в яме.
- Вставляете дренажную трубу в отверстие. Здесь есть один нюанс. Над дном ямы эта труба должна возвышаться примерно на 1 м. При такой высоте подъема дренажный элемент является надежно защищенным от попадания в него загрязняющих частиц крупных размеров. Верхний конец трубы желательно накрыть сеткой из полипропилена, а по ее бокам вырезать небольшие отверстия. Именно через них будет производиться дренаж стоков. Эти отверстия, кстати, также желательно накрыть сеткой.
- Насыпаете 10-сантиметровый слой щебня на дно сооружения. Укладываете столбиком автошины. Совет профи! Срежьте электрическим лобзиком внутренний обод со всех покрышек. Тогда сточные воды будут более качественно стекать на дно, не скапливаясь внутри колес.
- На боковой части одной из покрышек нужно сделать отверстие (используйте электролобзик), куда вы введете трубу из дома.
Важно! Устанавливайте шины в яму максимально плотно. Зазоры между стенками котлована и колесами следует засыпать грунтом.
А места стыков отдельных покрышек обязательно обрабатываются герметиком. Обратите внимание – самую верхнюю покрышку обязательно нужно вывести над уровнем грунта на 5–10 см. Остается лишь накрыть сделанную сливную яму полимерным либо деревянным люком, присыпать его почвой и вывести из сооружения трубу для вентиляции. Над землей она должна возвышаться где-то на 0,6 м.
Простой септик – как сделать такую конструкцию?
Если простая выгребная яма вас не устраивает, попробуйте соорудить на своей даче элементарный септик из автоколес. Это несложно. Подобное сооружение называют септиком с переливом. Он способен достаточно качественно очищать небольшие количества стоков.
Септик на даче из автоколес
- Копаете яму, насыпаете на ее дно около 0,4 м щебня.
- Укладываете колеса (не забудьте срезать с них внутренние обода).
- Устанавливаете в яму бетонную вертикальную трубу. Ее сечение – 0,5 диаметра вырытого септика, а высота – меньше на 0,15 м от уровня земли.
- На верхней части трубного изделия сделайте ряд отверстий для перелива нечистот. Снизу трубу залейте (абсолютно герметично) обычной бетонной смесью (3 части строительного песка и часть цемента высокой марки).
- Подведите канализационную магистраль к верхней части трубы из бетона (внутрь изделия) и тщательно загерметизируйте место входа.
Простейший септик с переливом готов! Пользуйтесь.
особенности конструкции и сооружения своими руками
Все счастливые владельцы собственной квартиры, сразу поселившись в новое жилье, пользуются всеми благами цивилизации: освещение, газ, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение. Совсем по-другому дело обстоит с частным домостроением, в котором домовладелец обязан самостоятельно подключать электричество, устанавливать газовый котёл и обустраивать систему отвода канализационных стоков.
В качестве водосборника в частном доме может использоваться кирпичная или бетонная яма, но для их сооружения понадобится много денег и сил, что не всегда оправданно. Поэтому народные умельцы придумали интересную альтернативу – выгребную яму из старых автомобильных покрышек. Естественно, такой резервуар не предназначен для работы с большими объёмами нечистот, однако, для дачного домика вполне сгодиться.
В чём основные преимущества выгребной ямы из покрышек?
Выгребная яма для сбора отходов жизнедеятельности человека, сооружённая своими руками из старых автомобильных покрышек, выгодно отличается перед стандартными аналогами, следующими характеристиками:
- простота обустройства – домовладелец в одиночку за несколько дней сможет соорудить такой канализационный водосборник на своём участке;
- возможность использования автомобильных скатов с любым диаметром, как от легкового автомобиля, так и от трактора;
- доступность и дешевизна необходимых стройматериалов – в большинстве автомастерских домовладелец может приобрести старые покрышки за копейки;
- длительный эксплуатационный ресурс выгребной ямы до 15 лет.
Естественно, нет ничего совершенного – это коснулось и выгребной ямы из автомобильных скатов. В первую очередь такое изделие негерметично и поэтому может испускать неприятные ароматы. При этом, если яма утратила свою герметичность, то ремонту она не подлежит. Если такие проблемы домовладельца не беспокоят, то он может смело переходить к самостоятельному обустройству канализации.
Особенности выбора места под сливную яму
Очень часто домовладельцы игнорируют правила выбора подходящего места для сооружения выгребной ямы. В частном домостроительстве существуют определённые нормы, которые определяют месторасположение под размещение сборников отходов жизнедеятельности человека. Сливной резервуар для стоков из автомобильных скатов для загородного дома должен размещаться только в месте, соответствующем следующим стандартам:
- минимальное расстояние от канализационной ямы до жилого домостроения, должно быть, не меньше 5 м;
- от ограждения дома до сливного резервуара нужно отступить 2 м;
- открытый источник воды должен, находится от выгребной ямы из покрышек минимум на расстоянии 25 м;
- в случае суточного образования сточных вод в объёме свыше 1 кубометра, сливной резервуар из автопокрышек должен обустраиваться днищем, в других ситуациях это требование является необязательным.
Для подсоединения канализационной разводки к основному домостроению необходимо использовать только современные трубы из пластика толщиной 10 см. Прокладка канализационных труб от дома до выгребной ямы должна выполняться строго по прямой с уклоном в сторону стока отходов. В случае невозможности прокладки труб ниже точки промерзания почвы в зимний период года, выполняется их качественная теплоизоляция из влагоотталкивающих материалов.
Если нет желания скандалить с соседями, то не стоит размещать выгребную яму рядом с межой участка. По нормам такое сооружение должно располагаться на расстоянии не менее 2 метров от соседних земельных угодий. В случае несоблюдения данных правил, обиженные соседи имеют право обратиться в суд для разрешения конфликта и переноса сливного резервуара.
Правила расчёта объёмов сливного резервуара
Только правильно рассчитав объёмы выгребной ямы из автомобильных покрышек можно обеспечить комфорт жильцов, проживающих в доме. Для определения оптимальных габаритов канализационного водосборника нужно исходить из следующих критериев:
- количество жильцов постоянно находящихся в доме, которые напрямую влияют на среднесуточную норму потребляемых водных ресурсов. Обычно взрослым человеком потребляется до 170 литров воды в течение 24 часов;
- структура почвы, на которой будет сооружаться сливная яма из автомобильных скатов для сбора сточных нечистот. Если почва пористая и легко впитывает воду, то можно уменьшить объем сточного резервуара на 30% по сравнению с предполагаемыми суточными объёмами отходов. В случае с плотным грунтом уменьшение резервуара для сточных вод, возможно, не более чем на 10%.
Однако, при возможности лучше выполнять строительство выгребной ямы с небольшим запасом объёма. При этом важно, чтобы сточный колодец из автомобильных скатов был в глубину не менее 300 см. В таком случае, если все работы выполнены правильно, то очистку стоков придётся выполнять не чаще 1 раза в 3-5 месяцев.
Последовательность строительства выгребной ямы из покрышек
Сложно найти более простой и дешёвый способ самостоятельного обустройства выгребной ямы для канализационной системы дома, чем резервуар из старых автомобильных покрышек. Такой материал каждый автолюбитель сможет найти в гаражном автокооперативе, поспрашивав ненужные покрышки у соседей. Если такой возможности нет, то нужно отправиться в ближайший автосервис, где всегда можно приобрести испорченную автомобильную резину за копейки. После того как строительный материал будет подготовлен, вся работа происходит согласно определённой схеме.
- В зависимости от предполагаемых среднесуточных объёмов канализационных стоков подбирается количество одинаковых по диаметру автомобильных скатов.
- Котлован роется вручную. Для чего можно воспользоваться штыковой лопатой. По диаметру подготавливаемый резервуар должен быть больше на 250 мм, чем покрышки. Если у домовладельца имеется огород, то первые 50 см грунта обычно плодородные и их можно использовать по назначению.
- После того как котлован будет подготовлен и его стенки и дно выравненные, засыпается 20 см слой щебня, который качественно утрамбовывается.
- На следующем этапе выполняется укладка на дно резервуара первой автомобильной покрышки. Все работы удобнее выполнять с помощником. Прежде чем укладывать первый скат, нужно обрезать его с одной внутренней стороны. Это в первую очередь необходимо для того, чтобы сточные воды не скапливались в покрышке.
Прежде чем укладывать последнюю или предпоследнюю покрышку в зависимости от того, на какой глубине проходят канализационные трубы, с любого удобного края автомобильного ската вырезается отверстие для подключения канализационной системы, идущей от домостроения.
Завершающий этап сооружения выгребной ямы
После того как последняя покрышка будет уложена на своё место и к ней будет подключена канализационная труба, возведение выгребной ямы практически завершено. Домовладельцу остаётся только засыпать пустоты, образовавшиеся между скатами и грунтом.
Чтобы предотвратить просачивание нечистот в грунт желательно, перед тем как засыпать пустоты землёй простелить поверх автомобильных покрышек плёнку из полиэтилена или другого доступного материала, не пропускающего воду.
Перекрытие выгребной ямы можно выполнить при помощи плотной крышки из пластика, поверх которой насыпать холм из глины, благодаря которому дождевая вода не будет попадать в сточный резервуар. После этого домовладелец может наслаждаться результатами своей работы, пользуясь всеми благами цивилизации.
Особенности сооружения выгребной ямы с переливом
Из автомобильных покрышек можно своими руками соорудить и более сложное канализационное устройство – сливную яму с переливом. Такой септик способен перерабатывать небольшие объёмы нечистот, тем самым уменьшая периодичность проведения очистки резервуара. Такое устройство подойдёт для домостроений, где не регулярно пользуются водой: дачи или загородные постройки, где люди находятся не постоянно. При этом сам процесс возведения сточной конструкции с переливом из покрышек выполняется строго в соответствии с определёнными этапами.
- Вырывается яма в соответствии с предполагаемыми объёмами среднесуточных сточных вод.
- На дне котлована под покрышками насыпается 20-30 см слой щебня.
- Для увеличения объёма септика срезается внутренний обод покрышек.
- В образованный из автомобильных скатов колодец устанавливается вертикальная бетонная труба с диаметром в 2 раза меньше основного резервуара. Высота такой трубы должна быть ниже ямы минимум на 15 см.
- Нижний край трубы заполняют при помощи бетонной смеси, а в верхней части просверливается множество отверстий так, чтобы получилась сетка, через которую излишки стоков будут переливаться в основной резервуар.
- В верхнем краю бетонного изделия также выполняется подключение канализационной трубы.
После завершения всех работ выгребную яму накрывают крышкой, после чего её можно использовать по прямому назначению.
Как очистить сливную яму из покрышек?
Канализационную яму из автомобильных скатов, как и любую другую подобную конструкцию, необходимо с определённой периодичностью очищать. При этом существуют разные способы проведения этой процедуры. Можно вычерпать стоки ведром или откачать фекальным насосом. Но оба варианта требуют непосредственного присутствия человека. Естественно, можно воспользоваться услугами ассенизаторских компаний, но стоимость их услуг не самая дешёвая. Плюс ко всему домовладельцу придётся организовать доступ автотранспорту.
Поэтому единственно правильным решением в такой ситуации является использование препаратов на биологической основе. Такой вариант предусматривает добавление в выгребную яму препарата, содержащего специальные микроорганизмы, перерабатывающие органические отходы жизнедеятельности человека, превращая их в удобрение, которое можно использовать на приусадебном участке.
Как видно, в сооружении выгребной ямы из автомобильных покрышек нет ничего сложного. Поэтому такие работы при желании сможет выполнить каждый домовладелец своими руками. Плюс ко всему срок службы такой конструкции, достаточно длительный и может составлять 15 лет.
Выгребная яма из покрышек своими руками, а так-же кирпича и бочек
При отсутствии на участке централизованной канализации возникает необходимость подготовить выгребную яму своими руками. Это позволит полностью решить вопрос отвода стоков с дома. При использовании покрышек, кирпича и бочек такая канализация совершенно бесплатная —и не нужно вносить коммунальную плату. По мере заполнения нужно будет обращаться к ассенизатору, чтобы откачать содержимое. Делать это придётся, если яма герметична и жидкость не впитывается в почву или это происходит слишком медленно.
Типы выгребных ям
По принципу обустройства сливная яма бывает герметичной и открытой. Открытая имеет земляное непокрытое дно, сквозь которое жидкость уходит в почву. При этом возможно попадание нечистот в колодец, что приведёт к порче и заражению питьевой воды. Такая конструкция подойдёт для отдалённого участка, где нет поблизости источников питья.
Герметичная выгребная яма таких недостатков не имеет. Она полностью сохраняет всю жидкость, не позволяя ей просочиться в грунт. При такой конструкции стока будет возникать необходимость откачивать весь объем, который в него попал. При открытом типе это можно не делать годами, особенно если интенсивность наполнения не превышает скорость естественного впитывания грунта.
Ещё одна классификация сливов заключается в типе материалов, использованных для строительства. В этом качестве используют:
- покрышки;
- кирпич или бетон;
- бочки и специализированные пластиковые ёмкости.
В зависимости от наличия материалов для строительства и герметизации стенок для предотвращения их обвала, при размокании, могут использоваться и другие материалы. Неплохим решением являются выгребные ямы из шифера.
back to menu ↑Нормы и советы при выборе места для строительства
Выгребные ямы нельзя копать где-либо. Для строительства понадобятся разрешения от местных органов власти. Выдавать их могут только при соблюдении строгих норм строительства:
- Расстояние до ближайшей постройки минимум 5 м., а к забору 2 м.
- Для открытой конструкции расстояние к источнику воды минимум 30 м., а для герметичной 15 м.
- При объёме слива больше 1 куб.м. можно использовать только герметичную яму.
Выданный разрешительный документ предотвратит возникновение проблем в будущем. При его отсутствии возможно наложение штрафов, а также судебные иски от соседей, которые недовольны загрязнением почвы на их участке. Необходимо чтобы специалист сам обследовал ваш двор и определил оптимальное место, где слив никому не помешает. Даже если он будет находиться на алее или пути в гараж, то все можно компенсировать, установив надёжный и толстый потолок для ямы.
Проектируя будущий слив необходимо рассчитать траекторию канализационных труб так, чтобы они имели как можно меньше поворотов. Если есть колена — неизбежно будет возникать засорение. Если яма находится достаточно далеко от ввода, то обычным тросом пробить пробку не удастся. Идеальным решением будет прямое расположение труб с достаточным наклоном. Чем он больше, тем меньшая вероятность образования мусорной пробки.
back to menu ↑Важно! Если канализационная труба вкопана недостаточно и находится близко к поверхности, то необходимо утеплить. Зимою неизбежно появиться обмерзание, которое полностью остановит работу системы. Это касается и самой ямы. Её крыша не должна пропускать холод внутрь.
Строительство ямы из покрышек
Самым бюджетным и неимение затратным является сливная яма, сделанная из покрышек своими руками. При таком выборе конструкции — основной проблемой станет только необходимость выкопать под неё котлован. Его диаметр зависит от того какая шина используется. Если сток нужен для дачи, где он активно будет использоваться только летом в период отпуска, то вполне подойдут покрышки от легкового автомобиля. При активном пользовании — объем будет явно недостаточным.
Обычная выгребная яма из покрышек своими руками не отличается слишком большой производительностью. Для большого слива понадобятся шины от грузовиков или сельскохозяйственной техники. А также необходимо учитывать, что их диаметр должен быть одинаковым, чтобы после установки друг на друга можно было получить ровный колодезь. На покрышках требуется срезать боковой обод. Это предотвратит забивание между их складками. Делать это удобней всего при помощи электролобзика.
Подобрав необходимые материалы можно вырыть котлован. Его диаметр должен быть лишь немного больше покрышек. Если работа выполняется вручную, то его сразу нужно делать круглым, при использовании экскаватора задача по укладке немного осложнится. Перед тем как сделать выгребную яму из покрышек необходимо позаботиться о закупке цемента, если требуется полная герметичность.
Для этого сначала бетонируется дно, после чего укладываются шины. В пространство между ними и земляными стенками котлована заливается раствор. Чтобы он полностью распространился, его следует проталкивать деревянным черенком. Для негерметичной конструкции эти предосторожности не понадобятся, и все что потребуется – это засыпать в пустоты гравий или вырытую глину.
Подведя впускную трубу от дома необходимо закрыть яму. И также следует сделать люк, чтобы контролировать заполнение и иметь доступ для выкачивания жидкости. Бюджетным вариантом будет покрытие из шифера, сверху которого следует залить бетон. Раствор должен выходить за пределы очертания ямы, чтобы полученная крыша надёжно зафиксировалась.
Шифер под низом облегчит процесс залива бетона, но для придания прочности будет бесполезным. Для этого обязательно следует использовать железную арматуру, ведь лучше перестраховаться, чем потом провалиться в сливной колодезь.
back to menu ↑Строительство слива из кирпича
Выгребная яма из кирпича – это самый древний вариант обустройства стен канализации. Она может быть герметичной или с открытым дном. Для облегчения строительства требуется подготовить котлован с ровными стенками, чтобы кирпич класть впритык к ним. Это значительно ускорит работу, особенно если нет достаточного опыта в данной сфере. Домашняя выгребная яма из кирпича кладётся на цементный раствор. Использовать лёгкую песочную кладку нельзя, ведь в условиях постоянной влажности обвал будет неизбежен.
Кладка делается в полкирпича по кругу. Таким образом, углы плотно держат друг друга. При этом способе возможна дополнительная модернизация для повышения герметичности. Для этого необходимо оштукатурить стены и залить дно. Можно использовать старый кирпич, добытый из разрушенных зданий. Этот способ возведения самый длительный. Выгребная яма из кирпича одна из самых надёжных и если использовать крепкий раствор, то её разрушение произойдёт нескоро. Стоит только заранее подготовить отверстие для впускной трубы, поскольку потом пробить стену будет сложно.
back to menu ↑Использование специализированной тары
Сейчас на рынке можно встретить специализированную тару, которая представляет собой большую бочку. Её необходимо вкопать в землю, что оградит от необходимости беспокоиться об укреплении стенок и герметизации. Выгребная яма из бочки обойдётся дороже, чем вышеупомянутые варианты. Специальные пластиковые ёмкости для выгребных ям лёгкие, но при этом большие. Для их доставки потребуется грузовой транспорт. Некоторые дачные участки имеют такое расположение, что подвезти к ним бочку просто невозможно в связи с полным отсутствием подъезда.
Для правильной установки пластиковой выгребной ямы требуется соблюдение некоторых норм. Недостаточно просто опустить бочку в котлован и засыпать землёй, поскольку при таком монтаже нельзя гарантировать долгий срок службы. Следует подготовить на его дне бетонную стяжку. Это позволит бочке равномерно распределять свой вес, без риска неравномерного погружения и появления трещин.
Нужно отметить, что выгребная яма из пластика очень лёгкая и если откачать всю жидкость, то грунтовые воды могут выдавить её из земли. Чтобы этого не случилось, ее потребуется заякорить к стяжке. Делается это цепями или тросами. Для местности, где не бывает много осадков, а грунтовые воды залегают глубоко, такая предосторожность необязательна.
Небольшое видео про строительство ямы из покрышек
После строительства каждая выгребная яма требует особый уход. Ее необходимо периодически откачивать. Для открытой конструкции это происходит реже, но периодичность можно еще больше увеличить. Для этого нужно понимать, что такое бактерии перерабатывающие органику. Эти микроорганизмы разлагают нечистоты в воду и газ. В результате очищенная жидкость лучше впитывается в сравнении с густой жижей. Чтобы они работали необходимо ограничить слив химических моющих средств, которые убивают микроорганизмы.
Сейчас на рынке можно найти специальные биопрепараты с культурой этих организмов. Добавив их в септик можно улучшить впитывание жидкости в грунт. Они будут полезны и для герметичных выгребных ям, поскольку в результате работы убирают неприятный запах. При этом содержимое слива становиться более жидким, поэтому выкачка насосом ассенизаторского автомобиля пройдет легче и быстрее.
Выгребная яма из покрышек своими руками как правильно?
Сооружение сливной ямы из шин не требует особых строительных навыков и больших денежных затрат: все работы можно выполнить своими руками, без участия спецтехники, а основной строительный материал – старые покрышки – достается бесплатно. Хотя процесс устройства ямы прост, перед началом работ важно узнать о некоторых правилах, которые уберегут от распространенных ошибок и помогут создать долговечную конструкцию.
Фото: выгребная яма своими рукамиПлюсы и минусы сливной ямы из шин
Прежде чем приступать к работам, стоит узнать обо всех преимуществах и недостатках ямы, нюансах ее использования.
К достоинствам относятся:
- Простота строительства – 2 человека могут полностью управиться за сутки, работа без помощников займет чуть больше времени.
- Дешевизна – можно использовать старые покрышки любого размера.
- Относительная долговечность – правильно сооруженная конструкция прослужит около 10 лет. Резина выдерживает длительный контакт с водой, ее не повреждают насекомые.
Недостатки выгребная яма из покрышек тоже имеет:
- Ремонт и демонтаж достаточно трудоемки.
- Место для ямы необходимо тщательно выбирать, учитывая санитарные нормы.
- На участке может возникать неприятный запах.
- Сливать разрешено только определенное количество воды. Если превышать допустимый объем, поступающая в почву жидкость не будет успевать перерабатываться, начнется заражение грунтовых вод.
- Нежелательно сливать в яму бытовую химию – она губительно действует на бактерии, перерабатывающие нечистоты.
Сделанная своими руками сливная яма из покрышек – оптимальное решение для дачного участка, где хозяева бывают по выходным и праздникам. Устраивать же ее в частном доме для постоянного проживания нецелесообразно – слишком много ограничений, снижающих комфортность проживания.
Выбор места для ямы
При выборе места для устройства выгребной ямы следует учитывать санитарные нормы.
Фото: нормы расположения ямыТак, она должна быть расположена не ближе 5 м от жилых зданий и не ближе 2 м от забора.
При строительстве ямы из шин без герметичного дна нельзя размещать ее ближе чем 30 м от источника воды, при наличии герметичного дна расстояние должно быть не меньше 15 м.
Если участок имеет уклон, не следует располагать яму в низине – во время дождя она будет наполняться водой.
От дома до ямы вода должна отводиться по пластиковой трубе, диаметр которой не меньше 100 мм. Саму трубу нужно укладывать ровно, без резких переходов и изгибов. Желательно прокладывать трубу так, чтобы на пути ее следования не встречалось деревьев и кустарников.
Трубу располагают ниже точки промерзания грунта. В случае, если сделать это невозможно, трубопровод оборачивают теплоизоляционным материалом, не пропускающим воду.
Вычисление оптимального объема
От того, насколько верны будут расчеты, зависит удобство использования и долговечность сооружения.
Вычислить необходимый объем можно по формуле:
Vямы= 200*3*N,
где 200 – это количество литров, ежедневно расходуемых одним человеком; 3 – количество дней, необходимых бактериям для переработку нечистот; N – количество людей, проживающих в доме.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы сделать яму своими руками, потребуются:
- несколько автомобильных шин одного диаметра;
- совковая и штыковая лопаты;
- пластиковая крышка;
- щебень;
- силиконовый герметик либо горячий битум;
- пластиковые трубы диаметром 100 мм;
- рулетка, шпагат и колышки;
- полимерная сетка;
- садовый бур и электролобзик.
Если грунтовые воды на участке расположены высоко, рыть глубокую яму нельзя. Достичь нужного объема ямы можно, если взять шины большого диаметра.
Фото: схема выгребной ямыПорядок работ
На выбранном с учетом санитарных норм участке размещают покрышку, затем, отступив от ее края на некоторое расстояние, проводят разметку колышками и шпагатом. Отступ необходим, чтобы легче было помещать покрышки в яму.
- В обозначенном месте начинают копать, используя штыковую лопату. Следует помнить, что дно конструкции должно иметь небольшой уклон.
- Когда глубина ямы достигнет необходимой величины, стены и дно выравнивают, землю извлекают на поверхность совковой лопатой. В центре дна садовым буром проделывают дренажную скважину, с помощью которых вода будет отводиться через водоупорные слои грунта.
- Подготавливают пластиковую трубу. Длина ее определяется индивидуально и зависит от глубины скважины. При этом труба должна выступать над дном ямы на 1 м. С другого конца трубы на участке длиной в 1 м просверливают отверстия, пропускающие воду в грунт, оборачивают обработанный участок полимерной сеткой, вставляют этим концом в скважину. На верхнем отверстии также закрепляют полимерную сетку.
- На дно засыпают щебень так, чтобы получился слой высотой в 10 см.
- У всех шин с помощью электрического лобзика срезают внутреннюю часть обода, чтобы предотвратить застаивание грязной воды.
- Подготовленные покрышки кладут стопкой во всю высоту ямы. Область соприкосновения шин друг с другом тщательно изолируют горячим битумом или силиконовым герметиком. Засыпать щебень в пространство между внешней стороной покрышек и стенами ямы лучше всего постепенно, по мере укладки шин.
- В покрышке, которая окажется на уровне входа сливной трубы, электролобзиком нужно сделать отверстие. Трубу вводят в проделанное отверстие, тщательно герметизируют место входа.
- Верхняя покрышка должна слегка выступать над уровнем земли. На нее устанавливают пластиковую крышку с вентиляционным отверстием. В отверстие вставляют трубу высотой 60 см.
Устройство ямы с переливом
Яма из покрышек с переливом делается по тому же принципу, но имеет несколько различий.
Толщину слоя щебня на дне увеличивают до 30-40 см, а дренажную скважину не делают. В центре сооружения после укладки шин устанавливают бетонную трубу диаметром меньше диаметра покрышек в 2 раза и высотой на 15 см ниже верха ямы.
Нижний конец трубы заделывают бетоном. На верхнем отрезке проделываю отверстие для сточной трубы и несколько мелких отверстий для перелива. После подведения канализационной трубы внутрь бетонной, место входа герметизируют.
Сделать яму с переливом своими руками сложнее, чем обычную, но и прослужит она дольше, а качество очистки воды будет выше.
устройство, расчеты, материалы и монтаж
Содержание статьи:
Выгребная яма – это канализационное сооружение, куда сливаются стоки и нечистоты. Это самый простой и дешевый способ организовать автономную канализационную систему на дачном участке. Для сооружения ямы используются разные материалы. Один из интересных вариантов – автомобильные покрышки. Они резиновые, канализационные стоки на них никаким образом не воздействуют, поэтому прослужат шины много лет. Но перед тем как сделать выгребную яму из автомобильных покрышек своими руками, необходимо найти место для канализационного сооружения, а также разобраться в принципе ее работы.
Устройство и принцип работы сливной ямы
Раньше выгребные резервуары делали прямо в грунте, ничем их не защищая. Нечистоты проникали в почву через стенки, загрязняя его. При этом на участке стоял неприятный запах, который распространялся даже с малым дуновением ветра.
Природоохранные стандарты требовали, чтобы канализационные сооружения были герметичными, а колодцы, в которых фильтрация нечистот производилась через грунт, оснащались естественными фильтрационными слоями. Поэтому на дно выгребных ям стали засыпать крупнозернистый песок или щебень средней или крупной фракции.
Стоки попадают в сооруженный резервуар, часть твердых частиц перерабатывается бактериями, часть оседает на дно и стенки, а вода уходит через днище в грунт. При этом она становится осветленной, то есть практически не наносит вреда экологии.
Канализационные стоки поступают в сливную яму по трубе, которая проводится под наклоном от дома.
Расчет и проектирование
Существуют стандартные нормативы, которые позволяют сделать точный расчет объема ямы. Для этого учитываются следующие параметры:
- количество людей, постоянно проживающих в доме;
- количество воды, потребляемой одним человеком в сутки – эта величина стандартная, и равна она 200 литрам или 0,2 м³;
- время, за которое бактерии перерабатывают органику в канализационных стоках, эта величина тоже стандартная – 3 суток.
Пример расчета:
3х0,2х3=1,8 м³ – это и есть объем выгребной ямы для дома, в котором живет 3 человека.
Существуют стандартные нормативы удаленности гидротехнического сооружения от объектов, расположенных на дачном участке:
- от фундамента основного дома – 5 м;
- от колодца или скважины – 50 м;
- от открытых природных или искусственных водоемов – 30 м;
- от растительных насаждений – 3 м.
Внимание! Твердые частицы, собирающиеся на дне резервуара, покрывают фильтрующий слой, что усложняет прохождение осветленной воды в грунт. Поэтому выгребную яму надо периодически чистить. Лучше это делать с помощью ассенизационной машины. Поэтому необходимо отстойник сооружать недалеко от забора, возведенного у дороги.
Этапы сооружения выгребной ямы
Трубу к выгребной яме подводят под уклоном, все стыки герметизируют
Чтобы сделать канализацию из автомобильных колес от КаМаза, необходимо в первую очередь выкопать яму диаметром чуть больше диаметра шин. При этом надо учитывать требуемый объем будущего сооружения. Поэтому предварительно надо измерить внутренний диаметр колеса, найти его площадь по формуле: S=πD²/4=3,14xD²/4.
Полученное значение умножается на ширину покрышки. Это и будет приблизительный внутренний объем колеса. После чего рассчитанный объем ямы делят на данный параметр. Конечный результат – количество требуемых покрышек. Соответственно, глубина ямы будет равна ширине колес, умноженной на полученное количество.
Так как дно сооружения надо будет засыпать фильтрующим слоем, глубину увеличивают на 30-50 см.
Следующий этап – земляные работы. Выкапывают яму под покрышки, траншею для канализационной трубы. Оптимальный вариант для последней – прямолинейный участок от дома к яме. Труба укладывается под наклоном 2-3°.
Сооружение выгребной ямы
В дне котлована садовым буром надо просверлить скважину глубиной 1-2 м. В нее вставляется пластиковая труба длиной 2-3 м, диаметром 100-200 мм, в которой просверлены отверстия диаметром 5-10 мм. Последние сверлятся равномерно по той части трубы, которая расположена выше дна котлована на полметра. Открытый верхний край трубы надо закрыть синтетический мелкой сеткой. Это дренаж для отвода осветленной воды в грунт.
- Дно котлована засыпают щебнем или песком.
- Проводят выравнивание фильтрующего слоя.
- На него укладывают две покрышки одна на другую.
- Их выравнивают между собой.
- В сопрягаемых поверхностях делают сквозные отверстия, расположенные крест-накрест.
- Через них пропускают оцинкованную проволоку (можно использовать пластиковые хомуты) и скручивают ее. Таким способом производится крепление двух автомобильных шин между собой.
- Далее сверху укладываются остальные колеса, скрепляемые между собой.
Основная задача производителя работ – добиться герметичности возводимого сооружения. Поэтому с внешней стороны стыки покрышек замазывают цементно-песчаной смесью или битумной мастикой. Это делать надо сразу в процессе укладки каждого колеса.
Как только все покрышки будут уложены, проводят засыпку пазух между стенками котлована и шинами. Для этого используют выбранный из ямы грунт. Но лучше его перемешать с песком.
Последняя укладываемая автомобильная шина должна быть выше поверхности земли.
Внешние боковины верхней покрышки обсыпают грунтом, который утрамбовывают. Это отмостка, которая будет защищать канализационный отстойник от атмосферных осадков и таящего снега. Сверху надо уложить утепленный люк. Это может быть деревянная крышка, собранная из досок. Внутреннюю ее поверхность надо обклеить пенопластом. В люке делается отверстие, куда вставляется вентиляционная труба для отвода неприятных запахов. Чем длиннее труба, тем лучше.
Обслуживание выгребных ям
Биопрепараты нужно использовать постоянно, согласно инструкции
Чтобы отстойник работал эффективно, его надо периодически откачивать. Поэтому хотя бы один раз в месяц надо открывать люк и осматривать – не заполнилась ли яма до краев. Если есть необходимость, производят откачку.
Для более эффективного очищения канализационных стоков рекомендуется вносить в выгребную яму биологические препараты – сухие бактерии. Последние при соприкосновении с водой оживают и начинают перерабатывать органику.
При необходимости в отстойник заливают химические препараты. Они полностью расщепляют содержимое канализационного сооружения, проводят дезинфекцию и удаляют неприятный запах. Но при этом химикаты убивают всех бактерий. После химической очистки надо засыпать сухие бактерии.
Преимущества и недостатки
Главное преимущество выгребной ямы из шин – простота возведения и малый бюджет строительства. Срок службы – до 15 лет.
Самый большой недостаток – низкая производительность. Зимой система часто замерзает. Неприятный запах при низкой герметичности сооружения быстро распространяется по дачному участку. Степень очистки составляет до 40%, что считается недостаточным для современных канализационных систем. Поэтому существует вероятность, что нечистоты попадут в грунт.
Выгребная яма из покрышек — подробное описание работ по устройству
Цивилизация наградила людей множеством достижений, расстаться с которыми большинству очень сложно. Даже выезжая за город, на лоно природы, многие хотели бы продолжать пользоваться всеми ее благами. В большинстве случаев это вполне возможно. К примеру, даже если на участке не проведена централизованная канализация, грамотно обустроенная выгребная яма из покрышек отлично справится со всеми ее функциями.
Преимущества и недостатки такой конструкции
Многие дачники пользуются такой выгребной ямой. Она очень практична и может считаться лучшим выбором при условии, что объемы стоков относительно невелики.
К неоспоримым достоинствам системы относятся:
- простота монтажа;
- доступность материалов;
- невысокая стоимость конструкции.
Однако существуют и недостатки:
- возможность появления неприятного запаха;
- сложность демонтажа и ремонта;
- относительно небольшой срок службы конструкции, он не превышает 15 лет;
- высокая вероятность нарушения герметичности сооружения.
Выгребную яму можно соорудить не только из покрышек. Для этих целей подойдёт и большая бочка. Об особенностях монтажа читайте в нашем материале: https://aqua-rmnt.com/kanalizaciya/yamy/vygrebnaya-yama-iz-bochki-pravila-po-raspolozheniyu-instrukciya-po-stroitelstvu.html.
Что нужно учитывать при обустройстве выгребной ямы?
При планировании монтажа сточной ямы из покрышек изначально нужно определить место ее расположения. Оно должно находиться минимум в пяти метрах от жилья и в двух от забора. Расстояние от сооружения до ближайшего источника питьевой воды не может быть менее 25 м. Кроме того для снижения риска заражения лучше всего сделать так, чтобы уровень ямы был ниже, чем у колодца. Трубопровод, который будет проложен из дома до ямы, должен быть уложен ниже уровня промерзания почвы примерно на 1,2 м. В противном случае сточные воды могут замерзнуть и разрушить трубы.
При проектировании выгребной ямы необходимо учитывать расстояние до ближайшего колодца, жилого строения и забора
Если планируется обустройство системы без дна, нужно знать, что такие конструкции могут быть использованы исключительно в случае, когда объем стоков не превышает кубометра. Иначе бактерии, которые обеспечивают естественную очистку, не будут справляться со своей задачей в полном объеме, что чревато загрязнением грунтовых вод и, соответственно, всех ближайших источников.
Так же бактерии не смогут справиться и с агрессивными химическими веществами, которые не должны сливаться в такую канализацию.
Схематическое устройство выгребной ямы из старых покрышек — просто, не правда ли?
При расчете объемов руководствуются простой формулой: в среднем берется по 0,5 кубометра стоков на каждого пользующегося системой человека. Так же учитывается, что уровень жидкости в полностью наполненной яме обязательно должен быть на 1 метр ниже уровня почвы.
При несоблюдении этого требования отходы могут перелиться через край ямы, что приведет к появлению достаточно серьезных проблем.
Этапы строительства ямы из колес
Прежде всего, нужно определиться с размерами конструкции. Для этого берется одна из старых покрышек, приготовленная для монтажа, и по ней намечается диаметр будущего сооружения. Дальнейшие работы делятся на несколько этапов:
- Выкапывается яма нужного объема. Дно обязательно должно иметь небольшой уклон, направленный в сторону будущего люка. Часть земли, вынутой из ямы, оставляют для засыпания конструкции, остальную лучше всего вывезти с участка.
- В дне подготовленного сооружения при помощи садового бура выполняется скважина для дренажа, которая прокалывает водоупорные слои и помогает ускорить естественный дренаж.
- В скважину устанавливается труба подходящего диаметра. Она должна возвышаться над уровнем дна примерно на один метр, что необходимо для предотвращения засорения крупными отходами. В стенках трубы устраиваются отверстия, которые обязательно закрывают сеткой. Через них вода будет поступать в дренажную систему. Верхний срез трубы тоже закрывается сеткой.
- На дно выгребной ямы слоем в 10 см укладывается крупный щебень. После этого устанавливаются покрышки. Для того чтобы жидкость беспрепятственно стекала вниз, в каждой покрышке перед укладкой срезается часть внутреннего обода. Все стыки изнутри тщательно заливаются герметиком.
- Верхняя покрышка должна немного подниматься над уровнем почвы. Образовавшийся промежуток между стенками ямы и автомобильными покрышками засыпается землей. Для ввода канализационной трубы вырезается отверстие подходящего диаметра.
Отверстие для канализационной трубы проще всего выпилить при помощи электролобзика
- Сверху на яму укладывается крышка, выполненная из любого не поддающегося гниению материала. Сверху конструкция засыпается грунтом, при этом люк остается чистым. В обязательном порядке обустраивается вентиляционная труба, которая должна возвышаться землей не менее чем на 60 см.
Покрышки подойдут и для обустройства сливной ямы. Как её сделать самостоятельно, читайте в нашей статье: https://aqua-rmnt.com/kanalizaciya/yamy/slivnaya-yama-iz-pokryshek.html.
Современный человек привык к комфорту и не хочет обходиться без благ цивилизации. Очень легко самостоятельно обустроить на даче выгребную яму с использованием автомобильных покрышек. Это сооружение отличается простотой и не потребует серьезных финансовых затрат и строительных навыков. Зато его использование позволит сделать загородную жизнь более удобной и комфортной.