Преимущества использования VRV/VRF-систем для кондиционирования зданий
Всем известно, что нужно делать, если требуется охладить комнату в 30 м2: купить и установить обычный кондиционер. А если таких комнат – 20? Или площадь одного помещения равна не 30, а 300 м2? В этом случае на помощь приходят различные типы промышленных систем кондиционирования. И комплекс VRV/VRF – одна из наиболее эффективных и надежных разновидностей подобных систем.
Всем известно, что нужно делать, если требуется охладить комнату в 30 м2: купить и установить обычный кондиционер. А если таких комнат – 20? Или площадь одного помещения равна не 30, а 300 м2? В этом случае на помощь приходят различные типы промышленных систем кондиционирования. И комплекс VRV/VRF – одна из наиболее эффективных и надежных разновидностей подобных систем.
Что такое VRV/VRF система?
Для начала, разберемся в терминах. У VRV и VRF систем нет принципиальных отличий друг от друга. Они, по своей сути, абсолютно одинаковы. Единственное различие между ними – производитель. Аббревиатуру VRV может использовать только компания Daikin, поскольку именно она первой разработала подобную систему кондиционирования и зарегистрировала ее как торговую марку. Остальные производители называют свою продукцию VRF.
Итак, VRV/VRF-комплекс – это мультизональная система кондиционирования, которая способна отопить или охладить сразу десятки помещений всего от одного или нескольких внешних блоков. Для этого внутри здания прокладываются трубопроводы длиной до 150 м, к которым и подключаются внутренние модули. Как и в сплит-системах в качестве хладагента в VRV/VRF используется фреон, но его количество, которое поступает в тот или иной внутренний блок, контролируется с помощью терморегулирующих вентилей.
Главная особенность VRV/VRF – это возможность поддержания своего температурного режима в каждом помещении в зависимости от настроек внутреннего блока. Если фреоновый трубопровод состоит из двух труб, то вся система может работать либо на обогрев, либо на охлаждение. Если же в трубопроводе три трубы, то возможна одновременная работа системы как на отопление, так и на кондиционирование.
Преимущества VRV/VRF систем
Пусть VRV/VRF-системы еще не захватили рынок решений для кондиционирования гостиниц, офисных, торговых и административных зданий, но есть все предпосылки, что в ближайшие несколько лет эта ситуация изменится. В особенности при строительстве новых зданий, поскольку для VRV/VRF-комплексов характерны уникальные преимущества в сравнении с распространенными типами систем кондиционирования.
В сравнении с системой центрального кондиционирования
Центральное кондиционирование – один из самых старых и проверенных методов контроля микроклимата в зданиях большой площади. Тем не менее в последние десятилетия он либо используется вместе с другими системами, либо практически вытеснен ими. По сравнению с этим способом кондиционирования системы VRV/VRF:
- позволяют настраивать температуру в каждом помещении и поддерживать ее с точностью до 0,5ºС;
- легче и дешевле в монтаже, причем могут устанавливаться уже после выполнения отделочных работ;
- могут использовать разные по типу внутренние блоки: потолочные, настенные, напольные;
- быстро монтируются;
- расширяются за счет модульной конструкции;
- энергоэффективнее.
В сравнении с системой «чиллер-фанкойл»
Комплекс «чиллер-фанкойл» позволяет поддерживать заданную температуру в каждом помещении и часто используется в качестве дополнения для системы центрального кондиционирования. По сравнению с «чиллер-фанкойл», системы VRV/VRF:
- имеют более эффективную систему управления;
- могут устанавливаться в уже готовом здании и затем расширяться за счет модульной конструкции;
- требуют меньшую площадь под наружные блоки;
- безотказно работают до 25-30 лет;
- более энергоэффективны за счет менее мощных насосов;
- экономичнее в обслуживании.
В сравнении с мультисплит-системами
Системы VRV/VRF, по сути, являются развитием стандартного мультисплита. Их отличает:
- на порядок большее количество внутренних блоков, которые можно подключить к одному внешнему;
- вместо отдельной системы трубок для каждого внутреннего блока – общий трубопровод;
- эстетичность, поскольку внешние блоки легко скрыть, и они не портят внешний вид здания;
- возможность централизованного управления всеми внутренними блоками.
Благодаря этим преимуществам, система VRV/VRF – оптимальный выбор для большинства коммерческих зданий за редким исключением. Несмотря на первоначальную дороговизну установки, эта система достаточно быстро окупается за счет своей энергоэффективности, минимальной стоимости обслуживания и, конечно же, удобства как для владельцев объекта, так и для конечных пользователей.
Расчёт фреоновых трубопроводов VRF-систем кондиционирования | C.O.K. archive | 2019
Проектирование фреонопроводов для VRF-систем кондиционирования — одна из важнейших задач, от правильности решения которой зависит эффективное функционирование многозональной системы кондиционирования. Конструктивно VRF-системы являются системами центрального кондиционирования, поэтому методики расчёта фреоновых магистралей в чём-то подобны методикам расчёта систем водяного отопления и холодоснабжения. Однако существуют серьёзные отличия.
Во-первых, VRF-системы в качестве холодоносителя используют хладагент — следовательно, при расчёте мы имеем дело уже с двухфазным энергоносителем («фреон–жидкость», «фреон–газ или масло»). Во-вторых, особенностью функционирования VRF-систем является их многозональность, поэтому выбор расчётной (пиковой) нагрузки на участок трубопровода должен учитывать режим функционирования всей системы в целом.
Исходя из этих условий, расчёт мультизональных систем обязан быть значительно сложнее, чем расчёт обычной системы отопления, однако на практике это не так. Для упрощения подбора VRF-системы японские производители разработали укрупнённую методику, соблюдая которую (по замыслу разработчиков) любой инженер может достаточно быстро подобрать диаметры и конфигурацию трубопроводов. Рассмотрим её подробнее.
Укрупнённая методика расчёта трубопроводов VRF-систем
А) Конфигурация системы
Для начала необходимо определить конфигурацию системы, то есть расположение внутренних блоков, трубопроводов, тройников и наружных блоков относительно друг друга (рис. 1).
На конфигурацию VRF-системы накладываются достаточно серьёзные ограничения:
1. Фактическая длина жидкостных трубопроводов от наружного блока до самого удалённого внутреннего — максимум 150 м.
2. Суммарная длина всех жидкостных трубопроводов в системе — максимум 1000 м.
3. Длина трубопроводов от первого тройника до дальнего внутреннего блока — максимум 60 м.
4. Перепад высот от наружного блока до самого удалённого (по вертикали) внутреннего — максимум 50 м.
5. Перепад высот между самыми удалёнными (по вертикали) внутренними блоками — максимум 15 м.
Конкретные величины предельных длин трубопроводов и перепадов высот зависят от производителя VRF-систем, но в целом очень похожи.
Б) Определение диаметров медных трубопроводов
Во-первых, необходимо отметить требования производителей к качеству медной трубы, применяемой для систем VRF. Исторически мультизональные системы работали на фреоне R22, однако сегодня произошёл практически полный переход на озонобезопасный фреон R410A. Так как максимальное (расчётное) давление в трубопроводах на R22 составляет 2,8 МПа, а для фреона R410A уже в полтора раза больше — 4,2 МПа, нагрузка на фреонопроводы в новых VRF-системах значительно выше. Соответственно, выше требования к качеству медной трубы (табл. 1). Чем больше диаметр медного трубопровода, тем больше возникает усилие на разрыв при одинаковом давлении, тем больше должна быть толщина стенки.
В целом считается, что до диаметра 15,88 мм (5/8´´) медные трубопроводы для фреонов R22 и R410A одинаковы, а вот бóльшие диаметры должны иметь бóльшую толщину стенок.
Определение диаметров трубопроводов производят по расчётным участкам. Расчётный участок трубопровода — это трубопровод с неизменным расходом фреона по всей длине. Как правило, он ограничен с обеих сторон тройниками или блоками VRF-системы. Выбор диаметров трубопроводов зависит от расхода хладагента на расчётном участке и фазового состояния фреона. Расход хладагента в свою очередь зависит от типоразмера обслуживаемых внутренних блоков, температуры внутреннего воздуха, величины открытия регулирующего клапана, коэффициента неодновременности теплоизбытков и многих других параметров.
Однако для простоты расчёта диаметры жидкостного и газового трубопроводов выбираются только исходя из суммарного количества индексов обслуживаемых внутренних блоков по специальным таблицам (табл. 2).
Индекс внутреннего блока — это условный эквивалент его производительности (в киловаттах или тысячах британских термических единиц [BTU], либо других единицах), присутствует у всех производителей VRF-систем в названии внутреннего блока.
Нюансы при выборе диаметра фреонопровода для систем VRF:
1. Диаметры трубопроводов, которые подходят непосредственно к внутренним или наружным блокам, задаются диаметром присоединительных вальцовок или труб для пайки.
2. Диаметры трубопроводов коллекторных участков задаются индексами наружных, а не внутренних блоков.3. Диаметр трубопроводов между тройниками не может быть больше диаметра трубопровода коллекторного участка.
Поэтому если диаметр получается больше — принимаем его равным коллекторному трубопроводу.
Перспективные решения при проектировании фреоновых трубопроводов
Как было уже отмечено выше, классическая методика подбора трубопроводов по индексам является укрупнённой и несколько ограниченной, так как не учитывает множество важных факторов. С другой стороны, реальные объекты кондиционирования зачастую требуют технических решений, не вписывающихся в существующие ограничения на проектирование VRF-систем. И тогда возникает закономерный вопрос: «А что будет, если превысить длину трубопроводов, перепад высот, расстояние между тройниками и так далее?!»
Сразу необходимо отметить: чем меньше длина трубопроводов, меньше перепад высот — тем лучше. В целом — чем ближе с точки зрения фреонового контура находятся наружные блоки к внутренним, тем лучше. Однако попробуем всё-таки ответить на эти вполне актуальные вопросы и рассмотреть физический смысл накладываемых ограничений.
1. Фактическая длина трубопроводов (длина жидкостных трубопроводов от наружного блока до самого удалённого внутреннего) — 150 м
При работе VRF-системы возникают гидравлические потери давления в циркуляционных трубопроводах по длине и на местных сопротивлениях (тройники, повороты). Если обратить внимание на стандартную длину жидкостных трубопроводов, для которой приводятся характеристики наружных блоков в каталогах производителей, то она достаточно мала — 7,5 м. Фактическая длина главного трубопровода (то есть трубопровода от наружного блока до самого удалённого внутреннего) зачастую значительно больше — до 150 м. Следовательно, фактические потери давления в системе должны быть значительно больше. Однако особенностью систем автоматического регулирования VRF-кондиционеров является поддержание определённого давления на выходе и входе наружного блока.
Потери давления в системе зависят не только от длины трубопроводов, а также от расхода фреона и гидравлической характеристики сети:
p1 – p2 = kгидрG2нар. (1)
Таким образом, при увеличении длины магистралей выше номинала 7,5 м происходит увеличение гидравлической характеристики сети и, соответственно, уменьшение расхода фреона в системе. Наружный блок уменьшает общий расход фреона, сохраняя перепад давления в системе.
Пропорционально уменьшению расхода фреона происходит уменьшение производительности наружного блока (рис. 2). Величина потерь по длине зависит от конкретного производителя и является показателем эффективности работы фреонового контура системы.
Поэтому основная проблема VRF-систем с длинным главным трубопроводом — уменьшение фактической мощности наружного блока (у разных производителей от 15 до 35 %). Следовательно, при увеличении главного трубопровода свыше 160 м возникнут потери мощности в системе больше указанных на графиках производительности. Как этого избежать?
Потери давления в сети фреонопроводов в значительной степени зависят от скорости движения хладагента. Поэтому самый простой и правильный путь снижения потерь давления, а, соответственно, и потерь мощности наружного блока, — увеличение диаметра жидкостного и газового трубопроводов. Потери давления на участке трубопровода при турбулентном движении фреона пропорциональны квадрату скорости потока. Увеличение диаметра коллекторного фреонопровода на один типоразмер приводит фактически к снижению потерь мощности в два раза. Именно поэтому многие компания рекомендуют на длинных трубопроводах использовать увеличенные диаметры газового трубопровода с целью уменьшить потери мощности наружного блока.
Характерно, что подобный метод не всегда применим в сплит-системах. Дело в том, что снижая скорость движения фреона в газовом трубопроводе, мы не только уменьшаем потери давления, но также ухудшаем процесс возврата фреонового масла в наружный блок. Для большинства систем VRF возврат масла в наружный блок менее актуален, так как в их конструкции присутствует система маслоотделения, которая фактически оставляет масло в единственно нужном месте — в компрессорах.
Итого вывод: увеличение длин трубопроводов в системе VRF выше предельных значений допустимо, но его необходимо компенсировать, увеличивая диаметры коллекторных (жидкостных и газовых) трубопроводов.
2. Общая длина трубопроводов (суммарная длина всех жидкостных трубопроводов в системе) — 1000 м
Эта величина не зависит от параметров работы компрессорного узла, так как на величину потерь давления в системе влияет только главное циркуляционное кольцо. Потери давления в более коротких ответвлениях будут всегда меньше. Физический смысл данного ограничения сводится к объёму ресивера наружного блока (рис. 3).
Дело в том, что при максимальной загрузке всех внутренних блоков все жидкостные трубопроводы системы и часть испарителя внутренних блоков заполнены жидким фреоном. Однако, когда система работает с неполной нагрузкой, часть трубопроводов и неработающие внутренние блоки содержат только газообразный хладагент. Следовательно, невостребованный системой жидкий хладагент должен находиться в ресивере наружного блока. Следует отметить, что данная величина на реальных объектах оказывается не критичной, и общей длины трубопроводов 1000 м практически всегда хватает.
3. Длина трубопроводов от первого тройника до последнего внутреннего блока — 40 (90) м
Физический смысл данного ограничения сводится к выравниванию потерь давления в ответвлениях системы. Если выбор диаметра трубопроводов производится без учёта их длины, тогда длина ответвлений должна быть примерно одинакова — с целью обеспечения равных потерь давления на всех ответвлениях. Иногда в реальных системах требуется сделать ответвление достаточно близко к наружному блоку и расстояние от первого тройника до последнего блока может быть больше номинальных величин. Следовательно, для нормальной циркуляции фреона мы должны увеличить удельные потери давления на первом (ближайшем к наружному блоку) ответвлении. Делается это (как один из вариантов) с помощью уменьшения на типоразмер диаметра жидкостного трубопровода между внутренним блоком и тройником.
4. Перепад высот между внутренними и наружным блоками 50 (110) м
Очень часто при кондиционировании высотных зданий требуется установка наружных блоков вверху — на крыше здания или внизу — на уровне земли. При этом возникает большой перепад по высоте между внутренними и наружным блоками. Давайте рассмотрим, какие проблемы возникают при установке наружных блоков значительно выше или ниже внутренних.
Вариант 1 — наружный блок устанавливается ниже внутренних. В этом случае в режиме охлаждения наружный блок подаёт жидкий хладагент вверх, а газообразный — возвращается вниз к наружному блоку. Следовательно, компрессору приходится преодолевать гидростатическое давление жидкого хладагента, плотность которого значительно выше, чем газообразного, в результате чего производительность наружного блока снижается. Как правило, максимальный перепад высоты в данном случае составляет 40 м. Что произойдёт с системой, если увеличить этот перепад, например до 100 м? Давайте найдём ответ на этот вопрос.
Произойдёт увеличение потерь давления в системе и, соответственно, снижение максимальной производительности наружного блока. Если обратить внимание на график изменения мощности наружного блока в зависимости от высоты и длины трубопроводов, то можно определить коэффициент коррекции мощности по высоте. Потери производительности носят линейный характер и составляют около 1 % на каждые 10 м перепада высоты. Соответственно, на 100 м перепада высоты наружный блок снизит свою производительность примерно на 10 % дополнительно к потерям мощности по длине.
Теперь определим потери давления. Плотность жидкого фреона R410A при температуре +5 °C составляет приблизительно 1151 кг/м³. При перепаде высоты между внутренним и наружным блоками 100 м гидростатический напор составит 1129 кПа или около 11 атм:
Δp = ρgΔH = 1151×9,81×100 = 1129 кПа. (2)
Сравнивая эту величину с разницей между давлением конденсации в наружном блоке и давлением испарения во внутренних блоках (около 19 атм), видно, что даже при перепаде высот 100 м дополнительно необходимо дросселировать 8 атм. Соответственно, перепад высот 100 м (наружный блок ниже) не критичен для работы VRF-системы. Когда наружный блок выше, теоретической перепад высот может быть значительно больше 100 м (если «забыть» про проблему возврата масла).
Ещё одна проблема при большом перепаде высоты между элементами холодильного контура — возврат масла в компрессор наружного блока. Отделение масла от фреона происходит только в газовом трубопроводе. Но в рассматриваемом случае поток масла будет самотёком спускаться вниз вместе с газообразным хладагентом — к наружному блоку, так что проблем с возвратом масла в компрессор также нет.
При переключении наружного блока в режим обогрева движение хладагента происходит в обратном направлении. С точки зрения производительности это хорошо — вверх поднимается газ, вниз поступает жидкость, гидростатическое давление «помогает» движению фреона.
Производительность наружного блока не падает. Однако с точки зрения возврата масла в компрессор это не очень хорошо. На вертикальном подъёме может возникнуть ситуация, когда масло не сможет подняться по фреоновому трубопроводу и будет накапливаться в нём. Для возврата масла в компрессор VRF-система использует две технологии.
Первая технология — в конструкции наружного блока предусмотрен сепаратор масла. Он стоит на выходе из компрессора и отделяет масло из потока фреона. После чего масло вновь подаётся на всасывание компрессора. Эффективность этого устройства высока, но всё равно небольшая часть масла уходит в систему. Для его возврата предусмотрен другой метод — включается режим возврата масла.
Вторая технология возврата масла реализуется следующим образом. Каждые 12 часов работы система включается в режиме максимального холода, все клапаны на внутренних блоках открываются, но вентиляторы не включаются. В результате жидкий фреон проходит через внутренний блок, не испаряясь, и жидким поступает в газовый трубопровод, вымывая масло из внутренних блоков и части газовых трубопроводов обратно в наружный блок.
Вариант 2 — наружный блок устанавливается выше внутренних на 100 м. Происходят обратные процессы: в режиме холода давление компрессора совпадает с направлением гидростатического напора в системе, поэтому производительность наружного блока по холоду даже увеличивается. Однако проблема возврата масла в наружный блок требует внимательного отношения к диаметрам газового трубопровода (они не должны быть завышены), через каждые 30 м перепада на газовом трубопроводе рекомендуется ставить маслоподъёмные петли.
В режиме тепла происходят дополнительные потери производительности наружного блока в пределах 10 % от номинальных значений.
5. Перепад высот между внутренними блоками 15 м
Сравнивая конфигурацию систем VRF с более простыми и понятными системами водяного отопления, нужно отметить разный подход к обвязке трубопроводами внутренних блоков (рис. 4).
Для систем VRF характерна горизонтальная обвязка внутренних блоков, а для систем водяного отопления — преимущественно вертикальные коллекторные трубопроводы. Эта разница объясняется разным фазовым составом энергоносителя. Вода в системах отопления — это всегда жидкость с примерно одинаковой плотностью. А фреон на входе во внутренний блок — это жидкость (а на больших длинах трубопроводов — смесь жидкости и газа), на выходе из внутреннего блока — газ. Поэтому для систем VRF критично равномерное поступление потоков во внутренние блоки. Например, даже установка тройников только горизонтальна — чтобы разделение потоков происходило равномерно.
В случае большой разницы по высоте между внутренними блоками возникает неравномерное поступление хладагента к ним, и может провоцироваться ситуация, когда нижние внутренние блоки будут работать значительно лучше на холод, чем верхние. Особенно это критично в случае наружных блоков меньшего типоразмера, чем необходимо. Принципиально делать большой перепад (более 15 м) между внутренними блоками возможно, но тогда принимать производительность наружного блока нужно равной производительности внутренних.
Установка фреоновых фильтров
Ещё один нюанс, на который нужно обратить внимание, — это установка фильтров механической очистки на газовом трубопроводе перед наружным блоком. Дело в том, что если строго выполнять все рекомендации при пайке трубопроводов, то фильтры не нужны. Но мы живём в России, поэтому часто бывает, к сожалению, что либо пайка под азотом не выполнялась, либо трубы были перекалены, но в системе после пайки остаётся много окалины (рис. 5).
Эта окалина в процессе работы системы благополучно собирается фреоном и возвращается в наружный блок по газовой трубе. В наружном блоке есть фильтр для улавливания механических примесей, но он небольшой и забивается очень быстро. Поэтому через неделю-две работы система останавливается либо по низкому давлению, либо по перегреву компрессоров из-за недостаточной циркуляции фреона. Для исключения этой ситуации устанавливают дополнительный фильтр на газовую трубу (рис. 6).
В процессе пусконаладки и тестирования системы наружный блок запускается в режиме охлаждения. По жидкостному трубопроводу фреон проходит через все трубопроводы, «собирает» с паяных соединений окалину. Запорный вентиль на основной трубе закрыт, а байпасный — открыт, поэтому газообразный фреон проходит через фильтр и затем уходит в наружный блок. Фильтр собирает окалину из системы. Примерно через три дня работы рекомендуется байпасный вентиль закрыть, а основной открыть, чтобы система перешла в нормальный режим работы. В фильтре всё-таки будут идти дополнительные потери давления. Важно не забывать ещё и о том, что при переключении системы «на тепло» направление движения фреона меняется. Если мы не перекроем перед этим фильтр, то вся бережно собранная грязь из фильтра снова пойдёт обратно в систему. Поэтому режим эксплуатации нашей системы через фильтр — режим охлаждения.
Вывод
Проектирование фреонопроводов для VRF-систем кондиционирования по методикам производителей является достаточно тривиальной задачей и, как правило, не требует сложных инженерных расчётов. В случае нестандартной конфигурации трубопроводов VRF-систем инженер-проектировщик должен понимать физический смысл вводимых ограничений, очень осторожно принимать значения вне рекомендуемых производителем величин, а также компенсировать изменяемые гидравлические характеристики более точным расчётом систем.
VRF-системы кондиционирования
В помещениях большой площади, от 500 м2, применяются VRF-системы кондиционирования. Variable Refrigerant Flow переводится с английского как «переменный объем хладагента». Системы VRF обладают мультизональными свойствами, нагревая воздух во всех помещениях зимой и охлаждая летом. Без дополнительных блоков вентиляции выполнить поставленную задачу невозможно и, чтобы решить вопрос глобально, нужны сложные вентиляционные системы.
внешние блоки VRV системы кондиционирования
Мультизональный комплекс большого размаха обеспечит в отдельных помещениях здания индивидуальную температуру, разделяя всю площадь на зоны. Если с южной стороны здание прогревается солнцем больше, нужно меньше температуры для ее обогрева, теневая сторона более холодная и потому нуждается в большем обогреве. Летом же наоборот, на охлаждение прогретых солнцем комнат уходит больше энергоресурсов. Воздух равномерно поступает в помещение по системам вентиляции через решётки в потолке.
Установка VRF-кондиционеров решает эту проблему, автоматически распределяя нагрузки и создавая комфортный микроклимат для каждого помещения. Система VRF-кондиционирования оправдывает свою стоимость экономией электроэнергии.
Проектирование систем кондиционирования
Проектирование системы кондиционирования подразумевает создание специальных программ. Они способны решить самую сложные задачи:
1) Рассчитать на каждом участке протяженность, диаметр и разветвления;
2) Учесть производительность всех блоков в зависимости от условий;
3) Выбрать нужные сигнальные и силовые кабели;
4) Использовать разные способы подключения к центральному управлению и удаленному мониторингу;
5) Рассчитать нужное количество хладагента для создаваемой системы.
Типы систем VRV-систем кондиционирования
Внутренние блоки канальных кондиционеров
Канальные. В этом случае внутренний блок кондиционера становится частью вентиляции. Охлаждённый/нагретый воздух подаётся через вентиляционную систему. Главный плюс – полная незаметность установки, так как человек видит в помещении только решётки вентиляции. Внутренний блок расположен в служебном помещении, где его шум не будет никому слышен.
Настенные. Внутренний блок системы кондиционирования в этом случае вешается на стену. Это хорошее решение для малогабаритных квартир, так как он занимает минимум места и не забирает высоту потолка. Недостаток – неравномерное охлаждение помещения.
Кассетные. Внутренние блоки этого типа предназначены для подвесных потолков. Несмотря
Кассетный кондиционер
на то, что они забирают часть высоты потолка, они не портят интерьер помещения. Всё, что видит находящийся в помещении человек – это квадратную решётку в потолке, из которой плавным потоком идёт тёплый или прохладный воздух. Широко используются в офисах, торговых центрах, ресторанах и других общественных местах. Плохо подходят для малогабаритных квартир.
Напольно-потолочные. В этом случае внутренний блок расположен или на полу, или на потолке. При напольном расположении поток воздуха идёт просто вверх, при потолочном – вдоль потолка. Преимущество очевидно – поток воздуха распределяется абсолютно равномерно по всему объёму помещения, сводя к минимуму риск простудных заболеваний из-за сквозняков.
Колонные. Такой формат используется в помещениях большой площади с большим скоплением людей. Это метрополитен, выставочные залы, театры, холлы больших отелей и компаний. Потребляет много энергии, создаёт большой поток воздуха, а по форме напоминает холодильник.
Модели VRV-систем кондиционирования
Daikin – безоговорочный лидер в производстве кондиционеров. На сегодняшний день продолжает прочно удерживать свои позиции.
Daikin VRV Plus. Система имеет в своём составе до 3-х внешних блоков и до 30 внутренних. Если одни из блоков выйдет из строя – система будет работать всё равно. Общая мощность этой надёжной системы может доходить до 90 кВт/ч.
Daikin Hi-VRV. Система кондиционирования VRV, объединённая с вентиляций типа HRV и подключенная к панели управления на компьютере, образует систему Hi-VRV. Компьютерная система управления D-BACS и система рекуперации тепла в вентиляции обеспечивает экономный контроль микроклимата в здании.
Daikin Super Multi Plus. Эта VRV-система предназначена для многокомнатных квартир и отдельно стоящих частных домов. Рассчитана на подключение до 7 внутренних блоков, по одному на комнату. Подключается к однофазной сети электропитания 220 В. Её преимущества – небольшие размеры, малошумность и доступная цена. Терморегулирующие вентили в данном случае вынесены в отдельные блоки.
VRF City Multi от Mitsubishi. IPM-модуль точно поддерживает нужную температуру в каждом отдельно взятом помещении. В нём используется хладагент К410A, который безопасен для окружающей среды. Система основана на двухтрубном принципе кондиционирования, для последовательного нагрева и охлаждения помещений. А компрессор плавно изменяет свою интенсивность работы в зависимости от загруженности системы.
Fujitsu VRF. Имеет три серии. J – для небольших частных домов. S – трёхтрубная система, предназначенная для небольших производств и многоквартирных домов. Может охлаждать и нагревать помещение одновременно. V – предназначена для высотных многоэтажек и крупных офисных центров. Перепад высот может составлять от 80 метров и больше.
LG VRF. LG Multi Indoor – в ней система очистки Multi Plasma успешно удаляет частицы пыли и вредных примесей из воздуха благодаря системе фильтрации. Подвижные жалюзи и регулируемая система управления бесшумным вентилятором равномерно распределяет поток воздуха по всему помещению. LG Multi Outdoor – это система наружных блоков. Система рекуперации тепла экономит расходы на электроэнергию, автоматическая диагностика обеспечивает автозаправку хладагента и быстро реагирует на увеличение нагрузок. LG Multi V – обеспечивает независимую работу каждого внутреннего модуля.
Toshiba VRF Super MMC. Данная система кондиционирования отличается высокими показателями энергоэффективности. Нагрузка на компрессоры точно контролируется и каждый внутренний блок работает независимо друг от друга.
Ремонт систем кондиционирования
Ремонт систем кондиционирования требуется при неаккуратной эксплуатации VRF-системы. О необходимости скорого ремонта могут сказать такие признаки:
Увеличение уровня шума. Это сигнал тревоги, свидетельствующий о неисправности. Он может появиться сразу после установки системы или в процессе эксплуатации. Если вовремя не устранить шум, может произойти износ оборудования раньше времени и потребуется дорогостоящий ремонт.
Сильная вибрация. Вибрация говорит о том, что кондиционер может скоро сломаться. Нужна помощь специалиста для анализа сложившейся ситуации.
Появление в помещении постороннего или затхлого запаха. Посторонний запах появляется при нарушении герметичности вентиляционной системы. Однако очень часто такая проблема решается простой заменой фильтра.
Чтобы выявить появившиеся нарушения в работе и устранить их, приглашают специалистов, установивших кондиционер.
Обслуживание VRV-систем кондиционирования
Кондиционеры поддерживают комфортную температуру для человека и работающей техники. Обслуживание систем кондиционирования подразумевает под собой регулярные сервисные работы. Это гарантирует качество работы на всем сроке эксплуатации.
Для технического обслуживания нужны квалифицированные специалисты, соблюдающие требования эксплуатации систем кондиционирования. Они периодически приходят на объект и проводят меры профилактики установленного оборудования, чтоб вовремя выявить неисправности и устранить их на раннем этапе.
Эффективность работы системы, указанная производителем, должна поддерживаться не только при проектировании, но и на всем сроке эксплуатации. Обслуживание систем кондиционирования прописано в документах технических требований от предприятия, изготовившего систему. Оно включает в себя:
1) Проведение плановых работ;
2) Профилактические осмотры;
3) Очистка от пыли и грязи вентилятора;
4) Проверка соединений и швов;
5) Своевременна замена подшипников;
6) Чистка от загрязнения секций и пластин кондиционера;
7) Проверка и осмотр калориферов, кассетных рамок;
8) Покраска трубопровода;
9) Регулирование натяжения ремней;
10) Своевременное подтягивание креплений кондиционера.
Некоторые работы по обслуживанию системы кондиционирования пользователь может проводить самостоятельно, например, регулярно чистить или менять фильтр. Особенно это касается бытовых кондиционеров.
Если у Вас небольшой офисный центр, маленькое производство или большой особняк – закажите VRF-системы кондиционирования уже сейчас у компании «ГЛАВЕНТ» – главных по вентиляции!
Системы кондиционирования VRF — рост и продвижение | C.O.K. archive | 2018
Елена Четвертакова, коммерческий директор компании ЕВРОКЛИМАТ
— Мировой рынок систем VRF ежегодно увеличивается в среднем на 15–20 процентов, поэтому VRF-системы для нас — одно из самых перспективных направлений, позволяющее нашему бизнесу расти. На многих объектах эти решения с успехом заменяют более дорогостоящие, в первую очередь системы «чиллер–фанкойл», ничуть не уступая им с точки зрения гибкости и эффективности технических решений. Если смотреть глобально, то, думаю, причины роста мирового рынка VRF-систем те же, что и в нашей компании: эти решения представляют собой альтернативу более сложным и дорогим системам, но при этом не уступают им в потребительских свойствах.
Драйверами мирового рынка можно назвать самих производителей, в первую очередь китайских, потому что они развиваются с огромной скоростью. Мы видим, как крупные заводы вроде GREE и Midea вкладываются в VRF-системы, как быстро они выводят на рынок всё новые, усовершенствованные поколения. Только за последние несколько лет появились VRF-системы, позволяющие вести раздельный учёт электроэнергии, применять блоки, использующие солнечную энергию, или же подключать приточные установки к мультизональным системам. Только в этом году GREE представила GMV Ultra Heat для регионов с очень холодным климатом, а в апреле этого года показала на Пекинской выставке системы VRF GMV шестого поколения, которые скоро появятся и в России.
За лидерами подтягиваются и другие китайские заводы. За последние пять лет VRF-системы начали выпускать заводы AUX и TCL, у которых раньше их не было в линейке.
Что касается изменений, которые произошли в нашей компании, изменения рынка, о которых мы говорим, затронули даже нашу внутреннюю структуру. Если раньше подбором VRF-систем и подбором сложных профессиональных решений занимались разные отделы, то сейчас эти функции объединены. Практически все наши инженеры — универсалы. Это важно при современном состоянии рынка — понимать преимущества и технические особенности разных систем.
Несмотря на то, что рост продаж VRFсистем диктуется общемировыми тенденциями, без дополнительных усилий значительный успех даже в этом направлении вряд ли возможен. Например, года три назад мы столкнулись с противоречием: мы-то хотим наращивать продажи VRF-систем, но не все наши региональные партнёры одинаково сильны в таких продажах. «Мультизона» — это всё-таки не «сплит». Её надо закладывать в проект, работать с конечным заказчиком, с генподрядчиком, выходить на тендеры. Фактически — это сложная объектная продажа. Так родилась идея методички, учебного пособия для новичков в этом сегменте, которое позволяет снять хотя бы основные, простые вопросы.
Мы написали такую методичку и раздали её всем своим партнёрам. Конечно, с тех пор техническая база обновилась, но сам механизм объектных продаж остался неизменным.
ЕВРОКЛИМАТ проводит ежегодное обучение дилеров на веб-платформе. Кроме того, компания предлагает разные технические решения, специалисты сервисной службы проводят испытания и потом информируют менеджеров о результатах.
Ну и, разумеется, увеличению продаж всегда помогают скидки. Здесь мы придерживаемся индивидуального подхода, что называется — идём от проекта. Это хотя и увеличивает объём работы, но и результаты лучше, чем просто при массовых скидочных акциях.
Помимо материального стимулирования очень важны профессиональные коммуникации. Мы общаемся со своими дилерами каждый день. У компании есть сайт и каталоги, проводятся ежегодные конференции и вебинары в начале климатического сезона, на которых специалисты ЕВРОКЛИМАТ рассказывают обо всех технических новинках. Все новости от GREE мы оперативно переводим на русский и выкладываем на сайт в новостной раздел, делаем рассылку. Но основную нагрузку по информированию всё равно несёт менеджер. Он предлагает разные варианты, привлекает технических специалистов, сервис, досконально изучает проект… В это мы вкладываемся намного больше, чем в мобильные приложения.
Вместе с тем, у нас есть и конечные заказчики, с которыми компания работает напрямую. В основном это федеральные сети или крупные государственные структуры. Но мы обеспечиваем их потребности полностью, не только VRFсистемами, но и фанкойлами, полупромышленным оборудованием, при необходимости — даже «сплитами». Потому что это не разовые продажи, а многолетнее сотрудничество.
Тем не менее, приоритет в продажах VRF-систем мы, безусловно, отдаём дилерской сети. Наши партнёры — в основном проектно-монтажные организации с огромным опытом работы именно в своём регионе. Если проектирование чиллеров и вентиляции чаще осуществляется проектными институтами, то проектирование VRF-систем намного чаще делают именно такие компании, и их компетенции в этом вопросе незаменимы. ЕВРОКЛИМАТ со своей стороны максимально защищает их объекты. Дилеры часто привлекают нашу компанию как дистрибьютора к переговорам с конечным заказчиком, и в этих переговорах мы всегда поддерживаем партнёрскую компанию.
Для того, чтобы обеспечить стабильную работу компании, гарантировать слаженное взаимодействие и работу сотрудников и поддерживать профессионализм партнёров, мы используем систему обучения. У нас есть Учебный центр, в котором установлена работающая система GMV5. Используется она преимущественно для испытаний и внутреннего обучения кадров. Что же касается дилеров, то, поскольку их география очень широка, для обучения мы в основном используем Интернет, снимаем учебные фильмы в Учебном центре, на которых подробно показываем, как работает система. Конечно, когда дилеры приезжают в Москву, они могут при желании пройти обучение на работающей системе.
Сергей Мещеряков, ведущий инженер компании «Информтех»
— VRF-системы сегодня — наиболее перспективный сегмент для инжиниринговых компаний, которые занимаются проектированием, поставкой, монтажными и пусконаладочными работами. Сетевые гипермаркеты и интернет-магазины продают бытовые кондиционеры и не могут конкурировать в сегменте VRF-систем с инжиниринговыми компаниями, поскольку у них отсутствует высококвалифицированный персонал.
Постоянно совершенствующаяся гибкость в проектировании, монтаже и пусконаладочных работах VRF-систем создаёт дополнительные преимущества по сравнению с аналогичными системами с промежуточным хладоносителем («чиллер–фанкойл»). Это способствует росту продаж систем VRF. Но, само собой, это было бы невозможным без продвижения данного продукта с помощью презентаций и технического обучения как сотрудников нашей компании, так и представителей дилерских организаций.
Важный аспект работы — это информирование дилеров, наряду с проектировщиками, о наших системах. Тут у «Информтеха» в приоритете стоят конференции — мы считаем их наиболее действенным инструментом передачи актуальной информации партнёрам, так как присутствует личное общение и появляется возможность найти индивидуальный подход к каждому участнику.
Вообще, мы считаем, что дилерская сеть очень важна — ведь в развитом состоянии она является гарантом высоких продаж. С её ростом увеличивается количество участников процесса, и, следовательно, вероятность продажи оборудования возрастает. Чтобы дилерская сеть имела высокий потенциал и развивалась, нужно внимательно отслеживать пожелания коллег. И мы это делаем — в нашей компании есть учебный центр, но не стационарный, как во многих фирмах, а мобильный, что, собственно, лишь повышает эффективность обучения. Это мобильное подразделение оперативно реагирует на индивидуальные запросы дилеров. В год мы проводим 10–15 региональных семинаров и около десяти семинаров — в Москве.
Алексей Грузинский, руководитель отдела продаж инженерного оборудования компании «Черброк»
— Поскольку сегмент рынка VRF-систем имеет хорошие показатели роста, это направление для нас — одно из приоритетных. Рост продаж таких систем обеспечивается тем, что, по мнению широкого круга экспертов, их очень удобно проектировать, монтировать и обслуживать. Поэтому профессионалы всё чаще выбирают именно это решение для обеспечения комфортного климата в различных помещениях. Внутри компании мы тоже видим, как из года в год увеличивается количество запросов на VRF-системы, что является отличным показателем популярности этого оборудования на отечественном рынке. Кроме того, наши дилеры по мере освоения навыков работы с системами VRF тоже признали, что при определённой квалификации монтажной организации это оборудование удобно как в установке, так и в дальнейшем обслуживании на объекте.
Следуя этому тренду компания «Черброк» сделала оптимальное по цене и качеству предложение марки Aeronik. Системы VRF Aeronik AMV5 подходят практически для всех типов зданий и помещений. Их удобно проектировать, как на начальном этапе строительства, так и при интеграции в существующее здание.
Для того чтобы поддержать профессионализм наших партнёров на должном уровне, мы проводим различные мероприятия по ознакомлению наших партнёров с VRF-системами Aeronik, а именно — семинары, презентации, вебинары и т.д. Учитывая, что у нашей компании большая региональная сеть представительств, мы стараемся охватить все регионы и провести не менее 10–15 мероприятий в год. И это только часть информационной работы, которую компания проводит с коллегами. Мы понимаем, что информирование проектировщиков и дилеров в разной форме обеспечивает до 90 процентов успешных продаж на рынке.
Партнёры должны знать о новинках, возможностях и преимуществах нашего оборудования. Мы используем максимум инструментов для информирования наших клиентов — начиная от индивидуальных выездов и встреч с коллегами до массовых мероприятий, таких как конференции и поездки на заводы. У нас разнообразная аудитория, и к каждому партнёру нужен индивидуальный подход, поэтому все каналы передачи информации важны.
Кроме того, у нас есть учебный центр, в котором мы проводим не менее трёх обучающих семинаров в год. Также при появлении новых серий оборудования у нас проходят дополнительные мероприятия по ознакомлению со спецификой его монтажа и обслуживания.
Компания «Черброк» осуществляет техническую поддержку от стадии проектирования и до сдачи объекта в эксплуатацию. Специалисты нашей компании не только подбирают оборудование и дают квалифицированные консультации дилерам или монтажным организациям, но и проводят шеф-монтаж техники на объектах с дальнейшим обучением эксплуатационных служб.
Компания «Черброк» уделяет дилерской сети особое внимание: дилеры — это ключевой элемент схемы продвижения VRF-систем. Ведь именно дилер в своём регионе способен квалифицированно провести работу с конечным заказчиком, убедив его в покупке того или иного оборудования определённой марки. Но периодически приходится работать с конечными заказчиками и нам. Это веяние времени — в условиях кризиса они нередко предпочитают закупать оборудование сами, а дилеров привлекают для монтажа и обслуживания системы.
Вячеслав Мотин, к.т.н., доцент, руководитель учебного центра «Академия Dantex»
— Крупные производители мультизональных систем выпускают каждый свою серию оборудования VRF, уделяя внимание цене, качеству, эффективности и надёжности системы. Рынок производства и продаж VRF-систем с каждым годом растёт, появляются новые фирмы, которые начинают выпускать свои варианты мультизональных систем.
Перечислим основные марки VRF-систем. Это оборудование, произведённое:
в Китае под брендами: Dantex MVS, Haier MRV, AUX ARV, Chigo CMV, Gree GMV, Hisense Hi-Flexi HRV, Midea MDV, TCL TMV;
в Корее: Samsung DVM, LG Multi V;
в Японии: Daikin VRV, Fujitsu General Airstage, Hitachi Set Free, ME City-Multi, MHI KX, Panasonic ECO-I, Toshiba S-MMS.
Всего в мире около семнадцати компаний производят мультизональные системы, причём почти половина из них приходится на китайских производителей.
Систематизация данных рынка продаж VRF-систем, согласно данным JARN, во всех странах, начиная с 2007 года, показывает общий и постоянный уверенный их рост, несмотря на мировые кризисы (рис. 1). Причём основные продажи, более 50 процентов объёма, принадлежат Китаю. Подчеркнём, что не родина мультизональных систем — Япония, не страны Европы или Америки, а растущий Китай демонстрирует наиболее мощный подъём производства и продаж систем VRF.
В 2008–2009 годах Япония с небольшим отрывом лидировала в этой области, но затем уступила Китаю. Возможно, это объясняется многочисленностью китайского населения (более 1,4 миллиарда человек) или низкой ценой мультизональных систем, которые они производят.
В связи с этим возникает вопрос: «Что применялось до появления VRF-систем? Только системы “чиллер–фанкойл”?».
Как уже говорилось, первые холодильные системы были прототипом системы с промежуточным теплои хладоносителем, но рынок кондиционирования не сразу освоил такие системы. Практическое применение началось с обычных бытовых сплит-систем. Они устанавливались повсеместно в больших количествах и катастрофически портили внешний вид зданий. Затем появились сплит-системы с одним внешним блоком и двумя внутренними блоками. Но это не решило проблему. В крупных зданиях с большим количеством помещений уже устанавливали системы «чиллер–фанкойл», но для строений с 10-ю или 15-ю комнатами такое оборудование не годилось.
Ещё через несколько лет ситуация немного улучшилась: появились сплит-системы с одним внешним блоком, который мог обеспечивать работу пяти внутренних блоков. Это было более совершенное оборудование, которое получило название мульти-сплит-системы. После этого долгое время новых компоновочных решений работы холодильного контура не создавалось.
Рынок разделился на здания с большим количеством помещений, где устанавливались только системы «чиллер–фанкойл», и на все остальные здания, в которых ставились сплит-системы и мультисплит-системы.
Эффективность этих двух систем различалась в несколько раз, если принимать во внимание только принцип их работы. В чиллере имелись большие потери при передаче теплоты от промежуточного хладои теплоносителя к холодильному агенту и при передаче теплоты от воздуха к хладои теплоносителю. Все эти потери приходилось компенсировать увеличением мощности системы, то есть, по существу, мощности компрессора, из-за чего возрастал расход электроэнергии.
Подобные системы в области холодильной техники носят название систем с промежуточным хладои теплоносителем (в системах кондиционирования, в частности, реализуется схема «холодильный агент — промежуточный хладои теплоноситель — воздух»).
Эффективнее работают системы с непосредственным кипением холодильного агента. Это сплит-системы всех типов и всевозможные другие, где происходит передача теплоты от холодильного агента непосредственно конечной среде охлаждения и нагрева (в системах кондиционирования это схема «холодильный агент — воздух»).
Первые упоминания о проданной мультизональной системе в России относятся к 1993 году. Нужно отметить, что многие специалисты, занимающиеся монтажом, до сих пор не знают или знают очень мало об отличиях VRF-систем от обычных сплит-систем.
С начала века происходил бурный рост продаж мультизональных систем — сначала до 30 процентов с последующим увеличением до 45 процентов в год. Затем этот показатель стабилизировался (рис. 2).
Реализация оборудования для кондиционирования имеет явно выраженный сезонный характер, так как в большинстве случаев оно применяется для охлаждения воздуха в жаркие месяцы. Однако продажи VRF-системы не имеют такой явной сезонной зависимости. Даже экономические кризисы, происходившие до 2018 года, незначительно влияли на рост продаж мультизональных систем.
Для того чтобы гарантировать успех бизнеса по продаже столь перспективных VRF-систем, на наш взгляд, следует начать уже с этапа приёмки новых сотрудников на работу. Если говорить, например, о нашем опыте, то они проходят четырёхэтапное собеседование с различными специалистами, затем — обучение в нашей «Академии Dantex», которую возглавляет к.т.н., доцент с 35-летним стажем преподавания в университете в области холодильной техники и систем кондиционирования. Далее «студенты» тестируются по результатам прохождения этого обучения.
Компания ведёт последовательную политику укрепления бренда Dantex на рынке климатического оборудования, в том числе и мультизональных систем Dantex. Технические специалисты обладают не только теоретическими знаниями по продаваемым мультизональным системам, они постоянно принимают участие в монтаже, запуске, устранении неисправностей, техническом обслуживании VRF-систем. Технический директор лично принимает в эксплуатацию особо важные и большие объекты, где устанавливаются мультизональные системы Dantex. Почти ежегодно или при запуске в серию новых моделей VRF-систем техдиректор выезжает на завод-производитель, лично тестирует и вносит поправки в конструкцию всех видов климатического оборудования. Его постоянная связь с производителем и дилерами позволяет быстро находить «узкие места» оборудования и сигнализировать производителю о необходимости их устранения. Бесплатные телефонные консультации с выездом на сложные объекты всегда приветствуются дилерами и заказчиками, что создаёт доброе имя и авторитет компании. Все эти мероприятия не только повышают надёжность и качество оборудования Dantex, но и расширяют знания менеджеров в этой области, что отражается на авторитете компании и на росте продаж.
Нужно помнить и о перспективной работе по подготовке кадров, которые будут перенимать опыт у ныне действующих специалистов, а впоследствии примут от них эстафету. Понимая это, компания тесно сотрудничает с выпускниками Московского государственного университета пищевых производств, колледжей, выпускающих специалистов по холодильной техники. На территории МГУПП создан обучающий центр с оборудованием бренда Dantex. Специалисты компании в течение года проводят теоретические и практические семинары со студентами МГУПП в этом учебном центре. В компании для всех выпускников холодильных специальностей проводится день открытых дверей с показом оборудования учебного центра уже на территории компании.
Собственный рекламный отдел разрабатывает новые перспективные пути продвижения бренда на рынке климатического оборудования: телевидение, Интернет, научные статьи в журналах, участие в конференциях и на климатических выставках.
Для всех дилеров и проектировщиков два раза в год проводятся бесплатные двухдневные обучающие семинары по VRF-системам Dantex и системам Dantex «чиллер–фанкойл». Своевременное информирование проектировщиков и дилеров о новинках и последних разработках — непременное условие правильной коммуникации и ключ к успеху при формировании спроса на рынке.
Также немалую роль в стабильности и эффективности бизнеса играет схема построения продаж, работа с дилерами. Всегда считалось, что непосредственный контакт между людьми — самый эффективный способ общения. Никакой скайп или телефонные переговоры, электронная почта не создадут достойную замену личному общению. Отсюда следует, что дилеру на месте легче наладить контакт с заказчиком, убедить лично или на примере уже работающих в их регионе объектов, чем иметь огромный штат менеджеров и руководителей в одном центре и дистанционно решать всевозможные задачи. Несомненно, работать с конечным заказчиком выгоднее, так как можно сделать уступку по цене (на ту часть, которую зарабатывает дилер), но найти конечного заказчика и тем более наладить переговорный процесс с руководством этого заказчика менеджерам, находящимся на расстоянии в сотни или даже тысячи километров, практически невозможно. А дилерам на месте это сделать проще, да и возможностей по поиску конечного заказчика на местах значительно больше.
Сергей Брух, директор ГК «Центр Технического Маркетинга»;, технический редактор журнала С.О.К., автор книги «VRF-системы кондиционирования воздуха»
— VRF-системы кондиционирования — это новый (относительно систем «чиллер– фанкойл»), динамично развивающийся и поэтому перспективный класс систем центрального кондиционирования воздуха. В отличие от сплит-систем кондиционирования, продажи которых напрямую зависят от погоды, динамика реализации систем VRF зависит от совершенно других факторов.
Например, в 2003 году холодная летняя погода привела к заморозке рынка сплитсистем. Много потребителей перенесли покупку кондиционера на следующий год, решив потратить свои деньги на другие, более насущные нужды. Однако продажи систем VRF в 2003 году показали точно такой же рост, как и в более жаркие периоды. Этот пример показывает, что стратегия продаж сплит-систем и систем VRF должна быть совершенно различной. Многие дистрибьюторские компании сегодня пытаются строить дилерские сети, продающие одновременно сплити VRFсистемы. И многие недоуменно отмечают факт успешной реализации сплит-систем, но практически нулевые продажи VRF. Редкая дилерская компания может одинаково хорошо продавать бытовую линейку оборудования («сплиты») и промышленную линейку (VRF, чиллеры, ККБ, прецизионные кондиционеры).
Стратегия продаж, продающие менеджеры, методы работы с клиентами для сплит-систем и для VRF должны быть однозначно разными. Компании, которые это понимают, находятся в первой пятёрке на российском рынке (бренды Daikin, LG, Mitsubishi Electric, Kentatsu, Electrolux). Компании, которые пытаются продвигать системы VRF как «сплиты», испытывают сегодня трудности.
Чтобы понять, как необходимо строить продажи систем VRF, для начала ответим на вопрос: «Что необходимо для успешной реализации сплит-систем на сегодняшнем рынке в России?»
Собственно, не так много:
1. Конкурентная цена, поскольку более 90 процентов российского рынка «сплитов» занимают недорогие бренды. К сожалению, битву за российский «сплитовый» рынок японские бренды безнадёжно проиграли, и вернуть обратно хотя бы его часть будет уже невозможно.
2. Развитая дилерская сеть с охватом всех регионов страны.
3. Наличие оборудования на региональном складе в сезон. Потребители не хотят ждать даже два-три дня и покупают то, что есть в наличии.
Вот, собственно, и всё.
Буквально завтра можно выйти на рынок с новым «сплитовым» брендом с любым названием и через два года войти в первую по востребованности десятку брендов. Минусом является тот факт, что «выпасть» из первой десятки можно тоже довольно быстро.
А вот в области VRF-систем всё не так просто:
1. Низкая цена? Но около 50 процентов российского рынка принадлежит японским (то есть дорогим) брендам. Значительная доля также приходится на корейскую технику (LG, Samsung). Поэтому даже на непростом российском рынке систем VRF невысокая цена вовсе не является гарантом успешных продаж.
2. Качественное оборудование? Без сомнения, VRF-системы Mitsubishi Electric или Daikin являются очень качественным и надёжным оборудованием. Но, например, Hitachi ничуть не хуже, но продаётся в десятки раз меньше. Следовательно, сильный бренд тоже не является гарантией успешных продаж.
3. Разветвлённая дилерская сеть? Если дилеры не могут или не хотят ставить сложное оборудование — этот фактор также не сработает. Ведь, например, проще поставить десять «сплитов» вместо одной VRF.
Поэтому для успешных продаж систем VRF (в общем, как и любого промышленного оборудования) необходимо:
1. Максимальная техническая поддержка. Должны быть в наличии полностью переведённые на русский «мануалы» по монтажу, проектированию и сервису. Грамотные технические специалисты должны трудиться не только у дистрибьютора, но и у дилеров. Плюс оперативный подбор оборудования максимум в течение суток, а не за три-четыре дня.
2. Массовые технические обучения по системам VRF. Массовые — это 30–40 семинаров в год по всей стране, а не дватри раза «для своих». И обучение должно быть не «всё в одном», а с чётко разделённой информацией: для менеджеров по продажам, для проектировщиков, для специалистов по монтажу, для сервисных инженеров.
3. Объектная работа. Должна прослеживаться чёткая цепочка: «обучение и мотивация проектировщиков — закладка оборудования в проект — гарантированное участие в тендере — реализация оборудования заказчику».
4. Фиксированные правила продаж. Попытка продавать всем по самой низкой цене приводит не к повышению объёмов продаж (иначе наиболее продаваемыми VRF были бы самые дешёвые бренды), а к отсутствию интереса закладывать оборудование в проекты на всех этапах, от проектировщиков до монтажников.
5. Использование стандартных каналов для продвижения оборудования. К стандартным каналам относятся статьи в профессиональных журналах, вебинары, интернет-сайты, выставки и т.д.
6. Использование нестандартных каналов продвижения оборудования. Тут существует огромный простор для фантазии. Например, компания ЕВРОКЛИМАТ выпускала профессиональную литературу по климатическим системам на базе своего оборудования. Поэтому все проектировщики и технические специалисты знакомились не только с методиками подбора, но и с конкретными марками, поставляемыми этой компании.
Или, например, фирма выпускает приложение для смартфона, с помощью которого сервисный специалист может оперативно рассчитать температуру перегрева хладагента или узнать код ошибки системы. Или кто-то организует международный конкурс по системам кондиционирования, который проводится на определённом бренде.
Нестандартные каналы зачастую обходятся дешевле, но приносят больше пользы, чем даже участие в крупных отраслевых выставках.
Проектирование мультизональных (vrf и vrv) систем кондиционирования в Москве: цена
Быстрый переход:Получить коммерческое предложение
Компания ООО «Пром Климат» (г. Москва) — профессиональная инжиниринговая компания. Мы реализуем инженерные системы здания или помещения на вашем объекте «под ключ».
Звоните: 8 (495) 410-11-73 или отправьте быструю заявку.
Самыми сложными с точки зрения проектирования и в то же время самыми высокотехнологичными являются мультизональные VRV и VRF системы кондиционирования. По сути это одно и то же название, просто компания Daikin первой разработала систему данного типа и запатентовала ее как VRV систему, а остальным производителям пришлось придумать другое название. При этом разница небольшая даже в названиях, VRV(Variable Refrigerant Volume) – система с «переменным объемом хладагента», а VRF(Variable Refrigerant Flow) – система с
«переменным расходом хладагента». Поэтому одна и та же система называется по разному, суть же одинакова, к одному наружному блоку может подключаться множество внутренних блоков.
Особенности проектирования VRV и VRF систем кондиционирования воздуха
Главной особенностью систем ВРВ и ВРФ является то, что к наружному блоку можно подключить до 50 блоков напрямую, без использования блоков-разветвителей, основную сложность вызывает расчет системы медных трубопроводов и специальных тройников типа «Refnet». Существует несколько типоразмеров наружных блоков, которые можно объединять до мощности в 150 – 180кВт, чего вполне хватает для большого офисного здания. Специалисты нашей проектной фирмы по инженерным системам предлагают такой подход к проектированию многоэтажных офисных центров и других административных и жилых зданий, сначала рассчитывается общая необходимая мощность систем кондиционирования, после этого определяется количество VRV или VRF систем и они поэтажно разбиваются. Таким образом, ограничения в мощности у ВРВ и ВРФ систем практически нет, а системы управления позволяют объединять под общий контроль более 200 внутренних блоков.
10 ошибок при проектировании
Проектировать VRF системы кондиционирования на первый взгляд достаточно просто: нужно соблюдать ограничения, накладываемые на конкретную систему производителем. Максимальный перепад высот, максимальная длина трубопроводов, расстояние от первого тройника до последнего внутреннего блока и т.д. Но, тем не менее, достаточно часто допускаются однотипные ошибки, которые приводят либо к недостаточной производительности систем, либо к необоснованно завышенной стоимости.
1. Заниженная производительность внутреннего блока.
Ошибочный подход: Тут все просто – знаем нужную холодопроизводительность, смотрим в каталог и выбираем внутренний блок с ближайшей производительностью. Это не правильно.
Дело в том, что производительность внутренних блоков VRF систем приводятся при стандартных условиях, обычных для Японии (ISO5151), но нестандартных для России (ГОСТ30494). Это в первую очередь температура внутреннего воздуха.
Стандартные параметры испытания кондиционеров VRF.
Параметры |
В Японии(ISO5151) |
В России(ГОСТ30494) |
1. Температура внутреннего воздуха по сухому термометру в режиме охлаждения |
27 °С |
20-22 °С |
2. Относительная влажность воздуха |
50% |
30-60% |
Как видно из таблицы, российские нормативные параметры внутреннего воздуха отличаются от номинальных параметров, установленных для испытания кондиционеров. Очевидно, что производительность мультизональных систем VRF при изменившихся расчетных параметрах также измениться.
Фактическая производительность внутренних блоков будет меньше указанной в каталоге ни 15-25%.
2. Подбор наружного блока «с запасом».
Ошибочный подход: Суммируем производительность внутренних блоков и подбираем наружный блок по каталогу с небольшим запасом. Это не правильно.
Дело в том, что фактическая производительность наружного блока VRF систем будет больше указанной в каталоге за счет низкой расчетной температуры наружного воздуха. Если в Японии считается расчетной +35С, то у нас это +30С и ниже для большинства городов страны. Второй фактор, позволяющий уменьшить производительность наружного блока VRF системы, это неодновременность теплоизбытков на внутренних блоках. Только за счет этого фактора производительность наружного блока снижается на величину от 10% до 30% от суммарной мощности внутренних блоков.
Таким образом, запас наружного блока по мощности никогда не будет использован при фактической эксплуатации.
3. Случайный выбор типоразмера наружного блока.
Наружные блоки VRF системы бывают очень разной производительности. Мини VRF от 11 до 28 кВт. Моноблочные системы от 22 до 56 кВт. Комбинированные системы от 45 до 256 кВт. Например, нам на объекте требуется 200 кВт холода. Мы можем их «набрать» разными блоками.
Вариант 1: 10 наружных блоков мини серии по 20 кВт.
Вариант 2: 5 наружных блоков моноблочной серии по 40 кВт.
Вариант 3: 2 наружных блока комбинированной серии по 100 кВт.
И т.д.
Какой именно вариант правильный? Если все эти варианты возможны с технической точки зрения, то тогда мы их должны сравнить по цене. Ниже представлена таблица со стоимостью 1 кВт холода для разных наружных блоков VRF на примере систем кондиционирования зданий Mitsubishi Heavy Industries:
Серия Micro-VRV |
|
Цена, $ |
Цена 1 кВт, $ |
FDC112KXE6N/S (1ф; 220 В/3ф; 380 В) |
11,20kW. |
7 774 |
694 |
FDC140KXE6N/S (1ф; 220 В/3ф; 380 В) |
14,00kW. |
8 361 |
597 |
FDC155KXE6N/S (1ф; 220 В/3ф; 380 В) |
15,50kW. |
8 941 |
577 |
Двухтрубная система, серия KXZP |
|
|
|
FDC224KXZРE1 |
22,40kW. |
11 689 |
522 |
FDC280KXZРE1 |
28,00kW. |
13 023 |
465 |
Двухтрубная система, серия KXZ |
|
|
|
FDC280KXZE1 |
28,00kW. |
18 176 |
649 |
FDC335KXZE1 |
33,50kW. |
20 655 |
617 |
FDC400KXZE1 |
40,00kW. |
23 537 |
588 |
FDC450KXZE1 |
45,00kW. |
26 896 |
598 |
FDC475KXZE1 |
47,50kW. |
27 979 |
589 |
FDC504KXZE1 |
52,40kW. |
29 947 |
572 |
FDC560KXZE1 |
56,00kW. |
33 954 |
606 |
Итого стоимость холода по вариантам:
Вариант 1: 10*11 684=116 840 долл.
Вариант 2: 5 *23 537=117 685 долл.
Вариант 3: 2*29 947*2=119 788 долл.
Глядя на эту таблицу, становится понятно, что 200 кВт холода дешевле подобрать с помощью наружных блоков VRF Mitsubishi FDC280KXZРE1 в количестве 7 шт.
Вариант 4: 7*13 023=91 161 долл.
4. Все системы кондиционирования на объекте – VRF.
С точки зрения режима функционирования, VRF – это мультизональная система. Т.е. она предназначена для обслуживания большого количества относительно небольших помещений. Но часто в проектах встречается использование мультизональной системы кондиционирования для больших помещений, кинотеатров, залов совещаний и т.д. Принципиально система работать будет, но функция независимого регулирования производительности каждого внутреннего блока окажется не востребованной, а значит нерационально оплаченной заказчиком. Намного эффективнее использовать комбинацию между VRF системами и большими мульти-сплит системами – V Multi. Ниже в таблице приведена стоимость оборудования для кондиционирования зала на 28 кВт холода.
Зал совещаний |
VRF KXZ |
V MULTI |
1. Наружные блоки |
FDC224KXZРE1 |
FDC250VS |
2. Максимальная длина трубопроводов |
120 метров |
70 метров |
3. Внутренние блоки |
FDT112KXE6F — 2 шт |
FDT125VF — 2 шт |
4. Цена итого, долл. |
11 689 + 3 179*2=18 047 |
8 961 + 2 033*2=13 027 |
Примечания: цена – розница; подкассетницы, тройники и пульты управления одинаковы.
Очевидно, что при одинаковой производительности кондиционирование больших помещений с помощью однозональных кондиционеров V-MULTI обойдется дешевле. Поэтому на практике часто встречаются проекты с комбинированным применением VRF систем и больших полупромышленных сплит систем. Экономически это оправдано.
5. Вертикальная компоновка системы.
Так как VRF системы допускают перепад высот между внутренними блоками до 15-18 метров, возможна вертикальная компоновка систем. Это не желательно.
Сравнивая конфигурацию систем VRF с более простыми и понятными системами водяного отопления, нужно отметить разный подход к обвязке трубопроводами внутренних блоков.
Рис. Горизонтальная (рекомендуемая) обвязка внутренних блоков систем VRF.
Для мультизональной системы VRF характерна горизонтальная обвязка внутренних блоков, а для систем водяного отопления – преимущественно вертикальные коллекторные трубопроводы. Эта разница объясняется разным фазовым составом энергоносителя. Вода в системах отопления – это всегда жидкость с примерно одинаковой плотностью. А фреон на входе во внутренний блок – это жидкость (а на больших длинах трубопроводов – смесь жидкости и газа), на выходе из внутреннего блока – газ. Поэтому для мультизональных систем VRF критично равномерное поступление потоков во внутренние блоки.
В случае большой разницы по высоте между внутренними блоками возникает неравномерное поступление хладагента к ним, и может провоцироваться ситуация, когда нижние внутренние блоки будут работать значительно лучше на холод, чем верхние. Особенно это критично в случае недоразмеренных наружных блоков. Принципиально делать большой перепад между внутренними блоками возможно (более 15 метров), но тогда принимать производительность наружного блока VRF нужно равной производительности внутренних.
6. Объединение наружных блоков в один фреоновый контур.
Современные VRF системы кондиционирования позволяют комбинировать наружные блоки VRF в единый фреоновый контур до суммарной мощности 200 кВт и более. И при проектировании часто возникает желание сделать одну большую систему на все здание или весь этаж. Это не правильно.
Дело в том, что в случае аварийной разгерметизации фреонового контура может произойти попадание хладагента в зону дыхания людей обслуживаемых помещений. Фреон R410A тяжелее воздуха, не является токсичным веществом и в небольших концентрациях безвреден для человеческого организма. Однако R410A не поддерживает дыхание, в случае попадания человека в зону заполнения фреоном происходит удушье и потеря сознания. Если в течение 15 минут человека не эвакуировать из данного помещения, помочь ему будет уже невозможно.
Если для некомбинированных фреоновых систем кондиционирования количество хладагента в пределах одного контура не превышало 20 кг, то для комбинированных VRF систем эта цифра уже значительно больше и доходит до 80 кг. Обязательным условием проектирования VRF системы должна быть проверка на аварийную концентрацию хладагента в обслуживаемых помещениях.
Аварийные концентрации хладагента в помещениях
R22 |
R134A |
R407C |
R410A |
300 гр./м3 |
250 гр./м3 |
310 гр./м3 |
420 гр./м3 |
Какие существуют варианты выхода из сложившейся ситуации?
Необходимо разбить комбинированную систему на несколько независимых таким образом, чтобы количество фреона в одной системе не могло привести к превышению аварийной концентрации даже в самом маленьком помещении. Для этого удобно пользоваться следующей таблицей.
Площадь самого маленького помещения, м2 |
15 |
20 |
25 |
30 |
50 |
Максимальная мощность системы VRF, кВт |
37 |
49 |
61 |
74 |
121 |
7. Не учитывается тип внутренних блоков.
Практическое рассмотрение данного вопроса было получено на конкретном примере: в 2000-м году я работал в службе эксплуатации большого административного здания. Здание состояло из двух одинаковых корпусов, в которых были смонтированы системы кондиционирования VRF. И при их эксплуатации из первого корпуса поступали каждый день звонки с жалобами: «из кондиционера дует», «сквозняк», «поверните жалюзи в другую сторону» и т.д. Попытки повернуть жалюзи и отрегулировать направление воздушного потока по сути ни к чему не приводили – в новом направлении также сидели люди и жалобы уже стали поступать от них. Парадокс ситуации был в том, что во втором корпусе, где также были установлены VRF системы, жалоб на «сквозняк» не было! Почему это происходило? – потому что в первом корпусе были установлены настенные внутренние блоки, а во втором – четырех-поточные кассеты.
Настенный тип местного кондиционера. Режим охлаждения.
Кассетный тип местного кондиционера. Режим охлаждения.
В отличие от настенных кондиционеров, классические кассетные блоки распределяют воздух в четырех направлениях, а не в одном. При одинаковой высоте помещения уровень раздачи кондиционированного воздуха в кассетных моделях максимально приближен к плоскости потолка и значительно выше, чем, например, у настенных кондиционеров. Благодаря этому при одинаковой мощности внутренних блоков кассетные блоки обеспечивают более равномерную обработку внутреннего воздуха и меньшие градиенты температур в помещении.
8. Не учитывается уровень шума внутренних блоков.
Внутренние блоки подбираются, как правило, только по требуемой мощности. Уровень шума при этом, почему то не учитывается.
Системы кондиционирования воздуха максимально приближены к человеку, находятся рядом с ним во время его работы и отдыха. Поэтому такой немаловажный фактор, как шум от них оказывает колоссальное воздействие на состояние эмоционального и физического комфорта человека. Неудивительно, что шумовые характеристики окружающей человека среды – в том числе шум от систем кондиционирования воздуха – нормируются (табл).
Назначение помещений или территорий |
Уровень звукового давления (эквивалентный уровень звукового давления) Lр, дБ |
Lp, дБА |
|||||||
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||
Номера гостиниц категории А с 7.00 до 23.00 |
59 |
48 |
40 |
34 |
30 |
27 |
25 |
23 |
35 |
Номера гостиниц категории А с 23.00 до 7.00 |
51 |
39 |
31 |
24 |
20 |
17 |
14 |
13 |
25 |
Жилые комнаты квартир, с 7.00 до 23.00 |
63 |
52 |
45 |
39 |
35 |
32 |
30 |
28 |
40 |
Жилые комнаты квартир, с 23.00 до 7.00 |
55 |
44 |
35 |
29 |
25 |
22 |
20 |
18 |
30 |
Залы совещаний |
63 |
52 |
45 |
39 |
35 |
32 |
30 |
28 |
40 |
Офисные помещения |
71 |
61 |
54 |
49 |
45 |
42 |
40 |
38 |
50 |
Залы кафе, ресторанов |
75 |
66 |
59 |
54 |
50 |
47 |
45 |
43 |
55 |
Торговые залы магазинов, вокзалов, спортзалы |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
52 |
50 |
49 |
60 |
Территории жилых зданий с 7.00 до 23.00 |
75 |
66 |
59 |
54 |
50 |
47 |
45 |
44 |
55 |
Территории жилых зданий с 23.00 до 7.00 |
67 |
57 |
49 |
44 |
40 |
37 |
35 |
33 |
45 |
Как видно из таблицы, значения максимального уровня шума значительно отличаются по времени (день и ночь). В дневное время использования систем кондиционирования воздуха наблюдаются максимальные теплоизбытки в большинстве помещений. Поэтому расчетная (максимальная) мощность кондиционера подбирается исходя из дневных теплоизбытков.
С точки зрения теплотехнических характеристик кондиционера максимальная мощность охлаждения наблюдается при максимальных скоростях вращения вентилятора внутреннего блока. Следовательно, расчетным режимом в дневное время является режим максимальной скорости вращения вентилятора внутреннего блока. Чем больше скорость вентилятора, тем больше уровень шума от кондиционера, но тем больше его производительность по холоду.
С другой стороны в ночное время в спальнях гостиниц и квартир теплоизбытки значительно меньше, чем в дневное время, за счет отсутствия главным образом солнечной радиации. Поэтому для поддержания требуемой температуры достаточно минимальной производительности кондиционера на низкой скорости вентилятора внутреннего блока.
К примеру, для гостиниц категории А оптимальными являются только внутренние блоки канального типа низконапорные FDUT.
9. Проектирование систем с частичной нагрузкой.
Часто требуется этапный ввод в эксплуатацию систем. Например, наружный блок обеспечивает холодом одну часть помещений, которые уже введены в эксплуатацию и к нему планируется также подключить другую часть внутренних блоков, которые будут смонтированы позже. Чтобы меньше переделывать системы, проектировщик заранее закладывает все трубопроводы под 100% блоков, но на первом этапе будут смонтированы 60%. На первый взгляд все правильно, т.к. большинство систем позволяют проектировать загрузку наружного блока от 50 до 130%. Неиспользуемые трубопроводы предварительно запаиваются.
На первый взгляд все нормально. Коэффициент загрузки смонтированной системы выше минимально возможной — 50%. Система может работать при такой загрузке. Нарушений документации нет. Но по факту так делать нельзя.
Что происходит при запуске системы: наружный блок нормально запускается, работает одну – две недели, а затем выходит из строя компрессор. Причина этого как раз в частичной загрузке наружного блока, а точнее в неиспользуемых трубопроводах. Дело в том, что с фреоном циркулирует также масло. Система периодически (раз в 12 часов) включает режим сбора масла, при котором все внутренние блоки открывают максимально регулирующие клапана, наружный блок включает максимальную производительность и жидкий фреон смывает масло с трубопроводов и внутренних блоков, возвращая масло в наружный блок. Неиспользуемые трубопроводы заглушены, движения фреона там нет, поэтому они срабатывают как своеобразные аккумуляторы масла. И фреоновое масло постепенно уходит из компрессоров и накапливается в трубопроводах. Финал печален – от недостатка масла компрессоры заклинивает.
Как решить эту проблему? Очень просто. Нужно заранее заложить запорные клапана на жидкостных и газовых трубопроводах сразу после тройников. Неиспользуемые трубопроводы отсечь клапанами от остальной системы. Для удобства запуска желательно также заложить клапана Шредера, чтобы можно было вакуумировать и заправлять фреоном ответвления не останавливая всю систему.
10. Охлаждение только с помощью VRF.
Тепловой баланс помещения складывается из внутренних теплоизбытков (от людей, компьютеров, бытовой техники и т.д.) и внешних источников тепла (солнечной радиации, вентиляционного воздуха). VRF системы в принципе могут снять тепловую нагрузку от всех источников, но мы опять же должны посмотреть на стоимость холода. Стоимость 1 кВт холода от систем VRF составляет около 700-900 долл. А для компрессорно-конденсаторных блоков значительно ниже – от 150 до 300 долл за 1 кВт.
ККБ снимают теплопоступления от приточного воздуха, что составляют до 30 до 50% от всего потребления холода объекта. Т.е. в случае комплексного решения систем вентиляции и кондиционирования на объекте значительно дешевле использовать комбинацию VRF + ККБ, чем снимать теплоизбытки только с помощью VRF систем.
Как узнать цену и получить коммерческое предложение
Чтобы узнать цену решения для вашего объекта, вы можете:
- Отправить быструю заявку, приложив проект, план или смету.
- Отправить заявку на email: [email protected]
- Позвонить прямо сейчас по телефону 8 (495) 410-11-73 и получить профессиональную консультацию.
Отправить заявку