Posted on

Кто отвечает за инженерные системы и оборудование внутри многоквартирных домов

Речь пойдёт о границах эксплуатационной ответственности управляющих организаций и РСО. Когда потребителям предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, нужно определить, кто виноват, а это не всегда просто. ВС РФ разобрался в спорном деле и объяснил, кто отвечает за инженерные системы и оборудование внутри МКД.

Границы эксплуатационной ответственностиГраницы эксплуатационной ответственности

Вопрос об исполнителе коммунальной услуги

Инспекция провела внеплановую проверку РСО, в результате которой выяснилось, что одному потребителю коммунальная услуга горячего водоснабжения оказывалась ненадлежащего качества – была ниже установленных нормативом 60℃.

Выяснилось, что между управляющей домом организацией и РСО не заключён договор ресурсоснабжения. В связи с этим исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ресурсоснабжающая организация. За горячее водоснабжение потребитель платил непосредственно ей.

Инспекция составила акт и выдала предписание РСО устранить допущенные нарушения. РСО с предписанием не согласилась и обратилась в арбитражный суд.

НПА о качестве коммунальных ресурсов

Суды при рассмотрении дела указали в первую очередь на то, что качество поставляемых в многоквартирные дома коммунальных ресурсов должно соответствовать нормативам СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01».

Кроме того суды ссылались на положения:

Суд первой инстанции отказал РСО в отмене предписания инспекции, потому что организация является исполнителем КУ по горячему водоснабжению. Следовательно, обеспечивать соответствие температуры поставляемого коммунального ресурса на вводе внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с указанным выше СанПиНом – её обязанность.

Однако апелляционный суд, суд кассационной инстанции, а за ними и Верховный суд РФс такими выводами не согласились.

Обслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решенияОбслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решения

Граница ответственности РСО

Поставщик коммунальных ресурсов отвечает за их поставку в надлежащем качестве до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома. Иное может устанавливать договор ресурсоснабжения (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).

Договоры горячего водоснабжения и водоотведения, которые заключаются с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги (п. 21 Правил № 354).

Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Граница ответственности УО

Лицо, которое отвечает за содержание и ремонт общего имущества в МКД, в пределах оказания данных услуг обеспечивает состояние общего имущества на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 161 ЖК РФ).

РСО поставила горячую воду на границу эксплуатационной принадлежности с температурой 65,0°C. Это значит, что организация выполнила нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил № 354.

При этом, во время проверки температура горячей воды в квартире потребителя составила: на кухне – 41,8 °C, в ванной – 57,2 °C.

Таким образом, температура горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения соответствовала установленным нормативам. Нарушение температурного режима выявилось уже в квартире потребителя, а за это несёт ответственность управляющая организация.

В итоге предписание инспекции было признано судами недействительным, потому что инженерные системы и оборудование внутри многоквартирного дома и внутри квартиры не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

Как УО отстоять право не платить РСО за некачественные услугиКак УО отстоять право не платить РСО за некачественные услуги

Запомнить

Поставщик отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома.

В договоре горячего водоснабжения и водоотведения нужно определить границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги.

Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Инженерные системы и оборудование внутри многоквартирного дома и внутри квартиры не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

Границы эксплуатационной ответственности | Договор УК с РСО РосКвартал®

Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.

В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.

Границы эксплуатационной ответственности

Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственности и неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).

Согласно этому документу границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.

Граница эксплуатационной ответственности РСО, если мы говорим об электроснабжении, проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД. Ответственность УК — внутридомовая система электроснабжения и электрических устройств, отключающие устройства на квартиру. Ответственность жильцов — внутридомовые устройства и приборы после отключающих устройств в этажных щитах, счетчики в квартирах.

Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД. УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке. Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.

Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД. УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке. Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.

В договоре ресурсоснабжения грани­ца балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.36 ЖК РФ), от остальных инженерных сетей. Поэтому напомним, что относится к общедомовому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491, ст.36 ЖК РФ):

  • помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
  • внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.

Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).

Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД.

Внешние границы эксплуатационной ответственности

Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.

Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК — место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома. Тогда в зону УК, управляющей МКД, попадает фрагмент инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО. Ее содержание грозит большими убытками, поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.

Спорным можно считать случай, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке. Это происходит в том случае, если наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества. Тогда РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утвержденному собственниками помещений в МКД. Обязанность УК — предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счет РСО.

А как быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества. Обычно такие сети передаются в муниципальную собственность. В свою очередь орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента выявления бесхозяйственной инженерной сети обязан определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозной (п.6 ст.15 № 190-ФЗ).

Федеральная служба по тарифам должна будет включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери энергии на данном спорном участке сети, а также ремонтные работы осуществляются за счет УК пропорционально фактическому потреблению.

Как оспорить штраф за нарушение правил содержания и текущего ремонта МКД (часть 1).

Внутренние эксплуатационные границы

Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:

  • для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
  • для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
  • для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
  • для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.

Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.

Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.

В Ялте проведут «бал дворников» для поднятия престижа профессииВ Ялте проведут «бал дворников» для поднятия престижа профессии.

Судебная практика

Возможно, главным аргументом в пользу того, что важно подробно обговаривать границы эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения, послужат примеры из судебной практики.

Управляющая организация обратилась в суд с иском о признании условий договоров энергоснабжения недействительными и об обязании передать тепловые сети в зону ответственности РСО. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку УК согласовала границы балансовой принадлежности, приняв спорный участок сетей на свое содержание (Постановление от 23 мая 2012 г. по делу N А63-9362/2011).

Суд может принять иное решение, если границы балансовой принадлежности в акте обозначены иначе, чем по внешней стене многоквартирного дома или в точке установки прибора учета. В этом случае акт разграничения балансовой принадлежности является недействительным (Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N 6421/12 по делу N А14-11374/2010).

При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно границы эксплуатационной ответственности, так как отсутствовал акт разграничения ответственности, суд постановил определить границу эксплуатационной ответственности согласно Правилам содержания общедомового имущества (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 N Ф10-1143/2015 по делу N А68-2267/2014).

А согласно Постановлению ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 при схожей ситуации отсутствия заключенного между сторонами конфликта акта разграничения ответственности суд заключил, что граница эксплуатационной ответственности должна проходить по границе балансовой принадлежности, иными словами, по линии раздела инженерных сетей между владельцами.

Судебная практика: Как оспорить административные штрафы УК.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Верховный суд объяснил, кто отвечает за потоп в квартире — Российская газета

Полезное во всех отношениях разъяснение для жителей многоэтажных домов сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. Высокая судебная инстанция рассказала о том, за какие трубы в доме отвечает управляющая компания.

А поводом для таких толкований стала коммунальная авария в одной из квартир. Пострадавшая собственница, у которой из-за поломки крана на стояке холодной воды случился потоп, потребовала от управляющей компании компенсации собственных затрат на устранение последствий протечки. Сумма вышла немаленькая, так как гражданка приплюсовала к расходам на ремонт моральный ущерб, штраф за то, что коммунальщики добровольно не стали возмещать сумму, а также расходы на экспертизу.

Уже в суде истица рассказала, что она — собственница квартиры. И в результате аварии на первом запорно-регулирующем кране стояка холодной воды у нее залило квартиру. По мнению пострадавшей, в аварии виновата управляющая компания, которая, «ненадлежаще исполняла обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома». Добровольно коммунальщики вину не признали. Пришлось идти в суд.

Городской суд с требованием истицы согласился и ее иск удовлетворил. А вот следующая инстанция — судебная коллегия по гражданским делам облсуда — с коллегами не согласилась. Она решение отменила и приняла новое — в иске гражданке отказать. Пришлось истице дойти до Верховного суда, где решение облсуда отменили.

Вот аргументы Верховного суда РФ. Суд заявил, что для правильного решения этого спора надо установить «наличие вины сторон в произошедшей аварии». А в материалах апелляционного суда оказались копии вступившего в силу решения другого суда по иску еще одного пострадавшего в этом потопе. Некий мужчина предъявил материальные требования к соседке, у которой стоял этот кран на стояке холодной воды, а также и к управляющей компании. Суд решил спор в пользу пострадавшего соседа, но деньги присудил заплатить ему только управляющей компании, а с соседки, у которой сломался кран, ничего брать не стал. В этом решении сказано, что виновны в аварии, случившейся в квартире соседки, коммунальщики. Эти выводы суда, которые никто не оспорил, апелляция не учла. В законе (ГПК, статья 61) сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда, являются обязательными. И они не доказываются вновь и не оспариваются.

В Жилищном кодексе перечислено, за какое оборудование отвечает управляющая компания. А еще есть Правила содержания общедомового имущества в много­квартирном доме. Их утверждало правительство (постановление №491 от 13 августа 2006 года). В правилах записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства». А управляющие многоквартирными домами компании отвечают перед собственниками за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

Есть еще один закон, полезный для граждан , попавших в подобную ситуацию, — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (№384 от 30 декабря 2009 года). Верховный суд сказал, что из этого закона, а также существующих стандартов и сводов правил следует, что первые отключающие устройства и запорно-регулирующие краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных сетей. Эти первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.

Если оборудование находится в квартире, это не значит, что оно используется только для обслуживания этой квартиры

А факт нахождения этого оборудования в квартире не означает, что оно используется исключительно для обслуживания этой квартиры, и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку по Жилищному кодексу предусматривается его расположение как внутри, так и за пределами помещений.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу истицы или к общему имуществу жильцов дома, являются значимыми для решения спора и подлежат доказыванию. Когда апелляция пересматривала решение по этому спору, она заявила, что истица вместе с заменой внутренних инженерных сетей в квартире, которые являются ее собственностью, заменила и запорный вентиль, из-за которого была авария. Но дама с этим утверждением категорически не согласилась, а суд второй инстанции это не проверил и «достоверно не установил».

Верховный суд к этому утверждению добавил еще одну мысль — замена запорного вентиля не освобождает управляющую компанию от осуществления своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

позиция КС РФ, жилищное законодательство и законы физики

 

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила 354). В частности, проверяемыми нормами установлено, что в многоквартирном доме (МКД), который оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОПУ, без учета показаний ИПУ (формулы 3, 3.1, 3.2 Приложения 2 к Правилам 354). То есть, в случае отсутствия ИПУ отопления хотя бы в одном помещении МКД, показания ни одного из ИПУ, установленных в других помещениях этого МКД к расчету не принимаются. Проверив конституционность указанных норм, КС установил, что

«оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ», аргументировав свою позицию следующим образом: «
Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов». Суд указал, что «Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Расчет стоимости отопления, в том числе в случае наличия в доме ОПУ и отсутствия хотя бы в одном помещении дома ИПУ, вызывает неизменно много вопросов – гораздо больше, чем в отношении прочих коммунальных услуг. Связано это с рядом технических особенностей отопления, повлекших за собой и юридические особенности – регулирование порядка расчета стоимости отопления отличается от всех остальных коммунальных услуг.

В данной статье попробуем разобраться в этих технических и юридических особенностях, а также попытаемся оценить последствия Постановления КС РФ.

Суть коммунальной услуги по отоплению

Коммунальная услуга по отоплению заключается в подаче в помещения МКД теплоэнергии для нагрева воздуха, стен, прочих поверхностей внутри помещения. Тепло подается путем циркуляции в системе отопления нагретого теплоносителя (воды), который, имея более высокую температуру, чем окружающий воздух, в соответствии с законами физики (более нагретое тело отдает тепло менее нагретому) отдает тепло в этот окружающий воздух.

При этом отдача тепла от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит следующими способами:

1) Передача тепла теплопроводностью

Данная передача тепла происходит при непосредственном физическом контакте элементов внутридомовой системы отопления с конструктивными элементами дома, в том числе: в местах соприкосновения трубопроводов отопления со стенами, в местах прокладки трубопроводов через стены и перекрытия, внутри строительных конструкций дома, через крепления трубопроводов к несущим конструкциям дома.

Теплопроводностью передается значительный объем теплоэнергии. Можно привести пример из бытовой жизни – для более эффективной сушки мокрого белья его размещают непосредственно на полотенцесушителе или радиаторе отопления, обеспечивая физический контакт с нагревательным элементом, имеющем более высокую температуру, чем температура воздуха, стен и иных поверхностей в помещении.

2) Передача тепла конвекцией

Указанный вид теплопередачи обеспечивается с помощью воздуха, выступающего в качестве некоторого «посредника» между источником тепла (элементы системы отопления) и потребителями тепла (стены, иные поверхности конструкций помещения, инвентарь, утварь, предметы, имеющиеся в помещении и т.п.). Воздух, получая тепло непосредственно от источника (элементы системы отопления), перемещается, обеспечивая перенос тепла в отдаленные от источника тепла части помещений и в помещения, не содержащие элементов внутридомовой системы отопления.

Именно конвективный теплообмен обеспечивает обогрев помещений, в которых не имеется никаких элементов системы отопления (например, коридоров в квартирах, чуланов), а также помещений, входящих в состав общего имущества – лестничных маршей, лестничных клеток, подвалов и т.п. Очевидно, что подъезды являются отапливаемыми, даже если в них отсутствуют трубопроводы или радиаторы системы отопления – например, при температуре уличного воздуха зимой –30°С, в подъезде температура воздуха выше, и эта повышенная температура обеспечивается именно за счет конвективного теплообмена.

3) Передача тепла излучением

Этот вид теплопередачи заключается в передаче тепла от источника к потребителю, находящемуся в зоне прямой видимости, при отсутствии непосредственного физического контакта. Тепло передается посредством излучения через оптически проницаемую среду.

Для понимания сути теплопередачи излучением можно рассмотреть передачу тепла от Солнца к Земле. Понятно, что наиболее заметно излучение при очень высокой температуре источника тепла. Излучение от элементов системы внутридомовой системы отопления менее значительно, чем от Солнца, но все-таки имеется. Невооруженным взглядом увидеть это излучение невозможно, но при использовании специальных приборов – тепловизоров – его прекрасно видно.

Немаловажно понимать, что источником тепла для отопления помещения МКД является не конкретно радиатор отопления, а вся внутридомовая система отопления дома в целом, каждый ее элемент, к которым, в числе прочих, относятся и радиаторы.

Пункт 6 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491) устанавливает: «

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Из приведенной нормы следует, что сам по себе радиатор отопления не является теплопотребляющей установкой (энергопринимающим устройством), поскольку он является лишь частью внутридомовой системы отопления. Поэтому заявления о наличии или отсутствии в конкретном помещении МКД теплопотребляющих устройств несостоятельны, так как теплопотребляющей установкой (в том числе, в терминологии Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ) является вся внутридомовая система отопления дома, предназначенная для обеспечения нормативной температуры воздуха во всех помещениях дома.

Коммунальная услуга по отоплению является особым видом коммунальной услуги, важнейшее отличие этой коммунальной услуги от других заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги. Например, для водоснабжения определяется точка водоразбора, для электроснабжения определяется точка подключения электрооборудования, а для отопления такой точки потребления услуги не определяется.

При этом исключить теплоотдачу на отдельных участках теплосети невозможно. Применение изолирующих материалов способно снизить эту теплоотдачу, но довести ее до нуля невозможно. Тепло, в том числе, распространяется через стены между помещениями МКД и через наружные стены дома. Например, обследования энергоэффективности дома проводятся с помощью тепловизоров – осмотр наружных стен дома через тепловизор дает наглядное представление о том, что тепло излучается как через неплотности (швы между панелями, щели в окнах и дверях), так и непосредственно через стены.

Поскольку тепло передается от более нагретого тела к менее нагретому, при этом существуют несколько способов теплопередачи, среди которых большую роль играет конвекция, позволяющая осуществлять теплообмен в отсутствие непосредственного физического контакта, вне зон прямой видимости между источником и потребителем тепла, из указанных обстоятельств следует, что между помещениями дома идет постоянный теплообмен, в том числе помещения, вообще не оборудованные источниками тепла, не оборудованные хоть какими-то элементами внутридомовой системы отопления, все равно получают тепло из других помещений дома – как через стены и перегородки, так и с нагретыми воздушными массами через отверстия и неплотности. Указанные физические особенности используются, в том числе, при проектировании систем отопления домов – например, отопление подвалов, необходимое для недопущения образования влаги (росы) на металлических трубах, что способствует коррозии этих труб, осуществляется не путем размещения в них радиаторов отопления, а путем оборудования специальных продухов, обеспечивающих циркуляцию через подвальные помещения нагретого воздуха, отапливающего эти помещения.

 

Отопление с точки зрения жилищного законодательства РФ

В силу особых физических свойств тепла определен особый порядок расчета объема потребления теплоэнергии на отопление, отличный от других коммунальных услуг.

Жилищное законодательство РФ рассматривает весь МКД как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков или лежаков) системы отопления.

Как уже отмечено выше, в соответствии с п.6 Правил 491 обогревающие элементы (радиаторы) и трубопроводы (стояки) являются частями системы отопления, которая относится к общему имуществу. В силу прямого указания части 4 статьи 37 ЖК РФ выдел в натуре долей в праве собственности на общее имущество недопустим, а следовательно, недопустимо признавать исключительное право собственности собственников отдельных помещений на отдельные элементы внутридомовой системы отопления.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях МКД, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а вовсе не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Тепло не может не потребляться в отдельных, обособленных помещениях, оно потребляется абсолютно во всех без исключения помещениях, в том числе в помещениях, входящих в состав общего имущества – именно исходя из принципа обеспечения нормального температурного режима во всех без исключения помещениях МКД проектируются системы отопления таких домов.

Определить, сколько конкретно теплоэнергии потреблено в тех или иных жилых и нежилых помещениях, а сколько тепла потреблено в помещениях из состава общего имущества, с технической точки зрения крайне затруднительно. Именно поэтому абзац 2 пункта 40 Правил 354 устанавливает: «Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Из приведенной нормы следует два вывода:

1) Каждый потребитель отопления обязан оплачивать не только тот объем теплоэнергии, который потреблен непосредственно в его помещении, но и оплачивать теплоэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества. То есть, даже если предположить, что в помещении, принадлежащем потребителю, теплоэнергия на отопление не потребляется, такой потребитель все равно обязан оплатить долю в стоимости теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества.

2) Жилищное законодательство не содержит формул, позволяющих отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в помещении потребителя, и отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества. Объем теплоэнергии на отопление, подлежащий оплате потребителем, рассчитывается совокупно, без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление.

Необходимо обратить внимание, что для случая, когда МКД оборудован ОПУ тепла и все (100%!) помещений дома (и жилые, и нежилые!) оборудованы ИПУ тепла, расчет стоимости отопления ведется по формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 354, и в этом случае объем теплоэнергии, подлежащий оплате потребителем, складывается из объема, определенного по ИПУ, и объема, определенного как разница между ОПУ и суммой ИПУ, распределенного среди жилых и нежилых помещений дома пропорционально их площади. Эту вторую составляющую условно можно считать объемом теплоэнергии в целях содержания общего имущества, она даже обозначается в формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 35 символом «VОДН», хотя и не называется именно как «теплоэнергия на общедомовые нужды (ОДН)», поскольку такой коммунальной услуги не существует, и плата за отопление в соответствии с ранее процитированным абзацем 2 пункта 40 Правил 354 вносится совокупно, без разделения на составляющие.

Кроме того, важно обратить внимание на следующие имеющие существенное значение положения Правил 354:

1) абсолютно все формулы расчета платы за отопление, утвержденные Правилами 354, устанавливают одинаковый порядок расчета стоимости отопления как для жилых, так и для нежилых помещений;

2) во всех формулах расчета платы за отопление, предусмотренных Правилами 354 для случаев наличия ОПУ (формулы 3, 3.1, 3.3), и в формуле расчета корректировки платы за отопление (формула 3.2) используется величина «общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме», обозначенная «Sоб».

Из вышесказанного следует, что действующее жилищное законодательство РФ устанавливает в качестве принципов расчета стоимости отопления:

1) Принцип распределения всего объема теплоэнергии, потребленной в МКД на отопление, среди собственников всех жилых и нежилых помещений, пропорционально площади указанных помещений;

2) Принцип единообразия порядка расчета стоимости отопления для жилых и нежилых помещений;

3) Использование в расчетах общей площади всех помещений дома – как жилых, так и нежилых (за исключением площади помещений из состава общего имущества), независимо от технических характеристик элементов внутридомовой системы отопления в конкретных помещениях, в том числе таких характеристик, как наличие или отсутствие в помещениях радиаторов отопления, количество радиаторов, наличие или отсутствие в помещениях трубопроводов (стояков или лежаков), наличие или отсутствие изоляции на указанных трубопроводах.

Приведенную позицию подтверждает Верховный суд РФ, в Решении от 25.04.2018 N АКПИ18-146 указывая:

«Отопление является одним из видов коммунальных услуг и предусматривает подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, нормальной температуры воздуха. Потребитель коммунальной услуги по отоплению согласно абзацу второму пункта 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Данное правовое регулирование соответствует действующему законодательству.

Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.

Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды
».

 

Определением от 24.11.2017 № 302-ЭС17-17003 ВС РФ подтвердил правильность выводов АС Восточно-Сибирского округа, который в Постановлении от 03.08.2017 по делу №А19-7954/2016 установил:

«В письме от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, разъяснено, что в соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения № 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами № 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения».

Важно обратить внимание, что действующее жилищное законодательство РФ не содержит понятия «отапливаемое помещение», не определяет указанное понятие, не устанавливает критериев отнесения того или иного помещения к отапливаемым или неотапливаемым.

Минстрой России многократно разъяснял, что порядок расчета стоимости отопления одинаков для всех жилых и нежилых помещений МКД, не зависит от наличия или отсутствия радиаторов в этих помещениях, при этом отнесение помещений к отапливаемым или неотапливаемым с целью разрешения вопроса правомерности предъявления к оплате собственникам таких помещений теплоэнергии на отопление не основано на законе, поскольку оплата отопления должна осуществляться всеми без исключения собственниками помещений в доме.

В письме от 15.09.2017 N 33300-ОО/04 Минстрой указывает:
«В связи с тем, что многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект, начисление платы за отопление в помещениях, располагающихся в многоквартирном доме, осуществляется в соответствии с пунктами 42(1), 43 Правил №354.
Размер платы за коммунальную услугу зависит от площади помещения и тарифа на тепловую энергию… Начисление платы за отопление для собственников нежилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Правил № 354
».

В письме от 25.08.2017 N 30295-ОО/04 Минстрой указывает:
«Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии
».

В письме от 11.08.2017 N 28569-ДБ/04 Минстрой указывает:
«В многоквартирных домах, оборудованных общим прибором учета тепловой энергии, но в котором не все жилые и не жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, рассчитать количество потраченной тепловой энергии на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды в таком многоквартирном доме не представляется возможным, расчет размера платы осуществляется исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Следует отметить, что данный подход связан с тем, что многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект.

Необходимо отметить, что официальное определение «отапливаемое помещение» отсутствует в законодательстве
В силу физических свойств тепловой энергии, на поддержание определенной температуры воздуха в помещении влияют такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций, окон и т.д.
Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой в помещении, в котором непосредственно не установлены отопительные приборы, поддерживается температура, идентичная температуре смежных отапливаемых помещений.
Таким образом, не представляется возможным определить неотапливаемое помещение и вычленить его площадь для определения отличного от установленного размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Обращаем Ваше внимание, что согласно подпункту «в» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом
».

В письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 Минстрой указывает:
«В соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения».

 

Последствия Постановления Конституционного суда

КС РФ, провозглашая Постановление от 10.07.2018 № 30-П, указал:

«Некоторые положения данных Правил [354] фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей… Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла…

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению».

Необходимо отметить ряд любопытных деталей:

  1. Суд рассмотрел случай, когда ИПУ тепла были установлены в помещениях МКД, а потом часть из них вышла из строя. Случай, когда такими ИПУ помещения не были оборудованы вообще, не рассматривался – то есть, для тех помещений, в которых ИПУ отопления никогда не было, порядок расчета остается прежним.

Следовательно, Постановление КС РФ должно привести к «разделению» установленного Правилами 354 порядка расчета платы за отопление в МКД, который оборудован ОПУ теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы ИПУ теплоэнергии, на два варианта: существующий порядок расчета сохраняется, если в каком-либо помещении МКД никогда не было ИПУ, и новый порядок расчета вводится для случая, если все помещения дома были оборудованы ИПУ, а потом в каких-либо из помещений ИПУ вышли из строя.

  1. Суд установил необходимость использовать вместо показаний неисправного или утраченного ИПУ норматив потребления. Но поскольку плата вносится совокупно, норматив учитывает не только объем потребления тепла в помещении, но и объем потребления тепла на общедомовые нужды (ОДН). При этом формула 3.3 Приложения 2 к Правилам 354 устанавливает, что стоимость отопления складывается из стоимости отопления, потребленного непосредственно в помещении потребителя, и доли в стоимости объема теплоэнергии, рассчитанного как разность между общим объемом потребления теплоэнергии всем домом и суммой объемов тепла, потребленных в помещениях этого дома (условно назовем этот объем «отопление на ОДН»).

Таким образом, собственники помещений, ИПУ в которых вышли из строя, согласно порядку расчета, установленному КС РФ, обязаны оплачивать «отопление на ОДН» дважды: один раз в составе нормативного объема, второй раз – отдельно, в том же порядке, что и собственники помещений с ИПУ. Можно предположить, что таким образом осуществляется некое «наказание» недобросовестных собственников, допустивших неисправность или утрату ИПУ, однако, такое «наказание» не совсем согласуется с позицией КС РФ, предписавшего предусмотреть «более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Важно отметить, что для потребителей, оплачивающих отопление по схеме «норматив + VОДН», создается экономический стимул для выхода из строя ОПУ теплоэнергии – ведь в случае утраты ОПУ такие потребители вместо объема «норматив + VОДН» начнут оплачивать только нормативный объем, а составляющая платы «VОДН» будет исключена. Интересно, намеренно ли Конституционный суд создал для потребителей, которых он сам же назвал недобросовестными (поскольку они не обеспечили сохранность ИПУ), экономический стимул для уничтожения ОПУ?

А может, КС предполагает, что должны утверждаться нормативы потребления теплоэнергии конкретно в помещениях МКД, без учета «отопления на ОДН»?

Но во-первых, порядок расчета такого норматива не предусмотрен законом (например, ПП РФ от 23.05.2006 N306 порядка установления и определения такого норматива не содержит). Во-вторых, с учетом описанных выше особенностей коммунальной услуги по отоплению это будет крайне затруднительно сделать – точно рассчитать, сколько тепла из общего объема, поступившего в дом, расходуется на отопление непосредственно помещений, а сколько расходуется на обогрев общего имущества, технически невозможно. Собственно, поэтому отопление оплачивается «совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». В случае же введения нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» такие нормативы однозначно будут выбраны наугад и никакого физического смысла иметь не будут.

Дополнительно стоит заметить, что в связи с высокой политизированностью сферы ЖКХ и нежеланием органов госвласти каким-либо образом обострять ситуацию в этой сфере, во многих регионах России утверждены крайне низкие нормативы потребления коммунальных услуг, в связи с чем оплата теплоэнергии по нормативу может оказаться ниже, чем оплата по ИПУ. В таком случае ни о какой справедливости, конечно же, говорить нельзя.

  1. В связи с тем, что неприменимость в расчетах показаний ИПУ теплоэнергии в случае отсутствия такого ИПУ хотя бы в одном помещении МКД признана Конституционным судом несправедливой (пусть пока только для случая выхода из строя ранее имеющихся ИПУ), при этом КС установил необходимость применения норматива потребления теплоэнергии для помещений, в которых ИПУ вышел из строя (и вопрос, что это за норматив – существующий сейчас и учитывающий совокупный объем потребления тепла и в помещении, и на ОДН, или все-таки некий новый норматив, который должен учитывать потребление тепла исключительно в помещении – остается открытым), возникновение проблемы разделения потребленной теплоэнергии на потребленную внутри помещения (и определенную по ИПУ или по нормативу) и потребленную при содержании и использовании общего имущества МКД («отопление на ОДН»), представляется если не неизбежным, то весьма вероятным. Если тенденция, заложенная в Постановлении КС РФ, будет сохранена, то впоследствии вполне возможно возникновение обязанности учета показаний ИПУ и в случае отсутствия ОПУ, и тогда определение и утверждение нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» станет однозначно необходимо.

Как уже сказано ранее, сделать это будет крайне затруднительно. Кроме того, неизбежно возникнет вопрос, будет ли включаться «отопление на ОДН» в состав содержания жилья? И как отреагируют жильцы на повышение стоимости содержания в связи с таким включением? А ведь повышение стоимости содержания может быть и в два раза, и больше – учитывая, что примерно половину стоимости всех жилищно-коммунальных составляет стоимость отопления.

 

Заключение

В статье разъяснены принципы предоставления коммунальной услуги по отоплению помещений МКД – с точек зрения как законов физики, так и действующего законодательства РФ. Отопление является особым видом коммунальной услуги, его важнейшее отличие от других коммунальных услуг заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги, что порождает необходимость установления особого порядка расчета стоимости и объема потребления теплоэнергии на отопление. Именно этот особый порядок вызывает множество вопросов, в том числе неоднократно изучался вопрос, который рассмотрел Конституционный суд в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П.

Постановление КС РФ представляется непродуманным. Судом не учтены технические особенности коммунальной слуги по отоплению, фактически признан несправедливым установленный в данный момент принцип распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях дома, и распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в МКД. Постановление КС РФ создает ряд вопросов, разрешение которых представляется непростым.

Весьма туманным остается механизм реализации этого решения. Фактически не отменяются действующие нормы, но вводится новая норма для случая утраты ИПУ на период, пока законодатель во исполнение Постановления КС РФ не внесет «необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Источник: https://acato.ru/articles/20180711/otoplenie-poziciya-ks-rf-zhilishnoe-zakonodatelstvo-i-zakony-fiziki

БОЛЕЕ ПОДРОБНО О НОВОСТЯХ ЖКХ В ДЗЕН 

 

Тепловой узел в многоквартирном доме: зачем нужен и кто отвечает за его работу

С наступление холодов, мы с нетерпением ждем момента, когда наши батареи станут горячими. Система отопления в многоэтажном доме – это большое количество электроустановок, сложного оборудования, счетчиков и узлов. А запуск теплоснабжения – это ряд мероприятий по настройке этой системы. Так как же работают эти агрегаты, и кто несет ответственность за них?

Как это работает?

За обеспечение теплом многоквартирных домов отвечают местные котельные или теплоэнергоцентрали. От них по магистралям нагретая вода подается в тепловые узлы каждого дома. Данная система подачи называется центральной. Одна исправно работающая теплоэнергоцентраль способна обеспечить источником тепла целый район.

Стоит отметить, что температура воды, подаваемой из ТЭЦ составляет в среднем 130 0 С. Разумеется, что это недопустимо. Поэтому перед тем, как попасть в квартиры граждан, вода должна быть охлаждена.

Для того, чтобы тепло попало внутрь объекта, должны быть установлены входные задвижки.

С целью очищения от образовавшихся в трубопроводе окислений, солей и тяжелых металлов, система оснащена грязевиками.

На подающем и обратном трубопроводе устанавливаются врезки. Для обеспечения постоянной циркуляции в системе должно всегда присутствовать давление. Чтобы этого добиться между врезками устанавливается подпорная шайба.

Тепловой узел многоквартирного дома оснащен главным элементом – элеватором отопления. Принцип работы этого агрегата можно сравнить с насосом. Под действием давления в камеру элеватора попадает вода из ТЭЦ и вода из обратки.

Как мы уже знаем, вырабатываемая ТЭЦ вода имеет запредельную температуру. Таким образом, при смешивании с водой из обратки и получается вода необходимой температуры. После чего она с высокой скоростью выходит из сопла и готова к тому, чтобы попасть в квартиры.

В современных домах стали устанавливать элеватор с электронным датчиком. Это позволяет отслеживать температурный режим и делать воду прохладнее или теплее, если это необходимо. Такая регулировка помогает уменьшить расходы на оплату теплоснабжения.

Обычная схема подачи воды представляет собой пару труб подачи и обратки. При этом есть два варианта расположения труб:

  1. И подача и обратка расположены в подвальном помещении дома;
  2. Подача находится на чердаке или техническом этаже, а обратка – в подвале.

Второй вариант стал использоваться в последнее время, но по мнению специалистов он не всегда лучше. Ведь на чердаке гораздо труднее добиться постоянных показателей температуры.

По-прежнему используется кран Маевского. Это устройство позволяет выпустить из радиаторов застоявшийся воздух. Открывается при помощи отвертки и ключа. Он до сих пор считается самым удобным и надежным для подключения отопления.

Когда дадут отопление?

В соответствии с нормами САНПиН существует допустимые нормы отопления в жилых помещениях. Так в жилых комнатах эта норма составляет 18-240С,в ванных и на кухне – 18-26 0 С, в коридорах и кладовых – 18-22 0 С.

Вопрос подачи отопления в многоквартирных домах регулируется Правилами

предоставления коммунальных услуг. Требования этого документа говорит о том, что, если в течении пяти дней среднесуточная температура не превышала отметки +8 0 С, наступила пора включать отопление.

В нашей стране нередко случается и такое, что градусник уже давно не показывает отметку выше указанной нормы, а в домах теплее не становится. Тогда возникает вполне логичный вопрос: «Кому принадлежит система отопления дома и кто в ответе за запуск тепла?»

Ответ на этот вопрос практически для всех многоэтажек един, — управляющая компания. Для того, чтобы у вас дома «затопили», необходимо вызвать мастера УК. Он должен составить акт о том, что ваши батареи еще холодные. После чего приступить к устранению неисправности.

Как вернуть деньги, если батареи не греют?

Законодательством установлена и возможность перерасчета стоимости теплоснабжения. Если у вас дома более 24 суток в месяц (в сумме) отсутствует отопление, вы можете обратиться в УК с заявлением о перерасчете.

При температуре 10- 120 С вы должны терпеть не более 8 часов. Свои права вы можете начать предъявлять, если в течение четырех часов температура в вашей квартире не поднялась выше отметки 8 С. В случае перерасчета, цена на услуги снизиться примерно на 20%.

В советские времена система отопления, как впрочем, и другие коммуникационные системы многоквартирных домов, находилась на государственном обеспечении. Жильцам дома не приходилось сутками напролет названивать, чтобы сообщить о том, что в доме нет тепла.

Сегодня высокие цены на отопление не совсем оправдываются работой управляющих компаний. Очень часто бывает и такое, что кто-то замерзает в собственных квартирах, в то время как его сосед всю зиму живет с открытыми окнами.

Если у Вас имеются другие вопросы в сфере ЖКХ, вы можете найти на них ответы, ознакомившись с прочими статьями этого сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *