Как сделать прокол под дорогой собственными силами или используя ГНБ? | Статьи | ТРУБОПРОВОД.рф
Как сделать прокол под дорогой? Таким вопросом задаются многие, кому необходимо сделать подводку труб или кабеля к дому. Прокол под дорогой это альтернативный вариант, который не требует поломки асфальта, и загораживания проезжей части.
Проколы под дорогой производят для того, чтобы осуществить прокладку: канализации, газопровода, воды, различных кабелей.
Прежде, чем приступать к работе, необходимо знать некоторые моменты том, как сделать прокол под дорогой:
— Если необходимая длина прокола не достигает 10 метров, то прокол не особо сложен. Если же расстояние более 10 метров, то прокол делается при помощи специального оборудования.
— Понадобится следующее оборудование: штанги удлинительные, пустая гильза с буром.
Последовательность действий при проколе под дорогой расстояния до 10 метров
- Необходимо выкопать приямки для бурения. Такие приямки должны бать немного шире, чем основная траншея. Их делают с обеих сторон дороги.
- При помощи гильзы прокручивают отверстие, прижав её ломом, пока полость гильзы не переполнится. При наполнении гильзы, её вынимают, очищают, и продолжают работу.
- Когда гильза полностью уходит в землю, её продлевают, удлиняя при помощи штанг.
- Нужно следить за осью гильзы, он не должна искривляться и уходить в другую сторону от намеченной траншеи.
Такой прокол можно осуществить собственными силами, имея вышеуказанные приспособления.
Последовательность действий при проколе под дорогой расстояния от 10 метров
В таких случаях, (расстояние от 10 метров) используется ГНБ (горизонтально-направленное бурение). Такое бурение применяется при помощи специальных установок. Эти буровые установки могут сделать прокол на километры, при этом можно проложить трубы диаметром 1,4 метра. Также, эта установка может менять свою траекторию, обходя различные препятствия.
Этапы ГНБ:
- На начальной стадии необходимо проложить пилотную скважину, при помощи буровой головки. Она изготовлена из твердосплавных сменных пластин и соединена со штангой. Штанга очень гибкая, что позволяет изменять траекторию бурения.
- Второй этап – расширение скважины. Происходит при помощи специального расширителя, который надевают на ту же штангу.
- Осуществление необходимой работы: протягивание трубы, кабеля, газопровода…
С просторов интернета
«Погуглив» данный вопрос можно найти и такие варианты «спецмашин» для проколов своими руками. Вот как описывают личный опыт проколов «своими руками» умельцы на форумах с тематикой делай сам.
Я занимался несколько раз проколами под асфальтированными и другими дорогами в виде шабашки. Брали мы в аренду инструмент для этого — бур. Сделан он из дрели для рельс. К этой дрели приделаны колёсики — мы сделали рельсы! Ставим эту дрель в траншею. Имеется бур — шнек — 80 см шнека и удлинители по 1 — 2 метра. Так мы бурили от 4 до 11 метров. 1 раз попали в камень — пришлось рядом бурить! А так канешно были мучения если эту дрель вытягивать вручную! После первого раза мы взяли лебёдку электрическую — забили лом в конец траншеи и вобщем заганяли дрель а потом вытягивали лебёдкой — это было и облегчение и ускорение процесса! в зависимости от состояния грунта бурили то за 3 часа то за полдня! Вот есть даже фото этого инструмента!……..
Вот сам шнек с удлинителями! Но это не так то и легко — было закусывало бур и с рук вырывало тележку! Могло и зубья повыбивать человеческие!
Конечно же каждый выбирает сам, но во многих ситуациях целесообразно применение именно прокола под дорогой. Это экономит время, не вредит грунту и поверхностям дороги и не мешает проезду. Помните: выполнение работы профессионалами — гарантирует качество и безопасность выполненных работ.
Источник: http://gorizontalnoeburenie.ru/kak-sdelat-prokol-pod-dorogoy.php
Источник фото: http://newforum.delaysam.ru/topic.php?forum=14&topic=80
Какая труба лучше для дренажа при устройства подъезда к участку: обзор всех вариантов + пошаговая укладка в канаву
Здравствуйте, дорогие читатели! Канава на въезде во двор частного дома или дачи выполняет важную функцию. Именно в нее стекают дождевые и талые воды, которые могут повредить дорожное покрытие проезжей части.
Труба в канаву должна монтироваться правильно. В противном случае она не выдержит наружного давления и разрушится, либо отвод осадков и грунтовых вод будет выполняться не в полной мере. Они подмоют насыпь заезда и вызовут аварийную ситуацию. Как правильно уложить трубу в канаву, расскажет эта статья.
Материалы исполнения и виды
На трубы, проложенные в канаве, оказывает давление вес земли. Даже если поверху них залит бетонный мост, то он только перераспределяет эту нагрузку, но не может полностью устранить ее. Поэтому для скрытой прокладки необходимы трубы, обладающие достаточным уровнем кольцевой жесткости.
Кроме того, на них негативно воздействуют грунтовые, дождевые или талые воды, цикличность зимнего промерзания. А значит, материал исполнения подобных изделий должен быть стойким к коррозии и способным выдерживать низкие температуры.
Для таких работ подходят следующие виды труб:
- Металлические.
- Бетонные.
- Железобетонные.
- Из пластика.
Металлические
Стальная труба для прокладки в канаву может быть разного диаметра и длины, но обязательно толстостенная и хорошего качества. Металлические изделия с такими характеристиками, несмотря на вероятность появления коррозии, прослужат не менее 30-40 лет. Однако из-за большого веса металлических труб при их монтаже потребуется грузоподъемная техника.
Бетонные
Бетонные трубы кладут в канаву чаще других, поскольку они обладают большой пропускной способностью. Бетон отлично сопротивляется воздействию агрессивных сред, выдерживает значительные нагрузки и служит в течение долгого срока. Однако из-за большого веса подобных конструкций их самостоятельный монтаж вряд ли осуществим.Железобетонные
Изготавливаются на заводах ЖБИ методом вибропрессования из тяжелого или мелкозернистого бетона, армируются арматурными каркасами из стальных стержней классов А-1 и А-III. Железобетонные изделия обеспечивают свободное транспортирование сточных вод, подходят для любых климатических условий. Длина отрезков составляет от 6 до 10 м.
Среди ж/б трубы по несущей способности различают 5 групп с допустимой высотой засыпки грунтом не более 2, 4, 6, 8 и 10 м. Для укладки в канаву можно взять трубу 1 группы. Она способна выдержать давление слоя грунта высотой до 2 м. Для большинства регионов нашей страны, где промерзание грунта не более 1,5 м, этого будет достаточно. У изделий 2 группы несущая способность выше. Их можно класть на глубину до 4 м. Однако такие конструкции достаточно хрупкие, поэтому должны укладываться на песчаную подушку и защищаться от весовых нагрузок слоем песка сверху.
Пластиковые
Для подземной прокладки выпускаются гофрированные пластиковые трубы, которые намного легче и дешевле других аналогов. Их пропускной способности и кольцевой жесткости достаточно для размещения в канаве. Они не ржавеют, долговечны и просты в монтаже. Их также нужно положить на песчаную подушку с прослойкой из геотекстиля, а сверху засыпать песком и щебнем.
Советы по выбору трубы
Кроме выбора материала трубы, важно грамотно определить ее диаметр. Правильный расчет сечения канала позволит талой и дождевой воде любой интенсивности свободно проходить за пределы участка. Если существует опасность попадания в полость конструкции крупного мусора, то с обеих сторон нужно установить защитные стальные решетки.
Учитывая, что железобетонные конструкции трудоемкие в монтаже, а металлические в условиях сырости подвержены коррозии, кроме того, дорогие, то лучшим вариантом устройства дренажной канавы будет пластиковая гофрированная труба. Она легко режется, устанавливается без применения спецтехники.
Для канавы можно взять канализационную двухслойную гофротрубу из полипропилена РР (ПП) (Прагма) или полиэтилена повышенной прочности (Корсис про) с гладкой внутренней поверхностью и структурированной наружной стенкой. Эти материалы отлично выдерживают внешнее давление и низкие температуры, не ржавеют, устойчивы по отношению к агрессивным средам.
Критерии выбора
Приобретать трубу для проезда через канаву следует с учетом следующих показателей:
- Способность выдерживать большую нагрузку. На строительную площадку возможен заезд грузовых автомобилей и спецтехники, поэтому подобное изделие должно обладать высокой механической прочностью, чтобы выдержать давление тяжелого транспорта и материала насыпи весом в несколько десятков тонн.
- Размеры траншеи. От них напрямую зависит объем проходящих сточных вод. Чтобы стоки не размывали насыпь, а полностью уходили из канавы, труба должна быть подходящего диаметра.
- Стоимостные показатели. На строительном рынке много разновидностей труб, которые можно применять для укладки в канаву. Выбор зачастую зависит именно от финансовых возможностей владельца.
Проектирование
При составлении проекта важно правильно определить ширину въезда на участок. Она должна быть минимум 4 м для возможности проезда не только легкового, но и грузового автомобиля. С каждой стороны также нужно дополнительно предусмотреть по одному метру защитной зоны. Значит, в канаву нужно укладывать изделие длиной от 6 м. Диаметр подбирают исходя из количества сточных вод. Весной талая вода должна заполнять трубопровод не более чем на ¼ объёма. Обычно устанавливают изделие диаметром от 300 до 500 мм.
Профиль канавы должен иметь форму перевернутой трапеции с плоским дном и шире уложенной конструкции на 10–20 см с каждой стороны. Чтобы исключить при эксплуатации всасывание трубы в грунт, дно углубляют на 25 см. Образовавшийся приямок засыпают щебнем и уплотняют. Глубина канавы должна составлять не менее 150–170 см в зависимости от толщины промерзающего зимой слоя.
Сама труба в канаве должна иметь строго горизонтальное положение или располагаться с уклоном в 2 см в нужную сторону. Иногда поверху траншеи заливают бетонный мост, выполняющий функцию распределения нагрузки.
Устройство дренажа
В дренажную систему канавы через заезд входит слой щебня и песка. Ими отсыпается сверху сливная труба, подстилающий слой на ее дне, а также боковые защитные зоны. Она устраивается, чтобы вода не просачивалась сквозь материал дорожного полотна, а проходила только через трубу. Для образования защитных зон вдоль канавы откапывают приямки шириной 50 см и глубиной 60 см. Их заполняют щебнем той же фракции.
Как установить трубу в канаву своими руками
Для быстрого и качественного выполнения работ по обустройству въезда на участок стоит привлечь опытную бригаду мастеров. Но, если есть уверенность, что справитесь самостоятельно, то подготовьте заранее необходимые инструменты и материалы, а также организуйте своевременную доставку спецтехники.
Необходимые инструменты и материалы
Кроме самой трубы, необходимы следующие материалы:
- Щебень.
- Песок.
- Геотекстиль.
- Бетон.
- Арматура и вязальная проволока.
- Доски для опалубки.
- Гвозди.
- Тротуарная плитка или асфальтобетонная смесь.
- Бордюры.
- Две декоративные решетки для защиты полости трубы от засоров.
- Влаголюбивые растения для облагораживания заезда: ирисы, астры, лианы, пионы и др.
Для отрывки траншеи нужен экскаватор с емкостью ковша 0,4–05 м3, для укладки тяжелых труб из металла или железобетона — автокран. Кроме спецтехники, потребуются следующие ручные инструменты и приспособления:
- Лопаты — штыковая и совковая.
- Ручная трамбовка.
- 2 ведра.
- Емкость для приготовления бетонной смеси.
- Вибратор для равномерной укладки бетона.
- Молоток.
Необходимая техника для облагораживания заезда
Облагораживание заезда также не обходится без использования строительной спецтехники: экскаватора и бульдозера. Если в качестве дорожного покрытия выбран асфальтобетон, то для его уплотнения потребуется специальный каток.
Технология укладки
Пошагово технология укладки выглядит следующим образом:
- Разметка участка под канаву и корыта насыпи заезда.
- Копка траншеи со стенками под уклоном и срезка грунта вокруг нее на глубину 35–40 см.
- Нарезка приямков по дну траншеи и на боковых стенках.
- Уплотнение земли на дне приямков.
- Заполнение нижнего приямка щебнем с послойным уплотнением.
- Устройство щебеночной подушки толщиной 15–20 см.
- Настилка слоя геотекстиля, чтобы песок не уходил в землю.
- Устройство песчаной подушки толщиной 15–20 см по всей ширине канавы.
- Монтаж трубы.
- Установка опалубки и вязка арматурного каркаса для бетонных оголовков.
- Заливка бетона в опалубку с уплотнением вибраторами.
- Засыпка канавы слоем песка толщиной 10–15 см.
- Заворачивание краев геотекстильного полотна.
- Заполнение боковых приямков щебнем.
- Обратная засыпка траншеи песком и грунтом с послойным уплотнением.
- Устройство песчаной подушки под насыпь вдоль канавы.
- Укладка геотекстиля на песчаный слой.
- Устройство щебеночного основания под проезжую дорогу.
- Устройств дорожного покрытия переезда через канаву.
- Установка бордюров.
- Демонтаж опалубки с оголовков.
- Планировка участка и разбивка клумбы.
- Высадка и полив растений.
Видео по укладке
Бюджетный вариант обустройства въезда на дачу от народных умельцев смотрите на видео.
Основные ошибки при укладке трубы в канаву
- Отрывка канавы недостаточной глубины.
- Укладка трубы сразу на грунт, обратная засыпка местным грунтом.
- Отсутствие послойного уплотнения подстилающих слоев.
- Использование щебня крупной фракции для засыпки сверху. Под давлением тяжелой техники края щебня могут повредить внешнюю поверхность трубы, что приведет к разрыву стенки.
- Монтаж трубы с уклоном в обратную сторону.
- Малая толщина песчаных слоев.
- Отсутствие защитных конструкций по бокам канавы и насыпи.
Как избавить насыпь от размывания
Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:
- Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
- Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.
Заключение
Укладка трубы в канаву – это довольно трудоемкий процесс, но вполне выполнимый своими руками. Способов обустройства заезда много, а неизменной остается лишь цель – защитить участок от подтопления и организовать надежный проезд для транспорта. Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии под статьей, делитесь полезными идеями с друзьями в социальных сетях.
Загрузка…Прокол под дорогой своими руками | Как сделать горизонтальный прокол грунта вручную
Владельцы земельных участков и собственных домов знают, как сложна бывает прокладка коммуникаций, если по пути нужно преодолеть какую-то преграду: ручей, асфальтированную дорожку, строение, проезжую часть и т.д. Можно поручить эту работу специалистам, но горизонтальное бурение стоит дорого. Сейчас мы разберемся, как сэкономить и сделать горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками. Это не так уж сложно, и в результате вы сэкономите от 30% до 50% затрат, если сравнивать с наймом специалистов для бурения.
В данной статье мы не будем давать рекомендации по инструментам или расходным материалам — разберем пока саму технологию бестраншейной прокладки коммуникаций. В общей сложности она представляет собой выполнение горизонтального отверстия в грунте (путем его уплотнения), чтобы затем протянуть в это отверстие трубопровод.
Технология прокола под дорогой своими руками:
- Наметьте траекторию прокладки коммуникаций под преградой. С двух сторон от преграды выройте рабочие приямки нужной глубины (чуть больше глубины самого прокола под коммуникации). Ширина стартового приямка должна быть такой, чтобы в него поместился работник с прутом арматуры до 2 метров.
- Из стартового приямка начинайте вбивать по предполагаемой линии прокола стержень арматуры — он выступит в роли направляющей, а заодно поможет узнать, нет ли каких-то подземных преград (камней и т.д.). Вбивайте пруток до тех пор, пока его конец не покажется со стороны финишного приямка. Если же длины прутка недостаточно — наварите следующий стержень. Имейте в виду, лучше использовать стержни не длиннее 2 метров, иначе они будут деформироваться под ударами еще до захода в грунт.
- Проложив арматуру в качестве направляющей, на нее следуют надеть трубу и начать вбивание. Чтобы труба легче прорезала грунт, на ведущий конец установите зубчатую насадку, а на другой конец (по которому производятся удары) — насадку-стакан. По мере того, как труба будет продвигаться в грунте, внутри начнет скапливаться и уплотняться земля — ее легко вымыть с помощью водяного насоса.
Важно: этот способ хорошо подходит только для относительно небольших проколов, не длиннее 3-4 метров.
Что же делать, если нужен прокол под дорогой на 10 метров своими руками? Можно воспользоваться для забивания арматуры и трубы гидроцилиндром или другим инструментом (например, дрелью). Но удержать при этом работающий инструмент в руках в одиночку очень сложно, да и сама процедура окажется трудоемкой. Бурение для бестраншейной прокладки коммуникаций длиной от 10 метров и более должно производиться специальной техникой по методу ГНБ.
Существуют мини-установки горизонтального бурения для таких случаев. Но здесь есть один нюанс: самовольно выполнять бурение нельзя, даже если работы будут проводиться по вашему участку. А ведь этим вопросом, как вручную сделать прокол под дорогой, обычно интересуются владельцы строящихся домов, которые нужно подключить к магистральному водопроводу или другой сети. Так вот, в этом случае требуется согласование.
Этап 1: согласование проекта строительства
План прокладки коммуникаций, в том числе и тех, что будут проходить под землей, должен быть обозначен в проекте строительства. Сам же проект нужно согласовать в соответствующих органах еще до начала работ.
Зачем нужно согласование:
- Под землей могут проходить коммуникации, о которых вы не знаете, и есть риск их нарушить.
- За самовольное бурение, особенно если оно выйдет за пределы вашей собственности, положен внушительный штраф.
- Самовольное подключение к магистральным сетям строго запрещено (вы в любом случае не сможете сделать это без согласования проекта).
Этап 2: выбор метода прокладки
Выше мы описали, как делают горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками, но этот способ имеет немало ограничений. Он подходит только для песчаной и глинистой почвы без каменистых включений, а длина и диаметр трубопровода должны быть небольшими.
Прокладывать трубопроводы большего размера можно с помощью домкрата, пневмопробойника, грунтопрокалывателя, методом гидропрокола или вибропрокола, мини-установкой ГНБ и т.д. Каждый из этих способов требует своих условий, начиная от определенного типа почвы и заканчивая бюджетом строительства. Например, горизонтальное бурение ГНБ и прокладка пневмопробойником невозможны в почве с повышенным водонасыщением.
Ключевые факторы выбора:
- Длина подземной трассы для коммуникаций;
- Диаметр трубопровода;
- Тип почвы и наличие скальных включений;
- Наличие подземных вод и водонасыщенность грунта;
- Характеристики участка и наличие подземных коммуникаций.
Как видите, перед тем, как сделать прокол под дорогой своими руками, важно всесторонне изучить сам участок и особенности грунта.
Исследование грунта
Для изучения свойств почвы на участке, где планируется прокол, можно обратиться в любую организацию, которая проводит геодезические работы. Компании, специализирующиеся на методах ГНБ, также обычно имеют в своем штате таких специалистов.
Результаты исследований сообщат о следующем:
- Тип и состав почвы;
- Наличие твердых включений;
- Наличие подземных пустот;
- Направление, скорость и глубина прохождения подземных вод;
- Возможные опасности на застраиваемом участке.
Независимо от того, делаете вы прокол под дорогой своими руками или с помощью инструмента, такие сведения помогут не потратить время и деньги впустую, внезапно наткнувшись на скальную породу или старые коммуникации. Кроме того, они важны для обеспечения безопасности во время работ и позволят избежать обвала уже готового тоннеля.
Полезные советы:
- Используйте качественные трубы для коммуникаций и помните, что разные материалы отличаются по температурному режиму, стойкости к коррозии, прочности и т.д. Выбирая трубы, учитывайте все эти факторы и тип коммуникации.
- Убедитесь, что дрель, установка ГНБ или другой инструмент, который вы хотите применить для прокола или горизонтального бурения, имеют достаточную мощность. Особенно это важно, если речь идет о твердых почвах.
- При использовании метода ГНБ обращайте внимание на качество бентонита. В его составе должно быть не более 1% песка, максимальное время растворения в воде — до 20 минут. Оптимальный расход: из 1000 кг бентонита должно получаться от 30 куб.м. бурового раствора и выше.
- Используйте воду, чтобы размягчить слишком плотный грунт и облегчить выполнение прокола или бурения. Кроме того, после высыхания вода сделает тоннель для коммуникаций более прочным.
Техника безопасности: стоит ли делать прокол самостоятельно?
Сразу отметим, в каких случаях не стоит делать прокол под дорогой своими руками: если длина необходимой трассы больше 10 метров, а также когда на территории уже есть подземные коммуникации или труднопроходимые участки.
На песчаных, глинистых и других мягких грунтах можно рискнуть и сделать все самостоятельно, если вы достаточно хорошо изучили участок. Но в любом случае вы должны подготовиться, изучить техническую часть вопроса и быть уверенными в своих силах.
Когда можно сделать прокол вручную:
- У вас есть инженерное или строительное образование либо большой практический опыт в этих сферах, чтобы правильно оценить риски.
- Вы согласовали проект строительства или реконструкции дома с планом будущих коммуникаций, вам одобрили проведение работ.
- Вы уверенны в своей физической силе (особенно если речь идет о механическом проколе) или имеете несколько помощников.
- У вас есть все необходимые инструменты: домкрат, дрель, пневмопробойник или мини-установка ГНБ, сварочный аппарат и т.д. (выбор инструментов зависит от метода прокладки коммуникаций).
- Вы готовы приложить усилия, потратить время на изучение технологий и все сделать самостоятельно, чтобы сэкономить на затратах.
- Вы исследовали грунт и уверены, что он подходит для выбранного метода прокола. На нужном участке нет подземных коммуникаций.
- Длина подземной трассы, которая будет выполняться методом прокола, не превышает 10 метров.
Если же у вас есть сомнения или вы не хотите тщательно изучать методы бурения, заниматься исследованием грунта и другими подготовительными работами, которые могут занять несколько недель, лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники справятся с задачей в течение 2-3 дней без ущерба для благоустроенной территории. При этом компании дают пожизненную гарантию на свои работы, а значит, не нужно будет опасаться просаживания или обвала грунта.
Оставьте заявку на расчёт сметы. Бесплатно!
методы, технология, поэтапная инструкция работ, особенности
Еще 10-15 лет назад при прокладке трубопровода приходилось перекрывать улицы, выкапывать огромные траншеи, что создавало значительные неудобства для жителей больших городов. При современных темпах строительства очень часто возникает потребность провести к какому-либо участку дополнительные инженерные сети, такие, как канализационные или другие трубы. Однако прогресс не стоит на месте, и в строительной области со временем появляются новые технологии, помогающие коммунальным службам решать множество проблем.
Прокладка труб без рытья траншей позволяет сэкономить довольно много времени при прокладке или замене трубопровода, а также избежать неудобств и решить такие проблемы, как проведение коммуникаций под магистралями и дорогами с оживленным движением. Новые технологии дают возможность рабочим прокладывать трубы на значительное расстояние без выкапывания траншей и заменить коммуникации, проложенные на большой глубине, в очень короткие сроки.
Современные методы бестраншейной прокладки труб
Бестраншейная прокладка труб
На сегодняшний день применяется 3 метода прокладки труб без рытья траншей:
- прокалывание;
- продавливание;
- горизонтальное бурение.
В первом случае грунт прокалывается специальной трубой с наконечником (буром). Прокалывание осуществляется при небольшом диаметре самой трубы и на относительно небольшое расстояние.
Продавливание может применяться при прокладывании труб гораздо большего диаметра и на значительные расстояния. Этот метод часто используется для прокладывания стальных труб, когда сама труба продавливается сквозь слой грунта.
Горизонтальное бурение осуществляется с применением буровых установок, при этом ширина отверстия может быть гораздо больше, чем нужно для прокладываемой трубы. Преимуществом данного метода является то, что он позволяет рабочим незначительно изменять маршрут бура в процессе работы – для того, чтобы обходить препятствия.
При прокладке труб бестраншейным методомучитываются такие факторы, как характер грунта, где будет проходить канализационная (или другая) система, ширина самой трубы и те материалы (вернее, их свойства), из которых она изготовлена, а также расстояние, на которое нужно проложить трубопровод.
От этих факторов зависит, каким способом будет проложена данная инженерная коммуникация (при помощи прокалывания, продавливания или горизонтального бурения). От характера грунта также зависит выбор того или иного бура, что влияет на конечную стоимость работ.
Технология прокладки трубопровода бестраншейным методом
Прокладка канализационной трубы без траншеи зачастую осуществляется методом прокалывания или горизонтального бурения, что обусловлено относительно небольшим диаметром канализационной трубы.
Современная технология бестраншейной прокладки трубопровода включает в себя несколько последовательных этапов:
- само бурение осуществляется буровой головкой (или буром), внутри которого находится излучатель, подающий сигналы на локатор, который находится в руках у рабочего, обслуживающего буровую установку. Локатор позволяет определить, в каком месте находится бур в данный момент и скорректировать его направление в процессе работы;
- расширение скважины происходит при помощи специального расширителя с вращающимися ножами;
- укладка и протяжка труб при помощи специального троса – расширителя, который, вращаясь, протягивает трубу внутри скважины. Размер скважины обычно на 20% больше, чем необходимо, поэтому на данном этапе обычно не возникает никаких затруднений.
Подготовительные работы перед прокладкой трубопровода
Проектирование прокладки трубы
Чтобы правильно проложить трубу, необходимо соблюдать определенную очередность действий:
- начинать работу нужно с составления грамотного проекта, который предусматривает оптимальный маршрут пролегания канализационной системы. Он должен быть максимально прямым, с минимумом изгибов и поворотов, которые крайне нежелательны для системы канализации, т.к. именно в этих местах могут возникать засоры. Чтобы оградить себя от неприятностей, связанных с засорами канализации, нужно установить небольшие смотровые колодцы, через которые можно будет разобрать данный участок трубы в случае поломки. При прокладывании канализационной системы на большие расстояния такие смотровые колодцы устанавливаются на расстоянии 25 метров по всему маршруту трубопровода;
- определение глубины залегания канализационной системы. Это очень важно для изоляции трубы от холода. Для того, чтобы понять, на какой глубине должна проходить канализация, необходимо учитывать глубину промерзания почвы, в том числе глубину залегания магистральной канализационной трубы, чтобы потом можно было осуществить подключение;
- расчет уклона канализационной системы, который должен составлять от 1 до 2-х см. на каждый погонный метр трубы. Если сделать такой уклон невозможно, потребуется подключение фекального насоса;
- выбор технологии прокладки трубопровода. Это может быть бестраншейный метод или наоборот, рытье траншеи при помощи спецтехники с последующим укладыванием туда канализационного трубопровода.
Проведение канализации к частному дому
Особенности проведения канализации в частном доме
Чтобы жизнь за городом была комфортной, необходимо снабдить его не только холодной водой, но и канализацией. При постройке нового дома прокладка труб под холодную воду и канализацию (как и другие инженерные сети) происходит еще на этапе возведения фундамента. Но если дом построен несколько лет назад, а возможность провести канализацию появилась только недавно, приходится задействовать специальную технику.
Прокладка труб в частном доме не представляет собой большой проблемы. Обычно для этого роется траншея, куда укладывается сама труба. Однако, если копка траншеи нежелательна (чтобы не разбивать цементный двор или не портить сад с дорогими и ценными растениями), используется метод прокладки труб без копки траншей.
При прокладке труб в загородном доме учитывайте температуру стоков и их ежедневный объем, от этого будет зависеть диаметр сечения трубы и материалы, из которых она должна быть изготовлена. Чаще всего на приусадебных участках используются канализационные трубы диаметром 110 мм из полипропилена (он выдерживает температуру канализационных вод до 80 градусов по Цельсию). При прокладке трубопровода по технологии прокола, например, под дорогой с оживленным движением, специалисты рекомендуют использовать двухслойные трубы с гофрированной поверхностью.
Трубопровод частного дома
Если есть возможность подключиться к магистральной канализационной системе, не забывайте учитывать глубину ее залегания. От этого будет зависеть не только глубина, на которой будет проходить канализация по участку, но также максимальная возможность ее уклона. Эту информацию, а также разрешение на подключение можно получить у организации, которая обслуживает данную магистраль. В противном случае придется вырыть выгребную яму, предварительно рассчитав ее глубину и размеры. Обычно при выходе канализационной трубы в септик она укладывается на метровой глубине.
Помните, что прокладка канализационной трубы без рытья траншеи потребует привлечения специальной техники, что может повлиять на окончательную стоимость работ по прокладке канализации в частном доме.
Теплоизоляция системы канализации
Чтобы труба не замерзла зимой, необходимо правильно определить глубину промерзания грунта (зависит от климата в данном регионе, а также от характера почвы). По правилам, система канализации прокладывается на 20-30 см. ниже уровня промерзания грунта. Однако, иногда определить оптимальную глубину для укладки трубопровода оказывается непросто, поэтому общепринятая практика гласит – канализационные коммуникации прокладываются не менее, чем на глубине 70-80 см от поверхности почвы.
Изоляция канализационной трубы от холода происходит при помощи утеплителей. Они бывают рулонные или формовые, в них укутывается труба непосредственно перед ее монтажом. В регионах с холодными суровыми зимами, где земля промерзает на достаточно большую глубину, утепление прокладываемой трубы осуществляется с помощью специального нагревающего кабеля, который укладывается по всей протяженности канализационной системы. В крупных строительных магазинах можно найти трубы уже с теплоизоляционным слоем.
Важно помнить, что утеплители для канализационных систем должны быть защищены от воды при помощи специальной гидроизоляции, т.к. под воздействием влаги они теряют свои теплоизолирующие свойства.