Posted on

Содержание

Уклон дороги: поперечный и продольный

Уклон дороги — это изменение высоты между двумя её точками. Численно он равен отношению подъёма участка к его длине и выражается абсолютными величинами, процентами и промилле. В реально существующих конструкциях практически все дороги имеют уклоны — поперечные и продольные. В целом наличие дорожных уклонов является благоприятным для стабильного и безопасного движения транспортных средств.

Допустимый уклон дороги обеспечивает:

  1. отвод с поверхности полотна талых и дождевых вод;
  2. расчётный скоростной режим и пропускную способность в сложных климатических условиях;
  3. отсутствие подтоплений полотна грунтовыми водами и образование оврагов;
  4. рельефное выделение дороги в соответствие с проектной документацией.

Поперечный уклон дороги

Этот вид уклона автомобильной дороги устраивается искусственно при строительстве. Он может быть двухскатным и односкатным. В первом случае основание и дорожная одежда делаются так, чтобы середина дороги была выше краёв на 3-6 %. Такой наклон не мешает нормальному движению транспортных средств, но выполняет важнейшую функцию отвода дождевой или талой воды от дорожного полотна. Вода стекает в обязательную для каждой дороги дорожную канаву (вне города) или в люки городской канализационной системы (на краях дорог в городе).

Односкатными строят участки дорог на их закруглениях или поворотах, чтобы увеличить сцепление колёс с покрытием в местах, где допустима достаточно высокая скорость движения. На такой дороге поднят только внешний (по отношению к повороту) край, поэтому водосбор устраивают только на внутреннем участке.

Продольный уклон дороги

Он обусловлен наличием в каждом регионе определённого рельефа местности, который и определяет изменение высоты дороги в продольном направлении. Для каждой категории дорог нормативными документами (ГОСТ, СНиП) устанавливаются максимальные продольные уклоны дорог.

Численные значения уклонов дорог в документах чаще всего обозначают в промилле (тысячные доли в отличие от процентов — сотых долей). Так, местные дороги в соответствии со СНиП могут иметь уклоны до 80 ‰ (промилле), что соответствует 8 %, промышленные — до 60‰, общегородские — 50-60 ‰. Самыми ровными по горизонтали должны быть скоростные магистрали — до 40 ‰.

Продольный уклон дороги определяется не только существующим наклоном ландшафта. Он устанавливается расчётным путём в соответствии с действующими стандартами и зависит от:

  1. расчётных нагрузок на дорожное полотно и насыпи;
  2. пропускной способности участка дороги;
  3. разрешённого скоростного режима;
  4. величины радиусов поворотов;
  5. допускаемого расстояния видимости дорожных знаков с учётом нормативной скорости движения;
  6. ширины дороги и поперечного профиля.

По полученным расчётным данным выполняется строительство дороги. При этом возможны перемещения больших масс грунта, создание серпантинов с многочисленными поворотами в горных местностях, сложных насыпей, тоннелей и мостов на развязках, устройство дорогостоящих оснований и дорожных одежд. Арендовать спецтехнику при дорожном строительстве всегда можно у нас.

29. Допускаемые продольные и поперечные уклоны, формулы определения уклонов.

Проезжей части придают как правило двухскатную пов-ть.

Поперечные уклоны

15 – 20 – 25 %0 – при монолитных покрытиях

20 – 25 – 30 %0– при штучных покрытиях

— 40 %0 – на обочинах

– тысячные доли

i = dh / l = 1/100=10%0, где dh – превышение, l – заложение (расстояние).

Тротуарам придают односкатную пов-ть с уклоном в сторону лотка. Поперечные уклоны как на проезжей части. Тротуар возвышается над проезжей частью на высоту лотка 15см, в тоннелях 25см, а на мостах, эстакадах, насыпях до 45см.

Газонам придают уклон как на тротуаре в сторону проезжей части.

Для трамвайных путей поперечный уклон 7%0. При больших продольных уклонах поперечные уменьшают до 5%0.

Продольные уклоны

П.уклон у проезжей части зависит от категории улицы и скорости движения.

Максимальные уклоны:

Тип дорог

Скорость (км/ч)

Наибольший уклон (%0)

Скоростные дороги

120

40

Магистральные улицы непрерывного движения

100

50

Регулируемого движения

80

50

Районного назначения

80

60

Грузовые дороги

80

40

Жилые улицы

60

80

Пешеходные улицы

40

Проезды

30

80

Минимальные уклоны: 5%0.

Продольные уклоны трамвайных путей 90-6%0. На пересечениях путей меньше 40%0.

30. Порядок построения продольного профиля, требования к нему.

Продольные профили про­ектируют в основном по осям проезжих частей улиц и дорог. При­мер продольного профиля городской улицы, совмещенного с гео­логическим разрезом, представлен на рис. 18.

Наиболее часто при детальной планировке применяют масшта­бы для горизонтальных продольных профилей 1 : 1000 и для вер­тикальных 1 : 100. При построении проектного продольного профиля руководствуются следующими условиями.

1. продольные уклоны следует созда­вать при минимально возможном объеме земляных работ по всей ширине улицы

Переломные отметки продольного профили устанавливают с таким расчетом, чтобы при сохранении типовых элементов поперечно­го профиля по возможности сохранить существующие отметки поверхности земли, что исключит необходимость перепланировки рельефа при­легающих территорий)..

  1. При местных неровностях рельефа продольные профили улиц и дорог надо проектировать методом секущих линий со срезкой отдельных выступающих участков и засыпкой срезанным грунтом пониженных мест (микропланировка рельефа).

3. Конечные точки проектируемых продольных профилей долж­ны иметь нулевые рабочие отметки, (рабо отметка- разность между красной(проектной) и черной(существующей) отметками)т. е. проектная линия должна сопрягаться с отмотками существующей поверхности. . Положение проектной линии, продольного профили характери­зуется проектными отметками, уклонами и длиной участков между точками . В точках изменения уклонов воэникают углы, образующие выпуКлые и вогнутые переломы продольного профиля. в местах переломов продоль­ного профиля прямолинейные в профиле участки должны согтря-гяться кривыми радиальными вставками (выпуклыми

и вогнутыми вертикальными кривыми).

Над каждой существующей (черной) отметки ставят красную (проектную) отметку.над опорными точками-перекрестками надписывают отметки высот.так же указывают расстояние меджу перекрестками и уклоны.они не должны быть меньше 5промилей.

Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров

Вертикальная планировка магистралей методом проектных (красных) горизонталей позволяет более наглядно определить характер проектируемого рельефа, отразить увязку проектируемого с существующим рельефом и размещением зданий и сооружений. Поэтому вертикальную планировку методом проектных горизонталей начинают с построения красных горизонталей на улицах и проездах, и только затем увязывают с ними проектные горизонтали прилегающей территории.

При построении проектных горизонталей на улице необходимо иметь исходные данные: план улицы со всеми ее элементами, поперечный профиль улицы с указанием поперечных уклонов и высоты бортовых камней, отметки вертикальной планировки на перекрестках и между ними (при изменении продольного уклона).

В зависимости от назначения городские улицы и дороги делят на несколько категорий (см. табл.2). Вертикальную планировку улиц проектируют исходя из нормативных уклонов указанных в таблице.

Таблица 2

Расчетные параметры улиц и дорог, согласно сНиП 2.07.01-89*

Категории улиц и дорог

Ширина полосы движения, м

Число полос движения.

Min радиус кривых в плане, м

Max продольный уклон, 0/00

Ширина пешеходной части тротуара, м

Магистральные дороги скоростного движения

3,75

4-8

600

30

Магистральные дороги регулируемого движения

3,5

2-6

400

50

Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения

3,75

4-8

500

40

4,5

Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения

3,5

4-8

400

50

3,0

Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные

3,5

2-4

250

60

2,25

Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные

4,0

2

125

40

3,0

Улицы и дороги местного значения

: улицы в жилой застройке

3,0

2-3

90

70

1,5

3,0

2

50

80

1,5

Проезды: основные

3,0

2

50

70

1,5

второстепенные

3,5

1

25

80

0,75

Минимальные продольные и поперечные уклоны магистралей нормируют, основываясь на условиях организации стока поверхностных вод. Для асфальто- и цементобетонных покрытий принимают минимальные продольные уклоны равными 40/00, а поперечные уклоны — 15-250/00. На равнинном рельефе при прокладке улиц и дорог по безуклонным участкам (менее 40/00), их проезжие части проектируют по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети. Однако, устройство такого профиля достаточно сложно, поэтому, пилообразный профиль проектируют в основном на набережных. Максимально допустимые уклоны на улицах и дорогах различной категории зависят от расчетных скоростей движения.

Продольные уклоны уменьшают в климатических районах, отличающихся суровой зимой и гололедом, а также на подходах к мостам, путепроводам и на перекрестках.

На расстоянии 50м от перекрестка начинают постепенно смягчать уклон, доводя на перекрестке до 20 0/00. На подходе к мостам и путепроводам уклон назначают не более 40 0/00.

Проезжую часть в поперечном направлении проектируют, применяя две типовые схемы: односкатную и двускатную (рис. 4).

Рис.4. Схемы поперечных профилей магистралей.

а, б – с двускатным профилем

в, г – с односкатным профилем

Вертикальная планировка магистралей методом красных горизонталей начинается с определения положения проектных горизонталей по оси улицы (рис. 5). При постоянном продольном уклоне и неизменяемом поперечном профиле, на протяжении всей улицы или ее участка, все проектные горизонтали не меняют своего очертания и остаются параллельными. Поэтому, достаточно построить одну красную горизонталь по всей ширине улицы в красных линиях и провести другие горизонтали параллельно ей через точки, полученные при градуировании оси улицы (см. рис. 5). Для построения красных горизонталей необходимо провести дополнительные вычисления по формулам:

Рис. 5. Построение красных горизонталей на магистралях и проездах

l = h / iпрод.

l1 = iпоп. * a / iпрод

l2 = hб.к. / iпрод

l3 = iпоп. * (b1 +b2) / iпрод

где iпрод. — продольный уклон магистрали, в долях ед.;

iпоп ; iпоп. поперечные уклоны магистрали и тротуара, в долях ед.;

a ширина проезжей части магистрали;

b1 ,b2 ширина полосы зеленых насаждений и тротуара;

l — расстояние между проектными горизонталями с шагом  h;

l1 величина сдвига проектной горизонтали от оси к лотку магистрали;

l2 скачок горизонтали за счет бортового камня, высотой hб.к;

l3 величина сдвига красной горизонтали к красной линии магистрали.

Поскольку исходные отметки, как правило, не кратны шагу горизонталей, то необходимо в первую очередь определить точку расположения ближайшей по значению проектной горизонтали (см. рис. 2).

На равнинном рельефе при проложении улиц и дорог по безуклонным участкам (менее 0.004) их проезжие части проектируют по лотку пилообразного продольного профиля с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети (рис. 6). Продольный уклон по лотку создают за счет попеременного изменения поперечного профиля дороги. В сечении по водоразделам уклон назначают в пределах 1 — 1.5%, в сечениях по колодцам- 3%.

Рис. 6. Проектирование магистрали с нулевым уклоном

На микрорайонных проездах уклоны меняют по всей ширине, а на магистралях лишь в полосах, примыкающих к тротуару. Эти полосы делают шириной 2.5-3.5 м. За счет переменного поперечного уклона проезжей части улицы бортовой камень проектируют переменной высоты.

У дождеприемных колодцев высоту бортового камня принимают равной 0.2м, а на водораздельном гребне — 0.1 — 0.15 м.

Как рассчитать поперечный и продольный уклоны? — PROGENPLAN

Нормативные требования по уклонам

При проектировании улиц населенных пунктов необходимо соблюдать требования по минимальным и максимальным показателям продольных и поперечных уклонов. Значения уклонов приводятся в промилле.

Поперечный уклон проезжей части улиц и площадей принимается в зависимости от типа дорожного покрытия:

— асфальтобетонные и цементобетонные – 15 ‰ — 25 ‰;

— сборные из бетонных и железобетонных плит, брусчатые мостовые — 20 ‰ — 25 ‰;

— щебеночные и гравийные — 20 ‰ — 30 ‰;

— булыжные мостовые — 20 ‰ — 35 ‰.

При возведении и реконструкции в стесненных условиях можно увеличить поперечные уклоны на 5 ‰.

Поперечные и продольные уклоны машино-места на площадках автостоянок и парковок принимается в пределах от 5 ‰ до 40 ‰.

Поперечный уклон машино-места на парковках, прилегающих непосредственно к проезжей части улиц, допускается увеличивать до 60 ‰.

 

Минимальный продольный уклон на улицах со стоком поверхностных вод, осуществляемым

по лоткам вдоль проезжей части, следует принимать:

— для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий — 4 ‰;

— для остальных типов покрытий — 5 ‰.

Если водоотводные лотки вдоль проезжей части не предусматриваются, то значение минимального продольного уклона не нормируется, и он обеспечивается за счет поперечных уклонов.

Продольные уклоны на участках улиц с движением автобусов, троллейбусов и трамваев не должны превышать:

— 60 ‰ — с остановочными пунктами и радиусами кривых в плане 250 м и более;

— 40 ‰ — с остановочными пунктами и радиусами кривых в плане от 100 до 250 м;

— 40 ‰ — без остановочных пунктов с радиусами кривых в плане менее 100 м.

 

Перевод промилле в градусы

 

При переводе промилле в градусы можно пользоваться таблицей Брадиса. Для этого нужно поделить количество промилле на 1000 – это тангенс угла, и посмотреть в таблице значение угла в градусах.

Но куда проще и быстрее воспользоваться онлайн конвертером величин (откроется в новой вкладке).

 

 

При помощи таблицы Брадиса можно выполнить и обратную задачу – перевести градусы в промилле. Например, значение 50 по таблице = 0,08749. Если умножим это значение на 100, то получим проценты (8,749%), а умножим на 1000 – получим промилле (87,49‰).

 

Расчет продольного уклона

 

Чтобы проверить, соответствует ли запроектированное значение продольного уклона нормативным показателям, можно выполнить небольшой расчет:

Разницу проектных отметок поделить на расстояние между этими отметками и умножить на 1000. Получите значение уклона в промилле.

Пример:

179.04 — 178.93 = 0,11;   0,11/15,2м*1000 = 7,2 ‰.

 

Расчет поперечного уклона

 

Запроектированное значение поперечного уклона проверим с помощью двух выбранных горизонталей. С середины одной из выбранных горизонталей проводим перпендикуляр. Продлеваем другую горизонталь до перпендикуляра.Длина получившейся линии (от начала перпендикуляра до точки пересечения) равна 16м. как на рисунке. Зная превышение и расстояние просчитываем поперечный уклон – ( 0,1м : 16м) * 1000= 6,3 ‰.

4.2. Назначение максимальных уклонов и минимальных радиусов вертикальных кривых

В общем случае проектная линия представляет собой ломаную линию, в переломы которой для смягчения изломов вписываются вертикальные кривые.

Максимальные уклоны проектной линии и минимальные радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых назначают из условия обеспечения безопасного движения одиночных автомобилей с расчетной скоростью при нормальном сцеплении колеса с покрытием проезжей части.

Величину максимального продольного уклона, который может быть преодолен конкретным типом автомобиля, можно определить по данным его динамических характеристик в соответствии с теорией взаимодействия автомобиля и дороги. Однако, поскольку по дорогам движется поток из различных типов автомобилей, имеющих разные динамические и скоростные характеристики, при нормировании предельных величин продольных уклонов исходят из следующих технико-экономических соображений: минимума суммарных затрат на строительство дороги и эксплуатацию автотранспорта (рис. 4.2).

Как правило, строительные затраты тем меньше, чем большие продольные уклоны допускаются на дороге. Эксплуатационные затраты (себестоимость автомобильных перевозок), наоборот, тем меньше, чем меньшие уклоны допускаются на дороге. Суммарные затраты (кривая 3, рис. 4.2) имеют минимум, соответствующий максимально допустимому продольному уклону.

Рис. 4.2. Схема к обоснованию значений максимальных продольных уклонов:

1 – строительные расходы; 2 – эксплуатационные расходы;

3 – суммарные затраты

Максимальные уклоны нормируются в зависимости от расчетной скорости (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Нормативные значения максимальных продольных уклонов по госТу [3]

V, км/ч

140

120

100

80

60

50

40

30

i, ‰

30

40

50

60

70

80

90

100

Везде, где возможно по нормативным документам, рекомендуется применять уклоны менее 30 ‰.

На условия движения автомобилей влияет не только величина уклона, но и протяженность участка, имеющего этот уклон. Длинные участки с максимальными уклонами называются затяжными подъемами (спусками). Рекомендуемые длины участков с максимальными уклонами приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Предельные длины участков продольного профиля в зависимости от продольного уклона

i, ‰

20

30

40

50

60

70

80

Lmax,м

2000

1200

600

400

300

250

200

На участках с уклонами 60 ‰ и более через каждые 2–3 км предусматриваются участки для остановки в виде участков, имеющих уклоны 20 ‰ и менее или горизонтальные площадки длиной не менее 50 м.

По СНиП [2] переломы проектной при алгебраической разности уклонов более 5 ‰ (для дорог I–II категорий), 10 ‰ – для дорог остальных категорий должны быть сопряжены кривыми, расположенными в вертикальной плоскости.

При проектировании вертикальных кривых в виде отрезков круговых кривых между длиной кривой, отсчитываемой от вершины и величинами уклонов касательных (по мере удаления от вершины) зависимость не линейная. Величины уклонов нарастают с удалением от вершины быстрее расстояний.

Поэтому в настоящее время вертикальные кривые проектируют по отрезкам параболических кривых.

Наиболее простое уравнение имеет квадратная парабола

,

где R – радиус кривизны в начале координат, расположенном в вершине кривой.

Величины уклонов касательных (в точках параболы) нарастают равномерно расстоянию x и обратно пропорционально радиусу кривой

,

где x – расстояние от вершины до данной точки.

Начало координат принимают в вершине кривой (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Схема к расчету отметок вертикальных кривых

Поскольку на автомобильных дорогах применяются отрезки кривых, ограниченные прямыми-касательными, имеющими малые продольные уклоны, горизонтальные проекции любых элементов продольного профиля считают равными длине самого элемента. Таким образом, x = l и принимая вышесказанное допущение превышения и уклоны для вертикальных кривых, вписанных по уравнению квадратичной параболы, определяются по формулам (рис. 4.3):

;

.

Радиусы выпуклых вертикальных кривых назначают исходя из следующих соображений: при движении по выпуклой вертикальной кривой безопасность и удобство движения уменьшаются в связи с отрицательным влиянием на управляемость автомобиля центробежной силы, направленной вертикально вверх и уменьшающей сцепной вес автомобиля. Влияние центробежной силы оказывается существенным при малых значениях радиусов выпуклых кривых. При величинах радиусов, обеспечивающих видимость, требования безопасности и удобства движения выдерживаются. Поэтому радиусы выпуклых вертикальных кривых назначаются из условия обеспечения видимости поверхности дороги или встречного автомобиля на расстоянии равном расчетному расстоянию видимости (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Схема к расчету радиуса вертикальной выпуклой кривой из условия видимости

Для автомобиля, поднимающегося по вертикальной кривой, из подобия треугольников АСВ и АСД находим

ВС = а1,

АС = АВ = l1,

СД = 2Ra1 ≈ 2R,

ВС*СД = АС2

2a1R = l12

откуда

.

По аналогии для автомобиля, поднимающегося по противоположной части кривой

.

Тогда

Sв = l1 + l2 =

.

Откуда

.

При определении радиуса по величине Sв, равной расстоянию видимости встречного автомобиля принимают а1 = а2 = 1,2 и тогда

.

При определении радиуса по величине Sп, равной расстоянию видимости поверхности дороги принимает а2 = 0 и тогда

.

В ночное время условия движения по вертикальным выпуклым кривым ухудшаются. На выпуклых кривых свет фар направлен выше поверхности дороги (рис. 4.5, а). Однако при радиусах выпуклых кривых, рекомендуемым СНиП [2] видимость в ночное время обеспечена.

а) б)

Рис. 4.5. Схемы видимости на вертикальных кривых при свете фар:

а – видимость дороги ночью на выпуклых вертикальных кривых;

б – видимость дороги ночью на вогнутых вертикальных кривых

Везде, где возможно, рекомендуются радиусы выпуклых кривых применять не менее 70000 м из расчета обеспечения видимости встречного автомобиля при обгоне на расстоянии 800 м. На вогнутых вертикальных кривых при малых величинах радиусов свет от фар упирается в всходящую ветвь кривой (рис. 4.5, б).

Радиусы вогнутых вертикальных кривых назначаются из условия допустимой перегрузки рессор, возникающей от дополнительного действия центробежной силы, направленной от центра кривой по радиусу (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Схема к определению радиуса вертикальной вогнутой кривой из условия допускаемой перегрузки рессор

Поскольку центробежное ускорение

.

Величину максимально допустимого центробежного ускорения принимают а = 0,5 – 0,7 м/с2. В этом случае

С < кG,

где к = 0,05 – 0,1, то есть перегрузка рессор допускается не более 5 – 10 %.

При а = 0,5 м/с2 и V в км/ч

.

В ночное время при движении по вогнутым кривым возникает затруднение с видимостью (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Видимость поверхности покрытия в свете фар в ночное время

Свет фар в вертикальной плоскости распространяется под углом 2α = 20, где 2α – угол рассеяния света фар.

Обычно, hф = 0,7 м, α = 10, sin α = 0,0175.

Из геометрических соображений:

СВ = Sпsinα + hф,

AC = ,

CД = 2R – (Sп sinα + hф) ≈ 2R,

(Sпsinα + hф)2R =,

.

Методические рекомендации Методические рекомендации по назначению продольных уклонов при проектировании автомобильных дорог

Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭ

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52399-2005


ГОСТ Р 52399-2005

Группа Т52

ОКС 43.080
ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004* «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. — Примечание изготовителя базы данных.


Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ 23457-86* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52289-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

140

30

275


120

40

250

450

100

50

200

350

80

60

150

250

60

70

85

170

50

80

75

130

40

90

55

110

30

100

45

90

Примечания

1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.

2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.

3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.

4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.

Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

40

50

60

70

80

90

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

Равнинный и слабохолмистый

600

400

300

250

200

150

Сильно пересеченный

1500

1200

700

500

400

350

4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги

5.1 Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.

Таблица 3 — Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог

Параметры элементов дорог

Автома-
гистраль

Скоростная дорога

Автомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории

IB

II

III

IV

V

Общее число полос движения, шт

4 и более

4 и более

4 и более

4

2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3,75

3,5

3,0

4,5

Ширина обочины, м

3,75

3,75

3,75

3,0

3,0

2,5

2,0

1,75

Ширина краевой полосы у обочины, м

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

0,5

0,5


Ширина укрепленной части обочины, м

2,5

2,5

2,5

2,0

2,0

1,5

1,0


Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м

6,0

6,0

5,0

5,0


Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м

2 м + ширина ограждения

Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м

1,0

Примечания

1 Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы — в обочину.

2 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IB и II и до 1,0 м — для дорог остальных категорий.

3 Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

5.2 Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.

Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями


Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями

Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V

Размеры в метрах


ОБ — обочина, ПЧ — проезжая часть

Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V

5.3 Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

5.4 Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах категорий I-IV должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим материалом. Прочность дорожной одежды должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.

5.5 Обочины автомобильных дорог предназначаются для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей. Для остановок и стоянок автомобилей должны быть предусмотрены стояночные полосы на поверхности земляного полотна, отделенные от проезжей части ограждениями или разделительным островком, или площадки для остановок и стоянок автомобилей за пределами земляного полотна. Расстояние между стояночными полосами и площадками для стоянок должно назначаться в соответствии с нормами проектирования.

5.6 Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине полос движения основной проезжей части.

5.7 Ширину обочин автомобильных дорог в местах устройства переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем для дорог категорий IA, IБ, IB допускается уменьшать до 1,5 м, для дорог остальных категорий — до 1,0 м. Грунтовая часть таких обочин должна быть 0,50-0,85 м в зависимости от жесткости ограждений; остальная часть обочины должна иметь укрепление, соответствующее категории дороги.

5.8 При устройстве дополнительных полос движения на подъем их ширину следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части.

5.9 На дорогах категории V с однополосной проезжей частью следует предусматривать устройство разъездов, расстояние между которыми определяется в соответствии с нормами проектирования.

5.10 Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, а также при проложении дорог в застроенных районах и в других обоснованных случаях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 1 м с каждой стороны.


Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2006

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о