Posted on

Содержание

Как правильно подобрать кондиционер? — Сервисная поддержка

Шаг 1. Назначение кондиционера

Назначение любого кондиционера – изменять характеристики воздуха в помещении: его температуру, влажность, чистоту и содержание.

В отличие от приточно-вытяжной вентиляции, обычный кондиционер не поставляет в помещение воздух с улицы. Он сбрасывает» на улицу тепло (или холод) и конденсат, поддерживая в помещении заданные параметры.


Шаг 2. Тип кондиционера

Кондиционеры бывают бытовые, полупромышленные и промышленные. Для дома и офиса выбирают обычный бытовой кондиционер. Он подойдёт и для ресторана в том случае, если в помещении есть уже приточно-вытяжная вентиляция, но требуется дополнительная возможность управления климатом. Срок службы такого прибора в среднем 7-10 лет.

Бытовые кондиционеры в свою очередь делятся на мобильные, оконные и сплит-системы и мульти-сплит-системы. Мобильные и оконные кондиционеры выбирают в том случае, если для установки сплит-системы совершенно нет места.

Сплит-система (от английского слова «разделённый») – это самый популярный тип кондиционеров. Она состоит из двух блоков (наружного и внутреннего) соединённых системой коммуникаций.

Мульти-сплит-система включает несколько внутренних блоков, при наличии всего одного наружного.

Сплит-системы наиболее удобны и функциональны, есть модели работающие исключительно «на холод», а есть такие, которые и охлаждают и нагревают воздух и даже такие, которые выполняют роль приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивая воздухообмен. Поэтому далее речь пойдёт о выборе именно сплит-системы.


Шаг 3. Расчёт мощности

Расчёт мощности наиболее важен в процессе выбора. Под мощностью подразумевается то количество киловатт, которое кондиционер «выдаёт» при охлаждении нагреве воздуха.

Принято ориентироваться на мощность «по холоду». Вы должны чётко понимать: необходимая мощность зависит от того, какие теплоизбытки кондиционеру придётся «гасить», поэтому расчёт мощности в каждом конкретном случае должен проводиться индивидуально.

Ваша задача: максимально подробно рассказать специалисту, делающему расчёт, об источниках и объёмах выделении тепла в помещении. Важно честь:

  • объём помещения (ширину, длину, высоту потолков)
  • наличие техники, выделяющей тепло (телевизоры, компьютеры, холодильники и и т.д.)
  • степень внешней изоляции помещения (пластиковые окна, герметичность дверей, изоляция перекрытий и т.д.)
  • количество людей.

Только после специальных расчётов можно с определённой точностью определить нужную мощность.

В наших каталогах для каждой модели указана рекомендуемая площадь помещения, для того, что бы вы могли примерно подобрать нужную модель. Это средние расчёты для помещений, где высота потолков до 3 метров, где находятся несколько (2-3) человек, и не больше 2-3 единиц техники.

В любом случае, точную мощность нужно уточнить у менеджера. Если отнестись к этому невнимательно, вы рискуете получить кондиционер, который не справится с Вашим климатом.


Примечание:
Воспользуйтесь пожалуйста нашим калькулятором, который поможет Вам подобрать мощность кондиционера, а также предложит модели которые подходящие под рассчитанную Вами мощностью

Калькулятор расчета мощности кондиционера >>


Шаг 4. Учёт производительности, уровня шума и энергопотребления

Важный технический параметр – производительность по воздуху. Он указывает, какой объём воздуха (в кубических метрах) в час пропускает через себя система.

Чем больше производительность по воздуху, тем быстрее кондиционер обеспечит необходимый климат. Однако если производительность неоправданно высокая, это может повлечь перерасход электроэнергии. Это не относится к моделям, имеющим высокий класс энергопотребления А, они очень экономичны и способны обрабатывать большие объемы воздуха с минимальными энергозатратами. Поэтому, если Вы планируете эксплуатировать прибор постоянно и с большими нагрузками, есть смысл выбрать А-класс энергосбережения.

Любой кондиционер производит шум. Если Вы выбираете кондиционер в квартиру, особенно важно обращать внимание на уровень шумового давления. Оптимальным считается уровень шума внутреннего блока не более 25-30, тогда работа прибора будет практически бесшумной. Допустимый уровень шума, согласно СНиП — 34 дБ.


Шаг 5. Инвертор или не инвертор?

Ещё один параметр: вид управления двигателем компрессора.

Инверторное управление подразумевает плавное управление процессом охлаждения (и нагрева). Инвертор даёт возможность ровной работы (без постоянных пусков и остановок), позволяет держать постоянно более точные параметры климата, обеспечивает энергосбережение и продлевает срок службы кондиционера.

Неинверторные кондиционеры более просты, но не менее функциональны. А также более доступны, чем инверторные модели.


Шаг 6. Система фильтрации и обработки воздуха

Современные кондиционеры обычно имеют несколько отдельных фильтров или один комбинированный. Фильтр первичной (грубой) очистки, т.н. «пылевой» фильтр есть в любой модели. Хорошо, если его можно вынуть самостоятельно и промыть в проточной воде.

Антибактериальную обработку осуществляют разнообразные виды фильтров (кахетиновый, био-фильтр, плазма-фильтр и др.). Их наличие – гарантия того, что микробы и вирусы нейтрализуются активными веществами. Более совершенные фильтры способны удалять микрочастицы из воздуха на молекулярном уровне (аллергены, споры грибка и плесени), разрушать оболочки клеток вирусов и выводить их в дренаж.

Некоторые модели вполне способны заменить воздухоочиститель. Если в доме есть дети, пожилые люди, астматики и аллергики лучше выбирать кондиционер с высокой степенью очистки воздуха.

Обогащать воздух отрицательными ионами (анионами) и молекулами кислорода могут не все кондиционеры Модели, имеющие ионизатор и генератор кислорода, рекомендуются для помещений, где естественное проветривание невозможно или крайне затруднительно. Они позволяют изменить состав воздуха, сделать его полезным для самочувствия. Пользоваться ионизатором следует дозировано, так как у каждого человека на анионы реакция различна. Сегодня есть сплит-системы с подмесом воздуха из атмосферы и функцией его увлажнения, они позволяют заменять сразу несколько бытовых приборов: очиститель, увлажнитель, нагреватель и т.д.


Шаг 7. Автоматические режимы

Стоит учесть, что автоматика и автоматические режимы в сплит-системах так же различны. Чем больше автоматических режимов – тем дороже кондиционер. Что бы не платить за то, чем вы не будете пользоваться, подумайте, нужны ли вам:

  • режим «комфортного сна» (низкий уровень шума и работа на низкой мощности)
  • форсированный режим работы (работа на полную мощность, быстрое охлаждение или нагрев помещения)
  • режим «Ветер» (имитация естественного бриза, кода в хаотичном режиме меняется направление потока воздуха и его сила)
  • экономичный режим (прибор затрачивает минимум энергии, но больше времени на создание нужного климата)
  • режим осушения (когда кондиционер целенаправленно изымает влагу из воздуха, делая его сухим)
  • режим самодиагностики (кондиционер тестирует сам себя и определяет неполадки)

Самая дорогая автоматика – это встроенный «климат-контроль», функция при которой датчики постоянно контролируют состав, температуру и чистоту воздуха, а прибор на основании этих данных сам выбирает режим работы.

Полезной опцией является встроенная система самоочистки внутреннего блока. Суть в том, что внутри кондиционера повышенная влажность может способствовать размножению бактерий, плесени, грибка. Хорошо, если все внутренние составляющие (вентилятор, испаритель, теплообменник, и т.п.) покрыты антибактериальным раствором или составом с серебром, ещё лучше, если есть функция самоочистки.

Самоочистка предполагает, что после каждого отключения кондиционер просушивает себя изнутри, обрабатывает внутренности озоном (мощный антисептик) или насыщенной концентрацией анионов.


Шаг 8. Дизайн

Внешний вид внутреннего блока часто является определяющим фактором при выборе модели. Будьте внимательны: под стильным корпусом может скрываться посредственный и примитивный набор функций, а с виду непритязательная модель может отличаться большой функциональностью.

Классический кондиционер – белый с минимальными отделками передней панели и индикаторами температуры и режима (экранами). Он впишется в любой интерьер и сразу укажет на предназначение прибора.

Хотя, дизайнеры современных кондиционеров учитывают самые разнообразные вкусы: можно подобрать модель любого цвета, любой толщины (до 13 см.), длинны (от 53 см. и более 1 м.), формы (прямоугольной, квадратной) и даже скрыть прибор, сделав из него рамку для картины.


Шаг 9. Условия монтажа

В любом случае внутренний блок будет установлен на стену (10-15 см. от потолка), там, где предполагаются повышенные теплоизбытки, но нет прямых солнечных лучей.

Если хочется, чтобы кондиционер занимал как можно меньше пространства, есть смыл обратить внимание на модели, имеющие Slim-дизайн.

Следует учитывать, что каждая модель имеет предельно допустимую разрешённую длину трассы (от 7 до 15 м.). Чем длиннее трасса (расстояние между наружным и внутренним блоком) тем больше энергии затрачивает кондиционер при работе, чем короче – тем лучше он справляется с поставленными задачами.

Хотя, все эти рекомендации несколько условны, многое зависит от индивидуальных параметров помещения и кондиционера.


Шаг 10. Выбор производителя

На современном рынке кондиционеров огромное количество марок и брендов. Подавляющее большинство моделей производят в Китае, Корее или Малайзии.

В принципе, любой кондиционер настоящей заводской сборки – надёжен и безупречен.

Внимание! Окончательное решение об установке кондиционера и выборе конкретной сплит-системы следует принимать только после консультации со специалистом. Консультация специалиста – залог того, что климат у Вас изменится к лучшему с минимальными материальными затратами.



См. также

Кондиционер — Википедия. Что такое Кондиционер

Наружные блоки сплит-систем. Яузский бульвар — жилой дом.

Кондиционе́р (англ. conditioner) — устройство для поддержания оптимальных климатических условий в помещениях строительных сооружений, транспортных средств и другой техники.

В простейшей форме, кондиционер предназначен для регулирования и поддержания заданной температуры воздуха в помещении. Наиболее широко кондиционеры используются для снижения температуры воздуха внутри помещений в жаркое время года и круглогодично в помещениях, где образуется избыточное тепло (информационно-вычислительные центры, вагоны метро, салоны самолётов, аудитории, зрительные залы и т. д.) или требуется поддержание определённой температуры (продуктовые склады, операционные). Кондиционеры с функцией теплового насоса наряду с охлаждением позволяют повышать температуру воздуха в холодное время года и могут использоваться как охлаждающий и отопительный прибор. Более сложные установки кондиционирования снабжены механизмами очистки воздуха от загрязняющих частиц, притока свежего воздуха, увлажнения воздуха, обогащения воздуха кислородом и другими функциями, повышающими качество воздуха.

История

Современное понятие «кондиционер» (air conditioner, от англ. air — воздух и condition — условие) как обозначение устройства для поддержания заданной температуры в помещении, существует достаточно давно. Интересно, что впервые слово кондиционер было произнесено вслух ещё в 1815 году. Именно тогда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях». Собственно говоря, для английского языка глагол to condition является вполне стандартным и означает в том числе и «улучшать что-либо до желаемого состояния», в данном случае — воздух до состояния, комфортного для человека с точки зрения температуры, влажности и прочих параметров; таким образом, conditioner по правилам словообразования в английском языке — это просто то или тот, кто такое приведение чего-либо в определённое состояние осуществляет, а не какой-либо неологизм. Отсюда же — кондиционер для волос и белья, которые являются уже не приборами, а средствами бытовой химии.

Кондиционирование воздуха (авторефрижирация) применялось в пороховых погребах военных судов.

Однако практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго. Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Кэрриер (Willis Carrier) собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, сильно ухудшавшей качество печати.

«Ископаемым» предком всех современных сплит-систем и оконников может считаться первый комнатный кондиционер, выпущенный компанией General Electric ещё в 1929 году. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался аммиак, пары которого небезопасны для здоровья человека, компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу. То есть по своей сути это устройство было самой настоящей сплит-системой. Однако, начиная с 1931 года, когда был синтезирован безопасный для человеческого организма первый фреон, конструкторы сочли за благо собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие потомки которых успешно работают и в наши дни.

Долгое время лидерство в области новейших разработок по вентиляции и кондиционированию воздуха принадлежало американским компаниям, однако, в конце 50-х — начале 60-х годов XX века инициатива прочно перешла к японцам. В дальнейшем именно они определили лицо современной индустрии климата.

В 1958 году японская компания Daikin предложила первый тепловой насос, тем самым научив кондиционеры подавать в помещение не только холод, но и тепло.

В 1961 году произошло событие, в значительной мере предопределившее дальнейшее развитие бытовых и полупромышленных систем кондиционирования воздуха — это начало массового выпуска сплит-систем японской компанией Toshiba. Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделённый на два блока и популярность этого типа климатического оборудования стала постоянно расти. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера — компрессор теперь была вынесена на улицу, в помещениях, оборудованных сплит-системами, стало намного тише, чем в комнатах, где работают оконники. Уровень шума был значительно уменьшен. Вторым плюсом стала возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.

Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок — кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна — различные типы внутренних блоков позволяют создавать оптимальное распределение охлаждённого воздуха в помещениях определённой формы и назначения.

В 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до девяти внутренних блоков различных типов.

Существенным нововведением стало появление кондиционера инверторного типа. В 1981 году компания Toshiba предложила первую сплит-систему, способную плавно регулировать свою мощность, а уже в 1998 году инверторы заняли 95 % японского рынка.

В 1982 году компанией Daikin, в результате доработки мультисплит-системы, появился её вариант с возможностью регулировки мощности для каждого отдельного внутреннего блока и был зарегистрирован под торговым названием VRV (Variable Refregerant Volume, переменный объём хладагента), другими производителями именуемый как VRF (Variable Refrigerant Flow, переменный поток хладагента).

Виды

Центральные кондиционеры — промышленные агрегаты, которые применяются для обработки воздуха в крупных коммерческих и административных зданиях, плавательных бассейнах, промышленных предприятиях и других. Центральный кондиционер является неавтономным, то есть для работы ему необходим внешний источник холода: вода от чиллера, фреон от внешнего компрессорно-конденсаторного блока или горячая вода от системы центрального отопления, бойлера. Основными целевыми функциями данных систем являются: комфортная вентиляция с рекуперацией тепла, нагревом и охлаждением; вентиляция и осушение в помещениях плавательных бассейнов; промышленная вентиляция с рекуперацией и без рекуперации тепла. Обработанный центральными кондиционерами воздух по сети воздуховодов распределяется по всему помещению.

Прецизионные кондиционеры. В основном такой кондиционер применяется в помещениях, требующих поддержания заданных параметров с высокой надёжностью и точностью, таких как медицинские учреждения, производственные помещения, лаборатории, посты управления, узлы связи, залы электронных вычислительных машин, диспетчерские пункты и другие помещения. Представляет собой моноблок, который содержит вентиляционный агрегат, фильтр, холодильную машину с хладоновым воздухоохладителем, водяной воздухонагреватель и электрический калорифер. Применяется кондиционер как в системах с рециркуляцией воздуха, так и в системах со 100 % приточным воздухом.

Винные кондиционеры — используются в погребах и помещениях для хранения дорогих вин, где всегда должен поддерживаться строго определенный микроклимат. Температура воздуха — 12 градусов, влажность воздуха 60-70%. Только в этом случае вина могут храниться в течение долгого времени. Вино в правильно оборудованных погребах с каждым годом становится все более выдержанным и дорогим.

Автономные системы кондиционирования воздуха снабжаются извне только электрической энергией, например, шкафные кондиционеры и тому подобное. Такие кондиционеры имеют встроенные компрессионные холодильные машины, работающие на фреоне — R22, R134A, R407C. Автономные системы охлаждают и осушают воздух, для чего вентилятор продувает рециркуляционный воздух через поверхностные воздухоохладители, которыми являются испарители холодильных машин, а в переходное или зимнее время они могут производить подогрев воздуха с помощью электрических подогревателей или методом реверсирования работы холодильной машины, по циклу так называемого «теплового насоса».

Большинство бытовых кондиционеров не могут работать при отрицательных наружных температурах, особенно в режиме подогрева, поэтому в средних широтах использовать их вместо обычных систем отопления можно только в переходный период. Кондиционеры, адаптированные к работе и при отрицательных температурах, называются всесезонными (или — кондиционерами с всесезонным блоком).

Для охлаждения небольших объёмов (например, внутренних полостей какого-либо оборудования, процессоров ПК) иногда используют кондиционеры, основанные на элементах Пельтье. Такие кондиционеры бесшумны, легки, не имеют движущихся деталей, надёжны и компактны. Но имеют очень ограниченную холодопроизводительность, дороги и менее экономичны.

Кондиционер воздуха, работающий на наружном воздухе, называется приточным; на внутреннем воздухе — рециркуляционным; на смеси наружного и внутреннего воздуха — кондиционером с рекуперацией.

  1. Мобильные — кондиционеры, не требующие монтажа. Делятся на моноблочные и мобильные сплит-системы. В моноблочных кондиционерах для использования достаточно вывести гибкий шланг[1] или, для мобильных сплит-систем, особый блок из помещения для отвода тёплого воздуха. Конденсат обычно скапливается в поддоне в нижней части мобильного кондиционера. У подобных систем упрощен монтаж и обслуживание, так как отсутствуют разъёмные соединения фреоновой магистрали. Недостаток систем: высокая цена, большие габариты, ограничения по установке
  2. Оконные — состоящие из одного блока; монтируются в окне, стене и прочее. Недостатки: высокий уровень шума, уменьшение освещённости помещения из-за сокращения площади оконного проёма. Преимущества: дешевизна, лёгкость монтажа и последующего обслуживания, отсутствие разъёмных соединений в хладоновой магистрали и, как следствие, отсутствие утечки фреона, максимально возможный коэффициент полезного действия, длительный срок службы.
  3. Сплит-системы (англ. split — расщепление) — состоят из двух блоков, внутреннего и наружного размещения, соединённых между собой медными трубами, по которым циркулирует хладон. Наружный блок содержит (подобно холодильнику) компрессор, конденсатор, дроссель и вентилятор; внутренний блок — испаритель и вентилятор. Различаются по типу исполнения внутреннего блока: настенный, канальный, кассетный, напольно-подпотолочный (универсальный тип), колонный и другие.
  4. Мульти-сплит системы — состоят из наружного блока и нескольких, чаще двух, внутренних блоков, связанных между собой медными трубами, по которым циркулирует хладон. Как и обычные, сплиты различаются по типу исполнения внутренних блоков; они имеют раздельное управление.
  5. Системы с изменяемым расходом хладагента (VRF, VRV и так далее) состоят из одного наружного блока (при необходимости увеличения общей мощности могут использоваться комбинации наружных блоков) и из некоторого количества внутренних блоков. Особенность систем состоит в том, что наружный блок меняет свою холодопроизводительность (мощность) в зависимости от потребностей внутренних блоков по данной мощности.

Устройство кондиционеров

Наибольшее распространение имеют кондиционеры компрессионного типа. Кроме этого существуют также кондиционеры испарительного типа. Компрессионные кондиционеры в большинстве случаев могут работать как на охлаждение, так и на нагрев воздуха. Испарительные кондиционеры кроме охлаждения осуществляют также увлажнение воздуха и вентиляцию.

Компрессионный кондиционер

Устройство компрессионного кондиционера в «оконной» компоновке

Основными узлами любого местного автономного кондиционера компрессионного типа (как и любой холодильной установки) являются:

Испарительный кондиционер

Устройство кондиционера с прямым испарением

Конструкция кондиционера сравнительно проста и не содержит потенциально опасных веществ. Основными узлами кондиционера испарительного типа являются:

  • Корпус и поддон, изготавливаемые из металла или прочной пластмассы, которая устойчива не только к водяной среде, суточным перепадам температуры, но и выдерживает минусовые температуры наружного воздуха;
  • Испарительные фильтры, изготавливаемые из специальной целлюлозы и имеющие форму сот, что позволяет максимально увеличить площадь контакта воды с подаваемым воздухом. Степень насыщения фильтров водой может достигать более 90%;
  • Электродвигатель и вентилятор влагозащищенного исполнения позволяющий изменять частоту вращения и тем самым регулировать количество подаваемого воздуха;
  • Водяной насос и клапаны подачи и слива воды. Кондиционер испарительного типа оснащается водяным насосом, который постоянно насыщает фильтры водой. Забор воды осуществляется из поддона кондиционера, уровень которой поддерживается автоматически. Клапан слива воды предназначен для периодического слива воды из поддона для удаления всех отфильтрованных из воздуха частиц.

Конструкция кондиционера с непрямым испарением несколько совершеннее в результате чего испаряемая влага не попадает в помещение.

Принципы работы кондиционеров

Кондиционер компрессионного типа


1 — конденсатор
2 — терморегулирующий вентиль
3 — испаритель
4 — компрессор

Компрессор, конденсатор, дроссель (капиллярная трубка, терморегулирующий аппарат) и испаритель соединены тонкостенными медными (в последнее время иногда и алюминиевыми) трубками и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует хладагент (традиционно в кондиционерах используется смесь фреона с небольшим количеством компрессорного масла, однако в соответствии с международными соглашениями производство и использование старых сортов, разрушающих озоновый слой, постепенно прекращается, в современных кондиционерах наиболее часто используются фреоны R-22 и R-410A).

В процессе работы кондиционера происходит следующее (рассмотрим на примере фреона R22). На вход компрессора из испарителя поступает газообразный хладагент под низким давлением в 3—5 атмосфер и температурой от +10 до +20 °C. Компрессор кондиционера сжимает хладагент до давления 15—25 атмосфер, в результате чего хладагент нагревается до +70—90 °C, после чего поступает в конденсатор.

Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, хладагент остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. Соответственно, воздух, проходящий через конденсатор, нагревается.

На выходе конденсатора хладагент находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10—20 °C выше температуры атмосферного (наружного) воздуха. Из конденсатора тёплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль, который в простейшем случае представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку, свитую в спираль). На выходе терморегулирующего вентиля давление и температура хладагента существенно понижаются, часть хладагента при этом может испариться.

После дросселирующего устройства (капиллярной трубки или ТРВ) смесь жидкого и газообразного хладагента с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий хладагент переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно, воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный хладагент с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется. Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя.

Работа кондиционера (холодильника) без отвода тепла от конденсатора (или горячего спая элемента Пельтье) принципиально невозможна. Это фундаментальное ограничение, вытекающее из второго закона термодинамики. В обычных бытовых установках это тепло является бросовым и отводится в окружающую среду, причём его количество значительно превышает величину, поглощённую при охлаждении помещения (камеры). В более сложных устройствах это тепло утилизируется для бытовых целей: горячее водоснабжение и другое.

Кондиционер испарительного типа

Принцип работы кондиционера испарительного типа с прямым испарением

Как следует из названия, кондиционеры этого типа работают за счёт испарения. В качестве испаряемой жидкости применяется вода.Тёплый наружный воздух с помощью вентилятора проходит через влажные фильтры и охлаждаясь попадает в кондиционируемое помещение. Эффективность охлаждения зависит от влажности наружного воздуха. Чем ниже влажность тем сильнее идёт испарение воды из фильтров, тем эффективнее работает кондиционер[2].

Достоинства.

  • Испарительные кондиционеры потребляют во много раз меньше электроэнергии чем компрессионные кондиционеры с такой же охлаждающей мощностью, что позволяет использовать их для охлаждения очень больших площадей.
  • Относительно простая конструкция состоящая из одного наружного блока.
  • Постоянный приток в помещение свежего наружного воздуха.

Недостатки.

  • Низкая эффективность во влажном климате.
  • Повышение влажности охлаждённого воздуха может быть нежелательно для некоторых видов помещений. Кондиционеры с непрямым испарением лишены этого недостатка.
  • Необходим подвод воды к кондиционеру.

Неисправности

Одна из наиболее серьёзных неисправностей связана с устройством кондиционера и возникает в том случае, если в испарителе фреон не успевает полностью перейти в газообразное состояние. В этом случае на вход компрессора попадает жидкость, в результате чего компрессор выходит из строя из-за гидроудара. Причин, по которым фреон не успевает испариться, может быть несколько, но самые распространённые вызваны неправильной эксплуатацией плохо спроектированного кондиционера. Во-первых, причиной неисправности могут стать загрязнённые фильтры (при этом ухудшается обдув испарителя и теплообмен), во-вторых — включение кондиционера при отрицательных температурах наружного воздуха. При отрицательных температурах (ниже −10 °C) существует реальная угроза попадания жидкого фреона в полость компрессора, что приводит к его поломке.[3] В более дорогих, правильно спроектированных системах присутствуют дополнительные датчики, ёмкости, исключающие попадание жидкого фреона на вход компрессора. В таких системах наиболее вероятной поломкой становится отказ одного из датчиков, что, впрочем, оставляет холодильную систему жизнеспособной. В бытовых оконных кондиционерах БК-1500, БК-2500 производства СССР (Бакинский завод [4]), для устранения данного явления применялся докипатель (он применяется во многих моделях среднего и верхнего ценового диапазона кондиционеров).

Утечка хладагента также может повлечь за собой неправильную/неэффективную работу кондиционера. В основном причиной утечки является выполненный с нарушениями монтажа фреоновой магистрали, например, некачественная развальцовка трубок. Со временем, наиболее заметным внешним проявлением утечки, кроме снижения производительности, является обмерзание вентиля (сторона низкого давления) на внешнем блоке сплит-системы, либо (реже) — обмерзание испарителя, что обуславливается понижением давления хладагента, которое в норме для кондиционеров на хладагенте R22 составляет 4,3 (на стороне низкого давления) бар при наружной температуре воздуха + 25 °C. Однако обмерзание может наблюдаться и по другим причинам, например при попадании влаги в контур, или при попадании мусора.

Наличие воздуха и влаги в контуре со временем может привести к выходу из строя компрессора, закупориванию капилляра ледяными пробками. Причиной попадания воздуха в контур также является некачественный монтаж сплит-системы. При правильном монтаже после сборки контура производится его вакуумирование в течение определённого времени (зависит от объёма контура, и для бытовых систем обычно составляет от 20 минут до часа) специальным вакуумным насосом, с целью удаления воздуха и испарения влаги, присутствующей в контуре.

Конденсация влаги в системе кондиционирования приводит к быстрому развитию микроорганизмов на влажных поверхностях внутреннего блока с последующим попаданием их в помещение. Насыщенность воздуха микроорганизмами способствует развитию заболеваний дыхательных путей и кожи.

Смарт-кондиционер

Сегодня существуют смарт-кондиционеры или «умные» кондиционеры — которые имеют встроенный компьютер и подключаются к сети Интернет или системе умного дома, и могут контролироваться и управляться с помощью смартфона, интернет-планшета или компьютера либо ноутбука подключенных к сети Интернет. С помощью программного приложения на смартфоне можно контролировать работу «умного» кондиционера дистанционно (не находясь в помещении). Это даёт возможность, находясь на значительном расстоянии от места установки кондиционера, включать или выключать его, изменять режим работы или устанавливать необходимую температуру воздуха в помещении. И таким образом, к моменту приезда домой или в офис, параметры воздуха в кондиционируемом помещении будут соответствовать вашим требованиям. С помощью данной технологии можно задать четкую программу кондиционеру, в соответствие с которой он будет работать в течение дневного или недельного периода эксплуатации[5].

Примечания

Ссылки

понятие, виды, принцип работы, устройство, назначение и применение

Залогом благополучного проживания в современных домах и квартирах является поддержание оптимального микроклимата. Ключевую роль в этом играет кондиционирующее оборудование. Что такое кондиционер? Это прибор, который используется для регулировки температурного, а в некоторых случаях и влажностного режима. При этом набор функций и даже его конструкционное устройство в зависимости от модели может быть разным.

Общее понятие кондиционирующего прибора

Монтаж кондиционера

Это электротехническое устройство, в перечень основных задач которого входит поддержание комфортных климатических условий в помещениях разного назначения. Кроме того, существуют малогабаритные кондиционеры для транспортных средств и производственной техники. Основную массу данных приборов составляет класс бытовых и промышленных моделей. Во втором случае целевое применение имеет несколько другой характер, нежели в бытовом сегменте. Но в обеих категориях базовое понятие кондиционера можно представить так: электроприбор, работа которого направлена на регуляцию температурного режима в определенном диапазоне. Согласно нормативам климатическое оборудование должно обеспечивать возможность регуляции температуры в спектре 17-25 °C. При этом современные устройства способны поддерживать режимы в диапазоне от -5 до 40 °C. Кроме того, многофункциональные приборы также регулируют влажность (коэффициент — 50-60 %), подвижность воздушной массы (до 0,15 м/с) и даже содержание некоторых газов (например, кислорода).

Назначение кондиционера

Чаще всего оборудование рассчитывается на задачи понижения температуры с функцией увлажнения воздушной среды. В летнее время особенно востребован режим охлаждения, но в последнее время появляются и модели, которые обеспечивают нагрев за счет теплового насоса. Хотя о полноценной отопительной функции даже на уровне бытового обогревателя речи не идет. В определении кондиционеров промышленного назначения принципиально важно отметить их многофункциональность – это приборы, которые помимо задач регуляции температуры также реализуют очищение воздуха. Данная функция требуется на предприятиях, деятельность которых связана с обработкой материалов и разного рода сырья, в процессе которой выделяются мелкие частицы пыли. Для поддержания санитарных норм на производственных площадках и комфорта рабочего персонала, к примеру на деревоперерабатывающих фабриках, используется промышленный кондиционер. Помимо расширенного функционала его также отличает высокая мощность, позволяющая постоянно обслуживать помещения площадью до 250-300 м2.

Устройство компрессорных моделей

Коммерческий кондиционер

Именно такой тип кондиционеров может работать и на охлаждение, и на обогрев воздуха, что во многом и обусловливает его широкое распространение. Базовый набор составных частей во внутреннем устройстве кондиционера компрессорного типа можно представить так:

  • Конденсатор – компактный радиаторный модуль в блоке, предназначенном для наружной установки (со стороны улицы). Этот узел обеспечивает процесс конденсации, то есть перехода газа в жидкое состояние. Обычно радиаторы изготавливают из алюминия или меди.
  • Компрессор выполняет функцию сжатия хладагента (рабочая среда наподобие фреона) и поддерживает его циркуляцию в холодильном контуре.
  • Испарительный радиатор размещается во внутреннем блоке (в помещении). Обеспечивает процесс, обратный конденсации, то есть при резком спаде давления уже хладагент переходит из жидкого состояния в газообразное.
  • Регуляционная арматура – дроссель, понижающий давление на участке перед испарителем.
  • Вентиляторы обеспечивают циркуляцию воздушных потоков, обдувая тем самым конденсатор с блоком испарителя.

Устройство испарительных моделей

Более простой по конструкции прибор, который выполняет задачи охлаждения и вентиляции. К его достоинствам можно отнести отсутствие технологических процессов, связанных с обработкой вредных веществ наподобие фреона в ходе работы. Устройство кондиционера этого типа формируется следующими элементами:

  • Электродвигатель – управляет работой вентилятора, который, в свою очередь, обеспечивает подачу воздушных масс.
  • Трубопроводная инфраструктура. Образуется насосом с клапанами для управления процессами подачи и слива водной среды.
  • Испарительные фильтры – очищают воду, не позволяя вредным частицам поступать в воздух. Обычно изготавливаются из целлюлозы и имеют ячеистую конструкцию.
  • Поддон для воды изготавливается из высокопрочного пластика или металла, устойчивого к перепадам температуры и водяной среде.

Современные модели испарительных кондиционеров с возможностью непрямого испарения имеют преимущество в виде исключения проникновения влаги в помещение.

Принцип работы компрессорного кондиционера

Принцип работы кондиционера

Функционирование прибора строится на циркуляции хладагента (фреона) по контуру трубопроводов с технологическими точками его обработки. На вход компрессорной установки под низким давлением подается хладагент, после чего следует процесс его сжатия и нагрева. Далее фреон направляется в конденсатор, где за счет интенсивного обдува его температура снижается, а сама среда переходит в жидкое состояние, выделяя при этом тепло. В итоге происходит нагрев воздуха. На следующем этапе принцип работы и устройство кондиционера компрессорного типа будут иметь несколько схожих черт с моделями испарительного типа, что выражается функцией терморегулирующего вентиля. Дело в том, что после выхода из компрессора фреон попадает в этот вентиль и некоторая его часть испаряется в условиях понижения температуры и давления. В испарителе хладагент принимает газообразную форму, поглощает теплый воздух и остывает. Данный цикл повторяется несколько раз, пока не будут достигнуты установленные микроклиматические показатели.

Принцип работы испарительного кондиционера

Процесс охлаждения в результате испарения водной среды может реализовываться по-разному, из-за чего выделяют прямую и косвенную регуляцию микроклимата. В первом случае охлаждение основывается на изоэнтальпийном процессе и рекомендуется для применения в холодное время. Летом же кондиционеры с прямым испарением могут быть эффективны только при незначительном коэффициенте влажности. Принцип устройства кондиционера с косвенным охлаждением предполагает использование поверхностного теплообменника с воздухоохладителем. По связывающим их каналам циркулирует охлаждаемый воздух, регуляция температуры которого будет зависеть от внешнего орошения водой, стекающей в поддон. Косвенное испарение снижает производительность кондиционера, но расширяет функциональные возможности регуляции за счет пониженного влагосодержания приточного воздуха.

Разновидности кондиционеров с точки зрения установки

Мобильный кондиционер
  • Мобильные кондиционеры. Самые компактные модели, которые можно переносить с места на место, подключая к розетке в любом доступном месте.
  • Настенные приборы. Это классический и наиболее распространенный форм-фактор, предполагающий разделение на два блока – внутренний и наружный.
  • Канальные модели. Интегрируются в основную систему воздуховодов – как правило, их размещают в надпотолочной нише с выходом рабочей части к помещению.
  • Кассетные модели. Тоже разновидность потолочного кондиционера, но который не встраивается в канал вентиляции, а связывается с ней посредством патрубков.
  • Напольно-потолочные устройства. Размещаются по принципу обычных обогревателей – конвекторов или радиаторов. Обладают низкой производительностью, но благодаря компактным размерам и стильному дизайну пользуются высоким спросом.
  • Колонные модели. Форм-фактор, как видно из названия, представлен в виде колонны. То есть установка производится на полу, однако в отличие от мобильных кондиционеров такие приборы преимущественно стационарны и предусматривают связь с внешним блоком, работающим на охлаждение.

Особенности сплит-систем

К этой группе относятся все модели кондиционеров, предполагающих разделение на два блока, один из которых выносится на улицу, а другой монтируется в помещении. Типовое устройство кондиционера сплит предусматривает наличие компрессора, конденсатора, фильтров, вентиляторов и соединяющей магистрали. Собственно, в выносном блоке происходят основные рабочие процессы, а внутренний модуль лишь обеспечивает с ним коммуникационную связь, отвечая также за регуляцию параметров микроклимата. Такое разделение позволяет снижать вредное воздействие от хладагента и полностью исключает шум в помещении от рабочего компрессора.

Мультифункциональные кондиционеры

В результате технологического улучшения двухблочной конструкции появилась и успешно применяется концепция мульти-сплит-системы. Устройство кондиционера этого типа отличается тем, что в одной рабочей инфраструктуре может быть задействовано несколько компрессоров с конденсаторами и многоходовыми клапанами. Многокомпонентные системы позволяют осуществлять управление от одного внутреннего блока, контролируя при этом работу нескольких внешних модулей.

Возможности современных кондиционеров

Независимо от форм-фактора и принципа работы, большинство моделей нового поколения дают расширенные возможности управления процессами регуляции микроклимата. Что такое кондиционер современного типа с точки зрения пользовательского контроля? Это эргономичное устройство, которое через средства дистанционного управления предоставляет возможности информирования о показателях температуры, влажности и даже о составе воздушной среды. На пульте обычно предусмотрен цифровой дисплей с элементами управления (иногда сенсорными). Также в некоторые приборы интегрируется модуль Wi-Fi для реализации дистанционного контроля на удаленном расстоянии через мобильные устройства.

Эксплуатация кондиционера

После установки кроме использования прибора по прямому назначению от владельца требуется выполнение ряда профилактических операций, связанных с техническим обслуживанием. Например, устройство системы кондиционера с компрессорным блоком предусматривает наличие специальной инфраструктуры для удобного замера эксплуатационных показателей, по которым можно отслеживать и состояние хладагента, периодически требующего замены. Что касается испарительных систем, то они нуждаются в постоянном обновлении водной среды с доливом. Также для поддержания рабочего состояния рекомендуется регулярно осуществлять продувку коммуникационных каналов, чистку блоков и дренажной системы.

Техоблуживание кондиционера

Плюсы кондиционера

У каждого типа данного прибора свои преимущества и слабые места, но, в принципе, они являются оптимальным решением для выполнения задач регуляции микроклиматических параметров. Например, компрессорные модели выигрывают в мощности и универсальности применения, а испарительные отличаются энергоэффективностью и возможностями проветривания помещений. Для промышленной сферы применения оптимально подходит устройство кондиционера системы сплит с многокомпонентным подключением рабочих модулей. В этом случае при небольшом объеме монтажных мероприятий можно обеспечить множество помещений эффективными регуляторами микроклимата высокой мощности.

Минусы кондиционера

Основные претензии к данному оборудованию помимо необходимости техобслуживания и их конструкционной сложности касаются вреда для здоровья. Причем это относится и к приборам, которые не предусматривают использование хладагентов. Ведь, что такое кондиционер как регулятор микроклиматических параметров? Это средство, которое теоретически позволяет менять показатели температуры, влажности и темпов движения потоков воздуха в ускоренном режиме. Если же неправильно подходить к процессу изменения данных показателей, резко корректируя их значения, то увеличивается риск заболеваний и, прежде всего, простуды.

Заключение

Управление кондиционером

Чтобы кондиционер не разочаровал в ходе эксплуатации, необходимо правильно подойти к его выбору. Специалисты рекомендуют рассматривать этот вопрос в комплексе, учитывая функциональное наполнение, особенности рабочего процесса, возможности регуляции отдельных параметров микроклимата и т.д. Конечно, немалое значение имеет и энергопотребление. Что такое кондиционер в плане энергозатрат? В среднем такие приборы потребляют 0,8-1 кВт/ч. При этом надо учитывать, что примерно 1 кВт охлаждающей мощности уходит на обслуживание помещения площадью до 10 м2. Если же речь идет об испарительных моделях, то этот показатель может быть сокращен до 0,8 кВт, так как его принцип работы менее затратен по энергоресурсам.

Основные функции кондиционера


Кондиционер — это прибор, который предназначен для поддержания необходимой температуры в помещении. В основном он используется для охлаждения, но помимо своей основной функции, может выполнять и ряд других задач, давайте их рассмотрим.   

Обогрев 

Режим обогрева активизируется при понижении температуры в помещении ниже заданной. Обогрев при помощи кондиционера очень эффективен, так как тепло не задерживается у потолка, а равномерно распределяется по помещению. Очень удобно использовать данный режим в межсезонье – осенью или весной, когда центральное отопление не работает, а температура на улице упала.  

Вентиляция 

Кондиционер в этом режиме равномерно распределяет воздух по помещению. Его удобно использовать, например, зимой, когда теплый воздух от батарей центрального отопления скапливается наверху, а у ног остается холодным.

Осушение 

Для уменьшения влажности воздуха в сплит-системах предусмотрена специальная функция осушки без понижения или повышения температуры. Работа в этом режиме предотвращает отсыревание стен и появление плесени в помещениях с повышенной влажностью. Режим осушения также удобен для устранения дискомфорта в период сырой погоды.   

Фильтрация 

Все сплит-системы оснащены фильтром грубой очистки, который улавливает пыль, защищая теплообменник. Также многие современные кондиционеры имеют дополнительные фильтры: электростатически-заряженный, угольно-волоконный, дезинфицирующий и пр. Они очищают воздух от мельчайших частиц, табачного дыма, пыльцы, спор плесени, экскрементов пылевых клещей, бактерий и некоторых вирусов. 

 
Функции работы кондиционера 

Установка температуры 

Для режимов охлаждение и обогрев можно выставлять температуру с точностью до до 1°С может варьироваться от +16 до +30°С.   

Автоматический режим 

Иногда не требуется задания точных условий в помещении, а сама процедура включения кондиционера может показаться достаточно сложной. В этом случае может использоваться режим Full auto. При котором кондиционер после включения замеряет температуру воздуха в помещении, определяет, в каком режиме нужно работать (охлаждение или обогрев), и затем поддерживает заданную для данного режима температуру. 

Ночной режим 

Этот режим работы задается на определенное время, как правило, на несколько часов, после которого кондиционер отключается. Вентилятор внутреннего блока включается на бесшумный режим. Если кондиционер работал в режиме охлаждения, то через 30 мин. работы заданная температура автоматически увеличивается на 1°C, а еще через час на 2°C. Такое изменение температуры позволяет создать комфортные условия во время сна. 

Горячий запуск 

Данная функция предусмотрена только для режима обогрева. Она позволяет работать вентилятору внутреннего блока только в том случае, когда температура теплообменника внутреннего блока является уже достаточно высокой. Благодаря этому исключается возможность поступления в помещение потока холодного воздуха. 

Таймер 

С помощью таймера можно запрограммировать автоматическое включение и выключение кондиционера. Например, он может быть запрограммирован на включение за полчаса до вашего обычного прихода с работы и т.п.   

Самодиагностика 

В процессе работы кондиционера микропроцессор контролирует режим его работы, а также состояние внешнего и внутреннего блоков. Каждому режиму и возможной неисправности соответствует своя комбинация работы светодиодов на лицевой панели внутреннего блока, по которой можно определить состояние кондиционера.   

Дополнительные возможности 

Дополнительная очистка воздуха 

Современный модели кондиционеров имеют фильтр грубой очистки и несколько фильтров тонкой очистки. Для дополнительной защиты от микроорганизмов многие производители не только оснащают кондиционеры антибактериальными и противогрибковыми покрытиями.
Прогресс не стоит на месте в плане улучшения фильтрации воздуха, помимо основных фильтров тонкой очистки, производители оснащают кондиционеры дополнительными. Здесь можно выделить антиаллегренный, кахетиновый и дезодорирующий фильтры, титано-апатитовый фотокаталитический фильтр, революционную технологию ионной очистки Plasmacluster и др.   

Подмес воздуха 

Среди бытовых кондиционеров только оконные и канальные могут подмешивать воздух с улицы, обычные сплит-системы на это не способны. Они обрабатывают внутренний воздух в помещении. Однако для снижения содержания углекислого газа в воздухе и создания комфортного микроклимата в помещении, некоторые производители предлагают сплит-системы, подмешивающие определенный процент воздуха с улицы. Подмес воздуха осуществляется с помощью выносного блока, соединяемого с внутренним блоком гибким воздуховодом.

Инвертор   

Инверторный кондиционер отличается тем, что мощность работы компрессора плавно меняется в зависимости от температуры в помещении. Т.е. после достижения заданной температуры компрессор не отключается, как в обычном сплите, а переходит на работу на меньшей мощности. Такая система позволяет более точно поддерживать заданную температуру в помещении и избегать резких перепадов температуры. Благодаря отсутствию частых пусков и равномерной работе компрессора, инверторный кондиционер служит дольше, при этом потребляет меньше электроэнергии. Еще один плюс, состоит в том, что разница между заданной и текущей температурой всегда минимальна и вентилятор работает на малых оборотах, обеспечивая низкий уровень шума. Однако при покупке инверторного кондиционера нужно учитывать, что он крайне чувствителен к перепадам напряжения.

Пониженный уровень шума 

Для снижения уровня шума некоторые производители увеличивают диаметр вентиляторов внутренних блоков, понижают аэродинамическую сопротивляемость теплообменника, устанавливают шумоглушители для хладагента. При этом внутренние блоки некоторых настенных сплит-систем стали немного больше, но уровень шума снизился до 22-26дБ(А). Для сравнения, шепот имеет уровень шума 25-30дБ(А). И как было сказано выше, пониженным уровнем шума отличаются инверторные кондиционеры.

Ионизатор 

Ионизация воздуха — это насыщение воздуха отрицательно-заряженными аэроионами. При недостатке аэроинов в воздухе ухудшается самочувствие и трудоспособность, появляется вялость и сонливость. Решить эту проблему призваны специальные приборы — ионизаторы. Тем не менее, если вам не хочется загромождать квартиру или офис дополнительными устройствами, на помощь может прийти кондиционер. Некоторые производители добавляют функцию ионизации в обычные сплит-системы, наиболее известны в этом аспекте Panasonic и Mitsubishi.   

Работа при низких температурах 

Некоторые кондиционеры дополнительно оснащаются всесезонным блоком или зимним комплектом, который позволяет им работать при очень низких температурах (до -20°C). Однако стоит заметить, что при работе в условиях очень низких температур у адаптированных кондиционеров значительно понижается производительность.
Кондиционер с всесезонным блоком обычно применяется там, где необходимо охлаждать воздух в любое время года, например, в северных широтах. Использовать его для обогрева не рекомендуется, так как он не сможет достаточно нагреть воздух при сильном холоде на улице, и к тому же стоимость такого кондиционера в разы превышает стоимость любого обогревателя.   

Сенсор присутствия 

Это еще одна удобная функция, присущая некоторым кондиционерам Daikin. Для того чтобы создать наиболее комфортные условия в помещении, датчик движения определяет местоположение человека и направляет поток воздуха в сторону от него. Если датчик не улавливает движения в течение некоторого времени (обычно 20 мин), что говорит об отсутствии людей в помещении, кондиционер автоматически переходит на экономичную работу. При появлении человека он входит в обычный режим и поддерживает заданную температуру более точно. Такая функция обеспечивает комфорт и позволяет экономить до 30% электроэнергии.
 

Как правильно подобрать кондиционер! — Вентиляция и кондиционирование

В наше время, кондиционер стал незаменимой вещью. Без него не обходится ни один интерьер, будь то офис, квартира или дом. Это все благодаря тому, что современные кондиционеры могут охлаждать помещения в жаркое время года и обогревать их в холодную погоду. А учитывая повышение тарифов на коммунальные услуги, отапливаться кондиционером куда выгодней во всех смыслах. Но как же подобрать именно тот кондиционер, который идеально будет подходит под Ваше помещение и прослужит Вам долгие годы?

Назначение кондиционера

Назначение любого кондиционера – изменять характеристики воздуха в помещении: его температуру, влажность, чистоту и содержание.
В отличие от приточно-вытяжной вентиляции, обычный кондиционер не поставляет в помещение воздух с улицы. Он «сбрасывает» на улицу тепло (или холод) и конденсат, поддерживая в помещении заданные параметры.

Тип кондиционера

Кондиционеры бывают бытовые, полупромышленные и промышленные. Для дома и офиса выбирают обычный бытовой кондиционер. Срок службы такого прибора в среднем 7-10 лет.
Бытовые кондиционеры делятся на мобильные, оконные и сплит-системы и мульти-сплит-системы. Мобильные и оконные кондиционеры выбирают в том случае, если для установки сплит-системы совершенно нет места.
Сплит-система (от английского слова «разделённый») – это самый популярный тип кондиционеров. Она состоит из двух блоков (наружного и внутреннего) соединённых системой коммуникаций.
Мульти-сплит-система включает несколько внутренних блоков, при наличии всего одного наружного.
Сплит-системы наиболее удобны и функциональны. Есть модели работающие исключительно «на холод», а есть такие, которые и охлаждают и нагревают воздух и даже такие, которые выполняют роль приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивая воздухообмен.

Расчёт мощности

Расчёт мощности наиболее важен в процессе выбора. Под мощностью подразумевается то количество киловатт, которое кондиционер «выдаёт» при охлаждении и нагреве воздуха.
Принято ориентироваться на мощность «по холоду». Вы должны чётко понимать: необходимая мощность зависит от того, какие тепло избытки кондиционеру придётся «гасить», поэтому расчёт мощности в каждом конкретном случае должен проводиться индивидуально.
Важно учесть:
  • объём помещения (ширину, длину, высоту потолков)
  • наличие техники, выделяющей тепло (телевизоры, компьютеры, холодильники и т.д.)
  • степень внешней изоляции помещения (пластиковые окна, герметичность дверей, изоляция перекрытий и т.д.)
  • количество людей
Только после специальных расчётов можно с определённой точностью определить нужную мощность.
В наших каталогах для каждой модели указана рекомендуемая площадь помещения, для того, что бы вы могли примерно подобрать нужную модель. Это средние расчёты для помещений, где высота потолков до 3 метров, где находятся несколько (2-3) человек, и не больше 2-3 единиц техники.
В любом случае, точную мощность нужно уточнить у менеджера. Если отнестись к этому невнимательно, вы рискуете получить кондиционер, который не справится с Вашим климатом.
Учёт производительности, уровня шума и энергопотребления
Важный технический параметр – производительность по воздуху. Он указывает, какой объём воздуха (в кубических метрах) в час пропускает через себя система.
Чем больше производительность по воздуху, тем быстрее кондиционер обеспечит необходимый климат. Однако если производительность неоправданно высокая, это может повлечь перерасход электроэнергии. Это не относится к моделям, имеющим высокий класс энергопотребления А, они очень экономичны и способны обрабатывать большие объемы воздуха с минимальными энергозатратами. Поэтому, если Вы планируете эксплуатировать прибор постоянно и с большими нагрузками, есть смысл выбрать А-класс энергосбережения.
Любой кондиционер производит шум. Если Вы выбираете кондиционер в квартиру, особенно важно обращать внимание на уровень шумового давления. Оптимальным считается уровень шума внутреннего блока не более 25-30, тогда работа прибора будет практически бесшумной. Допустимый уровень шума, согласно СНиП — 34 дБ.

Инвертор или не инвертор?

Ещё один параметр: вид управления двигателем компрессора.
Инверторное управление подразумевает плавное управление процессом охлаждения (нагрева). Инвертор даёт возможность ровной работы (без постоянных пусков и остановок), позволяет держать постоянно более точные параметры климата, обеспечивает энергосбережение и продлевает срок службы кондиционера.
Неинверторные кондиционеры более просты, но не менее функциональны.

Система фильтрации и обработки воздуха

Современные кондиционеры обычно имеют несколько отдельных фильтров или один комбинированный. Фильтр первичной (грубой) очистки, т.н. «пылевой» фильтр есть в любой модели. Хорошо, если его можно вынуть самостоятельно и промыть в проточной воде.
Антибактериальную обработку осуществляют разнообразные виды фильтров (кахетиновый, биофильтр и др.). Их наличие – гарантия того, что микробы и вирусы нейтрализуются активными веществами. Более совершенные фильтры способны удалять микрочастицы из воздуха на молекулярном уровне (аллергены, споры грибка и плесени), разрушать оболочки клеток вирусов и выводить их в дренаж.
Некоторые модели вполне способны заменить воздухоочиститель. Если в доме есть дети, пожилые люди, астматики и аллергики лучше выбирать кондиционер с высокой степенью очистки воздуха.
Обогащать воздух отрицательными ионами (анионами) и молекулами кислорода могут не все кондиционеры. Модели, имеющие ионизатор и генератор кислорода, рекомендуются для помещений, где естественное проветривание невозможно или крайне затруднительно. Они позволяют изменить состав воздуха, сделать его полезным для самочувствия. Пользоваться ионизатором следует дозировано, так как у каждого человека на анионы своя реакция. Сегодня есть сплит-системы с подмесом воздуха из атмосферы и функцией его увлажнения, они позволяют заменять сразу несколько бытовых приборов: очиститель, увлажнитель и т.д.

Автоматические режимы

Стоит учесть, что автоматика и автоматические режимы в сплит-системах так же различны. Чем больше автоматических режимов – тем дороже кондиционер. Что бы не платить за то, чем вы не будете пользоваться, подумайте, нужны ли вам:
  • режим «комфортного сна» (низкий уровень шума и работа на низкой мощности)
  • форсированный режим работы (работа на полную мощность, быстрое охлаждение или нагрев помещения)
  • режим «Ветер» (имитация естественного бриза, кода в хаотичном режиме меняется направление потока воздуха и его сила)
  • экономичный режим (прибор затрачивает минимум энергии, но больше времени на создание нужного климата)
  • режим осушения (когда кондиционер целенаправленно изымает влагу из воздуха, делая его сухим)
  • режим самодиагностики (кондиционер тестирует сам себя и определяет неполадки).
Самая дорогая автоматика – это встроенный «климат-контроль», функция при которой датчики постоянно контролируют состав, температуру и чистоту воздуха, а прибор на основании этих данных сам выбирает режим работы.
Полезной опцией является встроенная система самоочистки внутреннего блока. Суть в том, что внутри кондиционера повышенная влажность может способствовать размножению бактерий, плесени, грибка. Хорошо, если все внутренние составляющие (вентилятор, испаритель, теплообменник, и т.п.) покрыты антибактериальным раствором или составом с серебром, ещё лучше, если есть функция самоочистки.
Самоочистка предполагает, что после каждого отключения кондиционер просушивает себя изнутри, обрабатывает внутренности озоном (мощный антисептик) или насыщенной концентрацией анионов.

Дизайн

Внешний вид внутреннего блока часто является определяющим фактором при выборе модели. Будьте внимательны: под стильным корпусом может скрываться посредственный и примитивный набор функций, а с виду непритязательная модель может отличаться большой функциональностью.

Условия монтажа

В любом случае внутренний блок будет установлен на стену (10-15 см от потолка), там, где предполагаются повышенные тепло избытки, но нет прямых солнечных лучей.
Если хочется, чтоб кондиционер занимал как можно меньше пространства, есть смыл обратить внимание на модели, имеющие Slim-дизайн.
Следует учитывать, что каждая модель имеет предельно допустимую разрешённую длину трассы (от 7 до 15 м). Чем длиннее трасса (расстояние между наружным и внутренним блоком) тем больше энергии затрачивает кондиционер при работе, чем короче – тем лучше он справляется с поставленными задачами.
Хотя, все эти рекомендации несколько условны, многое зависит от индивидуальных параметров помещения и кондиционера.

Выбор производителя

На современном рынке кондиционеров огромное количество марок и брендов. Подавляющее большинство моделей производят в Китае, Корее или Малайзии. Традиционно, самыми престижными считаются японцы: Daikin, Mitsubishi Electric, Toshiba. Это, безусловно – элита систем кондиционирования.
Конкуренцию им по соотношению «цена-качество» составляет Panasonic и корейцы: LG, Samsung, а так же китайская фирма General Climate. Это производители, ведущие разумную ценовую политику, что делает кондиционер доступным людям с самыми скромными доходами.
В принципе, любой кондиционер настоящей заводской сборки – надёжен и безупречен.
Внимание! Окончательное решение об установке кондиционера и выборе конкретной сплит-системы следует принимать только после консультации со специалистами.
Консультация специалиста – залог того, что климат у Вас изменится к лучшему с минимальными материальными затратами.

 

Автомобильный кондиционер — Википедия

Автомобильная система кондиционирования воздуха — разновидность системы кондиционирования воздуха, устанавливаемая в автомобиле и позволяющая охлаждать воздух в салоне, а также очищать его от влаги и посторонних запахов. В современных автомобилях является составной частью системы вентиляции и отопления салона.

Особенность такого кондиционера с технической точки зрения заключается в том, что для его работы используется не электричество, а часть мощности двигателя внутреннего сгорания, отбираемая с его коленчатого вала при помощи приводного ремня, иногда общего с ремнём генератора или отдельным. Конденсатор кондиционера обычно располагается под капотом, причём для того, чтобы избежать воздействия на него тепла двигателя, его располагают ближе к переднему бамперу машины, перед радиатором, но при этом таким образом, чтобы не страдал обдув самого радиатора. Отвод воды от испарителя кондиционера выполняется прямо под автомобиль, поэтому часто под автомобилем с работающим кондиционером можно увидеть лужу.

Современные установки кондиционирования воздуха как правило конструктивно объединены с системой отопления салона, используют общие воздуховоды и систему управления. Органы управления системами обогрева и кондиционирования воздуха на современных автомобилях обычно размещается на панели приборов, или на центральной консоли между водителем и передним пассажиром.

История[править | править код]

Впервые установки кондиционирования на автомобилях были предложены в качестве устанавливаемого по заказу дополнительного оборудования в США в 1933 году одной из нью-йоркских компаний, — к тому времени кондиционеры уже стали привычным оборудованием в американских небоскрёбах. В основном ими оборудовались самые дорогие и роскошные лимузины.

Первым же автомобилем, который мог быть оснащён установкой кондиционирования воздуха в заводской комплектации, стал Packard модели 1939 года, — который, впрочем, оставался малосерийным автомобилем ручной сборки. Стоимость установки составляла 274 доллара — огромную сумму по тем временам (более трети цены нового полноразмерного легкового автомобиля, вроде «Форда», который стоил от $742). Кроме того, помимо агрегатов, расположенных под капотом и в салоне, установка кондиционирования занимала половину багажника, была малоэффективна и не имела даже зачатков автоматического управления, вроде термостата. Популярностью эта опция не пользовалась, так что после 1941 предлагать её перестали, однако в том же году похожую систему предложил уже Cadillac. В 1941-42 модельных годах установка кондиционирования воздуха значилась в списке опционального оборудования и самых дорогих автомобилей Chrysler, однако не известно, была ли на самом деле продана хоть одна машина с ней.

Imperial модели 1953 года с установленным кондиционером AirTemp. Видны внешние воздухозаборники на задних крыльях, а на полке за задним сиденьем — внутренние воздухозаборники (по бокам) и направляющая решётка, задающая направление потока воздуха. Отражаясь от потолка, поданный через неё холодный воздух опускался сверху вниз на пассажиров, равномерно охлаждая салон без создания сквозняка.

Между тем, бурное развитие технологий и существенный рост уровня оснащённости американских автомобилей в первой половине пятидесятых годов привели к тому, что уже к 1954 году кондиционер мог быть установлен в виде опции на автомобили большинства американских марок высшего и среднего-высшего ценового диапазона, — хотя и оставался опцией крайне дорогой и мало востребованной. Например, в 1952 году кондиционер был предложен в виде опции на модели Chrysler Imperial, а в следующем, 1953 — и на некоторых более доступных моделях «Крайслера». Как и более ранние установки, крайслеровский кондиционер AirTemp имел основной блок, расположенный в багажнике автомобиля, хотя теперь и занимающий существенно меньше места. Однако он отличался простотой в управлении — за работу установки отвечал всего один трёхпозиционный переключатель, а также высокой эффективностью: он был способен охладить салон самого крупного «Крайслера» с 50 до 30° С всего за пару минут. Кроме того, в отличие от более примитивных образцов, он был практически бесшумен, имел более совершенную систему управления потоком охлаждённого воздуха, которая способствовала его равномерному распределению по салону, и мог работать не только в режиме рециркуляции, но и за счёт приточного свежего воздуха, забираемого снаружи машины через большие решётки на задних крыльях, так что выдаваемый им воздух был лишён ощущения застойности. В 1955 году та же система уже была теоретически доступна на автомобилях всех марок, принадлежащих Chrysler Corporation. До эпохи массового распространения кондиционеров в южных штатах США на некоторых автозаправках предлагалась услуга по закачиванию охлажденного воздуха в салон автомобиля.

Стоимость установок кондиционирования воздуха оставалась крайне высокой, так что оснащалось ими крайне немного автомобилей. Кроме того, они всё ещё были малоэффективны и накладывали ряд ограничений в эксплуатации, с учётом примитивности самих установок и сравнительно невысокой мощности двигателей тех лет. Так, на большинстве автомобилей при включенном кондиционере двигатель неровно работал на холостых оборотах — водителю приходилось выключать кондиционирование на светофорах и при движении в транспортном заторе, когда оно было нужнее всего. Многие модели давали мощный поток холодного воздуха только при движении на трассе, а при городских скоростях он становился слабым, при этом температура охлаждающей жидкости в двигателе приближалась к критической, угрожая перегревом. Управление было как правило самым рудиментарным — в лучшем случае водитель мог выбрать несколько скоростей работы вентилятора, температура кондиционированного воздуха же обычно настройке не подлежала, не говоря уже о выборе точки, из которой он подавался в салон — все установки кондиционирования тех лет были отдельными от системы вентиляции и для подачи воздуха в салон использовали свои собственные дефлекторы. Стоит отметить, что даже обычный отопитель в те годы на большинстве автомобилей оставался дополнительным оборудованием, устанавливаемым за доплату, на кондиционер же и вовсе смотрели как на большую роскошь.

Пульт управления климатической установкой WeatherEye на Rambler Cross-Country 1957 года. Управление кондиционером (REFRIG) и отопителем (HEATER) осуществляется одним переключателем.

Революция произошла в 1954 году: на автомобилях корпорации Nash-Kelvinator[en] была впервые предложена интегрированная система вентиляции и отопления All-Weather Eye[en], включавшая в себя и отопитель, и кондиционер, причём все компоненты располагались под капотом, не занимая место в багажнике и устраняя уязвимо расположенные под днищем автомобиля длинные трубопроводы и ресивер. Подогретый или охлаждённый воздух подавался в салон уже как на современных автомобилях — через расположенные на панели приборов дефлекторы. Наиболее же приятной для потенциальных покупателей оказалась цена установки, которая составляла всего $345 — дешевле, чем у любой другой автомобильной системы кондиционирования тех лет. И всё же, даже эта сумма составляла примерно четверть от цены самого дешёвого легкового «Форда» в том же году ($1 548).

С учётом цены, не удивительно, что в конце 1950-х автомобильные кондиционеры всё ещё оставались очень редким оборудованием — так, из автомобилей Ford Motor Company они более-менее массово они устанавливались только на дорогих Lincoln; на Mercury и Edsel среднего ценового диапазона кондиционер в 1958 году заказало всего около 1,5 % покупателей, а на бюджетных «Фордах» эта опция и вовсе была практически не востребована.

Типичный блок кондиционера 1970-х годов, расположенный под панелью приборов и автономный от системы вентиляции и отопления. Такие устройства широко предлагались на рынке автоаксессуаров.

Тем не менее, с распространением подобных All-Weather Eye систем управления микроклиматом, более практичных и удобных в использовании, популярность автомобильных установок кондиционирования росла, и к началу 1960-х годов их имели уже примерно 20 % американских автомобилей. Впрочем, массовое их распространение пришлось всё же на начало 1970-х. В 1968 году кондиционер впервые стал стандартным оборудованием на автомобиле AMC Ambassador (среднего ценового диапазона), а уже в 1969 его имели 54 % новых американских автомобилей. В Европе же вплоть до 1980-х годов кондиционер оставался большой редкостью. Первым советским автомобилем получившим кондиционер стал ЗИЛ-111А.

С тех пор принципиальных изменений в конструкции и принципе действия автомобильных кондиционеров не произошло, за исключением введения систем автоматизированного, в том числе компьютерного, управления (климат-контроль), повышения эффективности, долговечности и удобства в эксплуатации, введения всевозможных дополнительных фильтров, и так далее.

Устройство[править | править код]

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный домашний кондиционер или холодильник, отличие составляет лишь большая компактность всех узлов и то, что источником энергии выступает двигатель внутреннего сгорания (на электромобилях — электродвигатель).

  • Компрессор кондиционера под капотом AMC Ambassador 1968 года.

  • Внутреннее устройство компрессора кондиционера, работающего по принципу Ванкеля.

  • Воздушный фильтр кондиционера.

Автомобильный кулер Thermador на «Шевроле» модели 1950 года.

Так как «настоящие» (компрессорные) автомобильные установки кондиционирования воздуха в течение долгого времени были весьма дороги, им была создана более дешёвая альтернатива в виде портативных испарительных кондиционеров (кулеров). В 1930-х — 1960-х годах они были весьма популярны в жарких штатах юго-запада США в качестве дополнительного оборудования. Как правило кулеры устанавливались на рамку пассажирской двери. По устройству они были до примитивности просты и с технической точки зрения представляли собой обычный испарительный кондиционер, в котором охлаждение воздуха достигается за счёт поглощения тепла водой при её испарении. В корпусе кулера располагался картридж из пористого или волокнистого материала, который постоянно смачивался водой. Когда машина находилась в движении, воздух поступал в устройство самотёком за счёт эффекта инерционного наддува, вызывая интенсивное испарение воды, а для работы на стоянке некоторые модели имели электровентилятор, обычно подключаемый к штатному разъёму для прикуривателя. Типовой вариант имел водяной резервуар объёмом около 4 литров, чего хватало на 100—150 миль пробега (150—250 км).

Эффективность такой установки в жаркую погоду была вполне достаточна, поэтому до массового распространения настоящих автомобильных кондиционеров её применение в жарком климате было оправдано, несмотря на явные недостатки, — необходимость постоянного добавления воды в корпус (вода постепенно расходовалась) и характерный «болотный» запах сырости, приобретаемый прошедшим через установку воздухом (из-за чего они и получили своё американское название — swamp cooler, от swamp — «болото»).

В настоящее время кулер является характерным атрибутом стиля Resto cal, но часто ставят их и просто на классические автомобили.

Кондиционер охлаждает воздух за счет изменения агрегатных состояний рабочего вещества системы — хладагента. Хладагент при переходе из одного агрегатного состояния в другое принимает или отдает тепло. В контуре системы кондиционирования хладагент переходит из газообразного состояния в жидкое в конденсоре, затем проходит через фильтр-осушитель и в испарителе вновь переходит в газообразное состояние.

  1. Хладагент поступает в компрессор в газообразном состоянии, где сжимается до 1200 кПа, отчего температура хладагента повышается до 150С, и направляет его дальше по контуру к конденсору.
  2. В конденсоре сжатый хладагент переходит в жидкое состояние – конденсируется, и выделяет тепло, которое рассеивается в окружающей среде. Затем хладагент в виде жидкости высокого давления проходит через фильтр-осушитель и направляется в испаритель. Фильтр-осушитель — следующий блок — удаляет загрязнения и воздух из жидкого хладагента, а также уменьшает влажность.
  3. В испарителе давление хладагент движется по трубкам. Вентилятор продувает воздух из салона автомобиля через испаритель, воздух охлаждается, тепло от него передается хладагенту. Давление жидкости понижается, и хладагент становится газообразным.
  4. После чего хладагент снова подается в компрессор и цикл замыкается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *