ОДН в 2019 году – нормативы и расчет общедомовых нужд
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета
Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.
Законодательные основы
Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.
К таковым относятся:
- Жилищный кодекс РФ.
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.
Понятие общедомовых нужд
Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.
Перечень
В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.
Электроэнергия
Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.
В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.
Водоснабжение
Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:
- Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
- Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
- Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
- Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
- Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.
Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.
Тепловая энергия
Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.
Нормативы потребления
Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.
Порядок установления
Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.
Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.
По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.
Кем утверждаются
Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.
В тексте указывается следующее:
- Дата и место принятия решения.
- Его регистрационный номер.
- Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
- Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
- Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
- Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
- Круг лиц, которых оно касается.
- Подпись руководителя регионального органа власти.
Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.
Существуют ли повышающие коэффициенты
Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования. Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты. В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.
Способы расчета ОДН
Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.
Отсутствие прибора учета
Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.
Для этого потребуются следующие данные:
- Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
- Общая площадь здания.
- Размер конкретной квартиры.
- Общая площадь жилых и технических помещений в доме.
После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.
Наличие прибора учета
Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:
- Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
- Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
- Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
- Полученный результат делится на общую площадь дома.
- Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
- Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
- Результат пользователь должен будет оплатить.
Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично. То есть в одних квартирах они есть, в других нет. В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.
Возможен ли перерасчет платы
В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.
Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.
Ненадлежащее качество услуг
Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.
Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.
Сюда относится:
- Название и место нахождения поставщика услуг.
- Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
- Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
- Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
- Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
- Период, за который надо произвести перерасчет.
- Перечень прилагаемой документации.
- Дата составления и подпись инициатора.
Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.
В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.
Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.
Отсутствие в жилом помещении
По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
pravo.estate
Плата за ОДН по счётчикам или по нормативу?
В январе мы выставили квитанции по новым правилам – включили ОДН в состав платы за содержание жилого помещения. Законодатели обещали, что этот перенос – формальность. А по факту суммы в платёжных документах выросли в 4–5 раз.
Так получилось потому, что плата устанавливалась по нормативу, как этого требует ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Можно ли выставлять платежи по-другому? Минстрой РФ в последнем письме от 14 февраля объясняет, начислять плату за ОДН по счётчикам или по нормативам.
Кому платить за коммунальные услуги на ОДН?
Разъяснения Минстроя РФ
Вы ожидаете, что Минстрой РФ ответил в письме на горячие вопросы:
- как посчитать ОДН по ОДПУ, какой период брать?
- что делать, если объём ОДН за расчётный период вышел отрицательный?
- что УО делать с деньгами, если оплата по нормативу будет выше, чем по показаниям ОДПУ?
- можно ли в следующем месяце выставить плату по показаниям ОДПУ, если в это месяце насчитали по нормативу?
Напрасно. На эти вопросы ведомство ответов не даёт.
Минстрой РФ признаёт, что размер расходов на оплату ГВС, ХВС, электроэнергии, отведения сточных вод может быть ниже норматива потребления КУ на ОДН, который установил регион. Это возможно, когда расчёт размера платы за перечисленные КУ производится по ОДПУ.
Если МКД оборудован ОДПУ и раньше плата начислялась по его показаниям, Минстрой РФ считает возможным начислять плату в размере ниже, чем установленный норматив, исходя из фактического потребления коммунальных услуг на ОДН.
Фактическое потребление будет рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления КУ. Фактический объём распределяется между собственниками помещений МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.
Чтобы включить эти расходы в жилищную услугу, проводить ОСС не нужно, потому что такое включение считается первоначальным.
Минстрой РФ напоминает, что размер расходов на КУ, необходимых для содержания общего имущества в МКД, определяется по нормативам потребления таких КУ (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Нормативы же устанавливают органы государственной власти субъекта РФ. Сделать это они должны до 1 июня 2017 года.
Если в регионе пока не приняты новые нормативы, расчёт производится по действующим нормативам.
Поквартирный обход как способ снижения ОДН. Интервью с Николаем Федотовым
ОДН по счётчикам
Главная мысль письма Минстроя РФ – переход с расчёта платежей по нормативу на фактическое потребление возможен, если в МКД установлены ОДПУ. Более того, установленные в регионах нормативы не запрещают управляющим организациям делать расчёт по показаниям приборов учёта.
С 1 января ОДН стали жилищной услугой. Если раньше плата производилась по показаниям счётчиков, то теперь управляющие организации должны использовать норматив потребления КУ на ОДН. Завышать платёж в квитанциях нельзя. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации, если другое решение не принято на ОСС.
Минстрой РФ решил опубликовать разъяснения по начислению платы за ОДН, потому что возникла законодательная коллизия. По ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ управляющие организации могут выставлять платежи только по нормативам, которые утвердил субъект РФ.
Получается, что платежи выше или ниже норматива оказались незаконными. А показания ОДПУ часто ниже норматива.
Минстрой РФ уточнил: если фактические расходы по показаниям ОДПУ на ОДН меньше норматива, управляющие организации могут начислять плату по фактическому объёму потребления.
А что вы думаете по поводу начисления платы за ОДН? Как вы рассчитали расходы на ОДН в январе, по нормативу или по фактическому потреблению? Рассказывайте в комментариях.
Постановление 1498: КУ по-новому. Пост-релиз вебинара
roskvartal.ru
Считаете, что в вашем доме завышены общедомовые нужды по электроэнергии? Узнайте, как можно повлиять на размер ОДН — Тарифы на электроэнергию — Свет — Статьи и исследования
11.12.2013
Свет / Тарифы на электроэнергию
Почему в этом месяце начисления за ОДН больше, чем в предыдущем? Почему величина ОДН не постоянна? Таковы наиболее частно встречающие вопросы относительно начислений платы за электроэнергию. Почитайте, что рекомендуют в таких случаях делать специалисты Нижегородской сбытовой компании (Энергосбыта). Эти разъяснения пригодятся и для жителей других регионов РФ.
Некоторые ообщают, что величина платы за электроэнергию на ОДН у них превышает начисления за электроэнергию, потреблённую в квартире. Они просят разъяснить, откуда берутся такие цифры, как проверить правильность начислений и можно ли что-то предпринять, чтобы суммы в платёжках уменьшились. Именно этим вопросам и уделила внимание редакция издания «Жилищный вопрос», обратившись за разъясненениями в Нижегородскую сбытову компанию.
Прочем, есть и письма с прямыми требованиями «разобраться с этим беспределом», «заставить убрать ОДН» или «выяснить, почему соседка платит за ОДН меньше, чем я». В таких сообщениях явно ощущается нехватка так называемой базовой информации. Поэтому разговор об ОДН вновь начнём с азов, без которых нельзя понять, что происходит, как действовать в конкретной ситуации, кого и о чём спросить так, чтобы получить нужный ответ.
Общедомовые нуждны по электроэнергии: Принцип пропорциональности
Напомним, что электроэнергия, расходуемая на ОДН, в общем случае определяется как разница между всем количеством электроэнергии, вошедшей в многоквартирный дом, и объёмом электроэнергии, потреблённой непосредственно в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общим имуществом.
Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу РФ, являются её коллективным собственником. То есть, грубо говоря, каждому из них принадлежат часть лифта, часть подвала, часть лестничной площади и т. п.
Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома. Однако это не означает, что собственник может эту свою долю кому-то продать, подарить или завещать. Такого права у него нет. Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (то есть на ОДН) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.
Принцип пропорциональности, на первый взгляд, кажется несправедливым, потому что в трёхкомнатной квартире может жить одинокая женщина с минимумом потребностей, а в соседней однокомнатной – семья из четырёх человек, в которой трое неплохо зарабатывают. Но платить за ОДН этой женщине приходится втрое больше. Однако так принято во всём мире: чем больше у тебя собственности, тем больше расходов на её содержание. <p >Посчитать разницу между общим потреблением и суммой потребления в квартирах можно только в том случае, если в доме установлены коллективный прибор учёта и в квартирах – индивидуальные счётчики. Допустим, весь дом потребил за месяц 1000 кВт.ч, а собственники в своих помещениях (квартирах) – 800 кВт.ч. Значит, на ОДН придётся 200 кВт.ч. Плата за эти 200 кВт.ч будет распределена между собственниками пропорционально площади их помещений.
Если же общедомового прибора нет, то величина потребления на ОДН определяется по нормативам, утверждённым постановлением правительства Нижегородской области № 594 от 30 августа 2012 года.
Общедомовые нужды по электроэнергии: факторы влияния
Другой частый вопрос: почему, когда у нас не было общего счётчика, мы в большинстве своем за ОДН платили меньше, а сейчас, когда его поставили, платим больше?
Дело в том, говорят в Энергосбыте, что нормативы потребления электроэнергии в Нижегородской области довольно низки. Поэтому не исключено, что до установки счётчика вы платили меньше, чем дом потреблял на самом деле. Общедомовой счётчик выявил сей прискорбный для жильцов факт.
Сам по себе коллективный прибор учёта электроэнергии является лишь средством, которое фиксирует энергопотребление всего дома. А уж что там происходит внутри, зачастую зависит от сознательности самих граждан. Не секрет, что не все из жильцов после установки общедомового счётчика вмиг стали дисциплинированными. Кто-то так и продолжает потреблять электричество без счётчика, у кого-то устаревший счётчик фиксирует неверные, заниженные показания. Другие жильцы занижают цифры либо не передают показания вовсе. Или же передают, но в удобное для них время. А показания с коллективного электросчётчика снимаются, как и прежде – ежемесячно с 23-го по 26-е числа. Надо понимать, что любая разновременность в передаче данных тут же влияет на ОДН.
Это мы ещё не говорим о несанкционированных присоединениях к общедомовым сетям бездоговорных ларьков-стоянок и о ветхости электросетей. С этими вопросами надо немедля обращаться в организацию, управляющую домом, и действовать с её помощью.
Общедомовые нужды по электроэнергии: если камень не лежачий
А теперь поговорим о том, как жители могут повлиять на величину платежа за электроэнергию на ОДН. Что, например, делать, когда цифры в строке «ОДН» в платёжке кажутся несоразмерно большими и при этом нет понимания, за что эта сумма начислена.
При наличии коллективного прибора учёта в первую очередь нужно посмотреть на его показания и убедиться, что цифры указаны правильно. Жители могут узнать, кто и когда снимает показания. В большинстве случаев это делает управляющая компания, поэтому любой житель дома при этом может присутствовать. Если счётчик стоит в ТП сетевой компании, то и съём производят их специалисты. Информацию о сетевой организации также можно получить в управляющей компании: там скажут, кто осуществляет съём показаний.
Чтобы проконтролировать, правильные ли показания поступили в Энергосбыт, достаточно уточнить данные через «Личный кабинет» на сайте Нижегородской сбытовой компании либо обратиться к специалисту на абонентский пункт.
Кроме того, жильцам нужно направить в управляющую компанию заявку на проведение хотя бы элементарного энергоаудита (выявить случаи незаконных присоединений к сетям, воровства электроэнергии и т. д.). Ведь именно управляющие компании если не сами, то путём привлечения специализированной организации, имеющей аттестованный для работы в электрических сетях персонал, должны все эти работы произвести.
А вообще самое простое и эффективное, что жители дома могут сделать сами, — создать совет дома и наделить его полномочиями сбора показаний с квартирных счётчиков. В идеале все должны сообщать показания в один и тот же день, когда фиксируются показания общедомового счётчика. Каждое показание надо подтвердить подписью собственника квартиры, а весь список заверить подписями членов совета дома и передать его до 26-го числа в Энергосбыт. Важно, что совет дома, состоящий из жильцов, может гораздо чаще снимать показания с квартирных счётчиков, чем исполнители коммунальных услуг, ограниченные в этом праве по законодательству.
Нужно, чтобы все жители дома соблюдали законодательство: у всех должны быть исправные индивидуальные счётчики с неистекшим сроком межповерочного интервала, показания должны передаваться всеми в один и тот же день, в который происходит фиксирование показаний общедомового счётчика. Именно в этом случае плата за ОДН будет определена более точно. И, разумеется, можно «трясти» свою управляющую компанию на предмет замены ветхих сетей, установки энергосберегающих ламп, датчиков движения и т. д.
Если же общедомового счётчика нет, то жители дома за ОДН платят по нормативам, и плата также напрямую зависит от площади помещений, входящих в состав общего имущества дома. Она указывается в счетах на оплату электроэнергии. В ресурсоснабжающую организацию эти данные переданы из компании, управляющей вашим домом.
Если у вас появились сомнения в том, что данные о площади помещений, входящих в состав общего имущества дома, не соответствуют действительности, то лучше всего сделать соответствующий запрос в районное отделение «БТИ-Ростехинвентаризации». А потом сравнить полученные данные с теми, что значатся в квитанции. Важно учитывать один нюанс: запрашивайте площади, входящие в общее имущество многоквартирного дома (ни площади МОП, ни что-то иное в справке БТИ не должно быть указано). При обнаружении расхождений в справке и счёте надо представить в ресурсоснабжающую организацию полученный в БТИ документ.
Собственникам помещений в домах, как оборудованных общими счётчиками, так и не имеющих оных, следует знать, что любой из них может получить в Энергосбыте информацию об объёме общедомового потребления, о суммарном потреблении, рассчитанном по индивидуальным приборам учёта в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общедомовой собственностью, о суммарном электропотреблении в жилых помещениях, рассчитанном по нормативам потребления, а в нежилых помещениях, не являющихся общедомовой собственностью, рассчитанном по мощности, о количестве лицевых счетов, об объёме потребления электроэнергии на общедомовые нужды всего многоквартирного дома, о количестве абонентов многоквартирного дома, рассчитывающихся по индивидуальным приборам учёта и по нормативам. Внимательное изучение этих данных поможет понять, сколько электроэнергии потребляется на ОДН и кто является главным её «растратчиком».
Если сделать это будет сложно, рекомендуем обратиться в управляющую организацию. Там обязаны помочь жильцам в поисках способов экономии потребляемой электроэнергии.
Источник: Жилищный вопрос
energovopros.ru
Как должен начисляться ОДН по электроэнергии, если в доме установлен общедомовой прибор учета?
Добрый вечер, Наталья.
С 1 января 2017 года произошли изменения в начислении расходов по электроэнергии на общедомовые нужды в МКД. Теперь плата за ОДН взимается в рамках расходов по содержанию общего имущества. Верхний предел начисленной за ОДН суммы ограничен нормативами, новые размеры которых должны принять во всех
Согласно принятым поправкам, плата за ОДН начислялся по нормативам, однако если в доме установлены общедомовые приборы учета, то периодически должны были производить перерасчет платы за ОДН по показаниям общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ). Однако, такой порядок проведения такого перерасчета в феврале еще не был установлен, поэтому УК и выставляла платежки по нормативу, поскольку без общего собрания
В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ отрегулирован механизм определения размера платы за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома и в отношении многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов, предусмотрена процедура проведения перерасчета понесенных расходов на оплату коммунальных ресурсов, исходя
1) из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Также, при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов может определяться исходя из среднемесячного объема их потребления с последующим проведением перерасчета на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определенных на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
pravoved.ru
Как рассчитывается ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме
Электроэнергия необходима для содержания многоквартирного дома. Данный расход иметь отношение к сфере общедомовых нужд, уплату по которой обязаны производить собственники квартир.
Естественно, что владельцам помещения интересен вопрос, как рассчитывается ОДН по электричеству. Данный вопрос и будет освящен далее в этой статье.
Общедомовые нужды
С 1 января 2017 года уплата за ОДН перенесена в категорию расходов на содержание общедомового имущества. К общему имуществу относят:
- Лифт,
- Подъезд, лестничные пролеты, тамбуры,
- Технические помещения,
- Домофон, камеры видеонаблюдения, сигнализация,
- Система пожаротушения,
- Крыша, чердак, подвал,
- Прилегающий земельный участок (например, детская площадка),
- Возможные потери электроэнергии по техническим причинам.
Стоимость электрической энергии в существенной степени зависима от наличия общедомового счетчика. Если он не установлен, то исчисляется электроэнергия согласно с нормативами.
Однако, уже большая часть многоквартирных домов оборудованы общедомовыми приборами учета расхода ресурсов. Так и многие квартиры оснащены индивидуальными счетчиками, показания которых передаются жильцами ежемесячно.
ОДН по электроэнергии
Электрические лампы, которые освещают перечисленное выше общедомовое имущество, и сопутствующая коммуникация потребляют определенный объем электричества. Уплата за ОДН разделяется между всеми собственниками квартир в многоэтажке.
Еще совсем недавно коммунальные организации, выставляли счет на ОДН по электроэнергии, путем вычисления разницы между показаниями счетчиков общедомовых приборов и суммы показаний индивидуальных приборов учета электричества. И тогда не представлялось возможным отследить достоверность начислений.
ВНИМАНИЕ! ОДН по электричеству переброшена в жилищную услугу и имеются строгие нормативы, следуя которым выполняется начисление.
Выводились эти нормативы региональными властями расчетным путем, и имеют они приближенные к реальности цифры. В итоге, управляющие компании:
- Не в состоянии более предъявлять жильцам счет с завышенным ОДН, сумма начислений станет меньше,
- Сами заинтересованы в сбережении ресурсов,
- Платежи станут более прозрачными, каждый месяц будет одна и та же сумма начисляться.
Формула для расчета
Общедомовой счетчик ведет совокупный учет потребляемой многоквартирным домом электроэнергии. Этот счетчик обычно находится во вводном распределительном устройстве многоэтажного здания, который располагается в подвале или на 1 этаже.
Итак, рассмотрим последовательность вычисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды. Для этого применяется следующая формула:
ОДН на квартиру 0 = (V общ. —, ∑Vнеж.п. —, ∑Vжил.н. —, ∑Vжил.п. – Vк.у.) × (Sкв./Sд.), где:
- ОДН на квартиру 0 – сумма ОДН, которая приводится на конкретную квартиру,
- V общ. – показания общедомового счетчика,
- ∑ V неж.п. – сумма израсходованной электрической энергии в нежилых помещениях,
- ∑Vжил.н. – сумма израсходованной электрической энергии в квартирах, которые не оснащены индивидуальными счетчиками,
- ∑ V жил.п. – сумма израсходованной электрической энергии в квартирах, которые оснащены индивидуальными счетчиками,
- V к.у. – объем электроэнергии, примененной поставщиком коммунальных услуг для отопления, горячего водоснабжения,
- Sкв. – площадь квартиры, для которой вычисляется ОДН,
- Sд. – сумма площадей всех квартир строения.
Из вышеизложенной формулы видно, что каждый владелец помещения производит уплату за ОДН, исходя из площади своей собственности.
ВНИМАНИЕ! Если многоквартирный дом имеет расход электроэнергии свыше установленной региональными властями нормы, то разницу оплачивает управляющая компания.
Отсутствие счетчика
Бывают здания, в которых не располагается общедомовой счетчик электрической энергии. Тогда, расчет следует выполнять, учитывая нормативы. Формула выглядит так:
ОДН на квартиру 0 =Nодн × Sобщ.и. × (Sкв./ Sд.), где:
- ОДН на квартиру 0 – сумма ОДН, которая приводится на конкретную квартиру,
- Nодн – норматив потребления электрической энергии, который был установлен властями этого региона,
- Sобщ.и. – сумма площадей в целом общедомового имущества,
- Sкв. – площадь квартиры, для которой вычисляется ОДН,
- Sд. – сумма площадей всех квартир строения.
Рассчитав долю ОДН на потребленную электрическую энергию для конкретной квартиры, управляющая компания плюсует ее к показаниям индивидуальных приборов учета или к нормативу и указывает в квитанции эту итоговую сумму к оплате.
Полезное видео
Репортаж о начислениях платы на общедомовые нужды и их правомерность.
Отрицательный показатель
Возможно возникновение такой ситуации, когда ОДН по электроэнергии принимает отрицательное или нулевое значение.
Это происходит в тех случаях, когда использованный объем электричества по общедомовому прибору учета равен или ниже суммы показаний индивидуальных счетчиков.
Это может произойти, если сразу в нескольких квартирах строения не установлены приборы, или они производят уплату согласно нормативам, и при всем этом фактически они используют меньше электричества.
Поставщик услуги обязан выполнить перерасчет отрицательной разницы ОДН и разделить ее между жилыми помещениями. Здесь берется значение, которое пропорционально числу прописанных человек в конкретной квартире или величине общей площади.
Пример: Между общедомовым прибором и суммой счетчиков равна 200 кВт/ч. В доме прописано 250 человек. Разница будет распределена следующим образом: -200/250=-0.8 кВт/ч. В квартире, с 3 прописанными там людьми, счетчики показали расход в 100 кВт/ч. Согласно произведенному перерасчету, объем израсходованного электричества уменьшится на 2.4 кВт/ч.
Загрузка…domosite.ru
Вопросы-ответы по ОДН — АО «Читаэнергосбыт»
- Пресс-служба
- Новости
- Новости
- «Умные» приборы учета
- Компания в лицах
- Благотворительность
- Полезная информация
- Новости
- Видео-Новости
- Фотогалерея
- Контакты
- Новости
- О компании
- Гарантирующий поставщик
- Управление компанией
- Совет директоров
- Ключевой менеджмент компании
- Реквизиты
- Кадровая политика
- Вакансии
- Доска почета
- Закупки
- Контактные лица
- Общая информация
- Совет потребителей электрической энергии
- Положение о Совете потребителей
- Материалы заседаний
- Форум Совета потребителей
- Энергосбережение
- Символика компании
- Раскрытие информации
- Забайкальский край
- Республика Бурятия
- Акционерам и инвесторам
- Сведения о выпусках ценных бумаг
- Устав
- Внутренние документы
- Финансовая и годовая отчетность
- Годовые отчеты
- Годовая бухгалтерская отчетность
- Ежеквартальные отчеты
- Существенные факты
- Информация о собраниях акционеров
- Сведения о регистраторе
- Иная информация и документы
- Контакты
- Услуги
- Установка счетчиков АСКУЭ
- Испытательная Лаборатория
- Проверка показателей качества ЭЭ
- Расчет электрических нагрузок
- Составление однолинейных схем
- Электромонтажные работы
- Подготовка актов ТБ и АБ
- Программирование ПУ
- Составление годового графика ТО и ремонта оборудования
- Анализ стоимости электроэнергии
- Энергоаудит
- Тепловизионное обследование
- Энергосервисный договор
- Установка приборов учета ком.ресурсов
- Физическим лицам
- Акции
- Мобильное приложение
- График проведения проверок приборов учета
- Ограничение электроэнергии
- Нормативы при отсутствии приборов учета
- Платные услуги
- Республика Бурятия
- Забайкальский край
- Порядок расчетов
- Формы договоров энергоснабжения
- Часто задаваемые вопросы
- Потребителям о принятии на обслуживание МКЖД
- Личный кабинет
- Нормативные документы
- График проведения ремонтных работ
- Пункты обслуживания клиентов
- Юридическим лицам
- Нормативные документы
- Формы договоров с ЮЛ, ИП, гражданами (не для бытовых нужд)
- Графики проверок приборов учета
- Информация об ограничении электроэнергии
- График ограничений
- Республика Бурятия
- Забайкальский край
- Основания для введения ограничения
- Информация о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах и (или) об адресах электронной почты для направления уведомлений о введении ограничения режима потребления.
- Информация для потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
- Информация об ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
- График ограничений
- Платные услуги
- Республика Бурятия
- Забайкальский край
- Электронный документооборот
- Как заключить договор энергоснабжения
- Рейтинг потребителей
- Забайкальский край
- на 01.01.2019
- на 01.02.2019
- на 01.03.2019
- на 01.04.2019
- на 01.05.2019
- на 01.06.2019
- на 01.07.2019
- на 01.08.2019
- на 01.09.2019
- на 01.10.2019
- на 01.11.2019
- на 01.12.2019
- Республика Бурятия
- на 01.01.2019
- на 01.02.2019
- на 01.03.2019
- на 01.04.2019
- на 01.05.2019
- на 01.06.2
- Забайкальский край
e-sbyt.ru
ОАО «Новосибирскэнергосбыт» разъясняет: как управлять расходами на общедомовые нужды
12.04.2013Граждане, проживающие в многоквартирном доме, являются участниками жилищных правоотношений, которые регулируются нормами жилищного законодательства, состоящего из ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, Правил содержания общего имущества и пр. Собственникам жилых помещений принадлежат и общедомовое имущество пропорционально площади жилых/нежилых помещений. В связи с чем, нормативными актами установлена обязанность собственников содержать общее имущество в многоквартирном доме и нести расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных при использовании общего имущества (ОДН). По действующему законодательству потребление электроэнергии на общедомовые нужды отнесено к коммунальной услуге наряду с электропотреблением в квартире и подлежит оплате в том же порядке. Ранее этот объем электроэнергии оплачивался в составе затрат на текущее содержание жилья.
В состав платы за расход электроэнергии на общедомовые нужды входит освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории (лестничные площадки, подвалы, чердаки), энергопотребление лифтов, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологические потери во внутридомовых сетях, потери при несанкционированном присоединении к внутридомовой сети.
Порядок расчета размера платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, зависит от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета (ОДПУ).
При наличии ОДПУ объем электроэнергии, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме на ОДН, определяется как разница между объемом электроэнергии, рассчитанным по показаниям ОДПУ и суммарным объемом электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
При отсутствии ОДПУ объем электроэнергии, предоставленный на ОДН, в многоквартирном доме, определяется как произведение норматива потребления электроэнергии на ОДН, и общей площади, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Далее полученная величина распределяется между собственниками помещений пропорционально доле, которую занимает принадлежащее собственнику помещение в общей площади жилых и нежилых помещений.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 15.08.2012 №168-ЭЭ, и подлежат применению в расчетах с 1 сентября 2012г.
В отношении утверждения отдельных нормативов потребления на общедомовые нужды по отоплению, горячему и холодному водоснабжению следует понимать, что их введение отсрочено до 01.01.2014. Но в настоящее время действуют прежние единые нормативы, которые в своем составе также содержат как нормативное потребление коммунальной услуги внутри жилого помещения, так и на общедомовые нужды. То есть оплата за указанные коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, потребленные на общедомовые нужды, также производится, но пока в ином порядке.
По прошествии нескольких месяцев с момента вступления в действие Правил предоставления коммунальных услуг можно выделить следующие причины возможного изменения платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды:
— При больших отклонениях, как правило, причиной изменения оплаты за ОДН, является не предоставление управляющей организацией или ТСЖ в ОАО «Новосибирскэнергосбыт» достоверных данных о площади общего имущества, площади жилых и нежилых помещений МКД. Сведения о достоверных площадях необходимы для проведения корректных начислений оплаты за потребленную электроэнергию на ОДН при отсутствии общедомового учета электроэнергии.
— Причиной незначительно изменившейся оплаты за ОДН может стать расчет по нормативам, который не отражает фактического расхода электрической энергии. Во избежание данной ситуации и возможности производить оплату за фактически потребленную электрическую энергию, необходимо как можно оперативнее установить ОДПУ, который будет фиксировать электрическую энергию, потребленную в доме.
К вопросу экономии на ОДН необходимо подходить комплексно:
Во-первых, установить ОДПУ электрической энергии для того, чтобы оплачивать реальный расход электроэнергии. При этом ОДПУ может состоять как из одного прибора учета, установленного в многоквартирном доме, так и из совокупности приборов учета, в случае если они все установлены на границе внутридомовых электрических сетей и учитывают всю электрическую энергию, потребленную в многоквартирном доме (например, при наличии в доме нескольких вводов).
Во-вторых, при отсутствии индивидуального прибора учета в квартире, для правильного определения объема потребленной электроэнергии исходя из нормативов, установить фактическое количество проживающих потребителей путем составления соответствующих актов. Согласно п.56 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услуг должен определяться исходя из количества постоянно и временно проживающих граждан. Учет временно проживающих граждан носит заявительный характер, однако, при отсутствии такого заявления данный факт может быть установлен комиссионно в соответствующем акте.
В третьих, организовать работу по выявлению несанкционированных подключений, которые могут производить недобросовестные соседи. Подключение, минуя квартирный счетчик – наиболее распространенный вариант решения своих проблем за счет других, причем варианты такого подключения к общедомовому потреблению не только разнообразны с технической точки зрения, но и опасны в противопожарном отношении. Исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация и ТСЖ) должны проводить проверки на предмет установления посторонних подключений к внутридомовым сетям с последующим отключением несанкционированных подключений.
В четвертых, организовать работу по инвентаризации и ремонту внутридомовых сетей, установке современных приборов учета и проведению энергосберегающих мероприятий. Эти вопросы решаются совместно с управляющими (обслуживающими) организациями. Уже есть примеры домов, где в результате проведения совокупности мероприятий средний размер общедомовых потребления снижен почти в два раза, а средняя величина начислений ОДН на один лицевой счет теперь колеблется в пределах от 9 до 29 кВтч.
Обнаружили ошибку/опечатку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
www.nskes.ru