Что такое мелкая моторика и почему она так важна для развития речи
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития речи ребенка.
Учеными доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем более ловкие и умелые движения пальцев способен совершать ребенок, тем быстрее и лучше развивается его речь.
Связь мелкой моторики и речевых центров мозга
Такая взаимосвязь объясняется близостью расположения моторных и речевых зон в коре головного мозга. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки можно рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и развитие речи идет нормально. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Почему важно развивать мелкую моторику с раннего возраста
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Как недостаточное развитие моторики сказывается на речи ребенка
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика, то это напрямую сказывается на его речевом развитии. Такие дети часто имеют следующие проблемы:
- Задержка в развитии активной речи
- Трудности в произношении многих звуков
- Бедный словарный запас
- Неумение выразить свою мысль с помощью распространенных предложений
- Проблемы с построением логичного высказывания
Упражнения для развития мелкой моторики дошкольников
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Вот некоторые из них:
- Пальчиковые игры с речевым сопровождением
- Игры с мелкими предметами (мозаика, конструкторы, бусины)
- Лепка из пластилина и теста
- Аппликации и оригами
- Рисование и раскрашивание
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний
- Завязывание и развязывание лент, шнурков
- Перебирание круп
Все эти упражнения не только развивают мелкую моторику, но и доставляют огромное удовольствие детям, развивают их творческие способности.
Комплексный подход к развитию речи ребенка
Важно понимать, что развитие мелкой моторики — это не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если с ребенком не разговаривать, то никакие упражнения для пальцев не помогут ему заговорить.
Необходимо развивать речь ребенка в комплексе:
- Больше разговаривать с малышом
- Читать ему книги
- Рассказывать обо всем, что его окружает
- Показывать различные предметы, называя их
- Давать поручения и просить о чем-либо
- Развивать мелкую моторику
Только комплексная работа по развитию речи и мелкой моторики даст наилучший результат для общего развития ребенка.
Мелкая моторика и подготовка к школе
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка:
- речь
- внимание
- мышление
- координация в пространстве
- воображение
- наблюдательность
Поэтому очень важно развивать мелкую моторику ребенка дома и в детском саду, ведь тем самым мы помогаем ему многогранно развиваться и готовимся к новому важному этапу жизни — школе.
Заключение
Таким образом, развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи и мышления ребенка. Этот процесс должен начинаться с самого раннего детства и продолжаться в дошкольном возрасте. Разнообразные игры и упражнения, пальчиковые разминки, ежедневные занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки и т. д.
Такая всесторонняя тренировка ручной умелости помогает детям развить координацию и точность движений рук, подготовить руку к письму, а самое главное — является мощным стимулом для развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.