Posted on

Технология нанесения горячих и холодных эмалей. Эксперимент-фотоочет.

Вот, как и обещала небольшой рассказ о эмалях. Сборная информация из статей в интернете и свои ощущения. Извините, что так не скоро… были технические затруднения с опытами.

Классический способ — эмаль горячего отжига:

Эмаль (не путать с эмалевыми красками) — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.

В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.

В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).

В Россию эмаль пришла из Византии одновременно с принятием христианства и уже в XII веке упоминается в летописях. Современная художественная эмаль пришла в Россию из Европы в конце XX века.

Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались «финифть» и только в XIX веке старинное название «финифть», сменилось на новый термин «эмаль». Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый «глухой» — цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он «опускается», становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально. В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.

Ручной способ наложения эмали заключается в следующем: размолотую эмаль размешивают с водой и в виде кашицы накладывают на изделие при помощи кистей или специального инструмента — узкого металлического шпателя. Для разравнивания слоя эмали изделие слегка встряхивают. Ручной способ обычно применяют при наложении эмали на небольшие поверхности сложных конфигураций и профилей, например, в ювелирном деле. Работу выполняют в следующем порядке.

Влажной кистью берут немного эмали из фарфоровой чашечки, наносят на металл и там ее распределяют. Степень влажности зависит от рода работы. Если эмаль слишком сырая, то добавляют немного эмалевого порошка; если она сухая, то добавляют немного воды — иначе ее не нанесешь на изделие.

Хорошо делать поверхность основы шероховатой, так как при этом повышается прочность сцепления металла и эмалей. Медь служит прекрасной основой для эмали, так как обладает благоприятными соотношениями теплового расширения и отличается высокой точкой плавления. Однако медь имеет ничтожную светящуюся силу, и некоторые эмали, светящиеся на золоте или серебре очень ярко, на меди выглядят темными и грязными. Томпак (медный сплав с цинком), на котором эмаль хорошо держится, имеет большую световую силу, чем медь.

Обжиг эмали требует температуры нагрева 600— 800°. Для этого лучше всего применять электрические печи с открытыми спиралями. Такие печи очень производительны и экономичны. Мелкие ювелирные изделия помещают в обычные электрические муфели лабораторного типа с закрытой обмоткой. Для обжига эмали можно пользоваться газовым пламенем, и другими источниками тепла. Однако во всех случаях пламя не должно соприкасаться с эмалевой поверхностью, так как копоть, попадая в эмаль, может испортить изделие. Поэтому обычно при нагреве открытое пламя направляют на оборотную левую сторону изделия. Каждый предмет, который обжигают в печи, необходимо класть на специальную подставку, от качества которой во многом зависит успех обжига.

Отделка заканчивается отбеливанием металлических частей изделия (свободных от эмалевого слоя), которые в результате обжига покрываются окисями. Отбеливание производят в слабом растворе серной кислоты (не выше 15%), так как некоторые эмали нестойкие к кислотам, могут потускнеть и потерять яркость и блеск. В прошлом для отбеливания эмалей с большим содержанием свинца применяли органические вещества, не действующие на эмаль (квас, клюкву и др.).

Опыт: опыту подверглись несколько предметов, самым наглядным оказался вот этот крестик. В ближайшее время добуду еще пластики (а конкретно хочу именно створку складня), и опыт повторю. т.к. здесь конечно результат не очень, но реш

ила показать пока так, суть ясна.

Берем сухой готовый порошок эмали синего цвета, и разводим его водой:

Берем крестик, и конечно нужно было взять штихеля, и вручную, аккуратно, прорезать канавки, но особенная аккуратность не перследовалась. Я просто взяла бор машинку с жестким абразивным диском, и обработала поверхность, а потом бором «выбрала» все канавки. Извините, что так топорно. Но был бы крестик в состоянии чуть получше, то может и запарилась бы…. В выемки закладываем эмаль. Лучше не торопится, и дать выпарится влаге самостоятельно, но можно и подогреть немного изделие, но очень аккуратно. Если сразу начинать интенсивно греть, то вода закипит, и в последствие эмаль ляжет не ровно.

После выпаривания воды, начинаем греть газовой горелкой. Подробно процесс не сфотографирован, всвязи с техникой безопасности и наличием всего 2 рук).

Держа крестик пинцетом за ушко, нагрев ведется с обратной стороны изделия, дабы копоть не оседала на эмали. Крестик маленький и тонкий — греть пришлось недолго. Эмаль расплавилась и сильно осела. После остывания на воздухе (резко остужать нельзя, иначе эмаль растрескается) накладываем второй слой. И процедура повторяется. Таких слоев может быть очень много, в зависимости от глубины наших канавок. В данном случае двух слоев вполне хватило.

После нагревания металл окислился. Можно оставить как есть, если не появилось каких-либо пятен и т.д… но я решила что этот образец можно и добить, отполировав его…

Современный метод. Холодные эмали (синтетические):

Жидкие двухкомпонентные эмали используются для проведения декоративных работ путем нанесения на поверхность цветных и драгоценных металлов. При смешивании 10 частей эмали и 4 частей катализатора (пропорция 2,5 : 1) смесь прочно закрепляется при комнатной температуре в течение 48 часов, при температуре 100 С — за 45 минут, и выглядит как керамическое покрытие. Для получения различных цветов и оттенков эмали различного цвета могут смешиваться.

У каждого вида эмали есть свои достоинства и недостатки, и ниже мы попытаемся их вкратце перечислить. К достоинствам эпоксидных и фотоотверждающих «холодных» эмалей можно отнести простоту и технологичность их применения. Они практически не требуется оборудования, а также специфической подготовки поверхности изделия. Отлично закладываются на любые сплавы не только золота, но даже и на не металлические поверхности. Требуют минимальных профессиональных навыков от мастера, сроки обучения технике закладки таких эмалей исчисляются днями — неделями. Эти эмали, как правило, пластичны и редко скалываются, обладают хорошей ремонтопригодностью. Дефекты и сколы появляющиеся со временем на таких эмалевых покрытиях достаточно легко устраняются.

Из недостатков «холодных» эмалей следует отметить их подчас невысокие декоративные свойства – ощущение пластмассы, а также низкая твердость.

Низкая твердость «холодных» эмалей со временем приводит к потускнению, первоначально блестящего, эмалевого покрытия.

На наш взгляд применение этих эмалей вполне оправдано в бижутерии и дешевых ювелирных изделиях массового производства, но в дорогих, эксклюзивных золотых украшениях, несомненно, более достойно выглядит благородная «горячая» ювелирная эмаль.

Изделия с холодной эмалью могут быть покрыты полимерной смолой для предохранения эмали от царапин и в декоративных целях.

Опыт: опыту подверглась створочка складня.

Поверхность предварительно была вымыта щеткой с мылом. Углубления, предназначенные для эмали, зачищены шабером и нанесены риски, для большей поверхности соединения металла с эмалью. Поверхность обезжирена.

Просчитана пропорция компонентов, компоненты взвешены, и соединены. Запаха практически никакого нет (если принюхаться, то пахнет чем-то полиэтеленовым). По виду и консистенции напоминает акриловую краску. Легоко наносится, и легко убираются излишки. Высыхает в течении 48 часов, так что времени на работу предостаточно. К сожалению цвет выбрала темноватый. плохо видно саму эмаль на снимках.

Начинаем иголочкой наносить…

Ну вот! работа окончена!

После высыхания: На вид и восприятие тактильное — выглядит, как настоящая эмаль. К сожалению, иголкой царапается .

Выводы:

В целом мне очень понравилась «холодная эмаль». не портит изделие (его не надо греть, ее всегда можно удалить), проста в наложении, не требует сложного доп. материала и умений. Очень легко смешиваются цвета, получить можно любой оттенок, т.к. смешиваешь только основные компоненты, а когда получаешь нужный цвет — уже добавляешь отвердитель. можно использовать 2 цвета одновременно и они практически не будут смешиваться в изделие (нужно только их замешать с интервалом в полчаса). Но для устойчивости рекомендую покрывать сверху специальным лаком.

Горячая эмаль конечно лучше смотрится, не царапается, лучше блестит… но изделие после наложения такой эмали выглядит «новым». Можно патинировать и прочее, но это уже отдельная история. Более трудоемкая и непредсказуемо могут себя повести при нагревании различные изделия, особенно, если металл в «усталом» (как у меня на образце) состоянии.

Ну что, продолжим? Вот попробовала более крупную деталь и с эмалями разного цвета.

Вывод:

1. разноцветные эмали совершенно разные по свойствам, по температуре плавления.

2. и еще… это изменение цвета эмали. У меня был желтенький порошек, (симпотичненький цвет — см. фото «ДО» и «после») но когда эмаль остыла, то стала грязно-зеленая… не красивая. И расплавилась как-то плохо, хотя образец нагрела целиком до красна. Синяя и белая, прямо очень хорошо растеклись, а желтая так и осталась бякой какой-то. Больше не буду ее использовать. Может сама эмаль такая попалась. Если делать чистовую и ответственную работу, эмали надо проверять на образцах.

3. минимум два слоя требуется для нанесения. Первый слой сколько не пробовала, корявый какой-то, а второй очень даже гуд.

Выбор образца, зачистка лунок:

Нанесение эмали-порошка:

После прогрева:

Шлифовка бормашинкой с резиновым кругом:

Вот, очередной эксперимент.

Берем обломок средника. Ну, или то, что от него осталось. Анализируем возможности.

Прокаливаем и удаляем старую эмаль. Она совершенно никакого вида. В принципе, я когда прокалила — старая эмаль, там, где сохранилась получше расплавилась и растеклась заново. Предполагаю, что если вещь с частично своими эмалями (вполне устраивающими) их можно легко оставить, и просто довести новые, а старые практически не изменятся (но это если эмаль не сыпится как порошок).

Спиливаем петельки и выравниваем обломанный верхний край. К сожалению, она сильно деформирована, и свести трещину не удалось. При сведении трещины сама плашка становится сильно выпуклой. Это просто уже произошла деформация (растяжение). Возможно и можно было как-то свести, но у меня не получилось.

А дальше все, как обычно: накладываем эмаль, сушим и отжигаем первый слой эмали.

Далее на нашу трещину, снизу, подпаиваю медную пластинку. Полученную выемку буду заполнять эмалью, вместе со вторым и третим слоем основной эмали.

Конечно я надеялась залить трещину припоем, но очень уж большая трещина, и нет возможности грамотно обработать трещину. Решила заливать, как есть.

К сожалению промежуточные фотографии этого этапа мистически пропали, но принцип тот же.

После залития эмалью подложку аккуратно сняла, конечно эмаль очень хрупкая, и мне пришлось прибегнуть к хитрости. Участок трещины «горло святого» — все равно эмалью не зальешь, и его нужно было как-то восстанавливать. Тут на помощь пришла «холодная сварка — супер бронза». Ею я замазала трещину, и сделала усиление по всей обратке. С обратки — не красиво, но что сделаешь. Плашка предполагается для оформления в деревянную раму. Эта эпоксидка хорошо застыла, дав жесткость всей конструкции, она отлично обрабатывается и полируется. Вид у нее не бронзовый немного, но для заделывания мелких дефектов, я считаю, очень подходит. В целом участок «горла» получился очень неплохо. Фото конечно всего не передает.

В результате аж 5 полных прогреваний плашки, на поверхности образовался достаточно приличный окисел. Мною было принято решение шлифовки и полировки. Все равно изделие на вид «новое». Но через год, стоя на полке — оно наберет уже постепенно патинку, можно ускорить процесс в парах аммиака (сейчас не хочу возиться). Пусть стоит так, в питерском климате быстро потемнеет.

Я считаю, что это стала вполне самостоятельная вещь, имеющая право на жизнь! Вскоре она получит деревянную рамку (под размер — сама вырежу) займет достойное место, и будет служить мне по прямому назначению.

Простите за последние фото, но полированные вещи очень сложно снимать (а возиться с фотиком сейчас некогда). Спасибо всем за внимание.

По материалам интернет-форума piterklad.ru:

http://piterklad.ru/viewtopic.php?t=14888&highlight=

Техника ювелирной эмали. Горячая и холодная эмаль

Москва 8 800 1000 750 SOKOLOV Войти Войти

Личный кабинет

  • Избранное

Войти

  • SALE
  • Украшения Все разделы Украшения
    • Все украшения Украшения Все украшения Для кого Все украшения

      Для кого

      • Украшения для женщин
      • Украшения для мужчин
      • Украшения для детей
      Материал Все украшения

      Материал

      • Золото

Эмаль

 Как выбрать эмаль

Отправляясь в магазин за покупкой эмали, нужно обращать внимание не только на цену и фирму-производителя. У каждой эмали есть свое предназначение — от правильного выбора этого лакокрасочного материала и учета всех факторов может зависеть успех  ремонта в целом.

При выборе эмали обращают внимание на вид поверхности – материал может предназначаться для деревянной, стальной, бетонной, асбестоцементной, кирпичной или оштукатуренной поверхности. Лакокрасочные материалы отличаются друг от друга составом в зависимости от того, где планируют наноситься  — внутри или снаружи помещения. Не нужно забывать о важности показателей – температуры и влажности.

 Как наносить эмаль

Перед тем, как нанести эмаль, очистите поверхность от пыли, разных загрязнений и отслоившейся краски. Если предстоит работа с деревянной поверхностью, вначале загрунтуйте ее. Затем наносите эмаль в два слоя. В качестве инструментов для нанесения материала используется валик или кисть.

Эмаль также наносится краскораспылителем на сухую и очищенную поверхность. Тот лакокрасочный материал, который используют для внутренних работ, высыхает обычно в течение суток.

Что бы правильно нанести эмаль по металлу, поверхность должна быть сухой и чистой, очищенной от старой краски. Перед нанесением эмали на новую поверхность, нужно вначале применить специальную грунтовку, а затем — покрыть слоем эмали. Подождать, пока он подсохнет. И нанести еще один слой.

 

Восстановление эмали 

По прошествию определенного периода эмаль может потерять свои защитные свойства, а ее вид — всякую привлекательность. Нередко человек стоит перед выбором – совершать новую покупку или попробовать самостоятельно восстановить старое покрытие какого-нибудь объекта. Тем более, что с учетом всех затрат, второй вариант все равно будет более выгодным. 

Как восстановить эмаль ванной

Даже если человек никогда раньше не восстанавливал эмаль в ванной, он не должен пугаться и думать, что это сверхсложное задание. Что бы все выполнить верно, необходимо придерживаться последовательности операций и правильно подбирать материалы для восстановления эмали. 

Сначала  удаляется ржавчина со стенок ванной с помощью щавелевой кислоты, смешанной с водой. Наносится смесь поролоновой губкой или ватным тампоном. Через 30 минут кислота тщательно смывается. Если ржавчина не удалилась сразу, нужно подождать, пока поверхность высохнет полностью. Влаги в порах быть не должно – ванну нужно хорошо проветрить. Воздух можно просушить вентилятором.  А затем, затереть поверхность мелкой наждачной бумагой.   

После выполненных процедур ванна загрунтовывается. Наиболее подходящим материалом для этого будет аэрозольная грунтовка. Флакон с грунтовкой перед применением тщательно встряхивается. Затем наносится грунт. После того, как материал просохнет, можно приступать к следующему этапу работы. 

После очистки стен ванной от ржавчины и грунтования поверхности, наносится эмаль. Густая нитроэмаль, как нельзя лучше подойдет для этой процедуры. Вся поверхность ванной затирается нитроэмалью при помощи тампона, изготовленного из ткани. Нужно нанести три слоя – с перерывом в полчаса. Влажность должна быть умеренной. После высыхания верхнего слоя, он смачивается растворителем — это придает пленке полуглянцевый вид. Затем нужно ждать примерно сутки и отполировать поверхность ванной полировочной пастой. Для этого используется кусок фланелевой ткани. 

После восстановления эмали при мытье ванны не нужно использовать моющие вещества, которые содержат в себе кислоты или абразивные порошки.  

 

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка»

Сегодня расскажем о том, как мы накладываем холодную эмаль.

Итак, приступим; что нам понадобится:

1. Заготовка ювелирного изделия (украшением оно станет только тогда, когда заиграет красотой эмалей, и мы ему в этом поможем :)).

2. Эмали.

3. Катализатор.

4. Палитра (мы пользуемся толстым обработанным по краям стеклом для того, чтобы видеть цвет на свету без искажений, а также на нем легко размешивать эмали и легко содержать в чистоте).

5. Иглы, длинная и толстая для перемешивания и самая тонкая для накладки.

6. Салфетки или бумажные полотенца.

7. Печь (с возможностью поддержания заданной температуры).

Мы накладывали эмаль на кольцо из серебра 925 пробы. Для начала обратим внимание на рабочее место эмальера. Оно должно быть чистым. Эмаль легко впитывает пыль и соринки. Поверхность будет испорчена, если в эмаль попадет что-либо постороннее.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 1

Вот наша заготовка (уже отполированная, покрытая родием и опробированная). Эмаль — это финишный этап, который позволит назвать заготовку ювелирным изделием. Как мы создаем заготовки, мы подробно описали в другой статье.

Берем нужные нам эмали, тщательно размешиваем толстой иглой и переносим капли эмали на стекло. Обязательно считаем (нам нужна пропорция 60% эмали, 40% катализатора, можно взвешивать, но на маленьких обьемах мы считаем каплями). Мы используем два вида катализаторов: держащий каплю (для заполнения контура) и растекающийся (для заполнения гладких поверхностей).

В нашем примере мы должны заполнить эмалью крылышки бабочки. Если взять растекающийся катализатор, то эмаль просто потечет из контура.

После смешивания с катализатором эмали не густеют и остаются в «рабочем состоянии» около получаса, так что нужно прикинуть время росписи и иногда лучше разводить эмали по мере необходимости.

Добавляем катализатор в эмали.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 2

Видно, как эмаль лежит слоями, это еще не размешанный катализатор.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 3

Для нашей росписи нужны будут все цвета радуги. В наших эмалях были все, кроме оранжевого: мы его получили путем смешивания желтого и красного.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 4

Берем нашу тонкую иглу и начинаем наносить эмаль. Первый цвет у нас красный, потом оранжевый. После каждого цвета тщательно вытираем иглу, чтобы цвета не смешались!

Для того, чтобы нанести эмаль, мы на кончик иглы набираем маленькую каплю эмали и осторожно без нажима прикасаемся к перегородке на крылышке, это и будет точка, от которой мы начнем потихоньку растягивать эмаль.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 5

Потом желтый. Точно также аккуратно от края красной эмали начинаем накладывать оранжевую, тут самый важный момент не смешать цвета! Поэтому движения плавные, точные и четкие.

Есть раскраски на украшениях, когда нужно запекать каждый слой, чтобы он не смешался со следующим. В нашем примере мы кладем эмаль без промежуточного запекания, но для этого требуется аккуратность и немножко опыта 🙂

Часто для повышения точности мы пользуемся микроскопом.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 6

Зеленый.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 7

Голубой и синий.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 8

И фиолетовый.

Теперь наша бабочка играет всеми семью цветами радуги!

Запекаем при температуре 80 градусов 1 час.

Как накладывать холодную эмаль: создаем красочное кольцо «Бабочка», фото № 9

А пока наше яркое, радостное, поднимающее настроение кольцо запекается, мы убираем рабочее место 🙂 И можно рисовать на стекле картины оставшейся эмалью 🙂

Надеемся, что яркими красками создали отличное настроение! 🙂

На самом деле процесс росписи завораживает и иногда, начиная эмалировать рано утром, понимаешь, что день пролетел незаметно, когда за окном уже темно 🙂

Технология работы с холодными эмалями доступна для творческих людей и в домашней обстановке, так как не требует специальных условий и сложного оборудования, как в случае с горячими эмалями (об использовании технологии горячей эмали мы писали в отдельной статье).

С уважением, Александр и Марина Стодольские.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью

Я думаю, что покупателям будет интересно увидеть, как рождались их украшения, поэтому отснял по этапам весь этот процесс. Тем, кто понятия не имеет, что такое «горячая эмаль», этот степ даст общее представление об этом виде прикладного искусства. А может и вдохновит, технически сложного тут ничего нет!

Нам нужны: муфельная печь, медь листовая, эмаль. Это главное и основное, еще понадобятся несколько инструментов, которые вы можете сделать сами. Лучше, даже необходимо, в помещении иметь вытяжку, прямо над печью. Не секрет, что горячая эмаль не только дорогое занятие, но и очень вредное, если пренебрегать простыми правилами.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 1

Для обжига небольших работ у меня печка с камерой 14х12х7, старенькая немецкая EFCO на 900 в., которая выдает необходимые 850С. Удобно, когда печь с термореле, и автомат держит выставленную температуру, но я обхожусь без него, определяю подходящую температуру по цвету камеры.

Медь беру 0.2-0.3 мм, вполне подходит для колец и сережек, после придания им формы и чеканки приобретают жесткость, оставаясь легкими. Для больших брошей использую 0.4 мм, она подходит и для пластин до А5 размера. Опять же, надо учитывать предполагаемое количество отжигов — чем их больше, тем толще будет слой эмали и тем сильнее будет «вести» пластину. Да и в печи медь становится мягче, излишне тонкая пластина под большим слоем эмали провиснет на подставке как блин на вилке 🙂 Толстая же пластина в небольшой печке будет сильно забирать тепло, понадобится время, пока печь снова дойдет до нужной температуры.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 2

Эмаль у меня в основном Дулевская, есть несколько любимых немецких, под золото. Хорошо, когда много цветов, есть из чего выбрать, но не стоит их все использовать в одной работе — сложно справиться. Часто бывало, одна еще не расплавилась, а другая уже начала выгорать, превращаясь в черную окалину 🙂 Первое, что нужно запомнить — поведение каждой эмали и ее свойства, эффекты, которые она дает при спекании с нижним слоем. Каждый следующий обжиг добавляет неожиданностей, меняет каждую эмаль, которая была нанесена, пусть даже в первом слое. Для начала рассчитывать работу на 1-2 обжига оптимально. Собственно, я так и делал — часть украшений на один обжиг, часть — на два.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 3

Начинаю делать заготовки. Обычно режу ножницами, а тут использовал сварку. Идея не моя, прием понравился, и для украшений подходит. Перед тем, как нанести эмаль, медь надо отжечь — нагреть докрасна и опустить в воду, потом очистить от окалины. При резке сваркой заготовка сильно нагревается, остается просто бросить ее в воду, происходит отжиг. Вся сложность в получении красивых капелек, все это делается не за один раз, как может показаться.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 4

Чистка от окалины — обязательный этап, если вы не хотите, чтобы эмаль отскочила от медной пластины прямо в печи или при остывании. А при нанесении порошка эмали кистью или стеком грязь обязательно попадет в баночку с эмалью, и будет краска с черным крапом. Есть исключения, где окалину можно использовать, но это не наш случай. Мне нравится чистить резинками с абразивами, гораздо удобнее шкурок, тем более для неровных поверхностей. Темные резинки с «советских» времен, а светлая называется «ластик для чистки замши и нубука», долго держится и отлично чистит. Зачистить нужно с обеих сторон, т.к. оставленная окалина с каждым обжигом будет становиться толще и прочнее.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 5

Далее придал заготовкам форму, разбил сережки по парам, просверлил отверстия для крепления швенз. На некоторых сделал декоративную чеканку. Прикинул, какую эмаль куда и в каком порядке наносить, и примерно представляю, как должно получиться. Большую работу можно просчитать на три отжига, дальше я работаю уже с тем, что получилось, предвидеть дальше уже сложно 🙂 Я имею ввиду отжиги, где одна эмаль, наложенная на другую, изменяет ее, появляются эффекты, кракелюры, вплавления, и т.д.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 6

Нанесение эмали. Сначала нужно обезжирить поверхность, что бы потом не мучиться, пытаясь положить краску на медь, заляпанную отпечатками. Надо просто смочить край тряпочки слюной и протереть поверхность. Я делаю это с мизерным количеством самой эмали. Она выступает в качестве абразива и хорошо очищает медь от следов жира. Теперь к поверхности не прикасаюсь, держу только за края. Наношу краску стеком — плоской металлической лопаткой. Кисть более удобна для больших площадей.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 7

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 8

Здесь хочу сделать один отжиг. Нужно нанести все краски за один прием. Самый простой способ — насыпать, налить, смешать на пластине разных красок и может получиться красиво 🙂 Если нужен рисунок, то это не подходит. Перегородчатую эмаль делать кропотливо и сложно, и мне нравится японская перегородчатая, красива именно за счет их эмалей. Нашими эмалями и медной проволокой — мне не очень, хоть и трудоемко.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 9

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 10

Можно оставлять небольшие расстояния между красками, и можно как тут, заполнять постепенно всю поверхность. Нужно следить, чтобы эмаль с кисти не утекла в другой цвет, а уже нанесенная эмаль не высохла. Это легче контролировать, когда работаешь стеком.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 11

Вот это тот вариант, где оставляю расстояние между красками. Чтобы рисунок был четче и краски случайно не слились, сначала рисую «перегородки» маслом, тонкой кистью. Теперь можно спокойно заполнять обведенные участки. Всегда полезно делать памятки, даже когда хорошо знаешь все свои эмали. Когда идет не первый обжиг, эмали могут поменять свой цвет, появится неожиданный эффект. Бывает обидно, что его уже не повторить, потому что не помнишь, что же там было вначале 🙂

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 12

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 13

Здесь расчет на два отжига, ну, или больше, если понадобится. Рисунок формируется границами первого слоя эмали и участками чистой меди, которые после обжига снова придется чистить от окалины. Наиболее частый способ ведения большой работы. Никаких сложностей при нанесении эмали хоть кистью, хоть стеком. Стараюсь оставить больше чистых мест, на втором и последующих обжигах их можно покрыть прозрачными эмалями, будет красивое свечение, а лишние можно «убрать» непрозрачной эмалью.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 14

Все высохло, сейчас надо быть очень аккуратным, краска держится не прочно, и ее легко смахнуть или свезти неловким движением. Если пластинка упадет с подставки или кочерги, порошок ссыпается и можно начитать рисовать заново. В то же время, по высохшей эмали хорошо делать графику — просто процарапать тонкой иглой рисунок, сдувая осыпавшийся порошок (очень неполезная операция). После обжига останется тонкая темная линия.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 15

Ну вот и первый обжиг, вроде все прошло по плану. Кстати, чем отличается опытный эмальер от начинающего? Кто первый раз достает работу из печи, сразу сунет нос и будет смотреть, что же у него получилось 🙂 Да, зрелище завораживает, медь, остывая, меняет цвета, и на ней начинают проявляться эмали до полного ее остывания. Именно в это время происходит самое сильное отравление парами. Мы же себе не враги — под вытяжку, и дать спокойно остыть. Надо сказать о защите глаз, это важно. Я обжигаю в прозрачных пластиковых очках. Они нужны для защиты от теплового удара. Если без них — к концу дня как песка в глаза насыпали. При работе с большой печью лучше прозрачный щиток, который закрывает все лицо.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 16

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 17

Чтобы окалина легче чистилась я опускаю в холодную воду еще теплую работу. Как утюг проверяем — не шипит — значит, можно в воду. Если бросить очень горячую, то эмаль просто отскочит от меди мелкими кусками. Вот еще одно свойство эмали — ее очень сложно фотографировать, она разная, но всегда красивая!

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 18

Откладываю в сторону «почти готовые», и берусь за те, которым нужен второй обжиг. Снова чистка резинками, кстати, они не корябают эмаль, что бывало со шкуркой. Снова до чистой меди, обезжириваю.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 19

Легко и свободно закрываю подготовленные места прозрачными эмалями, можно, даже нужно, слегка залезать на края предыдущей, тем самым защищая стык от выгорания. После нанесения краски, нужно дождаться полного испарения влаги. В противном случае в печи ее остатки могут вскипеть, разбросав порошок вокруг или образовав каверны в виде пузырьков. Как вариант, сушат «сырую» работу под лампой накаливания, а когда пар уже не идет, кладут на саму печку, полминуты — и уже точно можно обжигать, ничего не вскипит.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 20

Все, в принципе, как и ожидалось. Успел вовремя вынуть, на квадратных серьгах очень легкоплавкая эмаль, которая любит быстро выгорать из золота в темно-коричневые разводы, и потом с ними сложно что-то сделать. Вообще, в работе с эмалью, важно чувствовать, когда надо достать работу из муфеля. Кто-то следит по секундомеру, я считаю про себя, всегда, потому что счет идет на секунды. Особенно в маленькой печи с мелкими предметами. Тут обжиг – 40 сек., +10 сек. могут стать фатальными, а минута гарантировано «убьет» эту вещь.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 21

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 22

Вот в общем-то и все, чистка и полировка «капелек» и обратной стороны уже не так интересна, особых секретов тут нет. Осталось сделать швензы, собрать кольца. Еще несколько украшений с горячей эмалью будут ждать своих хозяек у меня в магазине 🙂

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 23Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 24

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 25

Работа с эмалью на этом закончена, надеюсь, не слишком утомил вас описанием тонкостей работы с этим удивительным и материалом. Я рассказал только об основах, которые будут интересны человеку, только прикоснувшемуся к эмали, поэтому прошу Мастеров быть снисходительными к сегодняшним моим творениям 🙂

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью, фото № 26

С уважением, Георгий Карих,

член СХ России, 20 лет знаком с эмалью

Как красить эмалью полы, стены и другие поверхности

Как красить эмалью

Как красить эмалью

Содержание статьи

Перед тем как красить эмалью полы или другие, неважно какие поверхности, стоит усвоить несколько простых моментов. На сегодняшнее время, строительный рынок предлагает различные виды эмалей. Поэтому, стоит выбирать только ту эмаль, которая предназначена для нанесения на какой то конкретный материал, будь то металл или древесина.

Во-вторых, прежде чем пускать в ход кисть или валик, следует тщательно подготовить окрашиваемую поверхность, убедиться в её целостности и надёжности.

Как красить эмалью

Перед покраской любой поверхности, изначально производятся работы, связанные с устранением дефектов на ней. Редко бывает такое, что окрашиваемая стена или пол, совсем не нуждаются в заделке трещин, выравнивании и т. д.

Так вот, перед тем как красить эмалью, следует обязательно избавиться от старого отделочного материала. Это может быть как слой уже отработавшей своё краски, так и различный другой облицовочный материал.

Заделать трещины в стене или полу, проще всего шпаклёвочной смесью. При этом, шпаклевка, также как и эмаль, выбирается строго исходя от типа строительного материала, на который она будет наноситься.

Как красить эмалью
Следует также знать и то, что при окрашивании эмалью полов или других деревянных конструкций, их поверхность рекомендуется перед этим обработать олифой. Только в таком случае, получится не только значительно сократить расход эмали, но и сделать её цвет более насыщенных тонов.

И, наоборот, перед нанесением эмали на железные поверхности, их сначала стоит как следует прогрунтовать, специально предназначенным для этих целей грунтовочным составом.

Какую эмаль, где использовать?

Готовясь к покрасочным работам, очень важно знать, какую эмаль, где использовать. Универсальным видом эмали, считается алкидная эмаль, которую можно применить для покраски практически любой поверхности.

Единственным недостатком универсальной эмали, является большой расход, поскольку наносить её рекомендуется не менее чем в два слоя. Ну, и, конечно же, не стоит забывать при этом главное правило — перед тем как наносить второй слой эмали, первый слой, обязательно должен полностью высохнуть.

Какую эмаль, где использовать?
Для наружных работ, лучше всего подойдёт масляная эмаль, основным компонентом которой является олифа. В особенности, масляной эмалью, стоит красить те поверхности, которые всё время подвергаются воздействию солнечных лучей и различного рода атмосферным воздействиям.

Разбавить эмаль при необходимости, то есть сделать её более жидкой, можно с помощью растворителя. При этом масляную эмаль, конечно же, следует разбавлять только и только олифой.

Оценить статью и поделиться ссылкой:

Эмали

Эмаль — это краска, представляющая собой раствор смолы, красящих веществ и большого количества различных добавок. Вообще к эмалям относят лакокрасочные материалы, в основе которых лежат лаковые и некоторые другие пленкообразующие. Эмалям присущи прекрасными защитными свойствами для конструкций и поверхностей которыми их окрашивают. При этом эмалью можно красить практически все поверхности: металл, кирпич, древесину, бетон, штукатурку.

Она прекрасно ложится и на монтажную пену, и даже на герметик, но после грунтования поверхности. После высыхания эмаль образует гладкую, прочную пленку, устойчивую к воздействиям внешней среды и обладающую хорошими защитными свойствами от коррозии, воздействия воды и перепадов температур.

Современная эмаль дает возможность работать практически в любых климатических и внешних условиях, наверное поэтому большинство бытовых красок которые можно встретить в магазинах это именно эмали.

То, что мы знаем, что эмаль прекрасный материал для внешней отделки хорошо, но какая эмаль лучше для тех, или иных работ?

Виды эмалей

Эмали можно разделить по предназначению, составу и основе, но все эмали делятся на 2 основных класса или типа: акриловые и алкидные.

Акриловые эмали

Акриловые эмали применяются для окраски мебели, внутренних помещений, в первую очередь полов, дверей и окон. Также ими зачастую окрашивают металлические поверхности. Они обладают такими свойствами как: нетоксичность, минимальное выделение летучих компонентов, быстро сохнут. Помимо этого, акриловые эмали пожаробезопасны, в связи с этим их часто используют для окрашивания стен в общественных зданиях и учреждениях.

Алкидные эмали

Алкидные эмали предназначены для окраски дерева и металла, но не стоит применять в качестве краски для полов. Имеют достаточно долгое время высыхания и стойкий запах, поэтому, после окраски помещение необходимо проветривать минимум пару суток.

Нитроэмали

Нитроэмали — это особый вид, который в зависимости от типа, могут использоваться как для наружной так и внутренней окраски поверхностей, чаще всего деревянных. Нитроэмали изготавливают на нитролаках. Из всех укрывистых лакокрасочных составов нитроэмали обладают наименьшим временем высыхания. Полное отвердевание нитроэмалевой пленки происходит в течение часа. Нитроэмали можно отличить от других эмалей по запаху ацетона и грушевой эссенции. Однако следует учитывать, что их нельзя наносить на поверхности, которые были окрашены масляными красками. Еще одним их минусом является пожароопасность.

Существуют еще полиуретановые эмали, однако из — за их стоимости, вы вряд ли найдете их в наших магазинах, поэтому характеризовать их в данной статье не стоит.

Перечисленные знания в отношении эмалей конечно интересны, но наиболее полезные знания конечно касаются практического выбора краски, ее нанесения на окрашиваемую поверхность и эксплуатации поверхности. Мы постараемся рассказать про нюансы выбора эмалей, приведем немного конкретных марок, которые наиболее распространены в России.

Наиболее широко в нашей стране используется эмаль ПФ 115, которая изготавливается на пенфталевой основе. Она предназначена для окраски как металлических, так и деревянных поверхностей, а также поверхностей из других материалов, которые подвергаются частому воздействию внешних атмосферных явлений. Также данный вид эмали прекрасно подходит для внутренних работ и обладают хорошим блеском.

Окрашенная поверхность отлично переносит неблагоприятное влияние бытовой химии. Эмаль ПФ 115 выпускается разнообразных цветов, а с учетом ее достаточно невысокой цены весьма доступна широкому кругу покупателей.

Покраска эмалью данного типа не требует особых умений, при этом она образует ровное одноцветное покрытие. Перед нанесением эмаль ПФ-115 тщательно перемешивают и разбавляют по необходимости до необходимой консистенции. Наносят эмаль методом распыления или кистью на сухую, предварительно очищенную от пыли и загрязнений или ржавчины поверхность.

Расход эмали на однослойное покрытие в зависимости от цвета составляет 100-180 г/м.кв. Гарантийный срок хранения эмалей ПФ-115 составляет 12 месяцев со дня изготовления. При этом качественные эмали ПФ-115 должны соответствовать нормам и требованиям ГОСТ 6465-76.

Эмали для наружных работ

Вне конкуренции по долговечности и прочности, пожалуй, стоят кремнийорганические эмали, в связи с этим они применяются в основном для наружных работ. В первую очередь это эмали марок КО-42, КО-855, КО-174. Данные марки эмалей выпускаются в самых разнообразных оттенкав и обеспечивают прекрасную защиту от внешних воздействий.

Алкидная эмаль (марки ПФ и ГФ) применяется для окрашивания деревянных и металлических поверхностей. Высыхая, она обеспечивает прочную блестящую пленку на окрашиваемой поверхности. Большинство алкидных эмалей имеют среднее время высыхания 24 часа, однако в продаже можно найти быстросохнущие краски, которые высыхают за 6 часов.

Если для вас наличие глянцевой поверхности после окрашивания не имеет роли, то вы можете воспользоваться эмалью ХВ которая в своей основе содержит перхлорвиниловую и глифталевую смолы и после нанесения образует очень прочное и долговечное полуматовое покрытие. Также данный вид эмали обладает таким качеством, как возможность нанесения при пониженных температурах. Для окраски оштукатуренной бетонной либо кирпичной поверхности рекомендуется использовать эмаль ХВ-161. Эта краска прекрасно ложиться на данные типы поверхностей и отличается высокой устойчивостью к воздействию атмосферных осадков.

Кроме того, для окраски бетонных и железобетонных строительных конструкций применяется эмаль ХВ 16. Эмаль ХВ-0278 применяется в основном для окраски подготовленных металлических и деревянных поверхностей, также располагаемых вне помещений. Как правило, она наноситься методом безвоздушного или пневматического распыления.

Еще один вид эмали данного типа, благодаря своей уникальной стойкости к агрессивному воздействию концентрированных неорганических кислот, щелочей, солей и газов нашел широкое применение. Речь идет об эмали ХВ-785, которая применяется в комплексном покрытии для защиты оборудования, металлических изделий и железобетонных строительных конструкций. Также ее используют для окрашивания поверхностей, которые длительное время подвергаются контакту с водой. Наносят ее также методом распыления.

Для окрашивания деревянных и заранее прогрунтованных металлических поверхностей применяют и эмаль НЦ-132. Она очень быстро сохнет, прекрасно защищает от воздействия влаги и прямых солнечных лучей. Основой эмали НЦ-132 является нитроцеллюлоза. НЦ эмаль наносится на поверхность технологией распыления. Однако перед началом работы поверхность обязательно необходимо подготовить, очистив от грязи, пыли, жира и технических смазок. Металлические изделия очищаются от ржавчины и грунтуются.

Эмали для внутренних работ

Прежде всего стоит отметить, что разделяют эмали на типы для внутренней и наружной отделки весьма условно, так как практически все эмали для наружных работ можно использовать и внутри помещений. Весь вопрос в применении больше стоит в качестве отделки и стоимости краски, так как зачастую дешевле отделывать внутренние помещения специализированными эмалями. В основном для внутренних помещений применяют алкидные эмали.

Если вы сомневаетесь о предназначении той или иной эмали, достаточно внимательно прочитать этикетку на банке, где в обязательном порядке отражено в каких условиях и где можно применять эту краску.

Как выбрать эмаль

В процессе выбора эмали в магазине обязательно обращайте внимание не только на цену и фирму – производителя, но и этикетку на краске. Как правило там в обязательном порядке указывается предназначение эмали, область применения (для наружных или внутренних работ), а также материал, который можно данной эмалью окрашивать. Для поверхностей, к которым предъявляются особые требования лучше подобрать не универсальную, а специализированную эмаль.

На этикетке также имеется информация о том, какой растворитель можно использовать в данной эмали.

Обязательно обращайте внимание на то когда произведен материал. Дело в том, что в процессе длительного хранения поверхностный слой твердеет, а сама структура эмали расслаивается. На дне выпадает твердый осадок, а более легкие фракции типа растворителя или олифы всплывают. Такую краску практически невозможно использовать, так как она обратно не перемешивается, по крайней мере полностью. В общем не покупайте краску, которая произведена больше полутора лет назад.

Как наносить эмаль

Перед тем, как нанести эмаль, необходимо позаботиться о том, чтобы поверхность была очищена от различных загрязнений, старой краски и пыли. Целесообразно подготовленную к окраске поверхность загрунтовать. Если это дерево или материалы на его основе, дополнительно это существенно снизит количество материала для окрашивания, так как грунтовка не даст сильно впитываться эмали.

Наносят эмаль обычно в два слоя. В качестве инструментов используется либо кисть, либо валик. Все зависит от того, что вы окрашиваете и площади под окраске. Для пола или потолка лучше использовать валик, а для окрашивания филенчатых дверей или окон без кисти не обойтись.

Если же у вас есть компрессор и специальный пистолет для окрашивания, то покрасочные работы можно провести в разы быстрее. Дополнительным плюсом будет очень ровный слой наносимой краски без разводов.

Растворители для эмали

Часто в случае неплотно закрытой тары, растворитель из эмали испаряется и она становится гуще, что ухудшает ее возможности по нанесению ровным тонким слоем на покрытие. Для того, что бы вернуть эмали ее нормальную консистенцию, в нее необходимо добавить растворитель. Однако видов растворителей достаточно много, а нам придется выбирать один.

Для эмали Ф-115, как самой распространенной подойдет растворитель «Для эмалей ПФ-115». Также для нее подойдет Уайт-спирит и сольвент. Также Уайт-спирит можно использовать для других типов эмалей как универсальный растворитель.

Помимо самого распространенного растворителя — уайт спирита, в магазинах вы можете встретить «нефрас». Его необходимо применять с осторожностью, так как к некоромым эмалям или грунтовкам он не подходит. Эмаль просто свернется и выпадет в осадок.

Другие марки эмалей:

В данном разделе статьи мы расскажем и о других марках эмалей, не отраженных ранее. В таблице, указанной ниже вы можете выбрать любой вид или марку эмали и перейдя по ссылке сможете прочитать полную информацию о характеристиках, составе, производстве и многое другое, вплоть до конкретных условий эксплуатации покрытия из данного вида эмали.

 

Другие виды лакокрасочных материалов…

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *