Как снять батарею отопления в квартире, не нарушая прав соседей: инструкция по демонтажу
Содержание статьи
От автора: привет, друзья! Хорошо налаженная отопительная система гарантирует бесперебойное поступление тепла в холодное время года. Замену радиаторов производят летом, когда закончился отопительный сезон. Поводом для этого может стать старый прохудившийся элемент или комплексный ремонт, включающий в себя облицовку участка стены за отопительным прибором. Владельцы квартир интересуются, как снять батарею отопления в квартире без затопления и нанесения ущерба соседям.
Когда это нужно
Владельцы обязаны следить за состоянием отопительной системы в их квартире. Если произойдет прорыв, пострадает не только это помещение, но и соседи снизу. В случае затопления они имеют право требовать компенсацию на ремонтные работы в их жилье. Замена радиаторов необходима, если:
- они потекли от старости и ржавчины;
- выделяют недостаточно тепла;
- отличается температура на разных участках батареи;
- необходим ремонт стены за отопительным элементом;
- они не вписываются в новый интерьер комнаты.
Чтобы не произошла аварийная ситуация, необходимо периодически проводить профилактический осмотр системы теплоснабжения, особенно в домах старой постройки, где установлены чугунные батареи. Вовремя принятые меры позволят продлить их эксплуатацию хотя бы до окончания отопительного сезона.
Устраняем течь без отключения отопления
Маленькую проблему, когда вода слегка просачивается и начинает капать на пол, устраняют с помощью плотной намотки резины. Из велосипедных камер, резиновых перчаток и т. д. вырезают полосы достаточной ширины и плотно наматывают их на проблемный участок трубы или батареи. Для закрепления сверху зажимают хомутом или жесткой проволокой, закручивая ее концы с помощью плоскогубцев.
В магазине можно приобрести специальные хомуты с резиновой прокладкой. Закрепив их на поврежденном участке, можно временно устранить проблему. Опытные мастера советуют использовать:
- намотку ткани, пропитанной эпоксидной смолой. Единственный минус заключается в том, что для этого необходима сухая поверхность, иногда приходится отключать систему теплоснабжения и сбрасывать из нее воду;
- таким же образом используют цинковые белила;
- в некоторых случаях поможет термостойкий герметик, но нужно знать, что это средство на основе кислоты увеличивает повреждение на алюминиевой батарее, подходит только для изделий из чугуна;
- еще один способ — замазать отверстие так называемой холодной сваркой. Она бывает двух видов: жидкой (ею пропитывают ткань) и в виде пластилина. Последний разминают в руках до мягкости и намазывают поврежденное место.
Важно! Придерживайтесь техники безопасности! Обязательно используйте резиновые перчатки, работайте в проветриваемом помещении.
С чего начать
Прежде всего, нужно определить, где находится вентиль для перекрытия горячей воды и отопления. В старых многоэтажках он расположен в подвальном помещении. Чтобы его перекрыть, необходимо разрешение местного ЖЭКа. Владелец квартиры пишет заявление на имя начальника этого учреждения. После его рассмотрения по названному адресу приходит мастер. Он имеет право перекрыть нужный вентиль и сбросить воду из отопительной системы. В домах новой постройки перекрывают краны в самой квартире.
После этого можно приступать к демонтажу батареи. Сделать это несложно, с такой задачей может справиться каждый, кто умеет пользоваться простыми инструментами:
- болгаркой;
- отверткой;
- гаечным разводным ключом;
- малярной лентой.
Если хозяева затеяли в своей квартире евроремонт, то старую отопительную систему с ребристыми батареями советского времени демонтируют. Вместо них устанавливают более эффективные отопительные приборы, которые лучше вписываются в интерьер отремонтированных помещений.
Способ крепления отопительных элементов
Чтобы демонтировать батарею, необходимо определить способ ее крепления к общей системе отопления. Наиболее популярные варианты:
- на сгонах, когда трубы соединяются из двух частей — патрубка с удлиненной резьбой и контргайки. Отопительную систему можно разобрать, снять радиаторы и промыть или заменить их;
- сварка стыков применялась при установке радиаторов конвекторного типа, в виде трубчатого змеевика. Все вопросы решаются с помощью болгарки. Трубу просто перерезают и батарею демонтируют;
- фитинговая система, в которую входят быстроразборные фитинги с гайками накидного типа. Эти крепления используют при установке батарей новейшего образца. С их помощью легко разобрать соединения труб и снять радиатор.
Иногда приходится убирать всю отопительную систему, вырезая старые трубы и отопительные элементы.
Замена старой чугунной батареи
Обязательное условие проведения работ — это согласование ваших планов с соседями, проживающими на том же стояке ниже и выше вашей квартиры. Они должны дать согласие на подключение новой отопительной системы в вашем жилище. Если их права на поставку тепла в квартиру не нарушены, проблем быть не должно.
В аварийной ситуации, при прорыве трубы отопления или радиатора в зимнее время, устранить неполадку сложнее. В таком случае приходится отключать от теплоснабжения целый стояк или полностью весь дом.
Отопление в многоэтажных домах подводится снизу или сверху, поэтому каждая батарея имеет вход и выход трубы. Теплоноситель подключается к ней с одной или двух сторон.
Замену чугунной батареи проводят с помощью трубного рычажного ключа. Мастер раскручивает контргайки и отделяет их от фланцев. Когда эта процедура не получается, просто разрезают трубу перед этим соединением. Затем радиатор снимают с креплений.
Важно! При демонтаже отопительной системы или одного элемента подставьте под батарею деревянный брусок, чтобы не повредить напольное покрытие в случае ее падения.
Негативная сторона таких отопительных элементов заключается в их большом весе и несовременном внешнем виде. Поэтому владельцы квартир стараются от них избавиться. Изменить ее внешний вид можно только покраской. Технические характеристики улучшаются, если проводить ее своевременную чистку и промывку.
После проведения всех процедур, батарею можно собрать и установить на место.
Временное снятие батареи
Делая ремонт в квартире, владельцы решают, как поступить с радиаторами. Их заменяют на новые или на некоторое время снимают.
Важно! Чтобы не испортить напольное покрытие, постелите под снимаемым радиатором старые тряпки из хорошо вбирающих влагу тканей.
Соблюдайте правильную последовательность действий.
- В верхнем правом углу находится кран для регулировки поступления воды в батарею и температуры ее нагрева. Его закручивают рукой, без использования инструментов.
- В нижнем левом углу находится запорный вентиль. Он регулирует интенсивность оттока воды и балансирует ее движение во всех батареях квартиры. Его перекрывают шестигранным ключом.
- В левом углу справа находится кран Маевского. Он необходим для удаления воздуха из отопительной системы.
Важно! Перекрывая запорный кран, запомните количество полных оборотов ключа, которые вы сделали. При установке радиатора на место нужно провернуть ключ такое же количество раз в обратном направлении.
Чтобы демонтировать батарею, нужно открутить гайку футорного соединения и отделить ее от крана. Для этого применяют газовый раздвижной и накидной гаечный ключ. Одним придерживают штуцер американки, а вторым — откручивают гайку.
После отсоединения вентилей батарею осторожно снимают с кронштейнов. В связи с тем, что радиатор тяжелый, желательно, чтобы эту работу выполняли два человека. Не забудьте обернуть открученные части бумагой или целлофаном, чтобы не испачкать их краской и не засорить строительной пылью. Саму батарею поставьте в отдаленный угол, чтобы не поцарапать.
Новые виды отопительных элементов не нужно отключать от общей системы. У них есть специальные перемычки, по которым продвигается теплая вода в то время, когда батарея отключена
Установка радиатора на место
Монтаж батареи проводят в обратном порядке.
- Подвесить ее на кронштейны.
- С помощью «американки» соединить кран радиатора трубопровод.
- Запорный кран прокрутить столько же раз, как при отсоединении.
- Отрегулировать вентиль для подачи теплой воды.
- Не забудьте открыть кран Маевского. Вода будет заполнять батарею и вытеснять воздух наружу. Его перекрывают, когда из отверстия начинает капать вода.
Профессиональные сантехники предпочитают уплотнять резьбовые соединения паклей. Их густо намазывают любой краской, кроме водоэмульсионной, затем конусообразно наматывают уплотнитель. Хорошо пропитывают его той же краской и накручивают кран до самого конца резьбы. Когда соединение засохнет, его уже невозможно будет открутить.
Для установки герметичного соединения футорные гайки уплотняют с помощью паронитовых или резиновых уплотнителей. На заключительном этапе не забудьте жестко закрутить разъемные соединения.
Во многоквартирном доме с центральным отоплением невозможно будет проверить качество установки батареи до тех пор, пока не начнется отопительный сезон, и пока в систему не зальют воду. В частном доме все эти работы можно проводить в любое время года без согласования с жилищными организациями и соседями.
Подробнее разобраться, как заменить батарею отопления поможет видео. Успехов!
Как снять старую чугунную батарею отопления в квартире
Вопрос о том, как снять батарею отопления со своего места, может застать врасплох владельца квартиры или дома. На первый взгляд данная проблема кажется сложновыполнимой и требующей специальной подготовки, а на самом деле такую процедуру может осуществить любой человек, не обладающий специальными знаниями. Для этого надо просто знать, какие манипуляции необходимо произвести.
Сущность проблемы
Быстроразборная фитинговая системаПотребность в том, чтобы снять отопительную батарею в квартире, может возникнуть по ряду причин. Чаще всего появляется желание заменить старые элементы, оставшиеся еще с советских времен, новыми, с элегантным внешним видом и повышенной эффективностью.
Нередко появляется необходимость прочистки батарей (радиаторов) при их засорении, когда промыть их, не разбирая систему, не удается.
Наконец, бывает потребность временного препятствия для проведения ремонта в квартире, когда батарея просто мешает осуществлению работ на стене, расположенной за ней.
Какие бы ни были причины, суть вопроса в том, как отсоединить и снять отопительные батареи, не повреждая стыки с системой. Наиболее часто подобная задача касается чугунного изделия, которое соединено по стандартной схеме. Следует учитывать, что схемы подключения могут быть разных вариантов:
- Присоединение на сгонах. Так чаще всего подключали старую чугунную батарею. Соединение обеспечивалось связкой из патрубка с удлиненным резьбовым участком (сгоном) и контргайки.
- Фитинговая система (“американка”). Это соединение используется, когда устанавливаются современные батареи. В систему входят быстроразборные фитинги с гайками накидного типа.
- Сварочное соединение – использовалось ранее при подключении радиаторов-конвекторов, имеющих форму трубчатого змеевика. Такие батареи устанавливались при помощи сварки.
Помимо типа подсоединения отопительные радиаторы подразделяются по способу подведения теплоносителя, что тоже подразумевает определенные особенности в демонтаже устройства. Для подключения в общую отопительную систему в батареях предусматривается вход и выход трубы с теплоносителем. Они могут располагаться с 1 (односторонняя подводка) и 2 сторон. Кроме того, немаловажную роль имеет направление подачи теплоносителя. Он может подводиться снизу или сверху.
Предварительные работы
Набор сантехнических ключейДля работ потребуется подготовить следующие инструменты:
- болгарка;
- разводной и сантехнический ключ;
- крестообразная отвертка;
- гаечные ключи;
- молоток.
Для того чтобы спокойно снимать батарею, необходимо отключить ее от отопительной системы, т.е. перекрыть поступление теплоносителя. Конечно, в собственном или одноэтажном доме вопрос решается очень просто – закрываются соответствующие вентили. Задача усложняется в многоэтажных зданиях. Здесь нельзя пойти и самому перекрыть стояк. Такую процедуру может осуществить только сантехник с полномочиями и по предварительной заявке.
В современных отопительных системах перекрытие поступления воды особых проблем не вызывает. Для отключения батареи не придется перекрывать весь стояк, оставляя без отопления много квартир. Каждый радиатор снабжается перемычкой, а потому с помощью отсекающих вентилей теплоноситель просто направляется по ней, минуя снимаемую батарею.
Если все же придется отключать весь стояк, то порядок работ зависит от направления подачи воды. При верхнем розливе вначале закрывается вентиль на чердаке, при этом заглушку выкручивать не следует. Затем перекрывают вентиль в подвале и выворачивают заглушку на 1-2 оборота, постепенно сбрасывая давление. После выполнения перечисленных мероприятий заглушка снимается полностью.
При нижнем розливе работы ведутся в подвале. Для начала перекрывается нужный (свой) и 2 соседних стояка, выворачивается немного заглушка. После того как вы убедились в том, какой стояк представляет интерес, надо открыть все остальные вентили, кроме стояка, парного требуемому. После этого полностью выворачивается заглушка.
Процесс демонтажа
Отключение от системыПосле проведения подготовительных работ по перекрытию поступления теплоносителя осуществляется слив воды, оставшейся внутри труб перекрытого участка. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу, который осуществляется в следующем порядке:
- В нижней части радиатора в месте подведения труб с помощью крестообразной отвертки полностью вкручиваются 2 заглушки.
- Используя разводной ключ, откручивают крепление, соединяющее подводящую трубу с батареей. Придется приложить определенные усилия, но работу следует проводить аккуратно, чтобы не повредить резьбу.
- Контргайку вначале откручивают вручную примерно наполовину, контролируя рукой выброс воды. Надо обеспечить, чтобы теплоноситель стекал небольшим ручейком, а не хлестал струей во все стороны.
- Под воду устанавливается емкость, и выкручиваются ранее закрученные заглушки.
- Радиатор немного приподнимают с одной стороны, обеспечивая максимальный сток воды из него.
- Батарея снимается с крепежных кронштейнов на стене, для чего она постепенно поднимается вверх и подается на себя.
- Проводится демонтаж всех деталей крепления батареи.
При проведении демонтажных работ следует учитывать следующие важные нюансы:
- Внутри радиатора после перекрытия содержится достаточный объем воды, способный затопить соседей снизу. Работы надо вести аккуратно, не допуская ее разлива по полу.
- Демонтаж батареи целесообразно приурочить к летнему периоду, когда отопление не требуется, чтобы не вызвать беспокойства соседей, а все работы проводить не спеша и тщательно.
- Для исключения повреждения отводов и резьбы рекомендуется перед началом демонтажа под батарею установить деревянный брусок, устраняющий риск ее падения.
Старую отопительную батарею легко снять своими руками. Важно, чтобы отключение системы обеспечил специалист, а сам демонтаж проводился аккуратно, с соблюдением рекомендаций и мер безопасности.
Как разобрать и промыть чугунные батареи отопления в домашних условиях
Чугунный радиатор со временем может терять свою тепловую мощность из-за грязи, приплывшей вместе с теплоносителем и оставшейся внутри секций. В нем могут разрушаться прокладки. Это оборачивается разрушением слоя краски и протеканием отопительного устройства.
В первом случае достаточно снять радиатор и очистить или промыть его. В другом, кроме очистки, его еще нужно разбирать. Если батарея отопления является относительно новой, то сложностей с ее разборкой не должно возникнуть. Если в доме стоит устройство с «возрастом» 40 и более лет, то его разборка будет сопровождаться проблемами. Ведь за долгое время:
- Стыки секций «срастаются».
- Внутренние выступления ниппеля разъедает теплоноситель.
Ситуацию несколько облегчает то, что раньше для лучшего соединения на ниппель наматывали паклю с краской. Благодаря этому пакля не позволяет секции срастись с ниппелем. На стык, образуемый секциями, всегда ставили резиновую прокладку. Во многих случаях именно ее пересыхание и укрывание трещинами, а также последующее разрушение становится причиной утечки воды, которая ухудшает вид краски.
Чистка чугунной батареи
Этот процесс нужно делать перед разборкой радиатора. Учитывая то, что батарея отопления является весьма тяжелой (если есть 5 секций, то она весит 37,5 кг, это без учета накопленной грязи), чистку и разборку лучше делать с помощником. Промыть отопительный прибор можно в ванной (если ее размеры позволяют) или во дворе.
Чтобы хорошо почистить батарею отопления, стоит воспользоваться специальными средствами:
- Кальцинированной содой.
- Молочной сывороткой.
- Средством для промывки автомобильного радиатора.
- Водяным пневмопистолетом.
Промывание кальцинированной содой и сывороткой
Чистка кальцинированной содой осуществляется так:
- На два отверстия крайней секции ставят заглушки (пробки).
- Кальцинированную соду разводят в горячей воде. Хватит половины стандартной пачки на 6-10 л.
- Поднимают с пола батарею отопления, ставят ее на секцию с заглушками. Секция с двумя свободными отверстиями должна оказаться вверху.
- Через одно отверстие заливают воду с кальцинированной содой. Через другое будет выходить воздух, поэтому его не надо заглушать.
- Заглушают оба отверстия и ставят батарею на пол. Отопительное устройство должно лежать.
- Чтобы кальцинированная сода могла отъесть прилипшую грязь, ржавчину и возможно даже старую краску, которая попала с водой, радиатор нужно встряхнуть. Для этого берутся за верх и поднимают/опускают его несколько раз. Низ не должен отрываться от пола. То же повторяют с другой стороны.
- Отдыхают в течение 1 часа.
- Легко постукивают по всему периметру деревянным молотком. Это делают для того, чтобы грязь окончательно отстала от стенок. В это время может отставать краска. Это означает, что она плохо крепилась к чугуну.
- Ставят батарею отопления на тумбочку так, чтобы одна из заглушек оказалась в воздухе.
- Подставляют под заглушку ведро и откручивают заглушку.
- После спуска воды радиатор нужно промыть. Для этого откручивают заглушку на противоположном конце и вставляют шланг от водопровода. Открывают кран. Вода будет поступать в радиатор под давлением, благодаря чему удастся смыть грязь и до конца прочистить отопительное устройство.
Чтобы прочистить батарею отопления сывороткой, нужно выполнить все вышеописанные действия. Только вместо соды применить сыворотку.
Чистка средствами для очистки автомобильных радиаторов
Перед тем, как прочистить чугунную батарею такими средствами, нужно очень внимательно ознакомиться с инструкцией. Это необходимо для определения правильной дозы средства. Она зависит от объема чугунной конструкции.
Действия являются такими:
- Заглушают два отверстия на одной секции.
- Заливают специальное средство в изделие из чугуна.
- Наливают горячую воду.
- Заглушают другие два отверстия, ставят конструкцию на пол и ждут два часа. При этом во время ожидания через каждые 10 минут поднимают/опускают один край батареи.
- Промывают водой вышеописанным способом.
Инструменты для разбора чугунного устройства
- Радиаторный ключ.
- Зубило.
- Молоток.
- Небольшая кувалда.
- Щетки с металлическим ворсом.
- Паяльная лампа.
- Сантехнический ключ №2,3. Им нужно раскручивать боковые пробки или заглушки.
Сам ключ является круглым металлическим прутком, который в диаметре равняется 18 мм. Один его конец расплющен и напоминает лопатку. Она имеет размеры 28х40 мм. Толщина 6 мм. На другом конце находится приваренное кольцо. В него нужно вставлять рычаг. Длина ключа должна превышать половину длины радиатора на 30 см.
Нужно подготовить несколько досок. Вместо них могут подойти чурки. На них будет ставиться батарея перед разборкой.
Как разбирают чугунный радиатор
Стыки старой батареи являются достаточно прочными. Во многих случаях они так «срастаются», что одной силы не хватает. Поэтому перед тем, как разобрать батарею, ее следует поставить на доски и подготовить должным образом.
Наиболее простая подготовка предусматривает прогрев стыка. Для этого используют строительный фен или паяльную лампу. Последняя способна сжечь старую краску.
Более серьезная подготовка предусматривает разогрев металла до такой степени, что он начинает светиться. После этого пытаются открутить ниппель. Это можно делать тогда, когда сплав становится очень горячим, или, когда он остыл. Второй вариант даже лучше, ведь во время охлаждения прокладка покрывается трещинами, и прочность соединения становится слабой.
Чтобы разобрать батарею, сделанную из чугуна, нужно:
- Открутить пробки (заглушки).
- Приложить к устройству радиаторный ключ сверху так, чтобы расплющенный конец приходился на ниппель. На ключе в месте, где завершается батарея, делают отметку, используя мел или изоленту.
- Вставить ключ внутрь нижнего отверстия.
- Покручивая им вдоль оси вправо и влево, вставить его в изделие до нарисованной отметки.
- Определить, в какую сторону закручивается ниппель. Для этого наживляют его правой и левой стороной. Если получилось наживить его правой стороной, то откручивать нужно против часовой стрелки.
- Если удалось сдвинуть ниппель, то делают один оборот. Далее аналогичную процедуру делают с ниппелем на другом конце секции.
- Оба ниппеля-гайки откручивают по очереди. Иначе секция треснет.
- Аналогичным образом надо открутить все секции.
Если разобрать батарею отопления таким способом не удалось, придется распиливать секцию, которая протекает. При этом пилят ее по центру ниппеля. Работу выполняют, взяв в руки болгарку или ножовку по металлу.
Другой вариант заключается в разбивании плохой секции кувалдой. Разбить нужно среднюю часть секции. Ниппель, который остался невредимым, откручивают, используя сантехнический ключ. Также его можно выбить с помощью молотка и зубила. После надо прочистить резьбу в целых секциях.
Как разобрать чугунную батарею отопления своими руками: полезные советы
Рано или поздно может получиться итак, что даже чугунная батарея потребует полной замены или понадобится ее просто почистить. В обоих вариантах батарею придется разобрать. Как разобрать чугунную батарею отопления своими руками достаточно быстро и максимально профессионально? Дело в том, что такие радиаторы являются самым оптимальным вариантом для использования в многоквартирных домах. Эти элементы отопления способны выдержать все перипетии несовершенной системы отопления. Иногда со временем даже чугун приходится менять, потому что он дал течь или просто не вписывается в новый ремонт квартиры.
Хотя даже сегодня чугунные батареи все также актуальны. Многие пользователи не хотят менять столь хорошие источники тепла на новые, но такие недолговечные, по сравнению с чугуном, источники тепла. Поэтому большинство старается привести свои батареи в порядок, просто перекрасив их. Некоторые используют декоративные экраны для чугунных батарей. Очень удобно и вид, как у новых радиаторов и в дизайне никаких проблем нет. (См. также: Монтаж радиаторов отопления своими руками)
Любую замену батарей можно выполнять только в летний период, тогда, когда отопительный сезон еще не начался или наоборот только закончился. Но иногда обстоятельства складываются таким образом, что менять и разбирать батарею приходится и зимой. Например, в случае, если батарея дала течь, что делать? Ждать лета или того, что в один не прекрасный день радиатор прорвет, и соседи снизу будут затоплены?
Можно попробовать воспользоваться услугами сантехников, но можно справиться с ситуацией и самостоятельно. Для того чтобы разобрать чугунную батарею нужны специальные инструменты и кое-какие знания, о которых мы и расскажем.
Подготовительные работы
Прежде чем приступить к замене или ремонту чугунного радиатора необходимо позаботиться не только о наличии всех инструментов, но и о запасных деталях, которые могут понадобиться. (См. также: Схема установки радиаторов отопления своими руками)
- кран Маевского;
- переходники;
- заглушки, кронштейны.
Если вы решили полностью заменить чугунный радиатор на аналогичную, только современную модель, во время подготовительных работ будет целесообразно установить и кронштейны, на которых будет впоследствии держаться батарея.
Перед заменой или ремонтом воду необходимо перекрыть и слить. Для демонтажа потребуется следующий инструмент.
- Болгарка.
- Щетка с металлической щетиной для удаления ржавчины.
- Трубный ключ.
- Болгарка.
- Паяльная лампа.
- Прокладки и пакля.
Разборка чугунной батареи
Разобрать чугунную батарею своими руками на первый взгляд достаточно просто, но это не так. Итак, для начала потребуется нагреть на батарее пробки, для этого использую паяльную лампу. После того, как пробки нагрелись, их можно будет открутить гораздо легче, чем без нагрева. (См. также: Чугунные радиаторы отопления)
С помощью болгарки батарею разрезают предельно аккуратно между секциями. После распила секции радиатора рассоединяют. В чугунных батареях есть ниппель, который требуется осторожно выбить из батареи, воспользовавшись зубилом. Это требуется в случае, если вы решили прочистить радиатор или заменить отдельную секцию. При полной замене радиатора ничего зачищать естественно не надо. Достаточно распилить болгаркой и вынести.
Ниппель нужно доставать так, чтобы не повредилась резьба. Она впоследствии тщательно очищается от ржавчины. Далее выполняют группировку и сбор отдельных секций. Для того чтобы батарея обладала хорошей герметичностью между секциями нужно установить прокладки и промазать все стыки силиконом. Немного позже, когда все просохнет, батарею можно аккуратно промыть, используя шланг.
Установка новой чугунной батареи
Выполнять установку более сложно, чем демонтировать батарею. Выполнить данные работы самостоятельно вполне реально. Главное придерживаться правил и следовать определенным требованиям. Во время установки батареи обязательно следите за тем, чтобы ее положение было строго вертикальным. Проверьте отвесом или уровнем. В противном случае есть шанс снова заниматься демонтажем и такой проблемой, как закрепить чугунную батарею. (См. также: Какие панельные радиаторы отопления лучше)
Если в комнате вам предстоит установить несколько чугунных батарей, имейте в виду, что все они должны находиться только на одном уровне. Именно поэтому перед тем как крепить кронштейны, которые будут держать столь тяжелую конструкцию лучше произвести разметку для будущих отверстий. Делается это с помощью специального шаблона.
В качестве материала для шаблона можно использовать тонкую фанеру, по размеру чуть больше самой батареи. На образце, в том месте, где будут находиться кронштейны нужно просверлить отверстия. Расчет нужного количества кронштейнов можно выполнить согласно простой формуле 1 кронштейн на 1 м2 нагревательной поверхности. При установке шаблона для высверливания отверстий его требуется устанавливать с помощью отвеса.
На месте меток высверливают отверстия, используя дрель или перфоратор. Диаметр отверстий должен быть таким, чтобы кронштейны смогли зайти внутрь стены не меньше чем на 12 см. После того, как кронштейны вставлены в стену, их требуется закрепить с помощью обычного цементного раствора. Вешать на кронштейны чугунную батарею можно только после окончательного высыхания раствора. (См. также: Монтаж батарей отопления своими руками)
Такие требования по закреплению кронштейнов должны выполняться обязательно. Ведь вес ребра чугунной батареи составляет около 7 килограмм, и это еще без воды. Представьте себе вес целой конструкции, наполненной водой.
А последним шагом остается только подсоединить радиатор к общей отопительной системе. Перед этим открывают заглушки. Все стыки в местах соединений обязательно следует проложить паклей или фум лентой, чтобы исключить протечки. Для того чтобы батарея заполнилась водой открывают специальный кран.
Как рассчитать количество секций
Для того чтобы правильно рассчитать необходимое число секций в батарее необходимо знать, что тепловой показатель в таких радиаторах варьируется от 80 до 160 Вт. несколько лет назад расчет мощности производился по принципу — одна секция на 2 квадратных метра. Теперь расчеты более сложны. Но это дает возможность не переплачивать лишние деньги и получить оптимальный тепловой результат.
Для того чтобы правильно рассчитать мощность потребуется коэффициент, который составляет 41 Вт для блочных домов и 34 Вт для многоэтажек из кирпича, а вот для современных новостроек в которых в качестве утеплителей применяют только современные материалы этот коэффициент равен всего лишь 20 Вт.
Важный момент, все данные коэффициента предусмотрены только для помещений, в которых имеются установленные стеклопакеты. Если у вас в квартире деревянные окна, то к значению нужно прибавить 15%.
Мощность устройства будет равна умноженному на коэффициент объему помещения. Для того чтобы узнать количество секций нужно просто разделить полученный результат на тепловую мощность одной секции.
Разумеется, секции лучше покупать с запасом. К примеру, у вас вышло 20 секций, лучше купите 21. Мощность чугунной батареи отопления высчитывается аналогичным способом.
Хочется добавить, что на сегодняшний день чугунные радиаторы по-прежнему очень актуальны. На рынке представлено множество видов самых разнообразных производителей. Неплохо зарекомендовали себя батареи чугунные чешские. Есть достаточно оригинально оформленные модели.
Если выбирать среди отечественных производителей, то можно отметить Луганские чугунные батареи. Неплохо зарекомендовали себя на потребительском рынке, а также получили много положительных отзывов.
Если вы решаете поменять свои старые чугунные батареи на новые легкие радиаторы, хорошенько подумайте. Не получится ли так, что зимой вам станет несколько прохладно в помещении. Если основная причина для смены элементов отопления это внешний вид батарей, то может просто стоит их обновить.
Возможно, нужно просто удалить старую краску, тщательно зашкурить поверхность радиаторов, аккуратно покрасить, избегая потеков и пожалуйста, новая батарея готова. За исключением своего большого веса, чугунные батареи стоят на первом месте по всем показателям.
Полезные советы
Интересный факт. Многие не хотят использовать чугунные радиаторы исключительно из-за их внешнего вида. Но в последнее время широкое распространение получили именно батареи отопления чугунные ретро. Именно те модели, от которых так старательно уходили. Поклонники стиля ретро зачастую специально заказывают такие модели в магазинах. Поклонникам же более современного дизайна можно предложить отдекорировать чугунные радиаторы специальными экранами.
Потерь тепла от экранов не происходит, а вот батареи выглядят как-то по-особому просто, но стильно. Тем же, кто не хочет менять свои батареи можно просто привести их в первоначальный красивый вид. Батареи можно перекрасить, используя современные материалы или самостоятельно придать им довольно необычный вид. Выбирая материалы, обязательно подбирайте те, которые смогут выдержать высокую температуру более 80 градусов. Желательно проконсультироваться насчет покрасочных материалов и у продавцов. Есть некоторые краски, которые при взаимодействии с горячими поверхностями могут изменить цвет. В таком случае, покрасив аккуратно батарею в белоснежный цвет, можно увидеть совсем не кристально белый вариант в период отопления.
Кстати, есть фирмы, в которых можно заказать радиаторы, оформленные под дизайн вашей комнаты. Такая услуга пока всего лишь новшество на рынке. Но она начинает набирать обороты. Как показывает практика, большинство пользователей чугунными радиаторами, все же предпочитает их модернизировать, нежели менять.
разборка нового и старого прибора
Как показывает практика, несмотря на использование современных материалов для изготовления радиаторов отопления, чугунные изделия не теряют своего потребителя. А все потому, что чугун отличается прекрасной теплоотдачей и при этом обладает инерцией отдачи энергии, являясь хорошим накопителем тепла. Поэтому для многих потребителей при выборе что батарей, что котлов отопления, вернее, встроенных в них теплообменников, изготовление их именно из чугуна является определяющим. По этой же причине многие не спешат заменять старые, послужившие не один десяток лет, системы отопления.
Однако иногда чугунные радиаторы, имея немалый срок службы позади, требуют ремонта. Обычно он заключается в замене прохудившейся и давшей течь прокладки между секциями, что возможно только лишь при частичной разборке батареи. Не исключено, что и современный чугунный радиатор не придется разбирать. Такая потребность может возникнуть в случае просчета в количестве секций для отопления определенного обособленного помещения, когда понадобится увеличивать радиатор добавлением его структурных элементов.
Другими словами, от потенциальной возможности быть разъединенным ни один чугунный радиатор за время своей эксплуатации, которое исчисляется десятками лет, не застрахован, а потому знание правил разборки и сборки этих изделий может пригодиться.
Как разобрать новый чугунный радиатор
Новый радиатор, который служит недолго, редко дает течь, чаще нужда в его разборке возникает при желании добавить (или отбавить, бывает и такое) количество секций.
По какой бы причине не возникла необходимость разборки, батарею, прежде всего, нужно отсоединить от подведенных коммуникаций и снять с держащих ее крюков. Перед тем как это делать, не забудьте слить теплоноситель из системы или перекрыть краны на трубах, если таковые имеются.
Читайте также: Как своими руками разобрать алюминиевый радиатор отопления?
Слить воду нужно и из самой батареи, приподняв одну из ее сторон. Ввиду массивности чугунного радиатора, работу лучше делать с помощником. Освобожденное от содержимого изделие укладывается плашмя на предварительно подложенные доски или, скажем, лист ДСП или OSB лицевой стороной вверх.
Теперь нужно открутить футорки (полые гайки с внутренней и наружной резьбой для подсоединения труб к батарее) и заглушки, применив соответствующий по размеру или разводной ключ.
Пришло время отсоединять секцию и для этого понадобится специальный сантехнический радиаторный ключ. В магазинах этот инструмент не встретишь, взять его можно напрокат в специальных сервисах или попросить попользоваться у знакомого сантехника. Дело в том, что это самодельное приспособление, поэтому двух одинаковых ключей не бывает. Общее в них, это рабочий прямоугольный наконечник с размерами 40х24 мм, который приварен или к длинному (до 70 см) куску металлической арматуры или трубы. С другой стороны железного прута обычно имеется проушина для вставления в нее какого-либо рычага.
Прежде, чем приступать к раскручиванию, нужно определиться с направлением резьбы. Могут быть нюансы, но в большинстве случаев, если подойти к радиатору спереди, справа будет правая резьба, слева, соответственно, левая. Обычно это правило распространяется на заглушки и футорки на каждой из сторон, поэтому направление резьбы можно узнать по ним. На современных моделях возле входящих отверстий может быть маркировка L – левая, R – правая резьба.
Определившись с резьбой, можно приступать к разборке чугунных радиаторов. Если нужно рассоединить крайние сегменты, нащупать ключом нужную гайку обычно несложно. Когда же интересует соединение, расположенное ближе к середине батареи, желательно на ключе сделать отметку, соответствующую расстоянию от входного отверстия до нужного сочленения сегментов. Пометить можно мелом, куском скотча или изоленты, намотав в нужном месте. Теперь необходимо ввести ключ, слегка проворачивая при прохождении ним встречающихся отверстий.
Найдя нужную ниппель-гайку и введя в ее отверстие рабочий наконечник, можно вставлять в проушину с другой стороны ключа какой-либо вороток и пробовать сорвать гайку согласно направлению резьбы. Прикладываемое усилие может быть ощутимым, поэтому вороток лучше взять покрепче и подлиннее. Если гайка поддалась, прокручивать можно не более, чем на пол-оборота, чтобы не возникло перекоса и напряжения, которое хрупкий чугун не любит. Теперь такую же процедуру необходимо проделать с другой гайкой, стягивающей интересующие секции.
Откручиваются ниппели поочередно, — один оборот — нижний, один оборот — верхний, и так до полного разъединения секций батареи отопления.
Разборка старой чугунной батареи отопления
Для того, чтобы разобрать видавший виды чугунный радиатор, обычно приходится прилагать большие усилия из-за того, что со временем соединяющие гайки «прикипают», покрываясь приличным слоем всяких налетов и отложений. Кроме того, коррозия может частично разрушить отверстие в ниппеле, из-за чего радиаторный ключ может оказаться неэффективен. Поэтому, предусмотрев возможные сложности, нужно приготовить дополнительный инструмент, который может понадобиться:
- паяльная лампа или строительный фен;
- УШМ (болгарка) с кругом по металлу;
- ножовка по металлу;
- небольшая кувалда.
Производить разборку старой отопительной батареи лучше на улице, положив ее на что-нибудь деревянное. Перед тем, как приступать к разборке долго служившего радиатора, его желательно хорошенько чугунные батареи промыть проточной водой. Далее можно попытаться сделать все так, как с новым. Если попытка сорвать стягивающую гайку не увенчается успехом, что вполне вероятно, можно прибегнуть к дополнительным мерам.
- Нагреть интересующее соединение. Для этого лучше использовать паяльную лампу или, хотя бы, строительный фен. Батарею отопления в месте соединения сегментов необходимо хорошенько прогреть по кругу, после чего, не дав остыть, попытаться сорвать гайку. Можно попробовать сделать несколько циклов нагревание-остывание, если с первого раза не удастся. Работая с раскаленным металлом не нужно забывать про меры предосторожности, используя плотные защитные перчатки. Если и после этого процесс не пошел, придется применять более радикальные способы воздействия.
- Распилить место стыка секций. Быстрее это можно сделать с помощью болгарки. Но, при этом нельзя переусердствовать, потому что при подобном достаточно длительном воздействии чугун может дать трещину. Поэтому разрезать нужно с небольшими перерывами, а не за один заход. Если же есть время и желание, это лучше сделать, применив ножовку по металлу.
- Разбить секцию. В случае, когда распиливание не кажется хорошей идеей, а разобрать батарею все-таки нужно, можно не спеша, аккуратно (может отскочить осколок) разбить одну из секций кувалдой, начав с ее середины и постепенно продвигаясь к местам соединений.
Сборка чугунных батарей отопления
Собрать батарею можно в обратном порядке. Перед сборкой перебрать ниппели, проверив качество резьбы и внутреннего отверстия под радиаторный ключ. При необходимости гайки заменить на новые. Также необходимы свежие прокладки, желательно из паронита, но можно и силиконовые. Поверхности секций в местах соединений желательно зачистить наждачной бумагой, даже если они новые.
Теперь соединяющиеся секции выкладываются друг против друга на ровную поверхность так, чтобы отверстия максимально совпадали. На соединяющие гайки надевается прокладка, после чего ниппель слегка вкручивается в две противолежащие секции одновременно сначала вверху, затем внизу (или наоборот). Затягивание гаек также нужно производить попеременно, не допуская перекосов. Вначале ключ проворачивается руками без воротка, — ниппели, если идут по резьбе, должны легко вкручиваться. Только последние витки гаек при сборке секций чугунных батарей отопления должны оказывать сильное сопротивление, когда нужно применять вороток.
чистка своими руками, как промыть батарею, почистить не снимая, чем мыть
Чугунные радиаторы считаются классикой водяного отопления: с момента изобретения в 1857 году по настоящее время они используются во многих домах и квартирах.
Коррозионная стойкость, высокая теплопередача, небольшое гидравлическое сопротивление, тепловая инертность — качества, обеспечивающие спрос на эти изделия.
Радиаторы из чугуна имеют секционную конструкцию. Оснащаются запорными устройствами, заглушками, пробками, ниппелями, прокладками.
Изделия отличаются большим весом, крепятся на специальные настенные кронштейны, но выпускаются и напольные батареи на ножках. Нагреватели обеспечивают комфортный режим: до 35% тепла передаётся способом излучения, остальное — конвекцией.
Google+
Vkontakte
Odnoklassniki
Основные причины неисправностей чугунных радиаторов отопления
Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.
Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.
Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:
- Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
- Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкос