Дефекты радиаторов отопления
Дефекты радиаторов отопления – частая причина образования утечек теплоносителя. Дефекты могут быть приобретенными за время эксплуатации или полученными при производстве изделия (брак). Обнаруженные дефекты следует немедленно устранять, чтобы избежать разгерметизации батареи и затопления помещений.
Основными дефектами радиаторов являются:
1. Протекание теплоносителя в межсекционное соединение;
2. Повреждение целостности материала стенки секции;
3. Утечки теплоносителя в торцевые заглушки или воздухоотводчик;
4. Повреждение покрытия радиатора.
Главной причиной утечки в межсекционное соединение является коррозионный износ соединительных ниппелей или износ прокладок. Ниппели для соединения секций алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов производятся из сталей обычных марок, а она подвержена коррозии.
Ремонт утечки в соединение между секциями производят с помощью специального радиаторного ключа – он необходим для разборки батареи. Предварительно радиатор необходимо демонтировать – эта операция производится по алгоритму, зависящему от вида системы отопления.
В случае наличия разборных соединений снятие производится без отключения коммуникаций. При отсутствии запорных устройств в многоквартирном жилом доме отключают по заявке стояки отопления, в автономной системе – сливают воду со всего комплекса.
С демонтированного радиатора снимают заглушки, с помощью ключа производят разборку дефектного соединения. Для демонтажа одной секции необходимо отвернуть 2 ниппеля (верхний и нижний), если секция снимается полностью – 4 соединения. После разборки заменяют поврежденные ниппели и прокладки, собирают изделие.
Устранение утечек в торцевые заглушки (кроме мест подключения подводок) может производиться без снятия радиатора. Предварительно батарею нужно отключить и слить с нее теплоноситель. Если подтянуть заглушку ключами не удается, заглушку отворачивают и устанавливают новую прокладку. При неисправности воздухоотводчика его следует заменить.
Ремонт поврежденных секций обычно выполняют через замену поврежденного элемента. Для этого батарею демонтируют, разбирают с помощью радиаторного ключа, устанавливают новую секцию. При этом соединительные ниппели и прокладки рекомендуется менять на новые изделия.
В некоторых случаях для ремонта дефектов материала стенок радиатора применяют так называемую «холодную» сварку. В ее состав входят эпоксидная смола, отвердитель и металлическая мелкодисперсная пыль. Эти компоненты смешивают, вещество приобретает консистенцию пластилина – заплатку накладывают на предварительно зачищенное место повреждения. Радиатор перед этим рекомендуется освободить от воды.
Применение различных типов сварки производится в зависимости от материала изготовления батареи.
В случае повреждения защитного покрытия в месте дефекта ускоряется процесс коррозии материала. Поврежденное место обычно закрашивают эмалью подходящего цвета, причем она должна быть специализированной – для радиаторов, обладать жаропрочностью.
Дефекты радиаторов отопления | ГрейПей
Дефекты радиаторов отопления образуются в процессе эксплуатации устройств или при нарушениях технологии производства (брак). Но на производстве батареи проходят выходной контроль и испытания – поэтому брак встречается довольно редко. В процессе эксплуатации, в зависимости от многих факторов, целостность радиаторов и отдельных его элементов, может быть нарушена. При обнаружении дефектов требуется их устранить – ведь многие из них могут стать причиной утечки.
Основными дефектами, образующимися в процессе эксплуатации радиатора, являются:
- Нарушение наружного защитного покрытия – от механических воздействий, от долгой эксплуатации и так далее;
- Повреждение материала секции – образование трещин, деформация ребер оребрения, разрыв основных каналов;
- Износ соединительных межсекционных ниппелей и прокладок;
- Образование утечек в торцевые заглушки устройства;
- Утечки воздухоотводчика.
При нарушении защитного покрытия радиатора в месте дефекта обычно ускоряется процесс коррозии. Поэтому лучшим решением является восстановление покрытия. Для окраски радиаторов применяются специальные эмали и краски, с повышенной термостойкостью. Подобрав нужный цвет, место повреждения покрытия закрашивают кистью.
Особенно подвержены износу наружного покрытия чугунные радиаторы. Их рекомендуется периодически красить. Для этого также применяются специальные краски. Предварительно поверхность батареи следует тщательно подготовить – зачистить отслоившуюся старую краску, обезжирить. Другие виды радиаторов – алюминиевые, биметаллические и стальные имеют более качественное покрытие, которое наносится на производстве. Оно чаще всего повреждается при сильных механических воздействиях.
Серьезным дефектом является разгерметизация секции. Лучше всего секцию в этом случае заменить. Для этого радиатор разбирают с помощью специального радиаторного ключа. Им отворачивают дефектную секцию (выворачивают внутренние ниппели) и заменяют на новую, при этом рекомендуется заменить ниппели и прокладки на новые.
Применяются и другие методы ремонта. Некоторые виды секций можно заварить с помощью электродуговой или аргонной сварки, для герметизации пробоев применяют «холодную» сварку. Если использование сварки не всегда возможно (она есть не у каждого), то применение холодной сварки пользуется популярностью. Смесь из 3 компонентов (смола, отвердитель, металлическая пыль) приобретает консистенцию пластилина и наносится на предварительно подготовленное место.
При образовании протечек в межсекционные соединения следует заменить ниппели и прокладки на новые. Для этого радиатор демонтируется и разбирается с помощью радиаторного ключа, производится замена и последующая сборка.
Утечки воды в торцевые заглушки образуются при чрезмерном износе прокладки или ослаблении затяжки. Заглушки можно попробовать подтянуть ключом Бако, предварительно отключив устройство и стравив давление через воздухоотводчик. Если при опрессовке течь воды продолжается – нужно отвернуть заглушку (перед этим отключить батарею и слить воду) и установить новую прокладку.
При негерметичности воздухоотводчика его следует снять и почистить. Если это не помогло – устройство необходимо заменить на новое.
(Просмотров 1 128 , 3 сегодня)
Рекомендуем прочитать:
Ребра Дальнего края батареи не прогреваются. Что делать?
вопрос:
Край батареи холодный.
Радиаторы отопления и Мороз
Если отопительный радиатор холодный, весь или его часть — это неисправность отопления. С технической стороны проблемы:
Если радиатор — новый, то скорее всего теплоноситель не протекает по батарее по причине непроходимости соединений между ребрами батареи (заводской дефект, или брак сборки ребер радиатора в батарею, или брак монтажа батареи) или,
если радиатор — пластинчатый (например, немецкого типа) — то вероятнее всего — это заводской брак, что-то внутри радиатора закупорило проход (один или несколько).
Подобные дефекты радиаторов на первый взгляд выглядят фантастично, но каких только технологических причин не бывает: в литых радиаторах — узкое отверстие, просто «рассыпалась» отливочная форма, а в штампованных-сваренных (пластинчатых) — совершенно просто забыли ветошь внутри, или запрессовали патрубки так, что не осталось в них отверстия, чтобы вода протекала.
А если радиатор проработал хотя бы часть отопительного сезона — то радиатор засорился песком, окалиной, стружкой, ржавчиной — возможно, тому способствовали сужения проходов в радиаторе и фабричные посторонние предметы в полостях — заводской брак, а также попавшие в радиатор при установке монтажные материалы типа монтажной тефлоновой ленты, обрывки сантехнической пакли, магического монтажного герметика, забытых гаечных ключей и рукавиц (МРАЧНО ШУЧУ по поводу последнего).
Каменные водопроводные отложения («накипь») внутри радиаторов встречаются реже, хотя теоретически и они могут быть одной из причин закупорки отопительного радиатора. Например, специфичные местные соли воды вступают в реакции с материалом радиатора, и резко увеличивают объем окислов в радиаторе. В условиях загрязнения воды чего только в воде нет! Или в антифризе — тосоле, ethylene glycol, propylene glycol, glycerol — эти незамерзающие жидкости-теплоносители в нынешних условиях вполне могут иметь непредсказуемый состав. Если уж незамерзайка для бетона нитрит натрия (E250) используется в изготовлении мяса и колбасы, то чего же ждать от состава технических жидкостей?
Как устранить неисправность отопления в радиаторе?
На каких правах живете в этом жилье? В чьей собственности квартира? Если квартира наёмная, то действуйте согласно договора найма. Обычно именно владелец, собственник квартиры отвечает за её оборудование, каковым система отопления и является. Тогда требуйте устранения неисправности согласно договора. В разных странах процедура «требование через суд» немного отличается — ведь водяные радиаторы отопления используют от Италии до Норвегии, в Северном Китае и… Южной Аргентине.
Когда сама жертва не-отопления является владельцем апартамента, то дело несколько осложняется…
Во-первых, разобраться — кому платите за:
Если оплачиваете услугу отопление некоей фирме, хозяствующему субъекту, то устранение неисправности отопления требуйте с этой фирмы.
Если оплачиваете стоимость тепловой энергии, то нужно искать собственника системы отопления, и требовать с него устранения неисправности.
А если никому не платите за отопление, отопление — ваша собственная локальная система отопления, или собственная отопительная система подключена к центральному отоплению*, то слесаря — в руки, или свои руки в рабочие перчатки — и в крутой демонтаж неисправного радиатора, приготовив две заглушки в трубы — подающую и обратную. Ибо нет смысла сливать весь теплоноситель из локальной системы, пока разберетесь с гарантиями или устранением неисправности радиатора. Или весь дом оставлять без отопления на время ремонта.
* Центральное отопление — этот термин в разных странах понимается различно: в Америке — это отопление на дом или district heating — отопление на квартал, в Европе — американское понятие плюс отопление на район, город, а в Китае… В Китае — кто во что горазд.
Можно попытаться промыть радиатор отопления, не демонтируя: отсоединить гайки (если соединения по-СССРовски на сварке — по-СССРовски вырезать трубы, всё равно им не жить) подающей трубы и обратки, вместо них подключить к батарее шланги — один в канализацию, второй к воде достаточно высокого давления — высокого, но не больше, чем написанно в инструкции на радиатор. Промыть радиатор во все 4 стороны — от начала к краю, на краю сверху-вниз, снизу вверх, причем туда и обратно — менять направление потока воды.
Промывать примерно так же, как описано в статье Отопление пропало.
Увидите, сколько хлама вымыло из радиатора.
Если вода пошла через радиатор свободнее — в этом случае примите поздравления в успехе, и принимайте решение: заменить радиатор или подключить старый. К качеству и долговечности нового радиатора отнеситесь с разумным скепсисом, а под сроком гарантии отопительного радиатора понимайте максимальный срок службы + 1 день. Подробнее о «китаизации» техники и изделий прочитаете в статье
Проблема некачественных товаров длительного пользования — Гарантия кончилась. И точно, сломалось.
Важный совет:
Если придется заменять трубы подключения отопительного радиатора, то искренне не советую вместо нормальных стальных труб использовать пластмассовые полиэтилен-алюминиевые-полиэтилен трубы (Pe-Al-Pe). Дело в том, что полиэтиленовые трубы предназначены для температуры теплоносителя постоянно ниже 65 градусов Ц, и только допускают кратковременно повышение температуру воды до 95 градусов. Читайте мануал на трубы вместе с юристом! Причина та же — «Гарантия кончилась. И точно, сломалось». Полиэтилен этих труб при температуре выше 65 град. трескается сначала поперек (кольцами) и потом — вдоль (между кольцами), и в трещинах начинает радостно блестеть алюминиевая фольга, из которой собственно и сделана труба Pe/Al/Pe. Срок службы зависит от продолжительности воздействия высокой температуры — выше 65 град. — на трубу. Срок службы при температуре выше этих продолжительно-нормальных 65 градусов может исчисляться и двумя месяцами, и годом.
Подозреваю, что модификации полиэтилена особой роли в долговечности не имеют: Pe, PeM, Pemd. Полиэтилен высыхает, усыхается при высокой темературе теплоносителя.
Можно попытаться снять батарею, попереворачиват, вытрясти и прочистить, постучать, промыть, пошурудить проволокой и тросиком для прочистки канализации. Только аккуратно! Материал батарей — хрупкий чугун, а алюминий — мягкий; а пластины радиаторов немецкого типа — из стали или алюминия, очень слабые-тонкие.
Но не стоит заливать и отмачивать батарею «таинственной жидкостью» (без объявления ТОЧНОГО состава химических веществ) для чистки унитазов — вероятнее всего, эта жидкость — 5…10% раствор соляной кислоты с ароматизатором. В ®© и прочие (TM) флаконы могут заливать и азотную, и серную, и уксусную кислоты.
Кислота сильнее регирует с окислами, чем с металлами корпуса, совсем не реагирует с песком, и слабо реагирует с накипью — каменными отложениями в радиаторе. А очищенный кислотой металл, даже если кислота не проела дырку сразу, активно реагирует с водой теплоносителя с образованием ржавчины — происходит коррозия металла.
Успешного ремонта отопительной системы!
И еще про отопление:
Холодная зима 2013/2014 годов
Про само-утепление, морозы и отопление — и надежность электроснабжения, газоснабжения
А если серьезно отключат ток, будет ли тепло? На этот случай… читайте.
Тепловые машины и устройства, в том числе для отопления.
14дек2013
Неисправности масляного обогревателя, их признаки и способы ремонта — СамСтрой
Маслонаполненные электроотопители – популярные в быту агрегаты, характеризующиеся высокой долговечностью, так как производство их осуществляется в промышленных условиях с использованием современных технологий. Однако эти электроприборы не рассчитаны на противостояние всем нештатным ситуациям в быту и всё же выходят из строя.
Устройство даже самого современного агрегата позволяет в отдельных случаях выполнить ремонт масляных обогревателей самостоятельно.
Бытовые маслонаполненные обогревательные электроприборы: слева – плоский, справа – ребристый.Рассмотрим этот популярный бытовой отопитель в ракурсе оценки возможности его восстановления после выхода из строя, так как отремонтировать масляный обогреватель нужно с гарантией безопасности его дальнейшей эксплуатации.
Распространённые неисправности масляного обогревателя, их признаки и способы ремонта
Устранение неисправности маслонаполненного электроотопителя, как и ремонт инфракрасного обогревателя любого другого вида, требует наличия определённых навыков и соблюдения ряда правил.
Важно! При выходе из строя любого из элементов конструкции масляного обогревателя эксплуатация отопителя должна быть прекращена до устранения неисправности.
Фактическое изображение одной из моделей масляных обогревателей с перечнем устройств наружного оснащенияПрежде всего, следует сознавать, что восстановление работоспособности большинства комплектующих этого обогревательного прибора в домашних условиях невозможно или же требует профессиональных знаний и навыков. Экспериментирование с вышедшими из строя электрическими узлами чревато непредсказуемыми последствиями (электротравма, термотравма, пожар, взрыв), поэтому ремонтировать масляный обогреватель своими руками, не имея профессиональной подготовки, в большинстве случаев следует лишь путём замены пришедшей в негодность детали.
Кроме того, при ремонте электроотопителя необходимо выполнение следующих правил:
- прибор должен быть выключен из розетки;
- обогреватель должен быть остужен до комнатной температуры;
- оснащение прибора самодельными комплектующими запрещено;
- следует избегать контакта трансформаторного масла с телом, а также с изоляцией проводки;
- замена штатного сетевого электрокабеля с заземляющей жилой на провод без заземления запрещена.
Протечка масла
Нарушение герметичности масляного радиатора происходит обычно при его механическом повреждении или в результате коррозии, вызванной дефектом защитного лакокрасочного покрытия.
Когда давно используемый, привычный масляный радиатор потёк, возникает естественный вопрос, что делать, почему бы не попробовать восстановить его герметичность своими руками?
Однако, ремонт инфракрасного обогревателя своими силами в случае протечки возможен лишь при условии, что прибор — агрегат отечественного производства старого образца со стальным радиатором плоского исполнения и съёмным ТЭНом.
Плоские масляные электроотопители отечественного производства с радиаторами из сталиДля производства ремонта от корпуса прибора отсоединяется блок управления, под которым расположен ТЭН. Затем нагреватель после отсоединения контактов выкручивается, и масло через монтажное гнездо сливается в чистую ёмкость. Остаткам масла дают стечь, после чего радиатор заполняют водой, чтобы исключить воспламенение внутри него масла.
Толщина стенок таких радиаторов составляет 1-1,2 мм, что позволяет использовать электросварку. Место протечки на корпусе зачищают болгаркой со шлифовочным диском или вручную – грубой наждачной бумагой. В зависимости от места и размера повреждения, вырезают латку из стали соответствующей толщины, накладывают её на отверстие и обваривают с помощью полуавтомата Kemppi.
Аппараты Kemppi разных моделей для полуавтоматической электросварки в бытовых условияхСварочный шов зачищают и шлифуют, после чего при необходимости проваривают ещё раз. После обезжиривания место ремонта окрашивают термостойкой краской, например, Rustins High Heat Black Pain.
Важно! Если обогреватель окрашен по порошковой технологии, то при производстве ремонтных работ нужно стремиться к минимальным повреждениям покрытия – в бытовых условиях восстановить его невозможно.
Термостойкая краска Rustins High Heat Black Pain в расфасовке малого объёмаПосле высыхания краски радиатор заполняют на 80% маслом, и обогреватель собирают в обратном порядке.
Если масляный отопитель до выполнения ремонта щёлкал при нагреве, не стоит ожидать, что щелчки пропадут после восстановления герметичности – сопряжения деталей корпуса деформируются при повышении температуры и при этом потрескивают.
Ремонт радиаторов ребристых масляных обогревателей не целесообразен, так как изготовлены они из тонкой листовой стали с использованием лазерной сварки. Восстановление герметичности таких резервуаров технически сложно, в бытовых условиях не гарантирует успеха или по затратам сравнимо со стоимостью нового обогревателя. Кроме того, если ТЭН является несъёмным, то слить масло можно через повреждение, а вот залить его обратно уже не будет представляться возможным.
Отсутствие нагрева
Технически исправный маслонаполненный бытовой отопитель при включении в сеть негромко трещит. Этот фактор не опасен, так как обусловлен лишь расширением сборного корпуса агрегата, который щёлкает при нагреве.
Если же после включения агрегата и установки нужных значений мощности и температуры отопительный прибор бесшумен, значит, нагрева радиатора не происходит, и неисправность следует искать в электрической части.
Прежде всего, визуально осматривают целостность электрокабеля. Если видимых повреждений нет, необходимо сначала демонтировать с нижней части корпуса агрегата стойки с колёсами.
Затем нужно отсоединить от радиатора блок управления, для чего на нём сверху отвёрткой поддевается и снимается штатная табличка с надписью Do not cover, под которой находятся винты крепежа.
Место размещения крепления винтов блока управления к корпусуОтвинтив крепёж сверху, в нижней части блока управления также отдают винты или отстёгивают фиксирующие пружины (в зависимости от модели), с ребра стыка блока с радиатором снимают обечайку, и демонтированный узел укладывают внутренней стороной наружу.
Последовательность демонтажа блока управления с корпуса масляного обогревателяПроизводят визуальный осмотр целостности проводки и изоляции, а также качества контактов в местах соединения проводов, обращая внимание на участки с изломами и окислением. Провод с явным внутренним повреждением заменяют на новый, окисленные контакты разбирают, зачищают наждачной бумагой и собирают заново.
По окончании визуального осмотра приступают к «прозвонке» комплектующих с помощью тестора – мультиметра, которую начинают с тестирования жил участка провода от вилки до ближайшего соединения. Операция упрощается разными цветами жил в кабеле электроприбора, что позволяет легко отследить направление проводки.
Звуковой сигнал тестора свидетельствует о целостности прозваниваемого участка, отсутствие сигнала – о повреждении.
Начальный этап прозвонки масляного обогревателя с помощью мультиметра – участок от вилки до ТЭНаЗамена трубчатого нагревателя
ТЭН, кроме нагревательных элементов, оснащён снаружи предохранителями по току и температуре, наличие которых нужно учитывать при прозвонке. Не исключена вероятность ситуации, когда при исправном ТЭНе сгорел один из этих предохранителей, или даже вышли из строя оба.
Предохранители ТЭНа: слева – по температуре, справа – по токуЕсли тестирование всё же выявило выход из строя трубчатого нагревателя, то дальнейшие действия зависят от способа установки ТЭНа в радиаторе. Резьбовое крепление нагревателя при отсутствии вальцовки позволяет выполнить его замену. В этом случае ТЭН выкручивается из радиатора, и взамен него с заменой уплотнительной прокладки устанавливается нагреватель с идентичными параметрами по мощности и температуре отключения.
Трубчатый электронагреватель резьбового способа установки в отопительный агрегатПри несъёмном варианте установки нагреватель завальцован в гнезде радиатора. В бытовых условиях развальцевать старый и установить новый ТЭН, выполнив его герметичную вальцовку, очень сложно, поэтому следует подумать о покупке нового масляного отопителя.
Неисправность регулятора температуры
Тестирование этого узла выполняется следующим образом:
- прозванивают участок цепи от вилки до терморегулятора;
- регулятор устанавливают на минимальное значение температуры и тестируют – цепь должна быть разомкнута;
- Вид изнутри терморегулятора бытового масляного обогревателя Sinbo мощностью 2 кВт
во время включения каждого из нагревателей в отдельности, а также двух ТЭНов одновременно при установке регулятора температуры в отличное от нуля значение цепь должна быть замкнута
Если прозвонка терморегулятора показала его неисправность, то есть, масляный обогреватель не реагирует на переключение режимов мощности или изменение температуры поворотом маховика, устройство необходимо заменить, так как диагностика его технических характеристик с последующим ремонтом по результатам проверки в промышленных условиях не целесообразны, а сделать это в бытовых условиях крайне сложно.
При отсутствии неисправностей регулятор очищают от пыли, а контакты подтягивают.
Выход из строя биметаллической пластины
Вопрос, может ли взорваться масляный обогреватель, актуален, так как давление масла в радиаторе достигает высоких значений, а воздушная «подушка» в виде 20% его объёма имеет всё же ограниченный потенциал. Чтобы этого не произошло, в конструкции отопителя присутствует термореле, которое должно отключить обогреватель при перегреве.
В обычных условиях это реле, представляющее собой биметаллическую пластину, должно замыкать электрическую цепь. Если же мультиметр констатирует разрыв цепи в этом термопредохранителе, то его также следует заменить на новый с идентичными характеристиками.
Прозвонка термореле маслонаполненного отопителя и внешний вид терморелеМасляные обогреватели взрываются крайне редко именно потому, что имеют несколько степеней защиты, дублирующих друг друга, а вероятность одновременного выхода из строя всех устройств, обеспечивающих безопасность, мала.
Отсутствие отключения обогревателя при опрокидывании
Размыкание электрической цепи при наклоне масляного отопителя или его опрокидывании обеспечивается устройством, принцип действия которого основан на наличии в его конструкции подвешенного грузика, который при отклонении агрегата от вертикали сохраняет своё положение.
Вариант оснащённости масляного обогревателя устройством размыкания цепи при опрокидывании прибора – отвес с металлической гирькойТестирование этого устройства производится путём отклонения обогревателя от вертикали вручную. Если отключения прибора не происходит, элемент необходимо очистить от пыли и расходить, а лучше — заменить новым, установка которого не представляет труда.
Следует отметить, что при выходе из строя защитного выключателя масляный отопитель не взрывается – при перегреве ТЭНов, не покрытых маслом, срабатывает термозащита трубчатого нагревателя, или же электрическую цепь размыкает термореле.
Заключение
Масляный радиатор – устройство, самостоятельно диагностировать неисправность которого вполне реально, но ремонт этого прибора своими силами лучше минимизировать до замены вышедших из строя деталей новыми, так как особенности эксплуатации (фактор опасности использования электрического тока, высокие давление и температура масла) требуют профессиональных навыков и повышенного внимания к выполнению работ.
Получить лучшее представление о ремонте маслонаполненных ИК-обогревателей поможет видеоролик:
Маслонаполненный обогреватель – востребованный потребителями агрегат, конструкция которого не содержит сложных технических решений.
- Все неисправности масляного радиатора можно диагностировать самостоятельно, но большинство вышедших из строя деталей подлежат замене новыми.
- Если подтекает радиатор, то восстановление герметичности резервуара будет эффективным лишь для отопителей плоского исполнения отечественного производства.
- Эксперименты с реставрацией вышедших из строя комплектующих опасны, в большинстве случаев необходима установка новых деталей – реальных примеров, когда масляный обогреватель взорвался, существует достаточно.
- Должный уход за ИК-обогревателями и соблюдение правил эксплуатации – залог многолетнего использования отопителей без необходимости ремонта.
описание и ремонт устройства, плюсы и минусы панельной батареи отопления, срок службы оборудования, а также виды моделей и причины их поломки
Когда тепло в помещении обеспечивает красивый обогреватель, это вдвойне приятно.
Наверное, поэтому в последние годы такой спрос на стальные радиаторы отопления.
Конструкция этих обогревателей позволяет подобрать оптимальную модель, подходящую по мощности и размеру к конкретному помещению и его дизайну.
Стальные радиаторы: описание
Прошли времена, когда все дома «снабжались» исключительно чугунными батареями, настолько же тяжелыми, насколько некрасивыми. Сегодня потребители могут выбирать радиаторы не только по их техническим характеристикам, но и по внешнему виду. Хотя их не такое уж разнообразие, но каждый решает самостоятельно, нужны им высокие конструкции или длинные, напольные или настенные, какого цвета или формы они должны быть.
Устройство стального радиатора отопления основано на штампованной листовой стали, если речь идет о панельных моделях, или секциях – в трубчатых. У каждой конструкции есть свои преимущества и недостатки, но как показывает практика, именно панельные варианты пользуются наибольшим спросом у населения. Связано это, скорее с их ценой, которая невысока, чем с эстетичным видом.
Устройство панельного радиатора отопления достаточно простое:
- Из высокопрочной тонкой (1.15-1.2 мм) стали создаются штампованные панели, внутренняя часть которых состоит из двух горизонтальных каналов и нескольких вертикальных. Они являются резервуаром, по которому теплоноситель распространяется по отопительной системе, попутно нагревая ее.
- Соединенные попарно панели являются отдельным элементом батареи, и от ее размера зависит уровень теплообмена всей конструкции.
- Каждое устройство снабжено необходимыми монтажными арматурами и окрашено.
Если сравнить первые советские стальные радиаторы отопления с их современными аналогами, то у них недостатков было намного больше чем достоинств. Например, низкий уровень мощности, подверженность коррозии и другие.
В наше время технологии позволяют не только обрабатывать сталь так, чтобы она не боялась теплоносителя, но и красить специальным составом, продлевая «жизнь» изделию.
Чтобы получить от панельной батареи максимум эффективности, ее лучше использовать в автономных отопительных системах.
Сколько воды в стальном радиаторе? Объем воды в стальных радиаторах отопления крайне невелик. С одной стороны это недостаток, так как по внутренним каналам панелей носитель не может передвигаться с достаточной скоростью из-за их узости, а с другой – достоинство, так как малое количество воды проще и быстрее нагреть. Это позволяет экономить до 35% энергоносителей.
Особенности батарей из стали
Если выбирать для монтажа стальные радиаторы отопления, плюсы и минусы каждой модели должны быть тщательно взвешены.
В начале о хорошем:
- Сталь – прекрасный проводник тепла, поэтому батареи из них считаются наиболее эффективными.
- Панельные радиаторы легко монтировать, так как они представляют собой цельную конструкцию. Это недостаток, если с ними случилась «беда» в виде протечки, так как придется менять всю панель, но при должной работе – это их преимущество, так как большая площадь конструкции лучше прогревается, чем каждая отдельная секция в трубчатых моделях.
- Благодаря добавлению теплообменников в некоторые типы панельных радиаторов, их мощность значительно возрастает, что вовсе не портит их привлекательный внешний вид.
- Существующие дизайнерские модели, производимые некоторыми зарубежными компаниями, можно вешать на стены, убрав трубы в пол, или ставить на стильные ножки. Под заказ изготавливаются даже угловые виды обогревателей, что позволяет экономить жизненно важное пространство помещения, при этом украшая его.
Если говорить о слабых сторонах стальных обогревателей, то их несколько, и все касаются работы в домах с централизованным отоплением.
В автономных системах эти недостатки не проявляются:
- Они плохо переносят перепады давления. Это связано с тем, что они приспособлены к напору от 6 до 9 атмосфер, тогда как в центральной системе отопления гидроудары могут достигать 13-15 атмосфер. Подобные «потрясения» могут просто разорвать панели.
- Если панели некачественно окрашены, то они подвергаются коррозии, что неизбежно происходит, когда из системы сливается вся вода на летний период. Поэтому так важно изучить параметры, указанные производителем в техпаспорте изделия.
Никто не запрещает монтировать стальные батареи в многоквартирных домах с центральным типом обогрева. Нужно произвести расчеты мощности с учетом теплопотерь и площади комнаты и подобрать конструкцию, подходящую по параметру. Просто следует быть готовым к тому, что срок службы стальных радиаторов отопления в таких условиях составляет 15 лет, тогда как в условиях автономного отопления – это 29 лет.
Стальные решетки для радиаторов — фото:
Виды моделей
Современный рынок предлагает широкий ассортимент моделей стальных батарей, но всех их можно условно разделить на несколько видов:
- Самыми популярными и эффективными являются панельные радиаторы, которые могут состоять из одной, двух или трех панелей и быть оснащены теплообменниками (или без них).
- Вертикальные обогреватели делятся на трубчатые и панельные. Они отличаются своим «ростом», так как их минимальная высота 1 м, тогда как у обычных она достигает 600 мм, а у высоких доходит до 900 мм. Эти виды стальных батарей выглядят стильно, греют чуть менее эффективно и стоят очень дорого. Особенно это касается дизайнерских моделей.
- Пластинчатые стальные радиаторы встречаются нечасто, и то в госучреждениях.
Как правило, большинство потребителей выбирают панельные виды обогревателей из-за их гармоничного соответствия качеству и цене, но, как и любые другие устройства, они не вечны и могут поломаться. Возможность аварии лучше предусмотреть, обращая внимания на «сигналы», которые подает система.
Причины поломки
Ремонт стальных радиаторов отопления мало кого обрадует, так как при серьезной поломке их придется заменить на новые панели, тогда как в секционных моделях достаточно открутить поломанную секцию и поставить другую.
Причиной поломки радиаторов являются:
- Изначально неправильно рассчитанная мощность и установка неподходящей конструкции приводит к ее поломке. Учитывать следует все – от диаметра труб рабочего давления до степени нагрева теплоносителя.
- Неправильное монтирование к трубам, что особенно дает о себе знать во время продувки системы или при гидроударах.
- Грязь в теплоносителе может стать причиной засорения каналов стального радиатора, что приведет к неравномерному нагреву панели.
Поводом к беспокойству являются щелчки в системе отопления и холодные панели. Они могут быть вызваны засорением каналов некачественным носителем. Самостоятельно ремонтировать стальную батарею не рекомендуется, так что в случае протечки нужно просто найти поврежденное место, временно закрыть трещину герметиком и вызвать аварийную службу. Подобную работу должен выполнять специалист, особенно если прорыв произошел в разгар сезона.
Как показывает многолетний потребительский опыт, стальные панельные радиаторы – это лучшее предложение на рынке, когда речь касается автономных систем обогрева.
Ремонт алюминиевых радиаторов — что делать, если потекли батареи
Алюминиевый радиаторПри всем многообразии радиаторов отопления алюминиевые выделяются очень хорошими эксплуатационными качествами, но они не слишком популярны среди покупателей. Это обусловлено свойствами материала для изготовления алюминиевых радиаторов – ремонт любой части нагревательного прибора при повреждении вызывает массу проблем, зачастую требует обращения к специалистам, а то и замены батареи. Многие клиенты твердо уверены, что данные радиаторы вообще не подлежат ремонту, и их сразу же нужно менять. А ввиду относительной мягкости алюминия их очень легко повредить.
Достоинства и недостатки радиаторов из алюминия
В первую очередь следует рассмотреть отличительные особенности данного типа приборов, чтобы лучше понимать их устройство и принципиальное отличие от других батарей. Специалисты выделяют некоторые основные особенности в качестве достоинств:
- Низкая масса батарей, что значительно облегчает транспортировку и особенно монтаж и демонтаж оборудования – с ним справится даже один человек
- Высокая теплоотдача, позволяющая быстро обогреть помещение и значительно сэкономить на расходе топлива.
- Батареи имеют уменьшенный объем теплоносителя, что ускоряет нагрев жидкости. На теплоотдаче это не отразилось – она не ниже, чем у аналогов с большим объемом.
- Радиаторы хорошо работают с любым оборудованием по регулировке и поддержанию температуры и обладают низкой тепловой инерцией. Они реагируют на все изменения очень быстро, что позволяет значительно сэкономить тепло.
- Большой выбор стилистических решений и современное оформление позволят подобрать оптимальный вариант для любого дизайна помещения.
Однако устройства не лишены и недостатков.
Недостатки приборов
К недостаткам можно отнести следующие факты:
- Мягкость алюминия и низкая устойчивость к деформации. Удар, который без проблем выдержит сталь или чугун, легко повредит алюминий. Причем повреждения – не редкость в процессе транспортировки и монтажа изделий. Если не рассчитывать силу, можно легко сорвать резьбу в месте крепления ниппеля.
- Несмотря на высокую в целом устойчивость к коррозии, материал не переносит наличия меди в системе. Если подводка либо теплообменник котла медные, а в системе обычная вода, очень активно протекает процесс электрической коррозии, который способен полностью испортить алюминиевые батареи в течение нескольких лет.
- Если в качестве теплоносителя используется не специальный раствор с оптимальным уровнем кислотности, а простая вода, то в процессе реакции с алюминием образуется водород. Он способен разорвать радиатор, поэтому настоятельно рекомендуется установка большого количества клапанов для сброса давления. Также система требовательна к качеству теплоносителя — плохая вода служит причиной ускоренной коррозии.
- Чувствительность к давлению в системе — оптимальный показатель до 9 атмосфер. В большинстве многоэтажных домов давление значительно превышает порог прочности алюминия и составляет 10 атмосфер и даже больше. Поэтому нужно быть готовым к ежегодным ремонтам, а лучше приобрести радиаторы из более прочных материалов.
- Алюминий неустойчив к гидроударам.
Этапы демонтажа батарей для обслуживания
Место соединения радиатора с трубойРемонт алюминиевого радиатора может проводиться по множеству причин. От характера повреждений и неисправностей зависят и перечень работ, и используемое оборудование. В любом случае ремонт включает в себя несколько основных этапов:
- В первую очередь не забывайте о сливе теплоносителя из системы, чтобы избежать затопления — как собственной квартиры, так и соседей снизу. При этом не забывайте подкладывать тряпку или какую-либо емкость, поскольку всегда при демонтаже выливаются остатки жидкости.
- Перед проведением работ очень важно запастись необходимым инструментом. Это сантехнический ключ, набор слесарного инструмента, набор метчиков, а также набор прокладок, резинок и заглушек.
- Все работы удобнее проводить вдвоем — это упростит процесс снятия и предотвратит повреждения, так как одновременно откручивать и держать батарею не очень удобно.
Виды ремонта и их особенности
Чаще всего вы прекрасно представляете объем и характер ремонтных работ. Но иногда, чтобы определить степень повреждения и решить, как поступить с поврежденной частью, необходимо снятие и тщательный осмотр оборудования. К основным видам работ относится:
Параллельное и последовательное подключение- Замена прокладок в местах соединения труб или между ребрами радиатора — требуется снятие и разборка батареи. Это не самый сложный вид ремонта, ведь заменяются только уплотнительные элементы.
- Добавление или уменьшение количества ребер. В этом случае работы аналогичны первому пункту с той лишь разницей, что узел разъединяется для изменения количества секций. При этом прокладки тоже желательно сменить.
- Если у вас повреждено одно или несколько ребер, а отопительный сезон в разгаре, самым простым методом устранения неисправности будет замена или удаление секции с течью. Если ребра на замену нет, можно просто убрать поврежденное и собрать систему. На качество обогрева это значительно не повлияет, зато позволит пользоваться системой, не дожидаясь ремонтников. Если потекло несколько ребер, обогрев ухудшится, но опять же вы не останетесь без отопления.
- Многие в качестве средства устранения протечки используют холодную сварку. Следует заметить, что локальную неисправность при необходимости можно устранить и таким способом. Но как только появляется возможность нормального ремонта, стоит немедленно провести его. Гарантии на прочность холодной сварки нет, поэтому вы можете обнаружить течь в самый неподходящий момент, что чаще всего и происходит.
- Если повреждение не очень большое, устранить его можно и с помощью пайки. В автомагазинах продаются особые виды припоя, предназначенные для алюминия. Пайка алюминиевых радиаторов – процесс, требующий аккуратности и соблюдения высокого качества работ. Этот метод особенно актуален в случаях, когда стенки радиаторов сильно повреждены коррозией, или из-за низкого качества изначально толщина материалов очень мала для применения следующего вида ремонта.
- Аргонная сварка. Самый надежный метод ремонта изделий из алюминия – запаивание повреждений аргоном. Отличается высоким качеством работы и прочностью восстановленных фрагментов. Проводится чаще всего профессионалами, так как требует определенных навыков и опыта, да и аргонных установок в частном пользовании крайне мало. Также следует учитывать толщину материала. Иногда бывает, что стенки настолько тонкие, что дуга пробьет поверхность, а не починит ее.
- Если при снятии радиаторов выяснилось, что они сильно повреждены коррозией, следует заменить их. Ведь даже если вы отремонтируете или замените поврежденную секцию, течи из других ослабленных ребер не заставят себя долго ждать.
Заключение
Многосекционная батареяВысокие эксплуатационные качества батарей из алюминия доказывают состоятельность этого материала при обогреве домов. Но не стоит забывать, что алюминий требует бережного отношения и соблюдения ряда условий эксплуатации. Это гарантирует длительную работу системы без сбоев и протечек.
Похожие записиПонравилась статья? Поделиться с друзьями:
Недостатки алюминиевых радиаторов
Мы не раз уже говорили в других статьях данного ресурса, что каждая система, схема, прибор, его виды и подвиды, применяемые в отоплении, имеют свои достоинства и недостатки. Не обошло стороной это правило и алюминиевые радиаторы.
Радиатор отопления это такое оборудование, которое справится со своей задачей, независимо от его вида и материала, из которого он изготовлен, при условии правильного расчета для конкретного помещения. Поэтому в первую очередь потребителей интересует недостатки выбираемых ими радиаторов.
Если сравнивать ценовую категорию алюминиевых и других видов радиаторов таких, как биметаллических и стальных, то алюминиевые обойдутся дешевле.
Что касается недостатков алюминиевых радиаторов, то они, как вы уже поняли, существуют.
Пожалуй самый существенный недостаток этих видов радиаторов является их слабая стойкость к электрохимической коррозии. Особенно этот процесс выражен при повышенной кислотности теплоносителя и наличии механических примесей в нем, в виде песка, мелких камней, ржавчины, окалины. Указанные механические примеси разрушают защитный слой, который покрывает внутренние стенки.
Получается твёрдые частицы разрушают защитный слой, а дальше в дело вступает неблагоприятный химический состав теплоносителя. Образуются так называемые каверны, отчего способность держать давление падает на столько, на сколько этот процесс усугубился. В конечном итоге радиаторы дают течь.
При протекании процесса окисления образуются газы, которые время от времени завоздушивают участки системы отопления при отсутствии автоматических воздухоотводчиков.
Ниже представлено фото, где процесс окисления привел к разрыву алюминиевого радиатора в результате образовавшегося газа и закрытых шаровых кранах на самом радиаторе:
Белые пятна на черном фоне внутренней поверхности это места взаимодействия металла с теплоносителем
Следующее что можно отнести к недостаткам это хрупкость самого металла алюминия. Радиаторы данного типа плохо переносят гидроудары.
Гидроудар это резкое повышение давления на участке гидросистемы в следствии удара жидкости о её стенки.
В момент гидроудара давление может возрастать в несколько раз больше, чем рабочее давление системы. Поэтому, в отличие от других видов радиаторов, алюминиевые с этим справляются хуже.
Гидроудары могут возникать в начале отопительного сезона, когда систему заполнили водой, но остается ещё много воздуха.
Конечно сейчас уже производят алюминиевые радиаторы повышенной прочности, за счет добавления в металл кремния, но всё же этот фактор не следует пропускать мимо.
Ну и последний недостаток касается секционных радиаторов, которые соединяются между собой резьбовыми ниппелями с резиновой прокладкой. При использовании в качестве теплоносителя некоторых видов «незамерзаек», эти прокладки могут со временем разрушаться и давать течь.
Из всего выше изложенного можно подвести итог, что в центральных системах отопления к которым подключены практически все многоквартирные дома использование алюминиевых радиаторов, ввиду указанных недостатков, неприемлемо. Вряд ли в каком-то регионе России коммунальные службы будут заботиться о чистоте теплоносителя и правильной кислотности. Как правило, срок службы их в таких системах не превышает 5-7 лет.
А вот в системе отопления частного дома, где теплоноситель можно держать в чистом виде за счёт установленных фильтров, а также регулировать кислотность добавлением специальных средств, эти радиаторы прослужат продолжительное время.
К слову уровень кислотности теплоносителя в системе должен быть в районе Ph 7-8.
Ведь при наличии недостатков у них имеются еще и достоинства, как уже было сказано это цена, а также лёгкий вес, соответственно простота при монтаже. Ну и самый главный их «плюсик» это высокое эффективность передачи тепла помещению за счёт инфракрасного излучения и конвекции.