Posted on

Правительство РФ уничтожило с 01.01.2019 справедливый индивидуальный учет тепла в многоквартирных домах.

Правительство РФ не выполнило постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 года №30, от 20.12.2018 №46 и поддерживает законодательную инициативу Минстроя России по отмене обязанности устанавливать индивидуальные приборы учета тепловой энергии!
Анализ действующих несправедливых формул расчетов за отопление в ПП РФ от 06.05.2011 №354 и предложение справедливых формул для расчетов за отопление по индивидуальным приборам учета тепловой энергии:
 

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30 обязало Правительство Российской Федерации предусмотреть справедливый порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в которых хотя бы одно, но не все помещения, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Постановление Конституционного Суда  Российской Федерации  от 20.12.2018 №46 предписало Правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме или, другими словами, —  потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН).

Во исполнение данного постановления КС РФ №30 правительство РФ издало постановление №1708 от 28.12.2018 года, в котором содержатся формулы 3 для определения размера платы за отопление в многоквартирном доме (МКД), в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии и индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии (ИИТЭ) и 3(1) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. В данной формуле имеется отсылка к формуле 3(7), по которой определятся объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:

                           ∑Vипу

Vi бпр = Si ×————-

                          ∑Siипу

где:

Si — общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

∑Vипу — сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;

∑Siипу — сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Нетрудно понять, что если разделить показания индивидуальных приборов учета тепла на площадь квартир, которые такими приборами оборудованы, то получится среднее количество тепла за квадратный метр, которое потребили экономные граждане (или даже один гражданин), которые установили себе счётчики тепла и озабочены проблемой энергосбережения. Очень странно, что это среднее число дальше умножается на площадь тех квартир, которые установкой индивидуальных приборов учёта тепла не озаботились. Таким образом, если в одной квартире экономный гражданин установит себе индивидуальные приборы учёта тепла, терморегуляторы, стеклопакеты и примет другие меры к энергосбережению, то индивидуальное потребление в остальных квартирах будет измеряться исходя из показаний индивидуальных приборов одного этого гражданина. И устанавливать индивидуальные приборы учета остальным гражданам совсем не интересно, а граждане с ИПУ тепла начнут их массово снимать, и тогда никто не будет сохранят энергию в помещениях и осуществлять иные меры к энергосбережению. В многоквартирном доме, в котором один  единственный собственник, установивший индивидуальные приборы учёта тепла, может легко, посчитав стоимость услуги по отоплению с помощью формулы из ПП РФ №1708, обнаружить, что индивидуальное потребление составляет лишь четверть  в получившейся сумме, а три четвертых собственник с ИПУ платит за всех остальных. К таким же результатам пришли и другие граждане, которые установили себе индивидуальные приборы учёта. Никакой справедливости в этих формулах нет и в помине.

По нашему глубокому убеждению, в Постановлении Правительства от 28.12.2018 года №1708 завышение платы за отопление помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ,  было сделано исполнителем вполне осознанно, с пониманием того, что собственники за отопление в этих помещениях, особенно при наличии небольшого числа помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ

, будут платить необоснованно больше, чем собственники помещений,  не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

Целью такой антисоциальной несправедливой методики является создание заведомо невыгодных условий и формул расчета за отопление в помещениях с индивидуальными приборам учета тепла и ИИТЭ. В такой методике заинтересованы тепловые монополии, которые получают дополнительные сверхприбыли, от подачи в МКД  избыточного, ненужного собственникам объема тепловой энергии на отопление, выпускаемого ими в атмосферу.

Особенно это становится понятным по следующему шагу Минстроя России, тепловых монополий и Правительства Российской Федерации на пути уничтожения индивидуального учета тепла в МКД, которым стала инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (см. Приложение 1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС). Доклад базируется на ложных предположениях Ассоциации «Совет производителей энергии» о невозможности в МКД индивидуального учета тепла по ИПУ тепла, а также повышении на 20% потребления тепловой энергии в помещении, соседнем с помещением, снизившим температуру воздуха в помещении на 1

оС. Опровержение предположений Ассоциации «Совет производителей энергии» приведено в книге ведущего теплофизика в строительстве профессора Е.Г Малявиной. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. В котором указано, что
потери теплоты через внутренние ограждения помеще­ний настолько малы, что их можно не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях составляет 3°С и менее (стр.88).

Примеры расчетов показывают, что если в помещении 1 стандартного жилого МКД снижена температура воздуха с 18оС на 1оС, то в соседнем помещении 2 для сохранения температуры воздуха в 18оС потребуется повышение потребления тепловой энергии около  1-го %, в то время как при снижении температуры на 1оС в помещении 1 экономия тепловой энергии составит примерно 6%. На этой физической основе базируется концепция энергосбережения в зданиях. Так, что нет никакого 20%-го повышения потребления тепловой энергии, противоречащего физическим законам, как это утверждает Минстрой России. Как показала практика, оснащение помещений во вновь строящихся, капитально ремонтируемых и уже существующих МКД приборами регулирования и учета тепловой энергии приводит к устранению перетопов и экономии потребления тепловой энергии в среднем на 20%.

Минстрой России, обладая законодательной инициативой, решил обойти Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, изменив Федеральный закон «Об энергосбережении…».

То есть, фактически делая для граждан в МКД невыгодной экономию энергии и невозможным индивидуальный учет тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых домах, оставляя гражданам один удел — по рабски платить за перетопы тепловым монополиям, Минстрой цинично и издевательски считает, что стимулирует граждан к экономии и рациональному использованию тепловой энергии!

Таким образом, при отмене обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых домах  ИПУ тепла данные приборы не будут предусмотрены застройщиками в проектах. Это приводит к:

  1. Тому, что будущие собственники помещений не смогут влиять на установку ИПУ тепла на стадии проектирования, а, значит, нарушаются их конституционные права на получение за свои деньги энергоэффективного жилья, в котором собственник может регулировать свое энергопотребление и платить за него в соответствии со своими потребностями по показаниям ИПУ и КПУ тепла, не переплачивая за навязываемое тепловыми монополиями ненужное ему количество тепловой энергии. 

  2. Невозможности «по техническим причинам» установки ИПУ тепла без переделки проекта МКД, что фактически навсегда закрывает собственникам помещений справедливый расчет за регулирование потребления тепловой энергии в помещении.

  3. Переплате за услуги отопления в МКД в среднем на 30-50% для помещений, оборудованных ИПУ тепла, и в несколько раз для помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии (см. Приложение 4).

  4. Поощрению противоправного поведения расточительных неэкономных собственников помещений, повышенные расходы тепла которыми будут оплачиваться всеми собственниками помещений в МКД.

  5. Массовому снятию уже установленных ИПУ тепла в МКД, не полностью оборудованных такими приборами.

  6. Нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов с перекосом в сторону производителей тепловой энергии.

Не надо обладать выдающимися математическими способностями, чтобы понять тот факт, что на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан, а как раз то, что останется после определения для данного жилого и нежилого помещения суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли данного помещения на содержание общих помещений.

Представляется необходимым заменить формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) для справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, оборудованы индивидуальными источниками (например, газовыми котлами) тепловой энергии (ИИТЭ), на следующие.

          Универсальная формула для МКД, часть помещений в которых оборудованы ИПУ тепла и ИИТЭ, определяется по формуле 3(1):

                                     (Vд — ∑Vi пр — ∑Vi инд) × Sои

Рi пр цо = (Vi пр + ——————————————— × Si пр) × Tт,                     3(1)

                                       (Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб

                                           Vд × Sои

Vi инд = Si инд × ————————————- ,                                                       3(6)

                             Sоб × (Sоб — ∑Sj инд + Sои)

Для помещений, оборудованных ИИТЭ, плата за отопление определяет только как доля в ОДН на отопление общих помещений по формуле 3(7):

P i инд = Vi инд × Тт.                                                                                                   3(7)

Для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, плата за отопление определяется по формуле 3(8):

                                                                                           Sj бпр

P j бпр цо = (Vд — ∑Vi инд — ∑(Vi пр + Vi пр одн))× ————— × Тт,                    3(8)

                                                                                       ∑Sj цо бпр

где

                     (Vд — ∑Vi пр — ∑Vi инд) × Sои

Vi пр одн = —————————————— × Si пр,                                                 3(9)

                        (Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Sj цо бпр — площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

Vд — общедомовое теплопотребление многоквартирного дома по показаниям общедомового прибора учёта тепла за расчётный период;

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

∑Sj инд – площадь жилых и нежилых помещений, оборудованных ИИТЭ;

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии

 ∑Р i пр + ∑P j бпр + ∑P i инд = Vд×Тт .                                                                3(10)

 

Если в МКД отсутствуют помещения с ИПУ тепла, но есть помещения с ИИТЭ, тогда в формуле 3(1) ∑Vi пр =0, Vi пр = 0 и плата за отопление в помещениях, не оборудованных ИИТЭ и ИПУ тепла,  определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(11):

                         (Vд — ∑Vi инд) × Sои

Рi бпр цо = ————————————- × S j бпр × Tт,                                         3(11)

                      (Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Если в МКД отсутствуют помещения с ИИТЭ, но есть помещения с ИПУ тепла, тогда в формуле 3(1) ∑Vi инд = 0, Vi инд = 0, ∑Sj инд = 0 и плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла,  определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(12):

                                       (Vд — ∑Vi пр) × Sои

    Рi пр цо = (Vi пр + —————————— × Si пр) × Tт,                                    3(12)

                                        (Sоб + Sои) × Sоб

Для помещений в МКД, в которых хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, не оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление определяется для помещений без ИПУ тепла  по модифицированной из формулы 3(7) формуле 3(13)

                                                                        Sj

P j бпр цо = (Vд — ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт,                                            3(13)

                                                                  ∑Sj цо бпр

Для помещений в МКД, оборудованных коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ тепла и ИИТЭ, плата за отопление определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(14)

                         Vд  × Sои

Рi бпр цо = ————————- × S j бпр × Tт.                                                           3(14)

                      (Sоб + Sои) × Sоб

Данные формулы проверены, полностью сочетаются между собой и проверка по платежам сходится в ноль без остатка.

Применение же формул, содержащихся  в постановлении правительства РФ №1708 от 28.12.2018 года, и отмена обязательности установки ИПУ тепловой энергии в МКД по ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, делает недостижимыми цели, указанные в постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46, а именно: справедливого прозрачного распределения платы за отопление в МКД, соблюдение исполнительной и законодательной властями:

  1. Обязанности обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

  2. Принципа стимулирования энергосбережения в целях сохранения ресурсов для будущих поколений.

  3. Принципов определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

В связи с изложенным,  считаем:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 частично не соответствует Постановлению от 10.07.2018 №30 и Постановлению от 20.12.2018 №46 Конституционного суда Российской Федерации и поэтому в соответствие с ч.6 ст 125 Конституции Российской Федерации «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу» не имеет юридической силы в указанной части (формулы 3, 3(1), 3(3) и 3(7)) и подлежит отмене до принятия новых формул, которые предложены в данном обращении.

  2. Инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязанности застройщиков устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, должна быть по требованию Конституционного Суда Российской Федерации отозвана Правительством РФ, как противоречащая Конституции Российской Федерации, указанным в настоящем обращении Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации, интересам десятков миллионов собственников помещений в МКД и государства.

В связи с исключительной важностью и существенными материальными и правовыми последствиями для  миллионов граждан указанного Постановления Правительства Российской Федерации и законодательной  инициативы Минстроя России любой гражданин РФ может требовать рассмотреть свое обращение в КС с целью обязать:

  1. Правительство РФ исполнить постановления Конституционного Суда от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46 надлежащим образом, заменив формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) на предлагаемые в данном обращении.

  2. Обязать Федерального законодателя не отменять обязанность установки ИПУ тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах, изложенных в ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении».

Обращения в КС РФ сопровождаются приложениями:

  1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, направленное  на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС. На 3-х листах в 2-х экземплярах.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», Источник: http://static.government.ru/media/files/SktBWAQsYlgWpkZIRtaNP3HAx1dZNoAG.pdf. На 16-и листах в 2-х экземплярах.
  3. Проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме. ID проекта 02/07/12-17/00075989. Дата создания:  6 декабря 2017 г. Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=75989 На 6-и листах в 2-х экземплярах.
  4. Анализ и предложения по изменениям  формул расчетов за услугу отопления в помещениях МКД, в которых хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии и ИИТЭ. На 7-и листах в 2-х экземплярах.
  5. Ответ Министерства экономического развития России от 13.12.2018 №ОГ-Д07-12013  на обращение генерального директора ООО «Техем» А.В.Алексеева по поводу инициативы Минстроя России «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных  приборов  учета  тепловой энергии в многоквартирных домах» На 4-х листах в 2-х экземплярах.
  6. Ответ Минстроя России от 13.12.2018 № 54098-ОГ/04 на обращение генерального директора ООО «Техем» А.В.Алексеева по поводу инициативы Минстроя России «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных  приборов  учета  тепловой энергии в многоквартирных домах». На 2-х листах в 2-х экземплярах.
  7. Е.Г. Малявина. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. На 3-х листах в 2-х экземплярах.

Генеральный директор ООО «Техем»

канд.техн.наук

А.В.Алексеев

www.techemenergy.ru

Разъяснения письма Минстроя Росси от 20 марта 2019 года №9703-ОО/06 по расчетам за отопление в многоквартирных домах

В последнее время к нам обращается большое количество граждан и руководителей ТСЖ, ТСН, ЖСК с вопросом о правильных расчетах за отопление по приборам учета, которые установлены не во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов (МКД) и при этом эти МКД оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), подключенными через тепловую сеть к централизованной системе отопления от одного источника, (например, ТЭЦ или Центральной котельной), в которых производится услуга по изготовлению в теплообменниках горячей воды и также снабжения теплоносителем системы отопления МКД путем нагрева холодной воды теплоносителем.

Если на объектах МКД установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии – счетчики тепла или вычислители тепла FHKV dataIII и FHKV radio4 (показания в кВтч, что подтверждается выданным Свидетельством на утверждение типа средства измерений), и все объекты оборудованы как общедомовыми приборами учета тепловой энергии, так и индивидуальными приборами учета тепла, то расчет за отопление следует вести с учетом фактических показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с  постановлением КС РФ №30-П от 10.07.2018 и абз. 4 п.42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ПП РФ №354 (далее Правила), формулы 3(3) Приложения 2.

В письме Минстроя РФ от 20.03.2019 №9703-ОО/06 заместитель директора Департамента ЖКХ О.А.Олейникова истолковывает положения Постановления КС РФ №30-П от 10.07.2018, заявляя, что положения этого постановления «не распространяются на регулирование отношений по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирных домах (МКД) с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения.»

«В случае, если индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в МКД с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или в нежилом помещении МКД, определяется по формуле 18(1) Приложения №2 к Правилам №354».

«В случае, если индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены не во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую за расчетный период в i-м жилом помещении(квартире) или нежилом помещении в МКД, определяется по формуле 18 Приложения №2 к Правилам№354».

Иными словами в МКД, где всего один собственник не установил ИПУ тепла, граждане с исправными ИПУ тепла по мнению Минстроя РФ будут платить по формуле 18 за отопление по кв.м без учета показаний ИПУ тепла! Минстрой опять и опять дискриминирует законопослушных граждан, заставляя их платить за отопление нерачительных жильцов, не экономящих тепловую энергию и не проводящих мероприятий по энергосбережению в квартирах.

Эти разъяснения противоречат Постановлению КС РФ от 10.07.2018 №30-П.

Минстрой России и Правительство РФ почему-то «забыли» изменить формулы 18 и 18(1) Правил, которые сами по себе противоречат постановлению КС РФ от 10.07.2018 №30-П и логике расчетов за отопление в МКД, в которых не все квартиры и помещения оборудованы приборами учета тепла, определенных формулами 3(1), 3(6) Приложения №2 к Правилам№354!

Статья 79 «Юридическая сила решения» Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» гласит:

 «Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.»

Статья 106 «Обязательность толкования Конституции Российской Федерации» Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» гласит:

«Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.»

По нашему и многих граждан убеждению, чиновница Минстроя России явно превысила свои полномочия, истолковывая Постановление Конституционного Суда РФ.

Правда в конце письма есть абзац, поясняющий, что письма Минстроя «не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера»!

То есть, это письмо не может использоваться Управляющими компаниями, ТСЖ, ЖКС, ТСН и ресурсоснабжающими организациями для расчетов для платы за отопление в МКД, снабженных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), входящими в состав МКД.

Формулы 3(1), 3(6), 3(7), 18, 18(1) Правил не соответствуют Постановлениям КС РФ от 10.07.2018 №30-П и от 20.12.2018 №46-П.

В этой ситуации при расчетах за отопление граждане, Управляющие компании, ТСЖ, ЖКС, ТСН и ресурсоснабжающие организации должны пользоваться формулой 3(3) Приложения №2 к Правилам№354!

Между прочим, положения абзаца 7 п.42(1) ПП РФ №354 применяются и к распределителям тепла, которые прямо упомянуты в данном пункте. Формулы для расчетов по ним приведены в Приложении 2 форм 6 и 6(1):

«Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в оборудованном распределителями i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, корректируется в случаях, предусмотренных пунктом 42(1) Правил, на величину, определенную по формуле 6» и корректируется по форм.6(1).

«В случаях, предусмотренных пунктом 42(2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6(1):»

 

П.54 ПП РФ №354 гласит, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее — использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

 По определению (например, в соответствии с п.3.7. ГОСТ Р 56501-2015) индивидуальный тепловой пункт (ИТП) — это совокупность трубопроводов, устройств, приборов, автоматики и оборудования, технологически соединенных между собой и обеспечивающих соединение централизованной  тепловой сети РСО с внутридомовой системой теплоснабжения многоквартирного дома.

То есть, ИТП не производит тепловой энергии, а только распределяет на отопление и горячее водоснабжение тепловую энергию, произведенную в котельной/ ТЭЦ генерирующей компании или  РСО и  полученную в МКД, оборудованном ИТП от сети РСО и источника производства тепловой энергии.

О самостоятельном производстве тепловой энергии идет речь, когда объект (МКД) отдельно снабжается первичными ресурсами для генерации, например, газом и холодной водой, из которых отдельно для данного здания самим исполнителем услуг производится тепловая энергия в котлах домовой котельной.

 Если в МКД установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, например, вычислители тепла FHKV data III /radio4, необходимо вести расчет по фактическому потреблению, с учетом показаний в кВтч этих приборов. Законность данной позиции в июне 2019г была подтверждена, в том числе, Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга.  

Установленные законодательством РФ сертификаты на вычислители тепла находятся в открытом доступе, в том числе на нашем сайте http://www.techemenergy.ru/catalog/teplovaya-energiya/vychislitel-tepla-fhkv-radio4/. 

Принятые Правительством РФ формулы 3, 3(1), 3(6), 3(7) в Правила предоставления коммунальных услуг для собственников помещений в МКД и жилых домов (ПП РФ от 06.05.2011года №354) противоречит части 1 статьи 37, части 2 статьи 39 ЖК РФ, обязывающих собственников помещений в МКД платить за расходы ресурсов на содержание общих помещений, включая отопление общих помещений, а также принятым Конституционным Судом РФ постановлениям №30 от 10.07.2018 и №46 от 20.12.2018 года требованиям к Правительству РФ и Федеральному законодателю по внесению изменений в ч.1 ст.157 ЖК РФ и формул расчетов за отопление по индивидуальным приборам учета тепловой энергии, соответствующих принципам справедливости, на самом деле не позволяют даже приблизительно рассчитать объем потребленного тепла в необорудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Зависимость такого расчета от помещений, оборудованных ИПУ – надуманная и противоречит здравому смыслу и справедливости.

Кроме того, такой расчет позволяет собственникам необорудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии квартирам, фактически путем бездействия и непринятия мер к установке ИПУ тепла, платить существенно меньше своего фактического потребления, тогда как собственники помещений с ИПУ тепла и индивидуальными квартирными источниками тепла (ИИТЭ) оплачивают и свое фактическое потребление тепловой энергии с долей на отопление общих помещений в МКД и существенную часть потребления собственников помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

Чтобы не нарушать принципы справедливости, правовой определенности, соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов без перекоса в сторону производителей тепловой энергии при расчетах за отопление, на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан с ИПУ тепла и ИИТЭ, а как раз разницу между общим потреблением тепловой энергии по ОДПУ тепла и суммой потребления всех жилых и нежилых помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, включающих суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли каждого помещения на содержание общих помещений в МКД (доли ОДН за отопление).

В этой связи действия ТСЖ, ЖК, ЖСК, обеспечивающих оказание услуг отопления в МКД и общих собраний граждан в МКД, обслуживаемых управляющими компаниями (УК) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) следующие:   

  1. Собственники дома проводят общее собрание по правилам ЖК РФ с повесткой о справедливом расчете за отопление. По итогам принимается решение проводить расчеты за отопление по исправленным формулам в Правилах предоставления коммунальных услуг (см.ниже формулы 3(12) — 3(14)). Принимают правила расчета за тепло с учетом показаний ИПУ тепла и кто это осуществляет, например, каждый собственник или их представитель или ТСЖ, ЖСК, ЖК или РСО или УК (при наличии письменной договоренности с РСО и УК). А также принимают решение о ежемесячном предоставлении инициативной группе от УК данных о потреблении тепла определенного ОДПУ тепла в Гкал на следующий день по окончании каждого месяца отопительного периода, а также общую площадь жилых и нежилых помещений, площадь общих помещений, площадь каждого жилого и нежилого помещений. Данное решение предоставить под роспись или заказным письмом с уведомлением. УК обязана представить данные в течение суток.

  2. По получении собственниками данных о коллективном потреблении тепла за месяц и площадей в МКД по п.1 по уточненным формулам вычисляют потребление квартир и помещений, оснащенных ИПУ тепла и ИИТЭ. В них полученную долю квартиры, израсходованную на отопление общих помещений в Гкал, складывают с суммой потребления по ИПУ тепла в кВтч с пересчетом в Гкал и получают сумму платежа за отопление по каждой квартире, оснащенной ИПУ тепла и ИИТЭ.

  3. Плату за отопление квартир, не оснащенных ИПУ тепла, рассчитывают следующим образом. Из коллективного потребления тепла на отопление в расчетном периоде всем МКД, определенного по ОДПУ тепла, вычитается сумма потребления тепла всеми квартирами, оборудованными ИПУ тепла и ИИТЭ, а полученное количество тепловой энергии распределяется пропорционально площади квартир, не оснащенных ИПУ тепла.

  4. Полученные суммы потребления тепла в Гкал по квартирам умножаем на тарифную ставку тепловой энергии в руб/Гкал. Оформляем протокол распределения ежемесячно и высылаем УК заказным письмом с уведомлением.

  5. Оплачиваем за отопление сумму, рассчитанную ТСЖ, ЖК, ЖСК или собственниками и внесенную в протокол. Не платим сумму по квиткам от УК и РСО за тепло, рассчитанное для помещений с ИПУ и ИИТЭ по неверным формулам 3, 3(1), 3(6) и 3(7) из Правил предоставления коммунальных услуг или пропорционально площадям помещений.

До изменения формул 3, 3(1), 3(6) и 3(7), 18 и 18(1) из Правил, гражданам необходимо принять на общем собрании собственников верные формулы справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, не оборудованы счетчиками тепловой энергии.

Если в МКД, подключенном к центральному отоплению, установлен коллективный прибор учета тепловой энергии и не все помещения оборудованы ИПУ тепла, тогда плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по формуле 3(12):

 

                                       (Vд — ∑Vi пр) × Sои

Рi пр цо = (Vi пр + —————————— × Si пр) × Tт,                                    3(12)

                                        (Sоб + Sои) × Sоб

 

Для помещений в МКД, не оборудованных ИПУ тепла, плата за отопление определяется по формуле 3(13):

                                                                        Sj

P j бпр цо = (Vд — ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт,                                       3(13)

                                                                  ∑Sj цо бпр

 

где

∑(Vi пр + Vi одн) – объем потребления тепловой энергии всех помещений, оборудованных ИПУ тепла по их показаниям Vi пр с их долей объема Vi одн потребления тепловой энергии на отопление общих помещений МКД;

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

Sj — площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

 

∑Sj цо бпр – сумма площадей жилых или нежилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта;

Vд — общедомовое теплопотребление многоквартирного дома на отопление МКД по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепла за расчётный период;

∑Vi пр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

 

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

Тт — тариф на тепловую энергию.

 

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии:

∑Р i пр + ∑P j бпр = Vд×Тт .                                                                3(10)

Формула 18 из приложения №2 Правил вообще удаляется и вместо нее для случая оборудования не всех жилых и нежилых помещений приборами учета тепла используются формулы 3(12) для помещений оборудованных приборами учета тепла и 3(13) – для помещений, не оборудованных приборами учета тепла. Вместо Vд ставится Vдот — общедомовое теплопотребление многоквартирного дома с ИТП на отопление, определяемое по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепла за расчётный период за вычетом части тепловой энергии     V отгв, употребленной на изготовление горячей воды, по формуле 3(14) :

от = Vд — V отгв                                                                                   3(14)

V отгв определяется по показаниям теплосчетчика, установленного дополнительно в ИТП для учета тепла, расходуемого на подготовку горячей воды, а при его отсутствии по нормативу, утверждаемому в соответствии с Правилами.

В случае оборудования всех помещений МКД приборами учета тепла формула 18(1) Правил заменяется формулой 3(3), в которой вместо Vд ставится Vдот — общедомовое теплопотребление многоквартирного дома с ИТП на отопление по формуле 3 (14).

Приведенные в статье формулы Правил соответствуют Постановления Конституционного Суда РФ №30-П от 10.07.2018 и №46 от 20.12.2018, проверены, полностью сочетаются между собой и проверка по платежам сходится в ноль без остатка.

 

Если в МКД есть помещения, оборудованные ИИТЭ, то формулы расчетов будут другими, поскольку их собственники обязаны платить за отопление в соответствии с Постановлением КС РФ от 20.12.2019 №46 только свою долю от расходов на отопление общих помещений в МКД.

Обращайтесь и мы предоставим вам эти формулы.

 

Генеральный директор ООО «Техем»

Канд.техн.наук

А.В.Алексеев

+7 495 363 15 44

www.techemenergy.ru

[email protected]

www.techemenergy.ru

Коммунальные платежи: как изменился порядок расчета платы за отопление с 2019 года?

Краткое содержание:

В России продолжается зима, поэтому актуальным остается вопрос коммунальных платежей в многоквартирных домах в части оплаты за отопление. В большинстве регионов уже должны были прислать платежки за январь 2019 года. Давайте разбираться, какие существенные изменения произошли в данном вопросе, и как быть, если ваша управляющая компания (далее – УК) до сих пор не хочет следовать обновленным правилам.

История вопроса

Началась эта история в далеком 2016 году и уже сейчас представляет собой классическую положительную историю, когда правовыми методами прошедшим все судебные инстанции и дошедшим до Конституционного суда истцам удалось не только решить свой вопрос, но и изменить к лучшему порядок расчета платы за отопление для всей страны в целом.

В многоквартирном доме были установлены счетчики тепла, и УК рассчитывала оплату по показаниям данных счетчиков. Все было так ровно до тех пор, пока некоторые жильцы не демонтировали свои счетчики. С тех пор УК стала выставлять счета по показаниям общедомового счетчика тепла, перестав принимать от жильцов показания их личных счетчиков. Для большинства квартир плата за тепловую энергию необоснованно увеличилась.

Точку в данном вопросе поставил Конституционный суд РФ, который счел такую ситуацию нарушающей конституционные права граждан (постановление Конституционного суда РФ от 10.07.2018 г. № 30-П).

Таким образом, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 3 п. 42 (1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее ст. 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3)…

Как рассчитывалась плата за отопление ранее?

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

Если хотя бы один жилец в многоквартирном доме демонтировал счетчик, либо счетчик вышел у него из строя, либо кто-либо из жильцов вообще перешел на индивидуальную схему отопления, УК была вправе рассчитывать плату за отопление по коллективному счетчику тепла, распределяя его показания соразмерно площади квартир в доме. При этом показания индивидуального счетчика не учитывались вообще. Такая норма была в свое время пролоббирована УК и с успехом ими применялась (п. 42 (1) указанных выше Правил).

Что изменилось в части платы за отопление в квартире?

Теперь показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии должны учитываться УК в независимости от наличия таких приборов во всех квартирах. То есть если квартира оборудована таким счетчиком потребляемого тепла, его показания должны учитываться при выставлении счета на оплату коммунальных услуг. Если не оборудована (по любой причине) – за основу расчета берутся показания общедомового счетчика.

Такие изменения внесены в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, и уже действуют с 1 января 2019 года.

Соответствующие изменения в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ депутатам надлежит внести в течение 2019 года, однако это будет только формальностью, так как измененное Постановление № 354 уже действует и УК обязаны его применять.

Какие изменения произошли в части оплаты мест общего пользования?

Но как быть с отоплением место общего пользования?

Согласно ст. 36 ЖК РФ сюда относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы…

Как указано в новой редакции Правил (Постановление № 354), квартиры, которые в многоквартирном доме перешли на индивидуальную схему отопления, должны будут оплачивать только места общего пользования согласно своей доле в праве собственности на общедомовое имущество (которое рассчитывается пропорционально площади квартиры). Ранее их обязывали также оплачивать отопление как мест общего пользования, так и своей квартиры. Но теперь такая позиция УК будет незаконной.

Резюме

Итак, подведем итог. Если вы еще раздумывали, устанавливать ли индивидуальный счетчик потребляемого тепла в квартиру, то рассмотренные в данной статье изменения будут одним из аргументов в пользу такой установки. Если счетчик у вас уже стоит либо вы перешли на индивидуальную систему отопления – проверьте свои январские платежки за коммуналку: строка платы за отопление у вас должна рассчитываться по-новому.

Что делать, если УК не сделала этого или не хочет делать? Порядок ваших действий должен быть такой.

Обратитесь письменно в УК, претензию отнесите лично или отправьте по почте. В тексте претензии изложите ваши аргументы со ссылками на нормативно-правовые нормы из данной статьи, потребуйте сделать перерасчет и в дальнейшем руководствоваться обновленными нормами расчета платы за отопление.

Если не помогает – смело пишите жалобу в жилищную инспекцию и прокуратуру.

Последняя инстанция – суд. Обращайтесь в суд по месту своего жительства с исковым заявлением, в котором изложите требование обязать УК осуществить перерасчет платы за потребляемое тепло, а также потребуйте компенсировать вам все понесенные издержки.

Если статья помогла вам, распространяйте ее в социальных сетях, помогите другим. Будьте грамотны, а лучше воспользуйтесь помощью профессионала!

www.9111.ru

Расчеты платы за отопление в МКД

Здравствуйте Наталья Игоревна

Чтобы произвести расчет по оплате нужно обратиться к разделу IV

Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Вы уже получили ответ на ваш запрос о методе расчета с теплоснабжающей организации.

Цитата:

Для устранения нарушений ваших прав воспользуйтесь формулой расчета указанной в постановлении и в случае не стыковки по предъявленных к вам сумм оплат пишите претензию по перерасчету оплаты.

Если откажут в пересчете то можете обратиться в суд с иском о признании расчета по оплате неверным, обязании произвести перерасчет.

IV. Расчет размера платы за коммунальную услугу

по отоплению и (или) горячему водоснабжению,

предоставленную за расчетный период потребителю

в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении

при самостоятельном производстве исполнителем

в многоквартирном доме коммунальной услуги

по отоплению и (или) горячему водоснабжению

(при отсутствии централизованного теплоснабжения

и (или) горячего водоснабжения)

20

Цитата:

. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 18:

объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;

Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20 (1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-ом жилом помещении (квартире) или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным (квартирным) прибором учета тепловой энергии в многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, определяется по формуле 18 (1):

где:

— удельный расход v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного в целях производства коммунальной услуги по отоплению, определяемый по формуле 18 (2):

где:

4 — объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;

Qгв + Qот — количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;

показатели объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определяемые в соответствии с формулой 3 (3), предусмотренной настоящим приложением;

Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20 (2). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18 (1), при оплате равномерно в течение календарного года корректируется один раз в год исполнителем по формуле 18 (3):

Рi = Ркр.i — Рпр.i,

где:

Pкр.i — размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18 (1) за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии в i-м жилом или нежилом помещении и показаний прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению;

www.9111.ru

Разъяснения нового порядка расчета стоимости отопления

С начала 2019 года установлен новый порядок расчета стоимости отопления. Новые формулы, введенные в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила 354), Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708, предусматривают четыре варианта расчета для случая централизованного отопления вместо ранее действующих трех случаев, а также используют дополнительные величины (Sои, Sинд). Порядок расчета явно стал более сложным, но как ни странно, многие исполнители коммунальной услуги по отоплению не считают необходимым изучать новые формулы. Часть исполнителей заявляет, что у них в МКД нет никаких помещений, оснащенных «индивидуальными источниками тепловой энергии», часть указывает, что ни у кого в квартирах не установлены индивидуальные приборы учета, а кто-то игнорирует новые формулы по причине того, что квитанции делают различного рода Расчетно-кассовые центры. Попробуем разобраться, требуется ли всем перечисленным категориям исполнителей знание новых формул?

 

Установка ИПУ отопления

С 01.01.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708, которым внесены поправки Правила 354 в части расчета стоимости отопления. В частности, новая редакция предусматривает, что в случае, если многоквартирный дом (далее – МКД) оборудован общедомовым прибором учета (далее – ОПУ) тепла, и хотя бы одно помещение в этом МКД будет оборудовано индивидуальным прибором учета (далее – ИПУ) отопления, то показания такого ИПУ теперь должны учитываться в расчетах, независимо от того, имеются ли ИПУ отопления в других помещениях такого дома или нет.

При этом согласно подпунктам «т», «у» пункта 31 Правил 354 исполнитель коммунальной услуги обязан «не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета» и «осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета… не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию».

В то же время в соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 33 Правил 354 потребитель имеет право «принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета… и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности» и «требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета…, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию».

Таким образом, собственник любого помещения в МКД в любой момент может оборудовать свое помещение ИПУ отопления, после чего исполнитель обязан будет учитывать показания этого прибора в своих расчетах.

Разумеется, отказ исполнителя учитывать показания таких ИПУ вследствие того, что «такой расчет не предусмотрен программным обеспечением исполнителя», «новый порядок расчета стоимости отопления не изучен исполнителем», «исполнитель не осведомлен об изменении порядка расчета» и по иным нелепым причинам, будет неправомерным.

 

Переустройство системы отопления

Согласно новым поправкам, при расчете стоимости отопления должна учитываться «общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации». Для указанных помещений величина Vi, которую условно можно определить как «объем теплоэнергии, потребляемой из централизованной системы отопления на отопление непосредственно в i-том помещении», приравнивается нулю.

То есть, величина Vi в формулах расчета равна нулю для помещений, в которых изначально не предусмотрено наличие приборов отопления, либо в которых осуществлено переустройство в части установки индивидуальных источников тепловой энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 25 ЖК РФ «Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования».

Важно отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ «Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения».

То есть, при проведении переустройства собственник помещения не обязан получать согласия исполнителя услуг.

Следовательно, в любой момент исполнителю коммунальной услуги по отоплению от любого собственника любого из помещений дома может быть преподнесен «сюрприз» в виде уведомления о том, что в каком-либо из помещений дома проведено переустройство, и расчет стоимости отопления как для этого помещения, так и для всех остальных помещений в МКД уже надо вести в ином порядке.

 

«А мы работаем с Расчетным центром»

Исполнитель коммунальной услуги может привлекать какую-либо организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подп. «е» пункта 32 Правил 354). Часть 15 статьи 155 ЖК РФ позволяет лицам, в пользу которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, взимать такую плату при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

То есть, действующее жилищное законодательство действительно позволяет взимать платежи с потребителей услуг при участии различных Расчетных центров и иных платежных агентов.

Однако, важно понимать, что ответственность перед потребителями за правильность расчетов продолжают нести исполнители услуг (УО/ТСЖ/РСО).

В том числе, например, именно исполнитель услуг обязан «производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии)» (подпункт «д» пункта 31 Правил 354).

И предлагать потребителю обращаться за проверкой правильности начислений в Расчетный центр или в иную нанятую исполнителем подрядную организацию, исполнитель услуги права не имеет.

Кроме того, именно исполнитель услуги (а вовсе не его платежный агент!) при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги обязан оплатить штраф в пользу потребителя (ч.6 ст.157 ЖК РФ, п.155.2 Правил 354).

И в случае если потребитель начнет обжаловать порядок расчета стоимости отопления, то аргумент «А мы работаем с Расчетным центром», конечно же, не будет приниматься во внимание, и при обнаружении нарушений порядка расчета виновным лицом будет признан именно исполнитель услуги.

 

Выводы

К сожалению, многие исполнители услуг действуют по принципу «пока меня не коснулось, мне это неинтересно», оправдывая таким аргументом свое нежелание изучать действующее законодательство, разбираться в изменениях, анализировать формулы расчета стоимости услуг. Однако, как показывает практика, это приводит лишь к неготовности таких исполнителей решать проблемы, в возможность возникновения которых эти исполнители без каких-либо причин попросту не верили.

Именно исполнитель несет ответственность за правильность расчета стоимости услуги, и от этой ответственности исполнителя не избавляет ни наличие платежных агентов, ни отсутствие надлежащего программного обеспечения, ни сложность законодательства, ни уж тем более – игнорирование требований этого законодательства.

Новый порядок расчета стоимости отопления, введенный с 01.01.2019, действительно вызывает вопросы. Но необоснованный отказ от их разрешения вовсе не избавляет исполнителя услуг от проблем, а наоборот – создает дополнительные проблемы. Важно понимать, что если сейчас в отдельных помещениях МКД не производилось переустройство системы отопления и не устанавливались ИПУ, это не значит, что указанные обстоятельства не произойдут завтра.

Учитывая, что СМИ активно распространяют сведения о том, что Конституционный суд обязал учитывать при расчетах стоимости отопления ИПУ в отдельных помещениях и фактически разрешил проводить переустройство системы отопления и переход на индивидуальные источники теплоэнергии, нельзя исключать, что прямо сейчас, пока специалисты исполнителя коммунальной услуги по отоплению читают эту статью, потребители отопления уже проводят демонтаж радиаторов в своих помещениях или устанавливают ИПУ теплоэнергии, и в ближайшее время потребуют от исполнителя применять новый порядок расчета.

 

Для тех, кто хочет быть готов к неожиданным изменениям ситуации, кто хочет разобраться в новом порядке расчета отопления и снизить риски своей организации, АКАТО предлагает принять участие в семинаре «Новый порядок расчета отопления, предоставление коммунальных услуг по “прямым договорам”», который состоится 17 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге. Подробная программа, условия участия и оформление заявки доступны по ссылке > > >

 

acato.ru

Расчет отопления. Порядок и примеры расчета размера платы за отопление

Расчет платы за отопление

Согласно подпункту е) пункта 4 правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), отопление — это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Источник: http://raschetgkh.ru/usloviya-predostavleniya.html

Расчет размера платы за отопление по Правилам можно условно разделить на три категории:

  • Расчет платы за отопление для жилого или нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме;
  • Расчет платы за отопление для коммунальной квартиры;
  • Расчет платы за отопление в жилом доме (домовладении).

Предлагаем ознакомиться с порядком и примерами расчета размера платы за отопление.

Расчет платы за отопление
Оплата за отопление

С 1 января 2019 года изменился расчет размера платы за отопление для жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Самым главным изменением можно назвать то, что в формулах расчета теперь учитываются показания индивидуальных приборов учета, не зависимо от того, сколько таких приборов установлено в доме.

logo
Расчет платы за отопление

О порядке расчета размера платы за отопление в жилом доме (домовладении, частном доме) согласно правилам расчета размера платы за коммунальные услуги, действующим в 2019 — 2020 годах.

logo
Расчет платы за отопление
Оплата за отопление

В последнее время в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которое определяет порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за услугу по отоплению, были внесены существенные изменения. В данной статье речь пойдет об актуальных методиках расчета размера платы за отопление за период с 2017 года по 2019 год …

logo
Расчет платы за отопление
Расчет отопления в многоквартирном доме с 01.06.2013 года

Расчет размера платы за отопление с 01.06.2013 года должен производиться по правилам расчета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 с изменениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 (далее — Правила). С 01.06.2013 года потребители отопления в многоквартирном доме вносят оплату за данную услугу в совокупности без разделения оплаты за отопление …

logo
Расчет платы за отопление
Расчет отопления в коммунальной квартире

Порядок и правила расчета размера платы за отопление в комнате, расположенной в коммунальной квартире многоквартирного дома, зависит от оборудования коммунальной квартиры и многоквартирного дома приборами учета, установленными на тепловую энергию. Размер платы за отопление для потребителей тепловой энергии в комнате, являющейся частью коммунальной квартиры, разделяется на две составляющих …

logo
Расчет платы за отопление
Расчет платы за отопление

Порядок и правила расчета размера платы за отопление в многоквартирном доме зависит от оборудования многоквартирного дома (жилого дома), жилых и нежилых помещений приборами учета тепловой энергии. с 01.09.2012 размер платы за отопление в многоквартирном доме должен быть разделен на две составляющих: плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом/нежилом помещении, и плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды …

logo

raschetgkh.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *