Posted on

Содержание

Реставрация батарей отопления чугунные — VashSlesar.ru

Как выглядят чугунные радиаторы, знают все. Они по праву считаются долгожителями на отопительном рынке. Изобретенные в далеком 1855 году, они все еще пользуются популярностью у покупателей. Несмотря на огромный выбор импортных и отечественных радиаторов самых разных форм и конструкций, многие все равно останавливаются на чугунных моделях. Прослужив какое-то время, батареи начинают подтекать, хуже греют. Что лучше – поменять их или отремонтировать? Специалисты считают, что ремонт чугунных батарей имеет смысл. Если их привести в порядок, то замену можно отсрочить еще на несколько лет.

Конструкция и принцип работы чугунных радиаторов

Радиаторы имеют секционную конструкцию. По внешнему виду секции напоминают металлические колонны, внутри которых предусмотрены каналы для теплоносителя. Эти элементы соединяют между собой с помощью ниппельной системы. Стыки уплотняют паронитовыми или резиновыми прокладками. Высота приборов составляет 350-1500 мм, глубина достигает 65-500 мм. Мощность радиаторов зависит от количества секций и площади теплоотдачи. В помещениях батареи из чугуна размещают под подоконниками. Обычно крепления настенные – кронштейны, но существуют напольные модели на ножках.

В зависимости от модели чугунные радиаторы имеют мощность 100-300 Вт. Примерно 25-35% тепла передается с помощью излучения (радиации), часть – конвективным способом. Благодаря излучению прогрев более качественный: радиатор греет предметы, а не только воздух. Теплые слои воздуха поднимаются вверх, а излучение обеспечивает обогрев нижней части помещения. Так создается максимально комфортный температурный режим.

Что и почему может сломаться в радиаторе

Чугун хорошо переносит щелочную среду теплоносителя, слабо поддается коррозии и отличается высокой механической прочностью. Отопительные приборы имеют простую конструкцию и очень долговечны, поэтому поломки из-за банального износа металла – редкое явление. Яркий пример потенциально возможного срока службы – работающие дореволюционные батареи, сохранившиеся в домах некоторых петербуржцев. Но есть у чугунных батарей и слабые места, именно в них кроется «корень зла».

Самые распространенные причины неполадок в работе батарей

  • Большой вес, громоздкость

Батареи из чугуна велики и тяжелы, что становится проблемой при монтаже. Малейшие недочеты в установке могут приводят к неисправностям при эксплуатации. Если не позаботиться о достаточном количестве мощных кронштейнов, батареи может со временем перекосить, что тоже приведет к негативным последствиям.

  • Недостаточная устойчивость к высокому давлению и гидроударам

У чугуна хорошие технико-эксплуатационные характеристики, но нагрузка, которую способны создать отечественные теплосети, может оказаться слишком большой. Из-за гидроударов возможны протечки в местах соединения секций.

Вместе с горячей водой по трубам циркулируют посторонние примеси, мелкие частицы грязи, ржавчины, что приводит к засорам во внутренних каналах. Батареи нужно своевременно промывать, иначе неисправности в их работе неизбежны.

  • Износ межсекционных прокладок и резьбовых ниппелей

Стыки всегда «фактор риска». Ниппели и прокладки служат гораздо меньше, чем чугун. Их нужно периодически заменять. После этого можно надолго забыть о проблемах с отоплением.

Признаки поломки чугунного радиатора отопления

  • Комната плохо прогревается

Если во время отопительного сезона температура в помещении ниже привычной, уточните, как обстоят дела у соседей. Если у них нет жалоб, пора заняться отоплением. Возможно, обычная промывка каналов решит проблему.

  • На радиаторе появился налет

Обычно он образуется в местах стыков. Причина – низкое качество теплоносителя. Когда прокладки изнашиваются, они пропускают жидкость. После высыхания остается налет, похожий на накипь.

Самый очевидный признак неисправной работы – появление протечек. Ремонт предполагает герметизацию и наложение металлического хомута. Если течей в радиаторе несколько, лучше заменить прибор.

Способы ремонта батареи в зависимости от типа неисправности

  • Быстрый ремонт протечки на стыке

Течь устраняют с помощью обычного бинта или полоски ткани и эпоксидного клея. Бинт пропитывают клеем и плотно наматывают на место течи. После высыхания клея отремонтированный участок красят в цвет батареи. Такая «скорая помощь» обеспечивает герметичность в течение 1-2 лет.

  • Наложение временного хомута на место течи

Если бинт не подходит для срочного ремонта, то можно вырезать небольшой кусок плотной резины и затянуть его на месте протечки.

  • Установка металлического хомута

Хомут – это металлическое кольцо с герметизирующими пластинами, крепящимися с помощью двух болтов. Далее мы подробнее рассмотрим этот способ ремонта.

Это герметизирующий состав, напоминающий пластилин. Технология применения проста: сварку разминают до однородной массы и приклеивают к месту повреждения. Холодная сварка хорошо переносит высокие температуры, поэтому подходит для устранения небольших протечек.

Ремонт чугунных радиаторов своими руками

Обычно место протечки определяют без труда. Если же возникают сложности с диагностикой, радиатор снимают, погружают в ванну с водой и следят за появлением пузырьков воздуха. Место, из которого они поднимаются, не герметично. Когда подтекающий участок определен, следует подготовить материалы и инструменты:

  • тонкий металлический трос;
  • замазка;
  • кусок ткани;
  • металлический хомут или что-то, способное его заменить: изолента, проволока и т.п.

Порядок работ

  1. Застелите пол клеенкой, сверху положите ветошь, которая впитает лишнюю влагу.
  2. Тонким тросом зачистите подтекающий участок радиатора до металла, обезжирьте любым растворителем или бензином.
  3. Замажьте течь. Замазку нанесите на полосу ткани и плотно намотайте на поврежденный участок в несколько слоев. Если в качестве замазки используются металлический порошок или эпоксидная смола, то достаточно сделать 2-3 слоя. Если цинковые белила – 4-5. В качестве замазки также применяют холодную сварку. Для нее ткань не нужна.
  4. Наложите металлический хомут на замазку, стяните болтами и гайками. Следите, чтобы соединение было со стороны, противоположной течи. Если вместо хомута используется изолента, намотайте ее в несколько слоев и закрепите проволокой.

Ремонт чугунных батарей не сложен, не требует особых знаний и навыков, но если есть сомнения в своих силах или протечка действительно серьезная, лучше обратиться к специалистам. Старые радиаторы, которые не раз давали течи, имеет смысл заменить, иначе их ремонт станет постоянным занятием в течение каждого отопительного сезона.

Видео: ремонт батареи отопления

Подготовку к новому отопительному сезону начинаю сразу же, как заканчивается предыдущий. Сначала осматриваю радиаторы на предмет выявления ржавчины и подтеков. Летом приступаю к ремонту, если такой требуется. Обычно обхожусь собственными силами, и работы ограничиваются лишь заделыванием холодной сваркой и подкрашиванием. Был случай, когда вылезла резиновая прокладка на соединении двух секций у новой батареи, тогда вызывала мастера для ее замены. А вот хомуты считаю временной мерой, которая применяется, когда нельзя отключить отопление и заменить секцию или всю батарею. Летом всегда меняю проблемный участок, чтобы ненароком на следующий отопительный сезон не затопить соседей.

Большое спасибо за полезный сайт!)

каков размер прокладок?( внутрений диамер и наружный ? какова толщина прокладок отдельно из резины и отдельно из паранита?Я себе пытался найти прокладки для ремонта и не нашел.Ни в нашем поселке ни в райцентре. Сейчас сделал высечку и буду пытатся делать из автомобильных камер.

В жилых помещениях на территории бывшего Советского Союза чугунные радиаторы распространены повсеместно. Модели из этого материала существуют на данном рынке уже очень давно, а появились и вовсе одними из первых, еще в середине девятнадцатого века. Сейчас чугун получил массу конкурентов и альтернативных решений, но все еще пользуется спросом. Все это объясняется легко — в долговечности чугунная батарея не уступит никому.

Но какими бы не были надежными эти радиаторы, настает время, когда они приходят в негодность. Но даже если батарея прослужила десятки лет, не стоит ее демонтировать и выбрасывать. Качественный профессиональный ремонт чугунных батарей сэкономит средства на покупку замены и продлит срок службы старого агрегата еще на несколько лет.

Чугун прекрасно справляется со щелочной средой теплоносителя, практически не поддается коррозии, батареи из этого материала легко противостоят агрессивному механическому воздействию. В отдельных домах сохранились экземпляры, функционирующие уже более 50 лет. Но, несмотря на видимую надежность, эти радиаторы имеют ряд уязвимых мест, которые со временем страдают чаще остальных.

По каким причинам ломается чугунный радиатор

  1. Огромный вес и внушительные габариты. Внушающие трепет величие и тяжесть этих батарей часто становятся проблемой уже в процессе установки. Тяжелый радиатор устанавливать непросто, и легко можно допустить ошибки при монтаже. В свою очередь эти недочеты провоцируют некорректную эксплуатацию, нехватка кронштейнов ведет к переносу веса агрегата и негативным последствиям.
  2. Несмотря на прекрасные эксплуатационные характеристики, даже чугунные радиаторы иногда неспособны выдержать нагрузку теплосетей. Мощный гидроудар нередко выводит агрегат из строя. В итоге возникает протечка и требуется срочный ремонт чугунной батареи.
  3. Канализационная горячая вода не бывает чистой, часто вместе с ней в радиатор попадают посторонние частицы, куски ржавчины. Мелкими частицами, впоследствии, будет засорен радиатор и выйдет из строя. Если батареи не промывать, негативный итог неизбежен.
  4. Износ прокладок и ниппелей происходит довольно часто, так как эти комплектующие не рассчитаны на долгий срок службы.

Как можно понять, что радиатор неисправен

  1. Температура в комнате непривычно низкая. В этом случае нужно выяснить, какова ситуация с погодой в доме у соседей. Если у них жалобы отсутствуют, значит, проблема в радиаторе.
  2. Появление налета. Налет образуется в месте стыков батареи. Износ прокладок ведет к высыханию жидкости, которая образует налет.
  3. Протечки в радиаторе.

При наступлении любого из этих случаев потребуется ремонт радиаторов отопления.

Ремонт радиатора в нашей компании

Чугунный радиатор — сложное техническое устройство, которое необходимо ремонтировать только при наличии определенных знаний и опыта. Любительский ремонт чугунных радиаторов отопления часто не только не решает проблему, но и усугубляет ее, а возможно, добавляет новые. Используя специальное оборудование, мастер нашего сервиса установит точную причину поломки батареи и предложит оптимальное решение проблемы.

Сантехники, в случае протечки, ликвидируют течь при помощи специальных составов или сварки. Затем поврежденный участок красится в цвет батареи. В иных случаях на месте протечки устанавливается хомут из жесткой резины или металлическое кольцо.

Мастера сервисного центра выполнят ремонт чугунных батарей независимо от типа поломки. Если это необходимо, будет произведена замена секции радиатора, прокладок и других комплектующих.

Только профессиональные знания и опыт помогут полностью восстановить герметичность батареи и продлить срок ее службы еще на несколько лет. В случае возникновения проблемы с радиатором, клиенту не нужно беспокоиться о ее решении. Достаточно позвонить в Службу сантехников по номеру телефона 8 (495) 320-06-60 и оставить заявку.

Мастер прибудет по адресу в ближайшее или оговоренное с клиентом время. Все услуги выполняются опытными мастерами с применением профессиональных инструментов. Клиенту не нужно беспокоиться о качестве работы, по ее итогам предоставляется гарантия.

Диагностика течи чугунной батареи

Во многих квартирах и домах до сих пор стоят громоздкие чугунные радиаторы. Они продолжают выполнять свои функции по сегодняшний день. Многим из них уже около 50 лет. Именно долговечность является главным преимуществом чугунных батарей. Но вот к вам приходит неожиданная неприятность, под батареей появилась вода.

В принципе, сложно не увидеть, что течет чугунная батарея, так как в комнате появляются следы воды, а уровень влажности значительно возрастает. Но все эти признаки видны во время отопительного сезона. Поэтому возникает вопрос, как выявить место, где протекает чугунная батарея, когда отопление отключено.

К сожалению, в домашних условиях это сделать достаточно трудно. Чугунные радиаторы очень тяжелые сами по себе, а чтобы проверить их, необходимо заполнить их водой и посмотреть, откуда она сочится. Есть еще один способ – погрузить радиатор в ванну с водой и посмотреть, есть ли пузырьки.

Третий способ почти нереально осуществить в домашних условиях, так как следует продуть батарею воздухом под большим давлением, предварительно покрыв ее мыльной пеной. Таким образом, будет видно, где выходит воздух. Кроме того, в этом месте будет шипение, и можно почувствовать струю рукой.

Реставрация чугунных батарей подручными средствами

От того, где подтекает чугунная батарея, зависит то, как сделать ее ремонт. Если маленький прорыв образовался в месте соединения секций, то исправить это можно с помощью обыкновенного хомута, который продается на рынке и в любом строительном магазине. Хомут имеет вид металлической конструкции с двумя прорезиненными изнутри пластинами, которые соединяются двумя болтами между собой. Тщательная фиксация происходит с помощью гаек, затянутых до необходимой плотности.

Резиновая прокладка является основным элементом для блокировки течи. Кстати, хомуты бывают любых размеров, поэтому не составит труда выбрать нужный.

Есть еще один метод, чтобы осуществить ремонт чугунных батарей на стыке секций, если под рукой нет такого хомута. Можно применить простой кусок резины, вырезанный из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Место протекания нужно обмотать в несколько слоев резиной. Закрепить ее можно проволокой, обмотав сверху.

Течет чугунная батарея – используем химию

Если потекла чугунная батарея из-за образования небольшого отверстия, исправить это можно при помощи холодной сварки для радиаторов. Визуально она похожа на детский пластилин в полосках. Нужно отрезать небольшой кусок и размять его руками до равномерного цвета и однородной консистенции. После чего сварка прилепляется выдавливающими движениями к месту протечки.

Следующий способ можно применить также на соединении секций. Для этого следует обмотать это место бинтом, который предварительно необходимо пропитать эпоксидным клеем. После того, как он схватится, протечка прекратится.

Кроме всего вышеперечисленного, можно приобрести полимерный или порошковый герметик, который на время сможет устранить течь. Принцип работы подобного состава заключается в полимеризации во время соприкосновения с воздухом. Подобный герметик выдерживает повышенную температуру, не испаряется и препятствует протеканию.

Реставрация чугунных батарей подобными методами не долгосрочна, все равно придется вызывать профессионалов, чтобы они отремонтировали радиатор. Потому что в некоторых случаях не обойтись без сварочных работ. А бывают случаи, когда необходимо заменить весь радиатор на новый.

«>

Реставрация чугунных батарей – скорая помощь в домашних условиях —

На чтение 3 мин. Опубликовано

Реставрация чугунных батарей – скорая помощь в домашних условияхДиагностика течи чугунной батареи

Во многих квартирах и домах до сих пор стоят громоздкие чугунные радиаторы. Они продолжают выполнять свои функции по сегодняшний день. Многим из них уже около 50 лет. Именно долговечность является главным преимуществом чугунных батарей. Но вот к вам приходит неожиданная неприятность, под батареей появилась вода.

В принципе, сложно не увидеть, что течет чугунная батарея, так как в комнате появляются следы воды, а уровень влажности значительно возрастает. Но все эти признаки видны во время отопительного сезона. Поэтому возникает вопрос, как выявить место, где протекает чугунная батарея, когда отопление отключено.

К сожалению, в домашних условиях это сделать достаточно трудно. Чугунные радиаторы очень тяжелые сами по себе, а чтобы проверить их, необходимо заполнить их водой и посмотреть, откуда она сочится. Есть еще один способ – погрузить радиатор в ванну с водой и посмотреть, есть ли пузырьки.

Третий способ почти нереально осуществить в домашних условиях, так как следует продуть батарею воздухом под большим давлением, предварительно покрыв ее мыльной пеной. Таким образом, будет видно, где выходит воздух. Кроме того, в этом месте будет шипение, и можно почувствовать струю рукой.

Реставрация чугунных батарей подручными средствами

От того, где подтекает чугунная батарея, зависит то, как сделать ее ремонт. Если маленький прорыв образовался в месте соединения секций, то исправить это можно с помощью обыкновенного хомута, который продается на рынке и в любом строительном магазине. Хомут имеет вид металлической конструкции с двумя прорезиненными изнутри пластинами, которые соединяются двумя болтами между собой. Тщательная фиксация происходит с помощью гаек, затянутых до необходимой плотности.Реставрация чугунных батарей – скорая помощь в домашних условиях

Резиновая прокладка является основным элементом для блокировки течи. Кстати, хомуты бывают любых размеров, поэтому не составит труда выбрать нужный.

Есть еще один метод, чтобы осуществить ремонт чугунных батарей на стыке секций, если под рукой нет такого хомута. Можно применить простой кусок резины, вырезанный из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Место протекания нужно обмотать в несколько слоев резиной. Закрепить ее можно проволокой, обмотав сверху.

Течет чугунная батарея – используем химию

Если потекла чугунная батарея из-за образования небольшого отверстия, исправить это можно при помощи холодной сварки для радиаторов. Визуально она похожа на детский пластилин в полосках. Нужно отрезать небольшой кусок и размять его руками до равномерного цвета и однородной консистенции. После чего сварка прилепляется выдавливающими движениями к месту протечки.

Следующий способ можно применить также на соединении секций. Для этого следует обмотать это место бинтом, который предварительно необходимо пропитать эпоксидным клеем. После того, как он схватится, протечка прекратится.

Кроме всего вышеперечисленного, можно приобрести полимерный или порошковый герметик, который на время сможет устранить течь. Принцип работы подобного состава заключается в полимеризации во время соприкосновения с воздухом. Подобный герметик выдерживает повышенную температуру, не испаряется и препятствует протеканию.

Реставрация чугунных батарей подобными методами не долгосрочна, все равно придется вызывать профессионалов, чтобы они отремонтировали радиатор. Потому что в некоторых случаях не обойтись без сварочных работ. А бывают случаи, когда необходимо заменить весь радиатор на новый.

Старая чугунная батарея — вторая жизнь

Во время ремонта мы часто задаёмся вопросом: А стоит ли менять старую чугунную батарею? Скажем сразу – не всё то хорошо, что новое. Замена отопительных приборов является делом хлопотным и дорогостоящим. Более того, не все современные радиаторы способны с честью выдержать реалии городского отопления, многие из них могут нормально применяться только в автономных системах.

Итак, Вы небезосновательно решили, что испытанная годами, надёжная старая чугунная батарея ещё послужит. Возникают новые вопросы: Как повысить надёжность приборов отопления почтенного возраста? Как их органично вписать в интерьер помещения? Как замаскировать неприглядную чугунную «фасонину»? Нет ничего сложного, давайте разбираться.

старая чугунная батарея

Как придать должный вид

Первое, на что нужно обратить внимание, батарея должна хорошо выполнять свою главную функцию – максимально отдавать энергию теплоносителя. Она не должна иметь ни малейшего намёка на течи (рыжие пятна между секциями и на заглушках), так как аварии отопления обходятся очень дорого. В идеале, если есть возможность, то перед реставрацией лучше сделать профилактику/тюнинг радиатора: снять; промыть; установить запорную арматуру, кран Маевского, термоголовки; заменить проблемные уплотнители. Снять – очень желательно, ведь даже малярные работы лучше производить на верстаке, а не «по месту».

проблемные места старой батареи

Не важно, будет ли впоследствии установлен декоративный экран или нет, но от малярных операций вам не уйти, борьбу с коррозией никто не отменял. Всё начинается с подготовки. Необходимо удалить старое лакокрасочное покрытие, которое за долгие годы обросло множеством слоёв (кстати, они здорово ухудшают теплоотдачу). Если радиатор демонтирован, то можно воспользоваться строительным феном или паяльной лампой, смывка для краски тут скорее всего не поможет. Итак, греем краску и счищаем её маленькими шпателями. Следующим этапом будет удаление ржавчины и остатков покрытия металлической щёткой. Для завершения действа, лицевые поверхности стоит пройтись крупным наждаком. Если радиатор не снимается, то придётся ограничиться удалением отслаивающихся участков и тщательным шлифованием — образовавшиеся раковины нужно зачистить «на нет».

Теперь голенькая старая батарея протирается от пыли и обезжиривается универсальным растворителем. Если говорить о химии, то предварительно не лишним будет обработать труднодоступные места преобразователем ржавчины. Ну, и раз уж мы решили делать всё на совесть, тогда погрунтуем радиатор специальным составом для металлических изделий. Грунт улучшит адгезию, повысит стойкость изделия к коррозии, хорошо «затонирует» основу. Техника нанесения грунтовки принципиально не отличается от финишной отделки, об этом далее.

Наконец, старая батарея готова к покраске. Эта захватывающая процедура может производиться различными способами: кистями, губками, рукавицами, валиками, распылителем. На практике лучше всего себя зарекомендовал гибридный метод: внутренние закоулки окрашиваем изогнутой кистью или губкой, а более доступные лицевые участки – краскопультом, или специальным валиком.

покраска батареи краскопультом

Обратите внимание! Наша задача получить минимальное по толщине, надёжное покрытие. Самый тонкий слой даёт пульверизатор, потом идёт губка, далее кисть и валик.

старая батарея - нанесение краски

Можно сформулировать ряд простых правил и рекомендаций, касающихся покраски старой батареи.
• Сначала красим изнутри, в противном случае можно испортить «фасад» изделия.
• Покрываем поверхности сверху вниз (актуально для навешенного радиатора).
• Следим за потёками и вовремя их удаляем (особенно после переворачивания батареи).
• Обязательно красить полностью.
• Для обзора слепых зон примените зеркало.
• Два тонких слоя более технологичны, чем один толстый.
• Окрашивать нужно холодную батарею (есть исключения).
• Первые слои можно улучшить шлифованием.
• Применяйте специализированные ЛКМ.

В продаже имеются специальные краски для отделки радиаторов отопления. Масляные составы остались в прошлом, а на первый план вышли акриловые, латексные, алкидные краски. Главное их достоинство – это стойкость к высоким температурам и бытовой химии, механическая износоустойчивость, относительная безвредность. Есть составы, которые могут наноситься непосредственно на горячие основания.

Все эти краски без проблем тонируются в любой цвет из основных каталогов: PANTONE, RAL, NCS. Согласитесь, скучно иметь белый радиатор. Поэтому народ вовсю экспериментирует – маскирует старую батарею под цвет стены, применяет различные металлики (под золото, под серебро, молотковая окраска), играется с эффектами (патина, перламутр, сияние, хамелеон, под дерево…).

металлик для чугунной батареи

Какой цвет лучше греет?

Нередко люди спрашивают: Какого цвета радиатор лучше греет? По теории, черный цвет (хотя, он и поглощает немало) лучше излучает тепловые волны, однако на них приходится лишь малая доля эффективности. Куда важнее коэффициент теплопроводности лакокрасочного покрытия и стабильная конвекция. Поэтому красим малыми слоями, не загромождаем радиатор. Кроме того хорошо будут проводить тепло краски типа «серебрянка», из-за содержания в них большого количества металлов. Отлично «греют» душу яркие, жёлто-красные тона.

тонируем старый радиатор

Часто старая батарея украшается рисунком определённой сложности, начиная от простого «наката» и заканчивая аэрографией.

уже не старая батарея

Экран

Старая батарея может быть скрыта специальным экраном. Есть масса заводских вариантов из разных материалов: металл, пластик, МДФ, дерево. Все они обладают особыми свойствами и конструкцией, определёнными способами крепления, своей сферой применения и дизайном.

батарея закрыта экраном

Если серийные модели по ряду причин не устраивают домовладельца, тогда экраны изготавливаются на заказ. Это могут быть кованые решётки, деревянные консоли в виде элемента мебели, конструкции из гипсокартона.

элементы мебели рядом с батареей

Не забудьте предусмотреть возможность доступа к прибору отопления, обязательно покрасьте старую батарею, хотя бы почистите и прогрунтуйте. В любом случае должна быть обеспечена хорошая циркуляция воздуха, ведь именно благодаря ей «работает» радиатор. На стене, за радиатором, закрытым экраном, можно наклеить отражающий фольгированный материал – это точно добавит пару градусов.

Есть распространённая ошибка, когда старая чугунная батарея закрывается плотным кожухом, или сверху нависает массивный подоконник. В результате люди жалуются, что в комнате стало холоднее, а новые пластиковые окна начали потеть. Эти проблемы решаются врезкой вентиляционных решёток, как в подоконник, так и в самодельный глухой экран. Благо, выбрать подходящую по дизайну решётку проблем не составит.

решетка над радиатором

циркуляция воздуха

И ещё, согласно строительным нормам, расстояние между верхом батареи и подоконной доской не должно быть менее 100 мм.

Заметим, что некоторые рукодельницы создают очень интересные занавески для радиаторов, применяя комбинацию сеток, текстиля и «липучек», прикреплённых к подоконнику. Довольно свежо выглядят специальные чехлы на батареи. Они, конечно, изолируют источник тепла, но это иногда как раз то, что нужно – например, для детской комнаты.

разве я старая батарея?

👷 Реставрация старого радиатора отопления: пошаговая инструкция с фотопримерами

Приобретение и установка новых радиаторов отопления при производстве ремонта – дело очень затратное. Поэтому многие ограничиваются обычной окраской, что может не очень хорошо сказаться на общем интерьере. Идея Мальцева Евгения Викторовича из Владивостока, ознакомиться с которой мы предлагаем в нашей рубрике, проста. Однако именно подобный подход может помочь решить проблему со старыми радиаторами.

Многие отказываются от замены старых радиаторов на новые по причине отсутствия средств. В моём случае получилось иначе. Несмотря на то, что радиаторы в квартире имели плачевный вид, меня вполне устраивала их теплоотдача. Поэтому их было решено просто обновить, придав нормальный вид. Однако одной покраской я решил не обходиться. В результате, при помощи старого карниза, мне удалось изменить дизайн радиаторов. О том, как производились работы, и что в итоге получилось, я и хочу вам сегодня рассказать.

Реставрация старого радиатора отопленияВот так изначально выглядел мой старый радиатор отопления

Содержание статьи

Шаг первый: с чего всё начиналось

Когда я решил приступить к реставрации батареи, ремонт в квартире был полностью закончен. Изначально планировалась обычная покраска, но после того, как завершилась отделка, стало ясно, что одной эмалью здесь делу не поможешь. Главной задачей для меня было придать радиатору вид совершенно нового, не вкладывая при этом лишних средств. Единственное, что я приобрёл – это металлическую сетку, которая часто используется для декора бамперов и обвесов автомобилей. Её можно купить на любом рынке или в магазине автозапчастей.

Единственное, о чём я пожалел во время работы по восстановлению старого радиатора, что не приобрёл большее количество металлической сетки, но идти снова до авторынка, когда я уже начал реставрацию, не хотелось. Немного позже я ещё остановлюсь на том, почему мне её нужно было больше.

Металлический профиль, который я использовал, остался от сломанного карниза. Пластиковые крепления на нём начали трескаться, да и шторы уже закрывались «со скрипом», поэтому его было решено выбросить. Но, как и всегда в России, возникла мысль, что именно эта деталь ещё может послужить, а потому она отправилась в гараж дожидаться своего часа. И, как это ни удивительно, дождалась. Здесь эта деталь карниза оказалась очень кстати. Для наглядности, на фото ниже я разместил всё необходимое для реставрации поверх радиатора.

Вот и всё, что потребуется для изменения облика старого радиатораВот и всё, что потребуется для изменения облика старого радиатора

Что касается инструмента, то и здесь необходим лишь минимум – плоскогубцы и ножницы по металлу. Ну и, естественно, рулетку. Хотя здесь подойдёт метровая металлическая линейка. Ею работать будет даже удобнее за счёт наличия прямого угла.

Шаг второй: приступаем к разборке и чистке старого радиатора

Для начала было необходимо демонтировать с радиатора все снимающиеся части. Среди них оказались лишь 2 продольных профиля и пластина, находящаяся внутри. Изначально она служила для того, чтобы уменьшить поток тёплого воздуха, поднимающийся от батареи, но я подумал, что подобная функция, в общем-то, ни к чему. Её я решил вовсе не ставить, ведь за время моего проживания я ни разу ею не пользовался. Заслонка всегда находилась в открытом состоянии. Тем более, в нашем районе несколько лет тому назад построили несколько мини-котельных, которые сами регулируют подачу тепла, увеличивая или уменьшая её, в зависимости от температуры воздуха на улице.

После того, как всё, что можно было, я вытащил, пришлось поработать пылесосом и спицей, вытягивая из промежутков между пластинами скопившуюся за годы эксплуатации пыль и грязь. Эта работа много времени не заняла.

Пластина ещё на месте, но скоро будет демонтированаПластина ещё на месте, но скоро будет демонтирована

Шаг третий: подготовка корпуса радиатора к кардинальным изменениям

Не знаю, по какой причине случается подобное, но где бы я не увидел подобные радиаторы, все они имеют одну схожую черту – посадочные места продольных профилей выгнуты в различных вариациях. Создаётся впечатление, что при уборке профили вытаскиваются, а после никто даже не думает их установить как положено, а просто забивают как попало. Для меня это странно. Понимаю, что подобное возможно в организациях, где уборщице без разницы, как это выглядит. Но в собственной квартире так поступать нельзя. Но, не будем отступать от темы.

Боковины были приведены в первоначальное состояние при помощи плоскогубцев.

Такие недостатки нужно обязательно исправитьТакие недостатки нужно обязательно исправить

Ещё одной проблемой стала загнутая верхняя часть переднего экрана. Она была слишком толстой, что препятствовало использованию в изменении её внешнего вида профиля от карниза. Но и такая проблема легко разрешима. При помощи тех же пассатижей я сдавил её по всей длине. После этого она влезла в профиль, хотя и не без труда. Но плотность была мне только на руку.

Плоскогубцами сдавливаем верхнюю часть экрана, чтобы она стала тоньшеПлоскогубцами сдавливаем верхнюю часть экрана, чтобы она стала тоньше

Четвёртый шаг: изготовление рамки экрана и верхней сетки радиатора

По поводу переднего большого экрана я не стал слишком задумываться. Решил просто сделать обрамление из профиля-карниза по боковинам и верхней части. Нижнюю можно было в расчёт не брать – форма переднего экрана такая, будто внизу уже есть рейка.

Измерив рёбра, я сделал на боковинах профиля надрезы в форме треугольника и согнул его буквой «П» так, чтобы он одевался на передний экран сверху. Как я уже говорил, профиль сел на металл очень плотно, поэтому никаких дополнительных креплений здесь не потребовалось. И вот здесь стоит вспомнить о том, что я говорил вначале – я пожалел, что не приобрёл больше сетки. Намного интереснее смотрелось, если бы сетка была размещена по всей площади экрана, заходя под профиль (тогда его нужно было бы немного разогнуть). Особенный вид такой батарее (задумка на будущее) можно придать, если выкрасить сам радиатор в белый цвет, а сетку, к примеру, в чёрный или золотистый. Здесь уже дело вкуса и общего дизайна помещения. Но в моём случае уже поздно было что-то менять.

Рамка из профиля-карниза встала очень плотноРамка из профиля-карниза встала очень плотно

Изготовление верхней сетки радиатора

Рамка для верхней сетки радиатора была изготовлена из того же профиля. Её можно было собрать из четырёх или двух частей, но я решил, что лучше немного усложнить задачу и собрал её цельной, с одним соединением. После того, как в рамку будет вставлена сетка, соединение можно зафиксировать маленькими шурупами или даже клеем из термопистолета, что значительно проще. Предупреждая высказывания скептиков, скажу, что термоклей (полиэтилен) не расплавится даже при максимальном нагреве батареи – это уже проверено.

Внутри рамки я вставил две поперечные перемычки, которые легли точно на боковые стенки корпуса радиатора. Это необходимо для того, чтобы крышка не смещалась в стороны.

Предварительно можно оценить внешний вид будущего отреставрированного радиатораПредварительно можно оценить внешний вид будущего отреставрированного радиатора

Теперь настал черёд сетки. Она была вырезана по размерам и вставлена внутрь рамки, после чего снизу были закреплены поперечины. Поначалу у меня даже появилась мысль вообще её не красить в белый цвет, но после я решил, что это может немного испортить внешний вид, поэтому было решено придерживаться первоначального плана.

После того, как сетка встала на место, а поперечины установлены на нужном от края расстоянии, вся крышка была окрашена в белый цвет. Я выполнял эту работу при помощи аэрозольного баллончика. Обращаю внимание начинающих – не стоит работать с подобной краской без маски или респиратора. В идеале – производить такие работы на открытом, продуваемом пространстве. Конечно, выполняя ремонт, не всегда получается следовать этому правилу, но максимально себя обезопасить от вредных паров всё же стоит. Второй момент – это то, что разлетающиеся частицы могут испортить внешний вид стен или пола. Не думаю, что подобный результат кому-то понравится. В моём случае всё было проще – гараж у меня находится неподалёку от дома. Там я и выкрасил верхнюю решётку.

Собираем решётку, после чего покрываем её белой краскойСобираем решётку, после чего покрываем её белой краской

Окраска самого радиатора отопления

А вот с радиатором такой номер не пройдёт, на улицу его вынести не получится. Значит нужно принять все необходимые меры, чтобы не испачкать пол и стены при его окрашивании. Я долго думал, каким образом лучше наносить краску. С одной стороны кисть более безопасна в смысле аккуратности. Если соблюдать меры предосторожности, можно быть уверенным, что выполненный перед этим ремонт не пострадает. С другой стороны, более ровный слой краски получается именно при использовании аэрозольного баллончика. В итоге победил второй вариант. Всё-таки такой краской я работал, в общих чертах знаю, как лучше держать баллон, куда направить. Ну а стены и пол вблизи радиатора я просто закрыл газетами и зафиксировал их малярным скотчем.

Хочу обратить внимание вот на что. Все покрасочные работы радиаторов или труб отопления нужно производить только в тёплое время года. Можно полностью открыть окна и ядовитые пары краски моментально выдует сквозняком. А зимой мало того, что окна не открыть, так ещё и батареи греют, что увеличивает концентрацию вредных веществ в замкнутом помещении.

Стены и пол были оклеены газетами, закреплёнными малярным скотчемСтены и пол были оклеены газетами, закреплёнными малярным скотчем

Сборка: устанавливаем окрашенную сетку сверху и любуемся полученным результатом

Дождавшись, когда радиатор отопления и верхняя сетка полностью высохнут, я установил крышку. Главное, делать это аккуратно, неокрепшая краска на боковых стенках может задраться. Конечно, если с момента покраски не прошло двое-трое суток. Я собрал батарею через час после нанесения покрытия. Нужно отметить, что получилось вполне приемлемо, с прежним радиатором не сравнить. И снова я подумал о том, как хорошо бы смотрелась сетка на переднем экране, выкрашенная в другой цвет. Ну что ж, впредь буду умнее.

Устанавливаем крышку на обновлённый радиатор отопленияУстанавливаем крышку на обновлённый радиатор отопленияИ вот что получилось в итогеИ вот что получилось в итоге

Заключительное слово

Обновлённый радиатор ни в какое сравнение не идёт с тем, что было раньше. Ведь даже если бы я его разрисовал всеми цветами, не выполнив этих работ, ничего толкового из него бы не вышло. Ну а по времени вся работа заняла не более трёх часов, плюс час на просушку. И я совершенно уверен, что этот вариант намного лучше, чем приобретение и установка новых батарей. При этом, ещё неизвестно, какова будет их теплоотдача. В своих же радиаторах я уверен, проверено временем. К тому же, я не понимаю ценовой политики производителей приборов отопления, откуда берутся такие цифры? Конечно, это моё сугубо индивидуальное мнение и оно не обязательно совпадёт с другими. Но я уверен, что многие его полностью разделяют.

Буду рад, если кому-то пригодится мой опыт, а сегодняшняя статья поможет сэкономить на радиаторах отопления при производстве ремонта в квартире или частном доме. Очень интересно мнение читателей по данному вопросу. Стоит ли заниматься подобной реставрацией или лучше сразу сдавать старый радиатор на металлолом? А может быть, у кого-то есть иные мысли о том, как придать батарее отопления обновлённый вид, чтобы она вписалась в любой интерьер. Буду ждать от вас как положительных, так и отрицательных отзывов. Если понравилась статья, не забудьте поставить «лайк». Всем удачи!

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные повествования от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

ФОТО: Евгений Мальцев

Предыдущая

ИСТОРИИУдачные идеи использования обрезков древесины на даче от читателя Homius

Следующая

ИСТОРИИВодосток и солнечный коллектор из пластиковых бутылок

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *