Posted on

Заменители хладона R12

Подробности

Категория: Фреоны

После того, как хладон R12 был запрещен к производству из-за разрушительного воздействия на озоновый слой, для специалистов по холодильному оборудованию приобрел большую актуальность вопрос выбора его заменителей. Конечно, запасы оригинального хладона R12 еще не до конца истощены, но его цена непомерно высока, и продолжает расти по мере сокращения запасов.

Между тем, сейчас выпускается достаточное количество заменителей хладона R12. На данный момент известно более 100 марок заменителей, и постоянно появляются новые. Характеристики их различны, что несколько усложняет процесс их выбора.

Для того, чтобы разобраться в том, какие заменители хладона R12 подходят для каждого конкретного случая, нужно вспомнить о свойствах самого хладона R12.

Хладон R12 – азеотропный газ. Его формула CF2Cl2. Данный газ состоит из молекул одного вида, и, при утечках, из системы выходит лишь сам газ, состав газа в системе, в свою очередь, также неизменен.

Это свойство хладона R12, в частности, значительно упрощает дозаправку системы. Не нужно думать о пропорциях оставшегося в системе вещества, не возникает вопросов о дозаправке. Не имеет принципиального значения даже количество оставшегося в системе хладагента.

Для того, чтобы правильно выбрать заменитель хладона R12, обязательно нужно знать и о таком его свойстве, как отличная способность растворяться в минеральном масле. Если внимательно посмотреть на формулу этого газа, видно, что он содержит в своем составе молекулы хлора.

Кстати, именно содержание в хладоне R12 хлора стало причиной запрета его производства. Водородная цепочка, или горючие газы, также обладает способностью растворяться в минеральном масле.

Таким образом, портрет заменителя хладона R12 начинает приобретать очертания. Он обязательно должен содержать горючие газы или хотя бы минимальное количество хлора.

Это и есть первое основание для классификации заменителей хладона R12. Итак, заменителя хладона R12 на основе горючих газов. Заметим, что часть этих газов обладает и таким неприятным свойством, как взрывоопасность.

В принципе, можно заправить бытовой холодильник, работающий на хладоне R12, пропаном. Работоспособность холодильника при этом сохранится. Но стоит подумать и о безопасности такого варианта заправки. Здесь существует вот какой нюанс: устройства, с емкостью ресивера более 1 килограмма при заправке горючими газами вполне могут взорваться. Причем, мощность такого взрыва будет весьма впечатляющей. Так что, в большинстве случаев замена хладона R12 горючим газом неоправданна, и стоит поискать менее опасные заменители.

Например, все-таки содержащие в своем составе хлор. Правда, из-за практически повсеместного его запрета, выбор здесь невелик, если не сказать, скуден. Сейчас единственный разрешенный к производству хладагент, содержащий в своем составе хлор – это хладон R22.

Но в чистом виде хладон R22 не может полноценно заменить хладон R12, поскольку плохо растворяется в минеральном масле и имеет слишком высокое давление.

Здесь на сцену выходит третий, и самый распространенный тип заменителей хладона R12 – смеси.

Основой большинства смесей является как раз хладон R22, а остальные компоненты, входящие в состав смеси, призваны решить описанные проблемы, то есть высокое давление и низкая способность растворяться в минеральном масле.

Примеры таких смесей – R152a, R142B, R124, а также российский R21. При составлении смеси важно придерживаться такого правила: добавлять к газу жидкость крайне нежелательно. Причина этого ограничения, можно сказать, лежит на поверхности. Понятно, что абсолютно герметичных систем не бывает. И хладагент со временем вытекает из системы, иначе никакая заправка и дозаправка просто были бы не нужны. И, если хладон R12, как уже было сказано азеотропных газ, то смеси в большинстве своем этим качеством не обладают, то есть, они вытекают из системы, так сказать, покомпанентно. И предугадать процентный состав оставшегося в системе вещества очень сложно.

Худшими азеотропными свойствами обладают смеси, состоящие из жидкости и газа, так как при неблагоприятных условиях, скажем, даже при незначительном повышении температуры, газовая составляющая покинет систему в первую очередь.

За рубежом поиск решать проблему создания заменителей для хладона R12 начали намного раньше, чем в России. И добились в этом значительных успехов. Может быть, поэтому зарубежные специалисты не слишком жалуют наш хладон R21 и утверждают что количество проблем, которые могут возникнуть в системе при работе на хладоне R21, настолько велико, что их впору вносить в список, который должен выдаваться с каждой емкостью такой смести.

Тем не менее, в России поиски эффективного заменителя продолжаются. Так, в городе Кирово-Чепецк, в качестве добавки к R22 было решено использовать R142B. Этот хладон прекрасно растворяется в минеральном масле, а стоимость невысока. По названию смеси (ПЖ, КР и так далее) легко можно определить, в каком соотношении в ней находятся хладоны R22 и R142B.

Зачем нужны разные соотношения? Они зависят от типа и габаритов холодильного оборудования. Понятно, что в крупном промышленном агрегате скорость испарения хладона R22 значительно выше, следовательно, его процентное содержание в смести должно быть достаточно высоким. Точно соотношение компонентов, как правило, определяется опытным путем, причем эта величина может колебаться в пределах от 3:2 до 4:1 достаточно свободно.

Итак, выбор заменителя для хладона R12 зависит от многих факторов. Споры о целесообразности применения тех или иных заменителей и поиск новых вариантов ведутся до сих пор. Неплохо зарекомендовал себя заменитель R406a, цена которого вполне приемлема. Хороши и таких заменители, как R401 и R409, но стоимость их вполне сравнима со стоимостью чистого хладона R12. Неплохо работает и смесь R22 /R142b. Так что, выбор есть.

Добавить комментарий

температура кипения и технически свойства

Содержание статьи:

Хладагент R12 на западе запрещен для использования в холодильном оборудовании, поэтому производство его ограничено, а цена продолжает расти. Вещество разрушает озоновый слой, поэтому применять его становится все более невыгодно. Стоит вопрос о том, чем можно заменить фреон R-12 и насколько это возможно. С другой стороны, новые типы фреонов предъявляют более высокие требования к оборудованию – к качеству труб, пайки. Связано это с тем, что давление в системе повышается, когда используется современный тип охлаждающей жидкости, и устаревшие системы могут не выдержать, дать протечку. Заменять жидкость необходимо на такую, у которой физические и химические характеристики схожи.

Характеристики хладагента R12

Это бесцветный газ, имеет специфический запах. В эксплуатации безопасен, не взрывается. Разлагается при температуре свыше 330 градусов. В таком случае возможно выделение газа – фосгена. При концентрации в помещении более 30 % развивается удушье.

Химически не связывается ни с какими металлами, поэтому не повреждает детали кондиционеров изнутри. Утечки происходят из-за повышенной текучести, при которой вещество проникает через мельчайшие щели и нестыковки. Способен просачиваться через естественные поры в чугуне. Это свойство имеет обратную сторону: масло, которое добавляется в холодильную жидкость, благодаря текучести проникает между всеми деталями, снижая коэффициент трения и продлевая срок эксплуатации.

Температура кипения фреона R12 – 29,74 градуса.

Когда нужно менять хладагент

Утечки в кондиционерах происходят всегда, как бы плотно не была запаяна конструкция. Вопрос в том, сколько и чего нужно доливать, если вещество испаряется или вытекло. Жидкость R12 имеет большое преимущество – она состоит только из молекул дифтордихлорметана. Если вещество испаряется, то доливать нужно только его. Есть хладагенты, которые испаряют какой-либо один химический элемент, входящий в состав. Приходится высчитывать, сколько и чего дозаправлять в процентном отношении.

Если кондиционер начинает барахлить, не вырабатывает то количество холода, которое заявлено, значит пора делать заправку. Но по имеющимся ценам на вещество R12 стоит подумать – не легче ли его стравить и купить заменитель фреона R12. Их насчитывается более сотни, так что выбор есть. Осталось выяснить, какой лучше, дешевле, меньше испаряется, дает больше холода.

Аналоги и заменители хладона R12

В холодильном оборудовании, работающем на фреоне R12, используется только минеральный растворитель. Хлор растворяется только в таком виде масла. Заменитель будет содержать либо в небольшом количестве хлор, либо должны применяться горючие газы, которые также можно растворить в минеральном веществе. Здесь нужно решить, что важнее:

  • безопасность;
  • практичность и хорошо работающее устройство.

Если в холодильник заливают, к примеру, пропан вместо R12, то он работает. Но присутствие более 1 кг такого вещества делает прибор взрывным устройством. При некоторых условиях он способен воспламеняться:

  • неправильно смешанные вещества;
  • заливка большего количества, чем положено;
  • нагревание и расширение объема смеси.

Такая перспектива не радует, поэтому нужно искать дальше. Хлорсодержащий R22 не подходит, так как давление у него выше. Выход нашли и не один. В R22 начали добавлять различные вещества, снижающие давление газа и не мешающие ему растворяться. Все аналоги фреона R12 отличаются добавками к R22.

Вот некоторые из них:

  1. R21 применяется только в России. Температура кипения у него выше: +8,7 градуса. При эксплуатации со временем может произойти остановка компрессора и повреждение клапана.
  2. R142B – недорогая добавка. Для разного оборудования подбирают оптимальное соотношение R22 и R142B. Если соединительных узлов больше, тогда 22 будет испаряться быстрее и в процентном соотношении его должно быть больше. Если потенциальных мест протечки меньше, тогда процентное соотношение веществ будет другим – R22 потребуется меньше. Для заправки в кондиционер такой смеси нужно не более 80 % от количества R12.
  3. R406A – оптимальное соотношение цены и качества, а также хорошей работы оборудования на такой смеси. Вещества под кодом 22 и 142B смешиваются в пропорциях 55 % и 41 % соответственно.
  4. R401 и 409 – самые дорогие, но хорошие заменители. Их стоимость сопоставима с самим хладоном R12. Переплачивать за экологию пока нет смысла – контролирующие органы в России не ходят по квартирам и не проверяют, какой хладагент циркулирует в системе.

Любой аналог продукции все равно не сможет соперничать с оригиналом, поэтому решать, что заливать вместо фреона R12, должен хозяин кондиционера.

Как подобрать минеральное масло для фреона

Масло для фреона R12 необходимо. Оно обеспечивает работу трущихся деталей. Снижение трения увеличивает срок службы компрессора, замена которого – дорогое удовольствие. Смазочные материалы отводят часть тепла, так как масло нагревается дольше. Большое значение имеет степень смешиваемости (растворимости) фреона и масла.

Для фреона R12 используются только минеральные смазочные материалы, изготовленные на основе нефти – нафтеновые и парафиновые. При выборе масла важно знать, что температура застывания и текучести были ниже температуры кипения хладагента.

При работе в холодильном оборудовании цель смазки – создание прочной пленки на трущихся деталях. При повышении температуры выше положенного значения поверхностное натяжение масла снижается, а вязкость увеличивается, что препятствует нормальному растворению хладагента и его циркуляции.

Минеральные вещества более чувствительны к температурам. Если происходит перегрев оборудования по каким-либо причинам, нарушается процесс смешивания веществ, повышается кислотность и масло темнеет. После ремонта сливают жидкость и закачивают новую. Повышение кислотности приводит к сгоранию обмотки электродвигателя.

Смазочные материалы для дозаправки холодильного оборудования покупают у надежных поставщиков, так как некачественный состав и наличие в нем воды приводит к химическим процессам внутри кондиционера, что отрицательно сказывается на его работе.

Заправку выполняют, имея все необходимые инструменты, а именно, прибор для вакуумирования системы. Наличие остатков воздуха в системе перед заправкой сказывается на стабильности химического состава фреоно-масляной смеси.

Нельзя смешивать минеральное и синтетическое масло.

Марка производитель смазочных материалов Mobil Gargoyle Arctic Oil 300 или 155 предлагает высококачественные компоненты для кондиционеров. Из-за депарафинизации (очистки) вещество имеет хорошую текучесть даже при самых низких значениях температуры. Помутнение масла происходит редко – при очень высоких температурах. Смазка очищена от влаги и запечатана в заводскую упаковку. При эксплуатации следует принимать меры, чтобы вода не попала в масло.

При работе с оригинальными маслами не требуется особых мер предосторожности. Вещество не оказывает негативного воздействия на здоровье человека.

«Русский Холод» — Фреон 12, чем заменить. Заменители хладона 12

Приближается сезон и каждый холодильщик или человек связанный с холодильным оборудованием озадачивается вопросом — а что делать с хладоном 12 Высокая цена, которая по мере источения запасов хладона 12, продолжает расти, заставляет обратить внимание на его заменители. Выбор заменителей хладона 12 очень велик. Давайте попробуем разобраться чем они отличаются, и, вообще, если заменять, то какой заменитель лучше?

Во первых, хладон 12 или дифтордихлорметан — это газ, все молекулы которого состоят ТОЛЬКО из молекул этого самого хладона 12 или CF2Cl2. Э­то значит, что при утечках выходит только хладон 12 и ничего более — т.е. состав того, что осталось внутри системы не меняется (в отличие от количества). Такие газы называются азеотропными. Следовательно и дозаправку можно производить по мере необходимости, не заботясь о процентном соотношении, входящих в него веществ. Да и совсем не важно, сколько в системе этого хладона 12 осталось много или мало. Ведь мы дозаправляем именно то, что улетучилось.

Теперь давайте обратимся к заменителям хладона 12. Только ленивый не решил чего-нибудь изобрести, чтобы влить вместо хладона 12, да ещё так, чтобы это работало. На сегодняшний день количество заменителей перевалило уже за сотню. И, судя по всему, это не предел. Так можно заменять или нет и, если можно, то чем.

Вот тут и наступил черед узнать тот минимум, который надо для принятия решения. Хладон 12 — газ, который очень хорошо растворяется в минеральном масле. Растворяется он потому, что в молекулу его входит хлор. Собственно из-за этого самого хлора его и запретили производить. Растворяться в «минералке» может также так называемая «водородная цепочка» т.е. те газы, которые горят.

Тут мы и подошли к самому главному: В заменитель хладона 12 или входит газ, в который входит хлор, хотя бы в небольших количествах, или горючий газ.

Вот тут возникает первый тип заменителей — горючие. Некоторые даже взрывоопасные. Справедливости ради любой холодильщик знает, что если в бытовой холодильник заправить вместо хладона 12 — пропан, то холодильник будет прекрасно работать. Правда есть некоторая тонкость, касающаяся безопасности подобного шага. Для тех у кого в ресивер помещается хотя бы 1 кг хладагента или больше (что далеко не редкость) существует вероятность создания на базе своего холодильника взрывного устройства значительной мощности. Если же подобная перспектива не устраивает, то данный тип хладагента Вам не подходит.

Значит надо что-то смешать с хлором. Из того, что пока еще разрешено производить хлор входит только в хладон 22. Но из-за высокого давления он не слишком подходит, да и в нашем любимом минеральном масле растворяется не очень то хорошо. Значит надо что-то добавить, что снизит давление да и поможет раствориться в «минералке».

Вот здесь можно обратиться ко второму типу заменителей хладона 12 — СМЕСЬ на основе хладона 22 и чего-то еще. Вот тут и наступил момент истины. Все наперебой бросились добавлять чего-то, что поможет снизить давление. Собственно этим все заменители и отличаются.

Выбор не большой: это R21- только у нас в стране, R152a, R142B, R124 и т.д. Здесь очень важно, чтобы то, что добавляется было газом, а не жидкостью. Совершенно ясно, что хладон, как впрочем и смесь, рано или поздно из системы выйдет. Э­то вопрос времени. А вот что останется внутри? Смесь, которая «выкипает» по разному называют не азеотропной. Тут возникаем прямая аналогия с пепси-колой — пока есть «пузырьки» и жидкость — это пепси-кола. А вот если ее хорошенько потрясти, а затем открыть пробку, то газы выйдут и останется одна «водичка». Точно также происходит и в компрессоре — пока там есть «пузырьки» — смесь будет работать, а вот если они выйдут — останется одна жидкость и что-то ещё, в зависимости от того какая смесь использовалась при заправке системы. Если это хладон 21, с температурой кипения +8,9 C°, который и при температуре + 10 -+15 является легко кипящей жидкостью, то результат легко предугадать — заклиненный компрессор или загнутые клапана — вопрос времени. Кроме того, по словам иностранцев, вместе, с хладоном 21 нужно выдавать список болезней, которые возникнут при работе системы с ним. Т.е. более чем сомнительное удовольствие Советовать не хочется, но выводы напрашиваются сами собой — это нам не подходит. Кстати, для справки с добавлением хладона 21 — это C10( R21-50%/R22 -50%), M1ЛЕ (R22/R142b/R21), Астрон (R22/R142b/R21) Справедливости ради у иностранцев, которые озаботились заменой хладона 12 значительно раньше нас, вопрос с тем чего добавлять уже не стоит. Э­то видно из таблицы.

ASHRAE классификация HCFCs HFCs HCs
22 124 142b 134a 152a 227ea Бутан
(-600)
Изобутан
(R-600)
401A 53% 34%     13%      
401B 61% 28%     11%      
401C 33% 52%     15%      
406A 55%   41%         4%
409A 60% 25% 15%          
414B 50% 39% 9.5%         1.5
414A 51% 28.5% 16.5%         4%
      20% 80%        
  41%   15%     40%   4%

Неплохим представляется нам в качестве добавки — R142B. И не дорогой, и в масле помогает растворяться. По этому пути пошли и в Кирово-Чепецке. Только к чему столько разных марок — КЖ, ПЖР , и т.д. А ответ очень прост — они отличаются соотношением хладона 22 и 142В. В большом оборудовании дырок больше, а значит и хладон 22 будет испаряться быстрее. Соответственно хладона 22 требуется побольше. Правда при заправке надо использовать от 60% до 80% от заправки R12, что определяется опытным путем. Вот здесь все эти КЖ и ПЖР собственно говоря и сходят на нет. Да и обращаясь к мировому опыту — ну нет там никаких ни КЖР и ПЖов.

Так что же брать? Нам представляется R406a самым компромиссным решением — и опыт по нему большой и стоит не дорого. Либо, в крайнем случае, смесь R22 /R142b (55%/45%). Что же касается R401 и R409 — конечно они хорошие заменители, но вот их цена сопоставима с самим хладоном 12, а переплачивать, за заведомо менее качественный продукт, т.к. любой заменитель, взять хотя бы сливочное масло и маргарин все равно хуже оригинала, могут только иностранцы, озабоченные экологией. Мы попытались разобраться в том море заменителей хладона 12, а уж выбор, в конечном итоге, будет за Вами.

Фреон R12 и R134 | Audi Club Russia

Ответ: Фреон R12 и R134

Кстати вот что нарыл по аналогу R12. Честно говоря рад но никогда про такой хладогент не слышал.

НОВЫЙ ОЗОНОНЕРАЗРУШАЮЩИЙ ХЛАДАГЕНТ С1 ДЛЯ ХОЛОДИЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ

Взамен широко используемого в холодильной технике фреона R12, производство и применение которого запрещается с 1996 г. (Монреальский протокол и последующие международные соглашения), предлагается новый озононеразрушающий хладагент С1.

Разработанный российскими учеными хладагент С1 представляет собой азеотропную двухкомпонентную смесь.

Хладагент С1:

по своим эксплуатационным показателям не уступает фреону R12 и значительно превосходит фреон R134a;

может применяться в холодильных агрегатах, спроектированных для работы на фреоне R12, без изменения их конструкции;

совместим с применяемыми в настоящее время конструкционными материалами и минеральным маслом ХФ12-16, хорошо растворим в минеральном масле ХФ12-16, возможна заправка хладагентом С1 холодильников, автомобильных кондиционеров и пр., работающих на фреоне R12, сразу после их ремонта;

в отличие от фреона R134a имеет низкий параметр глобального потепления Земли (GWP).

Компоненты смеси С1 освоены промышленностью развитых стран, стоимость хладагента С1 соизмерима со стоимостью применяемых сегодня хладагентов.

Характеристики нового хладагента С1 подтверждены результатами независимой экспертизы, включивший как расчетно-теоретические и экспериментальные исследования свойств смеси, так и ее непосредственные испытания в составе серийных холодильников. Испытания смеси в составе отечественных и иностранных марок холодильников проводились на Красноярском заводе холодильников «Бирюса», в Сингапуре на фирме «АКМА», в США в независимой лаборатории Case Consulting Laboratory, Inc.

Получены положительные заключения о допуске смеси к использованию в холодильных системах по совместимости с конструкционными материалами и маслом ХФ12-16, по взаимной растворимости хладагента и этого масла, предназначенного для R12, и о нетоксичности хладагента.

Расход хладагента С1 при заправке любых типов холодильников в два раза меньше, чем при заправке фреоном R12, а его стоимость не превышает стоимости фреона R12.

Вот ссылка если кто-то заинтересуется, причём дата публикации 2000 год.
http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/801.html

 

Особенности заправки автокондиционеров фреоном R12. Блог

Если ваша иномарка, оборудованная автокондиционером, выпущена до 1993 года, скорее всего, в её климатической установке циркулирует хладагент CF2C12, больше известный под коммерческим названием «фреон R12». В течение многих лет заправка фреоном R12 не представляла большой сложности, так как запасы хладагента были достаточно велики. Однако в последние годы из-за снижения числа машин, автокондиционеры которых работают на R12, автосервисы всё чаще стали отказываться от их обслуживания из-за нерентабельности этих услуг. Сегодня стоимость заправки автокондиционеров R12 в 2-3 раза превышает аналогичную услугу с хладагентом R134а, причём качество хладагента нередко оставляет желать лучшего.

В чём отличия хладагента R12

Использовавшийся во всех видах холодильных и климатических установок фреон R12 в 1990 году был признан вредным и запрещён к использованию, поэтому все автокондиционеры, выпускаемые с 1993 года, работают на хладагенте R134а. Несмотря на сомнительность этого решения с точки зрения экологии, запрет на R12 продолжает действовать до сих пор, а корпорация «Дюпон», по лицензии которой производится R134а, получила за прошедшие десятилетия огромные прибыли.

Отличительной особенностью автокондиционеров на R12, помимо самого хладагента, является используемое в системе масло. Это минеральные и полусинтетические масла алкилбензольной группы (АВ), которые абсолютно не совместимы с современными полиалкиленгликолевыми (PAG) маслами, применяемыми в системе хладагента R134а. При смешивании эти продукты распадаются с образованием вязкой субстанции, быстро забивающей трубки системы. Поэтому важно обеспечить автокондиционер не только хладагентом, но и маслом соответствующего типа.

Аналоги хладагента R12

Поскольку отыскать качественный фреон R12 становится всё сложнее, многие автосервисы используют для заправки разные заменители и их смеси. Чаще всего это:
• пропан-бутановая смесь (ПБС), которую многие специалисты считают наиболее удачной альтернативой R12, но только при условии качественной герметизации системы из-за повышенной горючести смеси;
• смесь хладагентов 134а и 600а, которую китайские производители часто поставляют в нашу страну под видом R12;
• хладагент R406а, который представляет собой смесь хладагентов R-22 (55%), R-142b (41%) и R-600a (4%).
Однако отыскать эти заменители на рынке сегодня тоже непросто, поэтому многие владельцы старых автокондиционеров всё чаще задумываются о переходе на R134а.

Перевод автокондиционера на R134а

До сих пор в сообществах автомобилистов не утихают споры, можно ли систему предназначенную для фреона R12 заправить фреоном R134. Между тем, достаточно обратиться к грамотному профессионалу, чтобы получить исчерпывающий ответ на этот вопрос. Да, можно, однако для перехода потребуется:
  • полная разборка и тщательная промывка всех узлов автокондиционера для удаления малейших остатков старого масла;
  • замена всех резиновых уплотнителей на современный неопрен;
  • замена фильтра-осушителя;
  • замена компрессора.

Эти работы обойдутся недёшево, но если автомобиль представляет собой достаточно ценную раритетную модель, затраты себя оправдают. Если же это обычное старое авто с высокой степенью износа, то проще задуматься о приобретении современной модели, чем расходовать немалые средства на модернизацию автокондиционера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *