Оплата отопления — Кратко, наглядно, все формулы
Оплата отопления
Оплата отопления. С 1 июля 2016 года порядок расчета платы за отопление определяется исключительно постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее — 354 Постановление).
Способы оплаты отопления
Согласно пункту 42.1 354 Постановления «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».
Правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ.
«Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия»
Ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты отопления — такими полномочиями обладают только органы государственной власти субъекта РФ.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 (далее – 603 Постановление) предписывает:
«Установить, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления».
При этом абзац 1 пункта 42.2 354 Постановления устанавливает: «Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа»
Таким образом, до принятия органами госвласти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016. Органы госвласти субъекта РФ имеют право принять решение об изменении действующего способа — такое решение может приниматься один раз в год, в срок до 1 октября. Реализуется указанное решение только в году, следующем за годом принятия такого решения — либо с 01 июля (при переходе на равномерную оплату в течение года), либо с начала отопительного периода (при переходе на оплату в отопительный период).
Формулы расчета отопления
Рассмотрим порядок оплаты отопления в 4 типовых случаях. И представим формулы для каждой из приведенных ситуаций в виде таблицы, с разделением на два варианта:
- Оплата отопления осуществляется в течение отопительного периода;
- Оплата отопления осуществляется равномерно в течение календарного года.
В таблице используются следующие сокращения: ОДПУ — коллективный (общедомовой) прибор учета; ИПУ — индивидуальный прибор учета; МКД — многоквартирный дом; Pi — размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД (размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД).
1 случай. Дом не оборудован ОДПУ (общедомовым прибором учета), при этом техническая возможность оборудования ОДПУ отсутствует.
2 случай. Дом не оборудован ОДПУ, при этом техническая возможность оборудования ОДПУ имеется.
3 случай. Дом оборудован ОДПУ, но не все помещения дома оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ).
4 случай. Дом оборудован ОДПУ, и все помещения дома оборудованы ИПУ.
Еще одна формула, на которую стоит обратить внимание — это формула 6.1 Приложения 2 (354 Постановление).
Согласно абзацу 2 пункта 42.2 «В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6.1 приложения N 2 к настоящим Правилам».
В случае изменения способа оплаты отопления в течение календарного года применяется два способа оплаты: в начале года один способ, в конце года — другой. Вследствие наличия двух способов возможно появление расхождений между объемом отопления, предъявленным потребителям к оплате в течение года, и фактически потребленным объемом. Для ликвидации этих расхождений в I квартале года, следующего за годом, в котором вступило в силу решение об изменении способа оплаты, проводится корректировка платы за тот год, в котором был изменен способ оплаты. Не следует путать такую корректировку с корректировкой платы за отопление, проводимой при равномерной оплате отопления в течение года.
Оплата отопления в РСО
Ранее был рассмотрен расчет платы за отопление, которую потребители услуг оплачивают исполнителю коммунальных услуг (ИКУ). С учетом того, что 603 Постановлением внесены изменения не только в 354 Постановление, но и в 124 Постановление (Постановление Правительства РФ от 14.02.2014 N 124), необходимо отметить несколько существенных моментов, касающихся порядка и размера оплаты отопления ИКУ в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО).
603 Постановлением дополнено 124 Постановление подпунктом «е» в пункте 22. В случае отсутствия ОДПУ при наличии технической возможности установки ОЛУ при расчетах ИКУ с РСО за коммунальный ресурс по отоплению применяется такой же повышающий коэффициент
Кроме того, 124 Постановление дополнено пунктами 25.1 — 25.2. Эти нормы упорядочивают взаимодействие ИКУ с РСО при расчетах за коммунальный ресурс по отоплению. Теперь исключена ранее существовавшая неопределенность, при которой РСО требовали от ИКУ оплату отопления по факту потребления (по ОДПУ), несмотря на установленный в субъекте РФ порядок оплаты отопления потребителями по среднемесячному объему потребления равномерно в течение года. Подпункт «а» пункта 25.1 Постановления 124 прямо указывает на необходимость оплаты отопления от ИКУ в РСО по среднемесячному объему потребления с проведением корректировки один раз в год. Введение указанной нормы позволит прекратить многочисленные споры, связанные со взысканием с ИКУ в пользу РСО пеней с задолженности, являющейся разницей между стоимостью среднего объема отопления, предъявляемого к оплате потребителям, и фактически потребленного объема отопления, определенного по ОДПУ.
Подпункт «в» пункта 25.1 и пункт 25.2 Правил 124 исключают споры, связанные с попытками РСО в случае выбора способа оплаты равномерно в течение года применять в расчетах с ИКУ норматив, установленный для способа оплаты в отопительный период.
Оплата отопления
5 (100%) 6 vote[s]Оплата теплоснабжения при вынужденном автономном отоплении. – Новости ЖКХ
Условия организации автономного отопления.
Мы уже рассказывали об условиях, при которых собственник помещения с отоплением, отрезанным от центрального, освобождается от оплаты теплоснабжения самого помещения и платит только за теплоэнергию, потребленную при содержании общедомового имущества. Напомним, что среди этих условий – соблюдение собственником требований к порядку переустройства помещения.
Недавно Верховный Суд РФ согласился с исключением из этого общего правила (дело № А36-13652/2017).
С собственника нежилого помещения пытались взыскать задолженность за отопление, которое он фактически не получал и не оплачивал. Суд первой инстанции подошел к рассмотрению спора формально и удовлетворил требования теплоснабжающей организации. Он не принял во внимание возражения ответчика о том, что в помещении нет радиаторов отопления, им используется индивидуальный источник тепловой энергии.
По мнению суда первой инстанции, для взыскания долга важен не факт потребления тепла, а факт нахождения помещения в МКД. Также причиной взыскания послужило отсутствие доказательств согласования переустройства внутридомовой системы отопления со всеми собственниками помещений. Отсутствие необходимой документации суд посчитал самовольным демонтажем (отключением) обогревающих элементов, предусмотренных проектной и технической документацией на МКД.
Исключение из общего правила.
Собственник обратился в апелляционный суд с жалобой, где указал, что отключение теплоснабжения было произведено собственником помещения на нижнем этаже. Обрезка стояков была вызвано авариями, в результате которых замерзали радиаторы отопления и происходили залития помещений по вине управляющей компании. УК пять лет не могла восстановить систему теплоснабжения, несмотря на многочисленные жалобы ответчика, в связи с чем он был вынужден установить автономную систему теплоснабжения.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал эти доводы обоснованными, отменил решение нижестоящего суда и отказал в удовлетворении требований теплоснабжающей организации.
Он исследовал причины вынужденного автономного отопления в помещении ответчика, в частности обстоятельства аварий, бездействие управляющей компании по ремонту системы теплоснабжения и по нерегулярной подаче теплоносителя. Было установлено, что в результате первой аварии залило помещение, находящееся ниже помещения ответчика. Именно через залитое помещение система теплоснабжения проходила в помещение ответчика. Последний неоднократно обращался к управляющую компанию, но та мер не принимала, что привело к тому, что помещение на нижнем этаже залило еще 2 раза. Тогда сосед снизу обрезал стояки отопления, полностью изолировав помещение ответчика от теплового контура жилого дома.
Суд учел все эти обстоятельства, указав, что услугой по отоплению является подача качественного теплоносителя через присоединенную сеть к источнику отопления для обеспечения требуемого температурного режима в помещении. Однако теплоснабжающая организация не доказала поставку в спорное помещение тепловой энергии.
При отсутствии в помещениях ответчика тепла от централизованной системы начисление платы за тепловую энергию неправомерно, поскольку фактическое потребление ресурса отсутствует. При этом причиной отсутствия теплоснабжения в помещении ответчика являются не его желание и волеизъявление, а действия (бездействия) третьих лиц.
Апелляционная инстанция напомнила и позицию Конституционного Суда РФ (Постановление от 20.12.2018 N 46-П). Одним из условий возникновения обязанности собственника оплатить отопление является фактическое потребление тепловой энергии для обогрева конкретного помещения.
Учитывая зависимость теплоснабжения спорного помещения от действий (бездействий) иных лиц, в результате которых ответчик был вынужден перейти на индивидуальное отопление, а также установив отсутствие фактического потребления теплоэнергии от централизованной системы, суд пришел к выводу о необоснованности требований ресурсоснабжающей организации.
По мнению апелляции, возложение на собственника обязанности внесения платы за отопление будет являться только мерой наказания за неоформление переустройства.
Во взыскании расходов на оплату теплоэнергии, потребляемой при содержании общедомового имущества, также было отказано, так как теплоснабжающая организация не предоставила никаких расчетов этой суммы. Кроме этого, суд указал, что эти расходы включаются в состав платы за содержание, а не за коммунальные услуги.
Арбитражный суд Центрального округа поддержал эту позицию. Верховный Суд РФ в определении от 14 октября 2019 г. №310-ЭС19-17158 также согласился с такой мотивировкой, посчитав позицию апелляционного суда и суда округа обоснованной. В передаче кассационной жалобы теплоснабжающей организации для дальнейшего рассмотрения было отказано.
Особенности оплаты за отопление в многоквартирных домах
Плата за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги потребителям по отоплению – является самой затратной статьей расходов за «коммуналку». Эта коммунальная услуга имеет некоторые особенности как по оплате, так и по начислениям.Кто готовит отопление: УО или РСО
Есть два варианта поставки в многоквартирный дом коммунального ресурса в виде тепловой энергии.
Первый – когда в дом идет две отдельные трубы: по одной поставляется уже приготовленная на ЦТП горячая вода, по второй – подается тепловая энергия, используемая для нужд отопления.
Второй – если в дом идет только одна труба с теплоносителем (нагретой горячей водой), которая используется для приготовления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления путем приготовления таких услуг с использованием внутридомового инженерного оборудования – индивидуального теплового пункта (ИТП).
В первом случае ресурсоснабжающая организация поставляет в дом уже готовый коммунальный ресурс, который потребитель получает в виде коммунальной услуги (то есть, управляющая организация получает коммунальный ресурс, а потребитель – коммунальную услугу от исполнителя).
Во втором случае данную услугу готовит непосредственно управляющая домом организация. Таким образом, даже при прямых договорах по теплоснабжению через ст. 157.2 ЖК РФ управляющая домом организация продолжает оставаться исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Есть ли КР на СОИ по отоплению?
Особенность отопления как коммунальной услуги состоит в том, что коммунальный ресурс по тепловой энергии на содержание общего имущества в МКД (КР на СОИ) по отоплению – не выставляется в составе жилищной услуги.
Таким образом, КР на СОИ по отоплению – не бывает, отопление выставляется как единая коммунальная услуга (включая в нее обогрев мест общего пользования).
Такая норма определена в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
При этом в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, приготовленную в ИТП, не включаются расходы на содержание и ремонт ИТП, т.к. эти расходы подлежат включению в плату за содержание жилого помещения, являясь жилищной услугой (п. 54 Правил № 354).
Оплата по отоплению при прямых договорах с РСО
4.02.2019 в своем письме N 3080-ОО/06 Минстрой России высказался следующим образом: при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.
Таким образом, переход на прямые договора с РСО через ст. 157.2 ЖК РФ при наличии в доме ИТП законом допускается (ранее у Минстроя России была противоположная позиция).
В случае прямых договоров с РСО оплата осуществляется на основании платежных документов, которые предоставляет потребителям данная РСО. При этом договор теплоснабжения между управляющей домом организацией и РСО – не заключается (поскольку КР на СОИ по отоплению не бывает).
Оплата потерь доставки тепловой энергии в составе платы за отопление
Довольно важным вопросом при начислении платы за отопление является включение в выставляемую сумму потерь доставки тепловой энергии. Если в дом идут тепловые сети, которые являются внешними, то ресурсник вправе начислять потери.
Причина потерь понятна и объяснима школьным курсом физики: пока тепло идет по трубе, оно остывает. Основной вопрос – сколько потерь управляющая домом организация «размыливает» в квитанции.
Если у дома нет внешних сетей (или есть только те сети, которые в подвале от стены до прибора учета) – то потерь не будет или их сумма будет минимальной. Но если на дом повешены десятки или сотни метров внешних сетей, то потери могут быть очень значительными, собственники, оплачивая высокую стоимость отопления, могут даже не догадываться о том, какую обузу они тянут своим карманом.
Оплата отопления 12 месяцев в году или в течение отопительного периода
В законе установлен принцип, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: либо в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа (п. 42.1 и 42.2 Правил № 354).
Таким образом, при начислении следует руководствоваться региональным законодательством. Круглогодичная оплата отопления актуальная для северных регионов страны, где отопительный период правильнее называть отопительным годом.
Новый порядок оплаты отопления по теплосчетчикам с 01.01.2019 г.: за и против
Несмотря на то, что новости о возможности использования теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета отопления, ИПУ) почти год, на обывательском уровне игнорируется норма закона о том, что установка ИПУ тепловой энергии при вертикальной системы отопления МКД – запрещена.
Теплосчетчики могут устанавливаться, а их показания приниматься к коммерческому учету – только при горизонтальной разводке внутридомовой системы отопления.
В соответ. с п. 3 п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627, установка ИПУ тепловой энергии в помещении МКД возможна, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Поэтому ввод в эксплуатацию ИПУ по отопление осуществляется исполнителем только при горизонтальной разводке.
Вместе с тем, как показывает практика, установка ИПУ по отоплению не приводит к существенной экономии по этой коммунальной услуги. Во-первых, сами теплосчетчики стоят не дешево (от 3000 до 7000 р.), т.е. отобьются нескоро. Во-вторых, необходимо оплатить работы по их установке. В-третьих, наличие в доме ИПУ не отменяет несения обязанности по оплате обогрева мест общего пользования.
Поэтому с точки зрения применения новелла о использовании ИПУ по теплу выглядит сомнительной и не востребованной массово.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Оплата теплоэнергии в составе ГВС
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.
Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате
Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.
Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.
Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.
Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.
Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.
Что установил суд?
Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал:
«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.
Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.
…
В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию…
На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
…
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).
Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
…
Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;
на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.
…
Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).
Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.
При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).
Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.
При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.
На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354.
Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
…
На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
…
Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать».
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:
«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения».
Выводы
Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения…, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями».
В данный момент на рассмотренные в настоящей статье решения судов подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Московского округа. Жалоба принята к рассмотрению, заседание назначено на 26.07.2017. Подписчики информационной рассылки АКАТО будут проинформированы о решении кассационной инстанции по указанному делу.
Решение АС Московской области от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 > > >
Постановление 10 ААС от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу N А41-18008/16 > > >
****************************************************************************
Результаты рассмотрения кассационной жалобы > > >
****************************************************************************