Posted on

10. Реле двухэлементные секторные штепсельные переменного тока типа дсш-2, дсш-12, дсш-13 и дсш-13а

Назначение. Реле типа ДСШ-2 (черт. 13727.00.00Б) применяются в устройствах автоматики и телемеханики метрополитенов, реле ти­на ДСШ-12 (черт. 13861.00.00Б), ДСШ-13 (черт. 13861.00.00Б) и ДСШ-13А (черт. 13861.00.00Б) — в устройствах автоматики и телеме­ханики магистрального железнодорожного транспорта.

Реле ДСШ- 13А выпускается вместо снятого с производства ДСШ-13.

Некоторые конструктивные особенности. Основными деталями ре­пе типа ДСШ-2 (рис. 180) являются: / — ручка, 2 — колпак, 3 — сек­тор, 4— станина, 5 — основание, 6— путевой элемент, 7— местный элемент, 8 — фронтовой контакт, 9 — тыловой контакт, 10 — пере­кидной контакт. Устройство остальных реле ДСШ аналогично. Реле типа ДСШ являются индукционными реле переменного тока I класса надежности, могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.

Принцип действия реле основан на взаимодействии магнитных потоков, сдвинутых по фазе, образованных при прохождении тока но катушкам местного и путевого элементов, и токов, индуктируе­мых в подвижном алюминиевом секторе.

Электромагнитная система реле ДСШ состоит из двух электро­магнитных элементов: местного и путевого (линейного) и подвижного алюминиевого сектора, расположенного в зазоре между двумя элементами и связанного с контактной системой.

Сердечники местного и путевого элементов расположены сим­метрично относительно друг друга. Местный и путевой элементы представляют собой фасонные сердечники, собранные из трансфор­маторной стали, на которые насажены катушки. Оба элемента за­креплены на металлической станине таким образом, что между их полюсами образуется воздушный зазор, в котором перемещается в вертикальной плоскости легкий алюминиевый сектор. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягче­ния ударов могут перемещаться в направляющих их держателях. Ось сектора кривошипами связана с контактными тягами, которые в свою очередь шарнирно связаны с подвижными контактами.

Если при включении реле сектор стремится опуститься вниз, то в этом случае необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.

Реле типа ДСШ-2 может быть использовано как в качестве путевого, так и в качестве линейного. При использовании реле ДСШ-2 в качестве линейного применяют другую штепсельную розетку, на ко­торой с монтажной стороны в цепь линейного элемента включены последовательно резистор и конденсатор. Это сделано для создания сдвига фаз между местным и линейным элементами.

В качестве путевого реле ДСШ-2 применяется со штепсельной розеткой по черт. 13704.00.00Б, а линейного — с розеткой по черт. I4073.00.00A.

Электрические характеристики

реле, измеренные на переменном токе частотой 50 Гц при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С, должны соответствовать данным, указанным в табл. 155.

Таблица 155

Электрические характеристики реле

Тип реле

Местный элемент

Путевой элемент

Номинальный угол сдвига фаз

на-пря-же-

ние, В

ток, не бо­лее, А

мощ­ность, Вт

прямой

подъем,не

более

полный

подъем,не

более

отпускание, не менее

В

А

В

А

В

А

ДСШ-2

110

0,145

5

28

0,047

45

0,075

20

0,033

Ток путевого элемента опе­режает напря­жение местного элемента на 20+5′

ДСШ-12

220

0,072

5

10

0,0165

14

0,023

6,3

0,0105

Ток путевого элемента от­стает от напря­жения местного элемента на 162±5′

ДСШ-13

220

0,072

5

11

0,0155

15,5

0,022

7

0,009

То же

ДСШ-13А

183

0,075

5

11

0,0155

15,5

0,022

7

0,009

То же

Примечания. 1. Величина отпускания сектора должна быть не менее 50% фактически измеренных величин полного подъема как по току, так и по направлению,

  1. Прямой подъем соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов.

  1. Полный подъем соответствует моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика.

  1. Отпускание соответствует моменту размыкания всех фронтовых контактов.

  2. Электрические характеристики измеряются при номинальном угле сдвига фаз.

  1. Реле должно быть проверено на надежность его работы в резонансной рельсовой цепи.

100 000 гарантийных срабатываний реле допускается изме­нение электрических характеристик не более чем на 15% соответст­вующих значений, измеренных до испытаний.

Проверка электрических характеристик производится приборами класса точности не ниже 1,0 следующим образом:

  • на местный элемент подается номинальное напряжение;

  • на путевой элемент напряжение подается от фазорегулятора, которым создается угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента; угол сдвига фаз устанавливается по фазометру;

  • измеряется ток местного элемента и мощность, потребляемая местной обмоткой реле;

  • прямой подъем определяется по замыканию замыкающих кон­тактов по световому экрану или сигнальным лампам включенным на контакты реле; вольтметром фиксируется напряжение, ампермет­ром — ток;

  • полный подъем определяется по касанию верхней обжимкой сектора упорного ролика; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;

  • отпускание определяется с помощью светового экрана или сиг­нальных ламп по моменту размыкания замыкающих контактов; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;

  • измерение электрических характеристик производится путем плавного повышения напряжения на путевой обмотке до напряже­ния прямого, а затем полного подъема, после чего напряжение по­нижается до напряжения отпускания. При этих измерениях на мест­ном элементе поддерживается номинальное напряжение и фазорегу­лятором создается и поддерживается номинальный угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента.

Реле ДСШ на надежность работы в резонансной рельсовой цепи проверяют по схеме, изображенной на рис. 181. В схеме использованы вольтметры переменного тока; VI — класса точности не ниже 1,5; V2— класса точности не ниже 4. Проверку осуществляют таким образом:

— реле ставят на цоколь в штепсельную розетку, включенную по указанной схеме и расположенную горизонтально, включают тумб пер К1 и устанавливают по вольтметру VI на обмотке местного эле­мента номинальное напряжение;

  • тумблером К2 к обмотке путевого элемента подключают кон­денсатор емкостью 5 мкФ. В момент подключения конденсатора сектор реле должен быть неподвижен или перемещаться в направле­нии размыкающих контактов;

  • измеряют напряжение вольтметром V2 на путевом элементе, которое должно быть не более 5 В.

Реле, у которых сектор неподвижен при подключении к путевому элементу конденсатора емкостью 5 мкФ или передвигается в направлении размыкающих контактов, но напряжение на путевом элементе не превышает 5 В, считается годным для работы в резонансной рель­совой цепи.

Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция ре­ле должна в течение 1 мин±5 с выдерживать без пробоя испытатель­ное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц при мощ­ности испытательной установки не менее 0,5 кВА, приложенное между всеми токоведущими частями реле и магнитопроводом. По­грешность измерения испытательного напряжения не должна пре­вышать ±5%.

Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями реле, а также между ними и магни­топроводом реле при относительной влажности воздуха до 80% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре ь40°С и относительной влажности до 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм.

Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечива­ющим погрешность измерения ±20% при напряжении постоянного тока 500 В.

Обмоточные данные реле ДСШ при температуре +20°С должны соответствовать

указанным в табл. 156.

Таблица 156

Обмоточные данные реле

Тип реле

Местный элемент

Путевой элемент

диаметр

провода

марки

ПЭВ1, мм

количест­во витков

активное сопро­тивление, Ом ±10%

диаметр провода ПЭВ1, мм

количест­во витков

активное сопро­тивление, Ом±10%

полное сопро­тивление, Ом ±10%

ДСШ-2

0,25

2700

130

0,315

2150

59

600

ДСШ-12

0,18

5400

510

0,315

2150

59

600

ДСШ-13

0,18

5400

510

0,28

2350

79

720

ДСШ-13А

0,20

4500

330

0,28

2350

79

720

При этом следует иметь в виду, что в качестве обмоточного провода могут применяться провода марки ПЭВ1 или ПЭМ1, ПЭС1, ПЭВТЛ1.

До 1981 г. для обмотки путевого элемента у реле ДСШ-2 и ДСШ-12 применялся провод диаметром 0,33 мм и активное сопро­тивление катушки было 55 Ом ±10%, у реле ДСШ-13 — диаметром 0,29 мм и активное сопротивление одной катушки было 75 Ом ±10%.

Выводы катушек и монтаж внутри реле выполняют гибким про­водом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм2.

Температура нагрева катушек по отношению к окружающей сре­де при номинальном значении тока не должна превышать +30°С. Превышение температуры нагрева над температурой окружающей среды определяется по формуле:

где Δt — превышение температуры катушки над температурой окру­жающей среды;

R, — активное сопротивление нагретой катушки;

R0 — активное сопротивление катушки при температуре окружа­ющей среды.

Сопротивление обмоток постоянному току измеряют любым ме­тодом с погрешностью измерения не более ±1%. Полное сопротив­ление путевого элемента измеряют высокоомным вольтметром и миллиамперметром при секторе, находящемся в положении полного подъема.

Механические характеристики реле:

Физический зазор между полюсами сердечников,

не менее, мм 2

Зазор между поверхностью сектора и полюсами сердечников при любом положении сектора, не менее, мм 0,35

Люфт оси сектора, мм

продольный 0,15—0,25

поперечный 0,02—0,06

Расстояние между любыми частями буферных об­жимок сектора и сердечниками магнитной це­пи, не менее, мм:

при нахождении сектора в нижнем положении 1,5

при нахождении сектора в верхнем положении и касании обжимки сектора и ролика 3,0

Расстояние от фронтовых и тыловых контактов до контактов подвижных при крайних поло­ жениях сектора (при касании обжимками сек­ тора роликов), не менее, мм 1,5

После 100 000 гарантийных срабатываний реле механические ха­рактеристики не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытаний, более чем на ±25%.

Измерение зазоров производится с помощью индикатора щупов и шаблонов класса 2. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1 гс).

Контактная система реле: ДСШ-2 — 4 фт, 2 ф, 2 т; ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А — 2 ф, 2 т. Расположение и нумерация контак­тов реле ДСШ показаны на рис. 182 и 183.

Каждый замыкающий или размыкающий контакт должен обеспе­чивать не менее 100 000 включений и выключений электрической цепи переменного тока 1 А при напряжении 110 В частотой 50 Гц и индукционной нагрузке (cos φ = 0,85).

Контактирующие части подвижных пружин выполнены из сереб­ра, замыкающих и размыкающих — из графито-серебряной компо­зиции.

Переходное сопротивление контактов (серебро — уголь), измеренное без контактов розетки – не более 0,5 Ом, то же с контактами розетки — не более 0,55 Ом. После 10 000 гарантийных срабаты­ваний реле переходное сопротивление контактов должно быть не бо­лее 1 Ом.

Испытание контактов реле на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин.

Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольт­метра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В по­стоянного тока при положении полного подъема и обесточенном по­ложении приборами класса точности не ниже 2,5.

За переходное сопротивление контактов принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключе­нием реле после каждого отсчета.

Контакты реле при испытании должны выдерживать непрерыв­ную нагрузку 3 А в течение 2 ч. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева контактов измеряют термопарой.

Условия эксплуатации. Реле ДСШ изготовляют для следующих условий эксплуатации:

  • температура окружающего воздуха от —50 до +60;

  • относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;

  • рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.

Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону.

Реле должны храниться в картонных коробках в закрытом венти­лируемом помещении при температуре от 1 до +40°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей среде кислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспорт­ной упаковке допускается не более трех месяцев.

Габаритные размеры реле 220x134x203 мм; масса реле без розетки 6,1 кг.

10. Реле двухэлементные секторные штепсельные переменного тока типа дсш-2, дсш-12, дсш-13 и дсш-13а

Назначение. Реле типа ДСШ-2 (черт. 13727.00.00Б) применяются в устройствах автоматики и телемеханики метрополитенов, реле ти­на ДСШ-12 (черт. 13861.00.00Б), ДСШ-13 (черт. 13861.00.00Б) и ДСШ-13А (черт. 13861.00.00Б) — в устройствах автоматики и телеме­ханики магистрального железнодорожного транспорта.

Реле ДСШ- 13А выпускается вместо снятого с производства ДСШ-13.

Некоторые конструктивные особенности. Основными деталями ре­пе типа ДСШ-2 (рис. 180) являются: / — ручка, 2 — колпак, 3 — сек­тор, 4— станина, 5 — основание, 6— путевой элемент, 7— местный элемент, 8 — фронтовой контакт, 9 — тыловой контакт, 10 — пере­кидной контакт. Устройство остальных реле ДСШ аналогично. Реле типа ДСШ являются индукционными реле переменного тока I класса надежности, могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.

Принцип действия реле основан на взаимодействии магнитных потоков, сдвинутых по фазе, образованных при прохождении тока но катушкам местного и путевого элементов, и токов, индуктируе­мых в подвижном алюминиевом секторе.

Электромагнитная система реле ДСШ состоит из двух электро­магнитных элементов: местного и путевого (линейного) и подвижного алюминиевого сектора, расположенного в зазоре между двумя элементами и связанного с контактной системой.

Сердечники местного и путевого элементов расположены сим­метрично относительно друг друга. Местный и путевой элементы представляют собой фасонные сердечники, собранные из трансфор­маторной стали, на которые насажены катушки. Оба элемента за­креплены на металлической станине таким образом, что между их полюсами образуется воздушный зазор, в котором перемещается в вертикальной плоскости легкий алюминиевый сектор. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягче­ния ударов могут перемещаться в направляющих их держателях. Ось сектора кривошипами связана с контактными тягами, которые в свою очередь шарнирно связаны с подвижными контактами.

Если при включении реле сектор стремится опуститься вниз, то в этом случае необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.

Реле типа ДСШ-2 может быть использовано как в качестве путевого, так и в качестве линейного. При использовании реле ДСШ-2 в качестве линейного применяют другую штепсельную розетку, на ко­торой с монтажной стороны в цепь линейного элемента включены последовательно резистор и конденсатор. Это сделано для создания сдвига фаз между местным и линейным элементами.

В качестве путевого реле ДСШ-2 применяется со штепсельной розеткой по черт. 13704.00.00Б, а линейного — с розеткой по черт. I4073.00.00A.

Электрические характеристики реле, измеренные на переменном токе частотой 50 Гц при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С, должны соответствовать данным, указанным в табл. 155.

Таблица 155

Электрические характеристики реле

Тип реле

Местный элемент

Путевой элемент

Номинальный угол сдвига фаз

на-пря-же-

ние, В

ток, не бо­лее, А

мощ­ность, Вт

прямой

подъем,не

более

полный

подъем,не

более

отпускание, не менее

В

А

В

А

В

А

ДСШ-2

110

0,145

5

28

0,047

45

0,075

20

0,033

Ток путевого элемента опе­режает напря­жение местного элемента на 20+5′

ДСШ-12

220

0,072

5

10

0,0165

14

0,023

6,3

0,0105

Ток путевого элемента от­стает от напря­жения местного элемента на 162±5′

ДСШ-13

220

0,072

5

11

0,0155

15,5

0,022

7

0,009

То же

ДСШ-13А

183

0,075

5

11

0,0155

15,5

0,022

7

0,009

То же

Примечания. 1. Величина отпускания сектора должна быть не менее 50% фактически измеренных величин полного подъема как по току, так и по направлению,

  1. Прямой подъем соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов.

  1. Полный подъем соответствует моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика.

  1. Отпускание соответствует моменту размыкания всех фронтовых контактов.

  2. Электрические характеристики измеряются при номинальном угле сдвига фаз.

  1. Реле должно быть проверено на надежность его работы в резонансной рельсовой цепи.

100 000 гарантийных срабатываний реле допускается изме­нение электрических характеристик не более чем на 15% соответст­вующих значений, измеренных до испытаний.

Проверка электрических характеристик производится приборами класса точности не ниже 1,0 следующим образом:

  • на местный элемент подается номинальное напряжение;

  • на путевой элемент напряжение подается от фазорегулятора, которым создается угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента; угол сдвига фаз устанавливается по фазометру;

  • измеряется ток местного элемента и мощность, потребляемая местной обмоткой реле;

  • прямой подъем определяется по замыканию замыкающих кон­тактов по световому экрану или сигнальным лампам включенным на контакты реле; вольтметром фиксируется напряжение, ампермет­ром — ток;

  • полный подъем определяется по касанию верхней обжимкой сектора упорного ролика; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;

  • отпускание определяется с помощью светового экрана или сиг­нальных ламп по моменту размыкания замыкающих контактов; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;

  • измерение электрических характеристик производится путем плавного повышения напряжения на путевой обмотке до напряже­ния прямого, а затем полного подъема, после чего напряжение по­нижается до напряжения отпускания. При этих измерениях на мест­ном элементе поддерживается номинальное напряжение и фазорегу­лятором создается и поддерживается номинальный угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента.

Реле ДСШ на надежность работы в резонансной рельсовой цепи проверяют по схеме, изображенной на рис. 181. В схеме использованы вольтметры переменного тока; VI — класса точности не ниже 1,5; V2— класса точности не ниже 4. Проверку осуществляют таким образом:

— реле ставят на цоколь в штепсельную розетку, включенную по указанной схеме и расположенную горизонтально, включают тумб пер К1 и устанавливают по вольтметру VI на обмотке местного эле­мента номинальное напряжение;

  • тумблером К2 к обмотке путевого элемента подключают кон­денсатор емкостью 5 мкФ. В момент подключения конденсатора сектор реле должен быть неподвижен или перемещаться в направле­нии размыкающих контактов;

  • измеряют напряжение вольтметром V2 на путевом элементе, которое должно быть не более 5 В.

Реле, у которых сектор неподвижен при подключении к путевому элементу конденсатора емкостью 5 мкФ или передвигается в направлении размыкающих контактов, но напряжение на путевом элементе не превышает 5 В, считается годным для работы в резонансной рель­совой цепи.

Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция ре­ле должна в течение 1 мин±5 с выдерживать без пробоя испытатель­ное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц при мощ­ности испытательной установки не менее 0,5 кВА, приложенное между всеми токоведущими частями реле и магнитопроводом. По­грешность измерения испытательного напряжения не должна пре­вышать ±5%.

Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями реле, а также между ними и магни­топроводом реле при относительной влажности воздуха до 80% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре ь40°С и относительной влажности до 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм.

Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечива­ющим погрешность измерения ±20% при напряжении постоянного тока 500 В.

Обмоточные данные реле ДСШ при температуре +20°С должны соответствовать

указанным в табл. 156.

Таблица 156

Обмоточные данные реле

Тип реле

Местный элемент

Путевой элемент

диаметр

провода

марки

ПЭВ1, мм

количест­во витков

активное сопро­тивление, Ом ±10%

диаметр провода ПЭВ1, мм

количест­во витков

активное сопро­тивление, Ом±10%

полное сопро­тивление, Ом ±10%

ДСШ-2

0,25

2700

130

0,315

2150

59

600

ДСШ-12

0,18

5400

510

0,315

2150

59

600

ДСШ-13

0,18

5400

510

0,28

2350

79

720

ДСШ-13А

0,20

4500

330

0,28

2350

79

720

При этом следует иметь в виду, что в качестве обмоточного провода могут применяться провода марки ПЭВ1 или ПЭМ1, ПЭС1, ПЭВТЛ1.

До 1981 г. для обмотки путевого элемента у реле ДСШ-2 и ДСШ-12 применялся провод диаметром 0,33 мм и активное сопро­тивление катушки было 55 Ом ±10%, у реле ДСШ-13 — диаметром 0,29 мм и активное сопротивление одной катушки было 75 Ом ±10%.

Выводы катушек и монтаж внутри реле выполняют гибким про­водом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм2.

Температура нагрева катушек по отношению к окружающей сре­де при номинальном значении тока не должна превышать +30°С. Превышение температуры нагрева над температурой окружающей среды определяется по формуле:

где Δt — превышение температуры катушки над температурой окру­жающей среды;

R, — активное сопротивление нагретой катушки;

R0 — активное сопротивление катушки при температуре окружа­ющей среды.

Сопротивление обмоток постоянному току измеряют любым ме­тодом с погрешностью измерения не более ±1%. Полное сопротив­ление путевого элемента измеряют высокоомным вольтметром и миллиамперметром при секторе, находящемся в положении полного подъема.

Механические характеристики реле:

Физический зазор между полюсами сердечников,

не менее, мм 2

Зазор между поверхностью сектора и полюсами сердечников при любом положении сектора, не менее, мм 0,35

Люфт оси сектора, мм

продольный 0,15—0,25

поперечный 0,02—0,06

Расстояние между любыми частями буферных об­жимок сектора и сердечниками магнитной це­пи, не менее, мм:

при нахождении сектора в нижнем положении 1,5

при нахождении сектора в верхнем положении и касании обжимки сектора и ролика 3,0

Расстояние от фронтовых и тыловых контактов до контактов подвижных при крайних поло­ жениях сектора (при касании обжимками сек­ тора роликов), не менее, мм 1,5

После 100 000 гарантийных срабатываний реле механические ха­рактеристики не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытаний, более чем на ±25%.

Измерение зазоров производится с помощью индикатора щупов и шаблонов класса 2. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1 гс).

Контактная система реле: ДСШ-2 — 4 фт, 2 ф, 2 т; ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А — 2 ф, 2 т. Расположение и нумерация контак­тов реле ДСШ показаны на рис. 182 и 183.

Каждый замыкающий или размыкающий контакт должен обеспе­чивать не менее 100 000 включений и выключений электрической цепи переменного тока 1 А при напряжении 110 В частотой 50 Гц и индукционной нагрузке (cos φ = 0,85).

Контактирующие части подвижных пружин выполнены из сереб­ра, замыкающих и размыкающих — из графито-серебряной компо­зиции.

Переходное сопротивление контактов (серебро — уголь), измеренное без контактов розетки – не более 0,5 Ом, то же с контактами розетки — не более 0,55 Ом. После 10 000 гарантийных срабаты­ваний реле переходное сопротивление контактов должно быть не бо­лее 1 Ом.

Испытание контактов реле на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин.

Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольт­метра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В по­стоянного тока при положении полного подъема и обесточенном по­ложении приборами класса точности не ниже 2,5.

За переходное сопротивление контактов принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключе­нием реле после каждого отсчета.

Контакты реле при испытании должны выдерживать непрерыв­ную нагрузку 3 А в течение 2 ч. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева контактов измеряют термопарой.

Условия эксплуатации. Реле ДСШ изготовляют для следующих условий эксплуатации:

  • температура окружающего воздуха от —50 до +60;

  • относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;

  • рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.

Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону.

Реле должны храниться в картонных коробках в закрытом венти­лируемом помещении при температуре от 1 до +40°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей среде кислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспорт­ной упаковке допускается не более трех месяцев.

Габаритные размеры реле 220x134x203 мм; масса реле без розетки 6,1 кг.

ДСШ реле

Реле ДСШ относятся к реле I класса надежности и используются в качестве путевых в рельсовых цепях переменного тока частотой 25 Гц (ДСШ-13, ДСШ-1 ЗА) и

Характеристика

ДСШ-2

ДСШ-12

ДСШ-13

ДСШ-13А

Обмотка местного элемента

 

Напряжение, В, не более

110

220

220

183

Ток, А, на более

0,145

0,072

0,072

0,075

Потребляемая мощность,

5

5

5

5

Вт, не более

 

 

 

 

Активное сопротивление,

130

 

 

510

Ом

510

510

Обмотка путевого (линейного) элемента

 

Напряжение, В:

 

 

 

 

прямого подъема сек

 

 

 

 

тора, не более

28

10

11

И

полного подъема сек

 

 

 

 

тора, не более

45

14

15,5

15,5

опускания сектора.

20

6,3

 

 

не менее

7

7

Ток, А;

 

 

 

 

прямого подъема сек

 

 

 

0,0155

тора, не более

0,047

0,0165

0,0155

полного подъема сек

 

 

 

0,022

тора, на более

0,075

0,023

0,022

опускания сектора,

 

0,0105

0,009

0,009

не менее

0,033

Активное сопротивление,

 

59

79

79

Ом

59

Полное сопротивление,

 

 

720

720

Ом, на частоте 50 Гц

600

600

50 Гц (ДСШ-2, ДСШ-12) и в качестве линейного (ДСШ-2).
Электромагнитная система реле ДСШ (табл. 5.13) состоит из двух электромагнитов переменного тока (местного и путевого элементов), в зазоре между которыми в вертикальной плоскости вращается легкий алюминиевый сектор. Угол поворота сектора задается снизу и сверху ограничителями. При перемещении сектора его ось через контактные тяги воздействует на подвижные контакты реле. Если при включении реле его сектор опускается вниз, необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.

Электрические характеристики реле измерены на переменном токе частотой 50 Гц при номинальных сдвигах фаз: для реле ДСШ-2 ток путевого элемента опережает напряжение местного элемента на угол (20±5)°; для реле ДСШ-12, ДСШ-13, ДСШ-13А — ток путевого элемента отстает от напряжения на местном элементе на угол (162 ±5)°.
Прямой подъем сектора соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов, полный подъем — моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика, отпускание — моменту размыкания всех фронтовых контактов.
Контактная система реле ДСШ-2 — 4 фт, 2ф, 2т, реле ДСШ-12, ДСШ-13, ДСШ-1 ЗА — 2ф, 2т; раствор контактов не менее 1,5 мм, неодновременность замыкания не более 0,4 мм; переходное сопротивление замкнутых контактов не более 0,5 Ом. Контакты реле обеспечивают 1 • 10+6 коммутаций цепи переменного частотой 50 Гц тока 1 А, 110 В при cos<p = 0,85.
Допустимый диапазон температур окружающего воздуха от —50 до +60 °С. Размеры реле 220Х134Х Х203 мм; масса 6,1 кг.

9. Реле комбинированные самоудерживающие пусковые штепсельные типа скпш

Назначение. Реле типа СКПШ 1 А-100 (черт. 2190.00.00А) и СКПШ5-320 (черт. 24146.00.00) предназначены для управления стре­лочными электроприводами с электродвигателями на напряжение 30 В постоянного тока; реле типа СКПШ4-160 (черт. 24061.00.00) используется для управления стрелочными электроприводами с электродвигателями на напряжение 100 и 160 В постоянного тока. Реле могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.

Некоторые конструктивные особенности. Основными деталями ре­ле СКПШ 1 А-100 являются: сердечник, катушки, полюсные нако­нечники, кронштейн, основание, поляризованный якорь; якорь, сердечник электромагнита самоудержания, магнит для дугогашения.

постоянный магнит; нейтральный якорь, ручка, кожух. Реле типа СКПШ являются медленнодействующими.

Комбинированное пусковое реле с самоудерживающимся нейтральным якорем типа СКПШ 1 А-100 по конструкции аналогично реле СКШ1-250, но имеет несколько измененную (усиленную) контакт­ную систему, так как используется как пусковое в двухпроводной схеме управления стрелочным приводом.

Электромагнитная система реле СКПШ 1А-100 представляет со­бой комбинированное реле КШ1 с той лишь разницей, что Г-образные постоянные магниты имеют более удлиненную форму.

Магнитная система арматуры самоудержания в принципе анало­гична магнитной системе реле СКШ1 и отличается от нее несколько увеличенным ходом якоря и некоторыми изменениями по размерам. Кроме того, электромагнит удержания, расположенный на двух кон­тактных колодочках, помещен под нейтральным якорем основной магнитной системы.

Удержание нейтрального якоря реле основной магнитной систе­мы может происходить по двум магнитным цепям: от вспомогатель­ной обмотки при перемене полярности в основной обмотке и от то­ковой обмотки при прохождении через нее рабочего тока электродвигателя стрелочного привода. В обоих случаях при обрыве удерживающей цепи реле должно отпускать нейтральный якорь с замедле­нием не менее 0,15 с. Это время обеспечивает замыкание пусковой стрелочной цепи на время перелета контакта автопереключателя при переводе спаренной стрелки.

Принципиальное отличие реле типа СКПШ 1А от других реле комбинированного типа заключается в том, что напряжение протя­жения нейтрального якоря должно быть меньше напряжения пере­броса поляризованного якоря. Следовательно, порядок работы не­сколько другой, чем у реле типа КШ1, то есть сначала срабатывает нейтральный якорь, а затем поляризованный. Это требование обусловлено работой двухпроводной схемы управления стрелочным приводом.

Основная магнитная система реле СКПШ 1 А-100 имеет две катушки с последовательно соединенными обмотками общим сопротивлением 100 Ом. Параллельно основной обмотке включен двухполупериодный выпрямитель типа 15ВМ4А или 15ГМ4А, чтобы при перемене полярности в основной обмотке через обмотку электро­магнитной системы удержания проходил ток одного направления.

Катушка реле удержания имеет три обмотки: короткозамкнутую (вместо медной гильзы), вспомогательную, выводы которой присое­динены к выпрямителю, и токовую. Последняя включается в цепь электродвигателя стрелочного привода. Схема соединения обмоток реле типа СКПШ1А-100 показана на рис. 177.

Взамен реле типа СКПШЗ-375/375 с 1963 г. выпускается реле < КПШ4-160, отличающееся от первого тем, что порядок срабатывания якорей (вначале нейтрального, а затем поляризованного) дости­гается схемным путем, то есть в цепь обмотки поляризованного яко­ря включается вспомогательный контакт ВК, который устанавлива­ется на месте снятого нейтрального якоря основной магнитной сис­темы. Для осуществления схемной зависимости срабатывания внача­ле нейтрального якоря, а затем поляризованного внутри реле уста­новлены и подключены к схеме два диода типа Д7Г. Схема соедине­ния обмоток реле типа СКПШ4-160 показана на рис. 178.

Механизм самоудерживающего комбинированного пускового ре­ле СКПШ5-320 имеет электромагнитную и контактную системы. Электромагнитная система реле состоит из двух частей — комбини­рованной и удерживающей. Комбинированная электромагнитная система аналогична реле КШ и отличается тем, что нейтральный якорь имеет шарнирную связь с якорем удерживающей системы. Удерживающая электромагнитная система состоит из сердечника, якоря и катушки, имеющей вспомогательную и токовую (удерживающую) обмотки. В реле СКПШ5-320 ранее устанавливались выпрямители типа АВС-15-312 или АВС-15-12; в настоящее время уста- навливаются типа 15ГМ4А, 15ВМ4А или КЦ402И. Схема соединения обмоток реле типа СКПШ5-320 показана на рис. 179.

Электрические и временные характеристики реле при относитель­ной влажности окружающего воздуха до 90% и температуре +20°С должны соответствовать данным, указанным в табл. 153.

Постоянные магниты должны быть применены для реле СКПШ1А-100 с магнитным потоком 9*10-5 – 10*10-5 Вб (9000—10 000 Мкс). Магнитные потоки обоих магнитов должны быть равны. До­пустимая разность магнитных потоков не более 4-10-6 Вб (400 Мкс). Магнит с большим магнитным потоком устанавливается ближе к штепсельной розетке.

Постоянный магнит для реле СКПШ4-160 должен быть приме­нен с магнитным потоком не менее 13*105 Вб (13 000 Мкс) а для реле СКПШ5-320 — не менее 10*10-5 Вб (10 000 Мкс).

Магнитный поток постоянных магнитов дугогашения для всех П1ПОВ реле должен быть не менее 8*10-6 Вб (800 Мкс).

После гарантийного количества срабатываний реле (см с. 462) электрические характеристики реле СКПШ1А-100 не должны отли­чаться от соответствующих значений, измеренных до испытания. Электрические характеристики реле СКПШ4-160 и СКПШ5-320 не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытания, более чем на 15%.

Измерение электрических характеристик производится на постоянном токе приборами класса точности не ниже 1,0 отдельно для нейтрального и поляризованного якорей. Временные характеристики реле проверяют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения не более ±10%. Магнитный поток измеряют флюксметром в разомкнутой магнитной цепи.

Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция вы­прямителя и связанных с ним электрических цепей (клеммы 1, 2, 3 и 4) реле СКПШ1А-100 и СКПШ5-320 должна выдерживать без про­боя в течение 1 мин испытательное напряжение 1000 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между этими цепями и магнитопроводом реле. Изоляция всех остальных токоведущих частей реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320, а также реле СКПШ4-160 в целом должна выдерживать без пробоя в течение 1 мин испытательное на­пряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между ними и магнитопроводом.

Испытание электрической прочности изоляции производится при помощи испытательной установки мощностью не менее 0,5 кВА. Испытательное напряжение повышается постепенно. По­грешность измерения испытательного напряжения не должна пре­вышать ±5%.

Сопротивление изоляции между соседними электрически не свя­занными токоведущими частями всех типов реле, а также между ни ми и магнитопроводом реле при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре +40°С и относительной влажности 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм. Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечивающим погрешность измере­ния не более 20% при напряжении постоянного тока 500 В.

Таблица 153

Электрические и временные характеристики реле

Характеристика

СКПШ1А-100

СКПШ4-160

СКПШ5-320

Напряжение отпускания нейтрального якоря, не менее, В

1,0

1,4

1,0

Напряжение полного притяжения ней­трального якоря, не более, В

4,7

15,0

7,5

Напряжение перебрасывания поляризо­ванного якоря, В

5,2—6,5

8,0-15,0

3,5-7,5

Ток отпускания нейтрального якоря после перегрузки токовой обмотки током 14 А у реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320 и током 5 А у реле СКПШ4-160, не менее, А

0,5

0,2

0,5

Напряжение перегрузки управляющей обмотки, В

15,0

30,0

15,0

Время с момента возбуждения реле до момента замыкания фронтовых контак­тов нейтральной части при напряжении 12 В у реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320 и при напряжении 24 В у реле СКПШ4-160, не более, с

0,2

0,2

0,2

Время с момента выключения тока силой 6 А у реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320 и силой 1,5 А у реле СКПШ4-160 в об­мотке тока (при выключенной обмотке возбуждения) до размыкания фронтовых контактов нейтральной части, не менее, с

0,15

0,15

0,15

Время с момента выключения обмотки возбуждения при напряжении 12 В у ре­пе СКПШ1А-100, СКПШ5-320 и при на­пряжении 24 В у реле СКПШ4-160 (при выключенной обмотке тока) до размыка­ния фронтовых контактов нейтральной части, не менее, с

0,2

0,2

0,3

Обмоточные данные катушек реле при температуре +20°С должны соответствовать данным, указанным в табл. 154

Таблица 154

Обмоточные данные катушек реле

Тип реле

Наименова­ние якоря электромаг­нита

Наименование об­мотки

Провод

Число

витков

одной

катушки

Сопротив­ление од­ной ка­тушки, Ом

мар­ка

диа­метр, мм

СКПШ1А-100

Поляризо­ванный Нейтральный

Основная

Короткозамкнутая

Вспомогательная

Токовая

ПЭЛ

ММ ПЭЛ ПЭЛ

0,41

0,5 0,15 1,35

3400

1100

4200

35

50±10%

300±10% 0,04+10%

СКПШ4-160

Поляризо­ванный Нейтральный

Основная

Короткозамкнутая

Возбуждения

Токовая

ПЭЛ

ММ ПЭЛ ПЭЛ

0,33

0,5 0,19 0,8

6200

1450 3600 120

160±10%

160±10% 0,35±5%

СКПШ5-320

Поляризо­ванный Нейтральный

Основная

Короткозамкнутая

Вспомогательная

Токовая

ПЭЛ

ММ ПЭЛ ПЭЛ

0,33

0,5 0,23 1,35

6200

300

7200

35

160±10%

180±10% 0,04+15%

Выводы катушек и монтаж внутри реле выполняются гибким проводом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм2 (для токовой обмотки не менее 0,75 мм2).

Физический зазор между притянутым поляризованным якорем и передним полюсом после покрытия их защитным слоем не менее: СКПШ1А-100 и СКПШ4-160 — 0,15 мм; СКПШ5-320 — 0,3 мм.

Физический зазор между притянутым поляризованным якорем и задним полюсом после покрытия их защитным слоем у СКПШ5-320 не менее 0,5 мм.

Физический зазор между якорем самоудерживающей системы и сердечником не менее: СКПШ1А-100 и СКПШ5-320 — 0,03 мм; СКПШ4-160 — 0,05 мм.

Физический зазор между нейтральным якорем в его отпавшем положении и упорным винтом: СКПШ1А-100 — 0,4—1,5 мм; СКПШ5-320 — 0,4-1,0 мм.

Физический зазор между нейтральным якорем и передним полю­сом после покрытия их защитным слоем не менее: СКПШ1А-100 -0,7 мм; СКПШ5-320 — 0,5 мм.

Физический зазор между нейтральным якорем и задним полюсом после покрытия их защитным слоем у реле СКПШ5-320 не менее 0,05 мм.

0,05-0,1 0,25-0,5 0,25-0,5

1,4

1,2

6,0

1,2

0,5 (50) 0,3 (30) 0,2 (20)

0,4

0,25

Механические характеристики реле СКПШ

Люфт якорей в осях, мм:

нейтрального и поляризованного перпендику­лярно

оси цапф

нейтрального вдоль оси*

поляризованного вдоль оси

Расстояние между контактами, не менее, мм:

фронтовыми и подвижными

тыловыми и подвижными

неподвижными и подвижными поляризован­ного

якоря

вспомогательными

Контактное нажатие, не менее, Н (гс):

на фронтовых, нормальных и переведенных

на тыловых

на вспомогательных

Неодновременность замыкания или размыкания контактов, не более, мм

Скольжение контактов, мм

Контактное нажатие штепсельных пружин

на но­жи розетки, не менее, Н (гс) 1 (100)

* У реле СКПШ5-320 — 0,25-0,8.

После гарантийного количества срабатываний реле механические характеристики всех реле СКПШ не должны отличаться от соответ­ствующих значений, измеренных до испытаний, более чем на 20%.

Измерение зазоров производится с помощью индикатора, щупов и шаблонов класса 2. Физические зазоры поляризованного якоря из­меряют у концов якоря. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1гс).

Контактная система каждого из указанных типов реле — 2 фут, 2 пупу, 1 п, 1 н, то есть два переключающих контакта с усиленными фронтовыми контактами нейтрального якоря, два переключающих усиленных контакта поляризованного якоря, один замыкающий и < >дин размыкающий вспомогательный контакт поляризованного яко­ря. Усиленные контакты имеют постоянные магниты для гашения электрической дуги, возникающей при работе реле.

Схемы расположения контактов реле показаны на рис. 177—179.

При подключении питания к выводам 1—4 реле (минус к выводу /, плюс к выводу 4) должны быть замкнуты контакты 121—122, 141— 142, 131—133. Это положение поляризованного якоря называется нормальным.

При изменении направления тока в катушках (минус к выводу 4, плюс к выводу 1) должны быть замкнуты контакты 121—123, 141— 143, 111—113. Это положение якоря называется переведенным.

Контакты реле СКПШ всех типов должны обеспечивать не менее 100 000 включений и 1000 выключений для усиленных контактов и 100 000 включений и выключений для всех остальных контактов сле­дующих электрических цепей:

— каждый усиленный контакт — 5А, 220 В постоянного тока;

— каждый размыкающий контакт нейтрального якоря — 3 А, 12 В переменного тока частотой 50 Гц;

— каждый вспомогательный контакт — 0,5 А, 12 В переменного тока частотой 50 Гц.

Переходное сопротивление контактов реле СКПШ всех типов должно соответствовать следующим значениям:

— для всех металлокерамических контактов, измеренное без кон­тактов штепсельной розетки, — не более 0,15 Ом, с контактами ро­зетки — не более 0,18 Ом;

— для вспомогательных серебряных контактов без контактов ро­зетки — не более 0,03 Ом, с контактами розетки — не более 0,06 Ом.

После гарантийного количества срабатываний реле переходное сопротивление усиленных контактов не должно превышать 0,4 Ом.

Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольт­метра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В по­стоянного тока при крайних положениях якорей приборами класса точности не ниже 2,5.

За переходное сопротивление принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключением реле после каждого отсчета.

Замкнутые контакты реле СКПШ должны выдерживать при ис­пытании, не деформируясь, непрерывную нагрузку 5 А. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окру­жающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева измеряют термопарой.

Испытание контактов на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин током чередующейся по­лярности.

Условия эксплуатации. Реле типов СКПШ изготовляют для следу­ющих условий эксплуатации:

— температура окружающего воздуха от —50 до +60°С;

— относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;

— рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.

Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону.

Реле должны храниться в закрытом вентилируемом помещении на картонных коробках при температуре от 5 до +35°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей среде

кислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспорт­ной упаковке допускается не более трех месяцев.

Габаритные размеры каждого реле типа СКПШ без розетки 230x82x203 мм; масса реле без розетки, кг: СКПШ1А-100 — 3,62; СКПШ4-160 — 4,8; СКПШ5-320 — 4,84.

5 Маркировка и условно-графические

ОБОЗНАЧЕНИЯ РЕЛЕ

Маркировка реле представляет собой специальное буквенно-цифровое

обозначение (шифр). Буквы и цифры в обозначениях реле расшифровываются следующим образом.

Буквы обозначают тип, конструктивные особенности и функциональное назначение реле. Первые буквы реле в обозначениях реле расшифровываются следующим образом:

Н – нейтральное,

П – поляризованное,

К – комбинированное,

И – импульсное,

С – с самоудерживающейся контактной системой,

Д – двухэлементное,

А – аварийное,

О – огневое,

Т  трансмиттерное.

В некоторых случаях указанную выше смысловую нагрузку несут сочетания первых двух букв:

АН – автоблокировочное нейтральное,

СК – с самоудерживающейся контактной системой, комбинированное,

ДС – двухэлементное секторное,

АО – аварийное огневое,

КД – кодовое.

Вторая или третья буква в названии реле обозначает:

М  малогабаритное,

П – пусковое,

Т – термическое,

С или П после А  соответственно сигнальное или переездное.

Последняя или предпоследняя буква в названии реле обозначает:

Р  нештепсельное,

Ш – штепсельное реле.

Буква В после Р или Ш (а в некоторых случаях перед буквой Ш) обозначает реле с выпрямителем. Буква М после Ш обозначает медленнодействующее (на отпускание) реле. Буква У обозначает наличие усиленных контактов реле, то есть рассчитанных на коммутацию электрических цепей с токами до 15 А в течение длительного времени (более 1 часа). Не усиленные контакты рассчитаны на коммутацию цепей с токами до 6 А. Буквы МБ в конце шифра обозначают реле с магнитной блокировкой.

Приведем примеры буквенных обозначений реле:

НР (КР, ПР, ИР) – нейтральное (комбинированное, поляризованное, импульсное) реле,

НПР (КПР, ППР) – нейтральное (комбинированное, поляризованное) пусковое реле,

ДСР – двухэлементное секторное реле,

ДСШ – двухэлементное секторное штепсельное реле,

НРВ (ИРВ) – нейтральное (импульсное) реле с выпрямителем,

НШ (КШ, ОШ, АШ) – нейтральное (комбинированное, огневое, аварийное) штепсельное реле,

НПШ – нейтральное пусковое штепсельное реле,

СКПШ – комбинированное пусковое штепсельное реле с самоудерживающейся контактной системой,

НМШ (КМШ, ИМШ, ОМШ)  нейтральное (комбинированное, импульсное, огневое) малогабаритное штепсельное реле,

НМШМ, ОМШМ – нейтральное (огневое) малогабаритное штепсельное медленнодействующее на отпускание реле,

АНШ – автоблокировочное нейтральное штепсельное,

НМВШ (АНВШ, ИМВШ)  нейтральное (аварийное, импульсное) малогабаритное штепсельное реле с выпрямителем,

ИВГ – импульсное герконовое реле с выпрямителем,

АСШ (АПШ) – аварийное сигнальное (переездное) штепсельное,

ПМПШМ – поляризованное малогабаритное пусковое штепсельное медленнодействующее на отпускание реле,

КДР – кодовое нештепсельное реле,

КДРШ – кодовое штепсельное реле,

КДРШ-М – кодовое штепсельное медленнодействующее реле,

КДРШ-МБ – кодовое штепсельное реле с магнитной блокировкой,

ТШ  трансмиттерное штепсельное.

Цифры, стоящие в шифре реле после букв, обозначают число контактных групп (состав контактного набора) и расшифровываются следующим образом:

1 – восемь переключающих контактов (фронтовой  тыловой),

2 – четыре переключающих контакта,

3 – два переключающих и два фронтовых контакта,

4 – четыре переключающих и четыре фронтовых контакта,

5 – два переключающих и два тыловых контакта.

Числа, стоящие в шифре реле после дефиса, обозначают сопротивление обмотки в Омах. Если реле имеет две обмотки с разными сопротивлениями, то после дефиса указываются два числа, разделенные знаком дроби.

Малогабаритные реле типа РЭЛ (реле электромагнитное) имеют отличные от приведенных выше обозначения. Первые буквы реле в обозначениях реле расшифровываются следующим образом:

Б – нештепсельное реле (штепсельные реле не имеют специального обозначения),

П – поляризованное реле,

А – аварийное реле,

О – огневое реле,

С – стрелочное пусковое реле,

БП – нештепсельное реле постоянного тока,

БС – нештепсельное стрелочное пусковое реле.

Вторая буква Н обозначает нормальнодействующее реле, последняя буква М – медленнодействующее реле.

Цифры, стоящие в шифре реле типа РЭЛ после букв, обозначают состав контактного набора и расшифровываются следующим образом:

1 – шесть переключающих и два фронтовых контакта,

2 – четыре переключающих контакта,

3 – два переключающих и два фронтовых контакта,

5 – три переключающих и один фронтовой контакт.

Условно-графические обозначения реле приведены в табл. 5.1 /4/, контактов реле  в табл. 5.2 и 5.3.

Таблица 5.1

Условно-графические обозначения реле

Таблица 5.2

Условно-графические обозначения контактов нейтрального реле

Наименование (тип) контактов

нейтрального якоря

Обозначение при состоянии реле

Под током

Без тока

Контакт фронтовой (ф)

Контакт тыловой (т)

Контакт переключающий (тройник ф,т)

Контакты усиленные

Контакты с магнитным гашением

Контакты с безобрывным переключением

Таблица 5.3

Условно-графические обозначения контактов поляризованного реле

Наименование (тип) контактов

поляризованного якоря

Обозначение при полярности тока

Прямой

Обратной

Контакт переключающий

(тройник нп)

Контакт переключающий усиленный

Контакт переключающий с магнитным гашением

Фазочувствительные рельсовые цепи, страница 13

Косвенные идеальные углы φид к, которые может измерять фазо­метр, зависят от значения сопротивления путевой обмотки (ПО). Если ПО высокоомная (ДСР-12), ток ПО мал и недостаточен для перемеще­ния стрелки фазометра, то измеряется косвенный угол между Iмест и Uпутид к = 25 + 5°).

Таблица   4.1 Электрические параметры реле

Тип

реле

Местный элемент

Путевой  элемент

Сдвиг фаз

Φид к = 25 ±5°

Напряжение, В

Ток, не более, мА

Мощность, Вт

Прямой подъем

Полный подъем

Отпускание

не более

не менее

В

мА

В

мА

В

мА

ДСШ-2

110

145

5

28

47

45

75

20

33

Iм опережает Uп

ДСШ-12 ДСШ-13 ДСШ-1За

220 220 183

72

72

75

5

5

5

10

11

11

16,5 15,5 15,5

14 15,5 15,5

23

22

22

6,3

7

7

10,5

9

9

То же

»

»

У реле с низкоомной ПО измеряют угол между Iпут и Uместид к = 162 ± 5°).

Рельсовая цепь, в которую включают реле ДСШ, имеет параметры индуктивного характера, поэтому чем больше ее длина, тем больше сдвиг фаз между Uпи Iм или Uми Iп.

Для обеспечения надежной работы путевых реле необходимо со­гласовывать параметры рельсовых цепей и реле в отношении сдвига фаз между токами путевой и местной обмоток — Iм и Iп.

Если действительный сдвиг фаз отличается от идеального φ = 90° на угол β, то вращающий момент

.

Для получения нужного момента необходимо ток Iп или Iм уве­личить в 1/cos β раз. Обычно увеличивают ток в путевой обмотке реле.

2.4 Фазочувствительные рельсовые цепи частотой 25 Гц с реле типа ДСШ-13 для станций стыкования двух видов электротяги

Общие сведения. Фазочувствительные РЦ переменного тока частотой 25 Гц с реле типа ДСШ-13 и ДТ типа ДТ-0,6-500С применяют на станциях стыкования электротяги переменного и постоянного тока, на промежуточных станциях при реконструкции уже существующих устройств автоматики и телемеханики при за­мене электротяги постоянного тока на электротягу переменного тока без прекра­щения действия устройств АБ и АЛСН.

Устройства питания РЦ частотой 25 Гц с ДТ типа ДТ-0,6-500С аналогич­ны питающим устройствам РЦ частотой 25 Гц с ДТ типа ДТ-1-150. Общие требо­вания к этим РЦ такие же, как и к РЦ частотой 25 Гц с ДТ типа ДТ-1-1-150, но они имеют следующие особенности. В качестве ПТ и КТ используют трансформа­торы типа ПТ-25А. Для получения напряжения свыше 60 В обмотки ПТ вклю­чают по автотрансформаторной схеме или устанавливают два трансформатора с параллельно включенными первичными или последовательно включенными вторичными обмотками.

При наложении кодовых сигналов АЛСН с релейного конца для получения кодового напряжения свыше 60 В необходимо установить два ПТ типа ПТ-25А с последовательно включенными вторичными обмотками или ПТ типа ПТ-25Б.

Устройства наложения кодовых сигналов АЛСН выполнены с учетом того, что при наложении АЛСН с питающего конца каждый из усиленных контактов одного группового трансмиттерного реле типа ТШ-65В должен быть включен в одну из трех РЦ. При числе кодируемых РЦ в маршруте более трех параллель­но подключают дополнительные групповые трансмиттерные реле.

На станциях стыкования наложение кодовых сигналов АЛСН, как правило, не предусматривают. На промежуточных станциях кодовые сигналы АЛСН на­кладывают на РЦ главных путей, а также на РЦ боковых путей, если по ним предусмотрен безостановочный пропуск поездов со скоростью 50 км/ч.

Отсасывающий фидер ТП или трос для заземления железнодорожных соору­жений присоединяют к средним точкам путевых ДТ, расположенных на главных путях. Если место присоединения отсасывающего фидера находится на расстоя­нии более 250 м от основных путевых ДТ, то для подключения его к РЦ главного пути устанавливают дополнительный (третий) ДТ типа ДТ-0,6-500С с компенси­рующим конденсатором емкостью 8 мкФ, включенным через трансформатор типа ПРТ-А.

Путевые ДТ, к которым подключают отсасывающие фидеры, должны иметь дроссельные перемычки с удвоенной площадью поперечного сечения.

На станции стыкования отсасывающий фидер ТП постоянного тока присое­диняют к средней точке ДТ РЦ, расположенной на главных путях перегона или в горловине станции со стороны электротяги постоянного тока. Отсасывающий фидер переменного тока присоединяют со стороны подхода электротяги перемен­ного тока.

На станциях, оборудованных РЦ с ДТ типа ДТ-0,6-500С, при необходимости могут быть использованы однониточные и двухниточные РЦ без ДТ.

Схемы РЦ. Во всех РЦ для компенсации индуктивности ДТ имеется конден­сатор С1 = 8 мкФ на питающем конце, а на релейном конце — конденсатор С2 = 4 мкФ. Резистор R0 сопротивлением 200 Ом на питающем конце обеспечивает необходимую шунтовую чувствительность и ограничивает расход мощности ПТ при шунтировании РЦ.

Питающие и релейные концы РЦ укладывают в разных кабелях. Питание на КТ подается через тыловой контакт повторителя путевого реле для исключения срабатывания реле П от кодов АЛСН при сваривании контакта реле Т1.

На боковых путях станций применяют двухниточную РЦ с одним ДТ (рис. 2.4.1 а). Необходимо, чтобы общее сопротивление RПи соединительных про­водов между рельсами и ИТ на релейном конце было 1,0 Ом, а между ДТ и ИТ на питающем конце — не более 0,5 Ом. Сопротивление кабеля между ИТ и постом ЭЦ на питающем и релейном концах должно быть не более 150 Ом. При от­сутствии наложения кодовых сигналов АЛСН на питающем конце не устанав­ливают Т, П, СКВ, RИи СИ, а на релейном конце — Т1, RК, КТ1.

Рис. 2.4.1 Двухниточные РЦ частотой 25 Гц с реле типа ДСШ-13, одним   (а), двумя (тремя)  (б) ДТ и наложением сигналов АЛСН с обоих концов

В РЦ для главных путей (рис. 2.4.1 б) с ДТ сопротивление соединительных проводов между ДТ и ИТ на релейном и питающем концах должно быть не бо­лее 0,5 Ом, между ИТ и постом ЭЦ на обоих концах РЦ — не более 150 Ом при длине РЦ до 1000 м и 75 Ом при длине РЦ свыше 1000 м.

Реле КМШ комбинированное — Simukov.ru

Источник:

  1. http://scbist.com/spravochnik/nmsh5.htm
  2. https://www.youtube.com/watch?v=TD4CVTIZO0o

 

Как определить где нейтральные, а где поляризованные контакты на комбинированном реле

Комбинированные малогабаритные реле постоянного тока типов КМШ и КМ

Назначение

Реле предназначены для осуществления электриче­ских зависимостей в устройствах автоматики и телемеханики на же­лезнодорожном транспорте и изготовляются следующих типов:

—КМШ-3000, КМШ-750, КМШ-450 — штепсельные (в колпа­ке), по черт. 13955.00.00; устанавливаются на стативах и в релейных шкафах;

—КМ-3000, КМ-450 — нештепсельные (открытые), по черт. 14071.00.00, устанавливаются в релейных блоках.

Конструктивные особенности

— катушка, — постоянный магнит,— ярмо, 4 — кронштейн, 5 — нож, 6 — тяга нейтральной части, 7 — тыловой контакт, — перекидной контакт, 9 — фронтовой контакт, 10 — нейтральный якорь, 11 — тяга поляризованной части, 12 — переведенный контакт, 13 — общий контакт, 14 — нормальный контакт, 15— поляризованный контакт. Реле КМШ, кроме перечис­ленного, имеет основание, прокладку, направляющий штырь, кол­пак и ручку.

Комбинированные реле представляют собой сочетание нейтраль­ного и поляризованного реле с общей магнитной системой и незави­симыми нейтральными и поляризованными якорями.

Механизм реле имеет электромагнитную и контактную системы, Электромагнитная система реле смонтирована на кронштейне, укрепленном на металлическом основании, и состоит из двух сер­дечников с катушками, постоянного магнита, нейтрального и поля­ризованного якорей и ярма.

Обмотки и контакты реле

Обмотки реле включаются последовательно (на розетке реле устанавливается перемычка между выводами 2—3).

При подключении питания к клеммам 1—4 (минус к выводу и плюс к выводу 4) поляризованный якорь должен занимать нормаль­ное положение и замыкать контакты 111—112, 121—122. При изме­нении направления ток в катушках (плюс к выводу 1, минус к выводу 4) поляризованный якорь должен занимать переведенное положе­ние и замыкать контакты 111—113, 121—123.

Последовательность работы якорей

В реле предусмотрена такая последовательность работы якорей: сначала перебрасывается поляризованный якорь, а затем притягива­ется нейтральный. Указанная последовательность работы якорей должна обеспечиваться как при наличии, так и при отсутствии на­жатия на контактах поляризованного якоря.

Электрические характеристики

Переходное сопротивление контактов

Переходное сопротивление контактов должно соответствовать следующим значениям:

—для переключающих контактов поляризованного якоря и за­мыкающих контактов нейтрального якоря (серебро — уголь), изме­ренное без контактов розетки, — не более 0,25 Ом, с контактами ро-зетки — не более 0,3 Ом;

—для размыкающих контактов нейтрального якоря (серебро — серебро) — не более 0,03 Ом без контактов розетки и не более 0,08 Ом — с контактами розетки.

Поделиться ссылкой:

Похожее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *