21. Устройство составных частей смазочной системы
Масляный насос. Шестеренчатый насос создает циркуляцию масла в смазочной системе двигателя. Он установлен обычно на блок — картере или на крышке коренного подшипника коленчатого вала.
Насосы смазочной системы выполняют двухсекционными (рис. 41, а) и односекционными (рис.41, б). Двухсекционный насос имеет две секции:
Рис. 41(36). Масляный насос: а — двухсекционный, б — односекционный, в — предпусковой; 1 — ведущая шестерня радиаторной секции, 2 — проставка, 3 — ведущий вал, 4 — ведущая шестерня основной секции, 5 — ведомая шестерня основной секции, 6 — корпус, 7 — нагнетательный канал, 8 — сетка, 9 — маслоприемник, 10 — редукционный клапан, 11 — регулировочный винт, 12 — выходное отверстие, 13 — впускное отверстие, 14 — крышка, 15 — корпус, 16 — шестерня привода насоса
основную и радиаторную. Секции разделены между собой проставкой 2. Каждая секция работает независимо от другой как односекционный насос.
Односекционный насос состоит из маслоприемника 9, корпуса 6, крышки и
двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня 4 насоса крепится шпонкой на валу, который опирается на втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 5, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного канала корпуса к нагнетательному 7.
В корпусе насоса есть прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Последний предотвращает чрезмерное повышение давления, которое создается масляным насосом при пуске холодного двигателя, т. е. когда масло имеет большую вязкость. С помощью регулировочного винта 11 можно изменить силу давления пружины клапана.
Привод масляного насоса осуществляется у тракторных двигателей от коленчатого вала через приводную шестерню, а у автомобильных — от шестерни, выполненной заодно с распределительным валом.
Для подачи масла в смазочную систему во время запуска пускового двигателя некоторые тракторные двигатели имеют предпусковой насос (рис. 41, в). Шестерня 16 привода предпускового насоса находится в постоянном зацеплении с шестерней пускового двигателя. Поэтому после его запуска шестерни предпускового насоса забирают масло через заборную трубку из поддона картера и подают через обратный клапан в масляную магистраль. После запуска основного двигателя давление в масляной магистрали повышается и срабатывает обратный клапан, перекрывая поступление масла из блок — картера в предпусковой насос.
Масляный радиатор охлаждает масло в летнее время. Он представляет собой неразборный узел, состоящий из ряда стальных трубок овального сечения и двух бачков: нижнего и верхнего. Для увеличения поверхности охлаждения на каждой трубке навита спираль из тонкой стальной ленты. У масляных радиаторов некоторых двигателей трубки радиатора проходят через охлаждающие пластины, бачки разделены перегородками. К бачкам приварены штуцера, к которым монтируют маслоподводящую и маслоотводящую трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением масляный радиатор выполнен из единой многократно изогнутой трубки с навитой на нее ленточной спиралью. Масло, двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снаружи воздухом, охлаждается при полностью открытых жалюзи или шторки на 10 — 12°С.
Масляный фильтр. Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в системе двигателя, служит масляный фильтр. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель (реактивную центрифугу).
В центрифугах (рис. 42, а) масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.
Основные части центрифуги — ротор 1 и ось 3, которая нижней частью ввернута в корпус фильтра. Масло в центрифуге очищается следующим образом. Из масляного насоса оно под давлением поступает через продольное и радиальное отверстия оси и центрирующей колонки внутрь ротора 1. Из ротора масло подходит через трубки к калиброванным отверстиям — жиклерам (форсункам) 6 и вытекает из них с большой скоростью. Отталкивающее действие (реакция) вытекающих струй масла вызывает вращение ротора в обратную сторону. Масло, вытекающее из ротора в корпус фильтра, сливается в картер двигателя.
При нормальном давлении масла ротор вращается с частотой около 630 рад/с (6000 об/мин). При быстром вращении ротора тяжелые примеси, содержащиеся в масле, под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них в виде плотного смолистого слоя.
На двигателях последних выпусков применяется полнопоточная масляная центрифуга. Особенность ее состоит в том, что все масло очищается в роторе
Рис. 42(37). Схема работы центрифуги: а — реактивной, б — полнопоточной активно — реактивной; 1 — ротор, 2 — механические примеси, 3 — ось, 4 — маслозаборная трубка, 5 — малоподводящий канал, 6 — жиклер (форсунка), 7 — корпус ротора, 8 — насадок, 9 — пустотелая ось, 10 — маслоотводящая трубка, 11 — корпус фильтра; А, Б — каналы, В — кольцевая полость
реактивной центрифуги. В отличие от рассмотренной центрифуги в пустотелую ось 9 ротора вставлена маслоотводящая трубка 10, имеющая выход к масляной магистрали.
Во время работы двигателя масло от насоса поступает через каналы корпуса фильтра в кольцевой зазор между осью и трубкой, попадая затем через радиальные отверстия оси и корпуса внутрь ротора. В нем поток очищенного масла разделяется. Часть масла (около 20%) идет на привод ротора во вращение и стекает через жиклеры 6 в картер. Основная же часть масла по верхнему ряду радиальных отверстий в корпусе ротора и его оси поступает в маслоотводящую трубку 10 и далее в масляную магистраль.
В роторе полнопоточной центрифуги маслозаборные трубки отсутствуют.
В некоторых двигателях применена активно-реактивная центрифуга. В отличие от реактивной активно-реактивная центрифуга не имеет жиклеров (форсунок). Струи масла, под действием которых вращается ротор, не сливаются в поддон, а поступают для смазывания трущихся деталей двигателя. К оси 9 неподвижно прикреплен насадок 8, имеющий каналы А, касательные к его окружности. В верхней части корпуса 7 ротора выполнены касательно расположенные каналы Б.
Неочищенное масло под давлением 0,6 — 0,7 МПа от масляного насоса поступает через кольцевую полость В (между осью и трубкой) в каналы А. Вытекая из этих каналов под давлением, струи масла, направленные касательно к стенкам колонки ротора, образуют активный момент, который заставляет ротор вращаться в направлении движения струи, как показано на рис. 42 стрелкой. Механические примеси, содержащиеся в масле, под действием центробежных сил отлагаются на внутренних стенках вращающегося ротора в виде смолистого слоя.
Очищенное масло с большой скоростью выбрасывается через тангенциально расположенные каналы Б в верхней части ротора и через радиальные отверстия поступает в канал неподвижной оси и далее в масляную магистраль. При этом возникает реактивная сила, которая тоже вращает ротор. Таким образом, вращение ротора центрифуги происходит за счет суммарной энергии двух потоков масла: активного действия струй при поступлении в ротор по каналам А и реактивного действия — при выходе из ротора по каналам Б.
В центробежных масляных фильтрах (рис. 43) ротор состоит из корпуса 16 и стакана 17. Площадь верхнего днища ротора больше площади нижнего, поскольку диаметр верхней шейки оси меньше диаметра нижней. Общая сила давления масла, направленная вверх, больше силы, действующей на нижнее днище ротора. Вследствие этого при работе двигателя ротор всплывает и разгружает опорный торец. При увеличении давления в роторе больше нормального он перемещается еще выше. От перемещения вверх ротор удерживается упорной шайбой 18, а от перемещения вниз — буртом оси 13. Осевой разбег 0,3—1,5 мм.
В корпусе фильтра установлены три клапана: перепускной 12, сливной 8 и радиаторный 4.
Перепускной клапан поддерживает давление масла в роторе. Если давление масла при входе в ротор повышается до 0,65 МПа (при густом масле или загрязненном роторе), клапан открывается, и неочищенное масло стекает в картер двигателя. У некоторых двигателей перепускной клапан при открытии пропускает масло в масляную магистраль, минуя центрифугу. Перепускной клапан регулируют на давление 0,65—0,70 МПа регулировочным винтом 10.
Радиаторный клапан служит для перепуска холодного масла, которое, минуя масляный радиатор, поступает в масляные каналы двигателя. Открытие клапана должно происходить при разности давлений 0,06—0,07 МПа. Радиаторный клапан не регулируют.
Сливной клапан 8 предназначен для слива излишков очищенного масла в картер при повышении давления в масляных каналах двигателя. Клапан регулируют регулировочным винтом 10 до нормального давления масла в смазочной системе.
Рис. 43(38). Полнопоточный масляный фильтр: 1 — маслоотводящая трубка, 2 — трубка охлажденного в радиаторе масла, 3 — трубка отвода горячего масла, 4 — радиаторный клапан, 5, 6 — клапаны отвода очищенного неохлажденного и охлажденного масла в магистраль, 7 — канал подвода неочищенного масла в фильтр, 8 — сливной клапан, 9 — полость слива масла в картер двигателя, 10 — регулировочные винты клапанов, 11 — корпус фильтра, 12 — перепускной клапан, 13 — пустотелая ось, 14 — крышка, 15 — насадок (завихритель масла), 16 — корпус ротора, 17 — стакан, 18 — упорная шайба, 19 — колпак
Масляные фильтры некоторых двигателей снабжены вместо радиаторного клапана краном-переключателем, с помощью которого масляный радиатор в зимнее время отключают.
Кривошипно- шатунный механизм — Мегаобучалка
1.Вставьте пропушенные слова:
Кривошипно- шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение ________________ во вращение
2.Перечислите подвижные детали КШМ: ____________________________
Неподвижные детали КШМ : ____________________________
3. К каким деталям КШМ относятся эти детали и подпишите название каждой
Эти детали КШМ относятся к __________________________ ________________группе.
4. Сколько головок цилиндров устанавливается на автомобиле ЗИЛ-508?___________
5. Какую вентиляцию картера имеют большинство автомобильных двигателей?
_______
6. Какие гильзы называют «мокрыми»? ____________________________
7. Как называется эта деталь КШМ, напишите его назначение и устройство.
______________
8. Для чего в днище поршня дизельного двигателя делают выемку? ____________________________
9. Что изображено на рисунке, где они устанавливаются и как называются
____________________________
10. Как называется эта деталь КШМ, напишите ее устройство и назначение
__________
11. Сколько шатунов устанавливается на шатунной шейке V- образного двигателя? ______________
12. Напишите назначение и устройство коленчатого вала
_______________
13. Для чего к шейкам коленчатого вала прикрепляются противовесы? ____________________________
14. В виде чего изготавливаются коренные и шатунные подшипники и из какого материала они изготовлены? ________________________
15. Вставьте пропущенные слова:
Маховик служит для равномерного вращения _
и преодоления двигателем___________________ нагрузок при трогании с места и во время работы. Маховик представляет собой _ .
16. Зачем на ободе маховика напрессован стальной зубчатый венец? __________
Газораспределительный механизм
1.Напишите назначение газораспределительного механизма ____________
2.Что такое фаза газораспределения? _
3.Перечислите устройство ГРМ
4. Напишите передаточные детали ГРМ двигателя ЗМЗ-53 _
5. Закончите предложение:
Распределительный вал предназначен для своевременного__________________.
6. Какие детали изготовлены заодно с распредвалом? ______________________
7. Где устанавливается приводная шестерня распредвала и из какого материала она изготавливается?_____________________________
8. Почему диаметр распределительной шестерни коленчатого вала меньше шестерни распредвала? _
Система охлаждения
1. Для чего служит система охлаждения? ________
2. Система охлаждения бывает двух видов:
1.______
2.______
3. Какая должна быть температура охлаждающей жидкости для нормальной работы
двигателя?_____________________________
4.Какие узлы и агрегаты включает в себя жидкостная система охлаждения? ____________
5. По какому кругу циркулирует жидкость на этом рисунке?
__
6.Какой узел системы охлаждения служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования его теплового режима в заданных пределах? __________________________
7. Что изображено на рисунке? Напишите назначение и устройство этого узла.
________________________
8.Напишите назначение и устройство радиатора системы охлаждения ________________________
9. Из какого материала изготовлены баки и сердцевина радиатора? ___________
10. Как называется этот узел системы охлаждения? Напишите его устройство и работу.
.
11. Для чего в крышке радиатора устанавливают паровоздушный клапан? _______________________________
12. Где устанавливаются датчики указателя температуры охлаждающей жидкости? _____________________
13. Для чего на некоторых автомобилях устанавливают предпусковые подогреватели? _____________________
14. Какие три положения имеет переключатель предпускового подогревателя? ___________________\
15. Опишите схему работы предпускового подогревателя
________________________
Смазочная система
1. Для чего необходима смазочная система двигателя? ____________
2. Какая система смазки будет называться «комбинированная»? _______________________________
3. Перечислите детали двигателя, которые будут смазываться:
под давлением ____________
разбрызгиванием
_________________________
4. Перечислите основные узлы системы смазки двигателя
1.________
2.________
3.________
4.________
5.________
5.Куда удаляются картерные газы при закрытой вентиляции картера? ________________________
6.Напишите схему работы системы смазки ____________________
7.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.
______
8.Какой клапан смонтирован в расточке корпуса насоса и для чего он нужен? ________________________
9.Для чего нужен перепускной клапан в насосе и на какое давление он отрегулирован? ________________________
10.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.
________________
Из каких основных частей состоит фильтр со сменным фильтрующим элементом?_____________
Перечислите функции моторного масла: __________
Кривошипно- шатунный механизм
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒1.Вставьте пропушенные слова:
Кривошипно- шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение ________________ во вращение _____________________________________________.
2.Перечислите подвижные детали КШМ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неподвижные детали КШМ : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. К каким деталям КШМ относятся эти детали и подпишите название каждой
Эти детали КШМ относятся к __________________________ ________________группе.
4. Сколько головок цилиндров устанавливается на автомобиле ЗИЛ-508?___________
5. Какую вентиляцию картера имеют большинство автомобильных двигателей?
_______________________________________________________________________
6. Какие гильзы называют «мокрыми»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как называется эта деталь КШМ, напишите его назначение и устройство.
______________________________________________________________________________
8. Для чего в днище поршня дизельного двигателя делают выемку? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что изображено на рисунке, где они устанавливаются и как называются
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как называется эта деталь КШМ, напишите ее устройство и назначение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Сколько шатунов устанавливается на шатунной шейке V- образного двигателя? ______________________________________________________________________________
12. Напишите назначение и устройство коленчатого вала
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Для чего к шейкам коленчатого вала прикрепляются противовесы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. В виде чего изготавливаются коренные и шатунные подшипники и из какого материала они изготовлены? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Вставьте пропущенные слова:
Маховик служит для равномерного вращения _________________________________
и преодоления двигателем___________________ нагрузок при трогании с места и во время работы. Маховик представляет собой _________________________________ .
16. Зачем на ободе маховика напрессован стальной зубчатый венец? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Газораспределительный механизм
1.Напишите назначение газораспределительного механизма ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что такое фаза газораспределения? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Перечислите устройство ГРМ
4. Напишите передаточные детали ГРМ двигателя ЗМЗ-53 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Закончите предложение:
Распределительный вал предназначен для своевременного__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Какие детали изготовлены заодно с распредвалом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Где устанавливается приводная шестерня распредвала и из какого материала она изготавливается?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Почему диаметр распределительной шестерни коленчатого вала меньше шестерни распредвала? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система охлаждения
1. Для чего служит система охлаждения? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Система охлаждения бывает двух видов:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3. Какая должна быть температура охлаждающей жидкости для нормальной работы
двигателя?_____________________________________________________________
4.Какие узлы и агрегаты включает в себя жидкостная система охлаждения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. По какому кругу циркулирует жидкость на этом рисунке?
__________________________________________________________________
6.Какой узел системы охлаждения служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования его теплового режима в заданных пределах? __________________________________________________________
7. Что изображено на рисунке? Напишите назначение и устройство этого узла.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Напишите назначение и устройство радиатора системы охлаждения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Из какого материала изготовлены баки и сердцевина радиатора? ___________________________________________________________________________
10. Как называется этот узел системы охлаждения? Напишите его устройство и работу.
.
11. Для чего в крышке радиатора устанавливают паровоздушный клапан? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Где устанавливаются датчики указателя температуры охлаждающей жидкости? _____________________________________________________________________________________
13. Для чего на некоторых автомобилях устанавливают предпусковые подогреватели? _____________________________________________________________________________________
14. Какие три положения имеет переключатель предпускового подогревателя? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________\
15. Опишите схему работы предпускового подогревателя
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смазочная система
1. Для чего необходима смазочная система двигателя? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какая система смазки будет называться «комбинированная»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите детали двигателя, которые будут смазываться:
под давлением ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
разбрызгиванием
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите основные узлы системы смазки двигателя
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________
5.________________________________________________________________________
5.Куда удаляются картерные газы при закрытой вентиляции картера? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Напишите схему работы системы смазки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какой клапан смонтирован в расточке корпуса насоса и для чего он нужен? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Для чего нужен перепускной клапан в насосе и на какое давление он отрегулирован? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Из каких основных частей состоит фильтр со сменным фильтрующим элементом?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Перечислите функции моторного масла: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устройство масляных насосов
Категория:
Маслянные насосы и фильтры тракторов
Публикация:
Устройство масляных насосов
Читать далее:
Устройство масляных насосов
Масляный насос служит для создания непрерывной циркуляции масла в системе смазки и подачи его под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Масляные насосы тракторных и комбайновых двигателей шестеренчатого типа (рис. 1) приводятся в действие от распределительной шестерни коленчатого вала.
В расточках корпуса, плотно закрытого с торца крышкой, вращаются стальные шестерни, одна из которых является ведущей, а вторая — ведомой. Корпус и крышку изготовляют из чугуна.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Масло через маслоприемник с сеткой поступает в корпус насоса, заполняет впадины между зубьями вращающихся шестерен и подается в нагнетательный канал системы смазки двигателя. При прохождении через маслопроводы, фильтры и зазоры в сопряжениях смазываемых деталей масло испытывает большое сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, насЬс должен развивать высокое давление. Для этого шестерни устанавливают в насосе с минимальными зазорами, достаточными лишь для свободного их вращения.
Насос имеет редукционный клапан, разгружающий систему смазки при чрезмерном повышении давления. Повышение давления всего наблюдается при пуске двигателя, когда вязкость масла большая и прохождение его через маслопроводы, фильтры и зазоры в подшипниках затруднено. При повышении давления масла сверх нормального открывается редукционный клапан и масло перепускается в картер.
Рис. 1. Принципиальная схема работы масляного насоса.
Основной характеристикой шестеренчатого насоса является его производительность, которая определяется количеством масла, нагнетаемого насосом за 1 мин при нормальном режиме работы двигателя (числе оборотов, противодавлении и вязкости масла).
В дальнейшем при рассмотрении устройства масляных насосов, установленных на двигателях определенных марок, для каждого значения производительности будут указываться число оборотов и величина противодавления при постоянной кинематической вязкости масла, равной 20 сст, и температуре +20°.
В зависимости от количества парных шестерен, смонтированных в одном блоке, масляные насосы делятся на одно-, двух- и трехсекционные. В большинстве тракторных и комбайновых двигателей применяются односек-ционные масляные насосы и лишь в двигателях КДМ-46 (тракторы С-80) и КДМ-100 (тракторы С-100)—трехсекционные.
В насосе двигателей КДМ-46 и КДМ-100 имеется одна пара шестерен (рис. 2) нагнетательной секции и две пары шестерен откачивающих секций.
Шестерни откачивающих секций (передней и задней) отсасывают масло из передней и задней частей поддона картера и подают его в центральный маслосборник, откуда масло нагнетательной (первой) секцией подается к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Работа секций насоса, откачивающих масло из передней и задней частей поддона в центральный маслосборник, гарантирует надежную смазку дизеля при движении трактора на подъем или под уклон.
Шестерни нагнетательной секции расположены в корпусе, шестерни откачивающих секций — в корпусах насоса.
Откачивающая и нагнетательная секции отделены одна от другой плитами, а по краям закрыты передней и задней крышками. Чтобы обеспечить плотное прилегание и предотвратить утечку масла, опорные поверхности крышки, а также плоскости прилегания плит и корпусов откачивающих и нагнетательных секций шлифуют.
Ведущие шестерни секций закреплены на валике шпонками. Шестерня нагнетательной секции соединена с валиком еще штифтом, благодаря чему валик удерживается от продольного перемещения. Опорами этого валика служат бронзовые втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышки насоса.
Ведомые шестерни свободно вращаются на оси, концы которой плотно посажены в переднюю и заднюю крышки насоса.
Масло от нагнетательной секции по трубке, запрессованной в отверстиях плиты и задней крышки, поступает к сверлению в задней крышке. Передняя и задняя крышки насоса скреплены шпильками. К боковому и нижнему фланцам передней крышки насоса крепятся трубка переднего маслЬприемника и центральный масло-приемник, а к фланцу задней крышки — трубка заднего маслоприемника. Редукционный клапан насоса плунжерного типа расположен в передней крышке. Пружина прижимает клапан к фаске гнезда клапана и перекрывает движение масла из насоса в поддон картера. При повышении давления масла в магистрали более 6 кг/см2 клапан преодолевает сопротивление пружины и перепускает масло по сливной трубке в поддон.
Масляный насос крепят к привалочной плоскости блок-картера болтами и установочными штифтами.
Вращение валу насоса передается от шестерни коленчатого вала через шестерню распределительного вала, промежуточную шестерню, приводной валик и шлицевую муфту. Число оборотов ведущего вала насоса такое же, как и число оборотов коленчатого вала. Производительность масляного насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100 при противодавлении 2,0—2,2 кг!см2 и числе оборотов 1000 в минуту составляет 30 л/мин.
Односекционные насосы тракторных и комбайновых двигателей почти одинаковы по устройству. Поэтому рассмотрим лишь особенности их конструкций.
Рис. 2. Масляный насос двигателей КДМ-46 и КДМ-100: 1 — центральный маслоприемник; 2 — сетчатый фильтр маслоприемника; 3 — передняя крышка-4 – валик ведущих шестерен; 5 — корпус нагнетательной секции насоса; 6 — ведущая шестерня нагнетательной секции; 7 – корпус передней откачивающей секции; 8 – ведущая шестерня откачивающей секции; 9 – корпус задней откачивающей секции; 10 – задняя крьшка; 11 – ось ведомых шестерен; 12 — ведомая шестерня откачивающей секции; 13 — плита откачивающих секций; 14 — плита нагнетательной секции; 15 – ведомая шестерня нагнетательной секции; 16 — редукционный клапан; 17 — пружина клапана; 18 — винт редукционного клапана; 19 — сливная трубка; 20 — трубка.
Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75 (тракторы ДТ-54А и Т-75). В точно обработанных цилиндрических колодцах корпуса (рис. 3) насоса размещены ведущая и ведомая шестерни.
Ведущая шестерня напрессована в горячем состоянии на шлицы валика, который вращается в двух бронзовых втулках: Передний конец валика 6 шлицами соединяется с валиком шестерни привода масляного насоса через промежуточный валик и две шлице-вые муфты.
Ведомая шестерня вращается на оси, установленной в корпусе насоса. Для уменьшения износа оси в отверстие ведомой шестерни запрессована бронзовая втулка и, кроме того, трущиеся поверхности втулки и оси смазываются маслом, поступающим через отверстие.
Для сохранения соосности отверстий под валик в корпус насоса запрессованы два установочных штифта, по которым фиксируют точно обработанные отверстия крышки, закрывающей полость шестерен. Чтобы обеспечить плотное прилегание, опорные поверхности крышки и корпуса насоса шлифуют.
К фланцу приемного канала насоса привернут болтами кожух маслоприемника с сеткой, через которую проходит масло, засасываемое насосом.
Редукционный клапан насоса расположен в специальной выточке корпуса, соединенной с нагнетательным каналом. При повышении давления в канале 8 более 6,5 кг/см2 стаканчик редукционного клапана отходит вниз и часть масла через отверстие стекает в поддон картера.
Производительность масляного насоса двигателя Д-54А при противодавлении 2,5—3 кг/см2 и числе оборотов 975 в минуту составляет 48 л/мин, а двигателя Д-75—55 л/мин при 1125 об/мин.
Масляный насос двигателей типа СМД (тракторы ДТ-75 и Т-74, а также самоходные комбайны СК-3 и СК-4) расположен в передней части картера. Он приводится в действие от шестерни коленчатого вала, сцепляющейся с шестерней (рис. 4) привода, которая закреплена на переднем конце валика сегментной шпонкой и гайкой. Гайка навернута на резьбовой конец валика и фиксируется от проворачивания стопорной шайбой. Шестерня ограждена штампованным лотком, который препятствует чрезмерному разбрызгиванию масла в поддоне вращающейся шестерней. Стык лотка и крышки насоса уплотнен пр.окладкой.
Рис. 3. Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75: 1 — кожух маслоприемника; 2 — дужка; 3 — фильтрующая сетка; 4 — болт; 5 — приемный канал; в — валик; 7 — корпус насоса; 8 — нагнетательный канал; 9 — установочный штифт; 10 — ось ведомой шестерни; 11 — канал для стока масла в поддон картера; 12 — стаканчик редукционного клапана; 13 — отверстие для стока масла в поддон картера; 14 — пружина; 15 — регулировочный винт; 16 — гайка; 17 — отверстие для подачи масла к оси ведомой шестерни; 18 и 19 — втулки валика; 20 — крышка; 21 — ведущая шестерня; 22 — втулка ведомой шестерни; 23 — болт; 24 — ведомая шестерня.
Рис. 4. Масляный насос двигателей типа СМД: 1 — шестерня привода; 2 — шпонка; 3 — гайка; 4 — стопорная шайба; 5 и 13 — втулки валика ведущей шестерни; 6 —- лоток; 7 — крышка; 8 — корпус насоса; 9 — втулка ведомой шестерни; Ю — ось ведомой шестерни; 11 — ведомая шестерня; 12 — валик ведущей шестерни; 14 — ведущая шестерня; 15 — болт; 16 — штифт.
Валик ведущей шестерни вращается в двух чугунных втулках, одна из которых запрессована в крышку, а другая — в корпус масляного насоса. Соосность опор валика ведущей шестерни достигается совместной штифтовкой корпуса и крышки насоса и обработкой отверстий с одной установки.
Ведущую шестерню в горячем состоянии напрессовывают на валик. Более прочное крепление шестерни достигается неглубокими продольными проточками на валике.
Ведомая шестерня посажена на втулку и вращается на оси, запрессованной в корпус масляного насоса.
В корпусе масляного насоса со стороны нагнетательного отверстия расположен редукционный клапан, отрегулированный на давление 6,5—7 кг/см2. Натяжение пружины редукционного клапана осуществляется поворотом резьбовой втулки. После регулировки резьбовая втулка фиксируется в корпусе клапана стопорным кольцом и клапан пломбируется.
Производительность масляного насоса двигателей СМД с размером цилиндров 115×130 мм при противодавлении 4—5 кг/см2 и 1700 об1мин составляет 42 л!мин. На двигателях СМД с размером цилиндров 120X140 мм число оборотов масляного насоса повышено благодаря изменению числа зубьев приводных шестерен; его производительность равна 50 л/мин при противодавлении 6—6,5 кг/см2.
Масляный насос двигателей тракторов Т-38 и «Беларусь» (МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС, МТЗ-7МС, МТЗ-50ПЛ) создан на базе масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 (рис. 5).
Ведущая шестерня устанавливается на валике с помощью сегментной шпонки. Осевое перемещение шестерни ограничивается пружинным упорным кольцом 5. Валик вращается в двух бронзовых втулках 3 и Р, одна из которых запрессована в корпус насоса, а другая — в крышку.
Рис. 5. Масляный насос двигателей Д-35 и Д-36: 1 — корпус; 2 — ось ведомой шестерни; 3 — втулка корпуса; 4 — валик; б — пружинное упорное кольцо; 6 — шпонка ведущей шестерни; 7 — ведущая шестерня; 8 —- крышка корпуса насоса; 9 — втулка крышки; 10 — ведомая шестерня; 11 — втулка ведомой шестерни; 12 — редукционный клапан; 13 — пружина клапана; 14 — прокладка пробки редукционного клапана; 15 — пробка редукционного клапана; 16 — регулировочные шайбы.
Ведомая шестерня с бронзовой втулкой вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Редукционный клапан размещен в крышке корпуса насоса. Своей боковой поверхностью клапан закрывает отверстие, сообщающее полость нагнетания в корпусе насоса с полостью всасывания. В случае повышения давления в системе смазки более 3—3,3 кг/см2 редукционный клапан перепускает излишек масла из полости нагнетания в полость всасывания. Усилие сжатия пружины клапана регулируют шайбами, установленными под пружину в углубление пробки.
К боковому фланцу корпуса насоса крепится масло-отводящий патрубок, соединяющий нагнетательную полость насоса с вертикальным каналом в блоке, по которому подводится масло к фильтрам.
Производительность масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 при противодавлении 2,8—3,0 кг/см2 и 1510 об/мин составляет 24 л/мин.
В модернизированных масляных насосах этого типа производительность увеличена до 35 л/мин при противодавлении 2,5 кг/см2. Повышение производительности достигнуто благодаря увеличению числа оборотов шестерен масляного насоса с 1510 до 1620 в минуту при номинальном числе оборотов коленчатого вала двигателя. Число зубьев ведущей и ведомой шестерен и их ширина остались без изменения, а модуль увеличен с 2,75 до 3,25 мм.
Для удобства промывки сетчатый элемент сделан съемным.
Детали привода и места крепления масляного насоса не изменены, поэтому насосы старой и новой конструкции взаимозаменяемы.
Редукционный клапан масляного насоса, устанавливаемого на двигатели с фильтрами типа АСФО, регулируется на давление открытия 4,2 кг/см2, а клапан насоса, устанавливаемого на двигатели с реактивной центрифугой, — на 8 кг/см2 (двигатель Д-38) и 8,2—8,3 кг/сж* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л). Производительность масляного насоса составляет 30 л/мин при 1620 об/мин и противодавлении 5,5—6,0 кг/см2 (двигатель Д-38) и 1740 об/мин и противодавлении 5,8— 6,2 кг/см* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л).
Рис. 6. Масляный насос двигателя Д-50: 1— шестерня привода насоса; 2 — конический штифт; 3 — валик ведущей шестерни; 4 и 6 — втулки; 5 — крышка корпуса насоса; 7 — ведомая шестерня; 8 — корпус насоса; 9 — ось ведомой шестерни; 10 — сетка маслоприемника; 11 — маслоприемник; 12 — трубка, отводящая масло от насоса к блоку цилиндров; 13 — сегментная шпонка; 14 — пружинное кольцо; 15 — ведущая шестерня.
Масляный насос двигателей Д-48ПЛ, устанавливаемых на тракторы МТЗ-50ПЛ, более высокой производительности, чем насосы двигателей Д-40 и Д-48. При номинальных числах оборотов коленчатого вала 1700 в минуту и противодавлении 6,2—6,4 кг/см2 производительность масляного насоса составляет 38 л/мин. Производительность увеличена благодаря изменению передаточного отношения привода насоса, вследствие чего число оборотов масляного насоса возросло до 2380 в минуту. Редукционный клапан насоса регулируют на давление полного открыъия 10—10,3 кг/см2 (при нулевой производительности).
Масляный насос двигателей Д-50, устанавливаемых на тракторы iWT3-50 и МТЗ-52, улучшен по сравнению с насосом двигателя Д-48ПЛ.
Масляный насос крепится на крышке первого коренного подшипника и получает вращение непосредственно от шестерни коленчатого вала.
Шестерня (рис. 6) привода крепится на валике коническим штифтом с накаткой, а ведущая шестерня насоса — сегментной шпонкой .
В отличие от рассмотренных конструкций масляный насос двигателя Д-50 не имеет редукционного клапана. Последний смонтирован в корпусе масляной центрифуги.
Производительность масляного насоса составляет 35 л/мин при противодавлении 6,2—6,8 кг/см2 и 2600 об/мин его валика.
Масляный насос двигателей Д-28 (тракторы Т-28). Ведущая шестерня (рис. 7) с помощью штифта закреплена на конце ведущего валика, вращающегося в бронзовой втулке 6 корпуса масляного насоса. Ведомая шестерня вращается на оси 8, запрессованной в корпус насоса. Шестерни масляного насоса помещаются в расточках корпуса и закрыты крышкой. Для плотного прилегания крышки к корпусу плоскости разъема шлифуют и надежно затягивают болты крепления крышки. К корпусу насоса двумя болтами крепится трубка маслоприемника, приваренная к кронштейну. Внизу к этой трубке приварен колпак из листовой стали. К колпаку четырьмя винтами прикреплена сетка маслоприемника. Шестерня прцвода закреплена на консольном конце ведущего валика сегментной шпонкой, шайбой и болтом со стопорной шайбой 4.
В гнезде корпуса, сообщающемся с нагнетательной полостью масляного насоса, расположен редукционный клапан. Момент открытия редукционного клапана регулируют затяжкой пробки на давление 5,5 кг/см2.
Производительность масляного насоса не менее 13 л/мин при 1400 об/мин шестерен и противодавлении 4 кг/см2.
Масляный насос двигателей Д-30 и Д-37В (модернизированный трактор Т-28) расположен под крышкой распределительных шестерен, закреплен на переднем листе (рис. 8) четырьмя болтами и зафиксирован двумя установочными штифтами.
Рис. 7. Масляный насос двигателя Д-28: 1 — шестерня привода; 2 — шпонка; 3 — шайба валика; 4 — стопорная шайба; 5 и 22 — болты; б — втулка корпуса; 7 — ведущая шестерня; 8 — ось ведомой шестерни; 9 — ведомая шестерня; 10 — крышка насоса; 11 — корпус; 12 — трубка маслоприемника;. 13 — сетка маслоприемника; 14 — пробка редукционного клапана; 15 — пломба; 16 — пружина; 17 — редукционный клапан; 18 — болт; 19 — стопорная шайба; 20 — прокладка; 21 — фланец маслоприемника.
Рис. 8. Масляный насос двигателя Д-30: 1 — ведущая шестерня привода; 2 — корпус масляного насоса; 3 — ведомая шестерня привода; 4 — штифт с канавками; 5 — ведущая нагнетательная шестерня; 6 — валик ведущей шестерни; 7 — передний лист; 8 — ведомая нагнетательная шестерня; 9 — ось ведомой шестерни; 10, 11 и 15 — болты; 12 — крышка корпуса насоса; 13 — коленчатый вал двигателя; 14 — фланец подводящей трубки; 16 — фланец отводящей трубки.
Ведомая шестерня привода закреплена на валике б ведущей шестерни штифтом с канавками. Валик ведущей шестерни опирается на две втулки, запрессованные в расточки корпуса и крышки.
Ведущую шестерню, нагретую до 150—250°, напрессовывают на валик. Ведомая шестерня с запрессованной в нее втулкой вращается на оси.
Полость нагнетательных шестерен плотно закрыта крышкой, внутренняя и наружная плоскости прилегания тщательно прошлифованы. С задней стороны к корпусу насоса болтами прикреплен фланец подводящей трубки, а с передней — фланец отводящей трубки.
Редукционный клапан в системе смазки двигателя Д-30 расположен за пределами масляного насоса в передней части двигателя, с правой стороны его. Пружина редукционного клапана отрегулирована на давление 6 кг/см2.
Рис. 9. Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20: 1 — винт крепления крышки насоса; 2 — стопорное пружинное кольцо; 3 — ось ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — корпус насоса; 6 — крышка корпуса; 7 — ведущая шестерня; 8 — шестерня привода; 9 — штифт; 10 — валик шестерни привода; 11 — установочный штифт; 12 — втулки; 13 — сетка; 14 — винт; 15 — кольцо; 16 — колпак маслоприемника; 17 — трубка маслоприемника; 18 — шариковый клапан; 19 — пружина; 20 — регулировочная пробка; 21 — проволока; 22 — фланец; а — разгрузочная канавка.
Производительность масляного насоса не менее 30 л/мин при 2350 об/мин ведущей шестерни.
Двигатель Д-37В создан на базе двигателя Д-30. В масляном насосе двигателя Д-37В изменено зацепление ведомой шестерни привода и ведущей нагнетательной шестерни 5 с валиком 6. Обе шестерни фиксируются на валике шпонками.
Масляный насос двигателя Д-37М, устанавливаемого на трактор Т-40, конструктивно не отличается от масляного насоса двигателя Д-37В.
Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20 крепят тремя болтами на передней внешней стенке картера. Между насосом и картером устанавливают картонную прокладку.
Масляный насос получает вращение от шестерни коленчатого вала через шестерню (рис. 9) привода, напрессованную на валик и предохраняемую от проворачивания штифтом. Валик шестерни привода вращается в чугунных втулках, запрессованных в корпус и крышку.
Плоская крышка фиксируется относительно корпуса насоса двумя штифтами и крепится к нему тремя винтами.
Ведущая шестерня напрессована на валик, на котором имеются продольные канавки для повышения надежности посадки шестерни.
Ведомая шестерня с запрессованной в нее чугунной втулкой вращается на оси 3, посаженной в расточки корпуса и крышки. От выпадения ось предохраняется стопорным кольцом. Фланец маслоприемника насоса двумя болтами крепят к фрезерованному фланцу на внутренней стороне картера. Между фланцем и картером ставят картонную прокладку.
В отверстии корпуса насоса со стороны нагнетательной полости установлен редукционный шариковый клапан. Редукционный клапан регулируется резьбовой пробкой 20 на давление 6,5 кг/см2.
Производительность масляного насоса при 1600 об/мин ведущей шестерни и противодавлении 4—4,5 кг/см2 составляет 20 л/мин.
Рекламные предложения:
Читать далее: Устройство масляных фильтров
Категория: — Маслянные насосы и фильтры тракторов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
принцип действия. Регулировка редукционного клапана масляного насоса
Работа системы смазки двигателя внутреннего сгорания возможна лишь при условии исправности и слаженных действий всех ее конструктивных элементов. Выход из строя хотя бы одной ее детали неизбежно приведет к неполадкам в силовом агрегате.
В статье мы поговорим о том, что представляет собой редукционный клапан масляного насоса и каковы его функции. Также мы рассмотрим принцип действия этого узла системы смазки, расскажем, как правильно произвести его ремонт и регулировку.
Как известно, масло подается к движущимся деталям двигателя под определенным давлением, создаваемым работающим насосом. Без этого смазка попросту стекла бы в картер, подвергнув элементы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов влиянию повышенного трения и перегреву. Но и слишком высокое давление опасно для двигателя. Прокладки, сальники, уплотнители не в состоянии выдерживать превышение его нормальных показателей. Из-за этого масло начинает сочиться из-под них, а также может попадать в систему питания и охлаждения силового агрегата.
Именно для снижения давления смазки в системе и предназначен редукционный клапан масляного насоса. Само слово «редукция» часто употребляется в машиностроении, обозначая снижение, уменьшение, ослабление чего-либо. В нашем случае это относится к давлению масла.
Где он находится?
Редукционный клапан масляного насоса чаще всего размещен на крышке данного устройства, которая расположена в нижней передней части блока цилиндров двигателя за шкивом привода генератора. Иногда он может устанавливаться и на корпусе масляного фильтра.
Существует два типа клапанов: встроенные и разборные. В первом случае масляный насос и редукционный клапан – это единая конструкция, не подлежащая разборке. Во втором механизм регулирования давления при помощи инструмента извлекается из насоса и может ремонтироваться отдельно.
Конструкция редукционного клапана
Как же устроен редукционный клапан масляного насоса? Его конструкция достаточно проста. Она состоит из следующих элементов:
- корпус с внутренним центральным каналом;
- клапан в виде небольшого поршня или шарика;
- пружина;
- упорный винт (болт).
Принцип работы редукционного клапана
Давление масла в системе может зависеть от нескольких факторов, но главным из них является количество оборотов коленчатого вала. Иными словами, чем сильнее мы жмем на педаль газа, тем быстрее вращаются шестерни маслонасоса. А чем быстрее вращаются шестерни, тем больший объем масла насос захватывает из картера, и тем выше его напор получается на выходе.
При достижении давлением определенной величины исправный клапан приоткрывается, пропуская масло в запасной канал, по которому смазка попадает назад в картер.
Работа редукционного клапана масляного насоса выглядит следующим образом. Поршень или металлический шарик прижат к входному отверстию корпуса пружиной, которая, в свою очередь, подпирается упорным винтом. Масло под влиянием повышающегося давления начинает давить на поверхность клапана, утапливая его внутрь корпуса и сжимая пружину. Таким образом, открывается отверстие, по которому смазка и уходит в запасной канал.
При снижении давления его величины уже не хватает для того, чтобы удерживать клапан в открытом положении, и шарик или поршень под воздействием пружины опять перекрывает входное отверстие. Как видите, схема довольно проста и надежна, однако и она иногда дает сбой.
Неисправности редукционного клапана
Редукционный клапан, масляный насос и масляный фильтр – основные элементы системы смазки, но если последний в силу особенностей своей конструкции практически никогда не ломается, а лишь засоряется, то первые две детали могут выходить из строя довольно часто. Причиной этому обычно является использование некачественного масла, смазки, не соответствующей типу двигателя и условиям его эксплуатации, а также несвоевременная его замена. В этом случае частички грязи, металлическая стружка или продукты сгорания, находящиеся в смазке, оседают на рабочих поверхностях клапана, что, собственно, и приводит к его засорению и заклиниванию.
Также причиной неисправности может служить пружина, если она со временем растянулась или, наоборот, сжалась, искривилась, лопнула.
Сразу необходимо обозначить, что ремонт редукционного клапана масляного насоса возможен лишь в том случае, если он имеет разборную конструкцию. Для неразборных моделей потребуется замена всей крышки насоса.
Неисправным клапан считается, если он не способен поддерживать необходимое давление в системе, и когда его механизм не срабатывает при достижении давлением максимального значения. В первом случае определить поломку будет несложно – об этом вас оповестит контрольная лампа на панели приборов автомобиля. А вот о повышении давления вы сможете узнать только по подтекам масла на двигателе.
При каком давлении должен срабатывать редукционный клапан
Но как же понять, что давление повысилось или, наоборот, понизилось? Да и каким оно вообще должно быть? Оптимальное давление масла в системе можно узнать, заглянув в руководство пользователя. Для разных марок и моделей автомобилей оно будет разным. К примеру, редукционный клапан масляного насоса «Таврия» срабатывает при 0,55 МПа. Примерно такие же показатели актуальны и для большинства автомобилей «Лада».
Измерить давление масла можно, подключив к системе специальный жидкостный манометр в посадочное гнездо датчика давления. Перед этим двигатель необходимо прогреть до рабочей температуры. Все замеры производятся при заведенном моторе.
Ремонт и регулировка редукционного клапана масляного насоса
Понять, пригоден ли редукционный клапан к дальнейшей эксплуатации, можно, лишь демонтировав его и разобрав. Так удастся провести диагностику всех его элементов. Если на корпусе клапана имеются отложения, их необходимо отмыть при помощи бензина, керосина или жидкости для чистки карбюраторов. Также стоит внимательно осмотреть пружину. Если она имеет следы растяжения, сжатия или деформации, ее нужно заменить.
Когда вы полностью переберете клапан, проверьте его работу простым надавливанием на шарик (поршень). Если он вдавливается с усилием и возвращается назад, запирая канал корпуса, скорее всего, механизм рабочий.
Регулировка редукционного клапана масляного насоса осуществляется после того как редукционный клапан будет установлен в корпус устройства. Осуществляется процесс сжатием или отпусканием пружины путем откручивания (закручивания) упорного винта. Параллельно производятся замеры давления масла в системе при помощи жидкостного манометра. Регулировка, естественно, осуществляется при неработающем двигателе, а измерение давления – при работающем.
Полезные советы
Напоследок приведем несколько полезных советов, которые, возможно, позволят избежать проблем с редукционным клапаном масляного насоса или же дадут возможность вовремя выявить его неисправность:
- Заливайте в двигатель только качественное моторное масло подходящего типа и класса вязкости. Требования к смазке можно найти в рекомендациях завода-производителя автомобиля.
- Никогда не смешивайте разные марки масел, даже если они одного класса.
- Вовремя производите замену масла и масляного фильтра. Регламент этой процедуры также указан в руководстве пользователя авто.
- Не допускайте попадания в систему смазки грязи, влаги, технологических жидкостей.
- Следите за давлением масла. При включении на приборе соответствующей сигнальной лампы, не откладывая, отправляйтесь на диагностику.
- Обращайте внимание на рабочую температуру двигателя. Его перегрев может стать причиной попадания охлаждающей жидкости в систему смазки.
- Решив заменить или отрегулировать редукционный клапан масляного насоса, не имея необходимых навыков и инструментов, лучше воспользуйтесь услугами специалистов.
Назначение, устройство и работа приборов системы смазки
Маслоприемник 11 предназначен для забора масла из поддона двигателя. Он имеет металлическую сетку, которая задерживает крупные частицы металла, нагара и других примесей. Маслоприемник размещен в поддоне так, что он забирает наименее загрязненное масло из верхних слоев (частицы металла, нагара и другие примеси находятся в нижних слоях масла и осаждаются на дне поддона). С этой же целью в некоторых двигателях маслоприемник делается плавающим.
Рис. Схема работы шестеренчатого масляного насоса: 1 — корпус насоса; 2 — нагнетательная полость; 3 — ведомая шестерня; 4 — ведущая шестерня; 5 — редукционный клапан; 6 — пружина клапана; 7 — впускная полость
Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя под давлением. В автомобильных двигателях обычно применяются шестеренчатые масляные насосы, принцип действия которых состоит в следующем. Шестерни насоса, вращаясь в противоположные стороны, своими зубьями захватывают масло из впускной полости 7, сообщенной с маслоприемником. Заключенное между впадинами зубьев и корпусом масло переносится в нагнетательную полость 2. Когда зубья входят в зацепление, масло выдавливается из впадин и накапливается в нагнетательной полости, создавая в ней давление, под действием которого масло поступает к трущимся деталям двигателя.
В чугунном корпусе 4 масляного насоса размещены ведущая 2 и ведомая 3 шестерни.
Ведущая шестерня жестко связана с валом 5. На противоположном конце вала закреплена шестерня 6 привода насоса.
Ведомая шестерня насоса свободно вращается на оси 8, установленной в корпусе. Обе шестерни плотно прилегают к стенкам корпуса насоса.
Масляный насос приводится в действие распределительным или коленчатым валом.
Рис. Масляный насос: 1 — крышка насоса; 2 — ведущая шестерня; 3 — ведомая шестерня; 4 — корпус насоса; 5 — вал привода насоса; 6 — шестерня привода насоса; 7 и 9 — прокладки; 9 — ось ведомой шестерни; 10 — редукционный клапан; 11 — пружина клапана; 12 — регулировочная пробка
Давление в системе смазки зависит от количества масла, подаваемого насосом в магистраль, вязкости масла и изношенности деталей двигателя. При малом давлении в системе смазки количество подаваемого масла к трущимся деталям будет недостаточно. Инструкциями по эксплуатации автомобилей особо оговаривается минимально допустимое давление масла, при котором двигатель может нормально работать.
Чрезмерное давление может вызвать повреждение приборов системы смазки. Для предупреждения чрезмерного давления служит редукционный клапан, который ограничивает давление в системе смазки.
Редукционный клапан устанавливается в корпусе масляного насоса или в масляной магистрали. Работает он следующим образом. При нормальном давлении в системе смазки клапан (шарик) 5 под действием пружины 6 закрывает перепускное отверстие, соединяющее нагнетательную 2 и впускную 7 полости масляного насоса. Натяжение пружины клапана регулируется пробкой 12.
Рис. Фильтр грубой очистки масла: 1 — пробка сливного отверстия; 2 — отстойник; 3 — стержень очистительных пластин; 4 — корпус фильтра; 5 — перепускной клапан; 6 — пружина; 7 — корпус клапана; в — гайка; 9 — центральный стержень; 10 — гайка сальника; 11 — сальник; 12 — рукоятка; 13 — фильтрующая стальная пластина; 14 — промежуточная звездочка; 15 — очистительная пластина; 16 — прокладка; 17— стержень
Если давление в масляной магистрали повысилось и стало выше нормального, клапан .под действием давления, образовавшегося в нагнетательной полости 2, смещается влево, сжимая пружину, и открывает (перепускное отверстие. При этом в магистраль поступает только часть масла, а остальное масло по соединительному каналу перетекает из нагнетательной полости во впускную. Как только давление в масляной магистрали станет нормальным, клапан под действием пружины перекроет перепускное отверстие.
Масляные фильтры служат для тщательной очистки масла от механических примесей, не задержанных сеткой маслоприемника насоса.
На двигателях устанавливаются два масляных фильтра: фильтр грубой очистки, который присоединяется к системе смазки последовательно (через него проходит все масло, нагнетаемое насосом), и фильтр тонкой очистки, который присоединяется к системе смазки параллельно (через него проходит только небольшая часть масла).
Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, колпака (отстойника) с пробкой и фильтрующего элемента. Фильтрующие элементы бывают пластинчатого или сетчатого типа.
Фильтрующий пластинчатый элемент состоит из стальных пластин 13 и промежуточных звездочек 14, собранных на центральном стержне 9. Между пластинами, разделенными звездочками, образуются зазоры (щели), через которые проходит масло.
Рис. Масляный фильтр грубой очистки двигателя ЯАЗ-М-206Б: 1 — прокладка стержня колпака; 2 — стержень колпака; 3 — колпак; 4 — наружный фильтрующий элемент; 5 — внутренний фильтрующий элемент; 6 — резиновое уплотнительное кольцо; 7 — корпус фильтра; 8 — прокладка болта корпуса; 9 — болт корпуса; 10 — пробка сливного отверстия
Все частицы, размер которых больше зазора между пластинами, задерживаются в зазорах между пластинами или остаются на наружной поверхности фильтрующего элемента и оседают в отстойнике, откуда они периодически удаляются через сливное отверстие. Фильтр очищается поворотом рукоятки 12. При этом поворачивается центральный стержень, а вместе. с ним и фильтрующий элемент. Очистительные пластины 15, входящие в зазоры между пластинами 13, неподвижны и при повороте фильтрующего элемента очищают наружную его поверхность и зазоры между пластинами 13.
Устройство фильтра с сетчатыми фильтрующими элементами показано на рисунке.
Масло входит через верхний канал в корпус 7 фильтра и затем под давлением проходит через очень мелкую сетку фильтрующих элементов 4 и 5. Очищенное масло через канал в центральной части корпуса уходит в масляную магистраль, как показано на рисунке стрелками.
Рис. Фильтр тонкой очистки: 1 — крышка корпуса фильтра; 2 — калиброванное отверстие; 3 — корпус фильтра; 4 — центральная трубка; 5 — прокладка; 6 — картонная пластина; 7 — перепускное отверстие; 8 — пробка сливного отверстия; 9 — втулка; 10 — пружина; 11 — грязевой отсек
Примеси, размер частиц которых больше ячеек сетки, задерживаются сеткой и оседают в колпаке 3, откуда они удаляются через отверстие, закрываемое пробкой 10. Часть примесей осаждается на поверхности фильтрующих элементов, вследствие чего сетки со временем засоряются и фильтр перестает работать. Поэтому фильтры такого типа должны периодически разбираться для очистки и промывки фильтрующих элементов.
В системе смазки предусмотрен перепускной клапан 5, который при засорении фильтра грубой очистки позволяет непрофильтрованному маслу проходить в магистраль, минуя фильтр.
Фильтр тонкой очистки состоит из корпуса 3, крышки 1 корпуса и фильтрующего элемента, который помещен на центральной трубке 4.
Фильтрующий элемент собран из картонных пластин 6 и прокладок 5. В прокладках сделаны грязевые отсеки 11, а в перемычках между отсеками — радиальные каналы.
На пластинах 6 сделано по наружной окружности пять вырезов, глубина которых немного больше ширины кольцевой поверхности прокладок 5. Образующиеся таким образом между прокладками и пластинами узкие щели служат для прохода масла в грязевые отсеки.
Фильтрующий элемент с обеих сторон закрыт стальными крышками и стянут скобами.
Фильтрация масла происходит следующим образом. Масло из главной магистрали поступает в фильтр через входную трубку и заполняет его корпус. Часть примесей, находящихся в масле, осаждается при этом на дно корпуса.
Находясь под давлением, масло через щели, образованные вырезами в пластинах 6, проходит в грязевые отсеки, а из отсеков через зазоры между пластинами и прокладками — в радиальные каналы в перемычках. Так как зазоры между пластинами и перемычками прокладок очень малы, то почти все примеси остаются в грязевых отсеках и в радиальные каналы поступает очищенное масло. Из радиальных каналов масло проходит в кольцевой зазор между элементом и центральной трубкой и затем через отверстие 2 и трубку стекает в картер. Фильтрующие элементы со временем засоряются и их необходимо периодически заменять.
Рис. Фильтр тонкой очистки двигателя ЯАЗ-М-206Б: 1 — пробка сливного отверстия; 2 — центральная трубка; 3 — калиброванное отверстие; 4 — крышка; 5 — пружина; 6 — гайка крышки; 7 — прокладка; 8 — фильтрующий элемент; 9 — корпус
На рисунке изображен фильтр, фильтрующий элемент 8 которого сформован из минеральной шерсти на стальном каркасе. Элемент устанавливается в корпус 9 и прижимается пружиной 5 к буртику центральной трубки 2.
Масло из главной магистрали поступает через входной штуцер во внутреннюю полость корпуса фильтра. Находясь под давлением, масло проходит через фильтрующий элемент.
Очищенное масло попадает через калиброванное отверстие 3 в центральную трубку 2 и стекает в картер.
В случае засорения фильтрующий элемент заменяется новым.
В последнее время в отечественной автомобильной промышленности стали широко применяться вместо фильтра тонкой очистки более совершенные фильтры центробежной очистки масла.
Фильтр центробежной очистки масла состоит из ротора 6, который, опираясь на шарикоподшипник 14, может свободно вращаться на оси 1, закрепленной в корпусе 15 фильтра. На ротор фильтра надет и закреплен фасонной гайкой 11 колпак 7.
Соединения колпака и ротора уплотнены резиновыми уплотнителем 5 и прокладкой 10. Снаружи все детали фильтра закрыты съемным кожухом 8.
Работает фильтр следующим образом. Масло из магистрали двигателя проходит, как показано на рисунке стрелками, через сверления в оси ротора и самом роторе, заполняет полость колпака и через фильтрующую сетку 9 и вертикальные каналы ротора поступает к двум жиклерам 2, через которые оно с силой выбрасывается в полость корпуса фильтра и по его стенкам стекает в картер двигателя.
Под действием реактивного момента струй масла, выбрасываемого под давлением из жиклеров, ротор вместе с колпаком и сопряженными с ним деталями приводится во вращение со скоростью порядка 5000—6000 об/мин.
Рис. Фильтр центробежной очистки масла двигателя автомобиля Урал-375: 1 — ось ротора: 2 — жиклер; 3 — поддон: 4 и 10 — прокладки; 5 — уплотнитель; 6 — ротор; 7 — колпак; 8 — кожух; 9 — фильтрующая сетка; 11 — гайка крепления колпака; 12 — гайка крепления ротора; 13 — барашек; 14 — шарикоподшипник; 15 — корпус фильтра
Под действием центробежных сил находящиеся во вращающемся вместе с ротором и колпаком масле механические примеси как более тяжелые, чем масло, отбрасываются к стенкам колпака 7, на которых и оседают, образуя плотный осадок. Очищенное таким образом масло далее выбрасывается через жиклеры ротора фильтра, освобождая место в полости колпака для поступления следующей порции неочищенного масла. Следует отметить, что процесс очистки масла в таком фильтре идет при работающем двигателе непрерывно и характеризуется очень высокой степенью очистки масла.
Накапливающийся на внутренних стенках колпака 7 осадок из механических примесей периодически удаляется при промывке колпака и фильтрующей сетки в бензине при техническом обслуживании автомобиля.
Масляный радиатор. Во время работы двигателя масло нагревается, становится менее вязким и легче выжимается из зазоров между трущимися поверхностями. Чтобы не допустить возникновения полусухого трения, необходимо охлаждать масло, поддерживая его температуру в определенных пределах. Масло частично охлаждается в поддоне двигателя, однако для современных многооборотных двигателей естественное охлаждение масла в поддоне недостаточно, приходится применять специальные масляные радиаторы.
Рис. Установка масляного радиатора на автомобиле ГАЗ-63: 1 — масляный радиатор; 2 — радиатор системы охлаждения двигателя; 3 — кран включения масляного радиатора
Обычно применяются трубчатые масляные радиаторы, которые устанавливаются перед водяным радиатором. Масляный радиатор 1 подключается к масляной магистрали параллельно, поэтому через него проходит только часть масла, нагнетаемого насосом в магистраль. Включается масляный радиатор краном 3 при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях и летом при температуре окружающего воздуха выше 20° С.
На рисунке показан масляный радиатор двигателя ЯАЗ-М-206Б, включенный в систему охлаждения.
Радиатор состоит из корпуса 6, секций 2, омываемых охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя, и крышки 1. Масло, проходя внутри секций, охлаждается или нагревается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения.
Контрольные приборы системы смазки служат для контроля за уровнем и давлением масла.
Переполнение поддона картера маслом приводит к чрезмерному нагарообразованию в камерах сжатия цилиндров, недостаток масла — к нарушению смазки трущихся деталей двигателя. Уровень масла проверяется маслоизмерительным стержнем, вставляемым в картер через специальное отверстие. На нижнем конце стержня нанесены метки верхнего, нижнего и промежуточных уровней масла. Нормальный уровень масла должен находиться около верхней метки. Если уровень масла находится ниже нижней метки, запускать двигатель нельзя.
Рис. Масляный радиатор двигателя ЯАЗ-М-206В: 1 — крышка; 2 — секция; 3 — выходное водяное отверстие; 4 — паронитовые прокладки; 5 — входной масляный канал; 6 — корпус; 7 — выходной масляный канал; 8 — входное водяное отверстие
Давление масла в системе смазки двигателя контролируется по манометру или по электрическому указателю давления, расположенным на щитке приборов. Стрелки этих приборов указывают давление масла в кг/см2.
На двигателе ЯАЗ-М-206Б для контроля за давлением масла, кроме манометра, используется также сигнальная лампочка, которая загорается, если давление в системе смазки падает ниже допустимого.
Гидромоторы. Распределительные устройства
Опубликовано admin Сен 4, 2012 в Доводочные станки
Гидромоторы. Гидромоторы служат для создания вращательного движения за счет энергии масла, подаваемого под определенным давлением. В доводочных станках чаще всего используют шестеренные и лопастные гидромоторы. Они отличаются от аналогичных насосов более тщательным изготовлением деталей, уменьшением зазоров в подшипниковых узлах и специальными разгрузочными канавками (у первых) и подпружиненными лопатками (у вторых). При работе насоса электроэнергия затрачивается на повышение потенциальной энергии рабочей жидкости, а при работе гидромотора эта энергия расходуется на вращение его вала и связанного и ним механизма.
Регулирующая аппаратура. Назначение данной аппаратуры — поддерживать определенное давление в системе, предохранять ее от перегрузок, отводить лишнее количество масла, регулировать расход и т п.
Одним из элементов гидроаппаратуры является напорный клапан. В расточке корпуса установлен золотник, Пружиной он прижимается к крышке и занимает такое положение, при котором камеры разобщены. Масло поступает в камеру, откуда через отверстия в камеру. Рабочая площадь золотника со стороны камеры больше, чем рядом с камерой, поэтому давлением масла золотник перемещается вверх до уравновешивания силы пружиной. При возрастании давления в системе золотник поднимается вверх до соединения полости с полостью, откуда часть масла поступает на слив, что снижает давление в системе до заданной величины.
При больших расходах и высоких давлениях масла применяют предохранительные клапаны с переливным золотником. В расточке корпуса установлен золотник, над которым расположен шариковый предохранительный клапан. Шарик пружиной прижимается к седлу. Масло подводится в камеру и через отверстие в камеру, далее через отверстия в камеру и через отверстия в камеру. Золотник, прижимается вниз пружиной. При повышении давления в камере шарик поднимается, и масло из камеры через каналы поступает на слив. В результате давление в камере резко падает. Так как отверстие малого диаметра создает значительное гидравлическое сопротивление, давление в камере ниже, чем в камерах, а поэтому золотник поднимается вверх, соединяя камеры и открывая путь маслу на слив. Таким образом, на пиковые перегрузки реагирует шариковый клапан, а излишки масла сбрасывает золотник. После снижения давления пружина возвращает золотник, а пружиной шарик закрывает отверстие из камеры.
Если при определенном давлении масла в общей системе, какой-то механизм должен работать при пониженном давлении, его подключение выполняют через редукционный клапан. Таким образом подключается, например, механизм разжима брусков хона в вертикально-хонинговальном станке мод. ЗН84. Профиль кромки золотника здесь выполнен таким, что при перемещении золотника вверх, плавно меняет проходное кольцевое сечение между полостями. При этом, чем меньше площадь проходного сечения, тем больше падение давления масла при прохождении его из полости в полость. Через отверстия масло подается под кольцевой и нижний торцы золотника, а через отверстие в камеру. При повышении давления масла в камере оно увеличивается и в камерах. Шарик отжимается, давление в камере понижается, а золотник поднимается вверх, уменьшая проходное сечение и снижая тем самым давление масла в полости. Редукционный клапан поддерживает постоянное давление на выходе при повышении и понижении давления на входе.
Если при достижении определенного давления требуется отключить какой-либо механизм (например, электродвигатель насоса), применяют реле давления. В корпусе на оси установлен рычаг. Пружина, упирающаяся в торец винта, через шайбу прижимает рычаг к опорной шайбе, которая опирается на резиновую мембрану, закрепленную в крышке. Если давление масла в полости превысит величину, определенную настройкой силы пружины, то мембрана прогнется и, сжав пружину, повернет рычаг. При этом конец винта действует на микропереключатель и размыкает контакт. Реле давления монтируют в корпусе с крышкой.
Для изменения скорости движения исполнительных механизмов требуется менять количество подаваемого масла, для чего применяют дроссели. Их устанавливают на нагнетательных трубопроводах перед цилиндром. По конструкции различают щелевые, игольчатые, диафрагмные и другие дроссели. В расточке корпуса смонтирована пробка, имеющая щель. Масло из отверстия проходит через поперечные отверстия во внутреннюю полость дросселя и через щель выходит в отверстие и затем через отверстие на выход. Увеличение или уменьшение проходного сечения щели достигается поворотом пробки, который отмечается лимбом.
Дроссели различного конструктивного исполнения широко применяют в суперфинишных, хонинговальных и ряде других видов станков для отделочной обработки поверхностей.
Распределительная аппаратура. Распределительная аппаратура предназначена для направления потоков масла в различные участки гидросистемы. Одним из простых устройств для пропуска масла только в одном направлении является обратный клапан. В расточке корпуса смонтирован клапан, прижимаемый к седлу пружиной. Масло из отверстия, преодолев усилие пружины, поступает в отверстие. Движение масла в обратном направлении невозможно, так как оно своим давлением прижимает дополнительно клапан к седлу.
Более сложное распределение потоков масла осуществляется с помощью многопозиционных распределителей с ручным» механическим, гидравлическим или электрическим управлением.
Распределитель с ручным управлением. В корпусе выполнено сквозное отверстие с кольцевыми расточками и каналами для перемещения масла. Золотник устанавливают в определенное положение рукояткой, которая с ним соединена шарнирно с помощью ушка, а с корпусом распределителя — серьгой. В передней крышке установлено манжетное уплотнение, предотвращающее утечку масла по золотнику. В задней крышке размещен шариковый фиксатор. Подача масла под давлением осуществляется через канал, слив — через канал. Масло из полости фиксатора сливается через канал. Ручные распределители широко применяются в системах управления гидроприводом доводочных станков.
Аналогичные функции выполняет и распределитель с электромагнитным управлением. Расположенный в корпусе золотник закрыт с двух сторон крышками со специальными фланцами, на которых закреплены электромагниты. Нейтральное (среднее) положение золотник занимает (при выключенных электромагнитах) под воздействием пружин. Уплотнение осуществляется манжетами. Такие распределители позволяют осуществлять дистанционное управление гидроприводом.
Распределительные устройства с гидравлическим управлением выполняют чаще всего в виде гидропанелей, объединяющих функции управления с распределением.