Posted on

Содержание

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, например, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.

В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется

Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

Советский конструктивизм в дизайне интерьера.

Термин впервые был использован Казимиром Малевичем для определения творчества Александра Родченко в 1917 году. Официальным термин становится после публикации манифеста Наума Габо в 1920 году.

В прикладном дизайне и дизайне интерьера идея конструктивизма выражалась в создании рассчитанных на массовое производство и использование мебели, посуды и предметов интерьера. Господствующим критерием в конструктивистском дизайне была функциональность и, опять же, четкость линий и геометричность форм.

Начало двадцатого века ознаменовалось бурными и стремительными событиями, новыми открытиями и чудовищными ошибками, безумными проектами дерзкими экспериментами, сокрушительными провалами и оглушающими победами. В эту эпоху с безумной скоростью кардинально менялась жизнь и искусство. Придавалось забвению то, что ранее казалось непоколебимым, на смену приходила новая эстетика, новые стили интерьеров. Упоенные ветром перемен архитекторы бросились реализовывать свои самые смелые идеи, которые были целиком проникнуты духом нового времени. Музой для них стала именно техника, с ее угловатыми контурами и безупречно функционирующими механизмами, именно в эту эпоху зародился конструктивизм.

Характерной особенностью стиля конструктивизм стала рациональность в распределении пространства, в выборе материалов, в цветовом решении, в форме мебели, освещении, именно рациональность сделала популярным конструктивизм. Здания всегда создавались по одному плану — холл или подъезд и множество небольших помещений, каждое со своей функцией. Так строились дома, административные здания, больницы, школы и прочие сооружения. Материалы, которые использует конструктивизм, просты и функциональны, также как и мебель в стиле конструктивизм. Металл, стекло, пластик и другие полимеры, делают стиль конструктивизм экономичным. Конструктивизм не приемлет в интерьере ненужных деталей, предметов обстановки, вычурных материалов и предметов декора. Конструктивизм подстраивается под нужды человека, но не под веяния моды, он всегда понятен, а интерьер в стиле конструктивизм целесообразен и удобен.

Стиль конструктивизм появился в связи с социальными и индустриальными задачами, поставленными новым советским руководством перед архитекторами. Места декору и витиеватым формам не нашлось, и конструктивизм стал символом объединения общества и всеобщей уравниловки. Возникновению нового стиля дизайна способствовало и появление новых материалов и внедрение новых технологий — широкое применение железобетонных сооружений, масштабное остекление SLIDORS, пластмассы и древесно-стружечные плиты в оформление зданий.

Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи — идейный родственник развивавшемуся в те годы функционализму, служащему утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков и школ.

Для бывшего СССР идеи конструирования окружающей среды, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели.

Современный стиль конструктивизм, который нередко используется в дизайне интерьеров не так строг и примитивен. Несмотря на сохранившуюся простоту и отсечение лишних деталей, стало больше цвета, света, открытого пространства. Дизайнеры, работающие в стиле конструктивизм, не злоупотребляют делением на комнаты, позволяют себе игру на контрастах, ставят акценты с помощью ярких красок — желтой, синей, красной, черной, белой. При этом мебель в стиле конструктивизм сохраняет правильные геометрические очертания, но дизайнеры изыскивают новые конструкции в рамках разумных решений и доступных фактур. Стиль конструктивизм несложно узнать по отсутствию орнаментов, геометрическим фигурам и правильным прямым и изогнутым линиям, малому количеству оттенков.

Продуманные и функциональные решения, очень компактные объемы с ярко выявленным каркасом — вот что характеризует современный конструктивизм. Использование железобетона, кирпича и стекла, полное отсутствие какого-либо лепного декора, четкость линий, ритмическое чередование элементов, контраст поверхностей.

В последнее время на мебельных выставках и в дизайнерских коллекциях предметы в стиле конструктивизм все более популярны. Устав от чрезмерного увлечения дизайнеров декораторством, потребители вновь обратили свои взгляды в сторону конструктивизма. Прежде всего, это касается внедрения стиля конструктивизм в интерьеры общественных зданий и офисную мебель.

Конструктивизм в обновленном виде использует высокие технологии, технику и атмосферу футуристических мегаполисов. Кроме того, стиль конструктивизм дал начало многим течениям в дизайнерском искусстве — индустриальному стилю, стилю хай тек, техно и многим другим. В рациональности и функциональности простого интерьера, которую воплощает стиль конструктивизм, тоже есть своя эстетика, нужно лишь рассмотреть ее.

Гид по стилю: конструктивизм — агентство Репина Брендинг

При создании брендинга и рекламы, к конструктивизму обращаются многие агентства всего мира. Мы посмотрим, как они это делают и заодно покажем несколько своих работ в этом стиле. 

Ретроспектива

1920 – 1930
Конструктивизм –«конструирование» окружающей действительности сокращенными и упрощенными выразительными средствами.

Как возник стиль
Это авангардистское направление зародилось в СССР в архитектуре, фотографии, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Предпосылками возникновения конструктивизма послужило массовое производство и индустриализация, которые привели к стандартизации и упрощению изделий.

Что повлияло на возникновение стиля
1. Первая причина – экономическая. Граммофон, радио, пишущая машинка, пылесос и электроприборы, — все эти предметы были созданы для людей машинами. А с появлением новых предметов изменялся как сам быт, так и насущные потребности.

2. Вторая причина – психологическая. Ускорился процесс производства – изменились ценностные ориентиры, так как скорость склонна к упрощению. К тому же, массовая бедность и необразованность большей части населения диктовала необходимость в поиске новых и упрощенных выразительных средств.

Принято деление конструктивизма на неутилитарный и прикладной.
1. Неутилитарный конструктивизм сравнивают с геометрической абстракцией. Конструирование здесь происходило отвлеченно, мастеру требовалось выявить основную структуру предмета и перенести на плоскость.
2. Прикладной конструктивизм. Все конструкции и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи подчинены здесь определенной цели – они должны создавать максимально функциональные и нужные вещи.

Именно представителей конструктивного движения принято считать первыми российскими дизайнерами, а их работу «художественным конструированием». Основоположником конструктивизма часто называют Владимира Маяковского. Он начал творить агитационно-массовое искусство еще в «Окнах Роста». Упрощенность рисунка, примитивизм его первых работ предопределили лаконичность всего конструктивизма.

Первыми глашатаями нового стиля стали Александр Родченко, Лазарь (Эль) Лисицкий, Густав Клуцис, Соломон Телингатер, Алексей Ган, Николай Седельников. Они оформляли обложки книг, создавали агитационные плакаты и афиши.

Работы Родченко

Выставочные плакаты Эль Лисицкого. Этот плакат продан на аукционе Сотбис за 25 тысяч фунтов стерлингов.

Работы Густава Клуциса

Работы Соломона Телингатера

Работы Николая Седельникова

Дизайнерские работы конструктивистов делали несколько ключевых акцентов.
1. Функциональность. Они обращали внимание прежде всего на практичность создаваемых образов, в отличие от предшественников, которые стремились подделать плакат под картину.

2. Упрощение языка. Чтобы донести сообщение до народа, язык требовалось упростить, перейти от возвышенного к доступному.
3. Идея о построении нового мира. Конструктивизм возник в период постреволюционного энтузиазма, направленного на «построение нового мира». Так как искусство и реклама были неразрывны от политики в этот период, они работали на благо общих целей.
Технологии, которые применялись в агитплакатах, напоминают современные методы воздействия, наподобие НЛП. Четкий вопрос, прямой взгляд в глаза, персонифицированное обращение. Сейчас это все распространено и в рекламе, и в политической агитации, а в тот период было новым и революционным.

Конструктивизм в современном дизайне
В современном мире принципы конструктивизма применяются в архитектуре, скульптуре, моде.

Дом культуры имени Зуева в Москве 

Конструктивизм в моде

Следует отметить, что конструктивизм в современном дизайне приобрел иное прочтение. Он все также стремиться к упрощению, но контекст повествования претерпевает изменения.
Стилизация прошлого, конечно, присутствуют, но главные герои, цветовая палитра и посыл уже адаптированы под человека нашего времени.
Рекламщики используют принципы конструктивизма в нескольких направлениях.
В первом случае полностью копируется произведение прошлого. Ничего не меняется, кроме текста сообщения и логотипа. Во втором варианте берется знаковая картинка той эпохи и переделывается под те цели и задачи, которые от нее требуются. В некоторых случаях используется только цветовая палитра или символы конструктивизма (цвет, шрифты, графические формы). Возможен вариант эклектичный, когда намеренно используются черты различных стилей искусства.

В «Репина брендинг» переосмыслили принципы конструктивизма при создании брендинга для универмага «Добрынинский». Конструктивизм нашего агентства – это современная и яркая ссылка на искусство прошлого. В фирменном стиле компании нет ничего лишнего и отвлекающего от основного – универмага «Добрынинский» и его продуктов.

А это один из фирменный символов нашего агентства «Репина брендинг» — репа в стиле «конструктивизм».

Поп-певица Beyonce свою афишу выполнила по образу и подобию плаката российского конструктивиста Родченко, созданного им для «Ленгиз».

Плакатами Родченко 1920-х годов в стиле «конструктивизм» вдохновилась не только поп-дива. Свою фирменную айдентику в этом образе выполнил бутик Saks, расположенный на Пятой авеню в Нью-Йорке. Разработка принадлежит Шеппарду Фейри, тому самому, который создавал неофициальный предвыборный плакат для Обамы «Hope» (Надежда).
Шеппард недвусмысленно дал понять, что шопинг важен не менее, чем политика. Рекламные слоганы здесь призывают к действию (Arm Yourself, Want It, Brave Pants) и красно-черно-белые геометрические обозначения на фирменных пакетах — наследие советской пропаганды. Шеппард отметил, что в рекламе нет политической подоплеки и пародии. Просто за счет популярных символов ему удалось привлечь внимание. Коммерция и ничего личного.

Концертные афиши музыкального коллектива Red Hot Chili Peppers в стиле «конструктивизм» делают акцент на главном – на названии группы, времени проведения концерта. Эти рекламные плакаты «заставляют» смотреть на сообщение, которое они транслируют. К тому же «индустриальные» картинки показывают те города, в которых концерты проходят.

Для прошедшего в Москве 42-го Всемирного конгресса Международной рекламной ассоциации были разработаны плакаты в стилистике национальной идентичности. Наряду с изображением матрешек и Кремля, к ним относится и стиль конструктивизм, с которым прочно ассоциируется российская культура.

Производители водки часто обращаются к конструктивизму. Тут не трудно провести аналогию с российским стилем в искусстве и продуктом, ассоциирующимся с нашей страной.

Кому и зачем может быть полезен конструктивизм

Итак, когда рекламщикам выгодно использовать приемы конструктивизма?

1. Когда необходимо привлечь внимание. Конструктивизм в рекламе воздействует цветом и привлекает внимание к объекту. Минимум красок и контрастные цвета (белый и черный, красный-зеленый-белый, красный-черный) выделяют транслируемое сообщение.

2. Когда необходимо быстро и кратко передать суть. Сам стиль «конструктивизм» отвергает обилие текста.

3. Когда важно воздействовать на решение потребителя. Призыв лаконичного конструктивного текста заставляет принять решение в пользу рекламируемого продукта: купить, пойти на концерт, проголосовать именно за эту политическую партию. И это не случайно: исследователи сравнили приемы конструктивизма с методами воздействия НЛП.

4. Когда необходимо передать динамику и экспрессию. Применяя принципы конструктивизма, можно обозначить движение. Его символы в виде графических линий, вытянутых рук, рупора, провозглашающего тексты, указывают необходимое направление.

5. Когда важно сделать акцент на чувстве патриотизма. Так как «конструктивизм», как движение, зародился в СССР, то его уже смело можно называть одним из наших национальных символов. Этот символ используют и политические партии, и производители российских товаров.

6. Когда надо подчеркнуть период. Для кого такой прием может подойти? Прежде всего тем производителям, которые делают акцент на «ретро». В данном случае интерес представляет постреволюционный и довоенный периоды. Приемы конструктивизма подойдут компаниям с историей, деятельность которых началась в тот же период, что и стиль «конструктивизм».

7. Когда надо создать запоминающийся слоган. Переосмысленная агитпоэзия прошлого позволяет создавать запоминающиеся слоганы, передаваемые из уст в уста.

Русский конструктивизм в современном дизайне

Здравствуйте, читатели блога «Дизайн в жизни». Сегодня я продолжаю цикл статьей, посвященный мировым школам дизайна. В прошлой статье мы обсудили основные особенности Швейцарской школы дизайна, в этот раз речь пойдет о Русском конструктивизме.

Русский конструктивизм зародился в 20-е годы прошлого столетия. Политическая обстановка того времени (революция, НЭП, индустриализация) предопределила становление этого стиля. Его основной задачей было «сконструировать» окружающую среду так, чтобы она активно направляла действие людей в необходимое русло. Иными словами работы, выполненные в стиле Русского конструктивизма, должны были «кричать» и призывать людей к действию (работать, защищать родину, учиться, быть первыми). Отсюда и соответствующие плакаты того времени.

Обложка журнала «Современная архитектура». Автор А. Ган.

Клином красным бей белых. Автор: Лисицкий Л. М.

Не болтай. Авторы Ватолина Н. и Денисов Н.

Отличительными чертами Русского конструктивизма считаются:

  • Функциональность
  • Геометрия простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность) и прямые четкие линии.
  • Свободное пространство с нечетким зонированием.
  • Простые цвета с минимальным использованием оттенков – красный, черный, желтый, синий. Отсутствие игры света.
  • Отсутствие декора.
  • Когда это стало возможным, стали преобладать фото коллажи. а не рисунки.

Русский конструктивизм был встречен критически, но затем приобрел всеобщую популярность. В современном дизайне Русский конструктивизм так же присутствует, но уже не в таком кричащем виде, как раньше. В первую очередь данный стиль проявляется в использовании геометрических фигур в дизайне, что особенно стало популярным в веб индустрии.

anet-design

letters-inc

obeygiant.com

Одним из наиболее известных художников, который в своих работах придерживается стилистики советских плакатов, является Шепард Фейри. Свой стиль он называет поп-артом, сформированным под влиянием советского художника Родченко, который создавал работы в стиле Русского конструктивизма. Сайт Шепарда, вы можете открыть по ссылке выше. А вот один из примеров его работ.

Sold постер. Автор: Шепард Фейри

Как бы то ни было, главная задача Русского конструктивизма – привлечь внимание и побудить к конкретному действию. И, по-моему, он неплохо с этим справляется.

Сегодня мы поговорили, о Русском конструктивизме в современном дизайне. Многие считают, что с недавнего времени конструктивизм возродился в скандинавском стиле. Так это или нет, мы  узнаем в следующей статье.

Если мои публикации заинтересовали вас, то предлагаю оформить подписку на новые статьи, чтобы быть в курсе последних обновлений на сайте Des-life.ru. Не пропустите свежие посты иp цикла «Мировые школы дизайна» и многое другое.

(Visited 2 003 times, 1 visits today)

Конструктивизм конца XIX века и его роль в дизайне.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Художниками-конструктивистами были А. Родченко, Л. Лисицкий, А. Ган, Н. Седельников.

Особенности стиля

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас).

В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер).

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов.

4. Конструктивизм в дизайне итерьера.

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве.

Конструктивизм в интерьере (1 пол. ХХ века). В дизайне интерьера стилю характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью и функциональностью. Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале прошлого века, время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов и удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство, мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая эстетика, появились удивительные люди, талантливые фантазеры — художники, архитекторы, поэты. Захлебнувшись свежим воздухом перемен, они ринулись воплощать в жизнь самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры. Источником красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они новые формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие механизмы, а творческим девизом: «растворить в деле… эстетическую, эмоциональную сущность искусства». Их манила магия «Черного квадрата».

Так как архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем проектируются малогабаритные «минимальные квартиры». Это сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были установлены своего рода нормы «минимализированного благополучия», которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту, гармонию и цельность. «Простота — не проста», «меньше — значит больше» — эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее не «цепляет» взгляд, все функционально, продумано, взвешено. Конструктивизм в интерьере — это выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон — дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени.

Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры — все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как «аппарат для сидения», в ее облике преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции.

Все вещи, спроектированные конструктивистами — мебель и интерьеры в целом — отличались максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты — блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета — красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных ценностей эпохи.

Для конструктивизма в искусстве характерны использование пространственных конструкций, коллажей, фотомонтажа, абстрактный геометризм. Конструктивизм был проекцией на искусство эпохи индустриализма, его эстетика лежала в основе промышленного производства предметов быта: посуды, текстиля, мебели.

Для помещений в стиле конструктивизм свойственны открытые пространства с нечетким зонированием (комнатные двери и перегородки убирались), строгая геометрия, прямые четкие линии. Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции порождал интерьеры, где на показ могли быть выставлены несущие конструкции самого здания, а перекрытия и несущие элементы — центр всей композиции интерьера.

Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Главная черта этого направления — утилитарность и функциональность, вот почему быстрей всего стиль проник в интерьеры общественных зданий и офисную мебель.

Конструктивизм не терпит элементов декора и деталей, ничто не задерживает на себе взгляд, все предельно просто, целесообразно, функционально и продумано. От форм до цвета — прямолинейность и минимализм. Формы повторяют геометрические фигуры — прямоугольник, квадрат, треугольник. Монохромные чистые цвета, без оттенков и игры света, чаще всего — белый, красный, синий, желтый. Отсутствие лепного декора, активное использование встроенных ниш и подсветки, обилие стекла и металла.

Для мебели на первый план выходит комфорт и утилитарная принадлежность. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая, мобильная мебель.

Конструктивизм «в чистом виде», сводящий композицию к выразительности конструктивной схемы, оказался нежизненным. Современный конструктивизм вернулся в моду во многом благодаря дизайнерам Скандинавии, вдохнувшим в некогда авангардные идеи геометризации пространства новое дыхание, взявшим за основу идеи светлого открытого пространства, простоты форм и функциональности каждого из элементов интерьера. Конструктивизм сегодня — это прежде всего лаконичный и ясный интерьер, не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений.

Конструктивизму в интерьере свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Создается мебель простых, строгих, удобных форм. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до предела, до такого упрощения, когда вещи – стулья, кровати, шкафы – становятся просто предметами для сна, сидения.

Отличительной чертой Стиля Конструктивизма в дизайне интерьера являются продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность построения архитектурной формы.

Конструктивизм начисто лишен таинственно-романтического ореола. Он было сугубо рационалистичен, подчиняясь логике конструкции, функциональности, целесообразности. Примером для подражания служили достижения технического прогресса, вызванные социальными условиями жизни наиболее развитых капиталистических стран и неизбежной демократизацией общества.

В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как аппарат для сидения, в ее облике преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции.

Помещения в эпоху Конструктивизма, эпохи нового века и нового времени, преобразились. Исчезло понятие в интерьере «деление на зоны», исчезли лишние стены-перегородки, пространство комнат стало просторней, предпочтение отдавалась передвижным перегородкам , а не отдельным небольшим комнатам и коридорам. В формах мебели преобладали прямоугольные плоскости и четкие линии, окна от пола до полка, что создавало ощущение движения вперед, к новому и неизведанному. Минимальный декор и максимальная функциональность, отсутствие орнамента и сияние металла, цветовая гамма : черный, белый, красный, желтый, синий – это стиль Конструктивизм.

Заключение

Возникновение и развитие конструктивизма как особого направления в архитектуре происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Искусство ставилось на службу производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Как особый стиль конструкивизм имел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.

Конструктивизм в архитектуре зданий проявился в появлении “функционального жилья” ориентированного на определенных категорий граждан один из примеров этого появление малогабаритных квартир. В это время появились первые нормы метража площади помещения, которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Применение новых технологий того времени, монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций, позволил увеличить темп строительства и сократит сроки постройки зданий. Данная эпоха принесла в интерьер принципы простоты и гармонии и целостность, некоторые из них актуальны и до сегодняшнего дня.

Список литературы

  1. Е. Федотова. Русский конструктивизм //Salon №9 — М., 1999.

  2. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.

  3. Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992

  4. Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского Авангарда. Кн. 1: Проблемы формообразования. — М., 1996.

  5. Александр Лаврентьев. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. — М.: Грантъ, 2000.

6. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. В 2-х тт., М., 2001.

7. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм – концепция формообразования. – М., 2003 

8.http://homy.com.ua/article/konstruktivizm.

.ru

1

29

Использование приемов конструктивизма в современном графическом дизайне.

Полиграфия, графика, книжныйдизайн, графический дизайн в целом

оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Именно издательское

дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и лик-

видацию безграмотности, а также дореволюционным традициям кни-

гопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими

видами производства. Большими тиражами выпускалась не только художественная литература. Вся эта продукция требовала, во-первых, своего дизайнерского решения, а во-вторых — рекламы и организации торговли.

Конструкти-

висты первыми отнеслись к рекламе как к самостоятельному виду деятельности. Продумывая рекламное сообщение, обращали, в первую очередь, внимание на его функциональность, не пытаясь сделать свои плакаты похожими на картины, как это практиковалось художниками раньше. Они искали современные и необычные

подходы.

Рассмотрим актуальные по сей день приемы конструктивизма в графике и особенности их восприятия.

Сразу оговоримся, что включаем в графический дизайн работу с текстом, со словом — в том, что касается их подачи. Итак:

1. Ограниченная палитра цветов, близких к архаическим (черного,

красного, белого, серого с добавлением синего и желтого), которая

позволяет структурировать композицию, сделать ее ясной в прочтении.

2. Использование красного цвета на больших площадях имеет не только символическое значение, но и побуждает к активности, воодушевляет.

3. Контрастные сочетания цветов,объемов привлекают внимание, вызывают интерес, заставляют быстрее воспринимать информацию.

4. Применение крупных букв, рубленых шрифтов делает текст удобочитаемым.

5. Краткость текста, простые формулировки позволяют донести основную мысль.

6. Использование возможностей шрифтового выделения. Смена шрифтов, варьирование цвета и размера букв, продуманное взаиморасположение обладают значительным воздействующим потенциалом. Можно передать через шрифт аудиальные характеристики: силе голоса соответствует увеличение кегля; фраза,

состоящая из заглавных букв, воспринимается как «кричащая»; перевернутый текст привлекает дополнительное внимание и т. п.

7. Использование средств типографики в качестве графического языка оформления. Слово и иллюстрация создавались из одного материала наборной кассы. Одним из эталонов конструктивизма является книга, созданная Э. Лисицким, «Маяковский для голоса». Иллюстрации к стихотворениям, смонтированные из элементов наборной кассы: буквами, знаками и линейками, демонстрируют

новые типографические возможности воздействия на читателя. Они предвосхищают будущие коллажи дизайнеров и художников постмодернизма.

8. Геометрические конструкции, большие площади заливки цветом

создают напряжение, повышают интерес зрителя.

9. Прямые и зигзагообразные линии, диагонали, пересечение элементов делают композицию динамичной, передают энергию движения.

10. Использование образов «простых» людей делает информационное сообщение доступным, понятным, вызывает у воспринимающего желание присоединиться к обозначенным

на плакате или в книге социальнымпроцессам.

11. Упрощение и обобщение,сведение изображения до простых,

можно сказать, архетипичных геометрических форм, применение

плоскостной техники, использование узнаваемых образов привлекает

внимание, дает возможность легче и быстрее распознавать объект.

12. Активное использование фотографии вместо рисунка. Применение фотоизображения придает сообщению реалистичность, документальность, правдивость. Крометого, конструктивисты обостряли изобразительный язык фотодизайна монтажом нескольких фрагментов,неожиданными ракурсами, размещением фотоснимков по диагонали.

13. Использование методов внушения при построении образа, эмоциональное воздействие: прямое обращение с энергичным личным

призывом, взгляд, устремленный прямо на зрителя, четкий вопрос.

Конструктивизм в дизайне интерьера дома

Конструктивизм – это особый стиль дизайна интерьера, которому свойственны функциональность, строгость форм и сдержанность линий.

Особенности стиля

Этот стиль достаточно точный. Ему характерны универсальность общего вида, это значит, что в таком дизайне нет точного разделения на функциональные участки – кухню, гостевую, общую залу, и так далее. Все составляющие этого стиля гармонируют между собой, они представляют единое, нерушимое целое. Здесь находятся только самые необходимые предметы, какие-либо декорации неуместны, и если присутствуют, то не вписываются в общую картинку. Такие четкие правила кажутся скучными и унылыми, но на самом деле это не так, конструктивизм считается одним из самых оригинальных в современное время. «Все простое – гениально!», именно это высказывание точно описывает этот стиль.

Конструктивизм – это идеальный вариант для серьезных людей с хорошим вкусом. Этот стиль может подойти любой семье, потому что не требует особых затрат и времени на его осуществление. Стиль отличается пунктуальностью и четкостью.

Материалы

Если встает сложный выбор при отделке квартиры, то конструктивизм – это хороший вариант. Относительно низкая цена – решение проблемы. Этот стиль славится не богатством мебели и прочих субъектов интерьера, а оригинальностью расположения предметов и умением рационального использования пространства. Для отделки данного стиля могут использоваться самые недорогостоящие материалы, такие как пластик, стекло, металл.

Оттенки, преобладающие в конструктивизме

«Изюминкой» конструктивизма является сочетание цветов и оттенков. В основном, стены имеют холодный однотонный окрас, например, серый или белый. На таком фоне, хорошо заметны яркие выдающиеся фрагменты дизайна. Это может быть любой предмет интерьера, стул, стол, плед или же подушка, абсолютно огромный выбор, но только цвет этого предмета должен лаконично гармонировать с задним фоном общей обстановки.

Мебель

Из мебели могут присутствовать прочные, функциональные предметы. Предпочтения отдаются удобной мебели, желательно имеющей один определенный цвет. Важно, чтобы на ней не было излишних декоративных украшений, иначе конструктивизм теряет свое значение.

Дополнения

Совсем без декораций будет действительно нудно и тошно, поэтому позволительно немного выходить за рамки доступного. Это могут быть шторы любого цвета, но не пестрые, на которых присутствуют геометрические фигуры или ровные вертикальные линии.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о