Posted on

Содержание

Нулевая шина: разновидности, для чего нужна

Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке. Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы. Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.

Нулевая шина2

Требования, предъявляемые к нулевой шине

  • Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
  • Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
  • В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).
    Нулевая шина3При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.

    Важно! Использование одной шины для подключения рабочего нуля и заземления, запрещено! Это принципиальный вопрос, необходимо понимать разницу между разделением и объединением PE и N.

    С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы.

  • Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.
  • Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода.
  • Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.
  • Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.

Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.

Почему применяются разные системы заземления

  1. Схема, не противоречащая современным Правилам устройства электроустановок (ПУЭ): TN-S. К вам в распределительный щиток заходят три проводника (напомним, речь идет об однофазной схеме).
    Нулевая шина4
    На установке, производящей электроэнергию (в нашем случае — трансформаторная подстанция), шина нулевая с заземлением представляют собой глухо заземленную нейтраль. Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке. Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект. На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено. В случае повреждении нулевой шины на пути от генерирующего оборудования до потребителя, заземление остается в целости и сохранности.
  2. Устаревшая, но широко применяемая в зданиях старой постройки схема TN-C. Заземление не выведено отдельным проводником, в щитке присутствует лишь нулевая шина.Нулевая шина5Соединять с нулем проводник заземления, запрещено Правилами устройства электроустановок. Поэтому в данной схеме подключения «земли» в привычном понимании просто нет.

Для чего нужна нулевая шина

Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:

Нулевая шина6

Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.

  • Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
  • Все контакты находятся под визуальным контролем.
  • Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
    Нулевая шина7
  • Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
  • Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
  • Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.

Какими бывают нулевые шины

По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.

Нулевая шина8

Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям. В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным. Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.

Нулевая шина9

Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.

Нулевая шина10

Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.

Нулевая шина11

Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.

Нулевая шина12

Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.

Нулевая шина13

Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».

Нулевая шина14

Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.

Какого производителя выбрать

На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.

Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.

Видео по теме

Нулевая шина: устройство, назначение, характеристики

Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Требования к монтажу и обозначениям нулевых шин отражены в ПУЭ в пунктах 1.1.29-1.1.31 (см. Главу 1.1). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Назначение

Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:

  1. Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
  2. Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
  3. Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
  4. Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
  5. Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник, мы рассказывали в отдельной статье.

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

НШ от IEK

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

Распределительный щит фото

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Наверняка вы не знаете:

для чего нужна, основные характеристики и правила монтажа, какими бывают, и какого производителя выбрать

С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.

Требования безопасности ПУЭ

шина нулеваяСистема электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.

Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.

Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.

шина нулевая

Использование общей нулевой шины для подключения нуля и заземления приведет к замыканию. Стоит понимать отличие между разделением и объединением по типу PE и N.

Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины:

  1. Токопроводящая жила из прочного металла.
  2. Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.

шина нулеваяВ свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.

Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.

Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.

шина нулевая

Если проводник произведен без корпуса, в таком случае его монтаж производят на изоляторах.

Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.

Целевое назначение: для чего нужна

шина нулеваяОсновная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.

Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).

Преимущество использования:

  1. Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
  2. Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
  3. Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
  4. Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
  5. Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.

Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.

Характеристики

Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода. Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем.

шина нулевая

Поскольку многие используемые распределительные щиты выполнены с использованием DIN реек, удобно будет установить клеммное оборудование идентичной конструкции.

шина нулеваяХарактеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ:

  1. TN-S.
  2. TN-C.

В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины. Такая схема считается наиболее безопасной, поскольку нулевая и заземляющая шина отделены непосредственно на вводе устройства в помещение.

шина нулевая

В распределительном щите вновь объединять шины запрещено. Если происходит повреждение нулевой шины от генерирующего оборудования до конечного потребителя, то само заземление не страдает.

Во втором варианте представлена устаревшая, но популярная схема по типу TN-C. В данном случае заземление не представлено отдельным проводником, а в самом в щитке есть исключительно нулевая шина. Здесь также соединять землю и ноль нельзя. Поэтому здесь понятия «земля» в его привычном представлении нет.

Правила монтажа

шина нулеваяВ зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:

  1. Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
  2. Монтаж через угловые изоляторы.
  3. Крепление в электрощитке.

Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:

  1. Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
  2. Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.

После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно. При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть.

Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.

Полезное видео

виды, маркировка, назначение и устройство (125 фото)

Нулевая шина – это одна из деталей шин сборного типа, которая используется в процессе соединения нуля и заземления. Заземляющие шины нулевого типа, являются обязательными во время обеспечения электрических сетей.

Краткое содержимое статьи:

Конструкция

Прежде чем разобраться с тем, как подключить нулевую шину, следует внимательнее изучить конструкционные характеристики описываемого элемента. Нулевая шина представлена в виде жилы, отвечающей за проведение тока, её основа создана из пластмассы и задействуется для установки на DIN планку.

В проводящей ток жиле, присутствуют выемки и болты зажимного типа, они задействуются для фиксирования проводников шины, а также обеспечивают качественную внутреннюю разводку прибора распределения.

Описываемые шины разнятся друг с другом следующими элементами:

  • наличием и отсутствием корпуса;
  • числом установочных отверстий;
  • длиной.

Чтобы обеспечить хорошее соединение, шины нулевого типа, изготавливают из латуни и меди.

технические характеристики, правила установки и преимущества

Содержание статьи:

Шина нулевая – контактная колодка, предназначенная для электрического и механического подсоединения нулевых защитных «РЕ», рабочих «N» и фазных элементов сети. Используется для правильной организации проводки в распределительных щитах или распаячных коробках. Монтаж защитной системы проводится на DIN-рейке, электрическом щитке, угловых изоляторах.

Почему применяются разные системы заземления

Защитное заземление внешних металлических частей электротехнических приборов снижает риск поражения людей электрическим током при повреждении изолятора или прикосновении к оборванным проводам. Защитные функции заземления построены на двух принципах: снижение разницы потенциалов между заземляемыми и соседними проводниками, а также отвод тока утечки при взаимодействии фазного с заземляемым проводом. Нештатная ситуация сопровождается немедленным срабатыванием устройства защитного отключения — УЗО.

Для чего нужна нулевая шина

Нулевая шина в корпусе

Контактная колодка решает ряд задач:

  • Быстрое и надежное подключение одножильных, многожильных кабелей, питающих нагрузки. Шина допускает подключение максимум 40 линий сечением 3 мм.
  • Формирование неразрывной электрической цепи на отрезке «заземление – нагрузка».
  • Разделение проводов на защитное и рабочее заземление.
  • Улучшение эффективности распределительных щитов.

Отдельного внимания заслуживает возможность организации видимой клеммы при установке прибора с прозрачной крышкой, позволяющего заземлять и нейтрализовать проводники на соответствующих шинах.

Какими бывают нулевые шины

Нулевые шины для крепления на металлическую Дин-рейку, G-рейку или панель щита бывают изолированными и без дополнительной защиты. Изоляцией для клеммы служит плоская ПВХ основа или планка, оснащенная двумя полимерными «ножками» (например, ШНИ-6х9-6-У2-Ж от IEK). К изолятору брусок крепят по центру или по краям.

Нулевая шина без дополнительной защиты
Изолированная нулевая шина

На участках, требующих дополнительной защиты или подключения нескольких проводников: N «ноль», PE «земля», PEN «земля-ноль» применим полимерный корпус, предложенный различными цветовыми решениями: голубым для нейтрали, желтым или зеленым для заземления.

Конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины представлена металлическим бруском с отверстиями и зажимными контактами (болтами), повышающими безопасность разводки проводов. Функции проводников выполняют медные, бронзовые, латунные элементы, изолятором служит полиамид, не поддерживающий горение. Монолитное исполнение изделия упрощает обслуживание, повышает надежность фиксации.

Характеристики нулевых шин

Пример использования кросс-модуля

Неизолированная шина нулевая со сторонами 6*9мм и 8*12мм, длиной 0,5 и 1 м отличаются двумя способами подсоединения проводников: по центру или краям изделия.

Шина нулевая изолированная с двумя полимерными «лапками» для крепления к щиту, питает провода через верхние, боковые отверстия. Размеры брусков (ширина/высота): 6*9 и 8*12 мм.

Шина нулевая HCD имеет универсальные крепления: на Din-рейку и поверхность щитка одновременно. Базовые размеры металлического бруска 6*9 мм и 8*12мм.

Нулевая шина с изолятором CD крепится на Din-рейку по центру изделия. Размеры клеммы 6*9мм, 1 м.

Кросс-модуль представлен нулевой рейкой в корпусе для монтажа в щиток или 2-4 проводниками в полимерной коробке, фиксируемой на DIN-рейке или плоской поверхности через отверстия на задней панели. Устройство содержит отверстия различных диаметров, позволяя подключать провода соответствующих сечений.

Допустимый ток для использования кросс-модуля в электросети 100-125 А, номинальное напряжение 500В.

Правила установки

Монтаж простейшей клеммы к щитку выполняют закрытым и открытым способом. Первый вариант предупреждает злонамеренную порчу шины мощных или важных устройств, второй метод применим при отсутствии риска повреждения аппарата. Нулевые колодки с винтовыми соединениями фиксируют к распределительному щитку на DIN рейке, дополнительной изоляции для заземления не предусмотрено.

Сечение нулевых и фазных проводников является одинаковым. Аналогичное требование предъявляется к параметрам шины: действительным сечением считается размер наиболее тонких участков. При объединении группы проводников земли и нуля конечные потребители после разделения ввода «PEN» подключают к разным шинам: PE и N.

Допустимый диапазон внешней температуры для монтажа проводников -40…+50°С, относительная влажность – 90 %. Номинальное напряжение на линии – более 400В.

Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии

Часто распределительные шкафы импортного производства (ABB Mistral) комплектуются одной шиной «N» и «P», а если электрик планирует заземлять три УЗО, ему потребуется 3 маленькие колодки вместо одной большой. Поскольку размеры фирменных щитков, изолированных коробок исключают размещение обычных шин, монтажникам приходится распиливать существующую планку или покупать по индивидуальному заказу. Погрузив полученные изделия в пластиковый корпус, остается проверить устойчивость крепления латунных отрезков.

Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4

Шина заземления на Дин-рейку крепится отдельно от нулевой колодки, использование общей клеммы запрещено.

Как подключить несколько автоматов

Выбор схемы определяется особенностям конкретной электрической сети. Наиболее простой способ – установить одно УЗО сразу после счетчика. Более безопасный вариант – подключить защитные аппараты на индивидуальных линиях. При сбое одного устройства остальные останутся в рабочем состоянии. Реализация второй схемы требует использования габаритного щитка.

Простая схема

Схема подключения УЗО в однофазной сети с заземлением

На примере удобно рассмотреть однофазную схему, применяемую для большинства квартир многоэтажных домов. На входе установлен двухполюсный автомат включения, подсоединяющий УЗО. Шина «0» в электрощите обозначена маркировкой «N». Двухполюсное устройство защитного отключения подключено к двум однополюсным автоматам. Выход отдельных автоматов позволяет параллельно подвести нагрузки.

Фаза, подключенная к автомату включения, заходит на вход УЗО с выводом на рубильники. Нулевой выход с автомата направляется к соответствующей шине, затем на вход подключенного аппарата. Нулевой провод, выходящий из оборудования потребителя, направляется ко второй нулевой клемме. Наличие дополнительной шины «0» позволяет УЗО контролировать входящее и выходящее напряжение.

Если подключено два УЗО, латунных колодок потребуется три: основная шина нулевая с маркировкой N1 и бруски N2, N3 для устройств защитного отключения. Заземляют УЗО к дополнительному элементу электрощита – шине «P».

Трехфазная сеть

Трехфазная схема распределительного щита

Специальные сети включают трехфазное УЗО на 8 контактов или три однофазных. Принцип подключения аналогичен, но фазы А, В и С питают нагрузки под напряжением 380 В.

На отходящих ветках подключены однофазные УЗО с двумя полюсами. Для прикрытия тока утечки в диапазоне 10-30 мА перед УЗО вставляют отдельные автоматы. Однако в схеме после УЗО не допускается соединение рабочего нуля и заземления.

Какого производителя выбрать

Если УЗО, проводка, выключатели произведены компанией IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые и заземляющие рейки купить аналогичной марки. Экстремально дешевые шины «N» (ноль) повышают вероятность поломок, сопровождающихся проблемами для дорогостоящих электроприборов.

Шина «0» и заземление присутствует в новых домах, подключенных к трехфазной сети. Здания старой постройки располагают фазой и нулем, заземляют нагрузку третьим проводником на розетки, а затем на потолок к месту подключения люстры. Включателям «землю» не подают.

Монтаж систем защиты однофазной и трехфазной сети требует учета множества параметров, правильным решением будет поручить расчет и установку шин нуля, заземления квалифицированным специалистам.

Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

Шина нулевая представляет собой один из конструкционных элементов сборных шин и применяется для подключения проводников заземления и нуля. Нулевые шины — незаменимый элемент при организации электрических сетей как переменного, так и постоянного тока.

Конструктивные характеристики

Конструкция нулевой шины включает токопроводящую жилу и пластиковое основание, используемое для монтажа на ДИН рейку. В токопроводящей жиле есть отверстия и зажимные болты, используемые для закрепления в ней проводников. Отверстия и болты используются также для правильной разводки по распределительному устройству проводов нейтрали. Нулевые шины отличаются по длине, способу установки и количеству монтажных отверстий.

Шина нулевая на DIN-рейку

Чтобы создать качественное соединение и упростить сервисное обслуживание, медные или латунные устройства изготавливаются в виде целостных токопроводящих элементов. Существуют шины в корпусе и устройства заземления без корпуса, токопроводящие элементы обоих типов устройств одинаковы. Если проводник изготовлен без корпуса, его устанавливают на изоляторах.

Чтобы дифференциальная защита работала исправно, необходимо правильное подключение ее устройств и разделение в распредщите проводников NPE. В случае с металлическим щитом используется изолированный нулевой провод от корпуса.

Задачи

Область применения шин — сети постоянного и переменного тока с напряжением до 400 вольт. Их использование позволяет:

  1. Организовать несколько областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
  2. Обустроить заземление видимого типа, которое представляет собой устройство с прозрачной крышкой, позволяющей прикрыть клеммник.
  3. Улучшить общий эффект от использования защитной автоматики.
  4. Создать условия для неразрывности электроцепи на участке с заземлением — вплоть до нагрузки.
  5. Разделить проводники защитного и рабочего заземления.

Разделение нулевых проводов и проводников заземления

Характеристики

К подбору нулевых шин разработан четкий подход. Основное, на что следует обращать внимание, — сечение провода, которое не должно превышать сечения в главной заземляющей шине.

В один узел допускается ввод от одного до сорока проводников. Например, для метода 3×40 выбирают провод с 3-миллиметровым сечением.

Основные технические параметры нулевых шин указаны в таблице ниже. Продукция каждого изготовителя имеет свои особенности. В данном случае рассматриваются изделия компании ЭТМ:

Ассортимент нулевых шин от компании ЭТМ

Параметры установки

Монтаж планки возможен на DIN-рейку, через угловые изоляторы или в электрический щиток. Монтаж может осуществляться открытым или закрытым способом. Открытый (с видимой клеммной колодкой) — оптимальный вариант, когда есть шкаф, к которому ограничен доступ посторонних. Закрытый способ практикуется в случае применения оборудования, подключенного к важным элементам системы (например, силовая розетка для электроустановок).

Нулевая шина: устройство, назначение и характеристики

Шины нулевые

Шина нулевая Schneider Electric

Нулевая шина – это один из элементов конструкции систем сборных шин, который используется для подключения проводов заземления и нулевых проводников. Сфера использования данного изделия – электрические сети с переменным и постоянным током. Напряжения в сетях может достигать 400В. Сегодня при монтаже электрощита специальные нулевые шины крайне необходимы и не имеют аналогов. О том, в чем, собственно, заключается важность данных аксессуаров для электрощитов, мы расскажем в нашей статье.

Подробно и внимательно рассматривая конструкцию нулевой шины становится очевидным, что по сути она состоит из ТПЖ и пластикового основания, при помощи которого осуществляется монтаж на дин-рейку.

Токопроводящая жила оснащена специальными отверстиями, а также зажимными болтами, что служит для прочного закрепления проводников внутри конструкции. Кроме того, такие особенности позволяют аккуратно и с наибольшей безопасностью развести нулевые проводники.

Нулевые шины на современном рынке электротехнической продукции представлены в большом разнообразии. Так, все изделия отличаются друг от друга методом крепления, числом отверстий для монтажа, а также длиной.

Нулевая шина – это цельный токопроводящий медный или латунный элемент, обеспечивающий качественное соединение. Количество зажимов, идущих от нулевых проводников, может быть абсолютно различным. Данное изделие имеет корпус или же монтируется в изолятор.

Применение нулевых шин

Использование такого, на первый взгляд незначительного элемента, как нулевая шина, позволяет решить ряд очень серьезных задач. К таковым относятся:

  • возможность создания сразу некоторого числа точек для подсоединения нагрузок, которые имеют направление «общий ввод – нулевой проводник»;
  • возможность сделать заземление видимым за счет прозрачной крышки, закрывающей клеммы;
  • повышение эффективности защитных автоматов;
  • гарантия неразрывности электроцепи на отрезке «заземление – конкретная нагрузка»;
  • возможность разделения проводов в системе.

На сегодняшний день действуют строгие требования в отношении выбора нулевых шин. Самым важным правилом является исключение превышения сечения проводника относительно величины в главной заземляющей шине.

Правила монтажа

Нулевая шина может устанавливаться на дин-рейку и внутрь электрощита. Возможна и открытая, и закрытая установка. Первый вариант является самым оптимальным для закрытого электрического шкафа, а второй – для оборудования, присоединяемого к наиболее важным элементам. Пример: силовая розетка для различных электроинструментов. 

Торговая сеть «Планета Электрика» имеет в своем ассортименте большой выбор аксессуаров для электромонтажа, в том числе компоненты систем сборных шин. Нулевые шины, представленные в наших торгово-выставочных залах, выпускаются такими производителями, как IEK, Schneider Electric,  TDM ELECTRIC  и др. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *