Шина (компьютер) — Википедия
Разъёмы шины PCI Express (сверху вниз: x4, x16, x1 и x16). Ниже — обычный 32-битный разъём шины PCI. У этого термина существуют и другие значения, см. Шина.Компьютерная ши́на (англ. computer bus) в архитектуре компьютера — соединение, служащее для передачи данных между функциональными блоками компьютера. В устройстве шины можно различить механический, электрический (физический) и логический (управляющий) уровни.
В отличие от соединения точка-точка, к шине обычно можно подключить несколько устройств по одному набору проводников. Каждая шина определяет свой набор разъёмов (соединений) для физического подключения устройств, карт и кабелей.
Компьютерные шины ранних вычислительных машин представляли собой жгуты (пучки соединительных проводов — сигнальных и питания, для компактности и удобства обслуживания увязанных вместе), реализующие параллельные электрические шины с несколькими подключениями. В современных вычислительных системах данный термин используется для любых физических механизмов, предоставляющих такую же логическую функциональность, как параллельные компьютерные шины.
Современные компьютерные шины используют как параллельные, так и последовательные соединения и могут иметь параллельные (англ. multidrop) и цепные (англ. daisy chain) топологии. В случае USB и некоторых других шин могут также использоваться хабы (концентраторы).
Некоторые виды скоростных шин (Fibre Channel, InfiniBand, скоростной Ethernet, SDH) для передачи сигналов используют не электрические соединения, а оптические.
Присоединители к шине, разнообразные разъёмы, как правило, унифицированы и позволяют подключить различные устройства к шине.
Управление передачей по шине реализуется как на уровне прохождения сигнала (мультиплексоры, демультиплексоры, буферы, регистры, шинные формирователи), так и со стороны ядра операционной системы — в таком случае в его состав входит соответствующий драйвер.
Шины бывают параллельными (данные переносятся по словам, распределенные между несколькими проводниками) и последовательными (данные переносятся побитово).
Большинство компьютеров имеет как внутренние, так и внешние шины. Внутренняя шина подключает все внутренние компоненты компьютера к материнской плате (и, следовательно, к процессору и памяти). Такой тип шин также называют локальной шиной, поскольку она служит для подключения локальных устройств. Внешняя шина подключает внешнюю периферию к материнской плате.
Сетевые соединения, такие, как Ethernet, обычно не рассматриваются как шины, хотя разница больше концептуальная, чем практическая. Появление технологий InfiniBand и HyperTransport ещё больше размыло границу между сетями и шинами.
Первое поколение[править | править код]
Ранние компьютерные шины были группой проводников, подключающей компьютерную память и периферию к процессору. Почти всегда для памяти и периферии использовались разные шины, с разными способами доступа, задержками, протоколами.
Одним из первых усовершенствований стало использование прерываний. До их внедрения компьютеры выполняли операции ввода-вывода в цикле ожидания готовности периферийного устройства. Это было бесполезной тратой времени для программ, которые могли делать другие задачи. Также, если программа пыталась выполнить другие задачи, она могла проверить состояние устройства слишком поздно и потерять данные. Поэтому инженеры дали возможность периферии прерывать процессор. Прерывания имели приоритет, так как процессор может выполнять код только для одного прерывания в один момент времени, а также некоторые устройства требовали меньших задержек, чем другие.
Некоторое время спустя компьютеры стали распределять память между процессорами. На них доступ к шине также получил приоритеты.
Классический и простой способ обеспечить приоритеты прерываний или доступа к шине заключался в цепном подключении устройств.
DEC отмечала, что две разные шины могут быть излишними и дорогими для малых, серийных компьютеров, и предложила отображать периферийные устройства на шину памяти, так, что они выглядели как области памяти. В то время это было очень смелым решением, и критики предсказывали ему провал.
Первые мини-компьютерные шины представляли пассивные объединительные платы, подключенные к контактам микропроцессора. Память и другие устройства подключались к шине с использованием тех же контактов адреса и данных, что и процессор. Все контакты были подключены параллельно. В некоторых случаях, например, в IBM PC, необходимы дополнительные инструкции процессора для генерации сигналов, чтобы шина была настоящей шиной ввода-вывода.
Во многих микроконтроллерах и встраиваемых системах шины ввода-вывода до сих пор не существует. Процесс передачи контролируется ЦПУ, который в большинстве случаев читает и пишет информацию в устройства, так, как будто они являются блоками памяти. Все устройства используют общий источник тактового сигнала. Периферия может запросить обработку информации путём подачи сигналов на специальные контакты ЦПУ, используя какие-либо формы прерываний. Например, контроллер жёсткого диска уведомит процессор о готовности новой порции данных для чтения, после чего процессор должен считать их из области памяти, соответствующей контроллеру. Почти все ранние компьютеры были построены по таким принципам, начиная от Altair с шиной S-100, заканчивая IBM PC в 1980‑х.
Такие простые шины имели серьёзный недостаток для универсальных компьютеров. Всё оборудование на шине должно было передавать информацию на одной скорости и использовать один источник синхросигнала. Увеличение скорости процессора было непростым, так как требовало такого же ускорения всех устройств. Это часто приводило к ситуации, когда очень быстрым процессорам приходилось замедляться для возможности передачи информации некоторым устройствам. Хотя это допустимо для встраиваемых систем, данная проблема непозволительна для коммерческих компьютеров. Другая проблема состоит в том, что процессор требуется для любых операций, и когда он занят другими операциями, реальная пропускная способность шины может значительно страдать.
Такие компьютерные шины были сложны в настройке, при наличии широкого спектра оборудования. Например, каждая добавляемая карта расширения могла требовать установки множества переключателей для задания адреса памяти, адреса ввода-вывода, приоритетов и номеров прерываний.
Второе поколение[править | править код]
Компьютерные шины «второго поколения», например, NuBus решали некоторые из вышеперечисленных проблем. Они обычно разделяли компьютер на две «части», процессор и память в одной и различные устройства в другой. Между частями устанавливался специальный контроллер шин (bus controller). Такая архитектура позволила увеличивать скорость процессора без влияния на шину, разгрузить процессор от задач управления шиной. При помощи контроллера устройства на шине могли взаимодействовать друг с другом без вмешательства центрального процессора. Новые шины имели лучшую производительность, но также требовали более сложных карт расширения. Проблемы скорости часто решались увеличением разрядности шины данных, с 8-битных шин первого поколения до 16- или 32-битных шин во втором поколении. Также появилась программная настройка устройств для упрощения подключения новых устройств, ныне стандартизованная как Plug-n-play.
Однако новые шины, так же, как и предыдущее поколение, требовали одинаковых скоростей от устройств на одной шине. Процессор и память теперь были изолированы на собственной шине, и их скорость росла быстрее, чем скорость периферийной шины. В результате шины были слишком медленны для новых систем, и машины страдали от нехватки данных. Один из примеров данной проблемы: видеокарты быстро совершенствовались, и им не хватало пропускной способности даже новых шин Peripheral Component Interconnect (PCI). Компьютеры стали включать в себя Accelerated Graphics Port (AGP) только для работы с видеоадаптерами. В 2004 году AGP снова стало недостаточно быстрым для мощных видеокарт, и AGP стал замещаться новой шиной PCI Express.
Увеличивающееся число внешних устройств стало применять собственные шины. Когда были изобретены приводы дисков, они присоединялись к машине при помощи карты, подключаемой к шине. Из-за этого компьютеры имели много слотов расширения. Но в 1980‑х и 1990‑х были изобретены новые шины SCSI и IDE, решившие эту проблему, оставив большую часть разъёмов расширения в новых системах пустыми. В наше время типичная машина поддерживает около пяти различных шин.
Шины стали разделять на внутренние (local bus) и внешние (external bus). Первые разработаны для подключения внутренних устройств, таких, как видеоадаптеры и звуковые платы, а вторые предназначались для подключения внешних устройств, например, сканеров. IDE является внешней шиной по своему предназначению, но почти всегда используется внутри компьютера.
Третье поколение[править | править код]
Шины «третьего поколения» (например, PCI-Express) обычно позволяют использовать как большие скорости, необходимые для памяти, видеокарт и межпроцессорного взаимодействия, так и небольшие при работе с медленными устройствами, например, приводами дисков. Также они стремятся к большей гибкости в терминах физических подключений, позволяя использовать себя и как внутренние, и как внешние шины, например, для объединения компьютеров. Это приводит к сложным проблемам при удовлетворении различных требований, так что большая часть работ по данным шинам связана с программным обеспечением, а не с самой аппаратурой. В общем, шины третьего поколения больше похожи на компьютерные сети, чем на изначальные идеи шин, с большими накладными расходами, чем у ранних систем. Также они позволяют использовать шину нескольким устройствам одновременно.
Современные интегральные схемы часто разрабатываются из заранее созданных частей. Разработаны шины (например, Wishbone) для более простой интеграции различных частей интегральных схем.
Топологии шин[править | править код]
Примеры внутренних компьютерных шин[править | править код]
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. |
Параллельные[править | править код]
- Проприетарная Asus Media Bus[en], использовалась на некоторых материнских платах ASUS с Socket 7 и представляла собой шину ISA в специфическом разъеме, размещенном в одну линию с разъемом шины PCI.
- CAMAC для измерительных систем (instrumentation systems)
- Extended ISA или EISA
- Industry Standard Architecture или ISA
- Low Pin Count или LPC
- MicroChannel или MCA
- MBus
- Multibus для промышленных систем
- NuBus или IEEE 1196
- OPTi local bus, использовалась для ранних материнских плат для Intel 80486
- Peripheral Component Interconnect или PCI, также PCI-X
- S-100 bus или IEEE 696, использовалась в Altair и похожих микрокомпьютерах
- SBus или IEEE 1496
- VESA Local Bus или VLB или VL-bus, использовалась в основном на материнских платах для 80486 процессоров и была подключена непосредственно к выводам микропроцессора. Однако встречалась и реализация этой шины в сочетании с ЦПУ IBM BL3 (аналог i386SX) и ранними Pentium
- VMEbus, VERSAmodule Eurocard bus
- STD Bus для 8- и 16-битных микропроцессорных систем
- Unibus
- Q-Bus
Последовательные[править | править код]
- Advanced Technology Attachment или ATA (также известна как PATA, IDE, EIDE, ATAPI) — шина для подключения дисковой и ленточной периферии.
- SATA, Serial ATA — современный вариант ATA
- USB, Universal Serial Bus, используется для множества внешних устройств
- HIPPI, HIgh Performance Parallel Interface
- IEEE-488, GPIB (General-Purpose Instrumentation Bus), HPIB, (Hewlett-Packard Instrumentation Bus)
- PC card, ранее известная как PCMCIA, часто используется в ноутбуках и других портативных компьютерах, но теряет своё значение с появлением USB и встраиванием сетевых карт и модемов
- SCSI, Small Computer System Interface, шина для подключения дисковых и ленточных накопителей
- Serial Attached SCSI, SAS — современный вариант SCSI
Примеры универсальных компьютерных шин[править | править код]
шина — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
ши́-на
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -шин-; окончание: -а [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [ˈʂɨnə] мн. ч. [ˈʂɨnɨ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- резиновый или металлический обруч, оболочка на ободе колеса ◆ Проколоть шину. ◆ Не так бросается в глаза различие в размерах шин: Arnage оснащён чуть более широкими и низкопрофильными Michelin (255/55 R17 против Avon 235/65 R16 на «Роллсе»). Валерий Чусов, «Владеть или управлять?», 2002 г. // «Автопилот» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мы шли по тракторным следам, как по следам какого-то доисторического зверя, но тракторная дорога кончилась, и по старой пешеходной тропинке, чуть заметной, мы дошли до маленького сруба с двумя прорезанными окнами и дверью, висящей на одной петле из куска автомобильной шины, укреплённого гвоздями. В. Т. Шаламов, «Колымские рассказы», 1954–1961 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- мед. приспособление для фиксации конечностей при переломах ◆ Про помощь при переломах написано достаточно, и все это чистая правда — про то, что шина накладывается так, чтобы захватить 2 соседних сустава, что если шины нет, то можно прибинтовать больную конечность к здоровой. «Помоги себе сам», 2004 г. // «Хулиган» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- техн. медный, алюминиевый, значительно реже стальной неизолированный проводник, используемый в качестве сильноточного токопровода (напр., в распределительных устройствах). ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- комп. совокупность проводников для параллельной передачи данных ◆ Известно, что узким местом современных двухпроцессорных компьютеров на базе Xeon является общая системная шина, которая до сих пор имела тактовую частоту не более 533 МГц, а не 800 МГц, как у Pentium 4. Михаил Кузьминский, «Новое поколение системной логики», 2004 г. // «Computerworld» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- комп. топология компьютерной сети, в которой все компьютеры соединяются последовательно ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- покрышка; резина (жарг.)
Антонимы[править]
- —
- —
- —
- —
Гиперонимы[править]
- приспособление
- приспособление
- —
- —
Гипонимы[править]
- автомобильная шина, авиашина
- —
- —
- —
Родственные слова[править]
Этимология[править]
От нем. Schiene «шина, рельс». Русск. шина — с XVIII века. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Анаграммы[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
шина
Существительное, женский род.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- рельс ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- мед. шина (аналог. русск. шина [2] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от нем. Schiene «шина, рельс».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
шина
Существительное, женский род.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- рельс ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от нем. Schiene «шина, рельс».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ши́на | ши́ни |
Р. | ши́ни | ши́н |
Д. | ши́ні | ши́нам |
В. | ши́ну | ши́ни |
Тв. | ши́ною | ши́нами |
М. | ши́ні | ши́нах |
Зв. | ши́но* | ши́ни* |
ши́-на
Существительное, неодушевлённое, женский род, тип склонения 1a.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- шина (аналог. русск. шина [1] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- мед. шина (аналог. русск. шина [2] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- техн. шина (аналог. русск. шина [3] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- комп. шина (аналог. русск. шина [4] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- комп. шина (аналог. русск. шина [5] ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от нем. Schiene «шина, рельс».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Шина (медицина) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Шина.Шина — фиксатор для различных частей тела, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний костной системы. Могут быть как импровизированными, так и стандартизированными. Импровизированные шины изготавливаются из подручных материалов и применяются для оказания первой помощи и фиксации поражённых костей до момента поступления больного в стационар.
Применение шин и повязок изучает медицинская дисциплина десмургия.
Шина-протез[править | править код]
Шина-протез — протез, замещающий какой-либо дефект и одновременно снабженный шинирующими приспособлениями.
Шины для транспортной иммобилизации конечностей[править | править код]
- Проволочная шина Крамера — представляет собой решётку из проволоки, как правило, покрытую тканью или бинтом, для удобства больного, за счет гибкости проволоки может принимать любую необходимую в текущей ситуации форму.
- Шина Дитерихса — предшественник шины Крамера, состоит из 2 деревянных элементов. Длинная часть шины представляет собой доску с просверленными через равные промежутки отверстиями, короткая часть представляет собой доску с втулкой, которая вставляется в отверстия в первом элементе шины, и позволяет обеспечить иммобилизацию конечности во второй плоскости.
- Пневматическая шина — представляет собой полую герметичную камеру, внутрь которой укладывается поражённая конечность, при этом между стенками подается воздух, создавая избыточное давление, что позволяет мягко и надёжно зафиксировать конечность.
Шина-воротник[править | править код]
Шейный воротникШи́на-воротни́к Ша́нца — мягкий фиксатор шейного отдела позвоночного столба, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний шейного отдела позвоночника (остеохондроз, спондиллолистез, смещение и повышенная подвижность позвонков, сколиоз и пр.) у взрослых и детей.[1]
Шина ограничивает сгибание, разгибание и вращение шеи. Тепло и режим покоя способствует уменьшению боли и быстрому выздоровлению.
Стоматология[править | править код]
Шины проволочные по ТигерштедтуШина Вайсенфлю — съемная шина на передние зубы и первые моляры. Состоит из небных накладок со штифтами, которые соединены с гильзами коронок зубов.[2]:366
Шина Ванкевич — шина, которая применяется для фиксации нижней беззубой челюсти. Она состоит из опорной части, фиксируемой на верхней челюсти, и двух вертикальных отростков, прилегающих к беззубой нижней челюсти с язычной стороны. Эти отростки удерживают отломки нижней челюсти в нужном положении. Опорная часть при наличии зубов на верхней челюсти представляет собой зубо-десенную пластмассовую шину, а при беззубой челюсти — обычный съемный протез.[2]
Шина Васильева — ленточная шина из нержавеющей стали толщиной 0,25-0,28 мм с зацепными петлями. Применяется для межчелюстного вытяжения и фиксации челюстей при их переломах. Входит в состав различных наборов для оказания первой помощи. Выгибается по зубному ряду вручную и укрепляется на зубах бронзо-алюминиевой проволокой. Межчелюстная фиксация осуществляется с помощью резиновой тяги.[2]:367
Шина Вебера — зубо-десневая пластмассовая шина для фиксации челюстей. Применяется для лечения переломов без смещения или на заключительном этапе, когда подвижность фрагментов уменьшается, а межчелюстная фиксация опасна возникновением мышечной или суставной контрактуры. Эта шина может также применяться при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда в области угла челюсти со смещением отломков в язычную сторону. В этом случае шина снабжается дополнительной наклонной плоскостью на стороне, противоположной смещению. Но при смещении более 10-15° применение этой шины противопоказано.[2]
Шина несъёмная из полукоронок — система полукоронок, покрывающих передние зубы, спаянная в единый блок. Применяют при шинировании передних зубов. Обладает хорошими фиксирующими свойствами. Но её установка требует дополнительной подготовки зубов. Пазы всех зубов, включённых в шину, должны быть параллельными.[2]
Шины проволочные по Тигерштедту — различные виды шин из алюминиевой проволоки диаметром 1,8 — 2 мм. Предложены С. С. Тигерштедтом в 1916 г. для фиксации челюстей при переломах. Наибольшее распространение получила одночелюстная гладкая шина-скоба и шина с зацепными петлями для вытяжения и межчелюстной фиксации. Шины укрепляют на зубах бронзово-алюминиевой лигатурой толщиной 0,2 мм.[2]
Шина съёмная по Порту — применяется при иммобилизации беззубых челюстей при их переломах. Представляет собой два пластмассовых базиса (верхней и нижней челюсти) с пластмассовыми окклюзионными валиками, соединёнными монолитно по их окклюзионной поверхности. Для питания пациента в передней части валиков вырезают отверстие. Шину применяют вместе с головной повязкой.[2]
Шина съёмная по Гуннингу — применяется для фиксации беззубых челюстей при их переломах. Она состоит из двух пластмассовых базисов. На верхнем базисе шина имеет три вертикальных стержня, которые входят в глухие отверстия на нижнем базисе. Шину применяют вместе с головной повязкой.[2]
Шина Мамлока — система корневых штифтов с накладками на язычную или нёбную поверхность зубов и спаянных вместе или отлитых одним блоком. Применяют для шинирования передних зубов. Применение шины требует депульпации.[2]:368
Шина Шпренга — съёмная шина из спаянных вместе накладок на язычную (небную) поверхность и режущий край передних зубов. Применяют для фиксации передних зубов при заболеваниях парадонта.[2]
Шина Эльбрехта — съёмная шина, представляющая собой замкнутую систему непрерывных кламмеров, охватывающих зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны. Применялась в конце 20-го века, позднее вместо шин Эльбрехта стали применять комбинированные шины с опорно-удерживающими кламмерами системы Нея.[2]
Временное шинирование моляров) — шинирование моляров отличается от шинирования других зубов. Оставляется вертикальная микроподвижность. Клеится медиодистально щечно и язычно. Делается временно для стабилизации, по окончании лечения (хирургического кюретажа) снимается.
- ↑ Бандаж шейный БНЗ-28 (Шина-воротник типа Шанца) ТУ 9396-003-50910339-2000.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 «Справочник по стоматологии» / под редакцией АМН СССР проф. А. И. Рыбакова, проф. Г. М. Иващенко. — издание второе переработанное и дополненное. — : «МЕДИЦИНА», 1977. — 582 с. — (УДК 616.31(031)). — 100 000 экз.
шина — это… Что такое шина?
3.3 шина (tyre): Приспособление, надеваемое на обод колеса машины для уменьшения износа колес и смягчения толчков при движении.
Примечание — Шины могут быть пневматическими или сплошными. Сплошные шины подразделяют на резиновые и нерезиновые (сильнонагруженные). Резиновую шину надевают на цилиндрическую или коническую поверхность, а также на обод для пневматической шины (сверхупругие шины).
3.19 шина : Среда и метод связи между двумя или более устройствами с интерфейсом для последовательной передачи данных.
шина: Проводник с низким сопротивлением, к которому могут быть отдельно присоединены несколько электрических цепей.
[МЭК 60050-605-02-01]
3.3 шина (tyre): Приспособление, надеваемое на обод колеса машины для уменьшения износа колес и смягчения толчков при движении.
Примечание — Шины могут быть пневматическими или сплошными. Сплошные шины подразделяют на резиновые и нерезиновые (сильно нагруженные). Резиновую шину надевают на цилиндрическую или коническую поверхность, а также на обод для пневматической шины (сверхупругие шины).
3.3 шина (tyre): Приспособление, надеваемое на обод колеса машины для уменьшения износа колес и смягчения толчков при движении.
Примечание — Шины могут быть пневматическими или сплошными. Сплошные шины подразделяют на резиновые и нерезиновые (сильнонагруженные). Резиновую шину надевают на цилиндрическую или коническую поверхность, а также на обод для пневматической шины (сверхупругие шины).
33. Шина
Пруток прямоугольного сечения, применяемый в электротехнике в качестве проводника тока, изготовляемый прессованием или волочением
3.1.69 шина (tire): Непрерывное твердое или пневматическое резиновое покрытие, окружающее колесо (обод) транспортного средства.
2.1.4 шина: Проводник с низким сопротивлением, к которому можно подсоединить несколько отдельных электрических цепей.
Примечание — Термин «шина» не включает в себя геометрическую форму, габариты или размеры проводника.
2.1.4. шина : Проводник с низким сопротивлением, к которому можно подсоединить несколько отдельных электрических цепей.
Примечание — Термин «шина» не распространяется на геометрическую форму, габариты или размеры проводника.
50. Шина
Металлическая специальная деталь ортопедической обуви, прикрепляемая к теленку, и расположенная вдоль боковой поверхности голени для ограничения подвижности в голеностопном суставе
Смотри также родственные термины:
71 шина адреса: Шина интерфейса, предназначенная для передачи адреса
74 шина арбитража: Шина интерфейса, предназначенная для осуществления арбитража
72 шина данных: Шина интерфейса, предназначенная для передачи данных
2.3.2 шина для специального использования: Шина, предназначенная для смешанного использования как на автодороге, так и за ее пределами и (или) на ограниченной скорости;
70 шина интерфейса: Группа линий интерфейса, предназначенных для выполнения определенных функций по интерфейсу
47 шина печатной платы: Один или несколько печатных проводников, используемых для передачи цифрового сигнала или электрической мощности.
73 шина управления: Шина интерфейса, предназначенная для передачи сигналов управления
шина уравнивания потенциалов
(equipotential bonding busbar):
Шина, являющаяся частью системы уравнивания потенциалов и обеспечивающая соединение нескольких проводников для целей уравнивания потенциалов.
распределительная цепь
(distribution circuit):
Электрическая цепь, питающая один или более распределительных щитов.
826-14-05
[195-02-05]
короткое замыкание
(short-circuit):
Случайная или преднамеренно созданная проводящая цепь между двумя или более проводящими частями, вызывающая понижение разности электрических потенциалов между этими частями до нуля или значения, близкого к нулю.
826-14-12
[195-04-16]
Примечания
1 Примерами являются пространства внутри перегородок, двойные полы и подвесные потолки, некоторые типы оконных рам, дверных блоков и карнизов.
2 Специально сформированная пустота в элементе здания может также быть обозначена как канал.
826-15-04
[442-02-34 ИЗМ]
кабельный лоток
(cable tray):
Опорная конструкция для кабелей, состоящая из протяженного основания с вертикальными бортами и не имеющая крышки.
826-15-10
826-16-01
передвижное оборудование
(mobile equipment):
Электрическое оборудование, которое перемещается во время работы или может быть легко перемещено с одного места на другое в то время, когда оно подключено к источнику питания.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
Шина (энергосистема) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Шина.Шина — проводник с низким сопротивлением. Термин «шина» не распространяется на геометрическую форму, габариты или размеры проводника[1]. В низковольтных электрических установках шины используют для подсоединения нескольких отдельных электрических цепей. В высоковольтных установках шинами, как правило, соединяют друг с другом высоковольтные устройства в тех местах, где требуется низкое активное и реактивное сопротивление; это позволяет существенно сократить площадь установки, расход материала и трудозатраты. В открытых установках — электрических подстанциях и высоковольтных распределительных устройствах — шины могут эксплуатироваться на открытом воздухе без защитных кожухов. Жёсткие шины изготавливают из меди, стали или алюминия, в форме пластин (полосок), прутков и профилей трубчатого, прямоугольного или иного сечения. Гибкая шина может представлять собой металлическую пластину из меди (или комплект пластин) или кабельное изделие из скрученных жил. Шины могут выпускаться оголёнными или в защитной оболочке.
Шинопровод представляет собой устройство из неизолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций, которые служат для передачи и распределения электроэнергии в производственных помещениях, на территориях промышленных предприятий и т. д. По сравнению с обычными видами электропроводок шинопроводы имеют высокую надёжность электроснабжения и меньшие затраты времени и средств при монтажных работах, они дают возможность переместить в цехе электроприемники в любое место и безопасно отсоединить и присоединить их без перерыва в электроснабжении других электроприёмников. Кроме того, они занимают мало места и не требуют особого ухода. Наибольшее распространение шинопроводы получили в установках до 1 000 В в виде комплектных магистральных или распределительных линий. Наряду с этим в устройствах 6, 10, 35 кВ кабельные и обычные шинные магистрали также стали заменяться комплектными шинопроводами. Их устанавливают на электростанциях (в блоке генератор—трансформатор), на крупных подстанциях (в качестве шинных магистралей), на промпредприятиях (для питания энергоёмких установок) и др.
Конструкция шинопровода зависит от размеров шин, их формы и взаимного расположения, типа изоляторов и способа защиты шин от воздействия окружающей среды. Шинопроводы могут быть открытыми (неизолированные шины на опорных изоляторах) или закрытыми, с изоляционным или металлическим корпусом. Наибольшее применение комплектные закрытые шинопроводы находят в сетях низкого напряжения. В шинопроводах чаще всего используют плоские алюминиевые шины. Шинопроводы различных серий и типов комплектуются из отдельных секций различной конфигурации. Секции могут быть прямые, угловые, ответвительные и другой формы. В состав комплектного шинопровода, кроме секций могут входить: ответвительные коробки, содержащие защитную аппаратуру ответвлений; переходные узлы для соединения между собой шинопроводов различного типа и другие конструктивные элементы.
По назначению шинопроводы подразделяют на магистральные, распределительные, осветительные и троллейные.
Магистральные шинопроводы
Магистральными называются шинопроводы, предназначенные для сооружения магистральных линий, связи подстанций по стороне низкого напряжения, для питания распределительных шинопроводов, распределительных пунктов, отдельных крупных электроприёмников напряжением до 1 000 В частотой 50 Гц. Шинопроводы представляют собой комплектную электрическую сеть, состоящую из конструкций для крепления и отдельных секций, соединяемых между собой предусмотренным способом. Они изготавливаются отдельными секциями нормализованной длины — прямые и фигурные (угловые и ответвительные), что позволяет собрать шинопровод любой конфигурации.
В зависимости от РУНН снимающего напряжение монтируются различные концевые фланцы.
Распределительные шинопроводы
Распределительные шинопроводы – это шинопроводы с меньшими номинальными токами (обычно 250, 400, 630 А) и большим числом ответвлений. Служат для непосредственного присоединения к ним электроприёмников.
Для предотвращения случайных механических повреждений распределительные шинопроводы прокладывают на высоте 2,5 – 3м от пола, с использованием следующих вариантов крепления:
— непосредственное крепление к потолку;
— подвешивание к потолку или фермам при помощи жёстких подвесок;
— непосредственное крепление к стене или колоннам здания;
— опирание на опоры, прикреплённые к полу
Осветительные шинопроводы
применяют для подключения осветительных приборов или потребителей небольшой мощности и выпускают на токи от 25 до 40 А.
Троллейные шинопроводы
применяют для питания цеховых электроприёмников подвижного состава (например, кранов, кран-балок, монорельсовых дорог, напольных тележек, установок для раскроя тканей) и выпускают на токи от 35 А до 1 кА.
Достоинства шинопроводов. Основными достоинствами шинопроводов являются:
· простота монтажа;
· гибкость в эксплуатации – в отличие от кабельных, шинные системы можно легко изменять, дополнять или переносить в другое помещение, здание и устанавливать заново без особых капитальных затрат;
· компактность конструкции, простота осмотра и высокая эксплуатационная надёжность;
· шинопроводы в меньшей степени горючи по сравнению с обычными силовыми кабелями.
К недостаткам шинопроводов можно отнести их более высокую стоимость по сравнению с кабелями. Однако, если сравнивать в целом проект системы электроснабжения с использованием шинопроводов и кабельных линий, учитывая затраты на выполнение монтажных работ и эксплуатационные расходы, то применение шинопроводов выглядит экономически оправданным.
Токопроводящее устройство, состоящее из шин, установленных на опорах из изоляционного материала в каналах, коробах или подобных оболочках, и оснащённое установочно-соединительной арматурой, называется шинопроводом. Шинопроводы могут быть устроены на месте установки из разрозненных элементов или собраны из модульных секций шинопровода заводского изготовления.
Шинопровод может состоять из следующих элементов:
- прямые секции с узлами ответвления или без них;
- секции для изменения положения фаз, разветвления, поворота, а также вводные и переходные;
- секции ответвлённые.
Внутри распределительного шкафа: шина с отводками, защищаемыми плавкими вставками. Сверху справа — главный автоматический выключатель.
Шинопровод тока промышленной частоты и подключённые к нему предохранители в шкафу. Цвета шин соответствуют стандартам СССР.
Шинопровод тока промышленной частоты и подключённые к нему автоматические выключатели в шкафу. Цветовая маркировка шин соответствуют стандартам СССР.
Шинопровод тока промышленной частоты в шкафу. Выполнена разводка на комплектные предохранители. Ввод и шины защищены от касания изоляционными накладками.
Шинопровод тока промышленной частоты и подключённый к нему главный автоматический выключатель (электронный расцепитель) в шкафу.
-
Двухполюсная шина для соединения аппаратов на DIN-рейке
-
Шины на ток 1500 А (ввод в крупное здание)
- 110 кВ
- ↑ ГОСТ Р 51321.1-2007. Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1 : УСТРОЙСТВА, ИСПЫТАННЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО. Общие технические требования и методы испытаний.
Зимняя шина — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 мая 2016; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 мая 2016; проверки требуют 13 правок. Ошипованная зимняя шина компании Nokian Ламелизированная зимняя шина компании MichelinЗимняя шина — автомобильная шина, специально разработанная для использования в холодное время года при температуре ниже +7 °С[1].
Основными отличиями данных шин являются специфические свойства резины и рисунка протектора. Резиновые смеси разработаны таким образом, что при низких температурах шина сохраняет свою эластичность, а значит гарантирует лучшее сцепление и сокращённый тормозной путь на холодных, мокрых, заснеженных и обледенелых дорожных покрытиях. Что же касается рисунка протектора зимней шины, то он отличается высокой плотностью нарезки ламелей (повышенной ламелизацией). Все вышеперечисленные особенности позволяют обеспечить лучшую управляемость и эффективное торможение.
Шины, эксплуатируемые в зимнее время, можно поделить на четыре класса:
- Ошипованные шины.
- Ламелизированные шины.
- Всесезонные шины.
- Шины расширенного диапазона эксплуатации.
В феврале 2014 года финская компания Nokian Tyres представила первую в мире зимнюю шину с выдвигающимися шипами[2].
Ошипованная шина — зимняя шина, оснащённая специальными шипами противоскольжения, обеспечивающими лучшее сцепление с дорогой и более эффективное торможение в условиях гололедицы и обледенелого снега (эффект увеличения коэффициента сцепления происходит посредством врезания шипа и защемлением ламелями дорожного покрытия). Первые ошипованные шины для езды по снегу были созданы в 1933 году компанией Michelin. В среднем одна ошипованная шина содержит от 80 до 150 шипов. Использование ошипованных шин запрещено в большинстве европейских стран (в основном по причине негативного влияния шипов на состояние дорожного покрытия). Данный тип шин широко используется в России и скандинавских странах, где зимы более суровые и продолжительные. Ошипованные шины обеспечивают более эффективное сцепление на льду, но в то же время являются более шумными и склонными к быстрому изнашиванию при езде по асфальтовому покрытию.
Специфика эксплуатации[править | править код]
- Ошиповываться шины должны в специализированных мастерских, владеющие соответствующим технологией и оборудованием.
- Подрыв или подсмол гнезда шипа недопустим.
- Над беговой дорожкой должен выступать только твердосплавный сердечник шипа (1,5—2,2 мм).
- Шины после ошиповки выдерживают при комнатной температуре не менее двух недель (для правильного первоначального формирования гнезда шипа).
- При пробеге первых 200—500 км происходит обкатка шины (вторичное формирования гнезда шипа, его залегание по направлению движения и заточка ламелей).
- Не рекомендуется резко ускоряться, резко тормозить или резко менять траекторию движения как во время обкатки шин, так и в процессе дальнейшей эксплуатации.
- При последующих установках этого комплекта рекомендуется строго соблюдать первоначальное направление вращения шин.
- Лучше использовать заводскую ошиповку.
Фрикционная шина (простореч. «липучка») — зимняя шина, схожая по своим качествам и внешнему виду с ошипованной шиной, от которой отличается полным отсутствием шипов противоскольжения и большей ламелизацией протекторных блоков (эффект увеличения коэффициента сцепления происходит посредством защемления ламелями дорожного покрытия). Наносит минимальный вред дорожному покрытию. Распространено мнение, что имеет улучшенное сцепление на сухом асфальтовом покрытии по сравнению с ошипованной шиной. Однако, результаты испытаний доказывают, что современная ошипованная шина ведёт себя на сухом асфальте порой лучше фрикционной шины. Ведь, если фрикционная шина имеет слишком мягкий состав резины, плюс большую податливость за счёт множества ламелей, тогда на асфальте такая резина словно слегка «плывёт». Кроме того фрикционная шина, как правило проигрывает при гололедице и на укатанном снегу ошипованной шине. Хотя при особенно низких температурах часто фрикционная шина отыгрывается за счёт того, что её мягкость не позволяет «дубеть» резине и продолжает эффективно работать. От ошипованной шины протектор фрикционной «липучки» отличается глубиной и количеством ламелей. Шины «липучки» лучше впитывают воду и будто «прилипают» к поверхности из-за повышенного коэффициента трения. Из-за «эффекта прилипания» и появилось понятие зимней шины «липучки». Стоит отметить, что подобный эффект проявляется далеко не у любой фрикционной резины.
Специфика эксплуатации[править | править код]
- При пробеге первых 200—500 км происходит обкатка шины (заточка ламелей по направлению движения).
- Не рекомендуется резко ускоряться, резко тормозить или резко менять траекторию движения, как во время обкатки шин, так и во время дальнейшей эксплуатации.
- При последующих установках этого комплекта, рекомендуется строго соблюдать первоначальное направление вращения шин.
Всесезонная шина (All-season) — шина, разработанная для круглогодичной эксплуатации (пример — Dunlop SP All Season). «Золотая середина» между сезонными шинами, при этом проигрывает по всем параметрам летом летним шинам, а зимой — зимним. В Европе снискала применение как «межсезонный комплект шин» (во многих странах имеют как правило три комплекта шин для одного автомобиля: зимний — межсезонный — летний). В США, напротив, практически все шины, реализуемые в штатах с тёплым умеренным климатом, являются всесезонными — они пригодны для эксплуатации как летом, так и при не слишком сильном морозе, хотя в снег и гололёд ощутимо уступают специализированным зимним. Также всесезонные шины обладают сравнительно малым ресурсом (~60—70 % от ресурса сезонных шин, эксплуатируемых в соответствии со своим сезоном, но при этом намного более долговечны, чем зимние шины, эксплуатируемые летом).
Шина расширенного диапазона эксплуатации[править | править код]
Достаточно редкий тип шин разработанный для эксплуатации в температурных режимах от +50 °С до −15 °С (один из ярких примеров — Michelin Energy XT-2). Обладает весьма внушительным ресурсом (по отношению к летним шинам ≈ 80—95 %).
Протектор (элемент шины) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Протектор.Протектор ламелизированной шины Michelin Alpin (зимний не ошипованный)
Протектор (от лат. protector — тот, кто прикрывает, защищает)[1] — элемент шины (покрышки) колеса, предназначенный для защиты внутренней части шины от проколов и повреждений, а также для формирования оптимального пятна контакта шины.
Существуют несколько типов протекторов: внедорожные, с высоким рисунком и мощными грунтозацепами; универсальные, подходящие для езды по пересечённой местности и по асфальту; гладкие (слики и полуслики), предназначенные для езды в основном по укатанным трассам. Также протекторы разделяются по особенностям расположения блоков: симметричные, асимметричные, направленные и ненаправленные[2]. Симметричные монтируются согласно знаку направленности (rotation), а асимметричные — согласно маркировкам outside (внешняя сторона) и inside (внутренняя сторона). Шины с симметричным протектором для левой и правой сторон автомобиля одинаковы.
Шины различные по сезону имеют также и различную конструкцию протектора. Одним из основных элементов протектора зимних шин являются так называемые ламели[3]. Они применяются в производстве шины ещё с начала 1960-х годов и представляют собой узкие надрезы на блоках протектора шины. Ламели постоянно модифицируются и функционально улучшаются, и каждый производитель шин имеет хотя бы один патент на зимние ламели[источник не указан 1908 дней]. Именно ламели помогают протектору цепко держаться на льду и укатанном снегу. Для зимы также предназначены и шины с ошипованным протектором. Протектор летних шин более жёсткий и его основной задачей является сцепление на сухой и мокрой дороге.
Так как одной из функций протектора является придание автомобилю устойчивости и управляемости, существуют ограничения по износу протектора. В частности, в законодательствах ряда стран указана минимальная допустимая глубина протектора в 1,6 мм. Современные шины имеют специальные выступы в канавках протектора — индикаторы износа. Когда поверхность шины стирается до уровня этих индикаторов, шина непригодна к дальнейшей эксплуатации[4][2].