Posted on

Содержание

о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

  • для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

  • для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;

  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

  • прокладка трубопроводов различного назначения;

  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

  • проживание людей;

  • применение ядохимикатов и удобрений;

  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

  • применение удобрений и ядохимикатов;

  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

  • Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

  • размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

  • согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

  • недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

  • все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

  • использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

  • сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

  • правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

  • проектную документацию с ее обоснованием;

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

  • экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.



[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).


6. Зоны санитарной охраны (зсо) водоисточников

Опыт убеждает, что, несмотря на существующую систему водоочистки, крайне важно принять меры, исключающие значительное загрязнение водоисточников. Для этого устанавливают специальные ЗСО. Под ЗСО понимают специально выделенную территорию вокруг источника, на которой должен соблюдаться установленный режим, с целью охраны водоисточника, водопроводных сооружений и окружающей территории от загрязнения.

По законодательству эта зона делится на 3 пояса:

  • Пояс строгого режима;

  • Пояс ограничений;

  • Пояс наблюдения.

ЗСО поверхностных водоёмов

1-й пояс (пояс строгого режима) — участок, где находятся место забора воды и головные сооружения водопровода. Сюда включается акватория, примыкающая к водозабору на протяжении не менее 200 м вверх по течению и не менее 100 м ниже водозабора. Здесь выставляется военизированная охрана. Запрещаются проживание и временное пребывание посторонних лиц, а также строительство. В границы 1-го пояса небольших поверхностных источников обычно включается противоположный берег полосой 150-200 м. При ширине водоёма менее 100 м в 1-й пояс входят вся акватория и противоположный берег — 50 м. При ширине более 100 м в 1-й пояс входит полоса акватории до фарватера (до 100 м). При водозаборе из озера или водохранилища в 1-й пояс входит береговая полоса не менее чем 100 м от водозабора во всех направлениях. Акватория 1-го пояса должна быть отмечена бакенами.

2 — й пояс (пояс ограничений) — территория, использование которой для промышленности, сельского хозяйства и строительства или совсем недопустимо, или разрешается на известных условиях. Здесь ограничиваются спуск всех сточных вод и массовое купание.

Для открытых водоисточников протяжённость пояса вверх по течению определяется расстоянием, выше которого поступление загрязнений не отражается на качестве воды в месте забора. Так, верхняя точка этой границы определяется временем , в течение которого поступившие здесь загрязнения при подходе к водозабору ликвидируются в результате самоочищения. Это время установлено в 3-5 суток. Так как процессы самоочищения в зимний период значительно замедляются, то ЗСО 2-го пояса должна быть удалена от водозабора так, чтобы пробег воды от верхней границы зоны до водозабора обеспечил период бактериального самоочищения (не менее 5 суток). Ориентировочно это расстояние для крупных рек составляет вверх по течению 20-30 км, для средних — 30-60 км.

Нижняя граница 2-го пояса устанавливается не менее 250 м от водозабора с учётом ветрового обратного течения.

3-й пояс (пояс наблюдения) — включающий все населённые пункты, имеющие связь с данным источником водоснабжения.

ЗСО для подземных источников

ЗСО подземных источников устанавливаются вокруг водозаборных скважин, так как защищённость водонепроницаемыми породами не всегда надёжна.

Изменение состава подземных вод может иметь место при интенсивном заборе воды из скважины, когда по законам гидродинамики вокруг скважины создаются зоны пониженного давления, что может создать подсос воды. Изменение состава подземных вод может быть обусловлено и влиянием внешних поверхностных загрязнений. Однако, его проявления следует ожидать через длительный промежуток времени, т.к. скорость фильтрации обычно не более 0,1 м в сутки.

На территории зоны строгого режима подземного водоисточника должны размещаться все головные водопроводные сооружения: скважины и каптажи, насосные установки и оборудование для обработки воды.

Зона ограничения устанавливается с учётом мощности скважины и характера грунта. Эта зона для грунтовых вод устанавливается — радиусом 50 м и площадью 1 га, для межпластовых вод — радиусом 30 м и площадью 0,25 га.

Требования, предъявляемые к качеству воды источника

Гигиенические требования, предъявляемые к качеству воды открытых водоисточников, изложены в СанПиНе 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Документ устанавливает гигиенические требования к качеству воды водных объектов для двух категорий водопользования. Первая- когда источник служит для забора воды, для питьевого, хозйствено-бытового использования и водоснабжения предприятий пищевой промышленности. Второй- для рекреационного водопользования, когда объект используется для купания, занятий спортом и отдыха.

Нормы водопотребления

При расчёте водопотребления необходимо учитывать неравномерность расхода воды как в отдельные часы, так и по сезонам года. На основании степени благоустройства населённого пункта разработаны «Нормы водопотребления» СНиП 2.04.2002-84 (табл. 14).

Таблица 14. Нормы хозяйственного водопотребления для населённых пунктов

Степень благоустройства районов жилой

застройки

Среднесуточное водопотребление за год

на 1 жителя, л/сут

Для сельскохозяйственных районов: хозяйственно-питьевых нужд (без учёта расхода воды на поливку) с водопользованием из водозаборных колонок

30 -50

Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией без ванн

125 — 160

То же с ваннами и местными нагревателями

160 — 230

То же с централизованным горячим водоснабжением

250- 350

Методические указания по теме:

Определение содержания активного хлора в хлорной извести

Принцип определения активного хлора основан на способности хлора вытеснять йод из раствора йодистого калия.

Выделившийся йод титруют гипосульфитом натрия в присутствии крахмала до исчезновения окраски раствора.

Отвешивают 1 г сухой хлорной извести, растирают в ступке, прибавляя дистиллированную воду до образования кашицы, которую переносят в цилиндр, разводят дистиллированной водой (100 мл) и хорошо перемешивают. Полученный 1%-ный раствор хлорной извести отстаивают и берут 5 мл просветлённого раствора в колбу на 250мл. Туда же приливают 1 мл соляной кислоты (1:3), 5 мл 5% -ного раствора йодистого калия (или несколько кристалликов йодистого калия) , 100 мл дистиллированной воды и титруют 0,01 N раствором гипосульфита натрия, пока интенсивность раствора не уменьшится до слабожёлтого цвета. После этого прибавляют 1 мл 1% р-ра крахмала и заканчивают титрование посиневшего раствора до полного исчезновения окраски. Отмечают общее количество миллилитров гипосульфита натрия, пошедшего на титрование.

Вычисление процента активного хлора проводят с учётом того, что 1 мл 0,01 N р-ра гипосульфита натрия соответствует 0,355 мг активного хлора.

Пример расчёта: Если на титрование 5 мл 1% р-ра хлорной извести пошло 34,2 мл гипосульфита, то 5 мл указанного раствора содержит 0,355 мг Х 34,2 = 12,4 мг активного хлора. 1 мл 1% р-ра хлорной извести содержит 12,4 мг: 5 = 2,428 мг или 0,0024 г активного хлора. Поскольку в 1 мл 1% р-ра хлорной извести содержится 0,01 г сухого вещества, то процент активного хлора в сухой хлорной извести рассчитывают из пропорции:

0,01 г сухой извести — 0,0024 г активного хлора

100 г сухой извести — Х г активного хлора

следовательно:

100 • 0,0024

Х = ———―― = 24%

0,01

Выбор дозы хлора для нормального хлорирования

При обеззараживании воды нормальными дозами хлора большое значение имеет правильный выбор дозы активного хлора. Для этого берут такое количество хлорной извести, которое способно обеспечить хороший бактерицидный эффект и наличие в воде 0,3 -0,5 мг/л остаточного хлора после 30 — ти минутного контакта воды с хлором летом и 1 — 2 ч зимой.

Хлорирование по этому методу наиболее приемлемо при централизованном водоснабжении, т.к. небольшие количества остаточного хлора не изменяют органолептические свойства воды

(вкус, запах) и не требуют последующего дехлорирования.

Количество миллиграммов активного хлора, поглощаемого органическими веществами в 1 л воды, называют хлорпоглощаемостью воды, которая вместе с остаточным хлором составляет хлорпотребность воды.

Необходимая доза хлорной извести устанавливается путём опытного хлорирования воды и последующего контрольного определения в ней остаточного хлора.

Определение рабочей дозы хлорирования воды (хлорпотребность)

В колбу наливаем 200 мл воды и добавляем 1 мл 1% р-ра хлорной извести. Оставляем для контакта на 30 мин. Затем для определения оставшегося хлора добавляем 1 мл соляной кислоты, 1 мл р-ра йодистого калия (или несколько кристалликов кристаллического йодистого калия ), 1 мл крахмала. При наличии непрореагировавшего хлора и в зависимости от его количества, раствор окрасится в синий цвет различной интенсивности. Титруем 0,01 N раствором гипосульфита натрия или (тиосульфата) до обесцвечивания.

Пример: На титрование израсходовано 3 мл 0,01 N р-ра тиосульфата натрия. Так как 1 мл 0,01 N р-ра тиосульфата натрия связывает 0,355 мг активного хлора, то после контакта осталось:

0,355мг х 3 = 1,065 мг активного хлора.

В исследуемую воду мы вводили 1 мл 1% р-ра хлорной извести, в нём было 2,4 мг активного хлора (см. предыдущий пример). Отсюда, в 200 мл воды за 30 мин поглотилось:

2,4 мг — 1,065 мг = 1,335 мг активного хлора.

В 1 л воды поглотится 1,3 х 5 = 6,5 мг (хлорпоглощаемость).

Хлорпотребность сладывается их хлорпоглощаемости и остаточного хлора:

6,5 + 0,4 = 6,9 мг

Определение остаточного хлора в водопроводной воде

В колбу, вместимостью 250 мл, наливают 200 мл водопроводной воды(предварительно сливают водопроводную воду в течение 10 мин) и добавляют 1 мл соляной кислоты, 1 мл йодистого калия и 1 мл крахмала, перемешивают и титруют 0,01 N р-ром тиосульфата натрия до исчезновения синей окраски.

Пример: На титрование израсходовано 0,2 мл 0,01 N р-ра тиосульфата натрия

Х = 0,355 х 0,2 = 0,07 мг активного хлора, т.е. 0,07 мг активного хлора содержится в 200 мл воды, а в 1 литре 0,07 х 5 = 0,35 мг, что соответствует норме остаточного хлора (0,3-0,5)мг.

Хлорирование воды повышенными дозами (перехлорирование)

Обеззараживание воды повышенными дозами хлора применяется, обычно, в полевых условиях, особенно при неудовлетворительных органолептических свойствах воды или неблагоприятном санитарно-топографическом окружении источника, а также при наличии случаев инфекционных заболеваний в районе.

Доза активного хлора для перехлорирования выбирается так, чтобы заведомо превысить хлорпоглощаемость воды и обеспечить избыточное количество остаточного хлора. Это позволяет сократить время контакта хлора с водой до 10 — 15 мин летом и до 30 мин зимой. Для перехлорирования сравнительно чистой воды выбирают дозы активного хлора около 5-10 мг/ л, для более загрязнённых вод с высокой цветностью низкой прозрачностью используют дозы в 10-20 мг/л, при сильной загрязнённости и неудовлетворительной санитарно-эпидемиологической обстановке применяются дозы 20 — 30 мг/л и выше. Обеззараживание воды повышенными дозами хлора обычно производится при помощи хлорной извести, потребное количество которой вычисляется, исходя из намеченной дозы активного хлора и процентного содержания активного хлора в хлорной извести.

Поскольку процентное содержание остаточного хлора при этом способе хлорирования может намного превышать допустимые дозы и вода приобретает неприятный вкус и запах, проводится удаление избытка хлора, т.е. дехлорирование воды. Для дехлорирования обычно применяют 0,01 N раствор гипосульфита или фильтрация воды через активированный уголь. В лабораторных условиях перехлорирование небольших объёмов воды проводится 1% раствором хлорной извести. Нужное для перехлорирования количество миллилитров 1% раствора хлорной извести вычисляют с учётом содержания активного хлора в хлорной извести.

Если 1 мл 1% раствора содержит 2,4 мг активного хлора, то 10,0 мг активного хлора содержится в Х мл раствора:

10•1

Х = ——— = 4,2 мл 1% раствора хлорной извести на 1 л воды.

2,4

После внесения нужного количества 1% раствора хлорной извести в пробу воды (1 л) её хорошо перемешивают и через 10 мин проводят пробное дехлорирование гипосульфитом натрия.

Для этого из общего объёма перехлорированной воды (1 л) отливают 100 мл в колбу, туда же приливают 5 мл 5% раствора KI, 1 мл HCL 1 : 3, 1 мл 1% раствора крахмала и титруют 0,01 N раствором гипосульфита натрия до обесцвечивания. Количество гипосульфита, пошедшее на титрование, является необходимым для дехлорирования 100 мл данной воды. Исходя из этой величины, расчитывают объём гипосульфита, необходимый для дехлорирования оставшегося объёма воды, которая была подвергнута перехлорированию (900 мл), и вливают его в эту воду. Эффект проведенного перехлорирования проверяют органолептически по наличию или отсутствию запаха хлора.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Кича Д.И.,. Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена, руководство к лабораторным занятиям . — М., «ГОЭТАР — Медиа», 2009.

  • Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене -М. 1991.

  • Румянцев Г.И.,Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена — М., Медицина, 1985.

  • Минх А.А. Общая гигиена. — М., Медицина, 1984.

  • Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х., Гигиена К., Высшая школа, 1983.

  • Румянцев Г.И., Козлова Т.А., Вишневская Е.П. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. -М., 1980.

  • Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. — М., Медицина, 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б Общая гигиена, санология и экология -М., 2008.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека, -М., AKADEMIA, 2004.

  • Руководство по контролю качества питьевой воды — ВОЗ-М., Медицина, 1986. Т.1-М., Медицина, 1987, Т.2.

  • Акулов К.И., Бутушева К.А. Коммунальная гигиена. — М., Медицина, 1986.

  • Гочарук Е.И. Реководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене. — М., Медицина, 1982.

  • Габович Р.Д., Минх А.А. Гигиенические проблемы фторирования питьевой воды- М., Медицина, 1978.

  • Черкинский С.Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоёмы. — М., Стройиздат, 1978.

  • Черкинский С.Н. Руководство по гигиене водоснабжения. — М., Медицина,1975.

  • СанПиН 2.1.4.1074 — 01; СанПиН 2.1.4.1075 -02.

  • СНиП 2.04.2002-84.

СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»

Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.1.4.027-95

Предисловие

1. Разработаны: проф. Мазаев В. Т. и к. м. н. Шлепнина Т. Г. (ММА им И. М. Сеченова), Кудрявцева Б. М. (Госкомсанэпиднадзор России), к. м. н. Гасилина М. М. (РМА последипломного образования). к. м. н. Недачин А. Е. (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН).

2. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г., № 7.

3. Введены взамен «Положения о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» № 2640—82.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).

«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил…

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Госкомсанэпиднадзора

России от 10 апреля 1995 года № 7

Дата введения ¾

с момента утверждения

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Определение границ поясов ЗСО

2.1. Факторы, определяющие ЗСО

2.2. Определение границ поясов ЗСО подземного источника

2.3. Определение границ поясов ЗСО поверхностного источника

2.4. Определение границ ЗСО водопроводных сооружений и водоводов

3. Основные мероприятия на территории ЗСО

3.1. Общие требования

3.2. Мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения

3.3. Мероприятия на территории ЗСО поверхностных источников водоснабжения

3.4. Мероприятия по санитарно-защитной полосе водоводов

4.    Приложения

Приложение 1. Программа изучения источников в

Not Found (#404)

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее fff Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт Агванд, (далее fff Сайт) расположенный на доменном имени agvand.ru (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта agvand.ru (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

1. Определение терминов

1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:

1.1.1. «Администрация сайта» (далее Администрация) уполномоченные сотрудники на управление сайтом Агванд, действующие от имени ООО «Агванд», которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Сайт Агванд» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): agvand.ru, а также его субдоменах.

1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту Агванд, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации

1.1.5. «Пользователь сайта Агванд » (далее Пользователь) лицо, имеющее доступ к сайту Агванд, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта Агванд.

1.1.7. «Cookies» небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.

1.1.8. «IP-адрес» уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт.

1.1.9. «Товар » — продукт, который Пользователь заказывает на сайте и оплачивает через платёжные системы.

2. Общие положения

2.1. Использование сайта Агванд Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.

2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта Агванд .

2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту Агванд. Сайт не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте Агванд.

2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

3. Предмет политики конфиденциальности

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте Агванд, при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.

3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте Агванд и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. фамилию, имя, отчество Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.2.4. место жительство Пользователя (при необходимости)
3.2.5. адрес доставки Товара (при необходимости) 3.2.6. фотографию (при необходимости).

3.3. Сайт защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
— IP адрес;
— информация из cookies;
— информация о браузере
— время доступа;
— реферер (адрес предыдущей страницы).

3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта , требующим авторизации.

3.3.2. Сайт осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.

3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

4. Цели сбора персональной информации пользователя

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте Агванд для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта Агванд.
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта Агванд, оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта Агванд, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта Агванд.
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта Агванд.
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

5. Способы и сроки обработки персональной информации

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте Агванд, включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.

5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.

5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.

5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

6. Права и обязанности сторон

6.1. Пользователь вправе:

6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта Агванд, и давать согласие на их обработку.

6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.

6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

6.2. Администрация обязана:

6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.

6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.

6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.

6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

7. Ответственность сторон

7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.

7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.

7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.

7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта Агванд, несет лицо, предоставившее такую информацию.

7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта Агванд, может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте Агванд.
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.

7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте Агванд) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт.

7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте Агванд или передаваемых через него.

7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.

7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте Агванд, включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

8. Разрешение споров

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Нижний Новгород.

8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

9. Дополнительные условия

9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте Агванд, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу: [email protected]

9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу http://agvand.ru/politika

Обновлено: 25.12.2017 года

г. Нижний Новгород, ООО «Агванд»

Зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения

К числу обязанностей собственников подземных источников водоснабжения и прилегающих к ним территорий относится установление зон санитарной охраны (далее — ЗСО). Основная цель установления таких зон — сохранение чистоты воды, т.е. решение одной из приоритетных задач охраны окружающей среды.

 

Подземные воды нижних водоносных слоев обычно более высокого качества по сравнению с водой из поверхностных источников ввиду фильтрующих способностей грунтов. Тем не менее требования к эксплуатации подземных и поверхностных источников регулируются сходными положениями законодательства.

Так, установление ЗСО предполагается для объектов, используемых с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения[1].

Решения об установлении, изменении ЗСО принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам[2].

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО определяются СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее — СанПиН 2.1.4.1110-02).

 

Извлечение
из СанПиН 2.1.4.1110-02

[…]
1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
[…]
1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
[…]

 

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода и объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02), а также может стать причиной споров относительно ведения хозяйственной деятельности и вопросов собственности.

Так, участки, попадающие в первый и второй пояса ЗСО и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте[3].

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств предусмотрена ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации.

ЗСО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Выделение трех поясов ЗСО предполагает применение различных мер законодательного регулирования и мер административной ответственности за нарушение хозяйственного режима. Приведем их детальный обзор в отношении ЗСО подземных источников водоснабжения.

 

[1] См. ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации.

[2] Пункт 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).

[3] См. ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Д.В. Жилин, эколог-проектировщик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *