Должна ли управляющая организация оплачивать сверхнормативные общедомовые нужды
Допустим, за свет жители дома платят напрямую РСО, между ними заключён договор ресурсоснабжения. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ признал такие отношения законными и сказал, что работают они до истечения срока их действия или до того, как одна из сторон откажется исполнять договор.
Ресурсоснабжающая организация выставляет плату за сверхнормативный ОДН управляющей организации. Сегодня мы расскажем, имеет ли она право так делать и должна ли УО оплачивать сверхнорматив.
ОДН для нежилых помещений: нужно ли начислять и можно ли не платить
Не должна, если она не исполнитель КУ
В подобной ситуации договор между УО и РСО не заключён, это законно. Так разрешил делать Минстрой РФ. Он указал, что прямые договоры, которые потребители КУ заключили с РСО до 30 июня 2015 года, продолжают действовать, а отсутствие между РСО и управляющей организацией не считается лицензионным требованием.
Сперва нужно разобраться, кто в этом случае будет исполнителем коммунальных услуг.
Согласно п. 8 ПП РФ от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг в МКД может выступать управляющая организация или ресурсоснабжающая организация.
Управляющая организация становится исполнителем КУ с даты:
- указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе УО,
- заключения договора управления МКД,
но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, который УО заключила с РСО (п. 14 Правил N 354).
До этой даты РСО в качестве исполнителя начинает предоставлять коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД (пп. «б» п. 17 Правил N 354). Эту позицию подтверждает Верховный суд РФ в решении от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в Обзоре судебной практики от 24.12.2014.
Верховный суд говорит: управляющая организация не может предоставлять потребителям коммунальные услуги, пока не заключит договор с РОС. Функции исполнителя в таком случае выполняет РСО.
Мнение Верховного суда поддерживает Минстрой РФ. Ведомство отмечает, что без договоров ресурсоснабжения, заключённых с РСО, УО, ТСЖ или кооператив не могут быть исполнителями коммунальных услуг.
Поэтому в примере, который мы привели в начале статьи, исполнитель коммунальных услуг – ресурсоснабжающая организация. Вот как это будет выглядеть на схеме:
Минстрой РФ: плата за ОДН по счётчикам или по нормативу?
Должна, если есть договор с РСО
Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный объём ОДН РСО должна заключить договор с УО. Для этого либо потребители, либо РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.
Например, РСО сперва должна расторгнуть договоры с потребителями. Односторонний отказ от исполнения договора одобряет Гражданский кодекс РФ – нужно просто уведомить другую сторону (ст. 450.1 ГК РФ).
Отказ от исполнения договора должен быть точным, недвусмысленным и не предполагающим различных толкований. Другая сторона должна понять, что РСО не намерена далее исполнять принятые на себя обязательства и желает их прекратить.
Отказом от договора ресурсоснабжения между потребителями и РСО можно считать следующие ситуации:
Кому платить за коммунальные услуги на ОДН?
Порядок заключения договора между УО и РСО
Чтобы так и было, нужно внимательно прочитать требования к порядку и форме заключения договора ресурсоснабжения между УО и РСО, и к существенным условиям заключения подобных договоров. Они определяются в соответствии с ГК РФ, положениями Правил N 124.
РСО, владеющая коммунальным ресурсом, который подаётся в МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить УО оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к оферте проекта договора (п. 10 Правил N 124). РСО заранее подписывает проект договора
Договор считается заключённым с момента, когда РСО получит от управляющей организации подписанную оферту (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Это же подтверждает п. 15 Правил N 124: договор ресурсоснабжения вступает в силу в день, когда его подпишет вторая сторона.
Договор можно считать заключённым, если стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными считаются условия:
- о предмете договора;
- которые названы в законе или других правовых актах как существенные;
- условия, соглашения по которым хочет достичь одна из сторон договора.
Перечень существенных условий для договора ресурсоснабжения определяют п. п. 17–18 Правил N 124. Это следующие условия:
- вид коммунального ресурса,
- дата начала поставки,
- показатели качества,
- порядок определения объёмов коммунального ресурса,
- порядок определения цены договора на коммунальный ресурс,
- порядок определения стоимости коммунального ресурса,
- порядок оплаты,
- условие о разграничении ответственности сторон,
- порядок взаимодействия сторон.
Для чего нужны требования к существенным условиям договоров? Чтобы не допустить неопределенность в правоотношениях сторон и предупредить разногласия по поводу исполнения обязательств по договору (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 12444/12 по делу N А32-24023/2011).
Такой же вывод сделал Арбитражный судом Северо-Кавказского округа от 26.01.2015 по делу N А32-22372/2014. Суд отказал РСО во взыскании с управляющей организации платы за период до заключения договора ресурсоснабжения.
Хотя у РСО есть все возможности заключить договор ресурсоснабжения с УО, на практике многие забывают это сделать и сразу начинают выставлять счета на оплату сверхнормативного ОДН. Такая ситуация неправомочна.
Поквартирный обход как способ снижения ОДН. Интервью с Николаем Федотовым
Выводы
- РСО может требовать с управляющей организации оплату сверхнормативного ОДН только когда между ними заключён договор.
- Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный ОДН, потребители или РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.
- Положения Правил N 124 дают ресурсоснабжающей организации все возможности заключить договор с управляющей организацией и даже принудить УО к подписанию такого договора.
- Если РСО не предпринимала попыток заключить договор ресурсоснабжения с управляющей организацией, требовать оплату она не имеет права.
Автор – Елена Шерешовец, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ», заведующая кафедрой «РосКапСтрой» при Минстрое РФ, член Экспертного совета при Комитете по энергетике Государственной Думы РФ, сотрудник Экспертной группы Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС при Президенте РФ.
Кто оплачивает сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам
Вопрос
Для меня до конца до сих пор не понятно, кто будет оплачивать расход ОДН сверх нормы. Мы были на нормативах, и у нас действительно в верхней строчки платежки были нормативы, установленные государством. Однако все, что капало сверх нормы, все равно вычиталось со счет дома. Т.е. как бы в платежке этих платежей не было, но в конце года в отчете управляющей компании фигурировал пункт ОДН, где не было ни слова о нормативах, а висел весь ОДН за год, который соответственно списывался со счет дома. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос со ссылкой на конкретные документы, с которыми можно потом прийти в УК для доказательства свой правоты.
Частично данный вопрос уже был разобран в статье «Как начисляются общедомовые нужды и должны ли быть перерасчеты в конце года».
Кто должен оплачивать сверхнормативы?
В законодательстве нет нормы, которая прямо предусматривает, что УО или собственники обязаны оплачивать сверхнормативное потребление.
Но есть норма, которая ограничивает размер оплаты собственников по ОДН, согласно которой распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2 п. 44 Правил 354).
Превышение норматива допустимо, если общим собранием собственников помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 п. 44 Правил 354).
В итоге, можно сказать, что собственники не обязаны оплачивать сверхнорматив. Тогда возникает вопрос: а кто должен оплачивать?С точки зрения отношений между УО, собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающая организация будет требовать оплаты задолженности именно с УО. В свою очередь требования УО к собственникам в части ОДН, по общему правилу ограничены нормативом.
В таком случае обязанным лицом по оплате сверхнормативных ОДН становится УО. И здесь стоит учитывать, что единственным источником финансирования деятельности УО являются деньги собственников, поэтому и сверхнормативные оплачивают УО, но за счет тарифа.
Выставление сверхнорматива собственникам законно?
Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».
Почему существует проблема оплаты сверхнормативных ОДН?
Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.
Нормативы на общедомовые нужды | Коммунальные услуги РосКвартал®
С 1 июня во всех регионах России начинают действовать новые нормативы на ОДН. Для каждого региона свои. От этих нормативов напрямую зависит размер квартплаты. Обновлённые квитанции потребители коммунальных услуг получат в июне.
Сегодня мы расскажем, зачем устанавливают нормативы и изменился ли их размер.
Применение нормативов потребления коммунальных ресурсов на ОДН
Зачем нужны нормативы на ОДН
Нормативы на ОДН субъекты РФ устанавливают, чтобы решить проблему непрозрачных квитанций. Непрозрачной называется квитанция, по которой потребители КУ платят за перерасход воды, тепла и электричества, которые идут на содержание общего имущества МКД.
На самом деле оплата сверхнормативного ОДН – обязанность управляющих организаций. Например, за месяц дом потратил 180 кубометров воды при нормативе в 120 кубометров. Разницу в этом случае оплачивает управляющая организация из собственных средств.
Нормативы устанавливаются расчётным методом для каждого конкретного дома: в этом случае подсчитывается всё, что расходует дом (ПП РФ от 23.05.2006 N 306). Так поступили в Республике Карелия.
Здесь нормативы на ОДН, которые вступают в силу с 1 июня 2017 года, получились меньше ранее действовавших нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Вышло так потому, что в нормативы не включались потери во внутридомовых инженерных системах.
Минстрой РК несколько месяцев вместе с органами местного самоуправления собирал исходные данные по потребляемым в домах коммунальным ресурсам. Ведомство создало рабочую группу для решения текущих вопросов, проводило круглые столы, общалось с общественными организациями и советами ветеранов.
Порой субъекты РФ облегчают себе жизнь и берут за основу расчётов средние величины без опоры на реальные показатели в отдельном многоквартирном доме. Так ко всем домам в субъекте применяется единый норматив.
Должна ли УО оплачивать сверхнормативный ОДН
Где посмотреть новые нормативы и сколько они теперь
Новые нормативы на ОДН ищите на сайте Минстроя своего региона в разделе «Документы» или на сайте Комитета по тарифам. Если вы не можете найти обновлённые нормативы, позвоните в приёмную органа местного самоуправления, вам подскажут.
Например, вот где находятся нормативы на ОДН по Республике Карелия. Так выглядят нормативы потребления электричества в целях содержания общего имущества.
А это нормативы, которые с 1 июня 2017 года будут применяться к потреблению горячей и холодной воды в целях содержания общего имущества в МКД в Санк-Петербурге. Размещены они сайте Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
ОДН для нежилых помещений: нужно ли начислять и можно ли не платить
Что дальше
Сейчас Минстрой РФ работает над двумя законопроектами, мы расскажем о них подробнее, когда они пройдут третье чтение в Государственной Думе РФ. Первый законопроект предлагает установить приоритет показаний ОДПУ над региональными нормативами.
Второй законопроект об исключении водоотведения из общедомовых нужд. Минстрой РФ считает, что реальный объём расхода воды, необходимого для содержания общего имущества, рассчитать практически невозможно. Потому что собственники безучётно могут использовать воду для полива газонов или мытья тротуаров, автоматом эту воду засчитывать нельзя.
Ох уж это ЖКХ….Что делать с завышенными ОДН?
Что такое ОДН и с чем его едят?
Для начала разберемся, что такое ОДН. Это общедомовые нужды. Они представляют собой платежный ресурс в системе ЖКХ, который рассчитывается из состояния части ресурсов, идущих на обслуживание и содержание многоквартирных домов. Завышенные ОДН могут начисляться:
1) из-за общей задолженности дома, включая долги соседей;
2) эксплуатация гражданами-потребителями внутриквартирных приборов учета с истекшим сроком госповерки. Неточность измерения электроэнергии, объема потребленной воды внутри квартиры, такими приборами учета приводит к росту величины ОДН;
3) неправильное и несвоевременное снятие и передача показаний индивидуальных приборов учета гражданами-потребителями;
4) нерациональное использование электроэнергии и бесконтрольное потребление воды на общедомовые нужды;
5) самовольное возобновление подачи электроэнергии в квартиру после введения ограничения, т.к. потребленная в таких квартирах электроэнергия распределяется на ОДН;
6) незаконное подключение гражданами-потребителями к внутридомовым сетям электрооборудования помимо внутриквартирного прибора учета;
7) несанкционированное подключение к внутридомовым электрическим сетям;
Кто прав?
Управляющие компании говорят одно, жильцы второе, юристы третье…Попробуем разобраться, за кем правда…А правда за Законом!
Начнем с того, что жилищное законодательство находится в совместном ведении России и субъектов РФ. В РТ летом отменили постановлении кабинета министров РТ № 1079, а вместо него было принято распоряжение премьер-министра РТ №1347-р. По сути они являются аналогичными в части оплаты за электричество, горячую и холодную воду по показателям приборов учета. В нормативно-правовых актах не указано, что сверхнормативные ОДН должны быть оплачены Управляющими компаниями. В ответ на обращения жильцов представители УК, нагло надеясь на безграмотность и робость жильцов, утверждают, что счета завышены вследствие задолженности соседей обращающихся.
Первого июля 2013 в «Правила предоставления коммунальных услуг» были внесены изменения по расчету и начислению ОДН. Теперь расходы на общедомовые нужды для потребителей не должны превышать установленных нормативов. Вместе с тем в положениях на местах ничего не сказано об оплате сверхнормативного ОДН. Рассмотрим варианты при сверхнормативном расходовании ресурсов на ОДН. Законодательство предусматривает несколько вариантов, причем выбрать подходящий уполномочено только общее собрание собственников(!):
Вариант №1 — сверхнормативное потребление управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Если собственники не приняли иного решения на общем собрании, то платить за сверхнормативное потребление должна будет Управляющая компания за счет собственных средств. Такая норма введена в Правила предоставления коммунальных услуг (пункт 44) для того, чтобы Управляющие компании были финансово заинтересованы в том, чтобы проводить ремонты систем, применять энергосберегающие технологии, и в конечном итоге снижали расход ОДН в домах.
Однако большинство Управляющих компаний не хочет нести такие расходы за счет своей прибыли. Чтобы снять с себя эту нагрузку, компании всеми силами инициируют проведения в домах собраний, на которых собственникам предлагается, в частности, распределять сверхнормативный объем ОДН между всеми собственниками.
Впрочем нужно признать, если организация действительно обслуживает изношенный жилой фонд, а собираемость платежей не позволяет проводить ремонт и применять меры энергосбережения, компания понесет колоссальные убытки, что может привести к банкротству или расторжению договора управления с собственниками по инициативе УК.
Вариант №2 — Сверхнорматив оплачивают собственники
Этот вариант применим, если в доме выбран непосредственный способ управления или создано ТСЖ. Нужно понимать, что при этих способах управления не предусмотрено получение прибыли, а значит и компенсировать сверхнормативный ОДН просто не с чего. Если собственники не примут соответствующее решение, не останется ничего другого кроме как оплачивать расходы с тех платежей, которые жильцы платят за содержание и текущий ремонт дома. Но в этом случае нужно понимать, что жители могут недополучить качественных услуг по этим видам работ.
Поэтому собственники имеют право при любом способе управления (Управляющая компания, ТСЖ, непосредственное управление) на общем собрании собственников принимать решение о распределении сверхнормативного объема ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади.
Если ОДН ниже норматива
Собственники оплачивают фактический расход ОДН. Если расходы на ОДН равны нулю, то ОДН не начисляется.
Таким образом, жители получают квитанции за электроэнергию, холодное водоснабжение и горячую воду с двумя видами начислений – индивидуальное потребление и ОДН.
Плата за индивидуальное потребление рассчитывается по формуле:
если есть поквартирный счетчик
Плата = Потребленный ресурс за месяц (по показаниям счетчика) * тариф
если нет поквартирного счетчика:
Плата = Норматив (индивидуального потребления) * количество прописаных в квартире * тариф
Начисление ОДН в домах без приборов учета
Если дом не оборудован общедомовым прибором учета, то плата собственникам за ОДН начисляется по нормативу по следующей формуле:
Плата ОДН = Норматив ОДН * S общего имущества дома * (S квартиры /S всех жилых помещений в доме)
Начисление ОДН в домах с общедомовыми приборами учета
Если дом оборудован общедомовым прибором учета, то плата собственникам за ОДН начисляется по следующей формуле (формула упрощенная, полная формула расчета представлена в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формула №12):
Плата ОДН = Потребленный ресурс (по показаниям общедомового счетчика) – Потребленный ресурс всеми жилыми и нежилыми помещениями (по показаниям поквартирных счетчиков счетчика/по нормативу) * S квартиры / S всех жилых и нежилых помещений в доме.
Что делать при завышении в вашей счет-фактуре ОДН?
Люди с удовольствием будут ругать и хаять всех подряд , в том числе и за начисление завышенного ОДН сидя на диване, но не захотят лично что-то изменить и как минимум поднять свою пятую точку и начать действовать. Если все-таки вы решите разобраться с начислениями в вашей счет фактуре, то первое, что вам нужно сделать, по словам юриста, это создать действующий Совет Многоквартирного Дома. Т.е. Орган, контролирующий деятельность вашей УК. Жильцы дома будут знать друг о друге, у кого какие проблемы и долги. И в УК с жалобами будут бежать не хаотично каждый жилец 100-400 квартирного дома, а председатель со списком претензий собственников помещений МКД. Более того, по Жилищному Кодексу, в каждом многоквартирном доме должен быть свой совет. По документальным отчетам УК, они существуют…Правда порой это мертвые души. На практике встречаются случаи, когда председателем совета может быть умершая 5 лет назад бабушка…
А что с УК?
Руководителей УК тоже можно по-своему понять…Объемы жалоб жильцов просто колоссальные. Но это не отменяет того, что они обязаны реагировать и помогать жителям разобраться, а не присылать отписки…Многие из них знают, что незаконно начислять ОДН, но все-равно начисляют. Поэтому граждане должны сами о себе заботиться, должны знать о своих правах и ими пользоваться в составе совета многоквартирного дома. Если ты собственник, ты должен следить за своим имуществом, ухаживать за ним.
Разбираться с ОДН помогал юрист Татарстанской Региональной Общественной Организации по Защите Прав Потребителей «Справедливое ЖКХ» Заур Гибадуллин
Применение нормативов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды
С начала 2017 года плата за коммунальные ресурсы на ОДН перешла в состав жилищных услуг. В новых правилах расчёта размера платы есть спорные моменты. Сегодня мы расскажем, можно ли выставлять плату за ОДН по нормативу без решения ОСС, что делать, если в нормативе не учтены параметры вашего МКД и какие коммунальные ресурсы включать в плату за ОДН.
Определение норматива
Нормативы потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирных домах зависят от технических и конструктивных параметров здания. При расчёте нормативов холодного и горячего водоснабжения учитываются:
- этажность,
- износ внутридомовых инженерных систем (ВДИС),
- вид системы теплоснабжения,
- вид системы ГВС,
- оснащённость мест общего пользования водоразборными устройствами и сантехническим оборудованием.
Нормативы потребления электроэнергии для МКД зависит от:
- количества и типов потребляющих устройств,
- износа ВДИС.
Если для вашей категории МКД не принят норматив, управляющей организации следует обратиться к властям субъекта РФ – чтобы они установили норматив по ПП РФ N 306, и в ГЖИ — чтобы они проконтролировали определение норматива (ст. 20 ч. 4.1. ЖК РФ).
ПП РФ 1498: Определение нормативов потребления коммунальных услуг
Потребление коммунальных ресурсов на содержание и ремонт ОИ
Субъект федерации устанавливает нормативы потребления КР на содержание и ремонт общего имущества для каждой категории МКД исходя из минимального перечня работ. Расходы, превышающие норматив, могут быть включены в плату за жилищные услуги только если так решит общее собрание собственников. Поэтому рекомендуем управляющим организациям уже сейчас разделить работы на минимальный перечень и дополнительные услуги. Со списком дополнительных услуг по дому вы можете вынести на общее собрание собственников вопрос об оплате сверхнорматива.
Плата за ОДН и общее собрание собственников
Нас часто спрашивают, нужно ли проводить общее собрание собственников, чтобы выставлять плату за ОДН по нормативу. Давайте разберёмся.
С 1 января 2017 года плата на ОДН выставляется по нормативу без решения ОСС, так как это первичное включение её в жилищные услуги (ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
В дальнейшем управляющие организации используют норматив, действующий на дату выставления платы. Таким образом, для начисления платы за ОДН по нормативу решение ОСС не требуется.
А вот в случае, если у вас расширился перечень работ по дому и, соответственно, увеличилось потребление коммунальных ресурсов на содержание и ремонт общего имущества, вы не вправе сами изменить размер платы за ОДН и превысить норматив. Такое решение принимают собственники на общем собрании.
Если собственниками было принято решение об оплате сверхнорматива на ОДН, оно остаётся действительным в двух случаях:
- при непосредственном управлении МКД,
- если способ управления МКД не выбран.
Если домом управляет УО, ТСН, решение об оплате сверхнорматива собственники должны принять заново. Пока нового решения ОСС нет, размер платы за ОДН не может превышать норматив.
Постановление 1498: КУ по-новому. Пост-релиз вебинара
Перечень коммунальных ресурсов
Какие коммунальные ресурсы нужно включать в плату на ОДН, пояснил Минстрой РФ в письме N 45099. Плата выставляется за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, которые возможно потреблять в данном многоквартирном доме. К таким ресурсам могут относиться:
- холодная вода,
- горячая вода,
- отведение сточных вод,
- электрическая энергия.
Нормативы сегодня устанавливаются в соответствии с ПП РФ N 306. Перечень работ должен содержать объёмы, стоимость и сроки их. Методику расчёта можно подсмотреть в приказе Минэнерго РФ от 20.02.04 N 172. Обратите внимание, этот приказ уже не действуют, но при разработке своей методики можно взять его за основу.
При подсчёте норматива нужно учитывать неизбежные потери по ВДИС и оборудованию МКД. Не нужно учитывать расходы коммунальных ресурсов, которые возникли в результате нарушения требований технической эксплуатации ВДИС.
Будут ли органы ГЖН проверять нормативы потребления на ОДН?
Ох уж это ЖКХ….Что делать с завышенными ОДН?
Что такое ОДН и с чем его едят?
Для начала разберемся, что такое ОДН. Это общедомовые нужды. Они представляют собой платежный ресурс в системе ЖКХ, который рассчитывается из состояния части ресурсов, идущих на обслуживание и содержание многоквартирных домов. Завышенные ОДН могут начисляться:
1) из-за общей задолженности дома, включая долги соседей;
2) эксплуатация гражданами-потребителями внутриквартирных приборов учета с истекшим сроком госповерки. Неточность измерения электроэнергии, объема потребленной воды внутри квартиры, такими приборами учета приводит к росту величины ОДН;
3) неправильное и несвоевременное снятие и передача показаний индивидуальных приборов учета гражданами-потребителями;
4) нерациональное использование электроэнергии и бесконтрольное потребление воды на общедомовые нужды;
5) самовольное возобновление подачи электроэнергии в квартиру после введения ограничения, т.к. потребленная в таких квартирах электроэнергия распределяется на ОДН;
6) незаконное подключение гражданами-потребителями к внутридомовым сетям электрооборудования помимо внутриквартирного прибора учета;
7) несанкционированное подключение к внутридомовым электрическим сетям;
Кто прав?
Управляющие компании говорят одно, жильцы второе, юристы третье…Попробуем разобраться, за кем правда…А правда за Законом!
Начнем с того, что жилищное законодательство находится в совместном ведении России и субъектов РФ. В РТ летом отменили постановлении кабинета министров РТ № 1079, а вместо него было принято распоряжение премьер-министра РТ №1347-р. По сути они являются аналогичными в части оплаты за электричество, горячую и холодную воду по показателям приборов учета. В нормативно-правовых актах не указано, что сверхнормативные ОДН должны быть оплачены Управляющими компаниями. В ответ на обращения жильцов представители УК, нагло надеясь на безграмотность и робость жильцов, утверждают, что счета завышены вследствие задолженности соседей обращающихся.
Первого июля 2013 в «Правила предоставления коммунальных услуг» были внесены изменения по расчету и начислению ОДН. Теперь расходы на общедомовые нужды для потребителей не должны превышать установленных нормативов. Вместе с тем в положениях на местах ничего не сказано об оплате сверхнормативного ОДН. Рассмотрим варианты при сверхнормативном расходовании ресурсов на ОДН. Законодательство предусматривает несколько вариантов, причем выбрать подходящий уполномочено только общее собрание собственников(!):
Вариант №1 — сверхнормативное потребление управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Если собственники не приняли иного решения на общем собрании, то платить за сверхнормативное потребление должна будет Управляющая компания за счет собственных средств. Такая норма введена в Правила предоставления коммунальных услуг (пункт 44) для того, чтобы Управляющие компании были финансово заинтересованы в том, чтобы проводить ремонты систем, применять энергосберегающие технологии, и в конечном итоге снижали расход ОДН в домах.
Однако большинство Управляющих компаний не хочет нести такие расходы за счет своей прибыли. Чтобы снять с себя эту нагрузку, компании всеми силами инициируют проведения в домах собраний, на которых собственникам предлагается, в частности, распределять сверхнормативный объем ОДН между всеми собственниками.
Впрочем нужно признать, если организация действительно обслуживает изношенный жилой фонд, а собираемость платежей не позволяет проводить ремонт и применять меры энергосбережения, компания понесет колоссальные убытки, что может привести к банкротству или расторжению договора управления с собственниками по инициативе УК.
Вариант №2 — Сверхнорматив оплачивают собственники
Этот вариант применим, если в доме выбран непосредственный способ управления или создано ТСЖ. Нужно понимать, что при этих способах управления не предусмотрено получение прибыли, а значит и компенсировать сверхнормативный ОДН просто не с чего. Если собственники не примут соответствующее решение, не останется ничего другого кроме как оплачивать расходы с тех платежей, которые жильцы платят за содержание и текущий ремонт дома. Но в этом случае нужно понимать, что жители могут недополучить качественных услуг по этим видам работ.
Поэтому собственники имеют право при любом способе управления (Управляющая компания, ТСЖ, непосредственное управление) на общем собрании собственников принимать решение о распределении сверхнормативного объема ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади.
Если ОДН ниже норматива
Собственники оплачивают фактический расход ОДН. Если расходы на ОДН равны нулю, то ОДН не начисляется.
Таким образом, жители получают квитанции за электроэнергию, холодное водоснабжение и горячую воду с двумя видами начислений – индивидуальное потребление и ОДН.
Плата за индивидуальное потребление рассчитывается по формуле:
если есть поквартирный счетчик:
Плата = Потребленный ресурс за месяц (по показаниям счетчика) * тариф
если нет поквартирного счетчика:
Плата = Норматив (индивидуального потребления) * количество прописаных в квартире * тариф
Начисление ОДН в домах без приборов учета
Если дом не оборудован общедомовым прибором учета, то плата собственникам за ОДН начисляется по нормативу по следующей формуле:
Плата ОДН = Норматив ОДН * S общего имущества дома * (S квартиры /S всех жилых помещений в доме)
Начисление ОДН в домах с общедомовыми приборами учета
Если дом оборудован общедомовым прибором учета, то плата собственникам за ОДН начисляется по следующей формуле (формула упрощенная, полная формула расчета представлена в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формула №12):
Плата ОДН = Потребленный ресурс (по показаниям общедомового счетчика) – Потребленный ресурс всеми жилыми и нежилыми помещениями (по показаниям поквартирных счетчиков счетчика/по нормативу) * S квартиры / S всех жилых и нежилых помещений в доме.
Что делать при завышении в вашей счет-фактуре ОДН?
Люди с удовольствием будут ругать и хаять всех подряд , в том числе и за начисление завышенного ОДН сидя на диване, но не захотят лично что-то изменить и как минимум поднять свою пятую точку и начать действовать. Если все-таки вы решите разобраться с начислениями в вашей счет фактуре, то первое, что вам нужно сделать, по словам юриста, это создать действующий Совет Многоквартирного Дома. Т.е. Орган, контролирующий деятельность вашей УК. Жильцы дома будут знать друг о друге, у кого какие проблемы и долги. И в УК с жалобами будут бежать не хаотично каждый жилец 100-400 квартирного дома, а председатель со списком претензий собственников помещений МКД. Более того, по Жилищному Кодексу, в каждом многоквартирном доме должен быть свой совет. По документальным отчетам УК, они существуют…Правда порой это мертвые души. На практике встречаются случаи, когда председателем совета может быть умершая 5 лет назад бабушка…
А что с УК?
Руководителей УК тоже можно по-своему понять…Объемы жалоб жильцов просто колоссальные. Но это не отменяет того, что они обязаны реагировать и помогать жителям разобраться, а не присылать отписки…Многие из них знают, что незаконно начислять ОДН, но все-равно начисляют. Поэтому граждане должны сами о себе заботиться, должны знать о своих правах и ими пользоваться в составе совета многоквартирного дома. Если ты собственник, ты должен следить за своим имуществом, ухаживать за ним.
Разбираться с ОДН помогал юрист Татарстанской Региональной Общественной Организации по Защите Прав Потребителей «Справедливое ЖКХ» Заур Гибадуллин
О расчёте платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества при наличии в доме «умного» счётчика
Подход к расчёту платы за коммунальные ресурсы, которые дом потребил на общедомовые нужды, был изменён больше двух лет назад. Но эта тема по-прежнему вызывает много вопросов. Сегодня читайте о том, как рассчитывается объём КР на содержание общего имущества дома в случае, если в МКД установлены «умные» приборы учёта.
Объём ресурсов на содержание общего имущества рассчитывается исходя из нормативов
До выхода № 176-ФЗ коммунальные ресурсы, которые потреблялись в доме вне жилых и нежилых помещений собственников, считались общедомовыми нуждами и при наличии общих и индивидуальных приборов учёта всегда рассчитывались по их показаниям.
ОДН были переведены в статус жилищных услуг по содержанию общего имущества собственников в многоквартирном доме № 176-ФЗ. Плата граждан за такую услугу в соответствии с ч.ч. 9.2, 9.3 ст. 156 ЖК РФ была ограничена платой за нормативы потребления, принятые на уровне субъекта РФ.
Однако Федеральным законом от 29.07.2017 № 258-ФЗ в указанные части Жилищного кодекса РФ были внесены уточнения, которые закрепили право УО/ТСЖ/ЖК производить расчёт платы за КР на СОИ без оглядки на норматив при выполнении следующих условий:
- в МКД установлен общедомовой прибор учёта ресурсов;
- решение о расчёте платы исходя из показаний ПУ принято на общем собрании собственников помещений в таком доме.
То есть только собственник вправе установить, что плата за КР на СОИ начисляется им по показаниям счётчиков, а не в соответствии с нормативом. В ином случае по умолчанию управляющие организации применяют в расчётах с жителями дома нормативы.
Плюсы и минусы установки в многоквартирном доме «умных» счётчиков
При наличии «умного» счётчика расчёт платы за КР на СОИ производится исходя из показаний
В Жилищном кодексе РФ предусмотрена также ситуация, при которой расчёт платы за ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества в доме, производится без применения норматива без проведения общего собрания собственников. Это право исполнителя КУ закреплено в ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ в редакции № 258-ФЗ.
Такой подход к расчётам за КР на СОИ применяется в домах, где установлены «умные» счётчики, или автоматизированные информационно-измерительные системы учёта (АИИСУ). Подобные системы уже широко применяются при учёте потребления электроэнергии и известны как АСКУЭ – автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии.
АИИСУ одновременно снимает и передаёт показания со всех приборов учёта, установленных в многоквартирном доме. Потребители не могут повлиять на эти данные: исключается возможность непередачи сведений о расходе ресурсов в отдельных помещениях или их искажения.
Автоматизированная система должна единовременно снимать показания со всех приборов учёта
При наличии в доме установленной и принятой к расчётам автоматизированной системы учёта объём ресурсов, потреблённых на содержание общего имущества, определяется исключительно исходя из переданных такой системой показаний, без применения нормативов (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Следовательно, даже если в результате расчётов исходя из показаний, собранных в доме АИИСУ, объём потребления ресурсов на содержание общего имущества превышает установленный норматив, УО имеет полное право взимать плату за весь рассчитанный объём.
Управляющая домом организация должна учитывать, что для расчётов исходя из показаний автоматизированной системы должны быть соблюдены несколько обязательных условий:
1. Установка «умных» счётчиков произведена по решению общего собрания собственников помещений в доме. Согласия ОСС не требуется только в случае, если такие системы были установлены в доме по проекту при строительстве многоквартирного дома.
2. Система должна быть принята к учёту исполнителем КУ, о чём составляется акт ввода в эксплуатацию.
3. Установленная АИИСУ одновременно снимает показания со всех установленных в доме приборов учёта коммунальных ресурсов.
Как истребовать у РСО показания индивидуальных приборов учёта
«Умный» счётчик должен быть установлен с согласия собственников
Сегодня в ЖК РФ закреплено право собственников на ОСС принять решение об установке «умных» счётчиков за счёт средств из фонда капитального ремонта (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ). Сделать это они могут с целью снизить плату за КР на СОИ, если потребление ресурсов в доме ниже, чем установлено нормативами.
Автоматизированные системы выгодны и управляющим организациям, потому что они:
- снимут с УО необходимость оплачивать сверхнормативные объёмы ресурсов;
- помогут выявить в доме случаи воровства ресурсов;
- снизят трудозатраты, сняв с УО необходимость принимать показания от жителей дома или производить обходы;
- сделают расчёты между УО и РСО более прозрачными и понятными.
Управляющая организация может выступить инициатором общего собрания, предложив собственникам установить АИИСУ коммунальных ресурсов в соответствии со ст.ст. 44 – 46 ЖК РФ. Решение об установке системы за счёт средств из фонда капитального ремонта принимается не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Автоматизированная система должна быть введена в эксплуатацию
Порядок ввода приборов учёта коммунальных ресурсов в эксплуатацию закреплён в п.п. 81(4) – 81(7) ПП РФ № 354. При этом исполнитель КУ должен проверить соответствие установленного оборудования технической и заводской документации, схему монтажа оборудования согласно техзаданию и его комплектацию, работоспособность системы.
Как правило, приёмка в эксплуатацию автоматизированной системы учёта проводится в три этапа, которые соответствуют ГОСТ 34.601:
1. Приёмка работ по монтажу оборудования и проведение предварительных испытаний.
2. Период опытной эксплуатации.
3. Приёмка системы в постоянную эксплуатацию с составлением актов приёмки комплекса к учёту.
Принимает АИИСУ комиссия, в которую должны входить представители ресурсоснабжающей компании, управляющей домом организации, подрядчика, производившего монтаж и наладку автоматической системы. Также в комиссию можно включить председателя Совета многоквартирного дома или уполномоченного представителя от собственников.
Акт о вводе системы в эксплуатацию составляется минимум в двух экземплярах: один – для РСО, второй – для управляющей домом организации или ТСЖ как заказчика работ (п. 81(7) ПП РФ № 354). В документацию по приёмке системы в эксплуатацию необходимо включить акт приёмки работ по монтажу АИИСУ, акт ввода системы в работу и вся исполнительная и техническая документация по оборудованию.
Все эти документы включаются в состав технической документации на многоквартирный дом и при смене формы управления или управляющей организации в полном комплекте передаются в новую УО, в ТСЖ или собственнику, определённому на ОСС (п.п. 24, 27 ПП РФ № 491).
Обязанности УО при прямых договорах собственников с РСО
На заметку
Управляющие организации, являясь исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, как правило, рассчитывают объём потреблённых на это ресурсов исходя из норматива потребления.
Норматив не применяется, если собственники помещений в доме с ОДПУ приняли на общем собрании решение о расчётах исходя из показаний приборов учёта, или если в доме установлена автоматизированная система учёта ресурсов.
В последнем случае УО должна учитывать, что расчёт платы за КР на СОИ согласно показаниям, переданным «умным» счётчиком, без согласия ОСС производится только в том случае, если система принята в эксплуатацию и снимает показания единовременно со всех установленных в доме приборов учёта.
Если УО требуется согласие собственников и необходимо в кратчайшие сроки провести общее собрание, она может доверить подготовку всех необходимых документов сервису «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает.