Posted on

Содержание

принцип работы и особенности эксплуатации

Установка системы автономного отопления – нелегкая задача. Необходимо рассмотреть все возможные варианты топливных котлов, отсечь неприемлемые. Потом, из оставшихся, выбирать самый подходящий, то есть, обеспечивающий ваши запросы и потребности по максимуму. Достаточно популярны в некоторых регионах котлы на солярке. Их называют еще дизельными или жидкотопливными.

Достоинства

Один из вариантов отопления частных домов – котел на дизельном топливе. Система привлекательна по нескольким причинам:

  • Оборудование недорогое. Дешевле могут быть только котлы на ТЭНах, да и то не все. Но недороги только самые простые котлы с одноступенчатой горелкой. Стоимость более сложных моделей с высокопроизводительными моделируемыми горелками уже немалая. Зато такое оборудование более экономично и имеет гораздо более продолжительный срок эксплуатации.
  • Установить дизельный котел для дома можно без согласования в пожарной инспекции (это требуется, но практически не выполняется, как и в случае с твердотопливными котлами).
  • При установке не обязательно делать полноценный дымоход. Специфика устройства котла на солярке такова, что продукты горения под приличным давлением улетают в невысокую трубу. Для отвода дыма необходимо вывести сэндвич трубу от котла в стену, затем немного ее поднять, верхушку оснастить металлическим зонтом, чтобы не попадали внутрь осадки. Вот и весь дымоход. Котлы на жидком топливе бывают бытовые и промышелныне

    Котлы на жидком топливе бывают бытовые и промышленные

Современные котлы имеют автоматику, которая следит за работой системы. Но оставлять такие котлы без присмотра можно часов на 8-12. Более продолжительное отсутствие возможно при настроенной системе оповещения. Такая возможность есть у современной автоматики. В этом случае при возникновении аварийных ситуаций (погас котел и т.п.) на указанный номер телефона приходит СМС сообщение о возникшей проблеме. Стоит это оборудование немало. К тому же, если вы планируете использовать котел на солярке для дачи, будьте готовы, что несколько раз отопительный сезон вам придется наведаться на участок, чтобы запустить остановившуюся систему. Достаточно часто забиваются горелки, пропадает электричество или случаются другие нештатные ситуации, из-за которых котел отключается.

Недостатки котлов на солярке

Недостатков у котлов на светлом печном топливе (так правильно называть его) немало:

  • Для установки требуется отдельное помещение, отвечающее определенным требованиям.
  • Нужен немалый резервуар для солярки. В него желательно перед сезоном залить всю норму на сезон. Имея некоторые данные, можно просчитать расход топлива дизельного котла на отопление. Если основываться на общепринятых усредненных нормах расчета мощности отопительного оборудования, на обогрев здания в 150 м2 требуется котел на 15 кВт (в средней полосе России для домов среднего утепления). Если мощность горелки составляет 0,1 (данные есть в паспорте котла), то за один час работы на полную мощность расходоваться будет 1,5 литра топлива (15 кВт*0,1 = 1,5 литра). В день уйдет 36 литров. Если учесть, что для средней полосы России на полную мощность котел должен работать 120 дней, то  расход за сезон – 36*120=4320 литров. Емкость такого объема потребуется для обеспечения годовой потребности в жидком топливе. Но обычно резервуары берут с запасом. В данном случае нужна будет емкость на 5000 литров. Есть еще одна возможность – установить меньший резервуар, но заправлять его чаще. Один из недостатков дизельных котлов - большой расход топлива

    Один из недостатков дизельных котлов — большой расход топлива

  • Из приведенных выше расходов ясно виден один из основных недостатков котлов на солярке: отопление получается дорогое. Пусть солярка используется специальная и она на 20-30% дешевле автомобильной, но 4320 литров на год будут стоить очень и очень немало. Даже отопление на электричестве стоит дешевле, тем более с новыми экономичными котлами. Эта проблема сводится практически на нет, если использовать отработанное дизельное топливо, но тогда требуется другая горелка.
  • Есть у котлов на жидком топливе еще одна неприятная особенность: они сильно шумят при работе. Это еще одна причина, по которой приходится устраивать отдельную котельную (первая — сильный запах).
  • Низкий КПД – достаточно серьезная проблема. У электрокотлов КПД обычно выше 90%, у дизельных, особенно старых моделей — 75-85%. Новые модели гораздо более производительны и экономичны: производители понимают, что такое отопление далеко не самое выгодное и постоянно улучшают оборудование. Так котлы CTC Okotherm Unit имеют КПД 98%, но стоимость у них немалая.

Современные отопительные котлы на жидком топливе имеют специальной цилиндрической формы камеру сгорания, теплообменник из нержавейки или чугуна. Для лучшей теплоотдачи и увеличения КПД разрабатывают теплообменники так, чтобы теплоноситель для водяных котлов или воздух для воздухонагревателей, несколько раз проходил по нагретым дымоходным трубам.

Принцип действия

Работают они практически так же, как и на газе: в форсунку подается под давлением горючее, которое разбрызгивается и воспламеняется. Отличается конструкция форсунки.

Внутреннее строение жидкотопливного котла

Внутреннее строение жидкотопливного котла

Основные конструктивные элементы:

  • Камера сгорания. Их формы разрабатываются каждой фирмой. Они стремятся добиться более высокого КПД, но подавляющее большинство бытовых котлов на солярке имеет цилиндрическую топку.
  • Теплообменник. Тут формы могут быть разнообразными. Есть теплообменники из нержавейки, чугуна, меди, стали.
  • Дизельная горелка. Определяет эффективность работы котла и полноту сгорания топлива.
  • Автоматика. Регулирует уровень теплоотдачи, согласуя работу всех узлов и отслеживая заданные параметры.
  • Топливный насос – обеспечивает подачу топлива в горелку.

Если камера сгорания, теплообменник и автоматика выбираются в момент покупки и потом или не меняются вовсе (топка) или очень редко (автоматика), то топливный насос и дизельная горелка могут меняться для повышения эффективности системы. С насосами все более-менее понятно. Он должен обеспечивать требуемое давление и быть надежным.

Дизельные горелки – сложные устройства, которые обеспечивают работоспособность всей системы. Их можно менять и ставить изделия разных фирм. Давайте рассмотрим как они работают и чем отличаются.

Принцип работы горелки

Горелка – это, как правило, съемный узел и поставить вы можете любой, параметры которого отвечают мощности котла. Рекомендуют мощность горелки брать с запасом 10-15%  относительно мощности котла. Это даст возможность более плавно регулировать ее работу.

При помощи этого узла происходит распыление топлива на мелкие капли. За размеры капель и их направленность отвечает форсунка. Далее топливная взвесь смешивается с подаваемым вентилятором воздухом, а потом подается в камеру сгорания. Получается, что именно горелка отвечает за максимальное использование топлива.

Если рассматривать процесс сгорания подробно, происходит все следующим образом:

  • Насос подает на горелку топливо. Причем отбирается только нужное его количество, а избыток возвращается в бак.
  • Перед подачей на форсунку топливо разогревается (не во всех моделях есть эта ступень), затем фильтруется и поступает на сам распылитель.
  • В камеру сгорания подается одновременно поток воздуха и топливная взвесь.
  • Регулировка интенсивности процесса происходит при помощи лопаток специальной формы, которые создают вихревые потоки топливной взвеси и воздуха.
  • Расположенные перед грелкой электроды поджигают смесь. Котел на солярке. Принцип действия горелки

    Котел на солярке. Принцип действия горелки

Типы горелок

Горелки могут быть трех видов: одноступенчатые, двухступенчатые и регулируемые. Самые простые – одноступенчатые. Они работают постоянно в одном режиме – на 100% мощности. Двухступенчатые могут работать в двух положения: на полную мощность и вполовину.

Самый дорогостоящие, но и самый эффективные и экономичные – регулируемые. Под управлением автоматики они потребляют то количество горючей смеси, которое необходимо для поддержания заданной температуры. При их использовании значительно сокращая расход топлива в дизельном котле.

Для создания мелкодисперсной пыли требуется подавать топливо на распылитель под большим давлением – это обеспечивается насосом. С другой стороны работает вентилятор, нагнетающий поток воздуха и обеспечивающий требуемый уровень насыщения топливной взвеси кислородом.

Различают еще горелки по типу устройства, обеспечивающего требуемое давление:

  • вентиляторные горелки  для создания давления используют вентилятор;
  • наддувные – используются мощные турбины, за счет чего повышается давление, капли получаются мельче и топливо сгорает полнее.

Выбор форсунки

Но это еще не все. Нужно правильно выбрать форсунку для горелки. Для правильной и эффективной работы дизельного котла правильный подбор форсунки очень важен. От качества распыления зависит КПД теплового агрегата, полнота сгорания топлива. Ведь форсунка распыляет топливо перед подачей его в камеру сжигания.

В паспорте к котлу есть угол распыла, который определяется формой камеры сжигания, мощностью агрегата и еще несколькими параметрами. В каждой конструкции и модели котла он может отличаться. Форсунка подбирается под это значение. Главное, чтобы на выходе топливо распылялось в виде конуса, а его угол соответствовал указанному в паспорте котла.

Экономичность котла во многом зависит от горелки

Экономичность котла во многом зависит от горелки

При неправильной работе горелки топливо сжигается неэффективно, часть его оседает в виде сажи на стенках теплообменника. Сажа — отличный теплоизолятор и небольшое ее количество значительно снижает эффективность работы. Так слой сажи в 1 мм снижает КПД почти вдвое.

Если у вас внутри топки есть сажа, дым из трубы идет сизый, увеличился расход топлива, а температура упала, самая вероятная причина — засорилась форсунка. Чтобы вернуть прежнюю эффективность работы, необходимо снять распыляющий узел, вынуть фильтр форсунки и промыть его неабразивными моющими средствами. После просушки поставить фильтр, а затем всю горелку на место. Если котел работает все равно недостаточно эффективно, скорее всего, требуется замена форсунки (в среднем – раз в год).

Монтаж дизельного котла

Монтаж дизельного котла - несложный. Важно правильно выставить и обеспечить правила пожарной безопасности

Монтаж дизельного котла — несложный. Важно правильно выставить и обеспечить правила пожарной безопасности

Требования к помещениям, где будет стоять котел на дизельном топливе, достаточно жесткие, но не запредельные. При установке аппарата мощностью до 150 кВт (отапливать в среднем можно 1500 м2) помещение должно иметь следующие габариты:

  • объем не менее 15 м3;
  • высоту потолков не ниже 2 м.

В помещении обязательно должна быть вентиляция и, как минимум, одно окно. Внутренняя отделка котельной должна быть негорючей (и стены и пол). При расположении помещения в подвале дополнительно требуется оборудованный пожарный выход.

Емкость для топлива можно располагать в том же помещении, или закопать на улице. Соединяют котел и емкость трубами, обычно медными.

Есть в использовании жидкого топлива еще несколько моментов, которые требуется учесть. Котельная должна отапливаться, так как при понижении температуры ниже +5oC солярка начинает густеть.  Она хуже течет, сгущаются парафины, которые мгновенно забивают горелку, останавливая систему. Выходы есть такие:

  • отапливать котельную;
  • установить на входе горелки фильтр;
  • использовать зимнее топливо или добавлять специальные присадки самостоятельно.

Из опыта использования дизельных котлов можно посоветовать следующие усовершенствования, которые повышают качество работы системы:

  • Если в вашем котле нет функции разогрева топлива перед подачей в горелку, следует тщательно провести теплоизоляцию резервуара для топлива и обеспечить его отопление. Греть до высоких температур не нужно. Все что требуется – поддерживать температуру на уровне +5oC. При нормальном утеплении на этой уходит порядка 100 Вт в час. Совсем немного.
  • Если покупаете котел импортного производства, или поставьте на входе дополнительный фильтр, или поменяйте «родной». Те, которые идут в комплекте, рассчитаны на европейское топливо, а не на отечественное. Они просто очень быстро забиваются и система останавливается.

Обзор производителей

Производителей дизельных котлов множество. Есть отечественные, из ближнего, дальнего зарубежья. Предложений столько, что выбрать трудно. В таком случае принято ориентироваться на самые популярные.

Дизельные котлы Kiturami (Китурами)

Удобны для отопления дач и домов с нерегулярным проживанием. Работают автономно, используется туброциклонная горелка – одна из последних разработок, которая позволяет экономить топливо. Есть возможность контролировать как температуру в помещении, так и температуру теплоносителя, встроена система самодиагностики.

Мощность котлов на дизельном топливе Kiturami (Китурами) от 10,5 до 34 кВт, расход топлива от 1,13 литр/час до 4,3 литр/час. Есть двухконтурные модели, с возможной подачей горячей воды от 3,8 литра/мин до 20 литр/мин.

Дизельные котлы Kiturami (Китурами)

Дизельные котлы Kiturami (Китурами)

Котлы «Будерус»

Кампания Buderus (Будерус) выпускает котлы на дизельном топливе из стали и чугуна. Популярны чугунные котлы модели Logano G  (Логано) . Есть мощностью от 25 кВт до 95 кВт. В другой линейке есть более мощные до 1200 кВт.

Работают на стандартном дизельном топливе или на горючем с пониженным содержанием серы. Интересны тем, что в модификации Unit горелки оптимизируют топливную смесь, добиваясь почти полного сгорания газа, что уменьшает образование сажи и количество выбросов. Эти агрегаты имеют простое управление, легкую установку требуемых параметров работы. Интересна может быть возможность расширения функционала автоматики путем установки дополнительных модулей (не нужно менять блок автоматики в целом, а лишь докупить блок, который обеспечивает интересующие вас функции).

Котлы «Будерус» на дизельном топливе

Котлы «Будерус» на дизельном топливе

Стальные котлы Buderus Logano S выпускаются только промышленных мощностей – от 450 кВт мощности. Это промышленные агрегаты работать могут на двух видах горючего — газе и жидком топливе.

Navien

Корейские дизельные котлы Navien (Навьен ), выполнены в виде прямоугольника. Их дизайн больше похож на европейский. Отличительная черта —  небольшие габариты.

В котлах с маркировкой Navien KG имеется предварительный подогрев топлива перед подачей в форсунку. Наддувной вентилятор подает топливо под достаточно высоким давлением, чем обеспечивается также эффективное удаление продуктов горения в дымоход. Теплообменник из нержавейки, и адаптированный под российское топливо фильтр, который имеет сменные картриджи для простой и быстрой очистки или замены. Пульт управления русифицированный, автоматика защищена специальной микросхемой на входе, которая позволяет котлу работать без сбоев при параметрах сети 230 В ±30%.

Потому котлы на жидком топливе Navien достаточно популярны: производители учли многие особенности сетей нашей страны. Мощность от 13 кВт до 40 кВт, расход топлива от 1,46 литр/час до 4,65 литр/час, производительность по горячей воде – до 22,9 литр/мин

Дизельные котлы Navien

Дизельные котлы Navien

Saturn (Сатурн)

Котлы Saturn (Сатурн) – агрегаты еще одной корейской фирмы. Работают на дизельном топливе и керосине, использовать отработанное топливо производители не советуют. Отличаются наличием медного теплообменника (труба длиной 20 метров и диаметром 15 мм). Радуют обладателей тихой работой, минимальными размерами. Их можно ставить в жилом помещении. Мощность дизельных котлов Saturn (Сатурн) от 13,5 кВт до 35 кВт, расход топлива от 2,01 литр/час до 4,54 литр/час.

Котлы на жидком топливе Saturn (Сатурн)

Котлы на жидком топливе Saturn (Сатурн)

Если сравнить с котлами Navien, налицо больший расход топлива на отопление при практически тоже мощности оборудования.

Котлы на жидком топливе Ferroli

Ferroli выпускает битопливные котлы. Они работают на газе и/или на жидком топливе. Корпус и теплообменник – чугунные. Корпус изолирован слоем стойкого к температурам материала. В модели GN2 N выпускается мощностью от 106 кВт до 252 кВт, масса от 360 кг до 780 кг.

Котлы на жидком топливе Ferroli

Котлы на жидком топливе Ferroli

Чугунные котлы модели GF N работают на твердом и жидком топливе. Мощность котлов этой линейки от 12,7 кВт до 27,5 кВт. Оборудованы системой защиты от перегрева и предохранительным клапаном, в топке можно сжигать как крупные, так и мелкие куски древесины, переключать ее в режим «жидкого топлива». Эти модели только одноконтурные (воду не греют).

В принципе, уже из этих марок можно выбрать оборудование для любых условий и потребностей, а их на рынке еще не один десяток, а может, и не одна сотня. Так что вооружитесь терпением, и выбирайте. Удачи!

Дизельные котлы — достоинства и недостатки

Котельное оборудованиеВиды дизельных котлов

Если перед вами возник вопрос выбора отопительного котла, то нужно иметь хотя бы общие представления о разных видах котельного оборудования. В первую очередь придется определиться, на каком топливе будет работать ваш котел. В тех регионах, где проблемы не только с газом, но и с электричеством, оптимальным вариантом будут дизельные котлы. Специалисты называют их жидкотопливными. В отличие от них, твердотопливные устройства работают на дровах, угле, торфе и другом твердом сырье.

Достоинства и недостатки

В этой статье мы остановимся именно на первых видах котлов и будем акцентировать свое внимание на достоинствах и недостатках такого оборудования.

Начнем с преимуществ дизельных котлов:

  1. Высокая производительность, с помощью которой они могут поддерживать оптимальную температуру в больших по размерам помещениях.
  2. Для установки котла не нужно собирать разрешительные документы от надзорных организаций, как это обычно делается для газового оборудования.
  3. Доступность топлива. В настоящее время солярка не дефицит, ее можно приобрести на любой автозаправочной станции. Но лучше покупать дизтопливо по оптовым ценам, заказав тонну или две. Это намного сократит расходы.

Чтобы эффективно и правильно использовать дизельные котлы, необходимо обратить особое внимание на их недостатки:

  • Чтобы топливо постоянно не подливать в расширительный бак для хранения, нужно установить вместительную емкость на 100-200 литров. Обычно такого объема хватает на месяц, если отапливается небольшой загородный дом.
  • Хотите вы того или нет, но и от отопительного котла, и от места хранения солярки постоянно будет исходить запах. С этим придется просто смириться.
  • Дизельные котлы нельзя устанавливать в помещениях, где постоянно пользуются огнем, например, на кухне. По правилам пожарной безопасности для них специально придется построить отдельное помещение, разделенное перегородкой. В одной части будет смонтирован сам котел, а во второй бак для хранения топлива. Соединяться два этих элемента будут трубопроводом.
  • В помещение, где организована котельная, нужно в обязательном порядке провести вентиляцию. Особое требование к дымоходу котла — он должен эффективно выводить продукты сгорания солярки.
  • Основная часть жидкотопливных котлов имеет напольную модификацию, поэтому под них необходимо заливать хорошее бетонное основание. А это расходы.
  • Горелки, устанавливаемые в таких котлах, работают очень шумно — это особенность конструкции. Так вот, если за стеной спальни установить такой котел, то о спокойствии придется забыть.
  • Теперь недостатки, связанные с использованием топлива в холодное время года. Ни для кого не секрет, что солярка под действием низких температур начинает густеть. Поэтому, монтируя котельную, необходимо позаботиться об отопление данного помещения.

Запомните! Температура внутри комнаты, где расположен котел на дизельном топливе, а также в месте хранения солярки, должна быть не менее +5 С.

Дизельный котел в эксплуатацииДизельный бытовой котел

К тому же придется позаботиться об утепление трубопровода, который соединяет котел и емкость с дизтопливом. Конечно, можно использовать зимний вариант солярки, но стоит он дороже, да и все равно замерзает, если температура становится слишком низкой. Поэтому не стоит рисковать.

Многие обыватели считают, что дизельные котлы — это автономная система, которая будет работать постоянно и без проблем, лишь бы подавалась на горелку солярка. В целом так оно и есть, если вы выбираете простую конструкцию без усовершенствований и опций. Однако современные котлы требуют наличия автоматики и электрической энергии, которая эту автоматику и поддерживает в рабочем состоянии. Теперь представьте, что электроэнергия отключена, а это является достаточно частым российским явлением. Все удобства эксплуатации, а также вся безопасность в один момент сводятся на нет.

Конструкция дизельного котла

Особенности и конфигурация котлаКонструкция котла

По своей конструкции этот котел ничем не отличается от газового. Единственное отличие — это горелка, которая работает с подачей воздуха. Отсюда и ее разделение на вентиляторную и с наддувом.

Необходимость такого вида горелки обусловлена спецификой сгорания солярки. Она должна подаваться в топочную камеру под давлением, распыляясь по всему пространству топки. Отсюда и большой шум работающего оборудования. Это отпугивает значительную часть потребителей, несмотря на достоинства такого котла.

Компании-производители постоянно ведут работу над усовершенствованием горелок. Им частично удалось снизить показатели шума, но не полностью. Отсюда вывод — устраивать котельную для дизельного котла лучше всего в отдельно стоящем помещении с хорошей звукоизоляцией.

Многие загородные застройщики производят монтаж в подвале. Неплохое помещение, но его нужно хорошо заизолировать, установить в нем вентиляцию и провести мероприятия по требованиям пожарной безопасности.

Иногда случаются ситуации, когда поместить емкость для хранения топлива выше котла не представляется возможным. Что делать в этом случае? Выход один — установить специальную горелку с глубоким показателем всасывания.

Горелка и теплообменникСтальной или чугунный теплообменник

И еще один элемент, на который необходимо обратить особое внимание. Это теплообменник. В дизельных котлах чаще всего устанавливают или стальные, или чугунные теплообменники. Специалисты считают, что второй вариант качественнее.

Во-первых, чугун не так сильно реагирует на конденсат, который образуется внутри котла, поэтому процесс коррозии происходит медленно. Во-вторых, толщина его стенки больше, чем у стального аналога. Поэтому среди специалистов ходит шутка, что котел может от времени сгнить и разрушиться, а чугунный теплообменник будет работать и работать, нагревая теплоноситель.

Необходимо сказать несколько слов и о стальных теплообменниках. У них, к примеру, высокий показатель теплоотдачи. Они легче чугуна. Правда, специалисты рекомендуют использовать такие дизельные котлы лишь на промышленных объектах, а для жилого строения лучше всего выбирать с чугунным теплообменником.

Какую модель выбрать — настенную или напольную

Долговечность напольных котловЛинейка напольных котлов Ferroli

Если сравнивать настенный дизельный котел с напольным, то необходимо выделить его преимущества и недостатки. Достоинство у данной модели всего одно — это небольшие габаритные размеры. А вот недостатков намного больше.

Во-первых, это вибрация, которую производит данный котел. Если при выборе этой модификации в магазине вас будут уверять, что это не так, не верьте. Во-вторых, из-за того, что настенные котлы крепятся к стене, возникла необходимость облегчить их конструкцию. Поэтому все элементы изготавливают из стали и меди. Но эти материалы с чугуном не могут сравниться, особенно в части долговечной эксплуатации.

Производители гарантируют, что напольный чугунный вариант котла проработает лет 50, не меньше. Хотя специалисты приводят факты, когда при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании такие котлы работали более 60 лет. А вот настенный вариант отработает в 2 раза меньше.

Дизельный котел — стоит ли его использовать для отопления частного дома?

Дизельные котлы марки Vaillant iroVIT VKO 488/5Котел Vaillant iroVIT VKO 488/5

Многие загородные застройщики, решая вопрос об автономном отоплении собственного дома, все чаще отдают предпочтение котлам, работающим на дизельном топливе. И хотя чисто технически они называются жидкотопливными котлами, в народе они получили другое название, в соответствии с топливом, на котором работают. Дизельный котел — так называют его простые обыватели.

Достоинства

Почему именно этот тип котлов стал так популярен в последнее время? Достоинств у дизельных котлов немало:

  1. Высокая мощность оборудования, с помощью которого можно отапливать достаточно большие площади помещений. Плюс немалый коэффициент полезного действия.
  2. Доступное и дешевое топливо по сравнению с электричеством.
  3. Если сравнивать с газоснабжением, то нет необходимости собирать большое количество разрешительных документов.
  4. Простота обслуживания и эксплуатации. Современные дизельные котлы комплектуется системой автоматики, которая полностью контролирует заданные параметры отопительного процесса.

С помощью этой важной части котельного оборудования можно регулировать температуру теплоносителя, и, соответственно, температуру внутри комнат. С такой автоматической системой нормы и требования правил пожарной безопасности выполняются на все 100 процентов.

Недостатки

Недостатки у котлов на дизельном топливе тоже есть, но они незначительны:

  1. Необходимость специальной емкости, в которой надлежит хранить дизельное топливо. Эту емкость обычно устанавливают в отдельном помещении, строго оборудованном по нормам пожарной безопасности. Соединяется оно с котлом отдельным трубопроводом.
  2. Для такого вида котла также придется строить отдельное здание — котельную. Обычно жидкотопливные котлы отопления имеют только напольное исполнение. В котельной обязательно организуется вентиляция или устанавливается вытяжка.
  3. При работе такого котла горелка создает шум, а это еще одна причина, чтобы построить для него отдельное здание.
  4. Современные жидкотопливные котлы в некоторой степени зависят от электричества. Поэтому небольшой сбой в подаче электроэнергии приведет к остановке котла.
  5. И еще один недостаток, но он больше относится к топливу, чем к самому оборудованию. Солярка при температуре ниже +5 С начинает густеть, и ее продвижение по трубопроводу затрудняется. К тому же такая консистенция забивает фильтры и практически не горит в конструкции горелки.

Что делать? Во-первых, утеплять трубопровод и фильтр, а лучше их подогревать. Во-вторых, постараться провести отопление в помещение, где хранится дизтопливо.

Как работает котел на дизтопливе?

Котел на полуУстройство устанавливают на полу

Если рассматривать внутреннее устройство и принцип работы дизельного котла, то все это практически повторяет котел газовый напольного исполнения. Даже по виду они очень похожи. Основное отличие — это горелка.

В дизельных котлах она комплектуется вентиляторами, или устанавливается специальная надувная горелка. Воздух, нагнетаемый через нее, создает внутри конструкции необходимое количество кислорода — что способствует полному сгоранию топлива.

Это большой «плюс», но и «минус» тоже. При такой горелке котлы становятся шумными. Конечно, производители предпринимают меры, чтобы снизить шумовой барьер. Они используют новейшие технологии и материалы, но убрать шум окончательно не получается. Поэтому специалисты рекомендуют сделать в котельной звукоизоляцию.

Что касается горелки. В ней присутствует одна важная конструктивная особенность, которая называется глубиной всасывания. К примеру, топливные баки зарыты в землю. Тогда необходимо выбирать горелку с большим показателем глубины всасывания. Если емкости подвешены под потолок, то данный показатель может быть уменьшен.

Низкотемпературный отопительный котелBuderus Logano SE635 — низкотемпературный отопительный

Теплообменник — это один из важных элементов дизельного котла. Внутри него проходит теплоноситель, нагреваясь от стенок теплообменника. В настоящее время производители предлагают несколько вариантов этой части, в зависимости от материала, из которого она изготавливается. Таких материалов может быть только два: чугун и сталь.

Чугунные теплообменники имеют более толстую стенку, менее подвержены коррозии в местах образования конденсата. Срок их службы доходит до 50 лет, что является отличным показателем. Это прочная деталь с достаточно большим весом. К тому же чугун более чувствителен к локальным перегревам. Чаще всего чугунные теплообменники выходят из строя по причине некачественного теплоносителя.

Стальные теплообменники более мощные, но их беда заключается в том, что температура теплоносителя, опускаясь ниже «точки росы», создает в топке эффект кислотного дождя. В этом случае стенки самого котла подвергаются пагубному воздействию.

Год-два и котел можно списывать в утиль. Плюс ко всему образованный в топке конденсат увеличивает расход топлива, а локальный перегрев выводит из строя сам теплообменник. Специалисты не рекомендуют использовать данный вид котлов для системы отопления собственного загородного дома. Эти установки, в основном, применяются в промышленных случаях.

Дополнения

Котел ProthermКотел на дизельном топливе

Что еще можно добавить?

  1. Дизельное отопление предполагает использование только солярки как топлива для обогрева котла. Но в современных условиях однотопливные котлы постепенно отходят, на их место приходят комбинированные аналоги.
  2. Обычно котел комплектуется сразу двумя съемными горелками: одна для солярки, другая для газа. И в этом случае дизтопливо используется как вспомогательное. А основным является газ.
  3. Для замены горелок не требуется присутствие специалиста. Этот процесс может провести любой мужчина, мало-мальски знакомый со слесарным делом.
  4. Если отключили газ, или до критической точки понижено его давление — что делать? Менять горелку и переходить на дизельное топливо. Как альтернатива — это отличный вариант.

Итак, все сказанное говорит о том, что для загородного жилья лучше всего использовать котел с чугунным теплообменником. Конечно, если выбор пал именно на данный вид.

Котел на дизельном топливе — на что обратить внимание при выборе

Котел в разрезеУстройство жидкотопливного оборудования

Отношение к котлам на дизельном топливе у потребителей не совсем правильное. Многие считают, что с ними много возни. В целом, так оно и есть. Ведь чтобы организовать отопление дома на жидком топливе, приходится многое учитывать и использовать вспомогательные сооружения, а также емкости для хранения. Но посмотрите на этот вопрос с другой стороны. Еще многие загородные поселки не обеспечены газом, да и с электричеством в них проблемы. Поэтому их жителям остается выбирать лишь твердотопливные или жидкотопливные котлы.

Не будем рассуждать о том, что лучше. Просто рассмотрим второй вариант, разберем достоинства и недостатки этого типа котельного оборудования, а также особенности его эксплуатации. Единственное, что следует сразу отметить — дизельные котлы являются самыми мощными в плане производства тепловой энергии.

Принцип работы и его особенности

Современные жидкотопливные котлы работают по тому же принципу, что и газовые — топливо подается на форсунку под определенным давлением. Единственное отличие — это конструкция форсунки. Если рассматривать устройство котла, то оно стандартизовано и унифицировано. Особое внимание здесь уделяется топке и горелкам. Ну и, конечно, без автоматики такие котлы сегодня не выпускаются.

Начнем с форсунок. Отечественные производители предлагают два их варианта:

  1. Вентиляторные. Название говорит само за себя — давление в форсунке создается при помощи вентилятора, который встроен в систему подачи топлива. Такие форсунки обладают достаточно большой производительностью, но работают они очень шумно.
  2. Надувные. Конструкция та же, только вместо вентилятора в нее установлена турбина. Здесь и производительность выше, и эффективность сгорания топлива больше.

Принцип работы

Принцип работы дизельных котлов достаточно прост. При включении начинают работать сразу два прибора — надув и топливный насос, который подает солярку на форсунку. Создается оптимальное давление, вымеренное производителем, а это гарантия, что топливо будет подаваться равномерно. Кстати, давление топлива в форсунке составляет 10–16 бар.

Затем происходит одновременно две операции — распыляется топливо через форсунку, и подается напряжение на электроды розжига. Топливная смесь воспламеняется, и агрегат начинает работать в нормальном режиме. Вот так все просто.

Несколько слов об автоматике. Она очень проста, и основное к ней требование — это перекрыть подачу солярки, если система розжига по каким-либо причинам перестает работать.

Типы дизельных котлов и сферы их применения

Оборудование для дома и мини офисовBuderus Logano G215 WS 64 64 кВт

Дизельные котлы можно отнести к категории универсальных, потому что они могут использоваться для обогрева зданий различного назначения. И не только для обогрева. С их помощью можно организовать подачу горячей воды для бытовых нужд, теплого пола, бассейнов и так далее.

Совет! Если дизельный котел эксплуатируется активно, то необходимо учитывать, что существует два вида солярки — летняя и зимняя. Не стоит путать их при смене сезона, ведь летний вариант может легко замерзнуть в трубопроводе, когда он подается в котельную.

Сегодня производители предлагают большой ассортимент этого вида котельного оборудования. Оно может применяться для разных по объему и назначению зданий. Но при этом следует выделить несколько основных типов:

Напольный чугунный типVIESSMANN VITOROND 111
  • Котел на дизеле с чугунной топкой. Очень практичный и долговечный агрегат, который при правильной эксплуатации прослужит не один десяток лет. Основная характеристика такого типа — это секционная конструкция теплообменника. Секции стягиваются между собой специальными стальными резьбовыми шпильками.
  • Но у такого котла есть один значительный минус — чугунный теплообменник очень чувствителен к разнице температур отходящего и входящего потока теплоносителя. Если эта разница будет слишком большой, то высока вероятность разрыва теплообменника.
  • Со стальной топкой. Это более мощное оборудование, потому что сталь обладает большой теплоотдачей. А значит, теплоноситель будет забирать больше тепловой энергии. Такие котлы в основном используют на промышленных объектах.

И здесь не обошлось без недостатков — высокая вероятность появления конденсата в топке. А это создает условия для образования кислотной среды, которая быстро выводит из строя металлические элементы и узлы. Чтобы избежать подобных неприятностей, специалисты рекомендуют поддерживать температуру теплоносителя на обратной магистрали в пределах +60С, но не меньше.

Топливный расход и прочее

Простое оборудованиеOlympia OLВ-130

Начнем с того, что дизельная котельная организовывается достаточно просто. Каких-то особых разрешений не потребуется. Все можно устанавливать и монтировать своими руками. Правда, есть некоторые требования, касающиеся правил пожарной безопасности. Запомните — если вы устанавливаете в систему отопления дома дизельный котел, то представители пожарной охраны будут вашими частыми гостями.

Первое, на что необходимо обратить внимание — это правильная установка емкостей под солярку:

  • Во-первых, все это можно сделать самостоятельно.
  • Во-вторых, придется под объем дома правильно подобрать объем емкости. Сегодня рынок предлагает широкий модельный ряд от 3 до 12 тонн, так что подобрать модель будет просто.
  • В-третьих, под емкости нужно подготовить отдельное помещение, и лучше, если оно будет отдельно стоящим. Обычно топливные резервуары закапывают в грунт на половину своего размера. Нужно делать это в вашем случае или нет, решайте с представителями пожарной охраны.

Внимание! Перед тем как заглублять резервуары, необходимо узнать, на какой глубине расположены грунтовые воды на вашем участке. Может случиться так, что весной, поднявшись, они создадут давление на полупустой бак и вытолкнут его из грунта. Минимальные последствия — выход из строя топливного насоса.

Теперь, что касается расхода топлива. Дизельные котлы в дорогом сегменте чаще всего обладают более высоким коэффициентом полезного действия, значит, потреблять топлива они будут меньше. А поскольку этот вид котельного оборудования эксплуатируется дольше остальных аналогов, то не стоит экономить на первоначальных вложениях. Тем более что все быстро окупится за счет уменьшения расхода топлива.

Преимущества

Подключение котлаУстановка в доме
  • Высокая мощность агрегата. Вот почему дизельные котлы часто используют для отопительной системы промышленных объектов.
  • Огромный модельный ряд. Здесь и отечественные модели, и зарубежные. Так что выбор есть.
  • Небольшой расход топлива. Современные устройства потребляют всего 5–7 литров солярки. К тому же она сама — топливо доступное и недорогое.
  • Полная автономность.
  • Такие котлы можно укомплектовать дополнительными приборами и оборудованием. К примеру, установить бойлер для нагрева воды.
  • Безотказная работа котла в любое время года при любых температурных условиях. Необходимо только вовремя менять солярку по сезонности.

Основные характеристики котлов на дизельном топливе

Современные жидкотопливные котлы оборудуются различными форсунками — одно-, двух- или трехступенчатыми. Обычно в таких горелках используется принудительная подача топлива, что обеспечивает высокую эффективность работы — даже выше, чем у газовых аналогов. Но при этом создается шумовой эффект, что не всегда приятно.

Двух- и трехступенчатые горелки экономичны в плане расхода топлива, к тому же увеличивается срок эксплуатации агрегата, и расширяется в несколько раз диапазон настроек. В таких котлах горелки вмонтированы прямо в корпус оборудования. Стоимость этого типа котлов в разы больше, чем обычных, но срок эксплуатации компенсирует первоначальные расходы.

Установка в подвалеКотельная в подвале

В настоящее время производители создают конструкции, которые по своим характеристикам не уступают газовым аналогам ни по эффективности работы, ни по простоте обслуживания. Ко многим отопительным агрегатам идут различные дополнения в виде проточного подогревателя дизтоплива, который устанавливается перед форсункой, циркуляционного насоса для теплоносителя, системы диагностики, которая следит за правильностью режима и обеспечивает диагностику котла.

Если вы хотите получить автономность работы дизельного котла, купите к нему в дополнение дизельную электростанцию. Она будет обеспечивать электроэнергией топливный и циркуляционный насос, а также систему автоматики и безопасности. Все равно вам придется организовать склад для хранения топлива. Конечно, расход топлива будет увеличиваться, но вы одним ударом решаете две проблемы сразу. Тем более что электростанцию можно не включать, если напряжение в сети нормальное.

Как правильно выбрать устройство

Чтобы правильно выбрать дизельный котел, можно взять за основу СНиПы, которые действуют на территории страны. Но стоит также обратить внимание на рекомендации специалистов. К примеру, лучше выбирать агрегат с чугунным теплообменником. Он, хоть и весит больше, и проблем с его монтажом немало, зато он служит дольше.

Практически бесшумная модельКотел в коридоре

В дизтопливе очень много серы. При сгорании она взаимодействует с воздухом, образуя едкий конденсат. Последний, воздействуя на металлы, разъедает их, вызывая процесс коррозии. Чугунный теплообменник, во-первых, толще стального. Во-вторых, сам чугун хорошо противостоит коррозии. И это опять говорит о том, что выбирать надо котел с чугунным теплообменником. Кстати, производители дают гарантию, что стальной теплообменник прослужит до 20 лет, а чугунный до 30. Хотя практика показывает, что вторые эксплуатируются до полувека без проблем.

Но не будем умалять достоинств котлов со стальными теплообменниками. Если выбрать агрегат из премиум-класса и правильно его эксплуатировать, то он проработает не меньше 20 лет. Такие отопительные приборы изготавливают из высококачественной стали, что повышает их эксплуатационные характеристики.

Производители предлагают и комбинированные котлы, которые работают, к примеру, на жидком и газообразном топливе. Но если вы хотите иметь экономичный вариант, то приобретайте монотопливные агрегаты. Они не только экономичнее, но и проще в обслуживании. К тому же не всегда обывателям под силу самостоятельно перевести прибор с одного топлива на другое. Этим обычно занимается специалист. Конечно, этому можно научиться, но подобная операция займет много времени.

Многие, стараясь избежать первоначальных расходов, ищут дизельные котлы с атмосферными горелками. Зря ищите, потому что таковые не выпускаются. Дизельное топливо обязательно должно подаваться под давлением — такова технология горения солярки. И если вы хотите эффективного использования топлива, то приобретайте котлы с двух- или трехступенчатыми горелками.

Заключение по теме

Вы можете столкнуться с такой проблемой, как отсутствие горелки в комплекте котла. Для этого придется ее приобрести отдельно. Установка займет немного времени, и ничего сложного в этой операции нет. Но вот настроить ее самостоятельно вам не под силу, поэтому придется обратиться к специалистам. Кстати, максимальная мощность горелки — не более 100 кВт. Но профессионалы заверяют, что ее потенциал куда выше. Так что имейте это в виду.

Жидкотопливный котел на дизельном топливе: основные типы, устройство и принцип работы, достоинства и недостатки, популярные модели дизельных котлов


Если требуется быстро нагреть производственное помещение большой площади, склад, ангар, автотранспортный бокс, большой дом или коттедж, то лучше всего с этой задачей справится котел на дизельном топливе. Обращаем внимание, что дизельные котлы целесообразно использовать для отопления помещения большой площади.

Основные типы

Жидкотопливные отопительные котлы производятся исключительно напольного типа. Чаще всего в качестве топлива применяют солярку, гораздо реже — мазут, отработанное масло и биотопливо. Правда, для работы на отработке или биотопливе требуются горелки специальной конструкции. Для отопления и ГВС производят только водогрейные жидкотопливные котлы. Это значит, что вода в них будет нагреваться до температуры не выше, чем 95 °С.

Существенно расширяется область применения жидкотопливных котлов отопления, оборудованных комбинированной горелкой. При необходимости такие котлы могут работать либо на природном магистральном газе, либо на дизтопливе. В некоторых конструкциях дизтопливных котлов предусмотрено 2 камеры сгорания: одна для газа, вторая для солярки.

В современных моделях дизельных котлов для увеличения КПД применяют вентиляторную горелку, работающую под наддувом.

Расход топлива для обогрева помещения одинаковой площади может отличаться в разы и зависит от:

  • мощности установленного котла;
  • степени утепления помещения;
  • качества топлива;
  • температуры наружного воздуха.

Достоинства и недостатки

Неоспоримые достоинства дизельных котлов:

  • высокая мощность;
  • высокий КПД;
  • простота эксплуатации;
  • простота монтажа и подключения.

Но у отопительных котлов, работающих на дизеле, есть и недостатки, значительно ограничивающие количество их потребителей:

  • высокая стоимость дизтоплива;
  • необходимость отдельного помещения с принудительной вентиляцией;
  • высокий уровень шума при использовании вентиляторных горелок;
  • необходимость в запасе дизтоплива;
  • подогрев дизтоплива в зимнее время.

Для бесперебойной работы жидкотопливных котлов делают его запас. Хранят дизтопливо в специальных пластиковых или металлических топливных баках. Все большей популярностью у потребителей пользуются пластиковые топливные баки, потому что они по сравнению с металлическими:

  • дешевле;
  • легче;
  • практичнее.

В верхней части емкости расположены резьбовые патрубки для установки крышки, манометра, воздушника и предохранительного клапана. В нижней ее части находится патрубок с резьбой для подсоединения нагнетательного трубопровода, по которому топливным насосом солярка подается на сжигание в котел.

Чаще всего на рынке отопительной техники предлагают топливные баки емкостью от  200 до 5000 л. Для объединения в одну систему нескольких баков выпускают специальные фикспакеты.

Из импортных производителей топливных баков отметим южнокорейскую фирму Kiturami, из отечественных – Сатурн и Олимпия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *