Posted on

Нормы о «водоотведении на ОДН»

На сайте АКАТО неоднократно публиковались статьи, посвященные коммунальной услуге «водоотведение» на общедомовые нужды (далее — ОДН). Напомним — серьезные споры между исполнителями коммунальных услуг (далее — ИКУ) и ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) начались после того, как Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее — Правила 354) и в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила 306). 23 декабря 2015 года Президиум Верховного суда РФ наконец-то поставил точку в спорах между ИКУ и РСО, утвердив «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)», в котором указал, что в отсутствие общедомового прибора сточных вод оснований для предъявления к оплате исполнителям коммунальных услуг в пользу РСО платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется. Однако, Минстрой России не смирился с таким положением дел и подготовил проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий, в числе прочего, внесение изменений в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее — Правила 124) в части расчета объема водоотведения. Указанный проект был одобрен Правительством РФ и принят в виде Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603.

В настоящей статье рассмотрены несколько периодов, в течение которых действовали различные нормы, регламентирующие порядок расчета объема «водоотведения на ОДН», подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО.

 

Период с 01 июня 2013 года до 30 июня 2016 года

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2013 №344 с 27.04.2013 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности — Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.

Для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо снижения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя. С целью недопущения возникающих выпадающих доходов (убытков), ряд РСО решили продолжить выставлять ИКУ счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее — ОПУ) ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее — закон 416-ФЗ). При этом по домам, не оборудованным ОПУ ГВС и ХВС, РСО ничего не оставалось делать, как прекратить выставлять к оплате «водоотведение на ОДН» — норматив был отменен, а придумать какое-либо хотя бы отдаленно правдоподобное обоснование предъявлять к оплате ИКУ несуществующую услугу, у РСО не получалось. По домам, оборудованным ОПУ водоотведения (а, например,

автору статьи такие дома на практике не встречались) расчет велся по этим приборам, и вопросов ни у кого не возникало.

Очевидно, что попытки РСО не допустить убытков в виде прекращения поступления денежных средств в счет оплаты «водоотведения на ОДН» приводили к возникновению аналогичных убытков у ИКУ — ведь предъявления «водоотведения на ОДН» к оплате потребителям коммунальных услуг закон теперь не предусматривал, а оплату коммунальных ресурсов на предоставление этой несуществующей коммунальной услуги РСО требовали. И по всей России начались судебные разбирательства по вопросу, существует или нет «водоотведение на ОДН». Единообразие судебной практики было достигнуто лишь полтора года спустя после начала таких споров — в декабре 2015 года Верховный суд РФ принял

несколько судебных постановлений, которыми установил, что «водоотведения на ОДН» не существует, и такая услуга оплате не подлежит ни в пользу ИКУ, ни в пользу РСО.

Стоит отметить, что Минстрой России первоначально письмом от 10.04.2014 № 5942-МС/04 поддержал РСО, требовавших с ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», впоследствии изменил свое мнение, указав письмом от 23.12.2014 № 25364-ОГ/04, что плата за «водоотведение на ОДН» в домах, не оборудованных ОПУ водоотведения, равна нулю. Однако, если апрельское письмо Минстроя многие суды приняли в качестве доказательства наличия обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», поскольку на тот момент единообразная судебная практика еще не сложилась и разъяснения Минстроя России являлись чуть ли не единственной внятной позицией федеральных органов государственной власти, то декабрьское письмо Минстроя уже не принималось судами с таким воодушевлением, так

письма Минстроя нормативными актами не являются, а сложившаяся к декабрю судебная практика позволяла аргументировать позицию об обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН».

И только в 2015 году ситуация переломилась — суды по всё большему количеству дел стали устанавливать отсутствие «водоотведения на ОДН» и отсутствие оснований для предъявления такого коммунального ресурса к оплате ИКУ со стороны РСО, а в декабре 2015 года Президиум ВС РФ утвердил указанную позицию в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)».

Таким образом, в период с 01.06.2013 по 30.06.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.

 

Период с 01 июля по 31 декабря 2016 года

После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2016 года острота вопроса стала спадать.

Однако уже 29 июня 2016 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей услуги «водоотведение на ОДН».

Хочется отметить, что причиной внесения указанной поправки может быть (и иных вариантов просто невозможно придумать!) исключительно желание обязать ИКУ вносить в пользу РСО оплату «водоотведение на ОДН», тем самым увеличивая доходы соответствующих РСО. Через некоторое время после вступления в силу изменений Минстрой России письмом от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, подписанным лично А.В.Чибисом, разъяснил, что объем водоотведения многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии ОПУ сточных вод и при наличии ОПУ ХВС и ГВС определяется как сумма показаний ОПУ ХВС и ГВС. То есть фактически Минстрой попытался вопреки ранее сложившейся судебной практике вернуть оплату «водоотведения на ОДН» от ИКУ в пользу РСО. Примечательно, что соответствующие поправки в Правила 354, регулирующие отношения исполнителей с потребителями, не вносились. То есть Минстрой России намеренно ухудшал положение УО/ТСЖ/ЖСК, попытавшись обязать их оплачивать в пользу РСО услугу, не подлежащую оплате потребителями в пользу ИКУ.

Однако, Минстрой России уже традиционно (как показывает практика) при подготовке проекта Постановления Правительства РФ не счел нужным проводить комплексный анализ норм законодательства, не стал разбираться в своем же творчестве, а просто изменил ту норму, на которую ссылались суды, признавая отсутствие «водоотведения на ОДН». Но оказалось, что не только подпункт «в» пункта 21 Правил 124 регулировал так интересующий Минстрой вопрос оплаты «водоотведения на ОДН».

Из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:

Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:

«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:

б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».

Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает:
«4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций

и регионального оператора (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».

Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.

Абзац 2 пункта 13 Правил 354 устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от 30.05.2014 № ВАС-6046/14Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)») и с Определением ВС РФ от 25.08.2015 по делу № 307-ЭС15-8761В силу пункта 13 Правил № 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту»).

Исходя из сказанного, объем отводимых сточных вод, подлежащих оплате ИКУ в пользу РСО, равен объему водоотведения, подлежащего оплате потребителями такой услуги в пользу ИКУ. То есть расчет должен вестись именно в соответствии с Правилами 354. Закон 416-ФЗ в данном случае применению не подлежит.

Приведенная позиция подтверждается и «свежими» судебными постановлениями — например, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017 по делу № А42-7455/2016 установлено:

«В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона № 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.

Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил № 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.

Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил № 354.

Принимая во внимание, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления … платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что расчет требований по услуге водоотведения является правильным, нельзя признать обоснованным…

Ссылка судов на Постановление № 603 является несостоятельной, поскольку внесение изменений в Правила № 124 не привело к изменениям в Правилах № 354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю)».

Таким образом, в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.

 

Период с 01 января по 31 мая 2017 года

01.01.2017 вступили в силу поправки, внесенные в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ (далее — Закон 176-ФЗ), в части включения стоимости коммунальных услуг на ОДН в состав платы за содержание жилья. Кроме того, 1 января 2017 года вступили в силу соответствующие поправки в ряд Постановлений Правительства РФ, внесенные ПП РФ от 26.12.2016 № 1498. Примечательно, что поправка, ранее внесенная ПП РФ от 29.06.2016 № 603 в подпункт «в» пункта 21 Правил 124, Постановлением 1498 была из указанной нормы исключена, то есть Правительство РФ таким образом фактически признало ошибочность внесенного ранее изменения.

Согласно новым поправкам с 01.01.2017 в состав содержания жилья включено, в числе прочего, «отведение сточных вод в целях содержания общего имущества» (именно эта составляющая ранее называлась «водоотведение на ОДН») и установлен порядок расчета объема и стоимости указанного «отведения сточных вод», подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу РСО.

Необходимо обратить внимание, что пункты 2–3 ПП РФ от 26.12.2016 № 1498 устанавливают:

«2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

3. До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды».

Исходя из приведенных положений, объем «водоотведения на ОДН», подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен с начала 2017 года рассчитываться по нормативу, действующему по состоянию на 01.11.2016, а установление такого норматива не предусматривалось, то есть было равно нулю. Следовательно, с 01.01.2017 как и в предыдущие периоды, предъявление к оплате ИКУ в пользу РСО стоимости «водоотведения на ОДН» не предусмотрено.

Однако, необходимо учесть, что такое положение действует только до момента утверждения субъектом РФ норматива потребления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, но не позднее 1 июня 2017 года.

 

Период с 01 июня 2017 года

01.06.2017 вступило в силу еще одно изменение, внесенное в пункт 21 Правил 124 — указанная норма дополнена подпунктом «в.4», который устанавливает:

«21. При установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21.1 настоящих Правил, учитывается следующее:

в.4) объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

VСТ = VХВС + VГВС

, где:

VСТ — объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;

VХВС — объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;

VГВС — объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом».

Таким образом, с 1 июня 2017 года ИКУ обязаны вносить в РСО оплату отведения сточных вод в объеме, равном сумме поступающих в МКД объемов ХВС и ГВС. Можно сказать, что «эпопея» с «водоотведением на ОДН» подошла к завершению, и завершается она победой ресурсоснабжающих организаций и поддерживающего их Минстроя России — с 01.06.2017 «водоотведение на ОДН» подлежит оплате в пользу РСО лицом, управляющим МКД.

Кто платит ОДН: жильцы или управляющая компания?

Собственники жилого дома организуют и ведут деятельность по хозяйству. Они имеют право переложить на специализированные организации львиную долю обязательств. Разновидностью таких обязанностей являются общедомовые нужды.

Что входит в ОДН?

Что входит в ОДН?

Что входит в ОДН?

Под общедомовыми нуждами понимаются услуги, которыми пользуется не отдельно взятый владелец, а все собственники.

В ОДН входят следующие компоненты:

  • свет в подъезде и других общедомовых местах;
  • электричество, потребляемое домофоном;
  • работа лифта;
  • поливка газонов или мытье подъездов;
  • горячая вода в батареях общедомовых территорий.

Нужды разнообразны. Главным образом они представлены потребностью в освещении и водоснабжении. Сюда входит и обслуживание лестничных проемов, подвалов и чердаков.

Плата за ОДН обеспечивает весь дом. На практике имеет место пренебрежение такими услугами со стороны управляющих компаний. Организации халатно относятся к своим обязанностям. Как результат: снижение качества оказываемых услуг и увеличение бессмысленных расходов. Ранее в ОДН включались и перерасходы энергии. Теперь они относятся к оплате за жилье.

К общим нуждам не относятся антенны, кабели и различные пристройки. За них платит собственник.

Кто должен оплачивать ОДН?

Нормативная основа, регулирующая вопрос оплаты:

  • Ст. 210 ГК РФ. Жилец должен содержать объект недвижимости;
  • Ст. 39 ЖК РФ. Собственники обязаны платить сумму, пропорциональную размеру доли в
  • многоквартирном доме;
  • ПП №354. Потребитель ЖКХ платит за услуги отдельно.

Обязанность по оплате ОДН лежит на собственниках многоквартирного дома. Так говорит закон. Тем не менее, здесь есть особенность. Собственники обязаны платить за общедомовые нужды только в случаях, когда затраты не превышают установленных нормативов.

Если расходы за ОДН превышают установленные нормы, то обязанность по оплате лежит на управляющей компании. Причем организации погашают только разницу между показателями счетчиков и нормативами. Основной массив в любом случае выплачивают собственники.

На практике такое решение приняло Правительство РФ. Теперь в квитанциях ОДН выведены отдельной строкой. Это дало возможность ряду УК злоупотреблять полномочиями: компании нередко приписывают плату за общедомовые нужды сверх квартплаты.

Владельцы нежилых объектов (помещений) также обязаны платить за ОДН. Это прямо предусмотрено законодательством. У правила есть исключения. Если договором с УК предусмотрено, что платить за нужды обязана организация, то ответ однозначен. Собственники могут использовать такую возможность при заключении соглашения: отдельным пунктом прописать, что плату за ОДН вносит УК.

На деле существует и другая ситуация: отдельные собственники берут на себя обязанность по обеспечению общедомовых нужд. В таком случае платить обязаны они.

Расчет оплаты ОДН

Оплата по счетам

Оплата по счетам

Уплата нужд зависит от того, имеется ли общедомовой счетчик. Если прибор установлен, то весь расчет производится следующим способом:

  • снимаются показания;
  • суммируются показания всех индивидуальных счетчиков;
  • вычисляется величина индивидуальных приборов учета из данных общедомового устройства.

К примеру, общий счетчик показывает 3 000 кубометров воды. Сумма индивидуальных показания составляет 2 800 кубометров. Разница будет 200 кубометров. Это первичные показания.

Обратите внимание: результатом может стать отрицательное число. Это означает, что фактическое потребление меньше нормативного. В такой ситуации производится перерасчет по средней величине всех квартир жилого дома.

Далее необходимо узнать общую площадь жилых помещений. Производится деление первичных показаний на площадь. Таким образом рассчитывается ОДН на 1 кубометр. Чтобы узнать ОДН, который приходится на отдельно взятую квартиру, необходимо площадь жилого помещения умножить на величину общедомовых нужд на 1 кубометр.

При отсутствии счетчика применяются нормативы, которые утверждаются на региональном и муниципальном уровне совместно. При этом используются повышающие коэффициенты, зафиксированные в Постановлении Правительства №354.

Как снизить плату?

Установка счетчика поможет снизить плату за ОДН

Установка счетчика поможет снизить плату за ОДН

Нередко ОДН выходит в круглую сумму. Чтобы снизить плату, рекомендуется воспользоваться следующими советами:

  • поставить общедомовой прибор учета;
  • настаивать и убеждать жильцов установить индивидуальные счетчики;
  • своевременно давать показания;
  • проверить все коммуникационные и инженерные системы на предмет поломки;
  • проверить, не подключаются ли к домовой системе магазины и прочие предприятия.

Установка счетчиков – не только обязанность, но и полезное дело. Приборы позволяют учитывать информацию в реальном времени. Это поможет существенно сэкономить, так как сразу видно, на что тратится потребление ресурсов. Рекомендуется не медлить с подачей показаний и следовать установленному графику. Это облегчает процесс отслеживания и контроля.

На практике ОДН имеет завышенную величину из-за дефектов в инженерных системах. Рекомендуется проверить водопровод, газопровод и энергетическую сеть. Вполне вероятно, что имеет место техническая проблема, которая несоразмерно увеличивает затраты на общедомовые нужды.

Нередко к системам дома подключаются магазины и салоны, которые выкачивают ценные ресурсы. Рекомендуется проверить заведения. Это поможет выявить проблему неэффективного потребления ресурсов.

Наконец, снизить плату за ОДН можно, если проверить документацию УК на предмет ошибок. Организации или специалисты могут заблуждаться относительно подлинных показаний счетчиков. В таком случае производится перерасчет.

Что будет, если не платить?

Обязанность по оплате общедомовых нужд закреплена в ЖК РФ (ст.155). Согласно норме закона, собственники и владельцы жилых помещений обязаны своевременно платить за ЖКХ. Если они уклоняются от требований законодательства, то применяются меры ответственности.

К должникам по ОДН могут быть применены следующие меры ответственности:

  • предупреждение;
  • пеня;
  • отключение;
  • выселение.

Пеня представляет собой штраф, который начисляется за каждый день просрочки платежей. У коммунальных служб есть право отключить злостного должника от потребления ресурсов. Крайний метод – выселение. Оно возможно только по решению суда.

Не рекомендуется накапливать задолженности по ОДН. Под удар будет поставлен не только конкретный жилец, но и все владельцы многоквартирного дома. Важно своевременно производить выплаты, чтобы избежать неприятных последствий в виде ежедневных штрафов и угроз судебного разбирательства.

Если жильцы многоквартирного дома исправно платят по коммунальным счетам, а УК не предоставляет услуг должного качества, на нее можно пожаловаться в уполномоченные органы.

Образцы документов:

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Общедомовые нужды Постановление 354 — что это такое, платить или не платить? 2020 год

За жилье, как известно, нужно платить. Истина, не нуждающаяся в доказательствах, и прописанная в законодательстве.

Но кроме оплаты собственного жилища и коммунальных услуг житель многоквартирного дома обязан оплачивать и так называемые общедомовые нужды.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

Вот тут и возникает вопрос: А что это такое? Какие услуги входят в состав?

к содержанию ↑

Понятие

Если говорить коротко, то это плата за обслуживание общего хозяйства дома, то есть того имущества, которым жильцы, и собственники, и наниматели, владеют совместно, пользуются им сообща.

Например, у дома есть прилегающая к нему территория.

Никому по отдельности она не принадлежит, это общее хозяйство. Его нужно обихаживать, содержать в порядке и чистоте.

Чем и занимается УК или иная нанятая собственниками жилья организация. Плата за обслуживание распределятся пропорционально между жильцами.

Правда, непосредственно к общедомовым нуждам эта услуга не относится и выделяется в квитанциях в отдельную строку, но суть ее от этого никак не меняется.

Общедомовыми нуждами называются услуги (коммунальные), которые предоставляются жильцам при использовании и содержании общедомового имущества.

К такому имуществу законодатель (согласно ЖК ст. 36) отнес:

  1. Лестничные площадки.
  2. Лестницы.
  3. Лифтовое хозяйство, включая сами лифты, шахты.
  4. Иные связанные с домом конструкции.
  5. Коридоры. Технические этажи.
  6. Чердаки, подвалы.
  7. Инженерные коммуникации.
  8. Оборудование, которое обслуживает более одного помещения.
  9. Крыши.
  10. Помещения, которые не принадлежат отдельно взятому собственнику, а служат для удовлетворения бытовых или социальных потребностей, например, расположенный в доме спортзал.
  11. Конструкции, несущие, а равно и ненесущие, ограждающие.
  12. Земельный участок, на котором расположен дом.

Все это имущество следует содержать в надлежащем порядке, предоставляя коммунальные услуги, связанные с водоснабжением (ГВС), подачей электроэнергии, газа, тепла и т. д.

К ОДН относят:

  • технические потери в инженерных коммуникациях (внутридомовых) водоснабжения, электричества, газа, тепла, оборудования дома. В их число входят потери, которые возникают при авариях, промывках систем, заполнения их, испытаний;
  • уборка, очистка (санитарная и гигиеническая) общедомовых помещений;
  • благоустройство придомовых территорий, содержание их;
  • освещение подъездов, а так же чердаков и подвалов, подвалов, обеспечение их теплом;
  • работа лифтов, другого оборудования, например, домофонов.

О правилах и порядке перерасчета за коммунальные услуги по 354 Постановлению читайте в нашей статье.

к содержанию ↑

Законодательство

Общие положения об ОДН изложены в ЖК и ГК России, а так же в законе об энергосбережении (ФЗ-261).

Этими законодательными актами установлена ответственность за оплату расходов, направленных на содержание общего хозяйства дома.

Порядок расчета оплаты и предоставления услуг установлен Постановлением Правительства за номером 354 от 6 мая 2011 года.

16 апреля 2013 было принято еще одно правительственное Постановление за № 344, которое уточнило, а в ряде положений изменило существующий порядок предоставления и расчетов.

Определено, что:

  1. ОДН не может превышать установленных нормативов.
  2. Уменьшены действующие нормативы на воду (горячую и холодную).
  3. Отменена оплата водоотведения, отопления общего имущества.
  4. Введен повышающий коэффициент в домах, в которых не установлен счетчик, но имеется возможность установки.
к содержанию ↑

Требования по оплате

А теперь ответим на наверняка волнующий многих вопрос: законно ли взимание платы со стороны коммунальщиков и УК по ОДН?

Да, совершенно законны, поскольку подобные требования изложены, как в ЖК, так и в ГК, Постановлениях Правительства.

к содержанию ↑

Расчет ОДН

Если в доме стоит коллективный счетчик учета, то в этом случае ОДН – это разница между показаниями колсчетчика и суммой показаний индивидуальных счетчиков плюс установленных нормативов, для жильцов, счетчиков не имеющих.

Оплата этой разницы распределяется между жильцами. Размер ее для отдельно взятого жильца зависит от занимаемой площади.

Если коллективный счетчик отсутствует, то расчёт производится, исходя из площади общедомовых помещений и нормативов, которые установлены регионом на подобные услуги. Оплата делится между жильцами пропорционально занимаемой площади.

к содержанию ↑

Что такое дополнительный объем?

Это ОДН, которое возникает вследствие того, что показания со счетчиков, коллективного, индивидуальных, снимают в разное время.

Если показания снимаются в одно и то же время ОДН снижается и может составить даже отрицательную величину.

к содержанию ↑

Как не быть обманутым?

В случае, когда в доме не установлены коллективные счетчики, следить за правильностью начисления ОДН довольно сложно.

Лучше всего в создавшейся ситуации обращаться к грамотному юристу, поскольку в хитросплетениях законодательства, подзаконных актах, нормативных документах самому подчас невозможно разобраться.

Если в доме счетчики установлены, то примите добрый совет. Создайте группу из жильцов, которые будут осуществлять контроль над снятием показаний.

Добейтесь, чтобы все проживающие снимали показания со своих счетчиков в одно время.

Кстати и оплату желательно установить в один и тот же день.

Таким образом, можно свести расходы по ОДН к минимуму.

Обратите внимание, что, несмотря на показания, объем услуги, которая была распределена между жильцами, по закону (ПП № 344 от 16 апреля 2013) не должен превышать установленный в регионе норматив ОДН.

к содержанию ↑

Платить или нет?

Нужно ли платить ОДН? И что будет, если не оплачивать?

Оплачивать общедомовые расходы нужно. По своей сути – это такие же коммунальные услуги, как и предоставляемые непосредственно жильцам.

Все мы пользуемся лифтами и подъездами, днем, вечером и порой ночью, гуляем во дворе и так далее. К тому же содержание общего имущества жильцами закреплено законом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проще говоря, если не оплачивать ОДН, то государство применит к нерадивому плательщику санкции, вплоть до судебного преследования.

Другое дело, что незаконные поборы можно оспорить, но по принятой в стране практике сначала их придется проплатить.

к содержанию ↑

Пример из судебной практики

Приведем пример выигранного жильцом иска против УК. Истец обратился в суд с требованием пресечь действия в отношении его, которые выражались в незаконных поборах ОДН за электроэнергию, чем нанесли ему значительный материальный ущерб.

Свои требования он мотивировал тем, что общее хозяйство в доме УК в должном порядке не содержалось, лифты или не работали, или работали через раз. В подъезде, где он проживал, на нескольких этажах отсутствовали лампочки.

На требования навести порядок, УК не реагировала, однако счета на ОДН выставляла регулярно. При этом, как выяснилось, где и кем был установлен коллективный счетчик учета неизвестно, кем он опечатан и опечатан ли тоже.

Не удалось также установить, как, в какие дни, кем снимаются показания, где они фиксируются. На заседание суда ответчик не явился. Суд, выслушав доводы истца, вынес решение в его пользу.

Какие работы включают в себя текущий и капитальный ремонт в многоквартирном доме? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Вопрос с нежилыми помещениями

Должны ли собственники нежилых помещений платить за общедомовые нужды?

Закон одинаков для всех.

Независимо от того, какое помещение находится в собственности жилое или нет, какой у него статус, офис, магазин и т. д. как подключены коммуникации, отдельно или от общедомовой системы лицо, владеющее такой недвижимостью, принимает участие в расходах на общедомовые нужды на общих основаниях.

Размер его расходов определяется долей в общем имуществе дома (ст. 39, п. 2 ЖК, Постановление 344, статья 44).

ОДН – наверно, самый спорный в предоставлении коммунальных услуг вопрос. Наличие ОДН позволяет УК и поставщикам ресурсов не заниматься устранением дефектов коммуникаций, восстановлением их полной работоспособности, поскольку возмещение потерь заложено в структуре ОДН.

Но полезно ли ОДН или вредно для нашего общества – тема для отдельного, большого разговора, скорее исследования.

О том, что такое ОДН, вы можете узнать из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!

Власть признала, что ОДН незаконны

Василий Мельник
С месяц назад редакция «СК» отправила одну из наших публикаций об абсурдности платежей за горячую и холодную воду на общедомовые нужды в адрес приемной председателя правительства России Дмитрия Медведева, откуда нам сообщили, что переслали материал в Министерство строительства и ЖКХ РФ, после чего и начались какие-то подвижки в позиции представителей ульяновских властей.

Возможно, подвижки эти и не связаны с информированием нашей газетой ведомства Медведева о происходящем с ОДН в регионе, а просто совпало. Но «СК» пишет об ОДН-беспределе около пяти лет, доказывая, что в многоквартирных домах, где в местах общего пользования (лестницы) отсутствуют краны и сливы, начисление платы за ресурсы на ОДН не предусмотрено уже положениями Правил предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 г. Однако все наши статьи такого рода в Ульяновске упорно игнорировались — под соусом, что ОДН является, дескать, разницей между показанием общедомового прибора учета и суммой показаний квартирных счетчиков и потребления по нормативу там, где счетчиков нет. И защитников этого абсурда не смущало, что полученный таким образом расход на общедомовые нужды не имеет никакого отношения к обслуживанию мест общего пользования, то есть к влажной уборке подъездов.

Но вот президент России Владимир Путин и правительство внесли в порядок оплаты ОДН изменения, поставившие это дело, наконец, с головы на ноги: расход ресурсов на обслуживание общедомового имущества был перенесен из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание жилья», туда, где он и должен быть. При этом в разные документы дополнительно к Правилам №354 была внесена норма об обязательности наличия в местах общего пользования кранов и слива, чтобы у жильцов возникла обязанность оплачивать коммунальные ресурсы, расходуемые в целях обслуживания общедомового имущества. В частности, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (№491 от 13.08.2006 г.) дополнен подпунктом «л», и эта норма звучит теперь так: «11. Содержание общедомового имущества… включает в себя: …л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения…». В других нормативно-правовых документах уточняется, что это за конструктивные особенности. Это водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование (те самые краны и сливы) в местах общего пользования. Если они имеются, в работы управляющей компании (УК) по содержанию входит приобретение холодной и горячей воды на ОДН. Если их нет, у УК нет и такого вида работ, как приобретение воды на общедомовые нужды. Нет, разумеется, и оплаты этой, неприобретенной, воды.

В эту логику укладывается и спор об учете или неучете показаний общедомового счетчика при определении расхода воды на ОДН. Если краны на лестничных площадках есть, но на них нет приборов учета (которых и не может быть), то расход считается как разница между показаниями общедомовых счетчиков и суммой показаний квартирных счетчиков. В случае превышения полученного расхода над нормативом оплата взимается по нормативу. Если же кранов в подъездах нет, никакого расхода на ОДН тоже нет, нет и учета показаний счетчиков в этих целях. В данном случае, как это известно всем людям в здравом рассудке, вода для мытья лестниц берется из кранов в квартирах, проходит по разряду коммунальной услуги и как таковая оплачивается хозяевами квартир. Строки же ХВС ОДН и ГВС ОДН из платежного документа исключаются.

Вот все это фактически и признал председатель комитета ЖКХ и энергетики ЗСО Геннадий Антонцев, до последнего времени упорно твердивший о каких-то убытках, которыми реформа платежей за ресурсы на ОДН угрожает якобы управляющим компаниям. На прошлой неделе Антонцев заявил в одной из газет: «Если у вас нет точек разбора воды в МОП (местах общего пользования. — «СК»), надо писать в управляющую компанию, чтобы не начисляли плату за водоснабжение в МОП». Несмело только как-то, стеснительно заявил, как будто и не глава комитета регионального парламента. Понятно, что у него нет распорядительных полномочий, но есть ведь право на инициативу, на то, чтобы обратиться, к примеру, к министру ЖКК региона Дмитрию Вавилину и предложить ему, если он сам не догадывается, издать распоряжение, разъясняющее правоприменительную практику в сфере ОДН.

Распоряжение, собственно, из пары предложений, фиксирующих, что для начисления платы за ресурсы на ОДН необходимо, чтобы места общего пользования были оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. И что априори считается, что в многоквартирных домах области в настоящее время этих устройств и оборудования нет, и плата за ОДН, соответственно, не начисляется. А там, где это все есть, она начисляется. Видимо, где-то все-таки есть — я не думаю, что в домах, где проживают сами министры, уборщица, когда моет лестницу, стучит к ним в дверь и просит налить ведерко тепленькой воды. То есть в таких домах краны в подъездах, возможно, имеются. Ну, ладно, пусть хотя бы так, как рекомендует Антонцев. Предлагаем составленный нами примерный текст заявления в УК о неначислении платы за ОДН. Заявление лучше писать от имени совета дома или старшего по дому.

Директору ООО_____________________________________________________
(адрес местонахождения офиса управляющей компании)_______________________
_________________________________________________________________
от совета дома (старшего по дому), находящегося по адресу:_____________________

_________________________________________________________________

(ФИО старшего по дому, если заявление от него)______________________________

Заявление

В платежных документах за жилищно-коммунальные услуги жильцам нашего дома отдельно выставляются в том числе и счета за горячую и холодную воду, расходуемую на содержание общедомового имущества, что противоречит положениям нормативно-правовых актов в данной сфере и является неправомерным. Так, подпункты «а» и «б» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг (№354 от 6.05.2011 г.) предусматривают, что холодное и горячее водоснабжение мест общего пользования возможно только в случае наличия внутридомовых инженерных систем, по которым холодная и горячая вода подаются в эти места общего пользования. Подпункт 4(1) пункта 4 Правил установления нормативов (№306 от 23.05.2006 г.) определяет, что условием утверждения нормативов на расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имущества является оснащенность мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Подпункт «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества (№491 от 13.08.2006 г.) предусматривает работы по приобретению управляющей компанией холодной и горячей воды в целях потребления при содержании общедомового имущества только в случае, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (сточных вод).

Конструктивные особенности нашего дома этого не предусматривают, поскольку места общего пользования (подъезды) не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (кранами и канализационными сливами). Исходя из этого просим не производить жильцам дома начисление платы за расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имуществ и сделать перерасчет этой платы с декабря 2016 года, вернув деньги. Вода на эти цели берется в квартирах и оплачивается их хозяевами как индивидуально потребленная коммунальная услуга.

Подписи (членов совета дома, или председателя совета дома, или старшего по дому).

Дата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *