Реверсивные устройства — Мегаобучалка
4.6.1. Работа реверсивных устройств, основные принципы
Для обеспечения хорошего тормозного эффекта, в том числе и на загрязненной ВПП (с водой или слякотью), а также, для уменьшения износа тормозов, транспортные ВС оборудуют реверсивными устройствами. Реверсивное устройство позволяет создавать осевую силу, направленную в сторону, противоположную движению. Для этого реверс перенаправляет поток выхлопных газов двигателя на угол примерно 120 градусов. На рисунке 51. показано направление потока воздуха во время работы реверсивного устройства.
Рис. 51. Направление вторичного воздушного потока для создания
силы обратной тяги [2]
На турбовентиляторных двигателях с высокой степенью двухконтурности реверс перенаправляет только поток воздуха второго контура, т.к. именно в этом контуре создается большая часть тяги. Благодаря этому осевая сила, создаваемая реверсом, является достаточной для торможения ВС. Изменение направления только потока воздуха второго контура не требует установки механических дефлекторов в горячей части газовоздушного тракта. В результате, реверсивное устройство имеет более простую кинематическую схему с меньшей массой и меньшей стоимостью.
Поскольку эффект торможения при помощи реверсирования тяги не зависит от сцепления покрышек колес с полосой, реверсивное устройство обеспечивает эффективное торможение ВС на загрязненных ВПП с пониженными коэффициентами сцепления.
Использование реверсивного устройства на ВПП с нормальным состоянием покрытия позволяет, при том же эффекте торможения, меньше использовать колесные тормоза. Что, в свою очередь, обеспечивает пониженный износ и, соответственно, увеличивает ресурс тормозных дисков.
Недостатком применения на ВС реверсивных устройств является увеличение веса гондолы двигателя. Для уменьшения этого эффекта конструкторы широко применяют композитные материалы при разработке реверсивных устройств и гондол двигателей.
Как правило, все двигатели на самолете оборудуются реверсивными устройствами. Но есть и исключения. Например, на самолете А-380 в целях снижения общего веса реверсивные устройства установлены только на двух внутренних двигателях.
Реверсивные устройства разрабатываются только для использования на земле. Они оборудуются специальными приспособлениями, предотвращающими срабатывание в полете. Во время посадки реверсивное устройство срабатывает кратковременно после касания самолета по команде пилота. Более высокий эффект торможения достигается при более высоких скоростях пробега, потому что эффективность реактивной тяги реверсивного устройства имеет наивысшее значение при наиболее высоких скоростях самолета. С уменьшением скорости ВС эффект снижается [9].
В штатной ситуации реверс тяги используется на скоростях не ниже 80 узлов (41 м/с). Пилот устанавливает режим реверса тяги настолько, насколько ему это необходимо. Эта процедура обеспечивает использование реверса тяги с наивысшей степенью эффективности и предотвращает засасывание грязи в двигатель на низких скоростях при пробеге. Это является наиболее эффективным путем использования реверсивного устройства с точки зрения уменьшения расхода топлива и снижения износа тормозов.
4.6.2. Типы реверсивных устройств
Реверсивные устройства различаются по типу своих подсистем. Такими подсистемами являются [1]:
— система отклонения воздушного потока;
— система привода;
— система управления.
Система отклонения воздушного потока включает в себя узлы конструкции, необходимые для отклонения воздушного потока в режиме реверса тяги. Для перехода из режима прямой тяги в режим реверса тяги некоторые компоненты системы отклонения воздушного потока делаются подвижными. Для осуществления их перемещения установлена система привода. Она управляется пилотами с помощью РУД и системой управления реверса. Система разработана для перекладки компонентов реверса в одно из двух положений. Ими являются положение прямой тяги (убранное) и положение реверса тяги (выпущенное).
4.6.2.1. Система отклонения воздушного потока
Существуют различные типы отклоняющих устройств. Основными являются следующие два:
· Реверсивное устройство каскадного (решетчатого) типа;
· Реверсивное устройство с поворотными створками.
Реверсивное устройство каскадного типа включает в себя передвижные наружные панели, которые, перемещаясь назад, открывают решетки, установленные на неподвижном корпусе вокруг вторичного воздушного потока. На рисунке 52. показан этот принцип отклонения воздушного потока.
Рис. 52. Реверс каскадного типа V2500-A5 на самолете А320 в положении обратной тяги. Подвижные корпуса перемещены назад, а блокировочные створки перекрывают доступ в сопло вторичному воздушному потоку [2]
На подвижных панелях установлены створки блокирующего устройства. При перемещении панелей назад эти створки разворачиваются против воздушного потока. В этом положении створки блокируют проход воздушного потока в направлении сопла. Таким образом, воздушный поток второго контура двигателя выходит через решетки, которые отклоняют и ускоряют его в обратном направлении. При таком типе реверсивного устройства создаются более низкие нагрузки на привод и возможно более точное управление воздушным потоком в режиме обратной тяги.
Реверсивное устройство с поворотными створками имеет четыре поворотных створки, установленные в проемах неподвижного корпуса. В открытом положении поворотные створки блокируют своей задней частью проход воздушного потока в направлении сопла. А в целом створка работает как отклоняющая заслонка для воздушного потока. Такой тип реверсивного устройства имеет меньшее количество подвижных частей и упрощенную кинематику в сравнении с реверсом решетчатого типа. Кроме того, при более низком весе достигается необходимая жесткость конструкции. Он создает большее тормозное усилие в режиме обратной тяги, и поэтому нагрузка на привод здесь получается выше в сравнении с реверсивным устройством решетчатого типа сопоставимого размера. На рисунке 53. показан такой тип реверса двигателя CFM56-5A/5B.
Рис. 53. Реверсивное устройство двигателя CFM56-5A/5B на самолете А320 с четырьмя поворотными створками в положении обратной тяги [2]
Подобное реверсивное устройство впервые было использовано на самолете Airbus A-320. Также оно используется на самолетах А340-200/-300 с двигателями CFM56-5С и самолете А330 с двигателями Trent 700. Реверсивное устройство решетчатого типа используется во многих конструкциях воздушных судов и поэтому его конструкция до сих пор является самой распространенной.
4.6.2.2. Система привода реверса
Для приведения в действие реверсивного устройства больших турбовентиляторных двигателей используются два типа систем:
· Гидравлическая;
· Пневматическая.
Гидравлическая система состоит из нескольких приводов, узла регулирующего клапана и стопорных устройств. Привода, перемещающие подвижные панели или отклоняющиеся створки, установлены в системе реверса. Гидравлические затворы узла регулирующего клапана контролируются системой управления реверсивным устройством. На рисунке 54. показаны компоненты системы привода реверсивного устройства двигателя V2500.
Рис. 54. Гидравлическая система активации реверса V2500-A5 [2]
Узел регулирующего клапана этой системы установлен с внутренней стороны пилона двигателя перед конструкцией реверса. Регулирующий клапан управляется системой FADEC. В убранном положении во время работы двигателя в режиме прямой тяги давление в систему активации реверса не подается. Подвижные части удерживаются в этом положении с помощью механических замков. Эти замки являются компонентами системы активации. Они могут быть либо отдельно установленными элементами, либо встроенными в гидроприводы. Также могут применяться оба типа замков в одной системе.
Пневматическая система активации состоит из одного или двух шариковинтовых приводов, приводимыми в действие при помощи гибких валов пневматическими моторами. Воздух в пневматические моторы подается из КВД. Шариковинтовые приводы передвигают подвижные корпуса. Такая система активации используется только для реверсов каскадного типа. Для управления системой активации установлена система контроля. Для непосредственного управления системой перемещения реверса используется система контроля с воздушными клапанами. На рисунке 55. показаны компоненты пневматической системы двигателя CF6-80C2.
Рис. 55. Компоненты пневматической системы активации реверсивного устройства двигателя CF6-80C2, применяемой на самолетах А300-600 [2]
Функцию блокировки в убранном положении осуществляет тормоз, установленный в пневматическом моторе. В большинстве конструкций пневматический мотор заключен в один корпус вместе с тормозом, зубчатым перебором и клапаном регулировки направления. Таким образом, эти компоненты формируют пневматический привод системы реверса.
4.6.2.3. Системы управления реверсом тяги
Применяемые системы управления реверсом основываются либо на контурах управления, установленных на планере, либо на логике системы управления реверсом в компьютере FADEC. Система управления реверсом контролирует включение в работу гидравлических или пневматических управляющих клапанов и обеспечивает необходимую индикацию в кабине пилотов.
4.6.3. Конструкция реверса
4.6.3.1. Неподвижные элементы
Капот ТРДД покрывает газогенератор и также формирует газовый тракт вторичного контура, начиная от корпуса вентилятора (промежуточный корпус) до сопла с помощью своей внутренней обечайки. Капот состоит из двух половин, прикрепленных к пилону двигателя. Капоты легко открываются для проведения работ по техническому обслуживанию газогенератора. Из-за своего поперечного сечения (вид сзади) половинки капотов получили название С-каналов (C-ducts). Система отклонения воздушного потока реверса встроена в наружную обечайку обтекателя (капота). Т.о. данный обтекатель обычно называется капотом реверса. Капот реверса состоит из неподвижной и подвижной частей.
Неподвижная часть образована внутренней обечайкой переднего корпуса, продольной балкой и, в зависимости от конструкции, элементами внешней обечайки. Внутренняя обечайка играет роль обтекателя газогенератора. Передний корпус связывает вместе всю конструкцию с продольными балками и передает рабочие нагрузки на корпус вентилятора двигателя. Он соединен с корпусом вентилятора при помощи самоконтрящихся фитингов. На рис. 56. показана неподвижная конструкция реверса двигателя V2500 со снятыми подвижными панелями.
Рис. 56. Неподвижная часть реверса с профилированными решетками [2]
4.6.3.2. Подвижная часть и компоненты системы активации
Подвижная часть реверса каскадного типа состоит из подвижных панелей с блокирующими створками. В положении прямой тяги подвижные панели покрывают каскады профилированных решеток, а блокирующие створки выпущены на внутреннюю поверхность переносного рукава. В положении обратной тяги каскады раскрыты, и блокирующие створки повернуты в воздушный тракт для блокировки потока воздуха вентилятора. Т.о. воздушный поток вторичного контура двигателя выходит через решетки в направлении, заданном ими. На рис. 57. показаны данные компоненты в положении обратной тяги.
Рис. 57. Поперечное сечение реверса каскадного типа (с профилированными решетками) в положении обратной тяги. Блокирующие створки поворачиваются в воздушном тракте вторичного потока. Виден один из приводов. Своим передним концом он прикреплен к переднему корпусу реверса [2]
У реверса створчатого типа подвижной частью являются четыре поворотные створки. На рис. 58. показано поперечное сечение реверса створчатого типа с поворотной створкой в положении обратной тяги.
Рис. 58. Реверсивное устройство створчатого типа, использованное на двигателе самолета А320. Каждая поворотная створка имеет собственный привод [2]
В положении прямой тяги створки закрывают отверстия в неподвижном корпусе реверса. В положении обратной тяги они отклоняют вторичный воздушный поток двигателя в направлении, заданном углом установки створок и ограничительной планкой в передней части створки.
Приводы обычно смонтированы на переднем силовом шпангоуте реверса. Если предусмотрены отдельные замки, они так же установлены на переднем шпангоуте. Обычно гидравлические магистрали и гибкие валы, соединяющие приводы, также установлены на переднем силовом шпангоуте корпуса реверса.
Для определения положения блокирующих створок или подвижных панелей установлены переключатели. На реверсах каскадного типа для определения положения подвижных панелей компьютером FADEC используются преобразователи линейного перемещения LVDT (Linear Variable Differential Transducer).
4.6.4. Система управления реверсивными устройствами на
самолете А320
Реверсивные устройства самолетов семейства А320 управляются с помощью блока ЕЕС соответствующего двигателя. Подобные конструктивные принципы разработки используются на всех самолетах Airbus с двигателями, управляемыми FADEC.
Реверс на двигателе CFM56 самолетов семейства А320 представляет собой реверсивное устройство с отклоняющимися створками. Здесь установлены четыре привода створок и четыре механических замка, открывающихся давлением гидросистемы. Блок ЕЕС напрямую управляет гидравлическими клапанами. Также он соединен с переключателями уборки и выпуска четырех отклоняющихся створок. Запорный клапан, стоящий выше по потоку от модуля гидравлических кранов, перекрывает подачу давления гидросистемы в систему реверса. Он открывается только в случае обнаружения соответствующим бортовым компьютером, что РУД одного двигателя установлен в положение выпуска реверса, а РУД другого двигателя в положении МГ. Для выпуска должны быть удовлетворены следующие условия:
· РУД в положении выпуска реверса;
· РУД другого двигателя находится на площадке МГ;
· Двигатель запущен;
· Гидросистема создает необходимое давление;
· Присутствие сигнала от бортовых систем о том, что самолет на земле.
На рисунке 59. показана упрощенная схема системы управления реверсом.
Рис. 59. Система управления реверса семейства самолетов А320 (упрощенная) [2]
Реверсивное устройство срабатывает только на запущенном двигателе, в случае если самолет на земле. При переводе РУД в положение реверса, блок ЕЕС переключает гидравлические клапаны в позицию на включение реверса. Сначала, с помощью давления гидросистемы, снимаются с блокировки замки створок, затем срабатывают приводы. По достижении отклоняющими створками крайнего выпущенного положения, блок ЕЕС перекрывает запорный клапан внутри модуля гидравлических клапанов для стравливания давления в системе. Во время выдвижения отклоняющих створок блок ЕЕС удерживает двигатели в режиме МГ. После регистрации блоком ЕЕС полного выпуска всех створок, он разгоняет двигатель до выбранного режима реверса. При переводе в режим реверса, РУД может быть сразу установлен в необходимое положение, поскольку здесь нет внутренних блокировок. Блокировка для задержки разгона двигателя осуществляется программно с помощью блока ЕЕС. Поэтому во внутренних блокировках РУД нет необходимости. Это упрощает кинематическую схему РУД.
После перевода РУД в диапазон углов прямой тяги блок ЕЕС полностью убирает отклоняющиеся створки и отключает гидравлическое давление. Если все сворки корректно встали на замки, то они остаются в убранном положении. Не вставшая на замок створка будет приподнята на несколько градусов с помощью упругого уплотнения и давления воздуха. Благодаря этому блок ЕЕС получит сигнал о снятии створки с замка и снова создаст давление в системе для её уборки. Во время обнаружения блоком ЕЕС створки реверса, не вставшей на замок убранного положения, он посылает соответствующий сигнал в кабину пилотов.
Во время перекладки реверсивного устройства блок ЕЕС посылает данные о текущем его положении в систему индикации кабины пилотов. При обнаружении блоком ЕЕС отказа в системе реверса, он посылает соответствующее сообщение в систему аварийного оповещения.
Сложнейшим отказом системы является выход из строя основного и вторичного замков убранного положения отклоняющей створки при работе двигателя в режиме прямой тяги. В этом случае створка выпускается под действием давления воздушного потока. Блок ЕЕС снижает режим работы двигателя до МГ для уменьшения тормозящего эффекта выпущенной створки.
megaobuchalka.ru
Реверс самолета. Реверс двигателя самолета. Видео.
Реверс – механизм для направления части реактивной или воздушной струи по направлению движения воздушного судна и создания обратной тяги. Помимо этого, реверсом называют используемый режим работы двигателя самолета, который задействует реверсивное устройство.
Устройство применяется в основном после посадки, на пробеге или для аварийного торможения. Кроме того, реверс используют для движения задним ходом без помощи буксирующего средства. Некоторые самолеты включают реверс прямо в воздухе. Чаще всего устройство эксплуатируется в транспортной и коммерческой авиации. После посадки реверс характеризируется шумом. Его применяют вместе с колесной тормозной системой, что приводит к снижению нагрузки на основную тормозную систему воздушного судна и сокращает дистанцию, в особенности при небольшом коэффициенте сцепления с ВПП, а также в самом начале пробега. Вклад реверсивной тяги сильно отличается в разных ситуациях и моделях самолетов.
Реактивный двигатель
Реверс производится при отклонении всей или части струи, которая поступает с двигателя, при помощи разных затворок. В разнообразных силовых установках реверсивное устройство реализуется по-разному. Специальные затворки способны перекрыть струю, которая создана сугубо внешним контуром турбореактивного двигателя (как на А320), или струи всех контуров (Ту-154М). Конструктивные особенности самолета влияют на оснащение реверса. Это могут быть как все двигатели, так и определенная часть. К примеру, на трехдвигательном Ту-154 реверс могут создавать только крайние двигатели, а самолет Як-40 – средний.
Ковшевые створки – специальный механизм, который перенаправляет воздушный поток. Подобных створок на двигателях может быть от двух и больше. Внешне они похожи на ковши. Например, в двигателе с высокой степенью двухконтурности с перекрытием потока по всей плоскости как у Д-30Ку-154 (Ту-154М).
Способ реверса, в котором в сопле и задней части двигателя установлен специальный металлический профиль, называется профилированные решетки. Двигатель задействован на прямой тяге, а сворки в решетки перенаправляют проход выходящих газов. Подобная конструкция эксплуатируется во многих двигателях самолетов, в частности на силовых установках с невысокой степенью двухконтурности с перекрыванием всего потока (Ту-154, Боинг 727).
Ограничения
Но у реверсной системы есть свои недостатки. К возможным неприятностям можно отнести применение реверса на небольших скоростях (меньше 140 км/ч). Струя может поднимать с поверхности ВПП мусор, который при пробеге самолета на небольших скоростях может попасть в воздухозаборник и стать причиной его повреждения. При больших скоростях поднятый мусор не создает помех из-за того, что не успевает на высоту воздухозаборника.
На Ил-76 реверсивное устройство установлено на четыре двигателя, но в практике 2-м и 3-м двигателем реверс не применяется, потому процесс может повредить обшивку фюзеляжа.
Двигатель с воздушным винтом
Реверс у винтовых воздушных суден реализуется при помощи поворота лопастей винта (меняется угол атаки лопастей на отрицательный), а именно при неменяемом направлении вращения. Поэтому винт создает обратную тягу. Подобный тип реверсивного устройства способен использоваться на поршневых и на турбовинтовых двигателях. Реверс часто предусматривается на амфибиях и гидросамолетах.
Впервые применение реверса началось в 30-х годах. Реверсом оборудовались пассажирские самолеты «Дуглас ДК-2» и «Боинг 247».
Самолеты без реверсивного устройства
Огромное количество самолетов не использует реверс по его ненадобности или технической сложности. К примеру, в связи с некоторыми способностями механизации крыла и высокой эффективностью воздушных тормозов в хвосте ВАе 146-200 включение реверса не требуется. Соответственно, все 4 двигателя в режиме реверса не работают. По той же причине в устройстве реверса не нуждается самолет Як-42.
Большинство летательных аппаратов с форсажными камерами не обладает реверсом из-за величины после посадочного пробега. Это обстоятельство принуждает строить длинные ВПП, в конце которых следует устанавливать аварийные приспособления для торможения. Самолеты в этом случае оборудуются эффективными колесными тормозами и парашютами. Нужно отметить, что пневматика и тормоза подобных самолетов подвергаются сильному износу и часто требуют замены.
Применение реверса в воздухе
Часть самолетов допускает возможность использования реверса тяги прямо в воздухе, но подобное включение зависит от типа самолета. В некоторых ситуациях реверс включается перед посадкой, а в иных – в момент снижения, что значительно понижает вертикальную скорость торможения или дает возможность избежать допустимого превышения скоростей во время пикирования, экстренного снижения или выполнения боевых маневров.
ATR 72 – турбовинтовой авиалайнер, яркий пример использования реверса в воздухе. Кроме того, воздушный реверс могут применять турбореактивный лайнер «Трайдент», сверхзвуковой авиалайнер «Конкорд», военно-транспортный самолет С-17А, истребитель Сааб 37 «Вигген», турбовинтовой «Пилатус РС-6» и прочие.
avia.pro
Реверсивное устройство — это… Что такое Реверсивное устройство?
- Реверсивное устройство
- Реверсивное устройство
-
устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; разновидность устройств для управления вектором тяги. Р. у. нашло широкое применение в реактивной авиации и устанавливается на всех современных реактивных двигателях, используемых в гражданской авиации. Реверсирование тяги служит в основном для торможения самолёта при посадке. Может быть использовано в аварийных ситуациях при взлёте и для маневрирования в полёте. Особенно эффективно использование Р. у. для торможения при малых коэффициентах трения колёс шасси, например при влажной или обледенелой взлетно-посадочной полосе. Симметричные и несимметричные Р. у. могут быть неуравновешенными и уравновешенными.
Реверсирование тяги реактивного двигателя достигается направлением выпускной струи в обратную сторону с помощью дросселирующих и отклоняющих элементов, перекрывающих и соответствующим образом направляющих поток газов из двигателя. На режиме прямой тяги Р. у. не должно загромождать поток и создавать дополнит, потери и утечки, на режиме обратной тяги Р. у. не должно оказывать влияния на устойчивость работы двигателя. Обратная тяга, создаваемая Р. у., обычно составляет 0,25—0,45 прямой тяги. Общая масса Р. у. с системой управления и приводами достигает 0,1—0,15 массы двигателя.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
.
- Реверс органов управления самолета
- Реверсирование винта
Смотреть что такое «Реверсивное устройство» в других словарях:
Реверсивное устройство — 5. Реверсивное устройство Устройство ГТД, предназначенное для поворота Источник: ОСТ 1 00470 82: Устройства для реверсирования реактивной тяги авиационных газотурбинных двигателей. Классификация … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство реактивного сопла — реверсивное устройство Ндп. реверсное устройство реверсор реверс Устройство реактивного сопла ГТД, предназначенное для поворота потока газа в направлении перемещения летательного аппарата. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые… … Справочник технического переводчика
реверсивное устройство с отклоняющими решетками — Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется с помощью отклоняющих решеток. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов EN thrust reverser with… … Справочник технического переводчика
реверсивное устройство с отклоняющими створками — Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется отклоняющими створками. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов EN thrust reverser with rotating… … Справочник технического переводчика
Реверсивное устройство реактивного сопла — 172. Реверсивное устройство реактивного сопла Реверсивное устройство Ндп. Реверсное устройство Реверсор Реверс D. Umkehreinrichtung Е. Thrust reverser F. Inverseur de poussée Устройство реактивного сопла ГТД, предназначенное для поворота потока… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Реверсивное устройство с отклоняющими решетками — 173. Реверсивное устройство с отклоняющими решетками D. Umkehreinrichtung mit Umlenkgitter E. Thrust reverser with rotating cascade F. Inverseur de poussée à grilles de deviation Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
dic.academic.ru
реверсивное устройство — это… Что такое реверсивное устройство?
- реверсивное устройство
-
Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта.
реверси́вное устро́йство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; разновидность устройств для управления вектором тяги. Р. у. нашло широкое применение в реактивной авиации и устанавливается на всех современных реактивных двигателях, используемых в гражданской авиации. Реверсирование тяги служит в основном для торможения самолёта при посадке. Может быть использовано в аварийных ситуациях при взлёте и для маневрирования в полёте. Особенно эффективно использование Р. у. для торможения при малых коэффициентах трения колёс шасси, например при влажной или обледенелой взлетно-посадочной полосе. Симметричные и несимметричные Р. у. могут быть неуравновешенными и уравновешенными (см. рис.).
Реверсирование тяги реактивного двигателя достигается направлением выпускной струи в обратную сторону с помощью дросселирующих и отклоняющих элементов, перекрывающих и соответствующим образом направляющих поток газов из двигателя. На режиме прямой тяги Р. у. не должно загромождать поток и создавать дополнит, потери и утечки, на режиме обратной тяги Р. у. не должно оказывать влияния на устойчивость работы двигателя. Обратная тяга, создаваемая Р. у., обычно составляет 0,250,45 прямой тяги. Общая масса Р. у. с системой управления и приводами достигает 0,10,15 массы двигателя.
С. Ю. Крашенинников.
Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.
- реверс
- реверсирование винта
Смотреть что такое «реверсивное устройство» в других словарях:
Реверсивное устройство — устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; разновидность устройств для управления вектором тяги. Р. у. нашло широкое применение в реактивной авиации и устанавливается на всех современных… … Энциклопедия техники
Реверсивное устройство — 5. Реверсивное устройство Устройство ГТД, предназначенное для поворота Источник: ОСТ 1 00470 82: Устройства для реверсирования реактивной тяги авиационных газотурбинных двигателей. Классификация … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство реактивного сопла — реверсивное устройство Ндп. реверсное устройство реверсор реверс Устройство реактивного сопла ГТД, предназначенное для поворота потока газа в направлении перемещения летательного аппарата. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые… … Справочник технического переводчика
реверсивное устройство с отклоняющими решетками — Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется с помощью отклоняющих решеток. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов EN thrust reverser with… … Справочник технического переводчика
реверсивное устройство с отклоняющими створками — Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется отклоняющими створками. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов EN thrust reverser with rotating… … Справочник технического переводчика
Реверсивное устройство реактивного сопла — 172. Реверсивное устройство реактивного сопла Реверсивное устройство Ндп. Реверсное устройство Реверсор Реверс D. Umkehreinrichtung Е. Thrust reverser F. Inverseur de poussée Устройство реактивного сопла ГТД, предназначенное для поворота потока… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Реверсивное устройство с отклоняющими решетками — 173. Реверсивное устройство с отклоняющими решетками D. Umkehreinrichtung mit Umlenkgitter E. Thrust reverser with rotating cascade F. Inverseur de poussée à grilles de deviation Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
avia.academic.ru
8.8.Устройства реверса тяги
Реверс тяги осуществляется поворотом реактивной струи, выходящей из двигателя, навстречу набегающему потоку, в результате чего создается отрицательная тяга, направленная против движения самолета и вызывающая его торможение. Реверс используется в основном на пассажирских и транспортных самолетах для сокращения длины пробега при посадке и осуществляется при помощи специальных реверсивных устройств (РУ).
Устройства реверса тяги можно разделить на ковшовые и решетчатые. При этом прямой поток при реверсе может перекрываться и поворачиваться перед критическим сечением сопла или после него. Для обеспечения при посадке самолета отрицательной тяги поворот потока при реверсе должен осуществляться на угол, больший 90. В существующих схемах он достигает 120…150, что составляет 30…40 в отсчете от вертикальной плоскости, нормальной к оси двигателя. При больших углах реверсивная струя прилипают к мотогондоле и попадают на вход в двигатель. Этот угол, обозначаемый рев, является одним из важнейших параметров реверсивного устройства.
В ковшовых реверсивных устройствах поворот потока осуществляется специальными длинными створками, которые на режиме прямой тяги могут размещаться, например, у наружной поверхности выходного устройства, образуя его внешние обводы, как показано на рис. 8.11. На режиме реверсирования эти створки (называемые створками ковшового типа) устанавливаются за критическим сечением сопла, перекрывая путь движению газа в прямом направлении и, поворачивая газовый поток на угол рев.
В решетчатых реверсивных устройствахв качестве элементов, отклоняющих поток, используются специальные решетки профилей, которые устанавливаются на периферии выходного устройства неподвижно или имеют возможность поворачиваться на открытие и закрытие, а для перекрытия пути движения газа в прямом направлении используются специальные створки. Так, например, у двигателей с большими степенями двухконтурности, у которых 60…70% тяги создает наружный контур, реверсирование тяги может быть осуществлено путем применения решетчатых РУ, например, по типу показанного на рис. 8.12. Здесь перекрывающаястворк в полёте перекрывают решетку, а при посадке поворачиваются в положение, показанное на рисунке.
Рис. 8.11. Схема реверсивного устройства ковшового типа | Рис. 8.12. Схема решетчатого реверсивного устройства |
К реверсивным устройствам предъявляются следующие основные требования:
реверсированная тяга при посадке самолета должна составлять не менее 40 … 50% от прямой тяги в стендовых условиях;
должна обеспечиваться возможность регулирования величины реверсированной тяги;
при выключении РУ и переходе на режим прямой тяги дополнительные потери тяги (обусловленные наличием РУ) должны практически отсутствовать;
выхлопные газы при реверсе тяги не должны попадать на элементы планера и на вход в двигатель;
РУ должны быть надежными в эксплуатации, иметь малый вес и приемлемую стоимость изготовления.
Эффективность РУ оценивается коэффициентом реверсирования тяги , который равен отношению отрицательной тяги при включенном реверсе к прямой тяге при выключенном реверсе на максимальном режиме работы двигателя.
.
На рис. 8.13 дано сравнение значений осесимметричного сопла с РУ решетчатого типа и плоского сопла с РУ ковшового типа. В осесимметричном сопле при угле установки выходных кромок профилей в решетке, равном уст=30, достигнут максимальный коэффициент реверсирования 0,4. Это недостаточно высокое значение объясняется тем, что в решетке фактический угол отклонения струи при поворотеоказывался меньшим 30, т.е. имело место отставание эффективного угла отклонения реверсируемых струй по сравнению с геометрическим углом выхода из решетки (угол отставания составил 10). В плоском сопле использование более длинных поворотных створок, устанавливаемых на угол уст = 45, обеспечило в тех же условиях значение – 0,7, т.е. почти вдвое большее.
Рис. 8.13. Характеристики РУ
в стендовых условиях
8.9.ОСОБЕННОСТИ ВЫХОДНЫХ УСТРОЙСТВstudfile.net
Реверсивное устройство — это… Что такое Реверсивное устройство?
- Реверсивное устройство
5. Реверсивное устройство
Устройство ГТД, предназначенное для поворота
8. Реверсивное устройство
По ОСТ 1 00470-82, приложение
Смотри также родственные термины:
172. Реверсивное устройство реактивного сопла
Реверсивное устройство
Ндп. Реверсное устройство
Реверсор
Реверс
D. Umkehreinrichtung
Е. Thrust reverser
F. Inverseur de poussée
Устройство реактивного сопла ГТД, предназначенное для поворота потока газа в направлении перемещения летательного аппарата
173. Реверсивное устройство с отклоняющими решетками
D. Umkehreinrichtung mit Umlenkgitter
E. Thrust reverser with rotating cascade
F. Inverseur de poussée à grilles de deviation
Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется спомощью отклоняющих решеток
174. Реверсивное устройство с отклоняющими створками
D. Umkehreinrichtung mit Ablenkklappen
E. Thrust reverser with rotating buckets
F. Inverseur de poussée à déflecteurs
Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется отклоняющими створками
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
- реверсивное движение
- Реверсивное устройство реактивного сопла
Смотреть что такое «Реверсивное устройство» в других словарях:
Реверсивное устройство — устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; разновидность устройств для управления вектором тяги. Р. у. нашло широкое применение в реактивной авиации и устанавливается на всех современных… … Энциклопедия техники
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство — Аэродинамика струй и параллелограммы сил тяги несимметричного уравновешенного реверсивного устройства при посадке самолёта. реверсивное устройство устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта; … Энциклопедия «Авиация»
реверсивное устройство реактивного сопла — реверсивное устройство Ндп. реверсное устройство реверсор реверс Устройство реактивного сопла ГТД, предназначенное для поворота потока газа в направлении перемещения летательного аппарата. [ГОСТ 23851 79] Недопустимые, нерекомендуемые… … Справочник технического переводчика
реверсивное устройство с отклоняющими решетками — Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется с помощью отклоняющих решеток. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов EN thrust reverser with… … Справочник технического переводчика
реверсивное устройство с отклоняющими створками — Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором окончательный поворот потока газа в обратном направлении осуществляется отклоняющими створками. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов EN thrust reverser with rotating… … Справочник технического переводчика
Реверсивное устройство реактивного сопла — 172. Реверсивное устройство реактивного сопла Реверсивное устройство Ндп. Реверсное устройство Реверсор Реверс D. Umkehreinrichtung Е. Thrust reverser F. Inverseur de poussée Устройство реактивного сопла ГТД, предназначенное для поворота потока… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Реверсивное устройство с отклоняющими решетками — 173. Реверсивное устройство с отклоняющими решетками D. Umkehreinrichtung mit Umlenkgitter E. Thrust reverser with rotating cascade F. Inverseur de poussée à grilles de deviation Реверсивное устройство реактивного сопла ГТД, в котором… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
normative_reference_dictionary.academic.ru
СУДОРЕМОНТ ОТ А ДО Я.: Системы реверсирования ДВС.
Главные судовые ДВС должны обеспечивать возможность изменения направления движения судна, что достигается применением реверсивного устройства, меняющего направление вращения коленчатого вала при маневрах. Реверсивное устройство компонуется вместе с пусковым. Время реверсирования двигателя от момента получения команды с мостика и до начала вращения гребного вала в обратном направлении по Правилам Регистра СССР не должно превышать 15 с. Кроме указанного способа, изменение вращения гребного вала (гребного винта) может быть достигнуто установкой между нереверсивным двигателем и гребным валом реверсивных передач (реверсивных муфт), а также применением винтов регулируемого шага (ВРШ). В установках с электродвижением изменение вращения гребного вала осуществляется при помощи реверсивного гребного электродвигателя.Схема устройства для непосредственного реверса ДВС определяется его типом и тактностью, а в двухтактных двигателях— еще и типом продувки. Реверсивное устройство должно-обеспечить правильное чередование фаз газораспределения и подачи топлива при вращении коленчатого вала двигателя в обе стороны. С этой целью на распределительном валу четырехтактного двигателя для каждого цилиндра устанавливаются по два комплекта кулачковых шайб одинакового профиля: один для переднего, другой для заднего хода. Шайбы переднего и заднего хода располагают так, чтобы все фазы газораспределения при работе двигателя на передний и задний ход были одинаковыми. Процесс реверсирования ДВС заключается в переключении управления всасывающими и выхлопными клапанами и ТНВД на кулачковые шайбы противоположного хода.
Для осуществления реверса двигатель сначала останавливают, затем под ролики клапанных рычагов подводят кулачковые шайбы обратного хода, после чего двигатель снова пускают в ход сжатым воздухом.
Реверсирование ДВС мощностью до 220 кВт осуществляется с помощью ручных приводов. При большой мощности ДВС перемещение распределительного вала и быстрое реверсирование становятся затруднительными.
На рисунке показан реверсивный механизм четырехтактного ДВС с осевым перемещением распределительного вала. При реверсировании двигателя рукояткой 14 сжатый воздух (масло) подается в одну из полостей сервомотора 2, в результате чего его поршень 1 перемещается из одного крайнего положения в другое. При этом шток поршня 3, соединенный с зубчатой рейкой 4, передвигает ее и штангу 11. Зубчатая рейка, перемещаясь, поворачивает шестерню 13 и валик 12, в результате чего ролик 6 толкателя 5 отводится от кулачковой шайбы 7. При перемещении зубчатой рейки и штанги 11 между роликами 10 проходит криволинейный участок поверхности штанги, что вызывает перемещение распределительного вала 9. Дальнейшее перемещение поршня сервомотора, а с ним зубчатой рейки и штанги, криволинейный участок поверхности которой сменяется на прямолинейный, сопровождается тем, что ролик 6 толкателя 7 опускается на кулачковую шайбу 8. Двигатель готов к пуску в противоположную сторону.
Кроме осевого перемещения распределительного вала реверс ДВС двигателя может быть произведен за счет проворачивания распределительного вала относительно коленчатого на угол реверса и за счет использования симметричных кулачков, оси симметрии которых совпадают с осью кривошипов коленчатого вала. Последний способ используется в двухтактных ДВС «Русский дизель» и не требует никаких специальных реверсивных устройств.
Устройства для реверсирования двухтактных ДВС значительно проще, чем четырехтактных, так как для их реверса достаточно (в основном) изменить фазы подачи сжатого воздуха пусковым воздухораспределителем. Работа топливных насосов не зависит от направления вращения распределительного вала, так как их кулачковые шайбы имеют симметричный профиль.
sudoremont.blogspot.com