Ремонт погружных насосов для скважин: как правильно своими руками
Необходимость ремонта насоса для скважины может возникнуть в любое время, даже после недавней установки. Локальная водопроводная сеть имеет преимущества перед коммунальной. Владелец скважины не зависит от поломок в городских сетях, нерадивости коммунальных служб и работников водоканала. Однако надо помнить, что все дефекты, возникающие в частной водопроводной сети, ее владелец должен устранять сам, вплоть до замены оборудования.
Распространенные причины выхода насосного агрегата из строя
Продолжительная работа оборудования без поломок возможна только в том случае, если монтаж насоса в скважину проведен качественно, с выполнением всех требований инструкции. Но самостоятельный монтаж агрегата может привести к потере гарантии при выходе его из строя, а поэтому к решению такого вопроса надо подходить взвешенно.
Известно, что неисправность легче предотвратить, чем устранять последствия. Поэтому рекомендуется во время эксплуатации агрегата проводить периодические осмотры. Если электронасос работает устойчиво и параметры перекачиваемой среды в пределах нормы, то нет необходимости доставать его из скважины. Можно обойтись осмотром соединений трубопроводов в доступных местах и проверкой сопротивления изоляции (Rиз.) обмоток электродвигателя на корпус. В «сухом» состоянии это значение должно быть не менее 10 Мом, а у насоса, находящегося в скважине, — 0,5 Мом. Из практики известно, что если Rиз., измеренное на поверхности мегомметром на напряжение 500 В, будет больше 500 Мом, то и в погруженном состоянии оно будет соответствовать установленным значениям.
Обычно полученные результаты фиксируют в паспорте агрегата для проведения анализа изменений изоляции во времени. При устойчивом снижении значений необходимо определить причину. Для этого насос нужно извлечь наружу и просушить. Если Rиз. будет составлять более 0,5 Мом, то насос допускается к дальнейшей эксплуатации, если нет — то, скорее всего, придется заменить его в скважине.
Так как насосный агрегат состоит из 2 частей — электрической (двигатель) и гидравлической (собственно насос), — то и поломки возникают в них независимо друг от друга. Если агрегат установлен в колодец, то возникает большая вероятность поломки гидравлической части из-за попадания в нее ила и песка. Избежать этой ситуации позволит бурение скважины. Изготовление такого сооружения глубиной более 30 м практически полностью исключит выход из строя насосной части. Однако поломка электродвигателя возможна везде.
Неисправности двигателя
В двигателе насоса поломки могу возникнуть как в механической, так и в электрической части. При длительной работе агрегата и отсутствии профилактических проверок может забиться илом или песком пробка-фильтр, которая обеспечивает поступление воды на охлаждение подшипниковых узлов. Находящиеся в них подшипники качения смазываются и охлаждаются маслом, которое, в свою очередь, отдает тепло воде. Если этого происходить не будет, то подшипник может выйти из строя. Его поломка приведет к заклиниванию ротора и, как следствие, к поломке всего агрегата. Этот дефект проявляется во время пуска насоса. При очередном пуске двигатель будет отключаться действием тепловой защиты. Для этого агрегат необходимо обесточить и поднять на поверхность.
Для подтверждения правильности определения дефекта необходимо демонтировать защитную сетку, установленную в месте сочленения частей и проверить легкость вращения вала. В рабочем насосе он должен легко проворачиваться усилием руки. Затем двигатель отсоединяют от гидравлической части и снова проверяется вращение вала. Если он заклинен, то дефект подтвержден. Разборку двигателя и замену подшипника скважинного насоса своими руками при отсутствии специального инструмента и навыков провести практически невозможно. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся ремонтом такой техники. Если и там отремонтировать двигатель не удастся, то необходимо заменить насос в скважине.
Перед установкой нового агрегата требуется осуществить все замеры и записать их результаты в паспорт агрегата. Установку и подключение скважинного насоса можно провести самостоятельно. Вновь установленный насос должен находиться в скважине не менее часа перед первым пуском. Затем повторно замеряется Rиз. и сопротивление обмоток и только при нормальных результатах проводят пуск агрегата. Во время работы проверяется герметичность трубопроводов, параметры рабочей среды. При необходимости проводят настройку автоматики.
Все неисправности обмоток двигателя (обрыв или межвитковое замыкание) сопряжены с разборкой и заменой обмоток. Как правило, такой ремонт не выполняется даже в мастерских. В этом случае потребуется замена агрегата.
Неисправности гидравлической части
В процессе эксплуатации скважина заиливается и в работающий насос начинают попадать ил и песчинки. Со временем они накапливаются в сегментах устройства и могут привести к заклиниванию рабочих колес. В этом случае при пуске агрегата будет периодически срабатывать защита, т. к. двигатель будет не в состоянии провернуть вал. При такой поломке, как и в случае с двигателем, придется извлекать механизм и ремонтировать дефектный узел. В этом случае возможен ремонт насоса своими руками.
Для устранения неисправности агрегат необходимо расчленить и снять насос. Чтобы извлечь рабочие колеса с направляющими аппаратами, нужно удалить стопорное кольцо, которое фиксирует крышку с напорным патрубком. После этого из корпуса можно свободно извлечь вал с рабочими колесами. Так как в большинстве погружных насосов они выполнены из пластика, то являются неремонтопригодными и поэтому проводится их замена. Приобрести эти детали не составляет труда, они всегда есть в продаже в специализированных магазинах. Покупать нужно только те колеса, которые подходят к марке данного насоса.
Установка новых колес обычно вопросов не вызывает. Сборка агрегата проводится в обратном порядке. Затем проверяется легкость вращения вала. Кратковременный пуск отремонтированного насоса проводится в емкости с водой. «Сухой» агрегат пускать, даже кратковременно, не рекомендуется. После окончания всех проверок осуществляется монтаж скважинного насоса. К нему подсоединяют трубы или шланги, удерживающий тросик, и агрегат опускают в ствол скважины.
Перед тем как подключить скважинный насос к системе, рекомендуется прокачать скважину. Для этого необходимо отвести трубу в сторону и включить агрегат на 30-40 минут. Во время работы насоса надо отобрать несколько проб воды и проверить ее на отсутствие осадка. Если он есть, особенно в последних пробах, то пришло время чистки скважины. В противном случае аналогичный дефект не заставит себя ждать. Если же осадок не обнаружен, то насос подключается к системе.
Поломки системы автоматики
Автоматика в системе подачи воды частного дома предназначена для постоянного обеспечения потребителей жидкостью в пределах заданных параметров. Правильно выбранная и настроенная система защищает электрооборудование и продлевает время безаварийной работы. Но из-за невысокого качества некоторых элементов автоматики возникают отказы в работе всей системы водоснабжения.
Обычно это связано с поломкой реле давления. Оно устанавливается на напорной трубе перед входом в аккумулирующую емкость и предназначено для поддержания давления воды в пределах установленных значений. Это означает, что при достижении нижнего значения уставки насос должен включиться, а верхнего — отключиться. Если этого не происходит, то, скорее всего, реле вышло из строя. Так как оно неремонтопригодно, то элемент надо заменить. Обычно реле в торговой сети продаются с выставленными уставками.
Часто включаться и выключаться насос может по причине поломки обратного клапана, который пропускает воду обратно в скважину. Если в системе установлен разборный элемент, то отремонтировать его можно просто. Обычно поломка связана с «залипанием» сердечника. Частые пуски насоса могут происходить из-за разрыва мембраны в гидроаккумуляторе.
Если в водопроводной сети низкое давление, а насос работает и долго не выключается, то скорее всего в системе появилась утечка. Место определяется визуальным осмотром. При течи трубопровода в стволе шахты хорошо слышен характерный шум воды. Дефектные трубопроводы подлежат замене.
В случае если вода в кране отсутствует и не работает насос, то неисправность надо искать в пускорегулирующей аппаратуре насоса. Это может случиться, если произошел пробой конденсатора. В этом случае, при повторном пуске, может сработать тепловая защита двигателя. Как правило, после остывания обмоток она приводит свои контакты в нормальное положение, но иногда этого не происходит и их приходится замыкать принудительно.
Чтобы обезопасить свой насос и систему в целом, необходимо правильно подобрать систему автоматики, которая бы соответствовала параметрам насосного агрегата, имела достаточное количество защит и была качественно выполнена. А перед тем как подключить насос, необходимо провести все требуемые инструкцией мероприятия по монтажу, проверке и настройке.
kolodetsoved.ru
Ремонт погружного насоса для скважины своими руками — ВикиСтрой
Устранение засоров
Сказать, что качество воды в скважине далеко от идеального — не сказать ничего. Даже если насос оборудован фильтрующим устройством, оно будет нуждаться в периодической очистке, да и не сможет грубый глубинный фильтр задерживать мелкую фракцию, оседающую на крыльчатке и корпусе.
Большинство скважинных насосов ломаются именно из-за засоров рабочей части песком и отложениями известняка. Как минимум раз в два года нужно извлекать насос из скважины, промывать его и очищать поверхности функциональных элементов от загрязнений. Пусть вас не смущает малое количество отложений: после того как на поверхности появился налёт, дальнейшее накопление отложений происходит лавинообразно.
Прокачка воды в глубинных насосах происходит за счёт нескольких крыльчаток, последовательно насаженных на вал. Их нужно снять, запомнив порядок сборки, а затем очистить от грязи вместе с внутренней поверхностью гильзы, сеткой и прочими элементами, контактирующими с водой. Поверхности деталей не следует очищать механически, избегая появления царапин. Лучше воспользоваться щадящей бытовой химией для снятия накипи и преобразователями ржавчины, а затем оттереть остатки налёта мягкой синтетической щёткой или грубой стороной губки для посуды.
Проверка линии питания
Первичная диагностика насоса включает в себя его изъятие из скважины и кратковременное включение «на сухую» с контролем вращения вала. При этом следует обращать внимание на характер гудения двигателя: он не должен испытывать дополнительной нагрузки, категорически неприемлемы треск, шелестение и неравномерный гул.
Обращаем ваше внимание, что проверять насос нужно без переподключения к электросети. Длина и сечение провода должны быть такими же, как и в повседневной работе. Связано это с тем, что падение напряжения на линии питания более 30–50 метров может быть весьма существенным, к тому же нельзя исключать перелом жил, пробой изоляции и неисправности защитно-пусковой автоматики.
Повреждение изоляции сетевого кабеля
Прежде всего, отсоедините одну из жил питания с клеммной колодки насоса и измерьте напряжение — оно не должно быть ниже допустимых паспортных значений. Если падение напряжения слишком сильное, то замените кабель на более качественный или увеличенного сечения. Также в полностью отсоединённом кабеле измерьте сопротивление между жилами и каждой из них отдельно. В первом случае мультиметр не даст показаний ни в одном из диапазонов, обратное свидетельствует о пробое изоляции, что свойственно для марок ПВС, изолированных вспененным ПВХ пластикатом. Значение сопротивления самих токоведущих жил внесёт больше ясности в проблему падения напряжения, поможет исключить влияние переходных сопротивлений на клеммных зажимах.
Также не забудьте выяснить, не вышел ли из строя защитный автомат. Его номинал точно подбирается под насос, чтобы при малейшей перегрузке питание отключалось, не допуская повреждений моторной части. Преимущественно используются автоматические выключатели с характеристикой отключения «А», номинал подбирается и регулируется как по мощности насоса, так и по напряжению питания и длине линии.
Отличие штанговой конструкции от монолитной
Как уже упоминалось, существует два типа конструкции скважинных насосов. Их проще всего отличить по расположению двигателя: в монолитных он расположен в верхней части общего корпуса и омывается потоком воды. В штанговых разновидностях моторный модуль крепится снизу через фланцевое соединение, валы насоса и двигателя соединены шлицевой муфтой. Забор воды ведётся в средней части корпуса через сетку и потому такие насосы в большей степени подвержены работе на сухом ходу при малом динамическом уровне скважины.
Главное преимущество штанговой конструкции — возможность определить причину неисправности без основательной разборки. После разъединения двух частей ход и люфт вала в каждой из них можно проверить по отдельности, в то время как для монолитных насосов потребуется предварительно снять все крыльчатки.
Устройство штангового погружного насоса. А — насосная часть: 1 — выходной патрубок; 2 — вал насоса; 3 — компенсационное кольцо; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — всасывающая камера; 6 — шлицевая муфта; 7 — вал двигателя; 8 — защитная сетка; 9 — рабочее колесо; 10 — подшипник рабочего колеса; 11 — проточный канал; 12 — обратный клапан. Б — двигатель: 13 — канал для отвода песка; 14 — уплотнение; 15 — обмотка статора; 16 — подшипник для снятия осевой нагрузки; 17 — упорный подшипник; 18 — система выравнивания давления; 19 — ротор; 20 — смазка; 21 — вал насоса; 22 — муфта; 23 — сетевой кабель
Есть и другие конструкционные решения. В частности, шнековые насосы устроены подобно штоковым, но забор воды выполняется в верхней части, при этом принцип работы несколько отличается. Главное преимущество — простота обслуживания насосной части: замена шнека и, при необходимости, демпферной муфты выполняется за 10–15 минут. Достаточно только открутить от 3 до 5 болтов на верхнем торце и снять внешний стакан насосного блока. Важно помнить, что двигатели шнековых насосов могут почти неограниченно работать на сухом ходу, но только если снят шнек.
Шнековый (винтовой) скважинный насос
Посторонние шумы при работе
Сразу после покупки насоса очень важно провести несколько кратковременных пусков на сухом ходу и один-два продолжительных пуска с погружением в ёмкость с водой. При этом оценивается и запоминается характер шума при работе.
Смена тональности звука может свидетельствовать о несоответствии питающего напряжения. При сильном его падении гул двигателя будет более низким и натужным, если такой насос опустить в скважину, он может попросту не поднимать воду на нужную высоту даже будучи полностью исправным. Слишком высокая тональность может быть следствием того, что насос не передаёт вращение на крыльчатки или иной рабочий орган. Причиной может быть лопнувший вал, сточенные шлицы на соединении штоков или разбитые посадочные места рабочих колёс.
Наличие воя (пения) при работе — характерный признак повышенного трения в опорных подшипниках. О разбитых сепараторах может говорить треск или сильно выраженная вибрация. Крайний случай — заклинивание валов, при этом двигатель насоса натужно гудит, но не вращается.
Ревизия моторной части
Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.
В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2–3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.
Статор двигателя скважинного насоса
Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15–20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.
Помимо испорченного масла причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.
Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель
Ревизия насосного механизма
Кроме загрязнений основной причиной поломки механизма перекачки служит долгая работа на сухом ходу. Блоки центробежных крыльчаток из-за отсутствия жидкости сильно греются и спекаются, поэтому единственным вариантом ремонта остаётся их замена. Аналогично обстоит дело со шнеком и посадочными втулками. Также при заклинивших крыльчатках возможен проворот вала в посадочных отверстиях, а в мощных насосах — его деформация и даже разрушение.
В шнековых насосах винты и посадочные втулки — расходные материалы, их меняют каждые 3–5 лет в зависимости от интенсивности использования. Основными причинами служат естественное старение элементов и воздействие мелких абразивных частиц.
Винт и втулка для шнекового насоса
Заострим ваше внимание на том, что детали скважинных насосов имеют высокую точность подгонки, благодаря чему очищенный механизм легко собирается и разбирается. Если при сборке части не становятся на своих места свободно, значит порядок установки элементов нарушен. В разных моделях насосов имеются специфические отличия конструкции, но основные рекомендации по самостоятельному ремонту и разборке с целью ревизии всегда описаны в руководстве пользователя, зачастую включающему и сборочную схему.
рмнт.ру
www.wikistroi.ru
Насос для скважин на воду
Нередко скважинные насосы выходят из строя. Причины неисправности устройств могут быть самые разные. Основные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы погружных насосов, перечислены в данной статье. Также следует рассмотреть возможности самостоятельного разбора комплектующих для их замены.
Содержание
Причины неисправности
Неисправность из-за халатности
Проверка моторной части и насосного механизма
Специфика ремонта и конструктивные особенности
Проверка линии питания
Причины неисправности
Владельцы скважинных насосов наиболее часто сталкиваются с такими неисправностями:
- Устройство перестало выкачивать воду из скважины. Любая дешевая техника ломается в кратчайшие сроки. Другие комплектующие установленной системы водоснабжения нередко могут быть повреждены в связи с подобными проблемами;
- Насос при погружении в скважину не функционирует. Нередко причиной неисправности могут стать проблемы с тросом. Желательно устанавливать на насос нержавеющий фиксирующий трос, чтобы он мог прослужить как можно дольше;
- Устройство работает с перебоями, постоянно появляются какие-то шумы. В таком случае желательно оборудовать систему защиты от сухого хода. Желательно своевременно смазывать все комплектующие. Без соблюдения таких простых правил моет образоваться эрозия в рабочих системах у винтов, либо колес;
- Гидроудар возникает по причине проблем с работой обратного клапана. В подобных ситуациях нужна замена этого устройства;
- Обратный клапан вышел из строя, и насос перестал функционировать;
- Мембранный аккумулятор вышел из строя, в проводке возникли определенные неисправности.
Техника может перегреваться, если будет работать «всухую». Шланг скважинного насоса тоже нужно осматривать время от времени.
Неисправность из-за халатности
Нарушение правил пользования считается одной из наиболее распространенных причин возникновения неисправности в насосе. Нередко возникают ситуации, когда нужно заменять целый насос.
Следует рассмотреть список возможных неисправностей, возникших по причине халатности владельцев:
- Эксплуатация техники, показатель мощности которой значительно выше необходимого. Некоторые домовладельцы считают, что показатель мощности скважинного насоса способствует улучшению качества подачи воды в систему. Однако на практике слишком высокая мощность способствует всасыванию больших объемов песчаной массы. В результате может выйти из строя крыльчатка;
- Перепады напряжения в электрической цепи. Каждый насос негативно реагирует на перепады напряжения в сети. Устройство может выйти из строя, если такие перепады происходят регулярно. Регулярные отключения и включения тоже снижают продолжительность эксплуатационного периода устройств;
- Чрезмерная засоренность рабочей среды песком или какими-то другими включениями;
- Естественный износ становится результатом продолжительной непрерывной работы устройства;
- Насос может работать всухую, если установка выполнялась с определенными нарушениями при определении допустимого положения по отношению к динамическому водяному уровню пробуренной скважины. В подобных ситуациях повышается вероятность возникновения гидравлического удара.
Есть еще множество других причин, по которым может выйти из строя погружной насос.
Проверка моторной части и насосного механизма
Скважинные погружные насосы комплектуются однофазными, в большинстве случаев бесколлекторными асинхронными моторами. В механизме подключения установлен специальный пусковой конденсатор. Статор электромотора прикреплен к корпусу монолитно. В большинстве случаев для его фиксации используется эпоксидный клей.
В устройствах монолитной конструкции мотор следует выдавливать из стакана посредством нажатия на специальный отвод подключения отведенного трубопровода, когда демонтированы крыльчатки. В штоковых устройствах моторная составляющая демонтируется при разъединении двух половин, а в шнековых – после удаления рабочего винта. В каждой ситуации с внутренней частью мотора можно работать после демонтажа герметичной пробки, которая крепится несколькими винтами на гильзе, а также специальным стопорным кольцом. В отдельных моделях для демонтажа пробки нужно использовать специальный съемник.
В каждом двигателе погружного насоса содержится масло, отвечающее за функцию смазки, диэлектрика и охлаждения. Для этого применяется специальное пищевое масло, которое доступно в свободной продаже. Масло требует замены, когда его цвет становится немного мутноватым, смешивается с водяной массой, начинает темнеть или в нем содержатся определенные механические примеси. Если количество и состояние масла в порядке, нужно перелить его в сухую емкость, перевернув мотор таким образом, чтобы остатки смазывающего средства постепенно стекали. Если уровень масла в моторе слишком низкий, значит возникли проблемы с сальниковыми уплотнителями.
Изношенные подшипники также могут стать причиной проблем с работой мотора. Изменение состояния вала может стать результатом работы насоса в экстремальных условиях. Сгоревшая проводка и статоры уже не подлежат ремонту, однако их замену выполнить несложно.
Продолжительная работа «всухую» является основной причиной неисправности устройства перекачки, не считая загрязнений. По причине отсутствия жидкости установленный центробежные крыльчатки будут всегда разогреваться и постепенно спекаться. Поэтому никаких других вариантов, кроме замены устройств, не останется. Точно так же обстоит ситуация со всеми посадочными втулками, а также шнеком. Если крыльчатки заклинит, в посадочных отверстиях может проворачиваться вал. В высокомощных насосах этот вал может деформироваться или полностью выйти из строя.
В шнековых устройствах посадочные втулки, а также винты считаются расходными материалами, подлежащие замене не протяжении 3-5 лет в зависимости от уровня интенсивности эксплуатации. Главными причинами неисправностей является старение комплектующих и продолжительное воздействие небольших абразивных частиц.
Следует обратить внимание на то, что комплектующие скважинных погружных насосов подгоняются под изделие с высокой точностью обработки. По этой причине устройство можно без особых трудностей собрать и разобрать. Если последовательность установки комплектующих нарушается, комплектующие могут не встать на свои места. Особенности конструкции каждой отдельной модели имеет свои определенные отличия от остальных. В каждой схеме сборки приводятся практические рекомендации по самостоятельной разборке насоса.
Специфика ремонта и конструктивные особенности
Большой популярностью среди домовладельцев пользуются устройства марки «Вихрь» и «Водомет» по причине простоты конструкции и ремонта устройства. Удобный корпус цилиндрической формы является основой каждого погружного скважинного насоса. В такой корпус встраивается двигатель с крыльчаткой, закрепленной на валу. Специально встроенный вкладыш отделяет крыльчатку от отсека с мотором. Через такой вкладыш проходит сам вал.
Перед началом проведения ремонтных работ нужно определить исправность главных узлов насоса. Для этого выполняются такие действия:
- Проверка поршня на предмет всевозможных деформаций и повреждений. Этот элемент должен быть ровным и прямым.
- Оценка состояния всасывающего отверстия. Когда воздух беспрепятственно проходит с обеих сторон, попадая в систему из всасывающего патрубка.
- Необходимо собственноручно определить расстояние между установленными магнитами катушек и устройством поршня. Нормальный показатель должен соответствовать 0,4-0,5 см. Катушки в узле могут биться друг об друга, если это расстояние больше. Мотор может перегреться в результате уменьшения этого расстояния.
- Также необходимо определить расстояние от корпуса устройства до клапана, блокирующего впускное отверстие. Нормальный показатель должен составлять от 0,7 до 0,8 см. Это дает возможность воде беспрепятственно выходить из насоса при отсутствии мотора.
- Также придется удостовериться в том, что проблемы с функционированием насоса не обусловлены перепадами напряжения.
Для нормальной работы устройства показатель на измерительных приборах должен соответствовать 200-240 V.
Проверка линии питания
Предварительная диагностика подразумевает изъятие устройства из скважины, кратковременная работа «на сухую» и наблюдение за вращением вала. Характер звучания двигателя тоже нужно определить. На мотор не должна оказываться какая-либо дополнительная нагрузка. Неравномерное звучание, различные потрескивания или шелестение категорически запрещаются.
Проверка насоса должна выполняться без переподключения к сети. Размер и сечение провода должны соответствовать характеристикам элемента, эксплуатируемого в повседневной работе. Это обусловлено тем, что снижение показателей напряжения на линии больше 30-50 метров может оказаться значительным. Также не следует исключать возможность перелома жил, повреждения изоляционной прослойки, дефекты защитно-пускового механизма.
Для начала нужно снять какую-то жилу из кабеля с клеммной колодки устройства и выполнить замер питания, показатель которого не должен быть ниже значений, указанных в документах на насос. В случае, когда напряжение существенно снижено, лучше установить более качественный провод. Необходимо дополнительно определить показатель сопротивления между жилами, а также в каждой из них по отдельности. Если все в порядке, измерительный прибор не будет реагировать, если в том же диапазоне даются какие-либо показания, значит в цепи присутствует пробой. Зачастую повреждения изоляции возникает в проводах из ПВХ пластмассы. Показатель сопротивления наиболее токоведущих жил поможет прояснить возникшую проблему детальнее, исключить воздействие переходных сопротивлений на установленных клеммных зажимах. Будет нелишним определить исправность защитного автомата.
Вам также может понравиться
nasoskm.ru
Ремонт погружных насосов: как ремонтировать, разобрать?
На чтение 7 мин.
Погружные насосы вошли в обиход давно, их множество видов у разных производителей, но с течением времени выход из строя все также неизбежен. Причины неисправности могут быть разными, как и варианты ремонта.
Но что делать если сервис далеко, а дискомфорт при нерабочем устройстве очень велик? Ответ прост – заняться ремонтом самостоятельно.
Определение вида погружного насоса
Для ремонта любого насоса нужно знать его устройство. Выяснив как работает погружной насос, можно правильно определить причины неисправности. В широком применении используют насосы следующих видов:
- центробежные – способны поднимать жидкость на большую высоту. Поэтому рекомендованы для работы в скважинах. Могут набираться из секций – секционные. Представителем этого вида является глубинный насос;
- вибрационные – слабее центробежных, но имеют свои плюсы. Рекомендованы к применению для перекачивания воды из колодцев на небольшие расстояния.
Погружные насосы
Центробежные насосы состоят из:
- Крыльчатки – рабочего инструмента, создающего центробежную силу для всасывания и выталкивания воды в подающий патрубок.
- Электромотора, приводящего в движение вал с крыльчаткой.
- Вспомогающих элементов конструкции – подшипников, уплотнений, необходимых устройств охлаждения электродвигателя.
- Корпуса, который вмещает все элементы и сохраняет от возможных повреждений во время монтажа и работы.
Электрический двигатель приводит в движение крыльчатку, которая, вращаясь, перемещает жидкость между ее лопастями к краям насоса. Далее жидкость под действием центробежной силы поступает в патрубок, что соединяет насос и общую систему водоснабжения. Для центробежного насоса рекомендуется работа в чистой воде без примесей песка и других частичек, что плохо влияют на продолжительность и качество его работы.
Вибрационные насосы комплектуются:
- Рабочим поршнем.
- Сильным электромагнитом.
- Электродвигателем, что приводит рабочий поршень в движение.
- Дополнительных вспомогательных частей – диафрагмы, уплотнений, амортизатора и других.
- Металлического литого корпуса.
Погружные насосы для скважины
Электромагнитное поле приводит поршень в движение, а тот – диафрагму. Создается разность давлений, из-за которой вода поступает в камеру и с силой передается в водопроводный патрубок. Насосы такого типа не прихотливы к качественному составу воды, поэтому их применяют в колодцах и при других бытовых потребностях. Характерны меньшей стоимостью.
Возможные неисправности оборудования
Возникающие неисправности в погружных насосах делят на две группы:
- дефекты, связанные с механическими повреждениями;
- неполадки в управлении.
В процентном соотношении перевешивают те случаи сбоев в работе, которые связаны с собственной халатностью пользователей, не читающих инструкции поставляемые с техникой и основ безопасности. Кроме того, большее количество владельцев никогда не вынимали насосы из водоемов до их поломки.
Механические поломки – это дефекты сборки или проблемы работы при временном износе составляющих конструкции приспособления.
Дефектацию оборудования можно обнаружить при первом запуске. Ремонт погружного насоса в таком случае самостоятельно проводить не стоит, так как его попросту можно заменить новым по гарантийным обязательствам фирмы-продавца. Когда электронасос имеет изношенные части, то чаще проявляются следующие симптомы:
- Гудит, но не качает или дает слабый напор. В центробежных экземплярах насосов такой симптом характерен для изношенной или смещенной с оси крыльчатки. А в вибрационных – это ослабление креплений амортизатора и его смещение, что приводит к работе вхолостую.
Когда поврежден клапан в вибрационном электронасосе симптоматика та же. Воздействие на состояние оказывает всасывающийся песок, что ускоряет процесс износа. Для возвращения оборудования в рабочий режим, необходима разборка и ремкомплект, включающий как минимум сработанные части. Как максимум можно сразу заменить уплотнения, пребывающие в работе и контакте со средой перекачивания.
Так выглядит разобранный насос Калибр забитый песком
В виброэкземпляре нужно по новой закрутить крепящие гайки амортизатора. Разбирать изделие нужно аккуратно и желательно в вертикальном положении для уменьшения вероятности потери составных частей и утечки масло-смазочных материалов. Но как разобрать, если проржавевшее стяжное крепление не поддается? – Сначала желательно попробовать применить специальные спреи для удаления ржавчины и смазки. Но если эти действия не произвели нужного эффекта, нужно срезать крепление и при сборке заменить новым.
Насос не будет качать, но может гудеть при серьёзнейшей поломке – обрыве штока вибронасоса. Починить или произвести замену штока при деформациях или неисправности практически не представляется возможным. Если при проверке обнаружится причина именно в штоке, то ремонт погружных насосов с таким диагнозом в дальнейшем не целесообразен. Необходимо покупать новый экземпляр.
- Повышенная вибрация и перегрев. Скорее вибрация в центробежном насосе обусловлена сильным износом подшипниковых узлов или послаблением в креплении элементов конструкции насоса. Для устранения этой симптоматики нужно заменить подшипники, их уплотнения и укрепить вибрирующие конструктивные элементы.
Но вибрация в комбинации с перегревом характерна для всех видов погружных насосов. Даже кратковременная работа насоса без воды чревата кавитационными процессами, сильным перегревом и выгоранием устройства. Нагреваясь корпус устройства перегревается и все термозаливки утрачивают свои изолирующие и крепящие функции. Насос не отключается, поэтому незакрепленные части начинают вибрировать и при дальнейших дифформационных процессах заклинивают.
Сложнейшая поломка позволяет отремонтировать неисправный электронасос своими руками даже в этом случае. Внимательно и аккуратно нужно разобрать корпус, очистить и отделить электрочасть. Постукивая, определить закреплен ли магнит. Уже разобранный насос вынуть из корпуса и, с помощью болгарки, на внутренней корпусной части сделать надпилы до 2 мм. Надпилы можно делать в хаотичном порядке – они создаются для крепления клеевой массы.
Ремонт вибрационного насоса
После проделанного, внутрекорпусную часть вскрывают клеем или герметиком, а далее запресовывают магнит или статорную обмотку. Лишние выдавленные остатки крепежа удаляют, а корпус очищают. С высыханием клея можно доукомплектовывать насос.
В некоторых моделях типа «Ручеек», «Малыш М» и других, отверстия для всасывания располагают сверху. Такой конструктив исключает попадание примесей со дна водозабора и много улучшает охлаждение устройства. Особенность размещения отверстий позволяет работать без уровня воды долгое время – до 7 часов. А если насос снабжен термореле, то при сильном перегреве или перепаде напряжения он попросту отключится, чем сбережет работоспособность. Отключаться электродвигатель сможет после каждой временной задержки термического предохранителя до полного выхода его из строя. Стоимость с такой защитой погружного устройства дороже.
- Заклинивание. Масса случаев с остановкой оборудования по этой причине заключается в попадании в водозаборник частичек или превышение температурного режима работы насоса. При этом, разобрав корпус и добравшись до заборной части, очищают сетку забора, крыльчатку и другие элементы, стоящие на пути свободного протока. Если необходимо, заменяют изношенные приклинившие составляющие устройства.
- Течь. Это явление возникает в местах износа уплотнительных материалов, которые подлежат немедленной замене. Места подтекания в средине насоса можно обнаружить по коррозийной ржавчине или потекам. Если проблему не устранить, то скоро возникнет необходимость в покупке новой модели устройства.
Ремкомплект для ремонта насоса
Поломки в системе управления
Характерны для таких поломок следующие причины:
- работа насоса вне воды;
- проблемы с электропитанием;
- не рабочий приводной электромотор.
Для безопасной работы рекомендуют устанавливать в систему управления специальный датчик для контроля за уровнем жидкости, который помогает выключатся погружному устройству при достижении минимального уровня. Работа вхолостую без воды приведет к невозвратной поломке.
Перебои с питанием приводят к нарушениям изоляционного слоя кабеля электропитания и невозможностью дальнейшей эксплуатации. Если кабель не вмонтирован в корпус напрямую, то возможна его замена, в обратном случае необходима установка нового насоса. Постоянное выбивание электропробок свидетельствует о неисправности кабеля или нарушении якорной обмотки. При повреждениях обмотки самостоятельный ремонт невозможен и требуется помощь сервисного центра.
Нерабочий двигатель означает полную замену старого насоса новым, поскольку ремонт в домашних условиях слишком сложен, а в ремонтных мастерских цена близка к покупке нового заводского исполнения.Все разборочные работы нужно проводить соблюдая меры безопасности – только после отключения от электропитания и извлечения из воды.
Как самому отремонтировать погружной насос? (видео)
nasosovnet.ru
Ремонт водяных насосов: своими руками, погружных, глубинных
СодержаниеБез глубинных насосов ни одна скважина не будет функционировать должным образом. Это весьма прочное на вид устройство действительно таковым и является, отличаясь надежностью и длительностью работы без аварийных ситуаций.
Подключенный глубинный насос, готовый к опусканию в скважину
Поломка глубинных насосов — крайне редкое явление (само собой — при правильной эксплуатации). Но если оно случается, тогда необходим своевременный ремонт глубинных насосов, дабы избежать дополнительных, подчас более серьезных, проблем в водопроводной системе из скважины. К счастью, произвести такой ремонт можно и своими руками.
Какие бывают неполадки у глубинных насосов?
За счет того, что насосное устройство постоянно взаимодействует с водой, оно постоянно подвергается влиянию различных негативных факторов. К счастью, такие негативные факторы редко приводят к молниеносным поломкам, обычно работоспособность насоса нарушается исподволь, постепенно и заметно для эксплуататоров.
А это значит, что при обнаружении небольших дефектов необязательна радикальная замена глубинного насоса, так как можно обойтись ремонтом своими руками. К слову, замена погружного насоса при небольших поломках вообще практически никогда не проводится. Погружные насосы еще более просты в ремонте, в том числе своими руками, чем глубинные.
В подавляющем числе случаев поломок глубинных насосов выходит из строя именно магнит насосного прибора. Такая поломка чаще всего наблюдается у глубинных насосов марки «Спрут» и «Водолей». К сожалению, в этом случае ремонт своими руками произвести не получится, так как техника для починки магнита насоса имеется лишь на специализированных предприятиях. В такой ситуации насос сразу нужно отвезти на починку к специалистам.
Другое дело — посторонние шумы в случае, когда насосное устройство запущенно. Здесь уже речь идет о поломке механического характера. В подавляющем большинстве случаев поломку механического характера можно устранить своими руками.
Первым делом при посторонних шумах необходимо разобрать на запчасти насосное устройство. В случаях, когда шумы слышны у насосов марки «Спрут» или «Водолей», необходимо первым делом проверить электрическую систему насоса, к которой относится как непосредственно сам двигатель, так и система автоматики.
Глубинный насос с подключенным шлангом
Насосы марки «Спрут» и «Водолей» имеют поломки чаще всего именно в этих системах, отремонтировать которые, впрочем, достаточно просто и своими руками. Среди прочих проблем, часто возникающих у насосов марки «Спрут» и «Водолей» — это поломки реле времени и системы защиты от короткого замыкания или сухого хода.
Причинами таких поломок могут служить постепенные засоры внутренней насосной системы инородными предметами из грунта скважины. Кроме того, работа насоса в сухом режиме тоже может стать серьезной проблемой, так как на таком «ходу» быстро заканчивается масло, что приводит к неравномерной и неплавной работе внутренних механизмов насоса.
При такой ситуации со временем детали подвергаются деформации, вплоть до невозможности починки в принципе. Именно поэтому любое насосное устройство, особенно популярных в СНГ марок «Водолей» и «Спрут», должно проходить постоянную диагностику на наличие внутренних проблем, желательно специалистами.
Самыми редкими причинами сбоя работы насосной системы можно назвать такие причины:
- перегрев рабочей жидкости, когда ее температура превышает 40 градусов по Цельсию;
- неправильное закрепление подводного кабеля.
Эти проблемы характерны не только для насосов марок «Водолей» и «Спрут», а вообще для всех, так как причины, приведшие к таким проблемам, никак не связаны с качеством насоса, а напрямую зависят от профессионализма монтажера насоса.
к меню ↑
Диагностика и устранение неполадок
При обнаружении того, что устройство не работает как нужно, не следует сразу предпринимать попытки его починки, даже если причина очевидна. Изначально нужно проверить устройство на наличие или второстепенных проблем, не столь очевидных при первом осмотре, или на наличие основной проблемы, когда изначально вообще непонятно почему устройство не работает.
Глубинный насос с накопившимися отложениями на корпусе
На глубинных насосах марок «Спрут» и Водолей», как, впрочем, и на любых других, первым делаем нужно проверить, имела ли место быть банальная перегрузка, из-за которой мог отключиться автомат и вся насосная система в целом.
Для этого нужно:
- разобрать распределительную коробку;
- произвести визуальный осмотр внутренней части — перегоревшая деталь будет сразу заметна (также может ощущаться запах гари).
Если причина поломки не ясна, то нужно снять крыльчатку с насосного двигателя и проверить, вращается ли непосредственно сам двигатель в свободном состоянии или нет.
Важно знать, что большинство современных насосных устройств изготовляются однофазными. К ним присоединяют так называемый «сглаживающий конденсатор», благодаря которому запуск двигателя проходит более гладко и плавно. Вокруг него имеется специальная обмотка.
В таких насосах чаще всего выгорает двигатель. Собственно по этой причине и нужно снимать крыльчатку. А после снятия крыльчатки необходимо произвести попытку прокрутки вала вручную. Благодаря заранее освобожденному месту, из-за снятия крыльчатки, сделать это не составляет труда.
Но если вал не крутится, то нужно думать о механической поломке. Если быть точнее, то думать следует о заклинивании двигателя.
Случиться это может по той причине, что в двигатель постоянно попадают мелкие или же в иных случаях крупные частицы грунта.
Происходит это лишь в тех случаях, если на двигателе нет дополнительного защитного фильтра. Собственно эти частицы и могут быть причиной возникновения таких проблем. Примечательно, что если их своевременно не удалять с двигателя насосного устройства, то это постепенно приведет к тому, что полностью сгорит вся обмотка статора. Она, что очевидно, ремонту не подлежит, только замене. Впрочем, если вал не имеет проблем с вращением, то нижнюю часть мотора можно собрать.
к меню ↑
Этапы разборки и ремонта агрегата(видео)
к меню ↑
Рекомендации и нюансы проведения работ
Перед началом разбора верхней части электродвигателя нужно обязательно поставить его в вертикальном положении. Это действительно необходимо, так как установка электродвигателя в неправильное положение может повлечь утечку масла, которое является рабочей жидкостью в насосных системах.
После установки электродвигателя в необходимое вертикальное положение нужно обязательно снять ту крышку, через которую проходят провода питания установленного электродвигателя. Собственно при снятии крышки сразу можно провести диагностику пускового конденсатора на наличие проблем. Для этого необходимо будет использовать омметр, дабы проверить сопротивление как пусковой, так и собственной рабочей обмотки.
Поэтому дальше нужно взять клеммы омметра и присоединить их к непосредственно самой обмотке. Далее необходимо сделать вращение рукоятки, которое затем создаст необходимое напряжение в 200 – 300 вольт. При показаниях на приборе сопротивления, не доходящего до бесконечности, а это имеет определенное значение, можно считать, что состояние обмотки удовлетворительное или даже идеальное.
А вот в случаях, когда прибор фиксирует сопротивление, доходящее до бесконечности, можно смело говорить о том, что есть проблема в виде обрыва рабочей фазы мотора.
Засор внутренней части глубинного насоса
Когда прибор фиксирует чересчур маленькое сопротивление можно говорить о том, что имеет место быть так называемое межвитковое замыкание. К сожалению, если произошла одна из перечисленных выше возможных проблем, то попытка все исправить своими руками не увенчается успехом, и агрегат необходимо будет отвезти к специалистам, имеющим необходимое для починки оборудование.
Впрочем, в большинстве случаев описанные выше проблемы требуют не столько частичного или полного ремонта, сколько полной замены всех неисправных деталей. Особенно если речь идет об обмотке.
Если прибор говорит о том, что все проверяемые элементы насосной системы находятся в полностью исправном состоянии, необходимо тщательно исследовать пусковой конденсатор. При таких обстоятельствах чаще всего причиной неисправности всей системы является именно его поломка. Кроме того, он может быть в состоянии так называемого обрыва.
К сожалению, на первый взгляд эта проблема может не броситься в глаза, но при диагностике специальным прибором, омметром, неисправность обязательно вылезет наружу. И уже в этих случаях произвести ремонт пускового конденсатора можно будет собственными силами. Однако чаще всего ремонтом пускового конденсатора можно назвать лишь его полную замену, так как его поломка, а чаще всего это перегрев и сгорание конденсатора, является фатальной поломкой.Главная страница » Скважинные насосы
byreniepro.ru
Ремонт скважинного насоса своими руками: способы и профилактические меры
Содержание статьи:
Скважина на приусадебном участке дает возможность свободного доступа к воде вне зависимости от наличия централизованных сетей. Однако подъем воды требует установки насосного оборудования и как следствие проведения ревизий с заменой изношенных деталей. Поэтому важно знать, как выполнить ремонт погружного насоса для скважины или его обслуживание своими руками.
Основные виды и причины поломок
Насосное оборудование нуждается в периодической чистке от ила и песка
Назвать критическую дату, после которой устройство может выйти из строя, невозможно. В технической документации указывается срок эксплуатации, вычисляемый при использовании в идеальных условиях. В локальной сети необходимость ремонта может возникнуть в любое время.
- Конструкция погружного аппарата состоит и двух узлов: электродвигателя и насоса. Они полностью взаимозависимы, поломка одного может привести к отказу другого.
- Устанавливать насос нужно с точным соблюдением инструкции. Чаще всего неточность при монтаже ведет к основным сбоям в его работе. Глубинный аппарат может не включиться: при низком уровне воды в скважине; если отсутствует ток из-за повреждения кабеля; при перегорании предохранителей.
- Для двигателя характерно забивание песком или заиливание пробки-фильтра. В результате перестают охлаждаться, выходят из строя подшипниковые узлы и как следствие клинит ротор. Первым признаком данной поломки является срабатывание теплозащиты сразу после того как запущен винтовой агрегат. Кроме того, при частых перепадах напряжения в сети могут отказать реле с датчиками.
- Если залип обратный клапан или уровень жидкости низкий, двигатель аппарата может включиться, но производительность будет стремиться к нулю либо совсем отсутствовать.
- Глубинный насос для скважины будет плохо работать при засорении подъемной трубы либо клапанов, неправильно выполненной регулировке давления, разгерметизации трубопровода и еще из-за множества разнообразных причин. Наиболее распространенной является несоблюдение условий, регламентированных в руководстве по эксплуатации.
Приобретая скважинный аппарат, стоит обратить внимание на его пропускную способность. Вода в скважине должна успевать набираться во время его работы. В противном случае закачиваемые помпой ил, песок и глина, повредив крыльчатку оборудования, приведут к более серьезной поломке.
Какие работы можно провести самостоятельно и когда нужна помощь специалистов
В процессе работы устройства могут произойти любые неожиданности. Часть сбоев требует квалифицированной помощи специалистов. Но есть такие поломки, с которыми можно справиться самостоятельно.
- Если двигатель работает, но подъем воды не происходит, одной из причин может быть заклинивание крыльчатки из-за ее замусоривания. Чтобы запустить аппарат, нужно прочистить или заменить вызывающие проблему детали. Для этого требуется разобрать скважинный насос. Изначально убирается фиксирующее крышку стопорное кольцо. Затем из корпуса извлекается и меняется вал. Процесс сборки происходит в обратном порядке. Перед окончательным запуском проверяется вращение путем кратковременного включения устройства в резервуаре с водой.
- По достижении в гидробаке определенного давления насос должен останавливаться. Если этого не происходит, автоматика не действует. Для исправления нужна регулировка реле давления с использованием манометра либо замена этого узла. В любом случае без определенных навыков не обойтись, поэтому лучше обратиться к специалистам.
- Если насос перестал работать, надо проверить наличие напряжения на клеммах моторного сектора и при его отсутствии заменить провод. В случае целостности проводки требуется диагностирование двигателя в сервисном центре.
- Распространенной неисправностью является короткое замыкание в обмотке вследствие попадания в двигатель жидкости. Перегрев приводит к расплавлению изоляции и соприкосновению проводов. Такой тип ремонта доступен только в мастерских, относится к дорогостоящим услугам и не всегда оправдан.
Перед тем как подключить агрегат к системе, нужно сделать прокачку с забором проб для выявления осадка. Если взвесь не обнаружена, погружной насос можно запускать в работу. Наибольшую опасность представляют неглубокие колодцы. В скважинах более 30 метров оборудование из-за попадания песка ломается реже.
Способы ремонта своими руками
Конструкция скважинного насоса
При отказе насоса нужно отключить его от электропитания и извлечь из скважины на поверхность, после чего внимательно изучить корпус на наличие повреждений в виде вмятин или трещин. Нарушение целостности кожуха указывает на необходимость его замены. Эксплуатация с деформированной наружной оболочкой не допускается.
- Чтобы установить причину поломки, потребуется разборка аппарата, которую не сложно выполнить, имея базовый набор инструментов. Верхняя и нижняя часть устройства отделяются друг от друга путем откручивания фиксирующих болтов. Затем выполняется демонтаж всех деталей.
- Проверяются лопасти, вал, рабочие колеса нижней части на наличие повреждений и свободное вращение. Если элементы заклинило, их меняют либо аппарат утилизируется. Все зависит от конструктивных особенностей агрегата. Если в нижней части ничего не повреждено, ее собирают в обратной последовательности.
- Перед тем как разбирать верхний элемент, нужно закрепить корпус в вертикальном положении, чтобы не вытекло моторное масло. Такой вид насосов имеет однофазный электродвигатель с двумя обмотками и вмонтированным конденсатором, которые становятся видны сразу после снятия крышки. Тестером измеряется пусковое и рабочее сопротивление. Значение бесконечности указывает на обрыв цепи, а низкие показатели говорят о замыкании проводов. Если мультиметр нарушений не выявил, значит нужно менять конденсатор.
Сборка после ремонта выполняется в обратном порядке. Для облегчения процесса перед разборкой можно поставить метки в местах соединений и положить крепеж согласно нумерации. Водонасос располагается в жидкой среде. Поэтому нужно проверить целостность и правильное расположение прокладок, изношенные элементы заменить новыми.
Профилактические меры
Проводя 1-2 раза в год осмотры, можно избежать ремонта скважинного насоса винтового типа. Этот процесс не сложен и занимает немного времени.
- Аппарат извлекается из скважины. Обследуются страховочный трос и электрокабель. При обнаружении потертостей они заменяются.
- Насос очищается и промывается снаружи, затем осматривается. Выявляется наличие коррозии, деформации, трещин. Присутствие на аппарате большого количества загрязнений говорит о необходимости прочистки скважины.
- Устройство опускается в резервуар с чистой водой и включается. Посторонние звуки говорят о нарушении работы механизма и указывают на необходимость разборки.
Если до этого владелец устройства не производил ремонтов сложного оборудования, лучше не рисковать и на этом этапе передать насос в руки профессионалов.
Чтобы водопровод работал бесперебойно, требуется правильная эксплуатация оборудования. Профилактическое обслуживание позволяет своевременно выявлять и устранять неполадки.
strojdvor.ru
Ремонт скважинных насосов. Что делать если не включается насос?
Содержание
Скважинный насос центробежного или вихревого типа — востребованное оборудование среди дачников и владельцев загородных домов. При правильной эксплуатации и техобслуживании насос может прослужить 10-15 лет. Благодаря простой конструкции при необходимости можно произвести ремонт скважинного насоса своими руками, не обращаясь в мастерскую.
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей ремонта погружных насосов советуем прочитать обзорную статью о скважинных насосах.
Подготовка к ремонту скважинных насосов
При неудовлетворительной работе оборудования необходимо отключить электропитание и потянув трос достать агрегат на поверхность. После извлечения насоса из скважины он внимательно осматривается. При выявлении на корпусе трещин, вмятин и деформации стоит задуматься о покупке нового насосного оборудования.
Устройство с поврежденным корпусом использовать нельзя! Под действием внутреннего и внешнего давления разрыв агрегата неизбежен.
В системе водообеспечения дома наряду с насосом для скважины участвует и насосная станция, которая тоже может сломаться. Все неисправности этого типа оборудования разобраны в статье ремонт насосной станции.
В остальных случаях ремонт скважинных насосов осуществляется достаточно просто при наличии инструментов и базовых знаний. В первую очередь оборудование нужно взять в руки и немного потрясти. Переворачивая насос, вы услышали посторонние звуки: скрежет, громыхание, скрип? Причина нетипичных звуков — механическая поломка, при которой ремонт погружных скважинных насосов не обойдется без разборки.
Порядок разборки
Скважинные центробежные и вихревые глубинные насосы типа Вихрь или Водолей, ремонт которых требует разборки корпуса, должны быть обесточены. Разборка осуществляется очень просто: снимаются фиксирующие болты на корпусе. Если крепления закисли и не поддаются, то рекомендуется использовать очистительный аэрозоль WD-40. В крайнем случае, болты можно спилить болгаркой, предварительно подобрав новые. Открутив болты нужно аккуратно снять крышку и корпус. Дальше демонтируются все части устройства: двигатель, фланцы, рабочее колесо, пластины и пр.
Открутив болты нужно аккуратно снять крышку и корпус. Дальше демонтируются все части устройства: двигатель, фланцы, рабочее колесо, пластины и пр. В общем случае порядок работы выглядит следующим образом:
с вала насоса снимаем все шайбы и диски;
снимаем стопорное кольцо с двигателя;
отсоединяем провода после вскрытия крышки.
с помощью отвертки и киянки аккуратно выколачиваем двигатель из корпуса.
Все внутренние части, резиновые прокладки внимательно осматриваются на предмет наличия повреждений или следов износа.
Если агрегаты не имеют визуальных повреждений, но при этом на них присутствует белый налет, то возможно причиной неисправности является известкование. В этом случае ремонт скважинного насоса Вихрь своими руками займет не более получаса.
Сборка агрегата после ремонта выполняется в обратном порядке
Устранение известкования
Известковый налет появляется внутри корпуса при перекачивании жесткой воды. Со временем известкование мешает нормальной работе устройства, насос перестает перекачивать воду или напор воды значительно ниже номинального. При сильном известковании возможно заклинивание рабочего колеса, создающего центробежную силу.
Для устранения налета все внутренние части кроме двигателя необходимо поместить в кислотный раствор на 15-30 минут. Можно использовать специальные средства от накипи, продающиеся в хозяйственных магазинах или развести 0,3 л столового уксуса на 1-1,5 литров воды. При необходимости можно почистить детали мягкой щеткой.
Причиной нестабильной работы глубинной помпы вихревого типа часто бывает засорение рабочих полостей песком или мелким мусором. Промывка насоса с последующей установкой фильтр-сетки на входной патрубок быстро вернет устройству работоспособность.
Повреждение и износ деталей
Если внимательно осмотрев все детали, вы обнаружите нарушение целостности или сильного износа, то ремонт скважинного насоса своими руками будет заключаться в их замене. Для замены целесообразно купить ремкомлект.
Наиболее часто ремонт насосов для скважин требует решения следующих проблем:
1. Засорение или неплотное прилегание приемного клапана. При неправильной настройке агрегат плохо качает воду. Причина разбалансировки клапана — низкое качество скважинной воды. Если клапан изношен, то необходимо заменить его новым. При засорении достаточно простой очистки и правильной установки.
2. Расшатывание сальников. При этой неисправности происходит регулярный подсос воздуха, и насос работает с пониженной мощностью. Устранение неисправности заключается в подтяжке сальников или установке новых деталей для усиления давления запирающей жидкости.
3. Недостаточная затяжка стяжных шпилек. При этом оборудование издает нехарактерные звуки и плохо качает воду. Для перезатяжки шпилек требуется остановить насос, дождаться пока он остынет, произвести разборку и затяжку.
4. Повреждена защитная втулка. Это происходит при чрезмерной затяжке сальника или по причине естественного износа. Втулку необходимо заменить или прошлифовать, если повреждения незначительные. Одновременно рекомендуется заменить набивку сальника и уплотнительные кольца.
5. Неправильное вращение рабочего колеса. При обнаружении неправильного вращения следует поменять полярность электрического привода в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Перегрев и вибрация
Насос греется и при этом сильно вибрирует? Причин такого явления существует немного:
1. Неправильное центрирование рабочего вала у центробежного или вихревого насоса. Устройство работает с сильным шумом, а трение колеса вызывает перегревание. Ремонт погружных скважинных насосов в этом случае заключается в центровке вала. Как правильно произвести центровку? Для каждой модели производители разрабатывают инструкции с подробным описанием этого процесса. Также центровку можно заказать в сервисном центре или мастерской по ремонту насосного оборудования.
2. Плохое крепление к основанию — самая частая причина вибрации. Если своевременно не отрегулировать крепежные болты, другие части насоса быстро выйдут из строя и понадобиться дорогостоящий ремонт или полная замена агрегата.
3. Недостаток смазки. Проверять качество смазки необходимо регулярно. При недостатке масла его нужно долить. Нельзя допускать работы агрегата без смазки, т.к. возможно заклинивание рабочего колеса и поломка двигателя.
4. Работа на предельной мощности. Такое бывает, если мощность насоса изначально была рассчитана неправильно или после 5-7 лет работы его ресурс выработался более чем на 30%. В этом случае поможет только замена оборудования.
5. Износ подшипников. Естественный износ подшипников — самая частая причина перегрева центробежных устройств. Ремонт скважинных насосов в этом случае производится путем замены подшипников, которые входят в стандартный ремкомплект.
Внимание! Обнаружить, что скважинный насос нагревается или вибрирует при работе практически невозможно. Поэтому рекомендуется периодически поднимать оборудование из скважины для проведения осмотра и обслуживания. Чем старше насос, тем чаще необходимо ТО.
Электрические неисправности
При возникновении электрических неисправностей помпа, как правило, не включается. В первую очередь осмотрите питающий кабель на наличие повреждений и разрывов. При их обнаружении произведите замену кабеля. Далее нужно проверить предохранители и заменить сгоревшие. Еще одна причина, по которой скважинный насос не запускается — нарушение герметичности корпуса, вследствие чего попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание. Ремонт скважинного насоса своими руками в данном случае производить не рекомендуется, лучше обратиться к профессионалам.
При постоянных сбоях в электросети и скачках напряжения из строя выходят датчики и реле. Первая помощь — перенастройка реле, однако в дальнейшем электрическую часть агрегата необходимо ремонтировать или заменять. Для предотвращения электрических неисправностей используйте стабилизатор напряжения и следите за состоянием питающего кабеля.
Самой распространенной причиной выхода насоса из строя является его эксплуатация в режиме не соответствующем инструкции по эксплуатации.
Часто случается так, что владельцы игнорируют требования паспорта на агрегат и используют насос в условиях, отличающихся от заявленных производителем.
Отсюда следует, что для того, чтобы свести любой ремонт глубинных насосов своими руками к минимуму перед запуском оборудования в работу внимательно изучите руководство по эксплуатации.
www.nektonnasos.ru