Шаровой кран — Википедия
Большой промышленный шаровой кран с электроприводом и люком для технического обслуживания (затвор в открытом положении). Шаровой кран в разрезе. На снимке видны уплотнительные кольца и устройство крана. Шаровой кран в открытом (слева) и закрытом (справа) положениях.Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. У шарового крана два рабочих положения Открыто и Закрыто, регулирование протока воды производителем запрещено из за особенности конструкции крана, где есть пустая полость между корпусом и шаром.
Конструкция шаровых кранов не нова и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°.
По типу шаровые краны делятся на полнопроходные и редуцированные (стандартнопроходные). Полнопроходной шаровой кран — диаметр отверстия в шаре которого соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же, как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что значительно меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало краны данного типа основным запорным устройством на линейной части магистральных трубопроводов. Редуцированные или стандартнопроходные шаровые краны — диаметр отверстия в шаре которого на один типоразмер меньше диаметра трубопровода. Данный тип шаровых кранов применяется на трубопроводах, в которых не критична частичная потеря напора.
По типу присоединения шаровые краны могут быть: фланцевые, под приварку, муфтовые и комбинированные. Фланцевые шаровые краны применяются на трубопроводах, которые предусматривают частичную разборку/сборку, а также помещениях, в которых запрещена сварка. Краны с типом соединения под приварку используют на особо ответственных или труднодоступных участках трубопроводов, за счет полной герметичности перекрытия и прочности соединения. Краны с муфтовым соединением имеют внутреннюю коническую или цилиндрическую резьбу. В основном применяются в коммунальном хозяйстве. Шаровые краны с комбинированным присоединением являются универсальными и применяются в различных трубопроводных системах (соединение резьба/сварка, фланец/сварка и т. д.).
Кроме вышесказанного, шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:
- простота конструкции;
- высокая и надёжная герметичность;
- небольшие габариты;
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- удобное управление;
- малое время, затрачиваемое на поворот;
- применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.
Как недостаток, можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком (также в просторечии называется «бабочкой» или «бантом»).
Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
На поясняющем рисунке изображены:
- корпус крана (1);
- сёдла в виде уплотнительных колец (2);
- затвор в виде шаровой пробки (3);
- рукоятка для ручного управления (4);
- шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору
Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с плавающим шаром и с шаром в опорах.
Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.С плавающим шаром[править | править код]
В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.
С шаром в опорах[править | править код]
В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.
Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].
По правилам русского языка, в отношении, в данном случае, запорной арматуры, элементом которой является шар, правильное произношение и написание будет шаровой кран, а не шаровый кран. Шаровый означает цвет (дымчато-серый).
конструкция, характеристики, виды, применение. Полный обзор.
Рис. 1. Проходной шаровой кран в разрезе.Детали конструкции шаровых кранов варьируют в зависимости от сферы их применения. Например, на трубах с диаметром более 30 см ставятся модели с редукторами, а краны для высокоточной регулировки оснащаются измерительными приборами. Устройства с количеством патрубков больше 2-х, с T-образными или L-образными портами, позволяют смешивать и перенаправлять потоки. Но в быту чаще используют кран с двумя отводами (рис.1).
Рис. 2. Затворная пробка запорного шарового крана.Рассмотрим принципиальное устройство такого шарового крана.
Главный элемент крана — хорошо отшлифованный шар: сферический затвор/затворная пробка с цилиндрическим сквозным отверстием.
Диаметр отверстия совпадает с диаметром трубы либо чуть меньше. В зависимости от этого параметра краны делятся на полнопроходные и неполнопроходные/редуцированные. Первые дороже (иногда почти вдвое) и используются, когда важно минимизировать гидравлические потери. У вторых пропускная способность ниже на 20-50% (в зависимости от модификации). Это замедляет ток среды, повышает риск эрозии, снижает долговечность. Зато они дешевле и компактнее, поэтому их чаще всего выбирают для домашнего использования.
У кранов с функцией регулирования форм шара и отверстия более сложная конструкция (рис 3).
Рис. 3. Затворная пробка регулирующего шарового крана.Материал шара — сталь или латунь с антикоррозийным напылением (никель, хром).
Есть в продаже и модели из полипропилена для установки на пластиковые трубопроводы. Учитывайте, что они менее прочные, чем металлические, и не годятся для транспортировки горячих сред (выше 600С).
В большинстве кранов ставятся фторопластовые уплотнительные элементы. Этот материал рассчитан на эксплуатацию в диапазоне температур от -100С до +1500С. Для более сложных температурных условий чаще выбирают конструкции с жесткими уплотнениями из металла. Но они характеризуются меньшей герметичностью.
Шпиндель — деталь, которая передает усилие от рукоятки к шару. В современных моделях при сборке его устанавливают изнутри корпуса: это снижает риск выбивания при скачках давления.
Управлять положением затвора можно рукояткой (в форме рычага, бабочки или колеса), которая сверху удерживается самоблокирующейся гайкой.
Кстати, по цвету рукоятки можно быстро определить назначение крана (рис. 4). Если цвет желтый — это арматура для газопровода. Другими цветами обычно маркируют краны для систем отопления и водоснабжения.
Рис. 4. Цвета ручек шаровых кранов разного назначения.
Когда требуется дистанционное управление, выбираются варианты с пневмо- и электроприводами (рис. 5).
Рис. 5. Краны с приводами.
Корпус крана изготавливают из стали, латуни, чугуна или пластика. Для промышленного использования чаще заказывают модели в стальном корпусе, а для бытовых систем — латунные.
В зависимости от способа соединения с трубопроводной линией краны подразделяются на муфтовые, фланцевые и приварные (рис 6).
Рис. 6. Разновидности крана по типу соединения (муфтовый, фланцевый, сварной).
Муфтовое соединение характерно для систем с диаметром трубы до 45 мм. Если нужно поставить запорную арматуру на домашний радиатор, то разумным решением будет муфтовый кран с наружной или внутренней резьбой.
Фланцевые соединения выдерживают большие нагрузки. Такие краны ставятся на системы с трубой более 50 мм в диаметре.
Для крепления приварного крана потребуется сварочный аппарат. Это соединение считается самым прочным и применяется в промышленных трубопроводах с большим диаметром.
конструкция, характеристики, виды, применение. Полный обзор.
Рис. 1. Проходной шаровой кран в разрезе.Детали конструкции шаровых кранов варьируют в зависимости от сферы их применения. Например, на трубах с диаметром более 30 см ставятся модели с редукторами, а краны для высокоточной регулировки оснащаются измерительными приборами. Устройства с количеством патрубков больше 2-х, с T-образными или L-образными портами, позволяют смешивать и перенаправлять потоки. Но в быту чаще используют кран с двумя отводами (рис.1).
Рис. 2. Затворная пробка запорного шарового крана.Рассмотрим принципиальное устройство такого шарового крана.
Главный элемент крана — хорошо отшлифованный шар: сферический затвор/затворная пробка с цилиндрическим сквозным отверстием.
Диаметр отверстия совпадает с диаметром трубы либо чуть меньше. В зависимости от этого параметра краны делятся на полнопроходные и неполнопроходные/редуцированные. Первые дороже (иногда почти вдвое) и используются, когда важно минимизировать гидравлические потери. У вторых пропускная способность ниже на 20-50% (в зависимости от модификации). Это замедляет ток среды, повышает риск эрозии, снижает долговечность. Зато они дешевле и компактнее, поэтому их чаще всего выбирают для домашнего использования.
У кранов с функцией регулирования форм шара и отверстия более сложная конструкция (рис 3).
Рис. 3. Затворная пробка регулирующего шарового крана.Материал шара — сталь или латунь с антикоррозийным напылением (никель, хром).
Есть в продаже и модели из полипропилена для установки на пластиковые трубопроводы. Учитывайте, что они менее прочные, чем металлические, и не годятся для транспортировки горячих сред (выше 600С).
В большинстве кранов ставятся фторопластовые уплотнительные элементы. Этот материал рассчитан на эксплуатацию в диапазоне температур от -100С до +1500С. Для более сложных температурных условий чаще выбирают конструкции с жесткими уплотнениями из металла. Но они характеризуются меньшей герметичностью.
Шпиндель — деталь, которая передает усилие от рукоятки к шару. В современных моделях при сборке его устанавливают изнутри корпуса: это снижает риск выбивания при скачках давления.
Управлять положением затвора можно рукояткой (в форме рычага, бабочки или колеса), которая сверху удерживается самоблокирующейся гайкой.
Кстати, по цвету рукоятки можно быстро определить назначение крана (рис. 4). Если цвет желтый — это арматура для газопровода. Другими цветами обычно маркируют краны для систем отопления и водоснабжения.
Рис. 4. Цвета ручек шаровых кранов разного назначения.
Когда требуется дистанционное управление, выбираются варианты с пневмо- и электроприводами (рис. 5).
Рис. 5. Краны с приводами.
Корпус крана изготавливают из стали, латуни, чугуна или пластика. Для промышленного использования чаще заказывают модели в стальном корпусе, а для бытовых систем — латунные.
В зависимости от способа соединения с трубопроводной линией краны подразделяются на муфтовые, фланцевые и приварные (рис 6).
Рис. 6. Разновидности крана по типу соединения (муфтовый, фланцевый, сварной).
Муфтовое соединение характерно для систем с диаметром трубы до 45 мм. Если нужно поставить запорную арматуру на домашний радиатор, то разумным решением будет муфтовый кран с наружной или внутренней резьбой.
Фланцевые соединения выдерживают большие нагрузки. Такие краны ставятся на системы с трубой более 50 мм в диаметре.
Для крепления приварного крана потребуется сварочный аппарат. Это соединение считается самым прочным и применяется в промышленных трубопроводах с большим диаметром.
особенности конструкции, достоинства и недостатки
Полимеры постепенно захватывают рынок и приходят на смену дорогим материалам. Кран шаровый пвх является отличной заменой золотниковым и клапанным конструкциям. Это яркий пример того, как эффективен синтез преимуществ материала изготовления и регулировочного механизма. Многообразие видов и особенности конструкции позволяет использовать их для трубопроводов различного назначения.
Пластиковый шаровый кранОсобенности конструкции
Все разновидности запорно-регулирующей арматуры имеют похожее строение, которое включает в себя корпус, уплотнитель, регулирующий и управляющий механизм. Конструкция крана шарового пластикового имеет следующие особенности:
- Форма шара или сферы.
- Количество пропускных отверстий: 2 или больше в зависимости от предназначения.
- Между корпусом и запирающим шариком закладываются седла-уплотнители. Они предназначены для улучшения герметичности и снижения трения.
- В закрытом положении шар повернут глухой стороной, а пропускными отверстиями к стенкам. Седла обеспечивают надежную герметичность крана.
- В открытом положении отверстия поворачиваются к подающим трубам, пропуская рабочую среду внутрь шара. С противоположной стороны жидкость или газ поступают по трубопроводам.
Пластиковые шаровые краны могут изготавливаться из поливинихлорида, полиэтилена или полипропилена. Шар должен выдерживать давление, исходящее от рабочей среды при закрытом положении, поэтому прочность материала здесь является ключевой характеристикой.
Еще одна важная особенность таких кранов, что их делают исключительно полнопроходными. Это означает, что пропускная способность отверстия и трубы, на которые ставят арматуру, одинакова по значениям.
Управление таким краном следует осуществлять при помощи механизма, который состоит из штока и управляющего узла. Первый приводит в движение регулирующий шар. В качестве узла может выступать вентиль-бабочка или рычаг.
Для арматур с отверстием диаметром до 15 см осуществляется ручное управление. Крупные изделия требуют наличия электропривода или гидропривода, который без особенных усилий позволяет управлять краном на открытие и закрытие.
Достоинства и недостатки
Краны пвх шаровые, как и любые конструктивные изделия, имеют свои достоинства и недостатки. Начать стоит с минусов, которых сравнительно немного:
Сфера применения шарового крана пвх- Использовать шаровый пластиковый кран возможно только для прекращения и подачи рабочей среды. Если изделие применять для регулирования потока, оно быстро придет в негодность.
- Так как кран изготавливается из пластмасс, то имеет неустойчивость к высоким температурам и давлению.
- Если такой элемент выйдет из строя, отремонтировать его не представляется возможным и потребуется замена на новый элемент.
Но по сравнению с трубами из других материалов, пластиковые крановые элементы имеют ряд неоспоримых достоинств:
- Материал по себестоимости относительно дешевый. Полимеры обрабатывать проще по сравнению с металлом, потому такая арматура меньше по стоимости аналогичной из металла.
- Поскольку полимеры обладают как химической, так и биологической инертностью, изделия получаются устойчивыми к коррозии и образованию различных отложений на стенках. Плюс пластиковые краны экологичные, так как не обладают токсичным веществами и непригодны для поселения живых микроорганизмов.
- Правильная эксплуатация кранов дает срок службы не менее 50 лет.
- Арматура на основе полимеров подходит как под пластиковые трубы, так и конструкции из различных материалов.
- За счет простоты устройства такие краны без проблем устанавливаются и не требуют дальнейшего обслуживания. Уплотнители не потеряют своих герметизирующих свойств, шар от запорного механизма не будет прикипать к корпусу.
- Полнопроходная конструкция не будет снижать пропускную способность трубопровода.
- При транспортировке и разгрузке пластик не требует значительных усилий. Также не оказывается нагрузки на трубопровод и элементы крепежа.
Достоинства делают шаровые краны очень выгодным вариантом как в качестве отдельных элементов, так и в составе более сложных конструкций и крепления различных материалов. Также они позволяют делать конструкции более универсальными и стойкими к возможным разрушениям.
Виды кранов
Запорная арматура из полимеров изготавливается в различных вариациях. Отличия могут состоять в плане материалов, назначения, корпуса, патрубков соединения. Изготавливаются такие элементы из поливинилхлорида, полипропилена или полиэтилена, прошедшего обработку с помощью низкого давления.
Установка крана пвхКраны, которые сделаны из первых двух материалов, обладают значительно большей устойчивостью и прочностью в плане условий эксплуатации по сравнению с полиэтиленом. Арматура из таких полимеров способна выдерживать температуру до 95 градусов и 20 бар давления. Полиэтилен пригоден к использованию при температуре до 45 градусов при 15 барах давления.
Важно помнить, что на трубопровод ставят кран из такого же пластика, из которого сделана труба, так обеспечивается надежность соединения и герметичность при эксплуатации. В результате воздействие рабочей среды одинаково повлияет на сжатие и расширение.
Применение изделий
Пластиковые краны ставятся в системах холодного и горячего водоснабжения на ответвлениях трубопровода, чтобы прекратить подачу воды на период планового либо аварийного ремонта какого-либо из участков.
Пластиковую арматуру используют в низкотемпературных системах отопления и для теплого пола. Такой кран помогает безболезненно провести ремонт одного или нескольких пунктов в сети, а также отключить обогрев. т
Важно отметить некоторые детали применения шаровых кранов, изготовленных из пластиковой арматуры:
- Полимерные краны ставят только на трубы из аналогичного материала: так исключается разность температур и поломка конструкции.
- Неразъемные соединения надежные, а разъемные простые при монтаже. Важно определиться, что конкретно необходимо для трубопровода. Трубы холодного теплоснабжения и точки подключения требуют обжимных кранов. При разгерметизации нет опасности в холодной воде и легко заменить арматуру. Для горячего водоснабжения лучше применять неразъемные краны, которые снизят вероятность аварий.
- Если предстоит монтаж трубопровода или его части, приобретать стоит трубы и краны одного производителя с одинаковыми параметрами: так не будет проблем с установкой и эксплуатацией.
- Краны и трубы имеют свою маркировку с указанием пропускной способности и предельных параметров эксплуатации. Это подтверждает изготовление на предприятии и помогает при выборе материала для трубопровода, который будет работать в соответствующей среде.
- Соединительные патрубки при монтаже вычищают от мусора и пыли. Обязательно нужно промывать и обезжиривать элементы перед началом соединения, иначе монтаж пройдет со значительными нарушениями, и система будет неэффективна.
- Хотя конструкция на основе пластиковой пвх-арматуры обладает достаточной надежностью, ее повреждение ведет к тому, что потребуется полная замена.
Подобные крановые элементы обладают значительной пропускной способностью и служат длительный срок. Их простота конструкции позволяет встроиться в системы как горячего, так и теплого водоснабжения. Необходимо грамотно выбирать трубы и краны, смотреть на производителей и маркировки. Тогда удастся избежать некачественных изделий и проблем в ходе монтажа и эксплуатации.
Газовый шаровый кран — классификация, конструкция и предназначение
С каждым годом количество подключенных домов к центральной системе газоснабжения существенно увеличивается. Газ – легко воспламеняемое вещество, которое при высокой концентрации также и взрывоопасно. Именно поэтому довольно много внимания уделяется запорным механизмам, так как от их надежности зависит и надежность всей системы. Распространенным на сегодняшний день запорным механизмом можно назвать шаровые краны. Они имеют довольно много особенностей, о которых далее поговорим подробнее.
Содержание
Внедрение шаровых кранов
Особенности шаровых кранов
Современный запорный механизм
Классификация шаровых кранов
Эксплуатационные особенности
Конструкция шарового крана и их применение
Применение латуни и легированных сталей
Внедрение шаровых кранов
Еще всего несколько лет назад в качестве запорного механизма использовали пробковые краны и муфтовые вентили. Согласно информации, которая распространяется производителем, подобного рода конструкция должна работать долго и надежно: срок службы должен составлять 8-мь лет и больше. Но как показывает практика, уже после 40 циклов вместо обещанных 400 запорный механизм становится практически бесполезным:
- Набивка сальниковая становится практически кашей.
- Пробка со временем теряла надежность фиксации.
- В закрытом положении конструкция пропускала газ.
Именно поэтому стандарты по прокладыванию системы газоснабжения в бытовых сооружениях предусматривают установку шаровых кранов, которые обладают более высокой надежностью и ресурсом работы более 1 300 циклов.
Особенности шаровых кранов
На строительном рынке рассматриваемый тип запорных механизмов появился относительно недавно, но сразу стал пользоваться большой популярностью. Большой срок службы и высокий показатель надежности определили то, что шаровые краны практически сразу стали использоваться в качестве запорного механизма при прокладке системы газоснабжения.
К преимуществам подобной конструкции можно отнести нижеприведенные моменты:
- Простота конструкции. Сложные системы требуют периодического обслуживания и время от времени ремонта. Простота конструкции определяет ее надежность.
- Высокий срок службы. Как ранее было отмечено, кран может сохранять свои эксплуатационные качества на протяжении более чем тысячи циклов.
- Невысокая стоимость – еще одна причина, по которой многие решают приобрести шаровые краны.
- Отменные эксплуатационные характеристики.
Недостатков у этого запорного механизма практически нет.
Современный запорный механизм
Простая конструкция залог уникальных эксплуатационных качеств. К ее особенностям отнесем:
- Запор выполнен в сферической форме, что и определяет основные эксплуатационные качества.
- Запор сферической формы имеет специальное отверстие, через которое и проходит газ. При изготовлении сферы используются коррозионностойкие материалы. Поэтому он служит на протяжении многих лет.
- Регулировка пропускной способности обеспечивается по причине возможности поворота запорного механизма вокруг своей оси. Располагают запор перпендикулярно трубопроводу.
Вышеприведенная информация определяет то, что приспособление имеет только один подвижный элемент и высокие эксплуатационные качества.
Классификация шаровых кранов
Следует уделить внимание также тому, что существует несколько разновидностей рассматриваемого запорного механизма. Разделяют их по следующим признакам:
- По принципу креплению к трубопроводу. Кран крепится к трубе через муфты, фланцы или штуцеры. Также есть варианты исполнения, которые привариваются к трубе. В быту чаще всего используют муфтовый тип, он способен выдерживать довольно высокую нагрузку, но не столь большую, как в центральной сети газоснабжения или переправы нефти. Фланцевый применяется при прокладке сетей по транспортировке нефти и газообразных веществ.
- Классифицируются рассматриваемые запорные механизмы и по признаку специального предназначения. Наиболее распространены рехходовые, предназначенные для перенаправления потоков, с обогревом корпуса и системой контроля протечки. В быту применяют варианты исполнения, которые позволяют контролировать протечки – при их установке можно существенно повысить безопасностью
- По материалу корпуса. Еще одна важная классификация – вид используемого материала при изготовлении корпуса. Корпус предназначен для защиты механизма от воздействия окружающей среды, а также выполняет роль своеобразной преграды. Чаще всего корпус изготавливается из стали 20, легированных сплавов 09Г2С и 12Х18Н10Т.
- Важным моментом является также показатель диаметрального размера. В продаже встречаются варианты исполнения с маркировкой DN 10-50 и выше. Подбор запорного механизма проводится также по показателю диаметра трубопровода: не рекомендуется использовать переходных элементов.
- Номинальный показатель давления в системе PN 1,6 Мпа и 4,0 МПа. Кроме этого можно приобрести изделия для центральных систем газоснабжения или подачи нефти, где давление может быть очень высоким.
Данную классификацию стоит учитывать при подборе наиболее подходящего запорного крана.
Эксплуатационные особенности
Рассматривая данный запорный механизм можно отметить следующие моменты:
- Высокая герметичность. Корпус изготавливается путем литья, что и определят высокие изоляционные качества.
- Применение металла и особых сплавов позволило снизить вес конструкции.
- Повышенная надежность. Как ранее было отмечено, шарнирный кран может эксплуатироваться на протяжении многих лет без возникновения неисправностей.
- Температурный режим рабочей среды может варьировать в достаточно большом диапазоне.
- Особые эксплуатационные качества определяют то, что кран может выдерживать воздействие температуры окружающей среды от -60 до +80 градусов Цельсия. Именно поэтому рассматриваемый кран можно устанавливать, как внутри, так и снаружи. Прочность и другие эксплуатационные качества при изменении температуры остаются практически неизменными.
- Известные производители шарнирных запорных конструкций дают достаточно большую гарантию.
Как показывает практика, шарнирные краны могут прослужить на протяжении более чем 10-ти лет.
Конструкция шарового крана и их применение
Разобравшись с особенностями конструкции можно понять принцип его работы, который определяет эксплуатационные характеристики. Шаровый кран состоит из следующих элементов:
- Корпусная часть. Запорный механизм является продолжением системы трубопровода газоснабжения, поэтому должен иметь герметичный корпус. Чаще всего корпус изготавливается из стали или латуни.
- У конструкции есть отрезок трубы подсоединения. Этот элемент может иметь резьбу или привариваться к трубопроводу.
- Горловая часть конструкции предназначена для пропускания штока.
- Соединительный шток предназначен для обеспечения связи между рукояткой и подвижным запорным элементов, представленным шаром.
- Шайбы противопоказания.
- Основным элементом является запорный шар. Именно этот элемент напрямую перекрывает подачу газа.
- Седло. Для того чтобы запорный шар не сместился устанавливают седло. Удерживается оно при помощи кольцевого упора.
- Есть кольцевой уплотнитель и пружина, фланец и колечко. Все эти элементы конструкции отвечают за герметичность.
- Управление запорным механизмом проводится при помощи специальной рукоятки. Она может иметь самые различные размеры, как правило, окрашена в красный цвет.
- Рукоятка фиксируется при помощи специальной гайки.
- Для того чтобы шар можно было с высокой точностью установить в двух положениях, закрытом и открытом, устанавливается стопор, представленный ограничителем хода рукоятки.
Довольно простая конструкция проста в применении. Запорный механизм представлен стальным пустотным шаром. Этот элемент конструкции имеет сквозное отверстие, который имеет диаметр, равный диаметру соединительного отрезка двух частей запорного механизма. Принцип действия следующий:
- Подвижный элемент конструкции представлен рукояткой, которую можно повернуть вокруг оси.
- Рукоятка передает движение шару.
- Шар имеет сквозное отверстие, при повороте на 90 градусов сплошная стенка заменяется на отверстие.
Следует учитывать тот момент, что производители не рекомендуют ставить рукоятку в полуоткрытое положение. Полуоткрытое состояние становится причиной ускоренного износа основного запорного элемента конструкции.
Применение латуни и легированных сталей
Как ранее было отмечено, при изготовлении корпуса может использоваться латунь или легированная сталь. Применение подобных материалов обуславливает нижеприведенные особенности конструкции:
- Поверхность крана не подвергается коррозии. Даже при длительном воздействии повышенной влажности на поверхности не образуется коррозия. Именно поэтому срок службы увеличивается в несколько раз.
- Рассматриваемые материалы имеют небольшой вес.
- Достаточно высокая прочность и достаточный показатель пластичности. Следует учитывать, что латунь и легированная сталь не выдерживают сильное механическое воздействие. Поэтому запорный механизм следует защищать от ударов и другого механического воздействия.
Вариант исполнения из латуни стоит больше, чем краны из легированной стали, что стоит учитывать.
В заключение отметим, что владельцам частных домов следует настаивать на замене запорного механизма. Подобные работы в интересах владельца дома, так как заменив стандартный кран можно существенно повысить безопасность проживания. Учитывая невысокую стоимость самого механизма, основные затраты касаются лишь монтажных работ.