Для чего вдоль дорог сооружают кювет
При прокладке дорожного полотна вдоль покрытия с обеих сторон часто наблюдается глубокая выемка, разделяющая путь с сопутствующим ландшафтом. Это характерно для междугородних трасс, дорог в лесу, тротуаров в парковых зонах. Параллельные траншеи вдоль дорожного пути называются кюветом, и это не просто последствия рытья траншеи и прокладки асфальта вне городских условий. Это кювет, который выполняет функцию сбора стоковых вод с дороги.
Особенности дорожного устройства
Выемка вдоль дороги чаще всего имеет трапециевидную форму. В ней собирается влага, стекающая с дороги, таким образом, дорожное полотно меньше подвержено деформации. Также кювет может выполнять дренажную функцию. Он может представлять собой канаву или забетонированную поверхность.
Кювет можно встретить вдоль:
- загородного шоссе;
- железнодорожных путей;
- автомобильных дорог на пересеченной местности;
- велосипедной дорожки;
- лесопарковых дорог.
Выемка может оставаться необработанной после строительства полотна – тогда это неукрепленная грунтовая поверхность. Если она уплотняется гравием, камнем или даже заливается бетоном, то это укрепленный тип. Укрепление выемки позволяет улучшить сток воды и продлить срок службы дорожного полотна. Укрепление требуется в местах, где дорогой пользуются пешеходы, например, на железнодорожных станциях. Это позволяет избежать травматизма и соблюсти требования по безопасности транспорта и людей.
Другие функциональные особенности
Если автомобиль теряет управление и съезжает с дороги, то кювет может задержать его и препятствовать столкновению с деревьями в зеленой зоне, которые протягиваются вдоль загородных шоссе. Чтобы автомобиль не вылетел в кюветную зону, рекомендуется следить за боковой гравийной насыпью и не допускать выезда на нее. Если правые колеса попадают на этот участок, автомобиль мгновенно теряет прямую траекторию и появляется высокий риск не справиться с управлением и съехать с дороги. По этой причине вдоль особенно опасных участков устанавливается специальное ограждение, препятствующее аварийному съезду машин с дорожного полотна.
04 марта 2016
Поделитесь ссылкой со своими друзьями:
5.2. Проектирование боковых канав (кюветов, резервов)
Для отвода воды вдоль дороги, переходящей в выемке или насыпи высотой до 1–1,5 м, устраивают боковые канавы (кюветы). Боковые канавы также способствуют осушению грунтов земляного полотна в связи с испарением влаги с внутренних откосов боковых канав.
В связных грунтах кюветам придают трапецеидальное сечение шириной по дну 0,4 м, с крутизной откосов в выемке 1:1,5, в насыпе: внешний откос 1:1,5, внутренний 1:3 или 1:4.
Рис. 5.1. Поперечные сечения боковых канав:
а – трапецеидальное; б – треугольное
В несвязных грунтах устраивают кюветы треугольного сечения с крутизной внутреннего откоса 1:3.
При выборе формы поперечного сечения боковой канавы следует учитывать, что при одинаковой глубине кювета площадь живого сечения трапецеидальной канавы больше, чем треугольной.
Минимальная глубина кювета 0,3 м от поверхности земли, максимальная 0,7–0,8 м (редко до 1,2 м), считая от бровки насыпи.
Вообще глубину кювета назначают по расчету так, чтобы возвышение верха дорожной одежды над дном кювета было не менее рекомендованного СНиП [2] для II типа местности, то есть дл участков с необеспеченным поверхностным стоком воды
hкюв = hрек – ( bпр iпр/2 + bоб iоб) – hраб
Дну кюветов придают продольный уклон, равный уклону бровки земляного полотна, но не менее 5 ‰, а в исключительных случаях 3 ‰. На участках выемок и низких насыпей, где уклон проектной линии менее 5 ‰ проектируют так называемые заглубленные кюветы с уклоном не менее 5 ‰.
Не допускается проектировать красную линию в выемках в виде горизонтальных участков и вогнутых кривых ввиду трудности осуществления водоотвода из выемки.
В тех случаях, когда вследствие равнинного рельефа местности устраивать кюветы с уклоном 5–3 ‰ не удается, земляное полотно проектируют в насыпи, отсыпаемой из дренирующих грунтов. Рабочие отметки насыпи назначают как для III типа местности.
Необходимо использовать все возможности для отвода воды из кюветов в пониженные места в сторону от дороги, устраивая отводные русла желательно, чтобы отвод воды из кювета в сторону или в искусственные сооружения осуществляется не реже, чем через 500 м.
Не допускается пропуск воды из насыпи через выемку. Перед входом в выемку воды из боковой канавы отводят в сторону. Воду из выемки отводят в сторону от дороги с того места, где насыпь становится выше 0,5 м, постепенно доводя глубину канавы до нуля (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Вывод воды из выемки
5.3. Проектирование водоотводных и напорных канав
Водоотводные канавы служат для отвода воды от дороги в стороны, в пониженные места или к водопропускным сооружениям.
Если дорога пересекает на коротком расстоянии несколько логов, воду можно не пропускать через дорогу в каждом понижении, а устраивать водоотводные канавы, перехватывающие воду в малых логах и отводящие в главный лог (рис. 5.3). Обычно канавы глубиной 0,25–0,5 м, собирающие воду с малых логов, начинают в самом русле.
Рис. 5.3. Схема отвода воды из бокового лога к сооружению в главном логе
Канавы устраивают с продольными уклонами не менее 5 – 7 ‰, длину принимают не более 500 м.
Водоотводные канавы также проектируют для выпуска воды из пониженных участков – бессточных впадин, которые пересекает дорога.
Воду из впадины отводят до ближайших логов или более глубоких впадин, устраивая водоотводные канавы с двух сторон дороги (рис. 5.4, а). Возможно и другое решение: устройство водопропускной трубы и водоотводной канавы с низовой стороны (рис. 5.4, б). Вопрос решается с учетом конкретной ситуации: наличия понижений с двух сторон дороги и технико-экономических расчетов (следует подсчитать, что дешевле – труба или канава).
Рис. 5.4. Схема отвода воды из бессточной впадины: а – без устройства трубы; б – с устройством трубы под полотном
Рекомендуется пересекать впадину не в самом глубоком месте, а сбоку. Тогда более глубокая часть впадин будет играть роль испарительного бассейна.
При наличии поперечного уклона местности косогора вода, притекающая к дороге с верховой стороны, должна быть перехвачена и отведена в сторону от дороги с помощью нагорных канав (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Нагорные канавы:
а – у насыпи; б – у выемки; 1 – насыпь; 2 – нагорная канава;
3 – берма; 4 – откос выемки; 5 – банкет
Сечение нагорных канав рассчитывают по расходу воды, притекающей к ней. Канаве придают трапецеидальный поперечный профиль с наименьшей шириной по дну 0,5 м. минимальная глубина канавы 0,5 м, крутизна откосов 1:1,5, продольные уклоны не менее 3–5 ‰.
Если земляное полотно проложено по косогору в насыпи, то нагорную канаву располагают на расстоянии не менее 2,0 м от подошвы насыпи, а между ней и насыпью отсыпают берму с уклоном 20 ‰ к канаве (рис. 5.5, а).
При наличии кювета в насыпи и расположении дороги в выемке, во избежание сплывов и оползания откосов из-за переувлажнения грунтов, нагорные канавы располагают на расстоянии не менее 5 м от внешнего откоса кювета или выемки (рис. 5.5, б). Чтобы избежать затопления выемки при переполнении нагорной канавы, между выемкой и канавой отсыпают земляные призмы – банкеты.
При большом притоке воды на крутых и длинных косогорах устраивают два и более ряда нагорных канав. Кюветы и нагорные канавы укрепляют дерном, укрепленным грунтом, мощением.
Канава боковая (кювет) — это… Что такое Канава боковая (кювет)?
- Канава боковая (кювет)
- канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.
Источник: Справочник дорожных терминов
Строительный словарь.
- Зероторы (охлаждающие установки С.И. Гапеева)
- Канава водоотводная
Смотреть что такое «Канава боковая (кювет)» в других словарях:
КАНАВА БОКОВАЯ — см. КЮВЕТ Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках … Строительный словарь
КЮВЕТ — [КАНАВА БОКОВАЯ] водоотводная канава, проходящая вдоль обочины дороги (Болгарский язык; Български) канавка (Чешский язык; Čeština) odvodňovací příkop (Немецкий язык; Deutsch) Graben; Böschungsmulde; Seitengraben (Венгерский язык; Magyar)… … Строительный словарь
КЮВЕТ — (франц. cuvette букв. лохань, таз), боковая сточная канава трапецеидального сечения для отвода поверхностных вод с полотна и откосов выемки дороги … Большой Энциклопедический словарь
кювет — а; м. [франц. cuvette] Водосточная канава по обе стороны дороги. Придорожный к. Вода в кюветах. * * * кювет (франц. cuvette, буквально лохань, таз), боковая сточная канава трапецеидального сечения для отвода поверхностных вод с полотна и откосов … Энциклопедический словарь
КЮВЕТ — (франц. cuvette, букв. лохань, таз) боковая сточная канава для отвода поверхностных вод с полотна и откосов выемки дороги … Большой энциклопедический политехнический словарь
это небольшая канава. Но не только
Сегодня мы вам расскажем, что такое кювет. Этот термин можно истолковать по-разному, так как слово имеет несколько вариантов значения и применяется в различных сферах жизни. Его описание можно найти во многих русских словарях.
Определение
Рассмотрим буквальное значение слова «кювет». Словарь русского языка определяет его как таз или лохань. В общем толковании кювет — это выемка или небольшая канава, имеющая форму трапеции, обычно располагающаяся вдоль автомобильной трассы или железнодорожного полотна. Еще может находиться у велосипедных путей.
Его основное предназначение — собирать воду, которая образуется на дороге. Также может служить в качестве дренажа. Кювет бывает как грунтовым, так и укреплённым, то есть полностью покрытым бетоном, или вымощенный камнем. Иногда он отделяется от дорожного полотна.
Кроме того, кювет — это канава, которую специально обустраивают между железнодорожным полотном и откосом пути. Делается это для того, чтобы отвести поверхностные воды с полотна. Также его специально роют вдоль дорожного покрытия, например в парке или лесопарковой зоне. Это делается с целью собрать воду после дождя или талый снег. Такой подход позволяет дороге и обочине оставаться сухими. Кювет представляет собой вырытую траншею вдоль обочины, закрепленную галькой, дерном и другими вспомогательными средствами.
Политика
Слово «кювет» применяется в политической практике и переводится как департамент. В Республике Конго такой кювет граничит с Плато, Санга, Ликуала, Гарбоном. Население в нем составляет более 104 тысяч человек. Имеет площадь 46 060 квадратных километров.
Существует также Западный Кювет. Это департамент, который находится на северо-западе Республики Конго и граничит с Санга и Габоном. Плотность населения в нём составляет 2,46 чел. на квадратный километр, площадь — 28 790 км2, а численность населения — 70 748 чел.
Другие области применения
Слово встречается и в других отраслях. В медицине есть три толкования этого термина. Прежде всего, кювет — это сосуд, имеющий параллельные плоские стенки. В другом значении — пробирка, которая применяется при радиометрическом или фотометрическом исследовании некоторых жидкостей. В третьем значении это форма, в которую отливают зубной протез. В судоходстве кювет — это ров, который сделан искусственным путем на мелководье для того, чтобы обеспечить прохождение больших кораблей. Он может направить водный поток в нужное русло, а также сократить маршруты. Другое его название — «водный канал». Цель создания кювета — обеспечить пути для судов. Такой ров соединяет бассейны двух водоемов, сокращает дорогу между ними, создает выгодные экономические маршруты для транспортировки.
Резюме
Еще раз коротко приведем основные значения:
1 Департамент в Республике Конго.
2. Небольшая канава или выемка вдоль обочины железной или автомобильной дороги.
Следует также отметить, что существует кюветоочистительная машина. Она применяется на железнодорожных полотнах и обеспечивает очистку и нарезку кюветов во время текущего содержания путей.
Устройство и укрепление водоотводной канавы (кювета) вдоль дороги: технология, материалы, специальная техника
Водоотводные канавы вдоль автомобильных дорог необходимы для увеличения устойчивости и прочности полотна. Мокрый грунт уменьшает силу сцепления транспортных средств и допустимые нагрузки.
Технология устройства и укрепления водоотводной канавы
- Продольный внутренний угол дна траншеи зависит от категории магистрали, состояния почвы, климатических условий и выполняется с уклоном 3-5‰. При невозможности соблюдения нормативных требований проблема разрешается с помощью водобойных колодцев, испарительных бассейнов, и перепадов. При незначительной высоте насыпи (менее 1.5 м ) кюветы проектируются по обе стороны шоссе. Ров в поперечном сечении имеет выпуклый профиль.
- Для отвода вод из продольной рытвины во избежание застаивания жидкости предусмотрены боковые канавы, которые расположены перпендикулярно к дорожному полотну. Их уклон находится в диапазоне 15-40%. Максимальный размер ограничен по соображениям безопасности движения автомобильного транспорта.
- Чтобы дать возможность машинам съезжать с трассы, водоотводные каналы в зависимости от водопроницаемости почвы проектируются в виде различных геометрических фигур. Например:
- в местах с сухим климатом — в виде треугольных сооружений. Глубина таких траншей не превышает 30 см, а угол откосы выбирается в пропорции 1:3 и более.
- водопроницаемой поверхности – в виде трапециевидной конструкции;
- на щебне и скальной почве используется трапециевидная и треугольная форма водостоков, но откос делается пологий — 1:1.
Материалы
- Системы водопроводов вдоль трасс изготавливаются из полиэтилена высокой плотности, именуемого полимербетоном. Он представляет собой композит, в который входит кварц, гранит, базальт, связующие смолы. Материал отличается высокими антикоррозионными свойствами, стойкостью к агрессивному воздействию среды, долговечностью, механической прочностью, устойчивостью к высоким температурам (+ 82 °C). Применяется для траншей вдоль автомобильных дорог из бетона, тротуарной плитки, асфальта.
- Не менее популярен материал HDPE, который обладает способностью самоочищаться. Он используется в в районах с низкими температурами. Его отличает долговечность, небольшой вес, способность выдерживать большие нагрузки и монтажная простота.
- При обустройстве дорожных траншей применяются также чугунные, стальные или композитные решетки и защитные кромки, препятствующие разрушению стенок рвов. Они бывают чугунными, оцинкованными или стальными.
Специальная техника, используемая для обустройства водоотводных канав
Для сооружения кюветов используется спецтехника, главной из которых является землеройная машина – автогрейдер, который присоединен к трактору. Выемка грунта производится с помощью ножа, смонтированного между колесными скатами. Территория под кюветы очищается кусторезами, бульдозерами. В работе принимают участие самосвалы, погрузчики, экскаваторы и прочая техника.
Оставить комментарий