Конспект урока биологии на тему «Свойство воздуха при нагревании и охлаждении»
Конспект урока по биологии в 6Б классе
Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.
Цели:
— дать представление о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении, повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
— развивать связную речь, обогащать словарь новыми понятиями, формировать умения делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
— повышать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Календарь погоды.
Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
— Что такое воздух?
— Какими свойствами обладает воздух?
— Что такое упругость?
— Расскажите, как доказать, что воздух сжимаем и упруг?
— Где человек использует свойство упругости воздуха?
— Что такое теплопроводность?
— Как доказать что воздух плохо проводит тепло?
— Расскажите, как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла?
— Почему звери и птицы зимой не замерзают?
— Почему растения, укрытые пушистым снегом не замерзают?
2. Карточка
1. Задание
Теплопроводность – это______________________________________________
____________________________________________________________________
2. Какие вещи необходимо одевать для сохранения тепла. Отметь знаком «+».
Индивидуальное задание для Бабенко Е. и Короткова С.
III. Актуализация знаний учащихся по теме урока
Вы уже знаете, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении? А происходят ли такие явления у воздуха? (ответы детей)
IV. Сообщение темы и целей урока:
— Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении (отметить, что только при охлаждении).
Тема: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
V. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
1. Что происходит с воздухом при нагревании
Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.
Словарная работа:
РАСШИРЕНИЕ
НАГРЕВАНИЕ
Опыт 1 «Нагревание воздуха в колбе»
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Вывод: воздух при нагревании расширяется.
Свойство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары.
VI. ФИЗМИНУТКА . ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
— А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.
— Словарная работа:
ОХЛАЖДЕНИЕ
СЖАТИЕ
Опыт 2. «Охлаждение воздуха в колбе»
П
Вывод: воздух при охлаждении сжимается.
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Мы знакомимся со свойствами воздуха при нагревании и охлаждении.
Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.
Объяснение проведения опыта
Свойства воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься легко проверить с помощью обычной бутылки и шарика. Очень наглядный опыт! Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – покажет вам, как будет «вести себя воздух».
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
Первичное закрепление и корригирование знаний.
Работа с учебником.
Чтение по цепочке стр. 68 — 69.
Индивидуальное задание для Бабенко Е. работа по карточке «Воздух»
VII. Закрепление изученного материала
1. Фронтальный опрос
Что происходит с воздухом при нагревании?
Что происходит с воздухом при охлаждении?
Расскажите как доказать, что воздух при нагревании расширяется?
Расскажите как доказать, что воздух при охлаждении сжимается?
VIII. Подведение итогов урока. Оценка.
— Какую тему изучали на уроке?
— Что вам запомнилось?
Оценить работоспособность учащихся.
IX. Домашнее задание.
1 гр. стр. 68 — 69, читать, пересказывать.
Индивидуальное задание для слабых учащихся стр. 68 – 69 отвечать на вопросы.
Дополнительное задание.
Проведение опытов «Доказательство свойства воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении» по желанию на дополнительную оценку
Что происходит с воздухом при нагревании?
Было бы здорово, если бы, налив всего половник супа и разогрев его, можно было бы получить 2 половника, ведь, как известно, тела при нагреве увеличиваются в объеме. 🙂 Это, конечно, шутка, но, что касается воздуха, то с ним происходит именно так, о чем и будет мой ответ.
Что происходит с воздухом при повышении его температуры
При нагревании воздуха происходит его расширение, а при охлаждении он сжимается. Все дело в молекулах, которые, по мере нагрева, двигаются интенсивнее, а значит, отдаляются друг от друга. Поскольку увеличивается расстояние, возрастает объем, а в противном случае происходит обратное. В твердых телах «сцепление» молекул самое крепкое, вот и объем они меняют не так заметно. В жидкостях эти связи чуть слабее, ну, а в газах — так и вовсе ничтожны, поэтому воздух, как и другие газообразные вещества, меняет объем гораздо легче и более заметно.
Наглядный опыт
Главное условие — температура, причем, чем больше скорость ее возрастания, а также разница с температурой внешней среды, тем быстрее буден виден эффект. Итак, для опыта потребуются обычная пластиковая бутылка и надувной шарик, который будет выступать в роли индикатора. Следует:
- одеть шарик на горлышко бутылки и поместить последнюю в горячую воду;
- индикатор — шарик, начнет надуваться;
- переместив конструкцию в холодную воду, можно наблюдать уменьшение объема воздуха в бутылке — шарик начнет сдуваться.
На первый взгляд, никакой это не опыт, ведь здесь ничего не крутится и не вертится, не взрывается и не летает. Но важен результат: было получено наглядное подтверждение тому, что воздух увеличился в объеме при нагреве. Многие считают, что, поскольку наполненные горячим воздухом шары взмывают вверх, воздух теряет массу — становится легче. Это не так, воздух просто становится разреженным, увеличивая объем.
Допустим, есть 5 л воздуха, вес которого примерно 5 г. При нагреве объем возрос до 10 л, а значит, тот же воздух как бы стал легче в 2 раза, ведь теперь уже 10 л весят все те же 5 г. Никуда воздух не делся, а просто стал более разреженным.
Расширение и сжатия воздуха при нагревании и охлаждении в жидком азоте
Очень наглядный опыт! Многие догадываются, что при нагревании вещества увеличиваются в объеме, а при охлаждении – уменьшаются. И не важно, твердое это тело, жидкость или газ. Всё изменяет размер. Вот только в обычной жизни в подобное слабо верится. Наливаешь себе два половника супа, разогреваешь. Как было два, так два и осталось. Да и кастрюля в холодильнике меньше места не станет занимать, когда охладится.
На самом деле объем меняется. Только незначительно, незаметно для человеческого глаза. При нагревании молекулы в веществе становятся более подвижными и начинают отдаляться друг от друга. Расстояние больше – объем больше. При охлаждении, соответственно, наоборот. В твердом веществе самые сильные связи между молекулами, в жидком – послабее, а в газообразном – самые слабые. Вот, и выходит, что газ изменяет объем легче, чем вещества в других агрегатных состояниях.
или
Теперь об условиях. Чем выше температура, тем выше скорость молекул и тем значительнее увеличивается объем. Чем больше скорость охлаждения или нагревания (разница температуры вещества и окружающей среды), тем быстрее будет виден результат.
Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – индикатором.
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в кипящую воду, т.е. в среду с температурой около100оС. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается. Дальше возьмем менее распространенную в быту среду – жидкий азот. Можно, конечно, и обычный лед, но тогда будет не так эффектно! Азот кипит при температуре -196оС. Разница почти 300 градусов. Объем воздуха сокращается в разы. Не то что шарик сдувается – бутылка сжимается! Очень наглядно.
Для закрепления, и дабы вернуть бутылке прежнюю форму, повторим процедуру с нагреванием.
Ну, а конфетти – это так… приятный бонус.
Состав и свойства воздуха — урок. Окружающий мир, 3 класс.
Воздух — это смесь газов.
Больше всего в воздухе азота. Много в нём кислорода. Есть углекислый газ и водяные пары. В небольших количествах в воздухе содержатся и некоторые другие газы. В воздух попадают также пыль и вредные вещества, которые выбрасывают фабрики и заводы.
Свойства воздуха
Воздух газообразный. Он всегда заполняет весь объём и содержится везде, где есть пустое пространство.
Воздух упругий. Если сжать воздушный шар, а затем отпустить, то он быстро восстановит свою форму. Воздух сопротивляется сжатию.
Воздух прозрачный. Поэтому мы видим через него все окружающие предметы.
Воздух бесцветный.
Воздух не имеет запаха. Но в нём легко распространяются запахи разных веществ.
Воздух плохо пропускает тепло. Поэтому многие растения зимуют под снегом и не замерзают. Между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб надёжно защищает стебли и корни растений от мороза.
Используют это свойство воздуха и животные. Зимой у зверей мех становится густым и пышным. Между густыми волосками задерживается много воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. А птицы в морозную погоду распушают своё оперенье и так сохраняют тепло.
При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Поэтому тёплый воздух легче холодного. Нагретый воздух всегда поднимается вверх. Так, воздушные шары поднимаются в небо, когда в них специальной горелкой нагревают воздух.
Воздух нужен для горения. Если накрыть горящую свечу банкой, она быстро погаснет.
Свойства воздуха, изменение и использование его основных свойств
Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
- Прозрачен.
- Не имеет цвета и запаха.
- Не имеет формы, занимает всё пространство.
- Упругость.
- Проводит звук и солнечные лучи.
- Сохраняет тепло.
- При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
- Подвижен.
Физические свойства
- Температурные. Регулирует теплообмен.
- Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
- Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
- Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
- Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
- Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
- Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
- Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
- Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
- Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
- Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
- Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
- Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
«Свойства воздуха при нагревании и охлаждении» (6 класс)
6 класс
Урок_____
Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.
Цель: дать представление о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.
Задачи:
коррекционно – образовательные: повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
коррекционно – развивающие: развитие связной речи, обогащение словаря новыми понятиями, формирование умений делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира.
Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Календарь погоды.
Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
а). Фронтальный опрос:
— Что такое воздух?
— Какими свойствами обладает воздух?
— Что такое упругость?
— Расскажите, как доказать, что воздух сжимаем и упруг?
— Где человек использует свойство упругости воздуха?
— Что такое теплопроводность?
— Как доказать что воздух плохо проводит тепло?
— Расскажите, как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла?
— Почему звери и птицы зимой не замерзают?
— Почему растения, укрытые пушистым снегом не замерзают?
б) Карточка
1. Задание
Теплопроводность – это______________________________________________
____________________________________________________________________
2. Какие вещи необходимо одевать для сохранения тепла. Отметь знаком «+».
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока?
Вы уже знаете, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении? А происходят ли такие явления у воздуха? (ответы детей)
4. Сообщение темы и целей урока:
— Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении (отметить, что только при охлаждении).
Тема: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
5. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
а) Что происходит с воздухом при нагревании
Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.
Словарная работа:
РАСШИРЕНИЕ
НАГРЕВАНИЕ
Опыт 1 «Нагревание воздуха в колбе»
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Вывод: воздух при нагревании расширяется.
Свойство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары.
ФИЗМИНУТКА
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
— А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.
— Словарная работа:
ОХЛАЖДЕНИЕ
СЖАТИЕ
Опыт 2. «Охлаждение воздуха в колбе»
Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой. Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней. Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.
Вывод: воздух при охлаждении сжимается.
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Мы знакомимся со свойствами воздуха при нагревании и охлаждении.
Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.
Объяснение проведения опыта
Свойства воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься легко проверить с помощью обычной бутылки и шарика. Очень наглядный опыт! Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – покажет вам, как будет «вести себя воздух».
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
Первичное закрепление и коррегирование знаний.
Работа с учебником.
Чтение по цепочке стр. 68 — 69.
6. Закрепление изученного материала
1. Фронтальный опрос
Что происходит с воздухом при нагревании?
Что происходит с воздухом при охлаждении?
Расскажите как доказать, что воздух при нагревании расширяется?
Расскажите как доказать, что воздух при охлаждении сжимается?
7. Подведение итогов урока. Оценка.
— Какую тему изучали на уроке?
— Что вам запомнилось?
Оценить работоспособность учащихся.
8. Домашнее задание.
1 гр. стр. 68 — 69, читать, пересказывать.
Д/п. стр. 68 — 69, читать, отвечать на вопросы.
Дополнительное задание.
Проведение опытов «Доказательство свойства воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении»
Нагревание и охлаждение воздуха
Что происходит с воздухом при его нагревании?
Огромные массы холодного и горячего воздуха перемещаются в атмосфере. Метеорологи изучают их, чтобы прогнозировать температуру воздуха, дожди и ураганы. Эти атмосферные явления, так же как и ветер, который постоянно дует по всей поверхности Земли, зависят от нагревания воздуха Солнцем.
Что происходит с воздухом при его нагревании? Давайте попробуем проследить этот процесс, попеременно нагревая и охлаждая воздух.
Нам понадобится:
- воздушный шарик
- пустая бутылка
- ёмкость
Название изображения
Ход опыта:
- Надеваем на горлышко бутылки воздушный шарик.
- Ставим бутылку в чашу и набираем горячую воду (осторожно с горячей водой!)
- Теперь подставляем бутылку под струю холодной воды.
- Можем повторить шаг 2 и шаг 3.
Название видео
Итог и объяснение: Шарик надувается под горячей водой, потому что молекулы, из которых состоит воздух при нагревании удаляются одна от другой. Воздух в бутылке расширяется, ему требуется дополнительное пространство, он проникает в шарик и надувает его. Под холодной водой идёт обратный процесс: воздух, охлаждаясь, сжимается, потому что его молекулы вновь сближаются, и занимает первоначальное место в бутылке.
Мы поняли, что воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места, чем в холодном состоянии. Именно поэтому на баллончиках-распылителях можно прочесть: «Не допускать воздействия солнечных лучей и нагрева выше 50 градусов». Теперь нам ясно значение этого предупреждения. Сжатый газ в баллончике при нагревании расширяется, и баллончик может взорваться!