Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ
Из каких узлов состоит система кондиционирования автомобиля
Совсем недавно система охлаждения воздуха встречалась исключительно на авто бизнес-класса. Сейчас это устройство стало более доступным, но многолетнего опыта пользования автомобильным кондиционером у большинства автолюбителей нет. Прежде чем разобраться, в каких режимах стоит использовать кондиционер в зимнее время, стоит подробней изучить его строение и принцип действия.
Обычно любая конструкция состоит из следующих узлов:
- Компрессор — мотор и «сердце» кондиционера, а также самая дорогостоящая деталь при ремонте.
- Конденсатор с вентилятором, который охлаждает подающийся к нему воздух.
- Осушитель, представленный резервуаром с системой фильтрации.
- Система трубопроводов, по которым по салону расходится охлажденный газ. Состоит из напорной обратной магистрали. В них будет отличаться уровень давления и температура реагента.
- Датчики, обеспечивающие работу кондиционера в разных ситуациях. Например, при остановке авто на длительный период, регулировка повышенного давления в сети, отключение при минимально заданном температурном режиме.
- Резиновые уплотнители, обеспечивающие герметичность системы. При длительном простое и экстремальных температурах они могут трескаться и рассыхаться, приводя к протечкам.
Кондиционер может быть снабжен дополнительными функциями: системой очистки воздуха, сигналами при необходимости дозаполнить систему, либо провести чистку конденсатора и фильтров. Для бесперебойной работы устройству необходима регулярная ревизия и техническое обслуживание. Наиболее уязвимой деталью является компрессор, ведь на него ложится вся нагрузка. Именно поэтому очень важно знать правильный режим эксплуатации автомобильного кондиционера и придерживаться этих правил.
Как работает автомобильный кондиционер
Современные устройства охлаждения в большой степени напоминают принцип работы холодильника. В системе заправлен специальный газ — фреон, в котором растворено масло. Это соединение называется хладагентом и именно благодаря нему происходит циркуляция системы и непосредственно охлаждение воздуха в авто. Кроме того, мало обеспечивает смазку всех работающих узлов и механизмов, предупреждая их преждевременный износ.
При запуске устройства, срабатывает компрессор, который разгоняет хладагент по системе. Попадая в конденсатор он охлаждается, после чего проходит на своем пути следующий пункт — осушитель. Это позволит очистить хладагент от возможных загрязнений, попавших в него от конденсата. После этого сгущенный газ проходит всю систему охлаждения, обеспечивая в авто заданную температуру.
Принцип работы кондиционера подразумевает использование перевода хладагента в жидкое и газообразное состояние. Перепад давления и температуры, образующийся в результате таких химических реакций используется для отвода из салона лишнего тепла. Таким образом, кондиционер не вырабатывает «холод», а просто «забирает» температуру поступаемого в авто воздуха.
Можно ли включать кондиционер зимой?
Главная опасность длительно неработающего кондиционера — загустение масла, после чего устройство работает на «сухом» трении. Как и любой другой узел, кондиционер нуждается в периодическом включении, а какую пользу это принесет для машины, необходимо разобраться подробней.
Зачем включать кондиционер зимой:
- Обеспечивается регулярная «прогонка» основных узлов.
- Осушается воздух в авто, что обеспечивает безопасность движения (окна не запотевают) и продлевает срок службы металлических элементов (препятствует коррозии).
- Проводится периодическая проверка функционала устройства.
- Профилактика от скопления пыли и плесени в охлаждающей жидкости.
- Периодическое «смазывание» уплотнителей и всех резиновых деталей.
Периодичность, с которой требуется включать кондиционер, определяется индивидуально. Разумеется, потребность в нем будет ниже, нежели в летнее время. С другой стороны, проверка работоспособности, не единственная причина, зачем зимой включать кондиционер в машине, но и ее будет достаточно, чтобы проводить такие манипуляции регулярно.
Обычно производители советуют запускать кондиционер в зимнее время не чаще одного раз в неделю, всего на 10-15 мнут. Этого времени будет достаточно, чтобы «разогнать» систему, предупреждая ее застой. Кроме того, такие мероприятия помогут разогреть машину перед стартом, а также оценить работу устройства. В случае, если при запуске слышны посторонние шумы и стуки, возможно, пришло время для технического обслуживания, дозаправки или замене фильтров в системе. Кстати, даже при самой аккуратной эксплуатации, годовая потеря фреона в кондиционере составляет около 10%. Именно поэтому, примерно раз в три года рекомендуется дозаправить систему.
Как правильно использовать кондиционер зимой
Если вопросы, зачем необходимо включение и как проверить работу кондиционера в автомобиле зимой, уже сняты, но невыясненным остается еще один важный момент. Дело в том, что большинство современных моделей оснащены специальной защитной системой, не позволяющей проводить включение при пониженных температурах. Это может стать проблемой, ведь кондиционер попросту не включится по вашей «команде», а неоднократные попытки запуска могут привести к поломке узлов. Исправить этот нюанс можно, но только соблюдая определенные правила эксплуатации кондиционера в зимнее время.
Как правильно выполнять запуск:
- Лучше всего это делать в отапливаемом гараже, на СТО или мойке. Так, даже при пониженной температуре в салоне устройство будет работать без проблем.
- Режим эксплуатации кондиционера должен быть переведен в закрытую циркуляцию. Забор воздуха будет происходить прямо из салона, а ведь там температура его все равно будет выше, чем на улице.
- Не стоит включать кондиционер сразу при запуске авто. Лучше всего немного покататься, прогреть машину, а уже затем выполнять «профилактику».
Многие автолюбители не практикуют включение кондиционера зимой в целях экономии. Дело в том, что работающее устройство увеличивает потребление топлива. Избежать этого не получиться, но периодические запуски на непродолжительное время все равно не окажут существенного влияния на расход, а в перспективе помогут сэкономить затраты на ремонт, поэтому отказываться от этого не стоит.
В каких случаях категорически нельзя включать кондиционер зимой
Несмотря на пользу периодической прогонки системы, существует и ряд ограничений, при которых запуск кондиционера в зимнее время будет запрещен. Можно ли включать кондиционер зимой в машине при экстремальных температурах, а также что может повлиять на нормальное функционирование системы — вся необходимая информация представлена далее.
Ситуации, когда включение кондиционера нежелательно:
- При понижении температуры воздуха снаружи ниже -5 градусов. Запуск кондиционера обязательно проводится в тепле. Для этого можно подождать оттепели, а можно воспользоваться отапливаемым амбаром.
- При перемерзании системы охлаждения. Кусочки льда и осадок, который может образоваться в системе в таких ситуациях, приводит к поломке устройства.
- При выявленных протечках или любых других неисправностях. Целесообразней сначала провести технический осмотр системы, а уже после запускать ее. Особенно актуально это при длительном бездействии машины.
- Нельзя включать кондиционер сразу на максимальную мощность и обдув. Это не только сильный стресс для системы, но и негативно отразится на самочувствии водителя и пассажиров.
- При появлении неприятного запаха в салоне после включения кондиционера необходимо чистить систему от бактерий и грибка. Выполняется это промывкой системы, желательно профессионалами. Периодическая чистка подразумевает регулярность раз в пять лет, более чаще — по мере необходимости.
Кондиционер в машине зимой — далеко не бесполезная функция. Несмотря на то, что нет необходимости охлаждать воздух в морозы, нормальное функционирование системы невозможно при длительном простое, поэтому режим должен периодически использоваться. Это предупредит быстрый износ устройства, а также благотворно отразится на продолжительности его использования. Кроме того, в «обязанности» кондиционера входит осушение воздуха, что при повышенной влажности обеспечит комфорт для водителя, и защиту кузова от коррозии. При правильном режиме эксплуатации, кондиционер зимой можно и нужно включать, а как все оптимально сделать, рассказано в нашей информации.
Можно ли включать кондиционер зимой для обогрева
У многих владельцев сплит-системы возникает вопрос, можно ли включать кондиционер зимой на обогрев. Для начала стоит разобраться в принципе работы такого оборудования, узнать несколько правил использования и тщательно изучить инструкцию. Это связано с тем, что каждая модель имеет свои функции.
Для начала – изучите принцип работы вашего аппаратаОбогрев в холодный период
Практически каждый прибор имеет не только охлаждающее, но и обогревающее действие, но при эксплуатации кондиционера в зимнее время необходимо учитывать несколько факторов.
Во время обогрева фреон проникает в наружный блок, после чего испаряется там, забирая некоторую часть тепла. Затем газообразный хладагент поступает уже во внутренний бок, там он конденсируется и высвобождает все накопленное тепло. По такому принципу работает кондиционер при минусовой температуре.
В это же время теплообменник, который располагается в наружном блоке, охлаждается до минимального показателя и на нем образуется ледовый слой. Эта одна из причин, почему нельзя включать кондиционер зимой. Вторая связана с повышенной вязкостью масла в компрессоре: движущийся механизм может нормально функционировать только в смазанном состоянии. А в холоде это вещество сильно густеет, что вызывает поломку прибора.
Перед включением сплит-системы читаем инструкциюПеред тем как включить сплит-систему при отрицательной температуре, нужно выполнить следующие действия:
- Тщательно изучить инструкцию, найти в ней пункт, где указаны допустимые температуры. Если на улице холоднее, то устройство не стоит использовать.
- Проверить, что показатель на уличном термометре выше, чем минимально допустимые.
- На пульте найти кнопку, которая отвечает за режим обогрева, и нажать ее. На устройстве должна появиться пиктограмма — стилизованное солнце.
- Выставить требуемую температуру, при этом не стоит сильно обогревать комнату, так как прибор может не иметь достаточной мощности. Достаточно прогреть помещение до +18…+24°С.
Стоит обратить внимание, что после всех произведенных действий устройство начинает работать лишь спустя 5-10 минут.
Дело в том, что сначала кондиционер подготавливается к процессу, притом делает это без включения внутреннего блока, поэтому не стоит переживать, что прибор сломался.
Охлаждение зимой
Некоторые помещения нуждаются в удалении тепла даже в холодное время года, например, кабинеты МРТ, поэтому стоит разобраться, можно ли пользоваться кондиционером зимой для охлаждения.
Практически все приборы в заводской комплектации не способны функционировать в таком режиме. Минимальная температура обычно составляет +5…+10°С. Чтобы обеспечить охлаждение, понадобится специальное прецизионное оборудование, но стоит оно, как правило, очень дорого.
В основном устройства дорабатывают самостоятельно, используя для этого неинверторные блоки. Но в таком случае могут возникать проблемы с фреоном, так как минусовая температура понижает давление, соответственно, его конденсация значительно затрудняется.
Для решения проблемы можно вмонтировать в наружный блок дополнительный зимний комплект, регулирующий давление при конденсации. Происходит это действие за счет уменьшения и увеличения скорости, с которой будет работать вентилятор. Хотя есть современные агрегаты, на которых уже установлен требуемый набор.
Зимний комплект составляют:
- Дренажный нагреватель. Работает на охлаждение во внутреннем блоке, где происходит конденсация влаги. Вода, попадая на улицу, может замерзать.
- Нагреватель картера. В этом устройстве содержится масло, именно обогреватель не дает ему загустеть.
- Регулятор оборотов вентилятора. Он может иметь два варианта функционирования: в первом работа происходит за счет показателей давления в системе, во втором можно применять температурные датчики, которые установлены на конденсаторе.
Зимний комплект состоит из 3 элементовСразу стоит добавить, что зимний комплект не приносит существенной помощи для обогрева помещения в зимний период.
Из всего предоставленного списка только картерный нагреватель используется для обогревательной функции, при этом на инверторные модели такое оборудование не устанавливается.
Особенности зимней эксплуатации
Каждая модель сплит-системы имеет свой минимальный температурный режим. Узнать, какой присущ данной модели, можно в инструкции. Также придерживаются следующих показателей:
- инверторные агрегаты могут эксплуатироваться в пределах от -10 до -15°С;
- неинверторные рассчитаны до -5°С, а некоторые приборы – только до +5°С;
- существуют тепловые насосы, предназначенные для обогрева в -28°С и ниже.
Можно ли использовать кондиционер зимой для обогрева, напрямую зависит от наружной температуры. При нуле можно включать практически любой прибор, при этом он будет выдавать больше тепла, чем затрачено электричества. Кроме этого, некоторые сплит-системы могут отлично функционировать и при минусовых значениях, но тогда необходимо следить, чтобы уличный температурный режим не превышал тот, что указан в инструкции к агрегату.
А также стоит обратить внимание на то, что чем сильнее холода, тем ниже активность агрегата.
Можно ли использовать кондиционер зимой
Можно ли использовать кондиционер зимой на холод?
Кондиционер зимой на охлаждение работать может, чему пример тысячи кондиционеров в серверных, но действуют ограничения по температуре. Для On/Off моделей обязательна установка зимнего комплекта кондиционера, без него потеря холодопроизводительности составит до 50%, не говоря о рисках поломки компрессора.
Можно ли включать кондиционер зимой на вентиляцию?
Да, но нужно понимать, что обычный кондиционер работает только с комнатным воздухом. Включать кондиционер зимой на вентиляцию, возможно, имеет смысл лишь для очистки воздуха, когда во внутреннем блоке есть отдельные фильтры тонкой очистки (антиаллергенные, энзимные, плазменные…).
Можно зимой включать кондиционер на тепло?
Кондиционеры работающие зимой
Первый тип – обычный кондиционер с установленным зимним комплектом. Преимуществом является цена, поскольку можно взять самый дешёвый On/Off кондиционер. Но и ресурс его работы – два-три года. Сюда же относятся и кондиционеры, доработанные дистрибуторами в России, например, General LLCA с пакетом WinterSet.
Второй тип – специальные кондиционеры работающие зимой. Обычно это инверторные серии, разработанные непосредственно японскими производителями для условий Скандинавии и Канады. Характерный пример – General Nordic. Его отличительные особенности: увеличенный теплообменник, заводские подогревы компрессора и поддона наружного блока, доработанная электронная плата, специальная прошивка процессора для зимних режимов работы. При его использовании можно обогреваться кондиционером зимой до -25С.
Цена кондиционера зимой
Пословица «готовь сани летом» справедлива для многих ситуаций. Купить кондиционеры зимой выгоднее по нескольким причинам:
а) ввиду низкого сезона, многие бытовые кондиционеры зимой дешевле. Особенно это относится к бюджетным моделям, у японских сплитов цена менее колеблется в течение года.
б) монтажники зимой менее загружены работой, и могут подстроиться под график заказчика.
в) в разгар сезона многих популярных моделей на складах не хватает. Зимой же выбор из наличия почти не ограничен.
Установка кондиционера зимой
Можно устанавливать кондиционер зимой, если трасса стандартная, а температура на улице не ниже разрешённой в документации. Если трасса между внутренним и наружным блоками свыше 15м, то может понадобиться пайка трассы (что на морозе может вызвать сложности), а также заправка фреоном сверх заводской.
Отдельный подогрев кондиционера зимой не нужен, если вы не собираетесь его эксплуатировать до лета. Если планируется включать кондиционер зимой на охлаждение или обогрев, то потребуется установка зимнего комплекта на кондиционер, цена которого составит порядка 5-6 т.р.
Заправлять кондиционер зимой можно, но температура баллона с фреоном должна быть выше уличной. Если сплит-система находится рядом с окном, то обычно баллон ставят на подоконник, и заправка происходит быстро. Если наружный блок висит далеко от тёплого помещения, то баллон подогревают подручными способами, в зависимости от фантазии сервисника – от ёмкости с горячей водой до газовой горелки у экстремалов. Можно заправлять кондиционер зимой по показаниям манометров, но лучше – по весам. Потому что зимой система поглотит фреона больше, чем ей требуется для работы в летнюю жару.
Проверка кондиционера зимой такая же, как и летом: включить на холод, затем на тепло. В обоих режимах сплит-система должна отработать не менее трёх минут, при этом разница между комнатной температурой и температурой выдуваемого воздуха на выходе из внутреннего блока должна быть не менее 10 градусов.
Закрыть кондиционер зимой
Чтобы пользоваться кондиционером зимой , его не требуется закрывать или утеплять. Подогрев кондиционера зимой устраивают ленточным электрокабелем, в составе зимнего комплекта. Решив утеплить кондиционер на зиму, закрыв корпус наружного блока — вы лишите его источника тепла/холода (в зависимости от режима), и он просто не сможет работать.
Можно ли зимой включать кондиционер в машине, и нужно ли?
В последнее время не утихают разговоры о том, можно ли зимой включать кондиционер в машине: одни говорят, что это полезно для устройства, другие против – мол и так не жарко вроде… На самом деле, оказывается, не все так однозначно. Специалисты советуют периодически включать, но при этом, на первый взгляд, логика вещей ломается. А вдруг они правы? Как же, все-таки, правильно поступать? Нужно ли включать, или лучше не пользоваться? Давайте разбираться.
Ответить на вопросы «можно?» или «нужно?» становится возможным только после того, как ответишь на вопрос «зачем?». Когда станет понятно, зачем зимой включать кондиционер в машине, тогда и станет ясно, можно ли это делать. Вполне возможно, что даже действительно нужно. В общем, давайте обратимся к теории: рассмотрим, из чего состоит и как работает автокондиционер.
Устройство и принцип работы кондиционера
Кондиционер в автомобиле, по сути, ничем не отличается от бытового устройства: есть компрессор, трубки, радиаторы, вентиляторы и т.д.
Работу системы в авто можно описать следующим образом:
Компрессор нужен для сжатия фреона (рабочего вещества кондиционера), один радиатор – для охлаждения жидкого фреона (заодно по необходимости здесь трудится вентилятор), второй радиатор – для охлаждения воздуха салона (система вентиляции прогоняет его через этот радиатор).
Во время сжатия газообразного фреона в жидкое агрегатное состояние он сильно нагревается. Для того, чтобы его охладить, используется радиатор, находящийся в передней части машины, часто рядом с радиатором охлаждающей жидкости. Это – первая ступень охлаждения.
Вторая ступень охлаждения производится в салонном радиаторе, который по-другому именуется испарителем. Называется он так потому, что в нем фреон из жидкого состояния переходит в газообразное, а этот процесс в физике считается испарением (по аналогии с кипящей водой).
Во время перехода из жидкого состояния в газообразное фреон сильно остывает и, тем самым, поглощает тепло из окружающей среды. Именно поэтому во время работы кондиционера в салоне автомобиля становится прохладно.
Почему кондиционер нужно регулярно включать?
Компрессор кондиционера в автомобиле – сложное устройство с множеством движущихся деталей. Понятное дело, что между ними создается трение. Дабы снизить силу трения и, тем самым, продлить ресурс механизма, детали смазываются специальным маслом.
В случае длительного простоя компрессора масло постепенно стекает вниз, детали остаются без смазки. После того, как происходит запуск кондиционера в авто, компрессор работает первое время, что называется, «на сухую». Вследствие этого механизм постепенно разрушается: от трения деталей между собой создается металлическая пыль, действующая впоследствии как абразив. Даже если произвести полную промывку системы, избавиться от пыли на 100% в большинстве случаев уже не удастся. Если только поменять всю систему в целом. Но это дорого.
Специалисты считают, что для того, чтобы избежать «осушивания» смазываемых поверхностей трущихся деталей, автокондиционер должен включаться на 15-20 мин хотя бы раз в неделю.
Теперь, после того, как стало ясно, что использование кондиционера должно носить регулярный характер, отвечаем на вопросы о возможности и необходимости его эксплуатации зимой:
Нужно ли включать кондиционер зимой в машине? Да, обязательно! Хотя бы периодически.
Можно ли пользоваться кондиционером зимой в машине? Да, непременно! Производитель не запрещает, специалисты рекомендуют.
Как правильно эксплуатировать кондиционер зимой?
Итак, мы ответили на вопрос можно ли включать кондиционер зимой в автомобиле. Самое время перейти к вопросу о том, как правильно пользоваться кондиционером в холодное время года.
Начнем с того, что практически все современные устройства имеют «защиту от дурака», которая состоит в том, что автокондиционер зимой не включается при определенных условиях. Действительно, зачем охлаждать салон, температура воздуха в котором и так минусовая?
Можно ли включать кондиционер зимой в мороз, если салон еще не прогрелся? Можно – кто ж запретит-то? А вот надо ли, стоит ли включать? Нет смысла, конечно. Да и не включится он – не дурак ведь. Он датчики имеет: температуры за бортом и температуры салона.
Современные системы кондиционирования в авто в большинстве своем используют фреон марки R134a, который начинает испаряться (с поглощением тепла, разумеется) уже при -26 градусов Цельсия. Представляете? И так холодно, а он еще сильнее охлаждает.
Чтобы фреон использовать в нормальных условиях (охлаждать теплый салон, а не тот, в котором минус 26), в системе кондиционирования он находится под давлением примерно от 3 до 13 атм. В испарителе (который находится в салоне) фреон работает под давлением 3 атм. Это позволяет ему испаряться уже при нулевой температуре. Иными словами, работа кондиционера зимой в машине при температуре салона ниже нуля градусов просто физически невозможна. Поэтому не стоит удивляться, что в холодном автомобиле его невозможно включить. Кстати, наверное именно отсюда «растут ноги» вопроса, можно ли включать кондиционер в машине зимой. Можно, но включится он, если только воздух в салоне прогреется до плюсовой температуры.
Кстати, об ограничениях. У некоторых автомобильных марок действует ограничение на включение системы кондиционирования в зависимости от температуры окружающей среды. Например, на авто марки Форд уже при минус 3 по Цельсию система кондиционирования перестанет включаться. Автовладельцам, если они хотят следовать рекомендациям, придется периодически ставить машину в теплый бокс.
Использовать кондиционер в холодное время года целесообразно не только в качестве профилактики механизма. Испаритель отлично конденсирует влагу на своей поверхности, тем самым позволяя бороться с запотеванием стекол. Далее эта влага выводится наружу через специальный дренажный канал, поэтому беспокоиться о коррозии нет смысла – этот момент продуман конструкторами.
Как проверить исправность кондиционера в зимнее время?
Действительно, как проверить кондиционер в машине, если воздух в салоне и так холодный? Вот нужно регулярно ведь его включать для профилактики. А зимой как понять, исправный он вообще или нет?
Во-первых, нужно хорошенько прогреть салон, прежде чем включать систему кондиционирования, хотя бы до +15 градусов Цельсия. Во-вторых, включенный кондиционер создает немалую нагрузку на двигатель, поэтому при включении стрелка тахометра должна дернуться вверх. Кстати, при включении компрессор автокондиционера, находящийся в подкапотном пространстве, в большинстве случаев издает характерный щелчок.
Для того, чтобы понять, охлаждает ли кондиционер в салоне воздух, или просто так компрессор работает, в теплое время суют электронный градусник поглубже в дефлектор вентиляции. Если градусник покажет температуру от 0 до +10 градусов – все в порядке.
Процедура проверки кондиционера зимой в машине по градуснику некорректна в силу того, что за бортом температура ниже нуля. Поэтому для того, чтобы понять, охлаждается ли воздух, или просто с улицы холодным подается, ставим режим рециркуляции. Если воздух салона прогрет, скажем, хотя бы до +15, а из дефлектора дует +10, то понятное дело, что автокондиционер исправен.
Заключение
В этой статье мы ответили на вопросы, можно и нужно ли зимой включать кондиционер в авто, как проверить кондиционер в машине, если за бортом минусовая температура и т.д. Ясно одно: чтобы продлить ресурс системы кондиционирования нужно запускать ее регулярно, хотя бы раз в неделю на 15-20 минут.
Надеемся, данный материал был вам полезен. Если так, то мы будем очень рады. Добавляйте сайт в закладки, регулярно заглядывайте. Удачи на дорогах!
Смотрите также: