Для чего нужен букса-кран, какие конкретно его виды, как — Учебник сантехника
Мы так привыкаем к хорошему, что кроме того уже и не отыщем в памяти, в то время, когда в последний раз видели на кухне либо в ванной простой кран, а не смеситель. Устройство разрешает создавать нужную мощность потока воды и температуру, увеличивая комфорт и удобство при пользовании водоснабжением. Основным элементом смесителя есть кран-букса, от качества которой зависит срок применения изделия без ремонтных работ.
Устанавливают ее в конструкции и используют для открытия либо перекрывания водного потока. Ниже будем говорить о кран-буксе детальнее, например, о ее видах, выборе, замене и ремонте.
Виды
На рынке сантехники сейчас возможно встретить два основных типа таких устройств. Сейчас посмотрим, какие конкретно характеристики крана букса имеется у каждого из них.
Керамическая
Ниже предлагается описание крана букса:
- Изделие имеет несложную конструкцию.
- Изготавливается из двух материалов – керамики и латуни.
- Смеситель имеет 2 керамические вставки с отверстиями однообразной формы:
- первая – крепится на штоке,
- вторая – неподвижная.
- Для открытия водопроводного крана необходимо развернуть маховик на пол-оборота.
Совет: в обязательном порядке направляться перед керамической кран-буксой установить качественный водный фильтр, поскольку изделие весьма чувствительно к воде.
- Кроме того при длительно применении устройство не стирается.
Характеристики:
Преимущества |
|
Недостатки |
|
Червячная
Резиновый кран имеет штоком, выдвигающийся при червячной передаче. Именно поэтому гнездо клапана перекрывается резиновой прокладкой.
В то время, когда последняя приходит в негодность, вентиль начинает резонировать и создавать неприятный шум в трубах. Изготавливают прокладку из разных типов резины, от этого зависит ее срок годности, в случае если нужно, ее возможно легко заменить своими руками.
Выделим преимущества внутреннего сердечника с резиновой манжетой:
- дешевизна изделия,
- ремонт и замена не вызывают сложностей кроме того для неопытных мастеров,
- кран-букса для того чтобы типа есть распространенной деталью, исходя из этого купить ее будет очень просто.
Совет: вы имеете возможность самостоятельно вырезать прокладку из резины для замены износившейся.
Недостатки червячного типа:
- маленькой срок эксплуатации,
- при открывании и закрывании необходимо поворачивать маховик 3-4 раза. В конечном счете из-за нередкого трения происходит его изнашивание, что заставляет закручивать вентиль любой раз посильнее.
Выбираем кран-буксу
- При подборе новой детали нужно учитывать ее размеры, каковые смогут быть на 1/2 и 3/8.
- Обращайте кроме этого внимание на компанию-производителя устройства, в случае если керамическая либо резиновая кран-букса:
- «под квадрат» — отечественная индустрия,
- «под шлиц» — сверху штока 20 либо 24 шлица – импортное производство.
- Вентили производят соответственно «под шлиц» и «под квадрат». Их изготавливают из металла либо пластика.
- Перед тем, как сделать выбор, рекомендуем замерить длину штока и крана.
Совет: возьмите с собой в магазин либо на рынок ветхую кран-буксу и вентиль, дабы было легче создавать подбор.
- Так как кран и вентиль бывают различного стандарта, рекомендуем примерять маховик прямо перед приобретением изделия в магазине. Лишь учтите, что удерживающий маховик болт возможно с другой резьбой.
- Самостоятельно удостоверьтесь, какая кран-букса установлена в смесителе.
Для этого прокрутите его вентиль:
- пол-оборота – керамическая,
- 3-4 – резиновая.
В среднем цена керамической детали будет практически в 2 раза быть больше резиновую. Рекомендуем обратить внимание на последний вариант, в случае если у вас не установлен водоочистной фильтр, в противном случае керамика быстро выйдет из строя.
Как самостоятельно провести замену либо ремонт
Подготовьте заблаговременно нужные инструменты, тогда на протяжении работы вам не нужно будет отвлекаться из-за неучтенной мелочи.
Вам пригодиться:
- фигурная и плоская отвертки,
- гаечные ключи соответствующего размера, и трубный разводной ключ,
- электрическая дрель со шлиц насадкой,
- пассатижи,
- новая кран-букса либо деталь вместо элемента, пришедшего в негодность.
Ниже предлагается инструкция процесса замены либо ремонта:
- Перед тем, как поменять кранбуксу, отключите смеситель от системы водоснабжения. Для этого перекройте запорную арматуру под раковиной, а, в случае если ее нет, на входе в жилье. Не следует затевать ремонт, без исполнения данного пункта.
- Выясните, какую деталь вам нужно демонтировать.
- Снимите маховик, для чего открутите отверткой пластиковый колпачок и выкрутите фиксирующий винт. Так вы откроете доступ к штоку и кран-буксе.
- Возьмите ключ на 17 и снимите кран-буксу. Время от времени в керамических кранах имеется контргайки, их предварительно направляться отпустить посредством разводного ключа.
- Выкрутите гаечным ключом на 7 против часовой стрелки кран-буксу, изготовленную «под квадрат».
Совет: в случае если винт на ручке крана со временем заржавел и выкрутить его нереально, дрелью высверлите его шляпку, а после этого выкрутите. В то время, когда и это не оказывает помощь, смажьте резьбу растворителем ржавчины, подождите, как указано в инструкции, и извлеките деталь.
- Очистите резьбу и маховик по окончании извлечения кран-буксы от коррозии щеткой по металлу, тогда букса будет хорошо к ней прилегать.
- При затяжке новой детали старайтесь не перетянуть ее, в также время и не дотянуть кроме этого будет не хорошо. Она будет выкручиваться вместе с маховиком.
- Включите воду и удостоверьтесь в надежности соединения на протечку.
Не смотря на то, что ремонт данной сантехнической детали несложен, нередкая его производство будет не очень приятно обладателю смесителя. Исходя из этого при покупке последнего рекомендуем пристально отнестись к процессу, дабы купить лишь качественное устройство. Не действуйте по принципу – «скупой платит два раза».
Верно подобранный смеситель на много лет избавит вас от ремонта и аварий. Не забудьте перед приобретением проверить устройство на работоспособность (дабы вентиль был не заклиненным). Сохраняем надежду, вы уже решили, какие конкретно кран буксы лучше как раз для вашей водопроводной системы.
Вывод
Смесителем и в ванной, и на кухне мы пользуемся по нескольку ежедневно, исходя из этого при выборе устройства отнеситесь к процессу пристально. Основным элементом в нем есть кран-букса, которая возможно червячной либо керамической. В последнем случае вы должны защитить водопровода качественным фильтром.
В другом случае керамика быстро выйдет из строя. Установка элемента в смеситель не воображает сложности, и сделать это возможно самостоятельно за маленькое время.
Видео в данной статье разрешит возможность найти дополнительную данные по указанной выше теме.
Кран букса. Особенности и принцип работы. Разновидности кран буксы
Не каждый новичок в сантехнике знает, что такое устройство, как кран-букса, является разновидностью запорного механизма системы водопровода в квартире. К сожалению, всё рано или поздно выходит из строя. И если при полном закрытии вентиля вода продолжает течь, тогда требуется замена именно кран букса. Раньше подобные элементы оснащались резиновыми вставками, имеющими довольно ограниченный срок службы. На этом фоне выгодно отличается керамическая кран-букса.
Кран букса — это запорный механизм, которым оснащаются смесители и некоторые типы вентилей
Особенности и принцип работы
Прежде всего, следует сказать, что такие детали имеют определённые размеры и стандарты. При этом типовая конструкция кран-буксы из керамики позволяет монтировать ее даже на смесители, в которых переключение воды с горячей на холодную и наоборот выполнялось ранее аналогичными элементами, но с резинками. Однако этот подход требует тщательного подбора конкретной модели.
Керамический запорный кран букса обладает следующими особенностями:
- довольно продолжительный срок эксплуатации. Поэтому ремонтировать керамическую кран буксу приходится редко, а легче её поменять вместе со смесителем, который пришёл в негодность;
- для получения максимального напора вентиль достаточно повернуть на пол-оборота. Однако, полуоборотная запорная кран букса нравится не всем пользователям. Вместе с тем, опыт появляется и при небольшой практике. Это же касается и ремонта данной детали, например, когда кран букса запорная для смесителя не выкручивается;
- подобные изделия плохо переносят воздействие транспортируемой по инженерной коммуникации воды с обилием песка. Он создаёт выработку керамики. Вместе с тем, керамическая крановая букса не особо страдает в водопроводных системах, оснащённых специальными фильтрами для удержания мелких частиц;
- если сравнивать с ценой изделий с резиновыми прокладками, следует сказать, что керамический запорный кран букса стоит дороже. Однако по отношению с затратами на смеситель, это вполне допустимые расходы;
- немаловажный фактор – простота ремонта и замены подобных систем. От исполнителя не требуется наличия специального образования.
Керамическая кран букса — это современный тип подобных деталей, который не требует установки резиновых прокладок
Совет! При замене кран буксы этого типа на рынок лучше прийти с демонтированной деталью, чтобы продавец смог выбрать наиболее подходящую модель. Из-за того, что такие конструкции со временем дорабатываются и модернизируются, поиски точно такого же изделия могут быть безуспешными.
Основным элементом керамического крана буксы 1/2 дюйма является каркас. На нём крепятся две пластины с отверстиями. Устанавливают их в специальные пазы. Вполне естественно, что в качестве сырья для изготовления пластин используются керамические материалы. Когда вентиль поворачивается, происходит смещение подвижной части кран буксы, в результате чего отверстия либо совмещаются, открываясь, либо, наоборот, сдвигаются, закрываясь.
Обратите внимание на то, что керамический запорный кран букса ¾ дюйма имеет обычно более крупные зазоры, однако на рынке присутствуют модели со строго определённым диаметром, благодаря которым можно создавать конкретный поток.
Разновидности
Было бы несправедливо обойти вниманием факт наличия на рынке других видов кран буксы.
1. Кран букса запорная червячная. Это своего рода «классика жанра». Своему названию такая букса для крана обязана специальному валу поворотного штока. Снаружи на корпус нанесена резьба для подсоединения к смесителю и на нём же имеются грани под определённого размера гаечный ключ.
Червячная кран букса применялась в качестве запорного механизма не одно десятилетие, но она имеет массу недостатков
Расположенные внутри шлямбуры бывают следующих видов:
- с направляющими для запорного подвижного клапана;
- с резьбой, витки которой нарезаны обратно червячному валу.
В изделиях с червячной крановой буксой первого варианта исполнения ручки вентиля вращаются относительно смесителя в одной плоскости. Шток крепится к шлямбуру подвижно посредством шайбы или специальной скобы. Внутренние поверхности штока оснащены специальными уплотнительными кольцами, сальниками, препятствующими протечке сквозь соединение воды.
На защитной обечайке имеется закреплённая винтом запорная прокладка. Вся эта конструкция крепится неподвижно непосредственно к штоку или к клапану. Снаружи запорная деталь оборудована головкой со шлицевым или квадратным сечением и отверстием, внутри которого нарезана резьба для крепёжного болта.
2. Шаровая букса. Простота конструкции – вот отличительная особенность буксы для крана данного типа. Здесь роль запорного элемента играет обыкновенный металлический шар со сквозным отверстием. Как такая деталь работает интуитивно понятно: для перекрытия воды достаточно повернуть её на четверть оборота.
Кран букса для душа имеет такое же строение, как и в обычном кране, и заменить ее несложно
Как заменить кран буксу для переключения душа
Приняв решение заменить старый запорный элемент на новый, необходимо помнить, что кран букса это такая деталь, которая для разных моделей смесителей имеет свои конструктивные особенности.
Полезно знать! На смесителях, собранных на территории нашей страны, используется кран букса запорная с маховиком квадратной формы. Зарубежные изделия отличаются соединением под ручку и длиной.
Другой отличительной характеристикой данных изделий является диаметр резьбы. В случае необходимости замены запорной детали с сечением в полдюйма при поиске новой проблемы не возникнут. Найти кран буксу с маховиком и с резьбой три четверти дюйма намного сложнее: во многих магазинах она просто отсутствует в продаже.
После приобретения нужной детали, прежде чем приступать к её установке, необходимо перекрыть оба вида водоснабжения — холодное и горячее. Для выполнения работ у вас под рукой должен иметься следующий простейший инструмент:
- разводной или газовый ключ;
- плоскогубцы;
- плоская и крестовая отвёртка.
Замена в ванной кран букса предполагает выполнение следующих мероприятий:
- с маховика снимается верхний колпачок;
- снимается вентиль крана. Для этого откручивается скрытый под колпачком крепёжный болт;
- после того, как снимете «барашек», обратите внимание на резьбу. При наличии на ней следов окисления и эксплуатационного мусора, зачистите поверхность наждачной бумагой (нулёвкой) или металлической щёткой;
- чтобы добраться до пришедшей в негодность детали, со смесителя снимается фурнитура и прочая атрибутика. С этого момента и начинается замена самого кран букса. Чтобы снять старый запорный элемент, его необходимо просто выкрутить ключом. Но что делать с не выкручивающейся кран буксой? Сначала следует попробовать метод раскачки, крепко охватив «облизавшиеся» грани шлямбура трубным ключом. Если это не поможет, можно путём использования химических средств, ослабить резьбовое соединение, после чего вновь попытаться извлечь не откручивающуюся кран буксу. В конце концов, решить проблему поможет термический метод. Прогревайте строительным феном часть корпуса смесителя с резьбой до тех пор, пока вам не удастся открутить шлямбур от руки;
- сняв неисправную деталь, прочистите резьбу от загрязнений;
- далее резьба новой кран буксы для душа в смесителе с переключателем на кран подачи холодной/горячей воды обматывается в несколько слоёв паклей или ФУМ-лентой, после чего сама деталь плотно закручивается на место старой.
При замене кран буксы важно обращать внимание на ее размер и диаметр посадочного отверстия в смесителе
Взаимозаменяемость кран букс
Очень часто встаёт вопрос целесообразности замены постоянно подтекающей кран буксы червячного типа на буксу для крана керамическую. Найти ответ на него не так-то просто. В этом контексте немаловажно знать, требуется ли установка нового крана, или достаточна лишь замена вышедшего из строя кран букса. При подборе ориентиром является диаметр посадочного отверстия. То есть в данном случае речь идёт о размерах кран буксы, которыми характеризуется ее часть, закручивающаяся в смесительный прибор.
Важно! Размеры должны совпадать с диаметром гнезда.
Также нужно изучить, как устроена часть под маховик. В деталях от зарубежных компаний решающее значение имеет количество насечек. А вот кран букса запорная для смесителя от отечественных производителей имеет эту часть, выполненную в виде четырёхгранника. Вывод очевиден. Если устанавливается новый керамический импортный кран букса, заменить нужно будет и сам маховик.
Если же рассматривать такой показатель, как длина, то здесь всё гораздо проще. У многих подобных деталей его значения идентичны. Таким образом, замена керамического кран букса не сопряжена со сложностями.
Возможные неисправности керамических кран букс в смесителях для душа и их устранение
К основным видам неисправностей запорных элементов данного типа можно отнести:
- износ на штоке уплотнительных колец;
- износ на штоке уплотнительной шайбы;
- скол керамических пластин.
Чтобы определить, какая именно часть кран буксы вышла из строя, нужно разобрать ее
В этих случаях вы можете попытаться выполнить ремонт вышедшего из строя кран букса и сэкономить на покупке нового. Но сначала его нужно разобрать. Для этого:
- вытащите уплотнительное кольцо, которое удерживает пластины, из нижней части детали;
- достаньте пластины;
- выдерните при помощи плоской отвёртки фиксатор, удерживающий в корпусе шток;
- вытащите шток.
Затем тщательно изучите всё. Если повредились пластины, замените их и соберите буксовый элемент.
Достав из корпуса шток, обратите внимание на плоское колечко. Эта шайба со временем истирается, из-за чего шток поднимается выше. По этой причине должное сжатие между пластинами не обеспечивается, и появляются протечки воды. Устранить их можно двумя способами:
- заменить саму шайбу;
- наклеить полоску изоленты в месте соединения верхней пластинки с поворотником.
В случае износа уплотнительных колец на штоке вода может проникать через корпус. В душевых смесителях это бывает редко, но случается. Для устранения такой неисправности просто замените эти колечки новыми. Если их в данный момент нет, аккуратно вытащите кольцо из паза, намотайте совсем немного ФУМ-ленты и поставьте на место. При правильном подходе такой метод обеспечения герметичности демонстрирует высокие результаты. И ещё один плюс – это экономия. Ведь новый керамический запорный кран букса обойдётся дороже.
Кран-букса для смесителя: критерии выбора
На чтение 2 мин.
Кран-букса — это механизм за счёт которого осуществляется подача или перекрытие воды в обычных смесителях с двумя ручками. Практически всегда данный элемент выполнен из латуни. В том случае, когда может потребоваться её замена, необходимо правильно разбираться в её устройстве и видах, чтобы не ошибиться с выбором в магазине.
Кран-букса: её разновидности и устройство.
Суть работы любой кран-буксы в прижимании резинки к отверстию подачи воды (либо прижатию двух керамических пластин друг к другу) и тем самым уменьшение или прекращение подачи воды.
То есть, чем сильнее завернул вентиль, тем плотнее перекрыл подачу.
В большинстве случаев при течи из буксы во всём виновата изношенная резиновая прокладка, которую следует заменить на соответствующую. Керамические пластины трескаются крайне редко.
Все кран-буксы делятся на две основные группы:
Российские кран-буксы
Их главное отличие — это квадратная головка на которую накручивается вентиль для подачи воды.
В зависимости от угла поворота головки различают полуоборотные и полнооборотные.
Главная особенность российских изделий — полуоборотные и полнооборотные головки полностью взаимозаменяемы.
Различают три вида отечественных кранбукс:
- Полнооборотная кран-букса, чаще всего используемая в наше время
- Червячная набивочная кран-букса практически вышла из употребления
- Полуоборотная, в состав которой входят керамические пластинки и резиновое уплотнительное кольцо
Каждое устройство из трёх вышеперечисленных может быть без проблем заменено на другое.
Импортные кран-буксы
По сравнению с российской продукцией их выпускается огромное количество видов. Таким образом производитель пытается привязать потребителя именно к своей продукции.
Основные отличия импортных изделий в том, что головки у них чаще всего круглые (со шлицами) и прокладки имеют красный или синий цвет.
В том случае, если у вас импортная кранбукса и требуется её замена, лучше взять устройство с собой в магазин. В том случае, когда выкрутить её не удаётся, следует взять рукоятку смесителя. Так же будет не лишним сфотографировать сам смеситель.
Даже практически одинаковые по внешнему виду импортные вентильные головки могут разниться диаметром головки, количеством шлицев, диаметром кольца и т.д.
В том случае, если в вашем смесителе установлена кранбукса российского производства, заменить её на любую другую отечественную не составит труда. Импортную же кранбуксу следует подбирать точно соответствующую оригиналу.
Букса — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Букса.Бу́кса (от нем. Büchse — коробка, изначально из самшита) — стальная или чугунная коробка, внутри которой размещены подшипник скольжения, вкладыш, смазочный материал и устройство для подачи смазочного материала к шейке оси, либо подшипник качения и смазочный материал[1].
Букса является связующим звеном между колёсной парой и рамой вагона, локомотива или их тележкой. Для ограничения перемещения букса имеет направляющие, поводки, шпинтоны или жёстко соединяется с рамой тележки либо колёсной парой. Для предотвращения загрязнения смазки букса имеет уплотняющее устройство.
- Челюстная букса — когда она свободно вставлена в специальный вырез в раме тележки.
- Бесчелюстная букса — когда связь между тележкой и буксой обеспечивают специальные поводки с шарнирами.
Второй способ крепления (бесчелюстная букса) хорош отсутствием деталей, подверженных трению скольжения, такие буксы надёжнее челюстных.
Букса с подшипником скольжения[править | править код]
Букса с подшипником скольженияШейка оси колёсной пары верхней стороной опирается на подшипник скольжения с вкладышем из антифрикционного материала (как правило, баббит). В нижнюю часть коробки буксы заливается смазочное масло. К нижней стороне шейки оси колёсной пары масло подаётся по́льстером. Корпус буксы закрыт крышкой.
По́льстер представляет собой подпружиненную полукруглую металлическую пластину, на которую надета польстерная щётка.
Польстерная щётка — текстильное изделие, надевается на польстерную пластину, тканевая поверхность её смазывает шейку оси. Текстильные нити, свисающие с польстерной щётки, являются фитилём, по которому масло поступает к шейке оси.
На железнодорожной станции осмотрщик вагонов обходит состав, открывает крышку каждой буксы, проверяет её техническое состояние, при необходимости доливает масло из лейки (маслёнки).
- Осмотрщик вагонов носит с собой молоток с длинной рукояткой, которым он на слух проверяет, нет ли на бандаже вагонного колеса трещины (ударяет молотком по бандажу). Этим же молотком, действуя как крюком, он открывает крышку буксы.
В XXI веке буксы с подшипниками скольжения можно увидеть, пожалуй, только в музеях, их вытеснили буксы с подшипниками качения.
Букса с подшипником качения[править | править код]
Шейка оси колёсной пары вращается в роликовом подшипнике качения, смазка — консистентная («ЖРО» или «Буксол»). Техническое обслуживание и регулировки производятся, как правило, в вагонном депо.
Буксы с подшипниками качения оказывают меньшее сопротивление движению, локомотиву легче везти поезд.
Так открывается крышка буксы с подшипником скольжения, здесь уже потрудились малолетние «диверсанты».Любой абразив, попавший в буксу, приводит к быстрому перегреву и разрушению подшипника. «Песок в буксе» является простым методом саботажа, и используется в переносном смысле в русском языке для обозначения деструктивной деятельности[2].
В художественных произведениях часто встречается описание, как в буксу с подшипниками скольжения, легко открыв крышку, с диверсионной целью насыпали песок. Из-за возросшего трения баббит мог выплавиться, смазочное масло загореться, в конечном итоге это могло привести к железнодорожной катастрофе. Открыть современную буксу с подшипниками качения без специальных инструментов — дело трудоёмкое.
Керамический кран — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Керамический кран — кран, в котором запорно-регулирующий элемент изготавливается из металлокерамики (оксида алюминия). Особенность таких кранов в том, что запорный элемент не нуждается в эластичных уплотнителях, так как плотное прилегание частей запорного элемента обеспечивается за счёт высокой чистоты их поверхности.
Оксид алюминия обладает высокой твёрдостью, благодаря чему он устойчив к появлению царапин на поверхности. Кроме того, при достаточно гладкой поверхности по всей поверхности контакта возникает межмолекулярное притяжение. Его величина достаточно велика для того, чтобы сопротивляться давлению жидкости или газа, но за счёт высокой твёрдости материала дисков сила трения при скольжении достаточно мала. Эти особенности позволяют изготавливать запорно-регулирующий элемент в форме пары дисков или плоских пластин с отверстиями.
Кран-букса бытовых смесителей[править | править код]
Дисковые краны получили распространение прежде всего в бытовых смесителях. Выпускаются кран-буксы полностью взаимозаменяемые с клапанными механизмами, применявшимися в смесителях ранее[1]. Преимущество дискового механизма перед клапаном:
- Небольшое усилие открывания и закрывания
- Небольшой угол поворота от полного открытия до перекрытия
- Большая надёжность и долговечность, по сравнению с клапанным механизмом
- Технологичность в производстве.
- Такой кран может иметь в конструкции глушители, позволяющие сделать кран практически бесшумным
Однако у них есть свои недостатки. Прежде всего, при большом количестве взвешенных частиц в перекрываемой жидкости происходит более быстрый износ рабочих поверхностей. Возможно даже попадание крупных частиц между дисками, что может привести к разгерметизации. Поэтому при использовании дисковых кранов обычно рекомендуется устанавливать фильтр.
Внешний вид кран-буксыОднорычажный керамический смеситель[править | править код]
Запорный элемент однорычажного керамического смесителяОсобенность однорычажного смесителя в том, что запорный элемент имеет две степени свободы, благодаря чему с помощью одной пары керамических пластин можно независимо регулировать ток воды с двух направлений[2].
Бессальниковый запорный кран[править | править код]
Запорный бессальниковый кран состоит из трёх керамических дисков: двух неподвижных и одного подвижного. Подвижный диск соединён с рычагом, с помощью которого осуществляется его поворот. Один из неподвижных дисков имеет сплошное круглое отверстие, а другой неподвижный, как и подвижный — в форме секторов (точнее, части сектора). Пакет дисков стягивается для достижения нужной герметичности. В таком кране диски одновременно герметизируют запираемые объёмы как друг от друга, так и от окружающей среды. Такие краны применяются при давлениях до 1,6 МПа для различных сред. Преимущества дисковых кранов:
- Простота и технологичность конструкции
- Малая строительная длина и высота
- Значительный ресурс
- Удобство управления
Недостатки:
- Нежелательно применение такого крана для перекрытия сред, содержащих большое количество твёрдых взвешенных частиц
- В случае разгерметизации рабочего органа утечка происходит как в запираемый объём, так и во внешнюю среду
- В отличие от шарового крана и задвижки не является полнопроходным. Проход имеет форму одного или (чаще) нескольких круговых секторов
- Большее гидравлическое сопротивление, чем для шарового крана, задвижки и дискового затвора
В целом возможно изготовление полнопроходных кранов, но они будут иметь значительно бо́льшие габариты. Выпускаются краны, не имеющие монтажной резьбы или фланца, которые монтируются путём зажатия в стандартных фланцах.