Posted on

Содержание

Класс герметичности воздуховодов

Изготовление воздуховодов по вашим чертежам на оборудовании «SPIRO» (Швейцария) и «RAS» (Германия) или прожажа готовых; наши воздуховоды соответствуют ГОСТу и СНИПу. Звоните!

Качественная изоляция воздуховодов вентиляции является обязательным условием для ее правильной работы. При нарушении герметичности могут появиться такие проблемы, как шум, снижение тяги, большее потребление электроэнергии вентиляционным оборудованием.

В Европе приняты стандарты герметичности A, B и C, где A – класс с самой низкой герметичностью. В России класс воздуховода определяется плотностью: П (плотный) или Н (нормальный).

Нормативный документ, регламентирующий потери воздуха в системе, — СНиП 3.05.01-85.

Воздуховоды класса П (плотные)

  • Коэффициент утечки: 0,53 л/сек/м при давлении 400 Па.
  • Материалы изготовления: черная, нержавеющая, оцинкованная сталь.
  • Использование уплотнителя и герметика обязательно.
  • Сфера применения: системы дымоудаления, опасные производства.
  • Монтаж: трудоемкий, чаще всего используется фланцевое соединение воздуховодов.

Воздуховоды класса Н (нормальные)

  • Коэффициент утечки: 1,61 л/сек/м при давлении 400 Па.
  • Материалы изготовления: черная, нержавеющая, оцинкованная сталь.
  • Использование уплотнителя и герметика в большинстве случаев обязательно.
  • Сфера применения: бытовая вентиляция, системы воздухообмена в помещениях с низким уровнем пожароопасности.
  • Монтаж: достаточно простой монтаж, возможно использование фланцевого, ниппельного соединения воздуховодов.

Проверка герметичности воздуховодов

Осуществляется при запуске новой системы или резком снижении эффективности существующей. Наиболее частая причина появления утечек воздуха – нарушение герметичности стыков. Устраняется повторным нанесением герметика.

Самый простой способ проведения проверки – визуальный. Однако при наличии разветвленной системы со скрытыми участками, при сооружении систем в уникальных зданиях или с повышенными требованиями к герметичности он не подходит и необходима инструментальная проверка расхода воздуха и статического давления с задымлением нагнетаемого воздуха и применением переносных вентиляторов.

admin 2020-01-21T05:32:06+00:00

Классы плотности воздуховодов — Здания высоких технологий — Инженерные системы

Классы плотности воздуховодов

Владимир Устинов

На что влияет герметичность системы воздуховодов и как проверить фактические утечки и подсосы в системе.

На одном из мероприятий в рамках строительной выставки в Санкт-Петербурге прозвучала такая фраза: «Как плохо не спроектируй систему отопления, она всё равно будет работать. Как хорошо не спроектируй систему вентиляции, работать она не будет». Учитывая российские реалии, спорить с этим изречением сложно.

В чём же причина? Почему отлично спроектированная система вентиляции не может выйти на проектные показатели? Проектировщик в полном соответствии со всеми нормативными документами и рекомендациями производителей подбирает элемент за элементом, проверяет себя, а в результате система не обеспечивает нормируемые параметры качества воздуха и потребляет больше энергии, чем предусмотрено проектом. Одна из основных причин – это утечки и подсосы в системе воздуховодов. К сожалению, этому вопросу в российской практике не уделяется достаточного внимания. В результате, мы ставим на объект дорогую и качественную приточно-вытяжную установку, 20–40 % мощности которой используется на вентиляцию венткамеры и запотолочного пространства. Как же такое возможно?

Проектные решения

В актуализированной редакции свода правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (СП 60.13330.2012) вопросу герметичности системы воздуховодов посвящён пункт 7.11.8. Согласно вышеуказанному документу, все транзитные воздуховоды и воздуховоды с нормируемым пределом огнестойкости должны соответствовать классу герметичности «В». Остальные воздуховоды должны соответствовать классу «А». В отдельных случаях допускается применение более плотных воздуховодов классов «С» и «D». Более того, вне зависимости от принятого класса герметичности: «Для предотвращения излишних потерь энергии и поддержания необходимого расхода воздуха допустимая утечка в системе не должна превышать 6 %».

Что же происходит на практике? Неужели проектировщик разбивает систему на участки с соответствующим классом плотности и, учитывая давление в системе, делает расчёт утечек/подсосов на каждом участке? Конечно же нет. Наверное, для большей части систем такой расчёт и не нужен. Большинство специалистов ограничивается фразой про максимальную утечку в 6 % и подбирает вентилятор с этим запасом.
А как обстоят дела в реальности? Какова герметичность систем общеобменной вентиляции в России в среднем? К сожалению, подобных исследований в Российской Федерации никто не проводил. Если посмотреть на результаты исследования Save Duct, проведённого в ЕС, можно увидеть, что в Бельгии и Франции, где долгие годы не уделяли особого внимания вопросу герметичности, 75 % систем не дотягивают до класса «А». Класс плотности почти половины систем при этом оказался в 10 раз ниже! Предполагать, что в России результаты подобного исследования будут лучше весьма наивно.

www.rehva.eu

 Монтаж

К сожалению, текущая нормативно-правовая ситуация порождает казус – проектировщик учитывает класс герметичности при подборе оборудования и расчёте систем, а при монтаже герметичность не контролируется. Почему так происходит? Обратимся к СТО НОСТРОЙ 2.24.2–2011 «Испытание и наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха». Данный документ не рассматривает работы по проверке герметичности систем вентиляции как обязательные по умолчанию, а только при определённых условиях.

В пункт 5.1.1.3. «Работы по индивидуальной наладке систем вентиляции и кондиционирования воздуха» наряду с другими требованиями включено и «определение герметичности воздуховодов при условии, если это требование предусмотрено рабочей документацией или техническими условиями монтажа». Это само по себе странно, ведь в пункте 7.11.8 (СП 60.13330.2012) касательно герметичности есть фраза о том, что «Разные части системы могут иметь разные классы герметичности; каждая часть должна испытываться отдельно под давлением, предусмотренным в проекте для этой части». То есть система должна испытываться… или нет?

В пункте 5.1.1.4 СТО НОСТРОЙ отсылает нас к таблице из устаревшего СниП 41.01.2003 в части расчёта утечек, однако уже в пункте 5.1.1.5 заявляет о том, что «Если фактические расходы воздуха не отличаются от проектных более чем на ± 8 %, то система вентиляции и кондиционирования воздуха считается пригодной к эксплуатации». Как это соотносится с 6 % максимальных утечек и подсосов по СП 60.13330.2012? Важны не эти отклонения в процентах, важно то, что на практике, за крайне редким исключением, герметичность воздуховодов после монтажа никто не тестирует.

Проверка системы сводится к определению расходов на оконечных устройствах (решётках, диффузорах). Если расходы в пределах нормы, то герметичность системы обеспечена. При этом методы проверки расхода воздуха на высокую точность не претендуют. О применении регулирующих клапанов или камер статического давления с трубками для подключения дифманометра речь не идёт. Например, одним из способов замера расхода является «шаманство» с анемометрами в сечении воздуховода/плоскости выхода воздуха. Очевидно, что опытный пусконаладчик всегда найдёт нужные ему точки и всегда выйдет на расход с допустимыми отклонениями. Однако допустим, что у заказчика появилось желание предусмотреть в рабочей документации или техусловиях монтажа тест на герметичность систем, хотя бы на участках с давлением выше 400 Па. Как выполнить этот тест?

Р НОСТРОЙ 2.15.3–2011 содержит методику испытаний, которая не менялась с 80-х годов прошлого столетия. Бесспорно, что сама схема (принцип) изменяться и не должна. Но уровень описания теста, порядок проведения работ, используемые приборы и методология оценки результатов в редакции 1989 года мало соответствуют желаниям и требованиям современного заказчика. Поэтому шанс, что поразмыслив, он и вовсе откажется от такого теста, довольно высок.

Выводы

По собственному опыту (автору довелось участвовать в нескольких тестах герметичности в России, – Прим. ред.) могу сказать, что от 15 % до 30 % воздуха утекает из системы только на начальном участке – в венткамере, где давление в сети максимально и, как правило, используются прямоугольные воздуховоды, обеспечить герметичность крайне сложно. Это приводит к таким последствиям как:

невыполнение нормируемых показателей качества воздуха в помещении;

значительное увеличение энергопотребления системы;

шум, свист и прочие неприятные сюрпризы.

Если нормативные документы не требуют проверки герметичности, предусмотренной проектом, а испытания и наладка осуществляются той же организацией, что и монтаж, то ожидать существенного улучшения качества работы вентиляционных систем не приходится.


Впрочем, во всём можно найти плюсы. Для проектировщиков, например, при претензиях по качеству работы системы вентиляции в 90 % случаев можно отписаться тем, что «герметичность воздуховодов» не соответствует проектной. И если дело дойдёт до теста, то он, наверняка, это подтвердит. ●


ОБ АВТОРЕ

Владимир Устинов – специалист в области вентиляции и кондиционирования воздуха, исполнительный директор ООО «Линдаб».
                                                                                                                                                                               

     E-mail: [email protected]


 

Vladimir Ustinov

Article describe current situation with tightness of Air Duct Systems in Russia. Before 2012 national design standards used old methodology based on two tightness classes (Normal and Tight). New revision of national HVAC design standard (SP60.13330.2012) introduce European tightness classes A, B, C and D. According to new rules most ventilation systems should meet requirements of class A. Ventilation systems with requirements for fire resistance require class B. Maximal leakage in system should be below 6 %. 

 


Интегрированное проектирование , воздуховоды, система вентиляции,

Класс герметичности воздуховодов: что это, стандарты (А, В, П) и нормы, процесс герметизации и испытания

Человек не может не дышать. В частных домах и квартирах воздухообмен чаще всего обеспечивают вентиляционные короба на кухне и в санузлах, в общественных и производственных зданиях системы вентиляции существуют в обязательном порядке – с принудительной и естественной вентиляцией.

Мы приветствуем нашего уважаемого читателя и предлагаем его вниманию статью о том, что такое класс герметичности воздуховодов и почему герметичность так важна.

Что это такое?

Вентиляция – процесс удаления или замены загрязненного воздуха в помещении и обеспечение в нем необходимых санитарно-гигиенических условий и создание в нем комфортного для человека микроклимата. Герметичность воздуховодов – воздухонепроницаемость коробов вентиляции. Именно герметичность обеспечивает качественную работы системы вентиляции и предохраняет вентилируемые здания от возникновения опасных ситуаций.

Что означает класс герметичности воздуховодов и в чем разница между А, B, П и Н разновидностями?

Для чего нужен контроль герметичности

У приточной и вытяжной вентиляции при недостаточной герметичности падает производительность, вытяжная будет недостаточно эффективно удалять отработанный воздух, вредные и опасные вещества из рабочей зоны, что создает дискомфорт или опасность для здоровья человека. Кроме того, эти самые вредные и опасные вещества могут попадать в смежные помещения, по которым проходят трубопроводы.

При пожаре возможно попадание дыма и раскаленных газов в смежные помещения, что может создать дополнительные очаги возгорания и задымление помещений. При прохождении воздуховодов с теплыми газами через неотапливаемые помещения возможно выпадение конденсата и даже просачивание его в эти помещения. Неплотные воздуховоды требуют необоснованного увеличения мощности оборудования.

Поэтому контроль герметичности конструкций является очень важной составляющей контроля качества изготовления системы вентиляции.

Классификация воздуховодов по герметичности

При классификации воздуховодов используют и отечественные и европейские нормативы.

Европейские стандарты

В соответствии с европейскими нормативами по герметичности (воздухонепроницаемости) воздуховоды подразделяются на классы А,В,С.

Класс воздуховодов с самой низкой герметичностью – класс А. При давлении проходящего по трубам воздуха в 400 Па допустимые потери не должны составлять более 1,35 л/сек/м.

У воздуховодов класса В допустимые потери при давлении 400 Па не должны составлять более 0,45 л/сек/м.

Что означает класс герметичности воздуховодов и в чем разница между А, B, П и Н разновидностями?

Более высокая воздухонепроницаемость у систем класса С потери при давлении 400 Па не должны составлять более 0,15 л/сек/м.

Российские нормативы

Воздуховоды подразделяются по плотности:

  • Класс П плотные.
  • Класс Н нормальные.

Воздуховоды класса П применяются:

  • В системах, оборудованных мощными вентиляторами, создающими давление не менее 1,4 МПа.
  • В системах, обслуживающих помещения категорий А и Б по пожаробезопасности (то есть в помещениях, относящихся к категории пожаро- и взрывоопасных).

Такие трубопроводы в обязательном порядке имеют замок в месте стыка двух секций, при монтаже обязательно применение уплотняющих материалов или герметика. Помимо общеобменной вентиляции и местных отсосов на вредных и опасных производствах, такой класс систем используется в системах дымоудаления.

Что означает класс герметичности воздуховодов и в чем разница между А, B, П и Н разновидностями?

Воздуховоды класса Н применяются для систем общеобменной и местной вентиляции в условиях, в которых не требуется удалять вредные продукты производства и к которым не предъявляются столь строгие требования к герметичности конструкций из оцинкованной стали и допускаются незначительные утечки. Сюда обычно входят все общеобменные системы удаления воздуха из жилых, общественных, офисных и большинства производственных помещений.

Как проверить герметичность воздуховодов

Определить степень герметизации воздуховодов без проверки невозможно. Такие проверки обязательно проводят при монтаже систем вентиляции:

  • Требующих высокой герметичности воздуховодов из оцинковки, особенно в пожаро- и взрывоопасных помещениях,
  • При скрытой прокладке вентиляционных коробов (скрытых за конструкциями, фальшстенами, иногда оборудованием, закрытых теплоизоляцией),
  • При сооружении уникальных объектов с массовым пребыванием людей, экспериментальных производств и объектов.

Самый простой способ проверки – визуальный осмотр системы, сверка соответствия конструкций чертежам, правильности монтажа и наличия уплотнений (или неплотностей, видимых визуально).

Что означает класс герметичности воздуховодов и в чем разница между А, B, П и Н разновидностями?

Более тщательная проверка проводится при помощи временно подсоединенного переносного вентилятора достаточной для проверки мощности. Закрывают все отверстия в коробах заглушками (и для притока, и для забора воздуха, и в местах неприсоединенных ответвлений). Проводят задымление воздуха и с помощью переносного вентилятора нагнетают задымленный воздух в вентсистему. Выявляют все места протечек визуально, инструментально измеряют расход воздуха и статическое давление в испытуемой системе.

Предварительно переносной вентилятор с присоединительным воздуховодом заглушают, включают вентилятор и также измеряют давление и расход воздуха через неплотности. Затем находят разницу расхода переносной вентсистемы и объединенных переносной и испытываемой вентсистем – и получают величину утечки.

Замеры производят несколько раз при различных давлениях в системе. Несколько значений давлений получают при частичном перекрытии всасывающего отверстия переносного вентилятора.

Полученные данные пересчитывают, и при недопустимых утечках дополнительно герметизируют стыки отдельных секций и других элементов системы. Испытание системы на герметичность проводят только квалифицированные специалисты с соответствующим оборудованием.

Как происходит процесс герметизации

Для выполнения герметизации отдельных квадратных и прямоугольных секций с фланцевыми (наиболее часто встречающимися) соединениями применяют прокладки или специальные составы. Фланцы скручивают болтами с гайками и зажимают прокладку.

Реже встречаются бандажные, муфтовые, ниппельные и раструбные соединения (обычно на круглых трубопроводах). Их обычно уплотняют специальными лентами и жидкими герметиками или невысыхающими мастиками.

Материалы для герметизации воздуховодов

Для герметизации фланцев применяют следующие виды уплотнителей:

  • Асбестовый шнур.
  • Хризолитовая нить.
  • Резина.
  • Картон из асбеста.
  • Акриловые мастики и герметики.
  • Огнеупорные мастики и герметики.
  • Термоуплотнительную ленту.
  • пластикат ПВХ.

Для всех прочих видов соединений применяют специальную ленту, мастику, герметики, иногда проклеивают стыки алюминиевым скотчем.

Для надежности всегда следует применять два вида герметиков – если один будет разрушаться – второй будет герметизировать стык.

Заключение

Мы прощаемся с нашим уважаемым читателем и надеемся, что наш краткий обзор по герметичности воздуховодов поможет ему разобраться в необходимости герметизации вентиляции, способах уплотнения и классификации воздухопроводов.

Читайте наши материалы, делитесь интересной информацией с друзьями в соцсетях, приводите их на наш сайт.

Что означает класс герметичности воздуховодов и в чем разница между А, B, П и Н разновидностями? Загрузка…

Испытания воздуховодов на плотность и герметичность

С последней статьи про испытания воздуховодов на плотность и герметичность прошло уже много лет, а обсуждение в комментариях продолжаются до сих пор. Поэтому я решил наглядно рассказать, что изменилось в испытаниях на плотность с точки зрения нормативной документации, а также на примере рассказать как эти испытания проводятся.

Приятно, что на многих сайтах лежит программа испытаний воздуховодов на плотность, разработанная лично мной и выложенная в нашу библиотеку еще в 2010 году. Немного изменили шрифт, добавили новые нормативные документы и выдают за свою программу, без ссылок на наш сайт. Мы не против. Чем больше людей пользуются, тем меньше вопросов будет в дальнейшем.

Начнём с того, что обновился СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», вернее вышла его актуализированная редакция в виде Свода Правил — СП 60.13330.2012. В нем произошли изменения в части расчета плотности и герметичности воздуховодов. В частности теперь существует 4 класса герметичности, по которым есть отдельные формулы расчета.

В пункте 7.11.8 данного свода правил прописано следующее:
«Транзитные участки воздуховодов (в том числе коллекторы, шахты и другие вентиляционные каналы) систем общеобменной вентиляции, воздушного отопления, систем местных отсосов, кондиционирования, аварийной вентиляции, любых систем с нормируемым пределом огнестойкости, дымоотводов и дымовых труб, следует предусматривать согласно ГОСТ Р ЕН 13779 плотными, класса герметичности В. В остальных случаях участки воздуховодов допускается принимать плотными класса герметичности А.

Утечки и подсос воздуха в приточных и вытяжных установках, элементах систем вентиляции не должны превышать значений утечек по классу герметичности А.

Воздуховоды могут предусматриваться более плотными по заданию на проектирование:

— класса герметичности С — если перепад между давлением воздуха в воздуховоде и давлением воздуха в помещении очень высок или утечка может привести к невыполнению требований по параметрам микроклимата и к качеству воздуха в помещении;

— класса герметичности D — по специальному заданию на проектирование.

Критерием выбора класса герметичности является допустимый процент утечки воздуха в системе в условиях эксплуатации (подсос воздуха в оборудовании и воздуховодах, работающих при пониженном давлении, или потери воздуха в оборудовании и воздуховодах, работающих при повышенном давлении).

Для предотвращения излишних потерь энергии и поддержания необходимого расхода воздуха допустимая утечка воздуха в системе не должна превышать 6%.»

Здесь важно отметить, что разные участки сети могут иметь разные классы герметичности, поэтому в этом случае испытание на плотность и герметичность необходимо проводить переносным вентилятором, поочередно отсекая заглушками каждый участок. Если же требуется испытать магистральный участок от вентилятора, можно смело использовать стационарный вентилятор. Как вытяжной, так и приточный.

В СП 60.13330.2012 также есть расчет общих потерь и воздуха.

Испытания воздуховодов на плотность

Но хватит теории, её сможете почитать сами, переходим к практике.

Сразу попрошу прощения за качество фото, снимать в темноте смартфоном не очень удобно, тем более когда ещё и измерения проводишь.

В данном примере была поставлена задача испытать на плотность и герметичность участок спирально-навивного воздуховода диаметром 250 мм и длиной 10,6 м. На самом деле весь участок воздуховода около 40 м, но тут длина не особо важна, т.к. изменятся не только общие потери и подсосы, рассчитанные по формуле, но и фактические потери, измеренные прибором на увеличенном участке. Они будут больше.

Испытания воздуховодов на плотность

Участок воздуховода на всасывающей стороне вытяжного вентилятора Ostberg CK315B.

Испытания воздуховодов на плотность

Для начала пришлось разобрать часть воздуховода для установки заглушки.

Испытания воздуховодов на плотность

Поставить саму заглушку.

Испытания воздуховодов на плотность

Собрать обратно весь воздуховод и тщательно проклеить соединения металлическим скотчем. Очень желательно проклеить места стыков герметиком.

Испытания воздуховодов на плотность

Всё. Воздуховод готов к испытаниям.

Испытания воздуховодов на плотность

Сверлим отверстия в начале участка и в конце для измерения статического давления.

Испытания воздуховодов на плотность

Испытания воздуховодов на плотность

Включаем вентилятор и через минут 10…15 проводим замеры статического давления в начале и в конце. У нас показания были одинаковыми и составили 579 Па. Если показания разные находим среднее и берём его за основу.

Испытания воздуховодов на плотность

Далее, по СП считаем общие потери и подсосы для класса герметичности В.

L=f*A, м³/ч.
f=0.032*P^0.65=0.032*579^0.65=1.999 м³/ч на 1 м² развёрнутой площади.
А=π*D*l=3.14*0.25*10.6=8.321 м².

L=1.999*8.321=16.63 м³/ч.

Мы получили расчетные потери и подсосы, выше которых, при классе герметичности В, выходить нельзя. Вернее можно, но не более 6%. 🙂

Остаётся только измерить фактические утечки и подсосы.

Испытания воздуховодов на плотность

Расход воздуха в 100 м³/ч явно больше 6% от расчетных 16.63 м³/ч. Сразу скажу, что измерения фактического расхода зондом скорости и трубкой Пито практически одинаковые, поэтому исключается сама методика замера (чем, как и почему).

Для ещё одного подтверждения фактического расхода возьмём характеристику самого вентилятора Ostberg CK315B.

Испытания воздуховодов на плотность

Поскольку на заглушенном участке динамическое давление мало можно принять равным статическое и полное давление. Поэтому из графика видно, что при давлении 579 Па, расход воздуха будет в районе 100 м³/ч.

Исходя из этого делаем вывод, что воздуховод не соответствует классу герметичности В. А если проверить на класс герметичности А?

Подставляя в формулы все данные для класса герметичности А, получаем расчетные потери и подсосы равные 50.43 м³/ч. Все равно фактический расход больше расчётного в 2 раза.

Получается, что данный участок воздуховода не попадает ни под один класс герметичности? И да и нет. Да, потому что мы только что с вами это проверили, а нет, потому что чуть ранее мы делали наладку на проектные расходы всей сети вентиляции и расходы воздуха на конечных воздухораспределителях укладывались в 8% (где-то в плюс, где-то в минус).

Постараюсь этот случай объяснить не техническими терминами. Когда сеть закрыта (дросселя, огнезадерживающие клапаны, заглушки) в дело вступают все щели на воздуховоде, т.к. создаётся избыточное давление. Когда вентиляционная сеть открыта воздуху легче уйти через диффузоры, решетки, в общем через конечные воздухораспределители, чем через щели в воздуховоде. Поэтому у нас наладка этой системы прошла успешно.

Однако выводы сделали. Особенно по спирально-навивным воздуховодам. Для класса герметичности В нужны плотные воздуховоды, качественный монтаж, уплотнения фланцев и прочие условия.

После проведения испытания на плотность и герметичность воздуховод был собран обратно в исходное положение, заглушка снята, стыки ещё раз проклеены, вентилятор выключен.

На этом и закончили.

Эта же самая методика применяется и для переносного вентилятора. Всё абсолютно также.

Надеюсь, что данная статья немного прояснит ситуацию с плотностью и герметичностью воздуховодов.

Андрей Л.

Классы воздуховодов из оцинкованной стали по герметичности

Воздуховод – важный элемент системы вентиляции, по которому осуществляется процесс транспортировки газовоздушных смесей. Воздушные трубы в промышленной вентиляции подразделяются на классы, в зависимости от категории помещений.

Классность воздуховодов и категории помещений

Существуют нормы СНиП 2.02.05-91, которые говорят о двух основных классах воздуховодов, различающихся степенью герметичности:

  • Класс П (плотные). Используются, когда статическое давление вентилятора более 1,4 кПа, а также в помещениях категории А и Б.
  • Класс Н (нормальные). Используются во всех иных случаях, неуказанных для класса П.

К помещениям категории А относят те, в которых повышенная опасность взрыва или пожара, за счет выделения в воздух опасных газов в процессе производства или хранения каких-либо товаров, веществ.

К категории А можно отнести:

  • Складские помещения с горюче-смазочными веществами;
  • Помещения, где идет работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
  • Станции, где используются или хранятся ацетиленовые, лакокрасочные и иные легковоспламеняющиеся жидкости;
  • Складские помещения с щелочными и кислотными аккумуляторами и т.д.

Категория А присваивается помещениям, где опасные вещества находятся в достаточном количестве для образования взрыва смесей газа. Для создания опасной ситуации достаточно температуры всего в 28 градусов, а при пожаре избыточное давление может превышать 5 кПа. Категория А присваивается помещениям с самым высоким уровнем опасности.

Существует еще одна категория зданий, где необходима установка воздуховодов П. Категория Б менее опасна, чем А, к ней относят:

  • Производственные предприятия, выполняющие работы и транспортировку древесной муки, угольной пыли, сенной муки, а также сахарной пудры.
  • Предприятия и складские помещения с лакокрасочными жидкостями, температура воспламенения которых более 28 градусов.
  • Складским помещениям с дизтопливом, мазутным хозяйством.
  • Производственные предприятия по изготовлению стеклопластика и пластмасс.

Завод «Бастион» занимается производством воздуховодов класса Н и П из оцинкованной стали. При изготовлении труб класса П используется огнепрочный герметик (особенно, если речь идет о монтаже системы дымоудаления). Все соединения – фланцевые, для придания системе максимальной герметичности.

Купить воздуховоды класса П можно из оцинкованной стали или холоднокатной черной. Все изделия завода соответствуют нормативным документам, прошли соответствующие испытания. Клиенты могут убедиться в высоком качестве воздуховодов класса П, на основании протоколов испытаний и сертификатов пожарной безопасности.

Телефоны отдела продаж вентиляционного завода «Бастион» 8 (812) 640-93-00, 8 (800) 333-05-07 (бесплатно по России).

Воздуховоды класса П – применение, конструктивные особенности

Воздуховоды класса П

 

Воздуховод служит магистралью для движения воздуха в системе вентиляции. Он применим как для перемещения обычного воздуха, так и для разнообразных газовоздушных смесей с различной температурой, дымовых газов и в воздушных системах отопления.

 

Области применения воздуховодов очень различны и обширны, поэтому к выбору типа и класса воздуховода необходимо подходить со всей ответственностью и вниманием.

 

Воздуховоды класса П и их конструктивные особенности

В этой статье мы остановимся и более подробно рассмотрим воздуховоды класса П и их конструктивные особенности.

Маркировка «П» расшифровывается как «Плотные». Это, как правило, оцинкованные стальные воздухоотводящие трубы, основными требованиями эксплуатации к которым является, как можно понять, высокоплотные соединения и герметичные замки. Связано это с очень высокой мощностью насосного оборудования системы. Именно такие вентиляторы устанавливаются в дымо- и газовыводящих, аспираторных и отопительных системах.

 

Особенности конструкции воздуховодов оцинкованных класса П – замки на воздуховодах и фасонных изделиях промазываются силиконом для повышения герметичности. Фланцы из шинорейки и уголка изготавливаются без использования герметика и фиксируются на заготовке пуклевкой. Герметик наносится на углы офланцованных изделий и по всему периметру уже после установки фланца на заготовку.

 

Важно. При монтаже воздуховодов из стали повышенной герметичности (класс П) необходимо применять уплотнитель по поверхности фланцев. Именно тогда вся система воздуховодов будет соответствовать требованиям герметичности (класс плотный) согласно СНиП 41-01-2003.

 

В свою очередь такие системы являются обязательными для помещений класса А, где подразумевается перемещение достаточно больших объёмов легко воспламеняющихся жидкостей и газов, а так же для помещений класса Б с содержанием легковоспламеняющихся предметов, в том числе стружки, пыли, волокна, жидкостей и прочих веществ, возгорание которых происходит уже при температуре начиная от 28 градусов. 

Производство воздуховодов класса П

При изготовлении воздуховодов класса П особое внимание уделяется буквально всему: материалам, покрытию, технологии изготовления, конструкции соединения элементов и узлов, и даже опорам и подвескам.

Итак, воздуховоды класса П предназначены для работы в особых условиях и с опасными веществами. Для необходимого уровня плотности нужно определиться с классом помещения и понимать перечень веществ, с которыми возможно будет происходить контакт. Конструктив, материалы и технологии очень разнообразны, что позволяет обеспечить любой уровень безопасности.

 

Прежде чем приступить к производству подобной системы воздуховодов, нужно определиться с уровнем необходимой плотности, то есть с уровнем допустимой утечки, так как это напрямую влияет на конечную цену изделия, ну и на сложность монтажа.

 

Себестоимость воздуховодов класса П, следовательно, и цена выше, чем нормальных (класс Н) из-за повышенного расхода герметика и ручных операций по герметизации швов и фланцев. Стоимость готовых изделий из стали класса П рекомендуем уточнить на производстве.  

Нормативная база по классам плотности

  • СНиП 41-01-2003 – в этом стандарте воздуховоды подразделяются на 2 класса (Н-нормальные и П-плотные) в зависимости от предельных утечек воздуха при рабочем давлении 400 Па.
  • СП 60.13330.2012 – в новом своде правил воздуховоды разделяются на 4 класса по плотности (А, В, С, D), предельные утечки воздуха взяты в соответствии с европейскими стандартами ЕВРОВЕНТ.
  • ГОСТ Р ЕН 13779-2007 — в параграфе А.8 описывается требования герметичности систем вентиляции и нормируются утечки воздуха в воздуховодах в зависимости от класса герметичности (A, B, C, D)
  • ЕН 12237 — описывается классификация и методы контроля герметичности в круглых воздуховодах

 

 

 

 

Герметизация воздуховодов: общие правила

Воздуховоды, используемые в системах вентиляции, кондиционирования, дымоудаления, аспирации и пневмотранспорте, нуждаются в качественном монтаже и герметизации. Утечка воздуха, возникающая в результате неправильно или плохо собранных и уплотненных соединений, сводит на нет саму суть работы воздуховодов, они становятся бесполезными и небезопасными.


Правила монтажа и герметизации этих систем были приняты еще в Советском Союзе и подробно расписаны в Инструкции по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85. С тех пор изменилось многое, в том числе появились новые современные герметизирующие материалы. Однако принципы остались прежними. Разберем их, повторим, узнаем, какие герметики допустимы до уплотнения соединений воздуховодов сегодня.

Общие правила герметизации

Метод герметизации, выбор герметика, регламент проведения испытательных работ — все это прописывают в проектной документации до начала монтажа воздуховода. Согласно проекту, герметизация проводится в процессе или сразу после монтажа, в зависимости от вида соединений.

Существует критерий герметичности воздуховода — это коэффициент утечки воздуха. Он показывает, сколько литров воздуха теряется за секунду на одном погонном метре трубопровода при определенном давлении. По коэффициенту утечки воздуховоды делятся на нормальные и плотные. Для нормальных допустима цифра 1,61 л/сек/м; для плотных 0,53 л/сек/м.

Следует отметить, что параметры допустимой утечки в российской практике достаточно лояльны. Европейские стандарты жестче и делят воздуховод уже на три класса: А,В,С. А — 1,35 л/сек/м; В – 0,45 л/сек/м; С – 0,15 л/сек/м. При этом строго регламентируется сфера применения воздуховода определенного класса. В России все чаще производится монтаж и герметизация воздуховода в соответствии с европейскими требованиями, что гарантирует безопасность системы на ответственном производстве и на сложных, потенциально опасных участках.

При выборе способа герметизации и герметика для воздуховода учитывают следующие параметры:

  • Сфера применения воздуховода (жилое помещение, производство, пневмотранспорт, шахта и т.д.)
  • Место установки (открытая местность, подземное расположение, помещение)
  • Характеристики трубопровода (материал труб, диаметр, сечение)
  • Характеристики транспортируемой среды (давление, температура воздуха, наличие агрессивных примесей)
  • Допуск герметика по нормативной документации
  • Тип соединения
  • Ремонтопригодность участка
  • Бюджет и скорость герметизации системы

Для обеспечения воздухонепроницаемости системы воздуховодов необходимо провести контроль качества работ и материалов.

Этот важнейший этап сборки трубопровода включает:

  • Проверку на прочность и отсутствие дефектов соединительных частей (фланцев, муфт, бандажей, ниппелей, шин)
  • Проверку на безопасность, соответствие транспортируемой среде, материалу труб, герметиков (прокладок, мастик, силиконовых, анаэробных, акриловых герметиков, уплотнительных лент и шнуров)
  • Контроль качества крепежных элементов
  • Правильность нанесения герметизирующего материала
  • Правильность сборки соединения

Согласно Инструкции по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85, процесс герметизации воздуховода состоит из следующих операций:

  • Очистка поверхности перед нанесением герметика
  • Приготовление герметика
  • Нанесение герметизирующего состава
  • Герметизация соединения, куда входит сборка соединения, юстировка, удаление излишков, очистка соединения, проверка герметичности, испытательные работы

Большую роль в надежности отдельно взятого соединения и системы в целом играет человеческий фактор. Именно поэтому персонал, осуществляющий сборку и герметизацию воздуховода, должен быть профессионально обучен и соблюдать технику безопасности работ с герметизирующими материалами. Кроме того, помещение, где проводятся работы, должно соответствовать санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.

После окончания герметизации, согласно СНиП 3.05.01-85, воздуховод проверяется на возможные утечки воздуха. Для этого проводятся испытательные работы аэродинамическим методом.

Испытания проводятся при избыточном давлении в системе с помощью измерительной и контрольной аппаратуры: барометров, манометров, анемометров, дифманометров, тягомеров и др. Утечки могут произойти и в процессе эксплуатации системы, когда она уже запущена и успешно работает какое-то время. Если информация о предполагаемых утечках поступила, участок трубопровода тестируют с помощью переносного вентилятора и контрольно-измерительной аппаратуры. Мобильная техника позволяет быстро определить, в каком соединении есть утечка (и есть ли вообще) без отключения системы.

Воспользуйтесь нашими уплотнительными материалами собственного производства, при герметизации воздуховодов.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о