Posted on

Содержание

Эксплуатация ГБО зимой, подготовка автомобиля с газом к зиме

ГБО зимой

На улице постепенно проходят последние летние деньки, солнце появляется все реже, а осенняя погода все больше напоминает автолюбителям что скоро зима. Езда на авто с ГБО зимой может подкинуть автолюбителям несколько неприятных сюрпризов, поэтому дабы их избежать давайте разберемся как же подготовить систему ГБО к эксплуатации в зимнее время года.

Подготовка авто

Разумеется, в первую очередь нужно убедиться в исправном состоянии автомобиля, а также подготовить основные его узлы к эксплуатации в мороз. Первым делом проверяют охлаждающую жидкость на температуру кристализации. Лучше всего сделать это специальным прибором — ареометром (большинство идут совмещенные с делениями для измерения плотности электролита). И убедиться, что охлаждайка в машине выдержит мороз.

Ареометр
Ареометр

Далее следует обратить внимание на состояние свечей зажигания, высоковольтных проводов, измерить уровень заряда, который выдает генератор.

Разумеется, слабым местом любого авто в сырость и мороз является аккумулятор, поэтому, если с ним были проблемы в прошлом году, лучше всего присмотреться к новому. Если же финансовой возможности приобрести новый аккумулятор нет, а проблемы с ним наблюдаются, можно попробовать восстановить батарею, возможно, таких манипуляций хватит, чтобы перезимовать.

Подготовка ГБО

Системе ГБО же перед наступлением зимы нужно сделать плановое тех.обслуживание. О том, как его провести для ГБО 2 поколения своими руками мы описывали в этой статье.

Подготовка ГБО к зиме включает в себя следующие пункты:

  • Если пробег авто за год составил более 10 000 км в обязательном порядке нужно заменить газовые фильтры.
  • Если у Вас установлено ГБО 4 поколения, обратите внимание на работу форсунок, если при работе на газу форсунки издают «поклацывание» либо авто троит или глохнет, есть смысл обратиться в специализированное СТО для регулировки, калибровки, или замены форсурнок.

Ареометр

  • Если это первая зима для вашего авто с ГБО обратите внимание на подключение редуктора испарителя к системе охлаждения. При подключении редуктора должен использоваться тройник, в противном случае в сильные морозы возможен недостаточный нагрев узла, а также прохладный воздух из печки в салоне авто.
  • Если по прогнозу обещают сильное понижение температуры или заморозки, следует найти заправочную станцию, на которой будут заправлять «зимним газом». Многие не знаю в чем принципиальное отличие летнего от зимнего состава газа. Суть зимней смеси в повышенном содержании пропана (примерно на уровне 75%) и, соответственно, пониженном содержании бутана (примерно 25%). В летней же смеси обычно соблюдаются пропорции 55% пропана и 45% бутана.

Особенности эксплуатации

Сейчас хочу написать то, за что на многих форумах начались бы огромные дебаты и поливание автора грязью.

Практически везде Вы найдете рекомендацию того, что заводить автомобиль зимой нужно на бензине, а уже после прогрева охлаждающей жидкости до 40 С переключаться на газ. Если у Вас установлено ГБО 4 поколения спорить с этим трудно, да и не зачем, автоматика регулирует весь процесс, и автолюбитель даже не замечает когда система переходит на газ.

Кнопа ГБО 3/4

Но давайте поговорим о ГБО 2 поколения и финансовом смысле заводить автомобиль на бензине. По сути, запуск автомобиля в холоднее время года, пока на улице температура воздуха держится на уровне -5 С и выше, при ежедневном использовании грозит исключительно выходом из строя редуктора-испарителя. При этом один сезон редуктор отбегает практически в 100% случаев. А далее, при наступлении оттепели можно купить рем.комплект (мембраны и резиновые уплотнители) за 10$, пружину 2-ой ступени за 0.5 $ и получить практически новенький редуктор. При этом экономия на бензине будет составлять гораздо больше 10$ за зимний сезон.

Но если Вы не любите экспериментировать, лучше будет прислушаться к советам опытных автолюбителей и заводить автомобиль на бензине, прогревая его до 40 градусов и только после этого переходить на газовую смесь.

Еще пару слов

Давайте выделим еще несколько нюансов эксплуатации ГБО зимой:

  • Если Вы настраиваете ЭБУ на летний режим, устанавливая температуру перехода на газ на уровне 30 градусов следует повысить ее на зиму до уровня 40-45 С, а температуру газа до +15.
  • У некоторых систем есть функция «прогрев форсунок», если Вы живете в суровом климате, где морозы -20 не редкость, рекомендуется также активировать эту опцию, которая с помощью микроимпульсов прогреет форсунки перед запуском в работу. Если такой функции в вашем ГБО нет можно оснастить форсунки рампой с подогревом от охлаждающей жидкости, это увеличит срок эксплуатации форсунок и уменьшит их износ при эксплуатации ГБО зимой.

Рампа для форсунок

  • Еще раз проверьте уровень охлаждающей жидкости и делайте это хотя бы 1 раз в неделю. Без достаточного уровня охлаждайки редуктор просто не сможет нормально работать.
  • Если Вы ставите свое авто в теплый гараж не заправляйте баллон газом «до отсечки», зимний газ в теплом гараже увеличится в объеме. Хотя ради справедливости стоит сказать, что более чем на 80% баллон Вы не заправите, а в теплом гараже газ на 20% не увеличиться.
  • Заправляйте только «зимний газ» на проверенных заправках.
  • Бытует мнение, что езда на пустом баллоне зимой приводит к образованию на дне баллона конденсата, который в свою очередь влияет на загрязнение форсунок (справедливо исключительно для ГБО 4 поколения). В действительности же существенный вред форсункам конденсат нанести не способен, но если у Вас есть такая возможность старайтесь не допускать езды на «красной лампочке».
  • Увеличенный в зимнее время расход топлива считается нормальным явлением.

Вот и все, о чем мы хотели рассказать в рамках статьи ГБО зимой, если у Вас возникли какие-либо вопросы задавайте их в комментариях к статье и мы обязательно на них ответим.

 

ГБО зимой

5 (100%) 4 vote[s]

 

 

gbo4auto.ru

Качество газовой смеси — ответы на популярные вопросы

Качество газовой смеси, что такое зимний газ и какой газ лучше, ответы от компании «Промгаз»

«Что такое «Зимний газ»?

Отвечаем:

Газ, используемый для заправки емкостей — это смесь различных газов (СПБТ): Основные — пропан и бутан, а так же дополнительные газы, которые могут присутствовать в незначительных количествах.

Чем отличается Пропан от Бутана?

Отвечаем:

Главное отличие (для практических целей) — в температуре и давлении перехода газа в жидкое состояние. Именно в жидком газе можно запасти в баллоне намного больше энергии (при сгорании), чем в сжатом газообразном состоянии. При нормальном давлении (760 мм) пропан сжижается только при охлаждении до минус 44 гр.С, а бутан — при минус 3 гр.С.

При комнатной температуре давление над жидким пропаном равно 9 атм, а над жидким бутаном — всего 2 атм. Если баллон с жидким пропаном нагреется (например, в жарких странах или на солнце) до 50°C, то давление в нем поднимется до 17 атм, что может быть опасно, тогда как в баллоне с жидким бутаном давление при 50°C будет всего 5 атм.

Пропан значительно дороже Бутана, но именно он обеспечивает давление в системе подачи газа. Чем больше Пропана, тем меньше конденсата, постоянное давление и выше надежность газовой системы в целом.

Использование Бутана зимой практически не возможно — при температуре всего в 3 гр.С он перейдет в жидкую фазу и практически не будет испаряться. Система подачи газа остановится.

На практике используют смесь. Причем различают зимнюю (с большим содержанием Пропана) и летнюю с меньшим содержанием Пропана.

Если Вы заправляете свой газгольдер весной или летом, Вы обязательно должны запросить у своего поставщика качественный состав смеси. Если Вы планируете выработать весь заправленный объем в летнее время, то особых проблем при использовании летней смеси у Вас не возникнет. Но если Вы планируете оставить газ на осень или зиму, то заправлять газгольдер летним газом категорически не рекомендуется. Газ замерзнет, будет плохо испаряться, подача газа будет прерываться, давление скакать. И в конечном счете Вы рискуете остаться без отопления в зимний период. Ваш газгольдер может стать непригодным для использования.

Обратите внимание, что согласно ГОСТ 20448-90 для нашей климатической зоны установлены следующие сезонные интервалы:

  • летний период — с 1 апреля по 1 октября;
  • зимний период — с 1 октября по 1 апреля.

В погоне за клиентами, многие компании снижают стоимость газа за счет удешевления газовой смеси.

В нашей стране рынок углеводородов достаточно прозрачен, ценообразующих компаний не так много, поэтому входящая цена на газ у всех поставщиков практически одинакова.

К нам часто обращаются люди с просьбой помочь, после заправки газгольдеров недобросовестными поставщиками. Помните — реанимировать Ваш газгольдер в зимнее время (особенно если он практически полный) — достаточно сложно и ведет к дополнительным затратам, вплоть до покупки нового газа и ремонта оборудования.

Если Вам предлагают газ по заниженной (ниже рынка) цене, Вы обязательно должны задать себе следующие вопросы:

  • Почему?
  • Что за газ, почему дешевый?
  • Что с газом будет зимой?
  • Надежна ли компания, сколько лет на рынке?
  • Смогу ли я обратиться к ним в случае возникновения проблем?

Мы желаем Вам удачи, хорошего настроения и …

… надежного поставщика сжиженного газа.

Обращайтесь к нам!

Поделиться информацией:

Похожее

gazpromoff.ru

Эксплуатация ГБО зимой | Автомобиль На Газу

Неважно, насколько свежая версия ГБО в вашей машине установлена – как и бензиновый, дизельный двигатели, ГБО также должно быть адаптировано к езде зимой. Особенно это относится к пропан-бутановой системе тяги.

Расход газа зимой

Если для метановых ГБО из-за “космической” температуры кипения метана – минус 162 градуса – особой разницы нет, во сколько примерно обойдётся расход метана летом и зимой, то в условиях значительного колебания температуры, достигающей 35-50 градусов, для пропан-бутановых смесей отличие расходной статьи в жару и в лютые морозы уже заметно.

Летом бутан с пропаном мешают примерно равными долями, получается своего рода тяжёлая газободяга, куда более тяжёлая, чем воздух – а не чистый пропан. Зимой же доля бутана снижается до 20% – его испарение происходит при температуре в минус полградуса по Цельсию, в то время как пропану подавай целых -42.

При заправке “летним” составом, стоит приключиться морозу, как испарительный редуктор окажется бесполезен, следовательно, ГБО не заведёт машину, и автоматика ЭБУ мгновенно переведёт её в режим потребления бензина. Если авто изначально газопотребляющее – оно вообще не заведётся, либо тут же заглохнет, пока вы не снимете баллон с “летним” газом и не установите другой баллон, заполненный “зимним” газосоставом.

Также энергоёмкость чистого пропана 101 000 кДж на “куб”, для бутана же — 133 000 кДж. Зимой приходится “газовать” энергичнее, дабы разогнаться до аналогичной скорости — либо в тот же срок довести точно такой же объём груза — что и летом. Дальнейший расчёт показал: для пропанового топлива эти покзатели следующие:

  • 1,19 л “летнего” пропана равно литру бензина;
  • Зимой же необходимы литр с четвертью “зимней” пропан-бутановой смеси – для получения такого же эквивалента.

Вывод: перерасход пропана по отношению к бензину может возрасти с 19 до 25 процентов. Различие невелико, но при езде в тысячи километров за сезон (например, если вы – “бомбист”) вы всенепременно это ощутите.

Эксплуатация ГБО 4-го поколения зимой

Несмотря на активное распространение пропан-АГЗС в России, качество газа зачастую из-за ненадлежащего, не соответствующего на 100% евростандартам теоснащения, оставляет желать лучшего. Это не даёт фирмам-производителям ГБО-установок гарантировать отличную, слаженную работу их продукции. Некоторые заправщики ленятся с наступлением холодов сразу же перевести всех своих клиентов на “зимний” пропанобутан – они просто ждут, пока старые запасы в цистернах АГЗС не будут распроданы. Для северных районов России количество бутана снижается даже не до 20, а до 10 процентов – физика, ничего не поделать.

Значит, настало время решить проблемы езды на ГБО. В частности, 4-е поколение – на 2018 г. Наиболее распространённое, далеко не все спешат перейти (или уже перешли) на ГБО 5/6 поколений.

Важно! Нижеописанные неполадки – скорее всего внегарантийные, и в бесплатном сервисе вам попросту могут отказать.

Недобор по мощности. Мотор не выдаёт заявленной мощности. Автомобиль самостоятельно переключается на бензин, стоит вам “газануть”. Приборы сообщают о недоступности газотоплива.

Не переусердствуйте с тягой! Перейдите на бензин.

Заниженное давление газа – менее 3 бар – влияние похолодания: при -16 градусах или резко уменьшившемся запасе газа (меньше, чем полбаллона).

В случае истощения запасов газа в баллоне дозаправьте последний нужным количеством газа, не превышая безопасный норматив. Если это не помогло – возможно, газ не вполне хорошего качества. В пределах разумного расходуйте газ, не перегрузив мотор, и найдите другую заправку, где качество газа заметно выше.

Не вполне качественный старт. Постояв значительное время, машина не сразу заводится, при этом есть постоянный запах газа. Возможно, газ некачественно очищен заправщиками, либо образовалось слишком много водяных паров. На морозе газоклапан закрывается недостаточно плотно, такая же работа наблюдается в одной из форсунок двигателя. При этом газ преждевременно переходит в камеру сгорания.

Для решения данной проблемы закройте газ на вентиле самого баллона. Рассмотрите ГБО и сам мотор – не испаряется ли где газ, нет ли где случайной перфорации запчастей газобаллонной установки. При малой утечке дождитесь, пока остатки газа улетучатся, затем стартуйте на бензине. Прогрейте мотор, откройте вентиль на баллоне и переключитесь обратно на газ. При повторении ситуации обратитесь в ближайший автосервис.

Эксплуатация ГБО 2-го поколения зимой

Как и ГБО любого из поколений, это также требует обслуживания и профилактики до наступления морозов и по прошествии зимы.

Помимо отвёрток и ключей, понадобятся также новые фильтры, силиконовая смазка. Для замены подготовьте новые фильтр для редуктора и тонкоочистной бензиновый фильтр с набором нужных комплектующих.

Прогрейте двигатель почти до температуры кипятка. Недостаточный нагрев, например, до тёплого состояния, вряд ли прогреет более тяжёлые фракции настолько, чтобы они растопились и стекли относительно легко.

Прежде всего нужно слить газоконденсат. Как ни странно, но в газ, который вам закачивают, возможно, попадают масляные остатки с клапанов газокомпрессоров АГЗС, ведь сами компрессоры чем-то напоминают механику газобензинного ДВС. Сделайте следующее:

  1. Не гася работу двигателя, закройте расходкран баллона.
  2. Дождитесь прогорания остатков газа – мотор сам остановится.
  3. Вырежьте из пластиковой бутылки корытообразный резервуар для сбора газоконденсата.
  4. Открутите болт-пробку внизу на редукторе и слейте газоконденсат, закрутите данную пробку обратно.

Редуктор очищен, настало время сменить фильтры. Сделайте следующее:

  1. Снимите винты на крышке фильтра редуктора. При этом остаток газа выйдет с хлопком.
  2. Снимите после крышки резиновые кольца. Если они повреждены (имеются разрывы, трещины) – установите вместо них новые.

На всякий случай снимайте разборные стадии фильтра на видеокамеру – это вам поможет собрать всё обратно, особенно когда вы ещё недостаточно уверены в верности последующей сборки.

Ржавчина, например, сообщает о том, что, возможно, баллок прохудился и есть опасность, что однажды он рванёт… Медные включения – о нарушении  целостности трубопроводов изнутри. А вот полная забитость фильтра масляными включениями – о вообще никудышной очистке газа на АГЗС.

Смена фильтра рекомендуется после каждых 10.000 км пути. Не дожидаясь, пока этот предел будет достигнут, т.е.сменив данный фильтр значительно раньше, вы сбережёте редуктор и сам мотор от частого ТО.

Теперь соберите систему обратно:

  1. Нанесите на резиновые прокладки немного силиконовой смазки.
  2. Смонтируйте фильтр в обратном порядке. Не забудьте фльтрующие прокладки!
  3. Установите винты вместе с крышкой на прежнее место.
  4. Если вы ещё не поставили болт-пробку, открутив который, вы слили газоконденсат – закрутите его.

При наличии более 5 мл газоконденсата за сезон немедленно смените заправку.

Слив конденсат и сменив фильтры, проверьте наличие дефектов трубопроводов и соединений (утечка газа), нанеся мыльную пену на предполагаемые места газоутечки.

Устранить утечку газа в медной трубе можно, например, запаяв трещину оловянно-свинцовым припоем. Но такой ремонт не вполне долговечен – поскорее обратитесь на СТО для замены трубопровода.

Проблемы зимой с ГБО

Проблемы с зимней эксплуатацией ГБО следующие:

  • Помимо вышеуказанной проблемы с заправкой газом, ещё более существенное препятствие – образование газоконденсата, следствие нетщательной очистки газа. В сжиженном газе более тяжёлые включения, при нормальных условиях не являющиеся газом, легко растворяются в нём. Они преодолевают газофильтр и оказываются в испраяющем редукторе. Сам пропанобутан испаряется и полностью выгорает – а вот капли образующегося масляного газоконденсата оседают на форсунках, что и является очередной проблемой мощностного недобора мотора.
  • Газоконденсат – также враг редукторов с непосредственным управлением клапан-дозатором (Prins, KME). Попадая между направляющим цилиндром и самим клапаном точность последнего сбивается, нарушается давление газа на пути к форсункам. Последствие – сбои, повышенная растрата газа и всё тот же мощностной недобор.
  • Клапаны форсунок также пристают к электромагниту из-за газоконденсата. А из-за большей растраты газа выгорают как сами клапаны, так портятся и форсунки. Даже форсунки нового поколения, обладающие соленоидальным электромагнитом, всё равно пристают к газу, когда конденсат осмоляется и становится похожим на клей. В любом случае, обнаружив такие перебои, обратитесь в СТО для очистки клапанов и форсунок.
  • Если газ по-прежнему подаётся грязным, позаботьтесь о фильтрах, устанавливаемых после редуктора. Не экономьте на них – берите сразу брендированные, высококачественные изделия, отличающиеся безотказной работой в течение хотя бы усреднённого заявленного срока.
  • Как уже говорилось, газоклапаны забиваются мусором от плохо очищенного газа, и также наружают отлаженную работу мотора. Поставьте на баллон мультиклапан, обладающий собственным электромагнитом – его наличие упростит условия работы мотора.
  • Запрет срабатывания отсечки мультиклапана вообще может привести к взрыву или пожару. Делов том, что отсечник мультиклапана не блокирует воздушный зазор в самом баллоне. Если на морозебаллон был заправлен “под самое горло” – аварийный стравливающий клапан сработает, т часть газа утечёт, что небезопасно, ибо с пропаном, как ранее отмечалось, такие шутки плохи.

Нажмите, чтобы оценить этот пост!

[Total: 2 Average: 5]

na-gazu.ru

Можно ли оставлять на зиму летний газ в газгольдере

Можно ли оставлять на зиму летний газ в газгольдере

Создано: 09.10.2018 07:43

Часто домовладельцы, чтобы обезопасить себя от форс-мажорных ситуаций с поставкой газа или в местах, где невозможна прокладка централизованного газопровода, заказывают монтаж газгольдеров. К этому оборудованию подключается система отопления, нагрева воды и плиты для приготовления пищи. Это дает существенную экономию Но чтобы оборудование работало эффективно и бесперебойно, нужно соблюдать правила монтажа и рекомендации по эксплуатации.

Газгольдер для дома

Специфика работы и заправки разных типов газгольдеров

Газгольдеры бывают наземными и подземными, горизонтальными и вертикальными. У этих устройств различается объем и размер, форма горловин, которые бывают низкими или высокими. Каждый хозяин делает свой выбор, учитывая такие факторы, как:

  • площадь дома, которой которой зависит потребность в газе и V резервуара;
  • частоту использования оборудования — дом может быть с постоянным или сезонным проживанием;
  • климат местности — в первую очередь глубина промерзания грунта, уровень грунтовых вод.
  • Для местности с холодным климатом стоит выбрать минигазгольдер с горизонтальным монтажом и достаточно высокой горловиной. Это позволит разместить емкость ниже уровня промерзания почвы. Ее заправляют сжиженным миксом пропан-бутана — у этих компонентов разная температура нагревания. При этом специалисты еще и отличают зимний и летний газ

  • Газгольдер с высокой горловиной
  •  

    В чем отличие зимнего газа от летнего и можно ли последний использовать в холода?

    Для летнего периода больше подходит бутан — этот газ испаряется под давлением в момент перехода через испаритель, когда температура воздуха плюсовая А вот пропан способен испаряться при отрицательной температуре и этот факт стал основанием заправлять им газгольдеры в холодное время года.

    Смесь в каждое время года имеет различающееся соотношение этих компонентов. Так, в летнем варианте соотношение пропан-бутан равно 60:40 (как вариант допускается 50:50). Зимой пропорции меняются — процентное соотношение составляет 75:25 (возможно 80:20). Из этих цифр очевидно — для зимы в смеси должно быть больше пропана. Он не кристаллизуется и хотя стоит дороже, гарантирует, что топливо не замерзнет даже находясь в наземной емкости.

  • Состав зимнего и летнего газа
  •  

    А вот для подземных накопителей не играет большого значения, какой микс заправлен. В любом случае она надежно защищена от промерзания — для этого должны быть соблюдены все требования и выдержаны нормы к монтажным работам. В некоторых случаях домовладельцы устанавливают газгольдеры в неотапливаемых сараях, бытовых постройках, пустующих гаражах. В них пропорции смеси важно четко придерживаться в зимний период. Рачительные хозяева, зная все тонкости в работе систем, стараются в теплый период максимально использовать закачанную летнюю смесь и к холодам заправить устройство зимней смесью.

www.gazekoset.ru

Газ всесезонный

16 Января 2017

Газовое оборудование стало необходимым атрибутом для путешественника. С помощью плиток и газовых баллонов разогреваются зимние палатки, готовится пища, растапливается снег. Жизнь современного туриста стала намного легче, чем это было несколько десятков лет назад. Опытные любители отдыха на лоне природы уже знают, что газовые баллоны нужно выбирать в соответствие с сезоном и типом перехода. Например, летом в поход в горы желательно брать с собой всесезонный газ. Связано это с тем, что в горах температура воздуха намного ниже, нежели чем в низине. Разнится и атмосферное давление. Все эти нюансы следует учитывать и приобретать баллоны по назначению. Компания «Следопыт» предлагает универсальный продукт – газ всесезонный в баллонах, который можно брать в путешествия, как в зимний, так и в летний период.

 



Отличия всесезонного газа от летнего и зимнего типа

Компания «Следопыт» при разработке состава газовой смеси учла все «прелести» климатических условий. Производитель предлагает баллоны с летним, зимним и всесезонным газом. Наибольший интерес у туристов вызывает последний тип смеси. Диапазон ее действия широк – от -20° до +35°. Использование газового баллона в любое время года возможно благодаря определенному процентному соотношению главных компонентов газовой смеси – пропан, бутан и изобутан. В холодное время года, например, показатели температуры кипения изобутана и пропана наиболее предпочтительны, чем у бутана. Поэтому в зимних смесях изобутана будет больше, чем бутана. В летних смесях наоборот – бутана больше, чем изобутана и пропана. Всесезонный тип газового баллона содержит оптимальное процентное соотношение газов так, чтобы баллон горел даже при низких температурах. 

В таких смесях соотношения следующее:

  • Бутана содержится 55%.
  • Изобутана содержится 25%.
  • Пропана – 20%.

Также следует учитывать очередность горения газов. В первую очередь горит самый легкий тип газа – пропан. Во время его горения температура воздуха в палатке в зимнее время уже достигнет плюсовых показателей, что позволит бутану и изобутану гореть без перебоев, плевков и угасания. Благодаря такому процентному соотношению смеси баллон можно использовать в любое время года.

 



Преимущества всесезонного газа

Один из главных плюсов всесезонного газа – это использование оборудования в любой сезон. Эта смесь пользуется большой популярностью у туристов. Она будет гореть и зимой, и летом. Более того, производитель «Следопыт» предлагает удобные варианты объема баллонов и типа крепления. Оборудование легко умещается в боковых карманах рюкзаков, имеет небольшой вес, что немаловажно при походах на высоты. 

В таких путешествиях каждый грамм имеет значение. В ассортимент компании «Следопыт» входит:

  • Баллоны по 230 г с резьбовым типом соединения.
  • Баллоны по 450 г с резьбовым типом соединения.
  • Емкости по 220 г с цанговым типом крепления.
  • Емкости 336 г с цанговым захватом.

Всесезонная смесь включает в свой состав ароматические примеси, которые позволяют выявить утечку газа. Это немаловажный нюанс, так как при обогреве закрытых палаток в зимнее время утечка газа недопустима. Особое внимание уделяют типу крепления. Многие путешественники имеют самодельные способы крепления баллона с плиткой. По этой причине можно найти емкости и с цанговым захватом, и с резьбовым соединением. Более того, компания «Следопыт» имеет в наличии специальные адаптеры и переходники. Поэтому проблем с подсоединением не будет. Благодаря широкому выбору типов емкостей и объемов, турист приобретет нужное ему оборудование.

 



Советы по использованию всесезонного газа

Несмотря на широкий диапазон температур, от -20 до +35, всесезонная смесь требует особого к себе отношения. При температурах ниже -20 емкость с газом желательно предварительно прогреть. Многие за несколько часов до предполагаемой стоянки кладут баллоны с газом в рукава. Это простой способ подготовки топлива. Можно приобрести специальное оборудование, которое будет поддерживать оптимальную температуру смеси. Газовые плитки в большинстве своем уже имеют подогрев. Всегда помните о том, что при горении смеси емкость остывает, а не разогревается. Поэтому так важно ее разогревать при очень низких температурах. Важно подсоединять емкости с газом согласно инструкции. Не держите баллоны под углом. Они должны располагаться либо вертикально, либо горизонтально. 

Следуя всем правилам по эксплуатации газового оборудования, риски по возникновению пожара или отравления продуктами распадами сводятся к нулю. Приобретайте оборудование от проверенных производителей. Следите за тем, чтобы на емкостях был указан состав смеси и процентное соотношение газов. Компания «Следопыт» позаботилась о том, чтобы путешествия всегда были безопасными, интересными и комфортными!

sledopyt.net

Как утеплить газовый баллон на улице зимой: обзор лучших способов

Баллонный газ относят к «дачному» варианту поставки топлива и применяют там, где нет возможности подключиться к газовой магистрали. Если для плиты достаточно одного баллона с пропан-бутаном, то для обслуживания котла приходится подключать несколько.

Пользоваться резервуарами, наполненными сжиженным газом, просто, но в зимний период могут возникнуть проблемы – газ замерзает или выпадает в виде конденсата. В результате этого плита или котел перестают функционировать. Разберемся, как утеплить газовый баллон на улице зимой, чтобы подача топлива в дом была стабильной.

Содержание статьи:

Правила монтажа газовых баллонов

Необходимость в обогреве газовых баллонов возникает, когда низкая уличная температура охлаждает их, чем замедляет выработку газа. В результате рабочий объем топлива снижается, приходится чаще производить .

Кроме того, появляется риск , который также затрудняет поступление газа к горелкам – например, к кухонной плите или котлу.

Газовые баллоны в металлическом ящикеГазовые баллоны в металлическом ящике

Традиционный способ установки газовых баллонов – в металлический шкаф (кожух) на улице, в непосредственной близости от домашнего газового оборудования, к которому производится подключение

Металлические стенки шкафа защищают баллоны от механических повреждений, ветра и влаги, но не обогревают их. Температура воздуха внутри кожуха равна температуре на улице. Холод передается на корпус резервуаров и охлаждает топливо, которое находится в жидком состоянии. При низких температурах переход в газообразное состояние затрудняется, выпадает конденсат, свойства топлива меняются.

Наиболее негативное последствие действия холода – остановка подачи топлива в дом, которая может заблокировать всю хозяйственную деятельность.

Иней на корпусе газового баллонаИней на корпусе газового баллона

Иногда последствия воздействия холода очевидны: нижняя часть баллонов покрывается инеем. Это не говорит о том, что газ обязательно перестанет поступать к плите, но сигнализирует о возможности такого исхода

Для заправки баллонов используют два компонента – бутан и пропан. Они отличаются характеристиками: сжиженный бутан при отрицательных температурах теряет свои свойства, а пропан, напротив, не работает в жару.

Соединяя компоненты в нормативных пропорциях, получают оптимально подходящую смесь для использования в климатических условиях того или иного региона. Подробнее о пропорциях разных видов газа в смеси – в ГОСТ 20448-90.

Пропорции газа летом и зимойПропорции газа летом и зимой

Учитывая, что температурная амплитуда, в зависимости от теплого или холодного сезона, резко меняется, применяют два вида газа – зимний и летний. Они отличаются процентным соотношением пропана и бутана

В нормативной документации о технологиях утепления баллонов ничего не говорится. Например, в СНиП 31-02 – основном документе о газоснабжении загородного дома – излагаются требования только к монтажу источников топлива, информация о теплоизоляции отсутствует. Именно поэтому работники газовой службы рекомендуют не утеплять баллоны.

Способы утепления баллонов на улице

Для сохранения в рабочем состоянии баллоны утепляют всевозможными способами. Некоторые из них эффективны, другие – бесполезны, а третьи могут быть опасными для жизни.

Выясним, чем лучше утеплить зимой на улице газовый баллон, чтобы не возникало проблем с подачей топлива, а жильцы могли не беспокоиться за собственное здоровье.

Способ #1 – теплоизоляционные материалы

Несмотря на запреты сотрудников газовой службы, владельцы частных домов нередко «окутывают» баллоны всевозможными утеплителями: минватой и стекловатой, листами пенополистирола и вспененной резины – то есть бытовыми утеплителями, активно применяемыми при строительстве домов, возведении кровель, настилании полов.

Теплоизоляция газового баллона ИзолономТеплоизоляция газового баллона Изолоном

Один из вариантов «утепления» газового баллона. Металлический резервуар оборачивают утеплителем в надежде, что он согреется и перестанет замерзать при низких температурах

На самом деле, обернуть емкости утеплителем – откровенно примитивный и малоэффективный способ согреть газ в баллонах.

Почему этот метод не работает? Дело в том, что теплоизоляционные «одеяла» хороши, если объект самостоятельно вырабатывает тепло.

Теплоизоляция жилого домаТеплоизоляция жилого дома

Условно к таким объектам можно отнести человеческое тело или отапливаемое помещение: энергия постоянно преобразуется в тепло, а задача теплоизоляционных материалов – его сберечь

Баллоны с газом никакого тепла не вырабатывают, поэтому, даже обернутые в три слоя минваты или пенополистирола, они остаются такими же холодными. Соответственно, и сжиженное топливо внутри не меняет своих характеристик – то есть никаких положительных изменений не происходит.

Вывод: если газовый баллон самостоятельно не вырабатывает тепло, эту функцию должен производить условный «утеплитель» – устройство, получающее электрическое питание.

Переходим к теплоизоляционным технологиям, которые действительно могут изменить ситуацию и согреть газ в баллонах в зимнее время.

Способ #2 – греющий кабель

При условии, что используется исправный сосуд, а его установка произведена по всем правилам, пользуются обогревом газового баллона электрическим греющим кабелем.

Вариантов теплоизоляционных систем множество – от покупных до самоделок, собранных из провода и терморегулятора.

Принцип работы саморегулирующих кабелейПринцип работы саморегулирующих кабелей

Принцип работы саморегулирующих кабелей прост: они вырабатывают тепло в зависимости от окружающей температуры. Чем холоднее на улице, тем больше тепла отдает электрокабель

Для возможности регулировки температуры провод подключают к терморегулятору. С помощью механических моделей можно вручную устанавливать рабочие параметры. Саморегулирующие кабели работают в автоматическом режиме и не требуют постоянного контроля.

Чтобы создать самодельную утепляющую систему для 3-х баллонов, потребуются:

  • 9-метровый электрический провод 3*1,5;
  • 3 терморегулятора – по 1 на каждый баллон;
  • 25 м теплоизоляционного материала «термофол»;
  • 3 м ПВХ пленки;
  • 3 м ИК пленки;
  • 12 стяжек для фиксации утеплителя;
  • монтажный комплект.

Сначала баллон оборачивают обычной ПВХ пленкой, затем – инфракрасной, к которой подключают питающий провод с терморегулятором. Чтобы сохранить тепло, сверху надевают чехол из «термофола» и закрепляют его стяжками.

Система обогрева от электропитанияСистема обогрева от электропитания

Преимущества самодельного «обогревателя» – постоянный подогрев баллона, когда температура воздуха становится низкой. Когда обогрев не нужен, достаточно вынуть вилку из розетки

Способ нельзя назвать самым безопасным, потому что соседство электрических кабелей и газового резервуара при определенных условиях рискованно.

Но если соблюдать правила монтажа и технику безопасности, устройство можно применять на протяжении всего холодного сезона.

Способ #3 – электрические устройства

Принцип обогрева греющим кабелем был принят во внимание, и в связи с неугасающим спросом на газовые баллоны наиболее предприимчивые производители стали выпускать электрические «грелки». Они гарантируют качественную теплоизоляцию баллонов и сохранение свойств газа, при которых он не теряет рабочих функций.

Можно выделить два эффективных и безопасных устройства:

  • термоодеяло для газового баллона;
  • обогреватель.

Термоодеяло рассчитано на обогрев стандартных . Подсчитано, что в холодный период оно позволяет экономить до 30% сжиженного топлива благодаря тому, что испарение пропана происходит стабильно, конденсат не выпадает и заправку приходится производить гораздо реже.

Термоодеяло для газового баллонаТермоодеяло для газового баллона

Чехол шьют из прочных синтетических материалов с утеплителем типа синтепона, внутрь помещают электрический кабель в силиконовой оболочке, равномерно распределяя его по всей площади. Для крепления используют «липучки»

Размеры электроодеял могут быть различными. Кроме стандартных чехлов на баллоны производят изделия и для обогрева газгольдеров. Поддерживаемая температура – +40 °С (± 5 °C), мощность – около 160 Вт. Потребление энергии экономичное: при температуре воздуха на улице -15 °С одеяло расходует не более 80 Вт/ч.

Электрообогреватель отличатся от термоодеяла размерами: он не полностью закрывает баллон, а только его нижнюю часть. Но принцип работы тот же: электричество вырабатывает тепло, которое в постоянном режиме передается на корпус баллона.

Обогреватель для газового баллонаОбогреватель для газового баллона

Образец обогревателя для газового баллона – польская модель Koma PG 2. Преимущества: возможность использования 95% топлива, равномерное и полное испарение, экономичность

Обогреватели выпускают для баллонов 27 и 50 л, температура нагрева – +40 °С. Степень защиты – IP 44, то есть изделие можно применять и на улице, при условии, что баллоны заключены в металлический шкаф.

Альтернативный способ – теплое помещение

Чтобы не искать способы утепления резервуаров, установленных на улице, можно поступить проще – перенести баллоны в отапливаемое помещение. В комфортных условиях баллоны «отдают» почти весь объем топлива, поэтому заправку нужно производить реже, а проблем с перемещением газа внутри системы подачи не возникает.

Главное – соблюдать правила установки и эксплуатации:

  • баллон устанавливают вертикально;
  • сосуд должен находиться в доступности для техобслуживания, осмотра или замены;
  • расстояние от резервуара до плиты – не менее полуметра, до радиатора или печки – не менее 1 м;
  • если напротив расположена топка, расстояние увеличивают минимум до 2 м.

Одно из главных требований касается выбора комнаты для установки.

Газовый баллон в специальном отделении плитыГазовый баллон в специальном отделении плиты

Нельзя производить монтаж в спальне, гостиной или других жилых комнатах. Баллон устанавливают в том помещении, где находится газопотребляющее оборудование – плита, то есть на кухне

Емкость с сжиженным газом обычно устанавливают или прямо рядом с плитой, или в соседнем нежилом помещении, перекинув шланг подачи топлива через отверстие в стене.

Нельзя, чтобы баллоны содержались в подвалах, цокольных этажах и любых других помещениях, не оборудованных вентиляцией или системой для проветривания.

И запомните важное условие: если ваш дом имеет более 2-х этажей, размещение любых емкостей с газом внутри здания запрещено!

Как отогреть газ при замерзании?

Рассмотрим последние вопросы: что делать, если газ уже замерз и как разрешено производить зимой подогрев газового баллона?

Если вы заметили, что корпус сосудов , поступление топлива к горелкам затруднено или совсем прекратилось, можно попробовать отогреть баллон.

Ни в коем случае нельзя применят источники открытого пламени – подносить к корпусу зажигалки, горелки, паяльные лампы, горящую лучину и пр. В результате может произойти взрыв с неприятными последствиями.

Взорвавшийся газовый баллонВзорвавшийся газовый баллон

Результат «встречи» газового баллона с открытым огнем. Резкий нагрев вызывает повышение давления, расширение и мощный взрыв, разрывающий металлическую оболочку

Способы, которые можно применять для одноразового, аварийного обогрева:

  1. Облить сосуд горячей водой или воздействовать горячим паром. Процедуру нужно выполнять медленно, при закрытом вентиле. В конце следует продуть , чтобы удалить влагу.
  2. Использовать химическую или солевую грелку, как это происходит в походных условиях. Химические грелки – одноразовые и действуют 6-7 часов. Солевые – многоразовые, но температура нагрева до +50 °С, тогда как рекомендуемая – +40 °С.
  3. Временный перенос сосуда в теплое помещение. Обогрев будет более эффективным, если баллон ненадолго поставить около радиатора.

Перечисленные меры не спасут источник топлива от последующих замерзаний, но способны выручить в аварийной ситуации.

Выводы и полезное видео по теме

Простейшее утепление саморегулирующим кабелем:

Пример самодельного обогревателя – видеоинструкция:

Вариант обогрева ящика для баллонов:

Вопрос, можно ли своими силами греть газовый баллон, остается открытым. Если вы определили, что система подачи топлива перестала работать из-за охлаждения сосуда, рекомендуем воспользоваться безопасными и разрешенными способами, с учетом всех требований.

В ином случае вы можете «заработать» штрафные санкции от сотрудников газовой службы или, что еще хуже, подвергнуть жизни жильцов опасности.

Пожалуйста, поделитесь опытом, если вам доводилось обогревать баллон в зимний период. Оставляйте свои комментарии, вносите предложения – блок для связи расположен под статьей.

sovet-ingenera.com

может ли замерзнуть газ в баллоне и как это предотвратить

Одна из самых распространенных проблем газового оборудования, которое работает на смешанном пропане и бутане – образование инея на поверхности газового баллона. Это свидетельствует о том, что газ внутри металлической емкости замерзает. Данная проблема способствует некорректной работе газового оборудования или полному прекращению подачи газа из баллона.

Так почему газовый баллон покрывается инеем и как можно избежать этой проблемы? В данной статье собрана исчерпывающая информация о причинах образования инея и способах его предотвращения, на основе чего вы сможете обеспечить правильную работу вашего оборудования.

Содержание статьи:

Причины образования инея на баллоне

Постараемся разобраться, почему происходит так, что замерзает газ в баллоне, находящемся на улице, при понижении температуры воздуха.

Так, для начала нужно понять, что охлаждение частиц происходит при интенсивном высвобождении газа из баллона. Поскольку газ внутри емкости закачивается под давлением, он сконцентрирован в жидком состоянии. Вследствие этого происходит частичное замерзание жидкого газа во время его высвобождения.

Как известно, примерно на 80%. Это делается из соображений безопасной эксплуатации газового оборудования. Поскольку газ имеет свойство расширяться, это может привести к тому, что от избыточного давления баллон разорвёт. Расширение газа внутри баллона происходит от его нагревания независимо от источника тепла. Процесс расширения начинается даже при воздействии прямых солнечных лучей или другого нагревательного элемента.

Причина #1 — низкая температура воздуха

Исходя из практики использования баллонов, оптимальная температура при которой оборудование будет нормально работать составляет примерно 10 градусов, а при снижении этой отметки, начинаются проблемы с подачей газа в систему.

Если ваше оборудование находится в помещении с отоплением, тогда не стоит обращать внимание на эти показатели. Также не стоит беспокоиться о том, что ваш газовый баллон замерзнет и выйдет из строя, если оставить его в помещении без отопления в зимнюю пору года. Зимняя температура слишком маленькая, чтобы полностью заморозить топливо.

Что делать если газовый баллон начал покрываться инеемЧто делать если газовый баллон начал покрываться инеем

Чтобы газовый баллон не замерзал, температура воздуха не должна быть ниже чем 10-15 градусов, для этого необходимо перенести оборудование в более теплое место или установить электрический обогреватель

Причина #2 — высокое содержание бутана

А сейчас разберемся, может ли замерзнуть газ, который находится внутри баллона, и как это предотвратить. Так, чтобы обеспечить правильную работу газовых приборов, необходимо соблюдать правильное соотношение пропана и бутана. Правильные пропорции помогут достичь максимального потребления топлива и корректной работы приборов при отрицательной температуре окружающей среды.

Пропорции топлива летом

Как уже было сказано раньше, температура замерзания бутана, отличается от граничной температуры замерзания пропана. Путём практических исследований были выведены оптимальные пропорции для работы оборудования зимой и летом.

Для теплого времени года, топливо смешивается в таких пропорциях:

  • Пропан – 40 %;
  • Бутан 60 %.

Такое соотношение считается наиболее эффективным для потребления. Стоит отметить, что этот вариант имеет более низкую стоимость, чем топливо с «зимней» пропорцией.

Зимние пропорции топлива

Для использования газовых баллонов зимой пропорции будут другими, а именно:

  • Пропан – 60 %;
  • Бутан – 40 %.

В некоторых случаях количество пропана может достигать 80 процентов. Но, исходя из того, что пропан стоит дороже, чем бутан, итоговая цена на топливо также будет выше.

Большая емкость пропана и бутана на заправочной станцииБольшая емкость пропана и бутана на заправочной станции

Пропан и бутан заправляют в газовые баллоны на специальных заправках, которые оборудованы цистернами наполненными газом нужной пропорции для оптимального использования в определенное время года

Подробнее о видах газовых смесей в баллонах мы рассказывали в .

Температура замерзания газа

Теперь поговорим о том, при какой же температуре обычно замерзает газ в баллоне.

А температура полного замерзания этих компонентов разная:

  • Пропан замерзает при температуре -188 градусов;
  • Бутан замерзает при температуре – 138 градусов.

Поэтому в летнее время года пропан в баллон заправляют в меньшем количестве, чем бутан. Очень часто, недобросовестные компании заправляют емкости «летним» вариантом концентрации, так как цена пропана дешевле, чем стоимость бутана.

Газовые баллоны с обмерзшей нижней частьюГазовые баллоны с обмерзшей нижней частью

Основная причина образования инея на газовом баллоне – физические свойства молекул газа внутри емкости, которые при интенсивном высвобождении охлаждаются и приводят к обмерзанию металлической поверхности

Вследствие этого емкость с газом быстро замерзает, если оборудование установлено в неотапливаемом помещении, и подача газа прекращается.

Причина #3 — повышенное потребление газа

Но всё же, почему емкость покрывается инеем только в том месте, где газ находится в жидком состоянии? Низкая температура окружающей среды – не единственная причина обмерзания. Как известно, газовая плита, камин или другое оборудование, которое работает от газового баллона, функционирует при преобразовании газа из жидкого состояния в парообразный вид.

Есть два варианта преобразования газа, а именно:

  • нагревание топлива;
  • естественное испарение.

В этом случае все частицы с мощной кинетической энергией стремительно направляются в верхнюю часть емкости и отделяются от частиц в жидком состоянии с меньшим кинетическим потенциалом.

Обозначение состояния газа внутри баллона в двух положенияхОбозначение состояния газа внутри баллона в двух положениях

Газ, который пребывает в жидком состоянии внутри баллона, всегда находится внизу, а паровая часть стремится вверх. Таким образом и осуществляется высвобождение топлива и подача его в газовую плиту или другое оборудование

В связи с такими условиями жидкое топливо начинает терять температуру. Из этого следует, что при повышении потребления газа понижается температура его жидкого состояния. Проще говоря, чем больше топлива потребляет оборудование, тем быстрее будет замерзать газовый баллон.

По мере охлаждения частиц понижается способность самостоятельного испарения сжиженного газа. Отсюда следует, чем холоднее будут частицы, тем медленнее будет испаряться газ. При этом оборудование начинает работать с перебоями или вовсе перестаёт функционировать.

Действия при обмерзании емкости

Если вы заметили, что ваше оборудование стало работать с перебоями, тогда стоит обратить внимание на поверхность газового баллона. Скорее всего она покрылась инеем. Чтобы возобновить корректное функционирование оборудования, необходимо создать оптимальные для этого условия. Если этого не сделать вовремя, тогда газовый прибор может полностью перестать работать.

Первым делом необходимо определить, по какой причине происходит обмерзание. Если это связано с погодными условиями, тогда нужно создать оптимальный температурный режим для емкости, о том, как это сделать, будет написано дальше.

Если же охлаждение происходит по причине интенсивного потребления газа, тогда нужно сократить расход. Сделать это можно, установив дополнительный баллон, можно несколько. В зависимости от количества потребления топлива. Подключение нескольких баллонов осуществляется при помощи специальной объединяющей .

Подключение нескольких газовых баллонов через металлическую рампуПодключение нескольких газовых баллонов через металлическую рампу

Для подключения нескольких баллонов в газовую систему, используют специальную металлическую рампу, к которой подсоединяют определенное количество баллонов с газом, на рампе установлен клапан и манометр

В рампе должны быть установлены клапан для компенсации давления и манометр, чтобы контролировать уровень топлива в объединенной системе.

Как правильно отогреть газовый баллон?

А сейчас рассмотрим, как обеспечить правильную работу газового оборудования при низкой температуре воздуха, и что можно сделать, чтобы газ не замерзал. Для решения этого вопроса, есть несколько вариантов.

В первую очередь, попробуйте перенести газовый баллон в теплое помещение, через некоторое время иней с поверхности постепенно испарится, а внутри баллона образуются условия, необходимые для преобразования сжиженного газа в парообразное состояние. После этого, подача газа будет восстановлена, и газовый прибор можно будет использовать по назначению.

Но, если  перенести оборудование не представляется возможным, тогда необходимо обогреть ёмкость на месте, чтобы газ внутри не охлаждался. Очень часто, владельцы газовых приборов прибегают к прогреванию баллона путём прямого воздействия огня. Такие действия выполнять категорически запрещено, так как это способствует быстрому преобразованию газа в парообразное состояние, соответственно давление в емкости стремительно растёт и может .

Чтобы уменьшить вероятность охлаждения топлива, можно утеплить баллон специальными материалами, которые предотвращают проникновение холода. Но такой способ подходит при небольших температурных изменениях окружающей среды.

Чем можно утеплять газовые баллоныЧем можно утеплять газовые баллоны

Для того чтобы предотвратить обмерзание газового баллона, можно утеплить емкость специальным материалом с термо-регулирующей основой, но при этом нельзя создавать эффект термоса

Если же на улице более холодная температура, тогда можно воспользоваться специальным обогревательным оборудованием. Электрический обогреватель способен не только отогреть газовый баллон, но и обеспечить постоянную температуру, при которой прибор будет выполнять свои функции с наибольшей эффективностью.

Таким образом, сокращается расход топлива до 30 процентов.

Соблюдение техники безопасности

Очень важно соблюдать основные , чтобы предотвратить трагические последствия. Работа с газовым оборудованием является чрезвычайно опасной, поэтому не рекомендуется самостоятельно подключать или изменять конструктивные элементы оборудования.

Разорванный газовый баллонРазорванный газовый баллон

При неправильном использовании газового оборудования, может произойти взрыв баллона, что в большинстве случаев приводит к сильному пожару с трагическими последствиями

Прежде чем или предпринять какие-то действия по его ремонту, лучше всего обратиться к специалистам по газовому оборудованию. При неправильном обращении с газовыми установками, или при нарушении эксплуатационных условий, газовый баллон может взорваться и привести к возгоранию.

На сегодняшний день зафиксировано очень много трагических случаев, в том числе и со смертельным исходом. Поэтому настоятельно рекомендуем, ответственно относится к выполнению работ, связанных с газом, а также во время пользования оборудованием.

Выводы и полезное видео по теме

Посмотрите видео, чтобы наглядно увидеть, почему обмерзает газовый прибор. Здесь вы также увидите, какой обогреватель использовать для поддержания оптимальной температуры газа внутри баллона.

Теперь мы знаем основные причины, по которым может обмерзать газовый баллон. Если вы заметили, что ваш газовый баллон покрыт инеем, значит необходимо принять меры по устранению данной проблемы. В противном случае оборудование не сможет правильно функционировать, или вовсе перестанет работать, так как охлажденный газ перестает испаряться.

Чтобы обеспечить нормальную работу высвобождения молекул газа, необходимо создать нормальные эксплуатационные условия (повысить температуру воздуха). Если такой возможности нет, тогда можно использовать специальный утеплитель для баллона, или установить обогревательный прибор.

Вы пользуетесь баллонным газом в быту? Расскажите, как вы справляетесь с проблемой его обмерзания, добавляйте полезные рекомендации по методам утепления баллона, принимайте участие в обсуждении – форма для комментариев расположена ниже.

sovet-ingenera.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *